Что такое настольная игра
Настольные игры
Насто́льная игра́ — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе.
Содержание
Определение
Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе (или на чём-нибудь, что может заменить стол) и/или в руках играющих. Такие игры могут вестись в небольшом закрытом помещении, в поезде или другом транспортном средстве, и, вообще, в любом месте, где имеется стол или могущий заменить его предмет. Они не требуют специальных сооружений, зданий, крупногабаритного оборудования. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры рассчитаны на несколько человек, хотя есть и исключения, например пасьянсы или пазлы.
История
Классификация
Возможны различные способы классификации настольных игр.
По количеству игроков можно выделить игры:
Разделение на динамические и пошаговые игры не абсолютно, есть игры с элементами того и другого подхода. Например, шведские шахматы — в них игра в каждой паре ведётся по пошаговой схеме, но зависимость между одновременно играемыми в парах партиями добавляет в игру динамическую компоненту.
Что такое настольные игры?
Настольная игра – это игра, в которую играют двое и более игроков, используя специальную доску, игровое поле или обычный стол. Доска и поле могут иметь маркировки и специально обозначенные места, а в самой игре часто используются разного рода жетоны, фишки, карточки и подобные им элементы, выполняющие во время игры отведённую им конкретную функцию. Настольные игры далеко не новое изобретение. Возраст найденных при археологических раскопках вблизи Иордании настольных игр составляет не менее 7000 лет.
Самые старые среди найденных настольных игр напоминают ставшую снова популярной в наши дни игру «Манкала». Древняя игра «Сенет», в которой используются специальные игровые фишки, чем-то напоминает шахматы и шашки. Доски для игры в сенет были найдены в гробницах датируемых 3500 годом до н.э., в которых также были обнаружены многочисленные художественные изображения играющих в сенет египтян.
В 3000 году до н.э. появились нарды. Все указывает на то, что большинство ранних настольных игр были рассчитаны на двух игроков. Первые упоминания об игре «Пачиси» или «Парчизи», также известной как «Двадцать пять», датируются 500 годом до н.э. В пачиси могут играть до четырех игроков. По сравнению с упомянутыми играми, шахматы считаются не такой уж и древней игрой. Возраст первых упоминаний о шахматах составляет 600 лет до н.э.
За многие века у большинства ранних настольных игр появилось множество разновидностей, впоследствии приобретших большую популярность. До начала эпохи королевы Виктории и во времена её правления наибольшую популярность приобрели карточные игры. Взрослые чаще играли в азартные карточные игры типа «Вист», а классические настольные игры были больше распространены среди детей.
Карточные игры оставались популярными и в 20-м веке, но наряду с ним стали распространяться и другие настольные игры всех видов, причём как среди молодого, так и среди старшего поколения. Это явление стало особенно заметно после окончания Второй мировой войны и часто объясняется ростом среднего класса. Настольная игра в семейном кругу – очень распространённая картина, изображающая полноценную семью среднего класса периода 1950-х годов.
В то время несколько настольных игр получили широкую известность. К ним можно отнести игры «Монополия», «Риск» и «Эрудит». Детская настольная игра «Парчиси» оставалась популярной, и даже обзавелась несколькими разновидностями. Во многих настольных играх используются специальные кубики. Некоторые из них, такие, например, как «Риск» являются довольно сложными и требуют наличия чрезвычайно стратегического мышления. Однако, чаще всего, современная настольная игра требует, хотя бы немного, присутствия удачи. Неудачно сложившийся ход игры может помешать даже хорошо подготовленному и эрудированному игроку.
Некоторые из настольных игр были нацелены именно на молодую аудиторию. Наиболее популярными среди них были «Сладкая страна» и «Змеи и Лестницы». Игра «Сладкая страна» знакомит самых маленьких детей с сущностью настольных игр, где победителем становится тот, кто первый пройдёт от начала и до конца по всем секторам игрового поля. Игра «Змеи и Лестницы» появилась в 19-м веке и была прекрасным способом знакомства детей со счётом цифр и непостоянства удачи.
Становясь старше, дети могли играть друг с другом и со своими родителями в более сложные настольные игры типа «Монополия», являющейся отличным инструментом для развития математических навыков. Игра «Риск» идеальна для обучения детей стратегическому мышлению. Игры для двух лиц, такие как шашки, шахматы и нарды по-прежнему сохраняют свою популярность, но характерной чертой большинства настольных игр является то, что в большинстве своём они относятся к семейным играм.
С появлением в 1980-х годах игры «Счастливый случай» настольные игры получили ещё большее распространение. С ростом популярности телевизионных шоу типа «Своя игра», «Счастливый случай» быстро привлёк внимание и завоевал огромное число поклонников. Затем на свет появились игры-шарады, дополняя и расширяя ассортимент настольных игр.
Современные настольные игры нередко используют цифровые технологии. Наиболее популярны DVD игры, часто представляющие собой телевикторины. Многие настольные игры обрели свои компьютерные версии и остаются популярными. Немало коммерческих компаний приложили значительные усилия, внедряя концепцию «вечер игр в кругу семьи», суть которой заключается в посвящении хотя бы одного дня в неделю игре в настольные игры в кругу семьи.
Такая идея кажется вполне уместной, т.к. она способствует не только увеличению времени, проводимому с близкими людьми, но и улучшает его качество, а также помогает росту продаж настольных игр. Несмотря на постоянное развитие мира настольных игр, его долгожители вроде монополии не теряют свою популярность, а игры типа «Сладкая страна» и «Змеи и Лестницы» по-прежнему являются одними из лучших для детей.
Настольные игры. Какие они бывают и какую лучше выбрать?
Содержание
Содержание
Почему взрослые, серьезные люди играют в настольные игры, неужели это так весело? А если да, то как из сотен разных настолок выбрать ту, в которую будет интересно играть именно вам? Разбираемся, какие бывают настольные игры и что подобрать для начинающих игроков.
Мифы о настолках
Настольные игры овеяны невероятным количеством мифов и стереотипов. Кто-то считает их детской забавой. И тут спорить можно бесконечно, потому что есть игры, которые требуют напрягать мозги похлеще математических задачек. Где-то нужна логика и стратегическое мышление, как в «Монополии», где-то — хитрость и тактика, как в «Мафии». Есть крупные игры вроде D&D, построенные по масштабным вселенным, где запомнить все правила и детали — дело не одного дня. Ребенок с таким попросту не справится, да и ему не будет это интересно. В конце концов, немало игр промаркированы 18+ за счет специфического юмора или определенной тематики.
Касательно сложности настольных игр тоже существует стереотип, что играть в них нужно долго, правила учить сложно и «с порога» просто так не разберешься. Новичок боится входить в компании завсегдатаев настолок, опасаясь выглядеть по-дурацки и ничего не понять. Однако во многих современных играх любой разберется за 10-15 минут, а игровые сессии могут длиться около получаса — в самый раз, чтобы не надоесть, но познакомиться с миром игр.
Порой кажется, что для настольных игр обязательно большая компания. И тут где-то приуныл один интроверт. На самом деле, игры бывают разные, и на каждой всегда указано минимальное и рекомендованное количество игроков. В одних действительно необходим ведущий и много участников, а в другие можно играть вдвоем или вообще в одиночестве.
Самое главное в выборе игры — разобраться в жанрах и форматах. Индустрия настольных игр огромная, и можно как подыскать игру для любого случая, так и запутаться. Мы рекомендуем отталкиваться от того, для каких целей вы ищете настолку, а также от жанров игр.
Для первого знакомства
Свою самую первую игровую сессию лучше начинать либо с самых простых и коротких игр, либо с самых известных. Плохая и примитивная настолка может испортить все впечатление, так что пробовать больше и не захочется. Лучшие игры для знакомства с жанром обычно называют гейтами или гейтвэями.
Например, для общительной компании отлично подойдет «Мафия». Для логиков и тактиков — «Монополия». Для весельчаков — «Крокодил», «Имаджинариум», «Манчкин».
Для вечеринок (Патигейм)
Патигейм — простые и веселые игрушки специально для вечеринок, как понятно из названия. У них очень низкий порог вхождения — простые правила, можно в любой момент начать и закончить игровую сессию, много юмора и шуток, чтобы объединить компанию.
Экивоки, Alias, Базинга — похожие между собой игры, где нужно объяснять слова людям из своей команды. Для игры пригодятся эрудиция, находчивость, умение объяснять и понимать.
Имаджинариум, Диксит — игры-ассоциации. Здесь нужно загадывать слова так, чтобы другие игроки догадались. В этих играх тоже никуда без эрудиции, воображения, чувства юмора. Добавьте сюда еще немного харизмы и динамики, и получится отличная веселая вечеринка.
Jungle speed — «Дикие Джунгли». В этой игре в первую очередь важны ловкость и скорость реакции — нужно на скорость опознавать карты и забирать тотемы.
Дженга. Настольная игра без карточек, карт, костей и фишек. Вместо этого — башенка из деревянных брусочков. Ваша задача — вытаскивать брусочки так, чтобы башня не обвалилась. Нужна четкая координация, базовые законы физики, твердые руки и ровное дыхание!
Игры-детективы
Хороши для фанатов Агаты Кристи. Интересные, загадочные, витиеватые. Но есть у игр-детективов один существенный минус — из-за заранее предначертанного сюжета, эти игры чаще всего одноразовые. В них весело играть, когда вы впервые исследуете сюжетную загадку, но во второй раз, уже точно зная развязку, будет не так интересно.
Игры-детективы часто берут не столько интригой, сколько сеттингом. Они длинные — сессия может длится несколько часов, к игре поставляется много реквизита, а сеттинг подробный и разнообразный. Среди таких игр — «Место Преступления» или «Нераскрытое дело Шерлока Холмса».
Игры в стиле Мафии
Игры-детективы в реальном времени, в которых нужно найти среди игроков главного злодея или разгадать другую загадку. При этом самому нередко нужно скрываться и всеми силами оставаться неопознанным, чтобы вражеская команда вас не победила. В отличие от классических детективов здесь нет заранее заготовленного сюжета, поэтому каждая партия отыгрывается по-разному — сюжет вы строите сами вместе с компанией.
Самая известная и классическая игра жанра — как раз «Мафия». Но есть и другие игры-детективы, в которых встречаются иные механики и новые миры.
Бэнг! — детектив в стиле вестерна. Подробный мир и развитая механика погружают в игру с головой — здесь есть много игровых ролей, сюжетных веток. Есть даже очки здоровья. А еще тут нет никаких мирных жителей — сплошные бандиты и шерифы.
Spyfall — шпионская игра, в которой вы не только отгадываете своих врагов, но и выслеживаете их местоположение.
Финансы
«Денежные» игры — для самых усидчивых и логичных игроков. В таких играх нужно быть дальновидным стратегом, просчитывающим шаги далеко вперед — определять прибыль, предсказывать банкроство, вести переговоры. Симуляторы финансита типа «Монополии», «Экономикуса» и других игр несут под собой еще и неплохой образовательный потенциал. Причем не только для юных игроков, но и для взрослых.
Евроигры
Эти игры хороши для тех, кто никуда не торопится и готов отыгрывать партии долго и медитативно. Геймплей в основном заточен на развитие территории и добычу ресурсов. Евроигры подходят для интровертов, которые не готовы к харизматичному отыгрышу и театральным представлениям в духе «Мафии» или «Имаджинариума». Обычно они рассчитаны на 3-5 человек, но в некоторые игры можно играть и вдвоем. Яркие представители: Каркассон, Catan, Замки Бургундии.
Кооперативные с погружением
Ключевое слово — «погружение». Эти игры создавались для того, чтобы полностью перенести игроков в воображаемый мир и отключиться от реальности. Среди игр с погружением есть такие гиганты, как D&D, которые из настолки превратились в настоящий фанкульт: по вселенной Dungeons&Dragons создаются фильмы, компьютерные игры, проводятся фестивали, косплеи и так далее.
Игры с погружением — для увлеченных людей и фанатов, которые готовы не просто поиграть часок для разрядки, а сделать игру своим большим хобби. Основа таких игр — глубокие сюжетные повороты, серьезный сценарий и вдумчивый отыгрыш. Для этого, например, в D&D есть ведущий, которого называют Мастером. И который ведет игроков по сюжету.
Во многом, именно из-за D&D и появился миф о том, что настолки — это долго, сложно и только для отпетых фанатов.
Но даже среди кооперативов есть игры попроще D&D. Например, «Одержимость», «Гравити Фоллз» и другие бродилки, в которых гораздо легче запоминается механика и начать в них играть можно без многочасового экскурса в сеттинг.
Карточные дуэли
Многие настольные игры построены на карточках. Но если в одних карточки — только способ коммуникации, то в других — предмет культа, обожания и коллекционирования.
Например, знаменитый Magic: The Gathering, «Берсерк» и другие им подобные. Вы покупаете наборы случайных карт и собираете из них свою колоду. Есть наборы разной степени редкости. Личная колода — это и игровой инструмент, и коллекция, и фанатский фетиш. Чем круче колода и чем больше в ней редких карт, тем больше шансов победить не только на дуэли у соседа, но и в крупном турнире.
Есть карточные игры, в которых нет такой гонки за колодами и редкими картами. Здесь вы покупаете заранее определенный тематический набор карт и играете. «Карточные войны», «Финн против Джейка», «Звездные Империи» или юморная фэнтези-пародия «Манчкин» отлично подойдут для дуэлей.
Обучающие игры
И, наконец, мы подобрались к тому, что настольные игры могут быть и для детей тоже. Есть простые игры от 3, 6 или 10 лет, в которые не только можно, но и нужно играть именно с детьми! Обычно кроме игровой механики есть и образовательные элементы — азы математики, геометрии, русского языки, физики и так далее.
В играх для самых маленьких нужно угадывать числа, буквы или фигуры, для детей постарше — решать задачки. Ну, а с подростками уже вполне можно переходить и на взрослые игры типа «Монополии».
Перед покупкой игры для досуга с детьми и подростками, обращайте внимание на возрастные ограничения. В некоторых настольных играх могут встречаться жаргонные слова и изображения, которые вы можете посчитать недопустимыми для ребенка.
Зачем взрослые люди играют в настолки?
Содержание
Содержание
Спойлер: потому что это весело.
Настольные игры с начала своей истории были предметом культа, и в наши дни остаются популярным развлечением. И вовсе не только для детей. Говорим о настольных играх, где повышаются ставки, накаляются нервы, а победителю достаются все сокровища мира. С чего начать?
Заглянуть в коробку
Первое, что нужно знать о настольных играх — для них совершенно не обязателен стол. Скорее всего, первые настольные игры появились даже раньше, чем столы: в них можно было играть на земле и на любой относительно ровной поверхности. Это были игры с костями, глиняными табличками, деревянными и каменными фигурками, которые подбрасывались или выкладывались в определенном порядке. В древних цивилизациях Южной Америки, например, были распространены настольные игры-гонки, а славяне играли в «бирюльки» — так называлась целая группа игр с использованием мелких предметов сложной формы. Задача игроков состояла в том, чтобы «выудить» как можно больше фигур с помощью тонкого крючка.
Для настольных игр не нужен тяжелый инвентарь, оборудованная площадка и в большинстве случаев игрокам даже не понадобится двигаться с места.
Хорошая настольная игра может сдружить рабочий коллектив, спасти от скуки в долгом путешествии или поднять настроение, когда кажется, что лето в этом году никогда не начнется.
Тех, кому кажется, что настолки — развлечение для детей, разубедит история. Поскольку в античных настолках большую роль играл счастливый случай, древние люди придерживались принципа «игры — детям не игрушка». Многие игры имели сакральный, религиозный смысл, а их исход считался предзнаменованием. Определенным фигурам или комбинациям приписывались различные истолкования, и далеко не каждый имел право прикасаться к ящику, где хранился игровой набор. В наши дни культ игры продолжается.
Создать собственный мир
Бум на настольные ролевые игры начался в 1980-х и продолжается по сей день. Сериал «Очень странные дела», который весь собран из отсылок к культуре 1980-х, начинается со сцены, где четверо школьников играют в знаменитую настольную игру Dungeons and Dragons.
Ролевые настольные игры созданы на основе одноименных компьютерных игр и вселенных RPG, а также книг. Партии в них могут длиться месяцами, а кроме поля и фигур, в игре используются листы персонажа. В этих листах игроки указывают свои характеристики — уровень здоровья, магические и боевые способности, снаряжение, дополнительные бонусы, которые изменяются по ходу игры. Эти изменения определяются бросками костей, а также действиями самих игроков, которые влияют на все происходящее.
Партии в ролевых настольных играх могут длиться неделями и месяцами.
Важную роль в таких играх играет ведущий — «мастер», который описывает игровые ситуации.
Среди взрослых увлечение играми выходит на новый уровень, и в первую очередь это определяется экономически. Игровые мастера зарабатывают деньги за проведение модулей. Во многих городах, в том числе и в России, для них существуют курсы существуют школы мастеров. Реквизит тоже обходится недешево: например, цены на миниатюры Warhammer достигают десятков тысяч рублей. Кроме того, их коллекционируют и кастомизируют — навык росписи фигурок для настольной игры требует огромной усидчивости и внимательности к деталям.
Стать манчкином-терминатором
Именно эта жадность и желание стать самым крутым стали движущей силой игры. За время партии можно превратиться из человека в орка и обратно, умереть сто раз и собрать свое снаряжение заново, попросту стащив его у других героев. Участники собирают карты сокровищ и вступают в схватки с монстрами, чтобы пройти на максимальный уровень. В этом помогают не только свойства карт, но и стратегия самих игроков: они могут обманывать друг друга, устраивать засады и наживаться на чужих победах и поражениях. В игре нет поля, а для того, чтобы складывать карты, можно использовать коробку, поэтому играть в нее можно где угодно, даже в дороге.
Первое издание «Манчкина» сосредоточилось на клише из фэнтезийных игр, но с тех пор создатели выпустили дополнения в самых разных стилистиках: здесь есть пираты, супергерои, инопланетяне. Все колоды можно совмещать, поэтому в одной игре радиоактивный эльф может встретиться с зомби-детективом и образовать с ним команду… до тех пор, пока это будет им выгодно.
Не довольствоваться малым
Для тех, кто предпочитает наживаться системно, существуют экономические настольные игры. У них тоже богатая история: в XIX веке печатные настольные игры (в России их называли «картонажные») пришли в педагогику. С их помощью дети осваивали счет и чтение, изучали историю, географию, биологию, также знакомились с важными событиями современности, например, выставками достижений науки и искусства. В 1904 году американка Лиззи Меги придумала игру The Landlord’s Game, которая должна была познакомить детей с важностью труда и основами экономики. Спустя еще 30 лет патент на игру купили предприниматели братья Паркеры, которые превратили ее в известную нам «Монополию».
«Монополия» выпускает издания на разную тематику — от «Игры престолов» до «Гарри Поттера». Основа остается классической: квадратная доска, на которой по периметру обозначены «предприятия», кубики, набор карт и фишки. В специальных изданиях фишки всегда особенные — например, в «русской Монополии» есть матрешка и пуанты. Поэтому перед партией в «Монополию» убедитесь в том, что у вас есть достаточно места, чтобы разложить доску, и поверхность достаточно стабильная, чтобы фишки не слетали с игрового поля.
Если игровое поле «Монополии» кажется пройденным вдоль и поперек, можно перейти к играм, в которых есть поле генерируется каждый раз заново. К их числу принадлежит «Шакал», игра, которую придумали в России в 1970-х годах. В наборе игры более ста фишек, из которых складывается карта острова сокровищ. После создания острова начинается сбор сокровищ, в котором игрокам волей-неволей придется «шакалить». Все же когда речь идет о наживе, идти к победе придется по головам.
Такая воинственная обстановка игр на обогащение полезна с точки зрения психологии коллектива. Настольная игра на работе покажет, как сотрудники реагируют на стрессовые ситуации. Партия в дружеской компании — это способ «спустить пар» и побыть злобным манчкином. Тем более для этого не придется даже вставать с дивана.