Что такое наставник в школе
Наставничество в школьных проектах: для чего это нужно?
Когда школьники готовят проект, они могут столкнуться с тем, что ни у членов команды, ни у сопровождающего преподавателя нет или недостаточно компетенций для решения какой-либо задачи. В этом случае нужна помощь эксперта — наставника, который мог бы поделиться своими знаниями или полностью сопровождать проектную команду.
Кто может быть таким наставником, какова его роль в школьных проектах, и как выстроить с ним рабочий процесс, чтобы было комфортно детям и педагогу? На эти вопросы ответила Алена Францкевич, руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделей.
Историческое понятие наставничества — это отношения, в которых опытный и более сведущий человек помогает менее опытному и менее сведущему усвоить определенные компетенции. Этот механизм передачи знаний появился в древности, но остается актуальным и сейчас и активно используется для проектирования в школах.
Что наставник дает детям?
Наставник для школьной команды — это эксперт, который обладает компетенцией и технологией в рамках темы проекта. И такой специалист необходим не только для того, чтобы помочь ребенку решить какую-то задачу, но и чтобы реализовать его профессиональную пробу.
Благодаря наставничеству школьник может пообщается с человеком, который живет в профессии и знаком с ее особенностями, и с его помощью школьник может применить свои академические знания к реальной жизни. Чем больше профессиональных проб произойдет у ребенка, тем шире будет его кругозор. И тем больше вероятности, что он найдет свой путь.
Мы не выбираем того, чего не знаем
Наставничество позволяет научить технологиям, создать среду для изобретений и инноваций для детей, которые готовы к творчеству. Это очень глубокий механизм, у которого большая миссия по расширению кругозора и передачи из рук в руки не только опыта, но и целой картины мира.
Ребенок — заложник опыта, который есть у школы и у его семьи. Искусственно расширять свой кругозор ребенок еще не умеет, поэтому ему нужно помочь протоптать новые дороги и показать другую реальность.
Наставничество — это мягкий способ передачи знаний с высокой скоростью усвоения. Обучение происходит в подходящей среде с реальным специалистом, который находится рядом, смотрит со стороны и дает обратную связь.
Кто такой наставник?
С одной стороны, наставник — это глубокий эксперт, который имеет узкоспециализированные профильные навыки (hard skills), обтесан годами опыта, прекрасно разбирается в своем деле.
С другой стороны, наставник должен иметь педагогические компетенции и транслировать ценностные ориентации — показать ценность профессии, передать свой опыт.
Есть разный уровень готовности консультировать детей. Поэтому важно обговорить, какой объем работы берет на себя наставник.
Уровни наставничества:
Для сопровождения проекта и мотивации школьников от наставника требуются педагогические компетенции: построить работу согласно уровню группы, быть активным слушателем, давать развивающую обратную связь, быть эмпатичным к ученикам.
Не каждый эксперт обладает педагогическими навыками и способен полноценно выполнять роль сопровождающего. Поэтому в схеме работы школьников и наставника велика роль педагога-тьютора.
Как проектная команда работает с наставником, и какое место здесь занимает педагог?
Взаимодействие строится следующим образом: школьная команда придумывает проект и реализует его при сопровождении педагога в тьюторской позиции. Когда возникает задача, которую школьники не могут решить, тьютор помогает им сформировать осознанный запрос. Получив этот запрос, педагог ищет наставника с подходящими компетенциями.
Когда эксперт найден, педагог выступает в роли модератора между школьниками и наставником:
Педагог знает детей, понимает их возможности, «говорит с ними на одном языке».
Когда есть эксперт и тьютор, выступающий посредником между ним и детьми, работа над проектом становится эффективной со всех сторон: педагогической, экспертной, эмоциональной.
Как привлечь наставника и выстроить сотрудничество?
Искать наставника может сам педагог среди знакомых или выйдя на отдел кадров подходящей компаний. Также вопрос может решаться на уровне директора или завуча — это задача, связанная с построением системы отношений с определенным видом организаций, которые соответствуют профилю школы (создание профильной среды).
Для привлечения компании на роль наставника необходимо продумать вопрос мотивации. Варианты, почему экспертам может быть интересно сотрудничать со школой:
Чтобы выстроить диалог с потенциальным наставником, необходимо сначала узнать ценности компании, понять, что у нее «болит», какие есть проблемные точки, связанные с кадрами, задавать открытые вопросы и слушать. А дальше предложить решение, как можно повлиять на ситуацию благодаря взаимодействию со школой.
Подведем итоги
Наставник помогает получить проектной команде недостающие компетенции, расширяет кругозор детей, делится не только своими знаниями, но и картиной мира, дает возможность получить профессиональную пробу. Совместно с педагогом-тьютором, который выполняет роль посредника или модератора, отвечает на осознанный запрос детей и помогает им получать высокие результаты в работе над проектом.
Статья создана на основе экспертных материалов, разработанных в рамках программы «Проектно-образовательных маршрутов в старшей школе «Старт Про», реализуемой Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего».
Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник
Менторы в бизнес-среде уже никого не удивляют. Активные предприниматели, как минимум, посещают тренинги по личной эффективности, а иногда нанимают персональных коучей, которые помогают им добиваться поставленных целей. В последние пару лет наставничество становится популярным и в школе, а некоторые специалисты занимаются исключительно поддержкой и мотивацией подростков.
Что конкретно делает наставник и в каких ситуациях он нужен, рассказала Юлия Шароватова, руководитель экстерната и домашней школы «Фоксфорда».
Кто может быть наставником для подростка
Нужно разделять понятия «наставник» и «тьютор». Наставник — человек, обладающий опытом и готовый делиться им на равных. Чтобы быть наставником, достаточно находить общий язык с подопечными и раскрывать их сильные стороны. Тьютором можно стать, получив специальное образование. Это проще сделать человеку с наставническим опытом, но иногда тьюторами становятся по призванию. Фактически «тьютор» — это официальное название специалиста.
Наставник — это своего рода стратег, который помогает школьникам в учебе и выборе будущей профессии. Поэтому чаще всего ими становятся педагоги, психологи и студенты с соответствующим образованием, которые хотят делиться опытом и помогать подросткам найти себя.
Можно сказать, что любой школьный психолог или учитель отчасти занимается наставничеством: отвечает на вопросы, дает индивидуальные задания, направляет ученика, предлагает разные методы обучения, следит за успеваемостью. Только профессиональный наставник делает это прицельно и регулярно.
На профильных курсах и тренингах наставники закрепляют ключевые знания: как ставить цели, находить призвание, выстраивать личные границы, бороться с выгоранием, развивать сильные стороны личности ребенка. Например, тренинг может быть направлен на переживание своего подросткового опыта заново — это позволяет смотреть на окружающий мир глазами взрослого и ребенка одновременно. Такие курсы расширяют представление о подростковом возрасте и его проблемах.
Наталья Смелова, наставник-тьютор:
«Я психолог по образованию, и раньше работала как наставник только со взрослыми. Но в какой-то момент поняла, что подростки — интересная аудитория: они любознательные и искренние плюс ищут свое место в жизни. Это возраст на пороге взросления, когда особенно важен непредвзятый взгляд со стороны. Желание помочь подросткам разобраться в себе и привело меня в наставничество».
Юлия Спорышева, наставник-тьютор:
«Мне очень близки помогающие профессии. Известная фраза про руку, качающую колыбель, дает мне надежду, что я смогу повлиять на наше будущее. И сделать это через наставничество, давая ребятам возможность говорить, мечтать, пробовать, ошибаться и искать новые пути».
Чем занимается наставник: три направления
Все школьники разные: одни хорошо учатся, но не задумываются о будущей профессии, вторые с трудом выполняют домашние задания, зато увлекаются творчеством, третьи испытывают выгорание и страх перед грядущей самостоятельной жизнью. Поэтому наставники в школе обычно делятся на кураторов, тьюторов и психологов.
Контроль учебного процесса — ежедневная функция наставника-куратора. Он следит за выполнением домашних заданий, успеваемостью и мотивацией. Если школьник выбивается из расписания, отстает по каким-то предметам или ленится, наставник общается с ним и его родителями, выявляет причины затруднений и подсказывает пути решения.
Алевтина Антонова, наставник-куратор:
«В учебном процессе иногда случаются сбои даже у дисциплинированных учеников. Например, семиклассница Аня достаточно организована, но периодически накапливает онлайн-занятия и домашние задания за два-три дня, а затем старается экстренно все наверстать. На протяжении года мы вели чек-листы, планы на день и составляли расписание. В результате Аня успешно закончила учебный год. Сказала, что прошла этот класс с удовольствием».
Персональный маршрут в обучении наставники-тьюторы рекомендуют, опираясь на сильные стороны конкретного ученика. Один хорош в гуманитарных предметах, другой — в естественнонаучных, третий любит математику. Чтобы определить программу, школьнику сначала предлагают пройти тесты, а затем добавляют в расписание предметы, которые даются ему лучше всего.
Наталья Смелова, наставник-тьютор:
«Перед составлением персонального трека ученик должен исследовать варианты профессий и самого себя. Результатом такого исследования может быть личностно-ресурсная карта подростка. Мы намечаем ключевые точки для профессиональных проб, посещения вузов, подготовки к поступлению на определенные специальности и проработки индивидуальных особенностей. Например, если подросток часто испытывает волнение, мы работаем над стрессоустойчивостью перед важными событиями. Главное правило в такой работе — равномерно распределять силы и ресурсы».
При выборе профессии наставник-тьютор делится собственным опытом, указывает на неочевидные возможности, организует пробные занятия по разным специальностям — по-другому их называют профпробами. При этом специалист работает только с теми, кому интересно понять себя и окружающий мир. Когда мотивация у школьника отсутствует, ему не навязывают дополнительные занятия, но предлагает поискать ресурсы в себе, сформировать самооценку и обратить внимание на происходящее вокруг. Если подросток следует этим советам, то заинтересованность постепенно вырабатывается.
Наталья Смелова, наставник-тьютор:
«Одна из учениц 6-го класса захотела разобраться в себе и выбрать будущую профессию. Чтобы это сделать, мы провели несколько встреч. На первой выяснили, что она посещала театральную студию, музыкальную школу, уроки рисования. Но только на основании этого делать какие-то выводы было еще рано. Тогда мы выдвинули гипотезу, чтобы понять, действительно ли ученице подходит творческая сфера.
На следующих встречах мы рассмотрели не один десяток профессий: изучали разные компании, смотрели портфолио, обсуждали перспективы, проходили тесты. Ученица открыла для себя графический дизайн и заинтересовалась этой специальностью. Тогда мы решили развивать один из навыков XXI века — креативное мышление. На заключительных встречах мы сосредоточились на тех ресурсах, которые есть у нее сейчас, и как бы заглянули в будущее. Шестиклассница, в результате, решила поступать в художественную школу».
В каких ситуациях нужен наставник: успешные кейсы
Во время учебы случаются разные ситуации: кто-то меняет школу в середине года, кто-то теряет мотивацию, кто-то не может определиться с будущей профессией. В каждом случае наставник подбирает решение проблемы и помогает справиться с трудностями.
Кейс №1
Ситуация: Лиза хотела стать ветеринаром, а ее родители мечтали о юридической карьере для дочери.
Задача: осознанно выбрать профессию.
Решение: наставник-тьютор организовала профессиональные пробы: нашла ветеринаров, готовых поделиться опытом, и помогла Лизе встретиться с ними, чтобы она могла задать все интересующие вопросы и составить реалистичное представление о профессии. В результате Лиза поняла, что работа ветеринара ей не подходит, зато она может объединить свою любовь к животным и желание родителей и стать юристом по правам животных.
Кейс №2
Ситуация: Слава перешел на онлайн-обучение из обычной школы, где ему постоянно напоминали, что, как и когда нужно делать. В первые месяцы он растерялся, не смог самостоятельно отслеживать учебную нагрузку и накопил много «хвостов».
Задача: догнать программу.
Решение: родители подключили персональное сопровождение наставника-куратора. Он помог составить таблицу с задолженностями и график их устранения, показал приемы тайм-менеджмента и помог выстроить учебный процесс по-новому.
Кейс №3
Ситуация: Катя закончила 9 класс с большим количеством троек в аттестате и негативным отношением к учителям.
Задача: улучшить оценки и повысить мотивацию.
Решение: Кате помог формат домашнего обучения и плотная работа с наставником-куратором. Она смогла наладить режим, полюбила некоторые предметы и стала активно общаться с другими учениками. В результате ученица вытянула на пятерки практически все оценки, начала изучать немецкий язык и готовиться к поступлению в зарубежный вуз.
В широком смысле наставник нужен каждому школьнику, поскольку он помогает перейти из детского состояния во взрослое. Это связано не только с выбором профессии, но и с более осознанным взглядом на окружающий мир и самого себя. Наставник играет в этом осмыслении ключевую роль, ведь именно он прямо или косвенно демонстрирует большое количество возможностей, которые открываются во взрослой жизни. И здесь главное — не вести подростков за собой, а помочь им увидеть собственный путь.
Как однажды сказал Стивен Спилберг: «Тонкий баланс наставничества заключается не в том, чтобы взращивать людей по собственному образу, а в том, чтобы дать им возможность найти самих себя».
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Учитель-наставник: быть ли наставничеству в школах?
Ровно неделю назад — 11 апреля — в Москве прошел семинар «Наставничество для „сложных подростков“: как это работает?». Организаторы мероприятия — ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» совместно с Национальным ресурсным центром наставничества МЕНТОРИ пригласили к участию руководителей и педагогических сотрудников общеобразовательных организаций из 36 муниципалитетов Московской области. Темой семинара стало наставничество и его потенциал в решении вопросов воспитательного и образовательного профиля.
Кто такой наставник?
Сама тема наставничества не нова. Старшее поколение без особых проблем вспомнит взаимоотношение между старшими и младшими школьниками-пионерами, профессиональную подготовку молодежи на предприятиях. Наставник в представлениях прошлого — это воспитатель, специалист, учитель.
Современное же наставничество и существующие в Европе и России проекты и программы предполагают взаимодействие на ином уровне. Наставник — это не учитель, не родитель, не психолог, не коуч, это любой значимый взрослый, на опыт которого ребенок может и хочет опираться. Но кто сказал, что такого значимого взрослого нет в школе? Кто, если не учитель, имеет реальное воздействие на ребенка, его уважение и доверие?
Совсем другой вопрос в том, что у современного учителя нет времени на выполнение своей воспитательной функции. Отчеты, огромная учебная нагрузка, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и иным формам аттестации, профессиональная переподготовка. Тем не менее, даже среди участников семинара нашлись представители школ, в которых наставничество существует в различных форматах: от клубов для увлеченных школьников до коммунарских сборов или работы с проблемными подростками.
Кому нужен наставник?
Какие проблемы может решить наставничество в школе?
«Я думаю, что наставничество в школе решит не проблемы В ШКОЛЕ, а проблемы нашего общества. Задача школы — первая задача — это дать образование. Естественно, ее решение работает в том числе и на процесс социализации, без образования невозможно формирования полноценного гражданина общества. Наставничество же работает на иную глобальную задачу. Успешность ребенка в жизни, преодоление жизненных трудностей — это будет помогать и решению задач школы до достижению образовательных результатов», — Проректор по инновационной и проектной деятельности ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Баранникова Наталья Борисовна.
Сами участники семинара составили следующий «проблемный» список:
• пропуски уроков;
• правонарушения;
• уход из дома;
• профориентация;
• интернет-зависимость;
• вредные привычки;
• нехватка внимания;
• буллинг.
Возложить решение этих проблем на учителя — не выход. В любом случае, ситуация с современными школьниками, в особенности, «сложными» детьми, требует комплекса мер, предпринимаемых различными социальными институтами: родителями, государством, школой, социальными программами и центрами дополнительного образования. Но идея привлечь к взаимодействию с подростком среду его «естественного обитания» — школу, социальных педагогов, школьных психологов и учителей-наставников однозначно заслуживает внимания.
В конце концов, когда-то в уже таком далеком XIX веке основная задача школы постулировалась так: «Школе важно образовать из воспитанника правильного развитого члена общества. высоконравственное и гуманное существо, признающее законы истины, полное чувства человеческого достоинства».
Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе
Место наставничества в современном образовании
Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.
Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.
Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
Характеристика педагога-наставника
Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Списки разнятся и включают от 4 до 22 пунктов. Для примера представим модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:
Способность к отбору информации.
Способность мыслить проектно.
Способность мыслить нестандартно и глубоко.
Способность понимать смыслы.
Универсальные навыки мышления.
Сотрудничество в виртуальном пространстве.
Способность работать с современными СМИ.
Ожидается, что в работе с подростком наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять. Если говорить непосредственно об учебе, то наставник должен помочь составить индивидуальную образовательную программу.
Чтобы эффективно организовать систему наставничества, школе важно разобраться, какие конкретные цели она преследует. Например, одним образовательным организациям нужно выстроить отношения с проблемными учениками, другим — поднять общую успеваемость. В зависимости от целей выбирается форма наставничества: индивидуальная или групповая.
Индивидуальное наставничество практикуется, как правило, с детьми в сложных жизненных ситуациях и другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход. Организация назначает куратора из системы образования (руководителя программы), вокруг него создаются тандемы: наставник + наставляемый. Общение происходит один на один, участие является добровольным. Важно, чтобы участникам тандема было комфортно работать друг с другом. Цикл наставничества обычно составляет 1 год от поиска и обучения наставников. Период работы с подростком: 9 месяцев. Если по какой-то причине тандем распадается, куратор находит другого наставника.
Вокруг педагога-наставника формируется группа подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.
Педагог помогает ученикам осознать возможности и потребности, жизненные цели, выявляет дефициты учащихся и те барьеры, которые мешают им прийти к их жизненной цели. Педагог вдохновляет и мотивирует подростков, помогая сформировать веру в достижение целей, а также показывает конкретные маршруты для их достижения.
В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов педагог помогает в формировании soft skills.
Эффективность участия в программе наставничества оценивается через онлайн-анкетирование до/после.
Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи.
Наставничество в школе: работа с подростками
Если подростку не к кому пойти — хуже будет всем
Что делать школе? Откуда взять ресурсы на воспитательную работу с детьми?
Одна из пользовательниц нашей группы в социальной сети Вконтакте написала, комментируя отсутствие времени даже на классные часы: «Такой ритм жизни — и кто его задает? Некогда с детьми говорить о главном ни учителям, ни родителям. А потом удивляемся: Откуда что берется в их головах?».
К тому же, разговоры о самоопределении, ценностях и перспективах, работа по развитию гибких навыков, которые так нужны для успешного будущего — все это требует определенных компетенций. Как вы организуете профориентационный кружок для десятиклассников, если из специалистов только педагоги, а Коля, Сережа и Маша хотят знать больше о робототехнике?
Программа наставничества — это программа поддержки подростка, в которой у него есть человек, помогающий решить проблемы и достичь поставленнных целей. Наставник — это человек со значительным жизненным опытом, который готов на безвозмездной основе делиться знаниями, опытом, советами с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия.
Школа привлекает к программе наставничества успешных выпускников, готовых поделиться своим опытом и профессиональными навыками с учениками на безвозмездной основе, реализуя собственную потребность поблагодарить Alma mater или почувствовать собственную значимость. Наставники могут работать самостоятельно под контролем куратора программы — например, проводить лекции или приглашать ребят на производство, а могут использовать методику, разработанную педагогами и психологами.
Таким образом, тем самым «значимым» взрослым не обязательно должен стать учитель-предметник или классный руководитель, хотя, если высказано такое желание, при наличии пособий по наставничеству и собственного опыта такая работа будет более чем эффективной. Наставник в школе — это не противовес учителю, это его помощник на пути выстраивания гармоничных отношений и углублению в ту самую индивидуализацию, которая сейчас требуется от школ.
Чтобы облегчить работу учителей, социальных педагогов, наставников, педагогов-психологов и классных руководителей наши коллеги – национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ – разработали 8 рабочих тетрадей наставника. Это обучающие материалы по планомерному развитию отношений с подростком: от построения доверия до определения мечты и формирования плана достижения целей. Ниже мы приведем несколько примеров упражнений из этих тетрадей, который вы сможете использовать в своей работе.
Получить тетради можно абсолютно бесплатно по ссылке на сайте коллег: https://mentori.ru/copybook/
Работа с подростком. Доверие — кому мы доверяем и почему?
Подросток не доверяет никому, его частые фразы — «вы меня не понимаете» и «у вас все иначе, чем у меня». Возможно, он абсолютно прав, и между вами не пролегла дорожка доверия, без которой прийти к взаимопониманию просто невозможно. С помощью этих простых упражнений вы вместе с подростком поймете, что может лечь в основу доверительных отношений. Кто знает, что после такой работы придется в себе изменить?
Упражнение «Кому вы доверяете?»
1. Подумайте и запишите тех людей, кому вы доверяете.
2. Посмотрите внимательно на свой список — что вы ощущаете?
3. Теперь запишите причины, по которым Вы доверяете этим людям. Это могут быть как рациональные причины, так и ощущения, которые вы испытываете.
4. Какие выводы вы можете сделать о том, КАК вы доверяете?
Далее наставляемому-подростку предлагается нарисовать человека, которому он доверяет. В центре листа помещается солнышко, от которого расходятся лучики-качества или образы.
После проделанной работы ребенку предлагается задуматься над следующим этапом: «Доверяют ли ВАМ люди, которых вы представляли в первых пунктах, и почему, как вам кажется, это происходит?».
Работа с подростком. Понимание наших эмоций
Представьте себе ситуацию: Вы находитесь в душной аудитории. Вокруг шумно, а вам необходимо подготовить письменный ответ. Вас переполняют разные чувства.
Как только Вы себе это представите, ответьте на несколько вопросов:
Если ребенок смог без затруднения ответить на три вопроса, его можно поздравить — он прекрасно осознает разницу между ощущениями, чувствами и эмоциями. И все-таки давайте более подробно обсудим, что это такое и как работает.
Лист делится на три части: «Ощущения», «Чувства» и «Эмоции». Под каждой надо записать идеи о том, чем отличаются эти группы явлений.
Дело в том, что зачастую трудности в коммуникации возникают тогда, когда человек не осознает, что ощущает и чувствует. Это эмоциональные реакции не соответствуют переживаниям, и в результате в мир он транслирует совершенно иное. Надо сбалансировать эту систему.
Работа с подростком. Учимся ставить цели
Правильно поставленные цели и осознание путей их реализации — то, чего не хватает взрослым людям, не говоря о подростках. Работа с постановкой целей и задач и дальнейшей их реализации попадает в фокус наставнической работы. Причем, цели эти могут быть разные: от улучшения оценок и поступления в ВУЗ до улучшения своей физической формы и навыков коммуникации с друзьями.
Каждая цель должна быть измеримой. Цель «стать самым лучшим» потому и остается несбыточной мечтой, так как не включает четкого алгорима действий. Выполняя следующие упражнения, подросток сам для себя зафиксирует будущий план действий.
Упражнение 1. Моя цель конкретна
Ответьте письменно на вопрос «Что я хочу иметь?», запишите по пунктам, каждый раз начиная предложение со слов
Я хочу, чтобы у меня было.
Упражнение 2. Моя цель измерима
Ответьте письменно на вопросы, выбрав из первого упражнения одно предложение-желание. Например, «Я хочу, чтобы у меня был. красный диплом/друзья/своя художественная мастерская»