Что такое наскальная живопись определение
Наскальная живопись эпохи палеолита
Человеку с древних времен свойственно желание поделиться своим видением мира, пережитыми эмоциями и привлечь в жизнь удачу. Сегодня связаться с теми, кто находится далеко, можно за несколько секунд – достаточно отправить сообщение или позвонить.
Нашим предкам приходилось изобретать собственные способы для обмена знаниями и важной информацией. Наскальная живопись стала для них не просто искусством, а способом общения с соплеменниками и потусторонним миром. Творчество эпохи палеолита – бесценный источник информации о жизни древнего человека.
Палеолит (другое название – «древнекаменный век») – самый продолжительный период в истории. В это время сформировался биологический тип человека. Ученые выделяют несколько ступеней развития: древний, средний и поздний палеолит.
История открытия наскальной живописи палеолита
Впервые наскальная живопись эпохи палеолита была обнаружена в 1879 году. Марселино де Саутуола нашел в пещере Альтамира в Испании рисунки, которые взбудоражили весь научный мир. Его находку долго не признавали – ученые считали, что это фальсификация до тех пор, пока подобные изображения не обнаружили в пещерах других стран.
Во Франции с творчеством наших предков можно познакомиться в нескольких широко известных на весь мир местах. На стены и своды пещеры Фон-де-Гом художники древности нанесли более восьмидесяти рисунков. Тут можно увидеть бизонов и волков, а также давно вымерших мамонтов. В пещере Нио животных ледниковой фауны не увидишь, зато много талантливо выполненных изображений животных, которые известны и в наши дни: лошадей, бизонов, баранов.
Особенности палеолитической наскальной живописи
Ученые полагают, что большинство видов изобразительной деятельности появилось в начале позднего палеолита. Наши предки в это время начали создавать круглые скульптуры, делать гравировки на камнях и костях, а также искусно расписывать пещеры. Художники древности использовали в работе разные инструменты, выполненные из доступных материалов. Контуры изображений, как правило, наносили острыми резцами.
Вместо кисти у древнего человека была палочка с расщепленным кончиком. Иногда рисунки раскрашивали руками или с помощью шерсти животных. Краски были далеко не всех цветов. Обычно для их изготовления использовали красную, желтую и коричневую охру и сажу. Необычный рельф стен в пещерах использовали для создания объемных изображений. Этот прием помогал художникам делать рисунки реалистичнее. Большинство сюжетов посвящено животным – изображали лошадей, оленей, носорогов, медведей.
В отличии от живописи эпохи мезолита, композиция еще не появилась. Чаще всего рисунки не связаны между собой, это отдельные изображения, при этом размеры зачастую непропорциональные. Некоторые животные могут быть огромными по сравнению с другими, некоторые – совсем маленькими. Именно зверей чаще всего рисовали художники древности.
Окружающий мир был огромным, пугающим и не всегда понятным. Позже, в эпоху мезолита, главным героем наскальной живописи станет человек, сцены из его жизни, победы и поражения, а также появятся краски других цветов и новые инструменты.
Виды изображенных животных
Художники древности рисовали и тех животных, на которых умели охотиться, и тех, кто был приручен человеком. Благодаря наскальной живописи можно познакомиться и с давно вымершими видами – например, мамонтами и пещерными медведями.
Наши предки искусно изображали зверей в правдоподобных позах, уделяя серьезное внимание деталям. Например, размашистыми штрихами наносили шерсть, использовали разные оттенки для передачи пятен на шкурах. Некоторые рисунки выполнены так тщательно и подробно, что по ним ученые могут определить не только вид, но и подвид животных. Самые популярные у художников древности животные – бизоны и лошади. А вот изображения рыб, змей, птиц и насекомых встречаются значительно реже.
Живопись неолита стала для ученых бесценным источником информации о жизни человека каменного века, его интересах, переживаниях и заботах. Изучение наскальных рисунков продолжается и сегодня. Ученые уверены, что не все скопления изображений найдены, а значит впереди еще немало открытий, некоторые из которых могут перевернуть наше представление о мире древности.
Пещерная живопись
Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Большинство подобных объектов найдено в Европе, т.к. именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.
Содержание
История исследований
Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей — не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.
Особенности
Большинство известных образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Пещерная живопись» в других словарях:
Живопись — Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия
Первобытное искусство — это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, появившегося в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите древнем каменном веке, оно было представлено первобытно … Википедия
Хронология позднего палеолита — включает обзор сведений об археологических культурах, важнейших памятниках и антропологических находках для периода от возникновения позднего палеолита до возникновения мезолита (примерно 50 14 тысяч лет назад)[1]. Указание «тысяч лет назад» (то… … Википедия
пещеры — подземные полости, сообщающиеся с поверхностью земли одним или нескольких отверстиями. Образуются преимущественно выщелачиванием и размывом известняков, доломитов, гипсов и других легкорастворимых пород; встречаются также пещеры ледяные. Населены … Энциклопедический словарь
Культура Индии — Тадж Махал один из символов Индии Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Мног … Википедия
АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА — Археологи познают прошлое по обнаруженным ими материальным следам, оставленным древними людьми, в том числе по их орудиям, пищевым отходам, остаткам жилищ, произведениям искусства. Особенно многочисленны среди этих находок каменные орудия,… … Энциклопедия Кольера
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия
Европа в каменном веке — Содержание 1 Появление людей в Европе. Палеолит. 1.1 Появление людей в Европе 1.2 Нижний палеолит … Википедия
Каменный век в Европе — Содержание 1 Появление людей в Европе. Палеолит 1.1 Появление людей в Европе … Википедия
История картографии — Картография (от др. греч. χάρτης «хартия, лист папируса» и γράφω «пишу»), или наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества, является… … Википедия
Наскальные рисунки являются разновидностью теменное искусство (в эту категорию также входят петроглифы, или гравюры), найденные на стенах или потолках пещеры. Термин обычно подразумевает доисторическое происхождение, но наскальные рисунки также могут быть произведены недавно: Габарнмунг пещера в северной Австралии, самые старые рисунки, безусловно, датируются 28000 лет назад, в то время как самые последние были сделаны менее века назад. [1]
В исследовании 2018 года было заявлено, что древнейшим образцам нефигуративного наскального искусства в мире 64000 лет. Пиренейский полуостровПредставлен тремя красными нефигуральными символами, найденными в пещерах Мальтравьезо, Ардалес и Ла Пасьега, Испания, они предшествуют прибытию современных людей в Европу по крайней мере на 20 000 лет и, следовательно, должны быть созданы Неандертальцы скорее, чем современные люди. [3]
В ноябре 2018 года ученые сообщили об открытии старейшей из известных на тот момент картин изобразительного искусства неизвестного животного возрастом более 40000 (возможно, 52000) лет назад в пещере Лубанг Джериджи Сале на индонезийский остров Борнео. [4] [5] Однако в декабре 2019 года фигуративные наскальные рисунки, изображающие охоту на свиней в Карст Марош-Пангкеп в Сулавеси по оценкам, они были еще старше, по крайней мере, 43 900 лет. Находка была отмечена как «старейшая графическая запись рассказывания историй и самое раннее изобразительное искусство в мире». [6] [7]
Содержание
Знакомства
Во Франции и Испании обнаружено около 350 пещер, в которых хранятся предметы искусства с доисторических времен. Первоначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку такие методы, как радиоуглеродное датирование может дать вводящие в заблуждение результаты при загрязнении образцами более старого или нового материала, [8] и пещеры и скальные выступы (где теменное искусство найден), как правило, завалены обломками многих периодов времени. Но последующие технологии позволили датировать картины путем отбора проб самого пигмента, следов от факелов на стенах, [9] или образование карбонатных отложений поверх картин. [10] В предмете также может указываться хронология: например, олень Изображенный в испанской пещере Куэва-де-лас-Монедас помещает рисунки в последний ледниковый период.
Самые ранние из известных европейских фигуративных наскальных рисунков Пещера Шове во Франции. Эти картины датируются ранее 30 000 г. до н. Э. (Верхний палеолит) по данным радиоуглерод знакомства. [12] Некоторые исследователи считают, что рисунки слишком сложны для этой эпохи, и ставят под сомнение эту эпоху. [13] Тем не менее, к 2011 году было получено более 80 радиоуглеродных дат с образцами следов от факелов и с самих картин, а также с костей животных и древесного угля, найденных на полу пещеры. Радиоуглеродные датировки этих образцов показывают, что в Шове было два периода творения: 35 000 лет назад и 30 000 лет назад. Одним из сюрпризов было то, что многие картины неоднократно изменялись на протяжении тысяч лет, что, возможно, объясняет путаницу с более тонкими картинами, которые, казалось, датировались более ранними, чем более грубые. [14]
В 2009, спелеологи обнаружил рисунки в Coliboaia Cave в Румынии стилистически сравнимы с таковыми в Chauvet. [15] Первоначальная датировка ставит возраст изображения в тот же диапазон, что и у Шове: около 32000 лет. [16]
В Австралии наскальные рисунки были найдены на Арнемленд плато с изображением мегафауны, которая, как считается, вымерла более 40 000 лет назад, что делает это место еще одним кандидатом на старейшую из известных картин; однако предполагаемый возраст зависит от оценки вымирания, казалось бы, изображенного вида. [17] Другой австралийский сайт, Наварла ГабарнмангНа нем есть рисунки углем, датированные с помощью радиоуглерода 28000 лет назад, что делает его самым старым участком в Австралии и одним из старейших в мире, для которого были получены надежные свидетельства даты. [18]
Другие примеры могут быть датированы ранним бронзовым веком, но хорошо известные Магдаленский стиль замечен на Ласко во Франции (ок. 15000 г. до н.э.) и Альтамира в Испании вымерло около 10 000 До н.э., совпадая с появлением Период неолита. Некоторые пещеры, вероятно, продолжали раскрашивать в течение нескольких тысяч лет. [19]
Следующая фаза сохранившейся европейской доисторической живописи, наскальное искусство Иберийского Средиземноморского бассейна, был совсем другим, концентрируясь на больших собраниях меньших и гораздо менее подробных фигур, по крайней мере, с таким же количеством людей, как и животных. Он был создан примерно между 10 000 и 5 500 лет назад и нарисован в каменных убежищах под утесами или в неглубоких пещерах, в отличие от углублений глубоких пещер, использовавшихся в более ранний (и намного более холодный) период. Хотя отдельные фигуры менее натуралистичны, они в гораздо большей степени сгруппированы в связные сгруппированные композиции.
Предметы, темы и узоры
Чаще всего изображаются наскальные рисунки крупных диких животных, таких как зубр, лошади, зубр, и олень, и начертания человеческих рук, а также абстрактные узоры, называемые колебания пальцев. Наиболее часто встречаемые виды подходили для охоты людьми, но не обязательно являлись реальной типичной добычей, обнаруживаемой в связанных отложениях костей; например, художники Ласко оставили в основном кости оленей, но этот вид вообще не появляется на наскальных рисунках, где лошадь виды являются наиболее распространенными. Рисунки людей были редкостью и обычно схематичны, в отличие от более подробных и натуралистических изображений животных. Киран Д. О’Хара, геолог, предлагает в своей книге Наскальное искусство и изменение климата этот климат контролировал изображенные темы. [20] Используемые пигменты включают красный и желтый. охра, гематит, оксид марганца и древесный уголь. Иногда силуэт животного был вырезан в скале сначала, а в некоторых пещерах все или многие изображения выгравированы только таким способом, что несколько выходит за рамки строгого определения «наскальной живописи».
Точно так же крупные животные также являются наиболее частыми объектами на многих маленьких резных и выгравированных костях или изделиях из слоновой кости (реже камня), относящихся к тем же периодам. Но к ним относится группа Фигурки Венеры, которые не имеют аналогов в наскальных рисунках. [ нужна цитата ]
Ручные трафареты, сформированные путем прижатия руки к стене и покрытия окружающей области пигментом, приводят к характерному изображению примерно круглой области твердого пигмента с неокрашенной формой руки в центре, которую затем можно украсить точками, тире и узоры. Часто они находятся в тех же пещерах, что и другие картины, или могут быть единственной формой живописи в определенном месте. На некоторых стенах много ручных трафаретов. Подобные руки тоже расписаны обычным способом. На нескольких руках показан полностью или частично отсутствующий палец, для чего был дан ряд объяснений. Изображения рук встречаются в аналогичных формах в Европе, Восточной Азии и Южной Америке. [21]
Теории и интерпретации
Анри Брей интерпретировал картины как охотничья магия для увеличения обилия добычи.
Палеолитическое наскальное искусство по регионам
Европа
Хорошо известные наскальные рисунки включают в себя:
Другие сайты включают Creswell Crags, Ноттингемшир, Англия (
14500 лет назад наскальные офорты и барельефы открыт в 2003 г.), Peștera Coliboaia в Румыния (
29000 лет искусство?). [27]
Когда Марселино Санс де Саутуола впервые столкнулся с Магдаленский Картины пещеры Альтамира в Кантабрии, Испания в 1879 году, академики того времени считали их мистификациями. Недавние переоценки и многочисленные дополнительные открытия с тех пор продемонстрировали их подлинность, одновременно стимулируя интерес к артистизму и символизму. [28] из Верхний палеолит народы.
Восточная и Юго-Восточная Азия
Возникнув в период палеолита, наскальные изображения, найденные в пещере Хоит Ценхер, Монголия, включает символы и формы животных, нарисованные от стен до потолка. [30] Олени, буйволы, быки, горные козлы, львы, аргали, антилопы, верблюды, слоны, страусы и другие изображения животных присутствуют, часто образуя палимпсест из перекрывающихся изображений. Картины имеют коричневый или красный цвет и стилистически похожи на другие палеолитические наскальные изображения со всего мира, но не похожи ни на какие другие образцы в Монголии.
В Индонезия то пещеры в районе Марош в Сулавеси известны своими отпечатками рук. Около 1500 негативных отпечатков ладоней также были найдены в 30 расписных пещерах в районе Сангкулиранг на Калимантане; предварительный анализ датировки по состоянию на 2005 год показал, что их возраст находится в диапазоне 10 000 лет. [31] Исследование 2014 года, основанное на уран-ториевое датирование датировал трафарет руки Мароша минимальным возрастом 39 900 лет. Картина с изображением бабируса был датирован по крайней мере 35,4 тыс. лет назад, что сделало его одним из старейших известных образных изображений в мире. [2]
В Пещеры Пада-Лин из Бирма содержат картины возрастом 11000 лет и множество каменных орудий.
В ноябре 2018 года ученые сообщили об открытии старейшего из известных фигуративная живопись, возрастом более 40 000 (возможно, 52 000) лет неизвестного животного в пещере Лубанг Джериджи Сале на индонезийский остров Борнео. [4] [5]
Индия
В Укрытия в скалах Бхимбетка демонстрируют самые ранние следы человеческой жизни в Индии. Картины в Бхимбетке датируются примерно 8000 годом до нашей эры. [32] [33] [34] [35] [36] Подобные картины встречаются и в других частях Индии. В Тамил Наду древние палеолитические наскальные рисунки находятся в Комбайкаду, Килвалаи, Сеттавараи и Неханурпатти. В Одише они встречаются в Йогиматхе и Гудаанди. В Карнатаке эти картины найдены в Хирегудде недалеко от Бадами. Самая последняя картина, состоящая из геометрических фигур, датируется Средневековый периодВыполненные в основном в красном и белом цвете с периодическим использованием зеленого и желтого, картины изображают жизнь и времена людей, живших в пещерах, включая сцены родов, совместных танцев и питья, религиозных обрядов и захоронений, а также коренные животные. [37]
Южная Африка
Наскальные рисунки, найденные в Пещера Аполлона 11 в Намибия датируются примерно 25 500–27 500 лет назад. [38]
В 2011 году археологи обнаружили небольшой фрагмент скалы на Пещера Бломбос, примерно в 300 км (190 миль) к востоку от Кейптаун на южном побережье мыса в Южная Африка, среди наконечников копий и другого раскопанного материала. После обширных испытаний в течение семи лет было обнаружено, что линии, нарисованные на камне, были сделаны вручную и от карандаша охры возрастом 73000 лет. Это делает его старейшим из известных наскальных рисунков. [39] [40]
Австралия
Значительные ранние наскальные рисунки, выполненные в охра, были найдены в Какаду, Австралия. Охра не органический материал, так углеродное датирование таких картинок часто невозможно. Иногда приблизительная дата или, по крайней мере, эпоха, можно предположить по содержанию картины, контекстным артефактам или органическому материалу, намеренно или случайно смешанному с неорганической охристой краской, включая факельную сажу. [9]
Картина красной охрой, обнаруженная в центре Плато Арнем-Ленд, изображает два эму-подобные птицы с вытянутой шеей. Палеонтолог определил, что они изображают мегафауна разновидность Genyornisгигантские птицы, предположительно вымершие более 40 000 лет назад; однако это свидетельство неубедительно для датировки. Это может указывать на то, что Genyornis вымерли позже, чем предполагалось ранее. [17]
Остров Хук в Острова Уитсанди также является домом для ряда наскальных рисунков, созданных мореплавателями. Народ нгаро. [41]
Голоценовое наскальное искусство
В следующих разделах представлены примечательные образцы доисторического пещерного искусства, датируемые концом нашей эры. Верхний палеолит(в Голоцен, после c. 11500 лет назад).
в Филиппины в Табон пещеры Самым старым произведением искусства может быть изображение акулы над входом в пещеру. Он был частично обезображен более поздней сценой захоронения в кувшине. [ нужна цитата ]
В Пещеры Эдаккал Кералы, Индия, содержат рисунки, относящиеся к периодам от неолита], начиная с 5000 г. до н.э. до 1000 г. до н.э. [42] [43] [44]
Африканский рог
В 2002 году французская археологическая группа обнаружила Лаас Гил наскальные рисунки на окраине Харгейса в северо-западном регионе Сомалиленд. На картинах, датируемых примерно 5000 лет назад, изображены как дикие животные, так и украшенные коровы. В них также представлены пастухи, которые считаются создателями наскального искусства. [45] В 2008 году сомалийские археологи объявили об обнаружении других наскальных рисунков в Дамбалин Этот регион, по мнению исследователей, включает одно из самых ранних известных изображений охотника верхом на лошади. Наскальные рисунки выполнены в эфиопско-арабском стиле и датируются 1000–3000 гг. До н. Э. [46] [47]
Кроме того, между городами Лас-Хорей и Эль-Айо в Каринхеган Это место многочисленных наскальных изображений реальных и мифических животных. Под каждой картиной есть надпись, которой в совокупности около 2500 лет. [48] [49] Наскальные изображения Карихегана выполнены в том же характерном эфиопско-арабском стиле, что и наскальные рисунки Лаас Гил и Дамбалин. [50] [51] Примерно в 25 милях от Лас-Хорей находится Гелвейта, еще один ключевой объект наскального искусства. [49]
В Джибути, наскальные изображения, изображающие антилоп и жирафа, также можно найти в Дорра и Balho. [52]
Северная Африка
Многие наскальные рисунки найдены в Тассили н’Аджер горы на юго-востоке Алжир. А Объект всемирного наследия ЮНЕСКО, наскальное искусство было впервые обнаружено в 1933 году, и с тех пор было найдено 15000 гравюр и рисунков, которые фиксируют различные миграции животных, климатические сдвиги и изменения в образцах обитания людей в этой части Сахары с 6000 г. до н.э. поздний классический период. [53] Другие наскальные рисунки также найдены в Акакус, Месак Сеттафет и Тадрарт в Ливия и другие регионы Сахары, включая горы Эр, Нигер и Тибести, Чад.
В Пещера пловцов и Пещера зверей на юго-западе Египет, недалеко от границы с Ливией, в горной местности Гильф Кебир регион пустыня Сахара. Пещера пловцов была открыта в октябре 1933 г. Венгерский исследователь Ласло Альмаси. Сайт содержит наскальная живопись изображения людей, плавающих, которые, по оценкам, были созданы 10 000 лет назад во время последнего ледникового периода.
В 2020 г. известняковая пещера украшены изображениями животных, таких как ослы, верблюды, олень, мул и горные козы был обнаружен в районе Вади Аль-Зульма археологической миссией Министерства туризма и древностей. Пещера наскального искусства имеет глубину 15 метров и высоту 20 метров. [54] [55]
Южная Африка
В uKhahlamba / Drakensberg Park, Южная Африка, которым сейчас считается около 3000 лет, картины Народ сан Которые поселились в этом районе около 8000 лет назад, изображают животных и людей и считаются олицетворением религиозных верований. Человеческие фигуры гораздо чаще встречаются в наскальных изображениях Африки, чем в Европе. [56]
Северная Америка
Отличительные монохромные и полихромные наскальные рисунки и фрески существуют в центральных районах полуострова на юге. Нижняя Калифорния и северный Южная Нижняя Калифорния, состоящий из Доколумбовой картины людей, наземных животных, морских существ и абстрактные узоры. Эти картины в основном приурочены к горам этого региона, но их также можно найти в отдаленных холмах и каменных убежищах. Согласно недавним радиоуглерод исследования местности, материалов, извлеченных из археологических отложений в скальных убежищах, и материалов самих картин, предполагают, что Великие фрески могут иметь временной диапазон, простирающийся еще 7500 лет назад. [57]
Это также Коренной американец пиктограмма примеры в пещерах Юго-запад США. Наскальное искусство возрастом 6000 лет было обнаружено в Плато Камберленд регион Теннесси. [58]
Южная Америка
Национальный парк Серра-да-Капивара это Национальный парк на северо-востоке Бразилии с множеством доисторических картин; парк был создан для защиты найденных здесь доисторических артефактов и картин. Это стало Объект всемирного наследия в 1991 году. Самым известным археологическим памятником является Педра Фурада.
Он расположен в северо-восточном штате Пиауимежду 8 ° 26 ’50 «и 8 ° 54′ 23» южной широты и 42 ° 19 ’47 «и 42 ° 45′ 51» западной долготы. Он попадает в муниципальные районы Сан-Раймундо Нонато, Сан-Жуан-ду-Пиауи, Коронель Хосе Диас и Canto do Buriti. Его площадь составляет 1291,4 квадратных километра (319 000 акров). В этом районе самая большая концентрация доисторических небольших ферм на американских континентах. Научные исследования подтверждают, что горный массив Капивара был густонаселен в доисторические периоды.