Что такое нарышкинское барокко

Особенности нарышкинского барокко в архитектуре — оформление интерьера

Нарышкинское барокко – аналог европейского стиля. В широком смысле слова это художественное направление. С итальянского переводится – «вычурность, причудливость». Направлению свойственны контрастность, динамичность образов, пышность, царский размах.

История развития

В России первые признаки Нарышкинского барокко как стиля архитектуры появились в конце 17 – начале 18 веков. В те времена происходили перемены, менялся подход к строительству, постепенно отходили от простоты, строгости к более нарядным, экстравагантным формам.

Названием это направление обязано боярскому роду Нарышкиных. В их имениях впервые были построены церкви, сооружения с характерными для него элементами. Новая тенденция стала переходным моментом между старой Москвой и новыми веяниями в Санкт-Петербурге.

В Нарышкинском барокко присутствуют признаки как классики, так и ренессанса, маньеризма.

Архитектура городов

Великолепие Московского барокко можно прекрасно наблюдать в Петергофе, Санкт-Петербурге. Дворцово-парковый ансамбль – сердце всей архитектуры.

Большой Петергофский дворец – центральное здание ансамбля, сооружен в 1714-1725 гг., это памятник архитектуры в стиле нарышкинского барокко.

Что такое нарышкинское барокко. Смотреть фото Что такое нарышкинское барокко. Смотреть картинку Что такое нарышкинское барокко. Картинка про Что такое нарышкинское барокко. Фото Что такое нарышкинское барокко

Лучшими постройками стали:

Шедевральной можно смело назвать Церковь Пресвятой Богородицы в усадьбе Нарышкиных.

Золоченые детали, контраст, яркость, богатство – основные отличительные черты Нарышкинского направления. Во многих строениях видны манерность, театральность:

Особенности стиля

Нарышкинское барокко интересно, разнообразно. Включает в себя смешение разных направлений, образов.

Российские архитектурные шедевры, выполненные в стиле барокко, можно разбить на такие подвиды:

Архитектура выглядит богато. Основные черты стиля – позолота, лепнина, вычурность. Нарышкинское направление связано с узорами, декоративными мотивами, ордерами. Ему присущи:

Что такое нарышкинское барокко. Смотреть фото Что такое нарышкинское барокко. Смотреть картинку Что такое нарышкинское барокко. Картинка про Что такое нарышкинское барокко. Фото Что такое нарышкинское барокко

Русское барокко можно разделить на три основных вида.

ВидОписание
ЦерковноеГладкие линии, яркие реалистичные орнаменты на стенах. Храмы выглядели нарядно, их можно рассматривать часами, вглядываясь в каждую маленькую деталь
ДворцовоеЭто отдельное искусство. Грациозное, по-царски роскошное. Много золота, декора, пышные формы фасадов, колонны, статуи, разнообразные арки, лестницы
КрестьянскоеРусская душа всегда широка, праздник, веселье для русского человека всегда важны. Крестьяне украшали свои избы, ставни окон красочными росписями, русскими орнаментами, делали резные элементы из дерева

Оформление интерьера

Внутри здания имеют необычные овальные формы с нечеткими границами. Здесь царит обилие света, зеркальных поверхностей. Много дверных, арочных проемов, присутствуют живописные элементы, интересные решения освещения, лепнина, золочение.

Основные традиции нарышкинского барокко в интерьере:

Что такое нарышкинское барокко. Смотреть фото Что такое нарышкинское барокко. Смотреть картинку Что такое нарышкинское барокко. Картинка про Что такое нарышкинское барокко. Фото Что такое нарышкинское барокко

Известные зодчие

Самые известные представители стиля:

Зодчие использовали орнаментную лепнину с некоторыми элементами русских традиций.

Нарышкинский или Московский стиль позаимствовал свои корни у европейского. Это один из необычных, роскошных видов искусства того времени. Точные границы этого направления определить невозможно. Поэтому некоторые здания часто относят сразу к нескольким стилям архитектуры.

А вам нравятся здания в стиле Нарышкинского барокко? Сохраняйте статью и делитесь ей в социальных сетях.

Подборка видео закрепит знания по теме статьи.

Церковь Покрова в Филях — нарышкинское барокко.

Источник

нарышкинское барокко

(московское барокко), условное название стиля русской архитектуры кон. 17 – нач. 18 в. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных (церковь Покрова Богородицы в Филях, 1690—93; церкви Троицы в Троицком-Лыкове, 1698–1704, и Спаса в селе Уборы, 1694—97; обе – архитектор Я. Г. Бухвостов). В нарышкинском барокко соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западноевропейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках нарышкинского барокко начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны, полуколонны, пилястры, арки), а также украшения в виде раковин и волют. В ярусной, пирамидальной композиции зданий (над нижним кубом-четвериком возвышаются один или несколько уменьшающихся восьмигранных объёмов – восьмериков) выражено ощущение их плавного восхождения ввысь. Просторные галереи-гульбища с широкими лестницами связывают постройки с окружающим пространством. В стиле нарышкинского барокко в Москве были возведены также церковь Воскресения в Кадашах (1687–1713, архитектор С. Турчанинов), церковь св. Бориса и Глеба в Зюзино (1688–1704), Сухарева башня (1692—95, архитектор М. И. Чоглоков), заново украшены в кон. 17 в. палаты Троекуровых и Аверкия Кириллова.

Что такое нарышкинское барокко. Смотреть фото Что такое нарышкинское барокко. Смотреть картинку Что такое нарышкинское барокко. Картинка про Что такое нарышкинское барокко. Фото Что такое нарышкинское барокко
Церковь Покрова Богородицы в Филях. 1690—93 гг.

Что такое нарышкинское барокко. Смотреть фото Что такое нарышкинское барокко. Смотреть картинку Что такое нарышкинское барокко. Картинка про Что такое нарышкинское барокко. Фото Что такое нарышкинское барокко
Церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы. 1690—97 гг.

Что такое нарышкинское барокко. Смотреть фото Что такое нарышкинское барокко. Смотреть картинку Что такое нарышкинское барокко. Картинка про Что такое нарышкинское барокко. Фото Что такое нарышкинское барокко
Я. Г. Бухвостов. Церковь Спаса в селе Уборы. 1694—97 гг.

Что такое нарышкинское барокко. Смотреть фото Что такое нарышкинское барокко. Смотреть картинку Что такое нарышкинское барокко. Картинка про Что такое нарышкинское барокко. Фото Что такое нарышкинское барокко
Церковь св. Бориса и Глеба в Зюзино. 1688–1704 гг.

Полезное

Смотреть что такое «нарышкинское барокко» в других словарях:

НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО — (нарышкинский стиль, московское барокко), условное (по фамилии Нарышкиных (см. НАРЫШКИНЫ)) название стилевого направления в русской архитектуре кон. 17 нач. 18 веков: светски нарядные многоярусные церкви с обилием пышных декоративных украшений,… … Энциклопедический словарь

Нарышкинское барокко — Русское барокко Голицынское барокко Нарышкинский стиль Петровское барокко Аннинское барокко Елизаветинское барокко Екатерининское барокко Сиби … Википедия

нарышкинское барокко — см … Москва (энциклопедия)

Нарышкинское барокко — (нарышкинский стиль, московское барокко), условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре кон. 17 нач. 18 веков: светски нарядные многоярусные церкви (в Филях и Троицком Лыкове в Москве) и светские здания с… … Строительный словарь

Нарышкинское барокко — (нарышкинский стиль, московское барокко), условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре кон. 17 нач. 18 веков: светски нарядные многоярусные церкви (в Филях и Троицком Лыкове в Москве) и светские здания с… … Архитектурный словарь

«Нарышкинское барокко» — НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО См. Московское барокко … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

нарышкинское барокко — … Орфографический словарь русского языка

Барокко — (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… … Художественная энциклопедия

Барокко — (итал. barocco причудливый, предположительно от португ. perola barroca жемчужина неправильной формы) явление европ. культуры 16 нач. 18 в. Эпоха Б. связана с Вел. географич. и науч. открытиями. Изумление, восторг и ужас перед новой картиной мира… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Барокко — (итал. barocco «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) … … Википедия

Источник

HiSoUR История культуры

Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.

Что такое нарышкинское барокко. Смотреть фото Что такое нарышкинское барокко. Смотреть картинку Что такое нарышкинское барокко. Картинка про Что такое нарышкинское барокко. Фото Что такое нарышкинское барокко

Нарышкинское барокко

Барочное Нарышкин, также называемое московским барокко или москвичским барокко, — это имя, придаваемое определенному стилю барочной архитектуры и декора, который был модным в Москве с рубежа 17-го по начало XVIII века.

Нарышкинское или московское барокко — условное название специфического стиля в русской архитектуре в конце XVII — начале XVIII века, начальном этапе развития архитектуры русского барокко. По его названию архитектурная тенденция связана с молодой, бояринской семьей Нарышкиных, ориентированной на Западную Европу, в которой московские и московские поместья были построены с элементами нового стиля барокко для России того времени.

Главное значение стиля Нарышкина заключается в том, что он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (барочным Петром), построенным в западноевропейском духе Санкт-Петербурга. Стиль Голицына, который был ближе к западноевропейскому барокко, был построен одновременно с Нарышкинским стилем (возведенные в нем здания иногда считаются нарышкинским стилем или используют обобщенное понятие «московское барокко») эпизод в истории русского барокко и не мог играть такой важной роли в истории русской архитектуры.

имя
Название «Нарышкинский» придерживалось стиля после тщательного изучения в 1920-х годах. Церковь Покрова, построенная в конце XVII века. Нарышкин Фили. С тех пор архитектуру Нарышкина иногда называют «Нарышкин», и, учитывая основную область распространения этого явления, «московское барокко». Тем не менее, существует определенная трудность в сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и это связано с тем, что, стадийно соответствующий раннему возрождению, стиль Нарышкина со стороны формы не поддается определению в Категории, сформированные на западноевропейском материале, включают в себя такие функции, как барокко, так и ренессанс и маньеризм. В этой связи предпочтительнее использовать термин «стиль Нарышкина», который имеет давнюю традицию использования в научной литературе.

Предпосылки для появления
В XVII веке. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их секуляризация, выраженная в распространении светских научных знаний, отход от религиозных канонов, в частности, в архитектуре. Примерно со второй трети XVII века. начинается формирование и развитие новой светской культуры.

В архитектуре секуляризм выражался прежде всего в постепенном отходе от средневековой простоты и строгости в погоне за внешней живописностью и элегантностью. Все чаще клиенты церковного строительства стали торговцами и горожанами. Это сыграло важную роль в характере возведенных зданий. Был построен ряд новых элегантных церквей, которые, однако, не нашли поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись секуляризации церковной архитектуры и проникновению в нее секуляризма. Патриарх Никон в 1650-х годах запретил строительство палаточных церквей, выдвинув традиционную пятиглавую церковь, что способствовало возникновению многоуровневых церквей.

Однако влияние светской культуры на российскую архитектуру продолжало расти, а также некоторые западноевропейские элементы проникли в нее фрагментарно. После заключения Россией «Вечного мира с Содружеством» в 1686 году это явление приобрело более масштабные масштабы: установившиеся контакты способствовали широкомасштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, потому что тогда восточные окраины Содружества были заселены православными культурами, близкими по культуре, и часть культуры, включая чисто национальные элементы, была заимствована у них. Сочетание особенностей разных стилей и культур, а также определенное «переосмысление» их русских мастеров и определение специфики нового появляющегося архитектурного направления — стиля Нарышкина.

Стиль
Нарышкинское барокко — это, по сути, слияние традиционной русской архитектуры с элементами барокко, импортируемыми из Центральной Европы. Это в отличие от более радикального подхода петровского барокко, примером которого является Собор Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге и башни Меньшикова в Москве.

Особенности
«Нарышкинский стиль» тесно связан с узором, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проходят трансформированные формы западноевропейской архитектуры — приказы и их элементы, декоративные мотивы, несомненно, из барочного происхождения.

От архитектуры XVI века. он отличается пронизывающей вертикальной энергией, скользящей по сторонам стен, и выбрасывает пышные волны узоров.

Для зданий типа «Нарышкин» характерны смесь противоречивых тенденций и тенденций, внутреннего напряжения, неоднородности структуры и декоративной отделки. Они характеризуются особенностями европейского барокко и маньеризма, отголосками готики, ренессанса, романтизма, слились с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Характерен двойной масштаб — один гигантский, вертикально стремящийся, а другой — миниатюрный-подробный. Эта особенность была воплощена во многих архитектурных проектах в Москве в течение всей первой половины XVIII века. Многие традиции стиля Нарышкина можно найти в проектах IP Зарудный (Меньшиковская башня), Баженов и Казаков.

Элементы внешнего оформления типичного стиля маринистов используются не для расчленения и украшения стен, а для формирования проемов и украшения ребер, как это было принято в традиционной русской деревянной архитектуре. Противоположный эффект создается элементами внутренней отделки. Традиционный русский цветочный узор приобретает барочное великолепие.

Характерный для европейского барокко непрерывного движения, динамика перехода лестницы из космоса в интерьер, в стиле Нарышкина, не получил такого очевидного воплощения. Лестницы скорее спускаются, чем поднимаются, изолируя внутреннее пространство зданий снаружи. В них видны черты традиционной народной деревянной архитектуры.

Лучшими примерами стиля Нарышкина являются центрированные многоуровневые храмы, хотя параллельно с этой инновационной линией много традиционных, бесстольпных, перекрытых закрытым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащенных новыми архитектурными и декоративными формами — сначала из заимствованных из элементов западноевропейской архитектуры ордера, обозначающего тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательному порядку архитектуры. Стиль Нарышкина также характеризуется двухцветной комбинацией красного кирпича и белого камня, использованием полихромной плитки, позолотой резьбы по дереву в интерьере в соответствии с традициями «русская узорочья» и «травяной орнамент». Сочетание красных кирпичных стен, обрезанных белым камнем или гипсом, было типичным для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.

Здания, построенные в стиле Нарышкина, нельзя назвать поистине барочными в западноевропейском смысле. Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурная композиция — оставался русским, и только отдельные, часто едва заметные элементы декора были заимствованы из западноевропейского искусства. Таким образом, состав ряда возведенных церквей противоположен барочному — отдельные тома не сливаются в одно целое, пластически переходя друг в друга, но помещаются один над другим и строго ограничены, что соответствует принципу типичного для древнерусской архитектуры. Иностранцы, как и многие русские, знакомые с западноевропейскими барочными узорами, стиль Нарышкина воспринимались как поистине русское архитектурное явление.

Здания
Некоторые из первых зданий в новом стиле появились в московском и московском имениях боярской семьи Нарышкиных (из клана матери Петра I, Наталии Нарышкиной), в которой изящные многоуровневые церкви красного кирпича с (яркие примеры: Церковь Покрова в Фили (1690-1693), Троицкая церковь в Троице-Лыковском (1698-1704), которые характеризуются симметрией композиции, консистенцией масс и расположение пышного белокаменного декора, в котором свободно интерпретируемый ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством визуальной увязки многогранного объема строительства.

Церковь Покрова в Фили построена в соответствии с принципами формирования, типичными для русской архитектуры XVII века, представляющими пятиглавый многоуровневый храм, в котором строго ограниченные объемы колокольни и церкви расположены на одном и том же вертикальной оси, так называемого восьмиугольника на четырехугольник. Четверик, окруженный полукругами апсид, на самом деле является самой церковью Покрова, а выше, на следующем ярусе, восьмиугольником является Церковь во имя Спасителя, не созданного руками, покрытого восьмью тонированная арка. На нем поднимается звенящий ярус, выполненный в виде восьмиугольного барабана и увенчанный тонкой позолоченной граненной луковой головой, в то время как остальные четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви есть гульбиши, вокруг церкви — просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма окрашены в розовый цвет, подчеркивая белоснежные декоративные элементы здания.

Подобные черты — полностью белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкина, Тринити-Лыково и построенная Яков Бухвостовым. С именем этого крепостного по происхождению архитектора связаны и многие другие здания в стиле Нарышкина. Примечательно, что в зданиях Бухвостова есть элементы преднамеренно введенного западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется в контрактной документации), однако использование элементов заказа отличается от того, что принято в европейской традиции: основной опорный элемент, как и в древнерусской архитектурной традиции, сохранились стены, которые почти исчезли. Среди множества элементов декора.

В архитектуре Санкт-Петербурга в начале XVIII века. Стиль Нарышкина не получил дальнейшего развития. Однако между архитектурой Нарышкина и петровским барокко Петербурга в первой четверти XVIII века. существует определенная преемственность, типичными примерами которой являются здания, обслуживающие светские потребности Сухаревской башни (1692-1701 гг.) и церковь Архангела Гавриила или Меньшиковская башня (1701-1707) в Москве. Основа композиции Меньшиковской башни, построенной архитектором Иваном Зарудным на Чистых Прудах в Москве для ближайшего соратника Петра Великого князя Александра Меньшикова, основана на традиционной схеме, заимствованной из украинского деревянного зодчества — несколько снижающейся вверх

Важность для российской архитектуры
Стиль Нарышкина сильнее всего повлиял на внешний вид Москвы, но также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII веке, являясь связующим звеном между архитектурой Москвы и Санкт-Петербурга в процессе строительства. Во многом благодаря Нарышкинскому стилю был сформирован оригинальный образ русского барокко, что особенно ярко проявилось в его позднем елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-младшего. Особенности московского барокко сочетаются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, в экстерьерном оформлении таких московских барочных зданий, как церковь Св. Климента (1762-69, архитектор Пьетро Антони Трезини или Алексей Евлашев), Красные ворота (1742, архитектор Дмитрий Ухтомский) также имеют архитектуру Нарышкина, особенно ее характерное сочетание красных и белых цветов в оформлении стен.

Позже, в конце XIX века. Архитектура Нарышкина, которая широко воспринималась к тому времени как типичное российское явление, оказала определенное влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.

Источник

УЗОРОЧЬЕ НАРЫШКИНСКОГО БАРОККО

Доктор исторических наук В. ДАРКЕВИЧ

На рубеж XVII-XVIII веков приходится закат древнерусской цивилизации в художественном творчестве. В Москве и близлежащих землях усиливаются западные влияния. Они идут в большей мере через Украину, в свою очередь воспринимавшую культурные воздействия Польши и Восточной Пруссии. Молодой Петр задумывает планы сближения с технически передовыми государствами Запада, расширяет контакты дипломатические и торговые. Об этом блестяще сказал А. С. Пушкин в «Полтаве»:

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО, РОЖДЕННОЕ В РОССИИ

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ

Глубоко прочувствовано расположение зданий. Чаще всего усадебные церкви возвышаются на высоких крутых берегах рек. Ярусные башни с ослепительно блестящими куполками в те времена виднелись за десятки километров, сразу приковывая внимание среди безмерных пространств лесов и полей. Сейчас многие из них вошли в черту Москвы.

ФАНТАЗИИ ЯКОВА БУХВОСТОВА

Завершенная церковь в Уборах (она возводилась в 1694-1697 годах) стала одним из шедевров древнерусской архитектуры. Как и в церкви в Филях, у нее ступенчатое пирамидальное построение: на кубе-четверике ярусами поднимаются вверх три восьмерика. Со всех сторон куб заслонили полукружия алтаря и притворов, ранее завершавшихся главами. В среднем сквозном восьмерике подвесили колокола. Здание окружили открытой галереей-гульбищем, украшенным белокаменными вазами и филенками с сочным растительным узором.

План редчайшего памятника представляет собой четырехлепестковый цветок с мягко изгибающимися краями и квадратной сердцевиной. Причудливая резная вязь церкви Спаса необыкновенно пластична. Тонкие полуколонны, отделенные от стен, сплошь покрыты крупными, чуть вогнутыми листьями с каплями росы, другие обвиты цветочными гирляндами и завершаются акантовыми листьями коринфских капителей. Откуда Бухвостов черпал барочные мотивы? Они могли быть заимствованы из гравюр, из книжных орнаментов уже переводившихся тогда трактатов по архитектуре, завезенных белорусскими резчиками. Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие.

Но одним из самых ярких произведений Бухвостова стала церковь в селе Троицком-Лыкове, стоящая на обрывистом правом берегу Москвы-реки, напротив Серебряного Бора (1698-1703). На авторство Якова указывает запись в синодике церкви. В трехчастной церкви Троицы зодчий прибегает к изысканным пропорциям и тщательно проработанному наружному и внутреннему убранству. Тонкая орнаментальная резьба достигает апогея. Один из современных ученых сравнил храм с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями, сверкающей и переливающейся в лучах солнца. Здесь выстроено не три, а два притвора, увенчанные куполами на восьмигранных основаниях.

Как мог гениальный зодчий, зависимый от прихотей знатных заказчиков («Якунка», «Янка», едва избегший телесного наказания), создать за столь короткий срок такие монументальные работы, как Успенский собор в Рязани, стены и башни Ново-Иерусалимского монастыря с надвратной ярусной Входо-Иерусалимской церковью, а также три храма, послужившие основой этой статьи? Очевидно, среди его помощников были яркие художники, внесшие неоценимый вклад в создание той или иной постройки. Но талант главного мастера, приоритет его главных идей оставались решающими.

В 90-х годах XVII века резьба по камню (известняку) становится одним из основных элементов монументального декоративного искусства. Мастера научились виртуозно использовать светотеневые и пластические эффекты резного белого камня. Этим занимались специально приглашенные артели: окончив отделку одного здания, они заключали новый подряд и переходили к другому заказчику.

Источник

Нарышкинское барокко

Польские изразцы Патриарха Никона

Предыстория «польского барокко» на Руси начинается с Патриарха Никона, устроившего в Валдайском Святозерском монастыре фабрику по производству изразцов и пригласившего для этого мастеров из Польши. Вот что пишет об этом отечественный исследователь Р.Л. Розенфельдт: «Огромное значение для развития московского изразцового производства имела мастерская, устроенная в 1654 году в Валдайском Святозерском монастыре патриархом Никоном. Ее мастера, такие как Игнат Максимов, Стенька Иванов сын Полубеса, Самошка Григорьев и др. были беглецами «из-за польского рубежа». Они имели слабое представление о московском изразцовом производстве, существовавшем уже около полустолетия, но хорошо были знакомы с польским изразцовым производством, поэтому в Святозерском монастыре было начато производство печных поливных и полихромных изразцов форм, не производившихся ранее в Московском государстве […] Через 4 года часть мастерских была переведена в город Истру, где предполагалось провести большие работы по изразцовому декору построек вновь создаваемого здесь монастыря. В мастерскую, переведенную Никоном в Ново-Иерусалимский монастырь, выписывается крупнейший мастер изразцового производства Петр Иванович Заборский, который ставит изразцовое производство в Истре на уровень лучших изразцовых мастерских. В этой мастерской были сделаны семь изразцовых алтарей для монастыря, изразцы для барабанов храма, изразцы для декора стен построек. В декоре здесь преобладает крупный растительный орнамент, который совсем не встречается на ранних московских изразцах […] В 1666 году истринская изразцовая артель была ликвидирована и 31 мастер ее были переведены в Москву, среди них и мастера, работавшие еще в иверской святозерской изразцовой мастерской. Следует назвать среди этих мастеров Игнатку Максимова, мещанина города Копоси, Стеньку Иванова (сына Полубеса) из Мстиславля, Санюшку Григорьева, мещанина города Копоси, Оську Иванова, иноземца Шкловского уезда, Федьку Чона из Вильны» (Р.Л. Розенфельдт. Московское керамическое производство XII-XVIII веков. М., 1968, c. 65-67). Наиболее крупным из отечественных специалистов по «никоновским изразцам» является археолог и искусствовед Ростислав Леонидович Розенфельдт (1922-1989). Он родился в семье преподавателя сельскохозяйственного техникума Леонида Адольфовича Розенфельда-Локха (обрусевшего немца из Прибалтики). В 1934 семья при поддержке маршала М.Н.Тухачевского переехала в Москву. Леонид Адольфович Розенфельд-Локх был арестован осенью 1942, умер в лагере в 1943. Интерес к археологии у Ростислава Леонидовича Розенфельдта проявился еще в школьные годы, когда он занимался в кружке Дома пионеров под руководством крупного советского историка и археолога Бориса Александровича Рыбакова. В 1939, после окончания школы, Ростислав Леонидович Розенфельдт поступил на исторический факультет Московского Университета. С начала Великой Отечественной войны работал на строительстве оборонительных сооружений; в ноябре 1941 вместе с Московским Университетом был эвакуирован сначала в Ашхабад, потом в Свердловск. В 1942 был призван в армию, прошел войну от Сталинграда до Австрии. После демобилизации был восстановлен на историческом факультете Московского Университета. С 1947 – сотрудник Института археологии АН. В 1953–58 участвовал в широкомасштабных раскопках в московском Зарядье, где взялся за обработку самого многочисленного археологического материала – керамики. Завершением этой работы стала его кандидатская диссертация «Московская керамика и московское керамическое производство XII–XVII вв.» (1962) и монография «Московское керамическое производство XII-XVIII веков» (1968).

Церковь Покрова в Филях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *