Что такое наша родина 1 класс
Что такое Родина – определение для детей (1 класс, окружающий мир)
У каждого человека есть Родина – это то место, где он родился и вырос. Родину, как и родителей, невозможно выбрать – она дается раз и навсегда при рождении. Узнаем, что такое родина и насколько важна любовь к ней.
Определение родины
Слово «родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. Каждый человек – это дальний потомок какого-то древнейшего рода.
Родина объединяет людей, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, вместе отмечают государственные праздники. В случае необходимости люди встают на защиту своей родины.
Наша Родина, наше Отечество – это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. У каждого человека есть и малая родина – его родное село или город, в котором он родился и вырос.
Россия – самое большое государство в мире. Она занимает огромную площадь и имеет водные и сухопутные границы с 18 странами. Протяженность России настолько велика, что пока на одном ее краю люди только собираются идти на работу, на другом уже ложатся спать.
Рис. 1. Россия на карте.
Россию населяют многие народы: русские, татары, буряты, удмурты, якуты, чеченцы, даргинцы, ненцы, осетины и другие. Столица нашей родины – город Москва.
Во время правления Петра Первого столицей Российского государства был Санкт-Петербург. Этот город славится своими прекрасными дворцами, разводными мостами и белыми ночами.
Государственные символы России
Каждое государство имеет свои символы, которые отличают его от других стран. Все они уникальны и неповторимы.
В переводе слово «герб» означает «наследство». Это официальный символ государства, его опознавательный знак. Гербами украшают печати, документы, монеты, флаги.
Государственный герб РФ представляет собой изображение двуглавого золотого орла на красном четырехугольном щите. Крылья орла подняты вверх, головы его увенчаны малыми коронами, а над ними расположена одна большая корона – это символы независимости нашего государства.
В правой лапе орел держит скипетр – символ закона, а в левой лапе – державу – символ объединения российского народа.
На груди у орла на красном щите изображен всадник, пронзающий копьем поверженного дракона.
Государственный флаг – важный опознавательный каждого государства, его символ. Он выполняет такую же функцию, что и герб – вместе они дополняют друг друга. При помощи флага можно сразу узнать, какое это государство. Именно поэтому флаг, который можно отличить с большого расстояния, устанавливают на крупных объектах: морских судах, сооружениях, территориях.
Государственный флаг РФ – это прямоугольное полотно, состоящее из трех одинаковых по ширине полос. Сверху размещается белый цвет, в середине – синий, и внизу – красный.
Не принципиально, какой оттенок будет выбран на флаге: светло-синий или темно-красный. Главное, чтобы три цвета – белый, синий и красный – были четко видны. Но еще важнее, чтобы цвета располагались в установленном порядке. Если по невнимательности российский флаг установить в перевернутом виде, белая полоса окажется внизу, а красная – вверху. Это очень грубая ошибка, проявление неуважения к стране.
Государственный гимн – это торжественная песня, музыкальное произведение, которое является одним из символов государства. Гимн выполняет такую же функцию, как герб и флаг – отличает страну от других государств.
Музыку к гимну РФ написал композитор А. В. Александров, а слова – С. В. Михалков. Гимн может звучать как со словами, так и без них – любое исполнение будет считаться правильным.
Гимн звучит в наиболее важных, торжественных случаях. Но его можно исполнять и при возникновении такой потребности, когда хочется подчеркнуть принадлежность к своей стране.
Что мы узнали?
При изучении темы «Что такое Родина?» по программе 1 класса окружающего мира мы узнали, что такое Родина и какое значение она имеет для каждого человека. Также мы выяснили, что такое малое родина. Мы узнали, какие государственные символы принадлежат России. Данная тема очень важна не только для первоклассников, но и для детей других возрастов.
План-конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое Родина»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Что такое Родина»
Цели урока: Д ать представление о том, что Россия – наша Родина; познакомить с основными символами государства; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства; научить детей к чувствам гордости за свою Родину.
Планируемые достижения данного урока:
— Расширять знания о нашей стране – России, формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника;
Познавательные: первоначальное представления о географической карте, о стране, в которой родился и живёшь, о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: формировать у детей умение общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.
Межпредметные связи: Русский язык, литературное чтение, ИЗО, музыка.
Формы работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, в парах.
— Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Наша Родина – Россия».
— Звукозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл.М. Матусовского). Звукозапись Государственного гимна России.
I. Самоопределение к деятельности.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
II . Актуализация знаний.
— Ребята, если вы разгадаете кроссворд, то поймете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. (На доске вывешены рисунки, первую букву слова ребята записывают в квадратик)
Правильно! Молодцы! (на доске слово «Родина»)
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовем.
— А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)
— Подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
III . Постановка учебной задачи.
— А с чего начинается Родина? ( ответы детей )
На этот вопрос, ребята, я хочу ответить песней. Давайте послушаем её
Звучит песня « С чего начинается Родина?»
Авторы: В.Баснер, М.Матусовский.
— И так, давайте сделаем вывод: с чего же начинается Родина?
VI. «Открытие нового знания»
— Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о нашей Родине. Имя нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: Россия.
— Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
— Какие же другие имена есть у нашей страны?
— Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. А начнём с самого главного города страны. Как он называется? (Москва)
— Да, Москва – самый большой и красивый город России.
Учитель показывает на карте г. Москву и слайды с его видами
— А из Москвы на поезде отправимся в другой замечательный город Санкт-Петербург – северную столицу нашей Родины, которая славится белыми ночами, разводными мостами и дворцами.
— Нет, это очень далеко.
А Муравей Вопросик знает на чем мы будем путешествовать.Послушайте и отгадайте загадку:
— Мы ехали, ехали и домой захотели. А как называется место, где мы родились и живём? Что вы знаете о своей малой родине, расскажите.(дети рассказывают о своей малой родине)
Ребята, давайте теперь совершим посадку и выйдем из нашего вертолета, и немного с вами разомнемся!
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)
V. Первичное закрепление
— Давайте сделаем вывод. Какая наша Родина?
Наша Родина – Россия. Она очень большая и разнообразная. Малая родина называется Кузякино.
— Вы знаете какие – нибудь символы нашей страны? (Дети отвечают)
— Все видели флаг нашей страны. Из каких цветов он состоит.
— Кто знает что обозначают цвета на нашем флаге?
— И снова обратимся к Мудрой Черепахе и посмотрим правы мы или нет.
Справка Мудрой Черепахи : На флаге России: Три горизонтальные полосы одинаковой ширины. Цвета полос: белый, синий, красный.
Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь». Цвета флага России: белый, синий, красный 3 цвета
— Следующий символ нашей страны – это герб. Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой:
«. четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».
Еще одним символом нашей страны является гимн. Главная песня страны. Ее исполняют на всех государственных праздниках. И при исполнении гимна полагается встать.
V I . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
— А сейчас давайте откроем тетради для самостоятельной работы. Выполнение заданий в рабочей тетради (с.4 №1,№2)
V II . Включение нового знания в систему знаний и повторение.
У каждой группы на столе конверт. В конверте 1 группы – изображение флага, 2 группы – герба. Раскрасить флаг, герб.
Учитель. Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. (Работают по группам.)
Родина краше солнца, дороже золота.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
V III . Рефлексия деятельности (итог урока)
— И так, ребята, наш урок подходит к концу.
— Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.
— О чём мы сегодня говорили на уроке?
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.11 в рамке)
— Что нового вы узнали о нашей Родине?
Как называется наше государство?
Какие города вы знаете?
— Вы, ребята, должны дорожить своей Родиной. Хотя вы еще маленькие, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. Каждый из нас- частичка России. От всех нас зависит будущее нашей Родины.
— А сейчас, ребята, у вас на партах лежат шаблоны цветов. Давайте с вами украсим нашу Родину Россию – раскрасим цветы, для этого вы должны оценить свою работу на уроке.
— На этом, наш урок окончен. Большое спасибо за урок.
Окружающий мир. 1 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 1 класс
Урок 1. «Что такое Родина и что мы знаем о народах России?»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Окружающий мир – это всё, что нас окружает.
Наблюдение – то, что подмечено, замечено в результате внимательного рассматривания, изучения кого-либо, чего-либо.
Опыт – воспроизведение какого-либо явления в определённых условиях.
Эксперимент – метод познания, основанный на чувственно-предметной деятельности исследователя.
Условные знаки – подскажут, что нужно делать, как организовать работу.
Символ – то, что служит условным знаком какого-либо явления, понятия, идеи.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Окружающий мир – это всё, что нас окружает. Он красив, загадочен и интересен. «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире» – писал автор детских рассказов о природе Виталий Бианки. Открывать тайны мира нам поможет учебник. Рабочая тетрадь, где вы сможете выполнять задания, закреплять свои знания и умения. Атлас-определитель «От земли до неба» будет вам верным другом в различных исследованиях. В книге «Зелёные страницы» вы найдете ответы на свои многочисленные вопросы. Книга «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» расскажет вам об отношении человека к природе. Все эти школьные пособия помогут вам проводить опыты, наблюдать за природой. А для того, чтобы узнать что-либо, надо нам научиться задавать вопросы. Вот с помощью этих слов люди обычно спрашивают, задают вопросы: ЧТО? КТО? КАК? ОТКУДА? КУДА? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Эти слова — наши помощники.
Наша страна – Россия. Она самая большая страна в мире.
Много разных народов населяют Россию: русские, удмурты, башкиры, калмыки, ногайцы, татары, чеченцы, аварцы, осетины, черкесы, якуты и многие другие.
Представители каждого народа отличаются чертами лица, языком, национальной одеждой, обычаями, праздниками.
Но всех их объединяет единый государственный русский язык, любовь к своему Отечеству. Народы России – одна семья.
Столица нашей Родины – город Москва.
У каждого человека есть малая родина. Малая родина – это родное село, дом, двор, родители, друзья. Это леса и луга, деревья, небо и облака.
Каждая страна имеет свой герб, флаг, гимн. Слово «герб» означает «наследство». В нём отражена история государства.
Следующий один важный символ государства – флаг.
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм. Государственный гимн слушают стоя.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Важную роль в жизни каждого народа играет религия. Среди религий народов России есть христианство, ислам, буддизм, иудаизм. В России представители всех религий имеют равные права.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Выберите герб России.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Подберите подписи к изображениям.
Урок по окружающему миру 1 класс по теме:»Россия- наша Родина».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
(по программе «Перспективная начальная школа»)
Разработала учитель 1 категории начальных классов Мартынова Г.И.
Цели: создать условия для:
формирования системных представлений о государственных символах России;
воспитания чувства любви к родному Отечеству;
формирования активной позиции гражданина России.
фонограмма гимна России,
Карта России из учебника
Учебник «Наш мир» 1 класс (программа «Перспективная начальная школа»)
I. Организационный момент
Учитель: – Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.
Я желаю вам сегодня добра.
Вы желаете мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Учитель: – Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.
— Расскажите по своему рисунку о безопасном пути от школы до дома. ( Рассказы детей).
— Какие правила дорожного движения вы запомнили очень хорошо? ( Ответы детей).
Маленькие домики по улице бегут,
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Встало с края улицы, в длинном сапоге,
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Вот по рельсам мчит машина,
Держится за провода,
И не надо ей бензина,
Едет он на двух колесах, не буксует на откосах,
И бензина в баке нет, это мой…( Велосипед )
— При каком сигнале светофора можно переходить улицу? ( Зеленом.)
— Что такое проезжая часть? ( Это часть улицы, предназначенная для движения транспорта.)
— Где безопасно переходить проезжую часть? ( Пешеходный переход «зебра», подземный и надземный пешеходные переходы.)
II Самоопределение к деятельности
— Ребята, отгадайте ребус.
— А вы, ребята, как понимаете слово родина? (Подготовленный ученик читает стихотворение.)
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
— А вы знаете, как называется наша родина? ( Россия, или Российская Федерация.)
— Прочитайте тему урока. ( Россия – наша Родина.)
— Что можете рассказать о своей родине? ( Ответы детей.)
III . Работа по теме урока
Беседа(учитель показывает Россию на карте.)
Россия – большая страна. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят по суше и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
— Послушайте рассказ К.Д.Ушинского который я прочитаю, и скажите как автор рассказа называет нашу страну.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
— Какие же другие имена есть у нашей страны? ( Отечество. Родина. Матушка.)
— Что для каждого человека родина? С чего она начинается? ( Ответы детей.)
Родина – это место, где человек родился и вырос.
Родина – это родной дом, где человек сделал первый шаг и произнес первое слово.
Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер, дедушки и бабушки, родственников и друзей.
Каждый решает сам. По своему чувствует, где и с чего начинается для него родина.
— Объясните понятие «малая родина» ( ответы детей.)
Для многих родина берет начало с отчего дома. Отчий дом – значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. И каким бы ни был наш отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок. Если человеку приходится покидать место, где он рос и жил, его постоянно туда тянет, он все время вспоминает то, что запало в сердце. С детства знакомые места – это наша малая родина, наш родной край.
— Подведем итог всему сказанному и перечислим признаки родной земли, нашей малой родины. ( Родной дом, родные люди, друзья, земляки, знакомые с раннего детства пейзажи и т.д.)
2. Работа по учебнику.
— Рассмотрите карту нашей страны на с. 40-41. Какие города можете назвать? ( Ответы детей.)
Где находятся города без домов, реки без воды, леса без деревьев? (На карте.)
Я – дрозд, ты – дрозд,
У меня- нос, у тебя – нос,
У меня – щечки гладкие,
У тебя – щечки гладкие.
У меня – губки сладкие,
У тебя – губки сладкие.
Я твой друг! И ты мой друг!
Мы два друга – любим друг друга.
— Ребята, мы нашли нашу страну на карте. А теперь найдем ее на глобусе.
( Дети рассматривают глобус, показывают Россию )
Россия находится на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. Для сравнения приведу примеры: на нашей территории может поместиться два таких материка, как Австралия, и пять таких стран, как Индия.
Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
С 21 августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из равных по величине горизонтальных полос: белой, синей и красной ”.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство.
Синий – мирное небо, верность, веру. В историческом смысле – распространение госуд. власти на морские просторы.
Красный – символизирует отвагу, героизм, огонь, смертный бой, готовность отстаивать землю в подвиге.
Как красивы эти цвета в природе:
Синий – небо над головой, вода в озёрах, реках, морях, океанах;
Красный – цветущие растения, поспевшие плоды, красивые насекомые;
Белый – цвет чистого-пречистого снега.
Учитель: – Все люди дорожат флагом и хранят как большую ценность.
Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях.
— Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков. ( Звучит гимн )
— В каких ситуациях звучит гимн? ( На торжественных заседаниях, различных соревнованиях, на мероприятиях, торжественных линейках и т. д.)
Поработайте в парах и объясните смысл пословиц.
— На родной стороне весна красна.
— Родина краше солнца, дороже золота.
— Родина – мать, умей за нее постоять.
— Нет в мире краше Родины нашей.
— Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
— Как называется наша страна? ( Российская Федерация.)
— Назовите основные символы нашего государства.
— Какое задание вам понравилось больше всего?