Что такое настоящие проблемы пациента и потенциальные
Источники проблем пациента.
Лекция 4
II, III, IV, V этапы сестринского процесса
План.
1. 2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.
2. 3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.
3. 4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.
4. 5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка.
1. 2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.
II этап сестринского процесса (выявление нарушенных потребностей и определение проблем пациента) – сестринская диагностика.
Проблема – это неудовлетворенная потребность. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание.
Главная задача II этапа сестринского процесса определить: нет ли признаков в состоянии здоровья, угрожающих жизни пациента и оказать экстренную медицинскую помощь.
Если признаков, угрожающих жизни пациента нет, то медицинская сестра, продолжает выполнение II этапа: на основании собранной информации о больном, её анализа проводит определение нарушенных потребностей, распознавание существующих и потенциальных проблем пациента, причин их возникновения.
Распознать проблемы, связанные со здоровьем, причины их появления у конкретного человека, семьи и коллектива входят в задачу современной медицинской сестры.
Виды проблем (А. Б. С)
А. Проблемы, в зависимости от реакции человека, семьи на болезнь классифицируют на:
1.физиологические (например, повышение температуры, потливость, учащение дыхания, удушье, рвота, отсутствие аппетита и др.) Физиологическая проблема чаще всего связана с заболеванием, его осложнениями и несет в себе признаки симптоматической (удушье, отеки, риск кровотечения и др.) и синдромной диагностики. Синдром-сочетание симптомов, которые могут встречаться при разных заболеваниях.
Формулировка физиологических проблем больного (сестринские диагнозы) особенно в экстремальной ситуации строится по принципу симптоматической или синдромной диагностики. Например: Сердечная недостаточность. Запор. Хроническая боль. Избыточное питание-ожирение. Артериальная гипертензия. Гипотония.
2. психологические (страх, депрессия). Психологические проблемы больше связаны с влиянием заболевания на жизнь человека, отношением его и близких, коллег по работе к нему и его болезни. Примерами таких, проблем может быть страх перед болью, беспокойство, чувство отчаяния, безысходности, тревога за свое будущее, депрессия, стадии горя, переживаемые после смерти родного, любимого человека.
3. социальные (приводящие к потере работы, социального положения, друзей, разрушению семьи). Социальные проблемы во многом определяются социальными и бытовыми условиями, не позволяющими в полной мере удовлетворить нарушенные потребности человека, семьи.
Например, проблема социальной изоляции, ушедшего на пенсию человека, инвалида может быть вызвана отсутствием должных условий для реализации его потребности к общению, движению и др. Социальные проблемы возникают при необходимости смены профессии и работы после перенесенной травмы или заболевания. Они становятся большой трагедией для профессионального музыканта после травмы руки и певца после потери голоса.
4. духовные(потеря смысла жизни, разрушение идеалов). Духовные проблемы, связаны с пересмотром человеком, семьей смысла жизни, когда эти люди оказались один на один с болезнью и её последствиями, без поддержки друзей, коллег по работе и государства. Это пересмотр, переоценка жизненных ценностей, смысла жизни, веры в бога, идеологии.
Например, человек, отдавший жизнь служению родине, своей профессии, став старым, больным, вдруг видит, что он никому не нужен, что для таких как он не созданы условия для достойной человека жизни. Духовные проблемы могут возникать у верующего человека: «За что меня наказал бог такой страшной и мучительной болезнью, он же знает, что оставляет мою семью без кормильца».
Б. В зависимости от непосредственной угрозы жизни, возможных осложнений, срочности решения, времени появления и устранения проблемы классифицируют на:
Например, риск развития пролежней, высокий риск нарушений предписанного лечения, высокий риск внезапной смерти.
Зная об этих проблемах, умея их определять и предвидеть, медицинская сестра построит свой план оказания помощи больному, обучение его и семьи таким образом, чтобы предотвратить совсем или снизить риск их развития.
С. У человека, семьи может быть несколько проблем, связанных со здоровьем. Например: высокий риск падений, риск развития пролежней и инфекции, невозможность соблюдения самогигиены, страх смерти, высокий риск удушья.
Среди существующих проблем пациента выделяют:
1. Приоритетные.Приоритетными, а значит первоочередными для их устранения, являются проблемы:
— представляющие угрозу для жизни пациента;
— способствующие ухудшению течения заболевания и развитию осложнений;
— представляющие угрозу для окружающих
Медицинская сестра должна уметь определять, какая из имеющихся проблем, нарушенных потребностей является наиболее главной, приоритетной.
Очередность решения других проблем медицинская сестра должна обязательно обсудить с врачом, больным и его родственниками, что позволит решить какая из имеющихся проблем требует устранения в первую очередь.
Например, больному с колоностомой важнее научиться следить за её состоянием без посторонней помощи. Для больного с хронической болью, приоритетной будет проблема обучения его и родственников программе контроля за болью. У каждого конкретного больного, его семьи при схожести проблем может быть своя первоочередность их решения. Так, больному, ожидающему прихода участковой медицинской сестры, первоочередной проблемой будет научиться самостоятельно открывать дверь, что ему трудно выполнять из-за выраженного тремора кистей рук. Для другого больного с таким же заболеванием, первоочередной проблемой будет услышать, что сестра пришла и можно открыть дверь, так как у него имеется снижение слуха, и он не слышит звонка. Для больного с отсутствием кистей рук после тяжелой производственной травмы первоочередными проблемами будут сложности отправления физиологических потребностей, одевание и снятия одежды, приема пищи, а не проблема общения.
2. Промежуточные,неэкстремальные и неопасные для жизни проблемы больного. 3. Второстепенные.Второстепенные проблемы – это проблемы пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника приоритетная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, второстепенная – чувство беспокойства).
Понятие сестринского диагноза (сестринской проблемы) впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США. Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и др.
Внедрение сестринского процесса в практическую работу медицинской сестры, разработка и юридическое утверждение перечня проблем пациента (сестринских диагнозов) одна из задач реформы сестринского дела
Сестринский диагноз— это определение, формулировка нарушенных потребностей, существующих и потенциальных проблем, связанных со здоровьем, их причин и проявлений, которые распознала медицинская сестра у конкретного человека, семьи или коллектива.
Существует различие между проблемой пациента (сестринским диагнозом) и медицинским (врачебным) диагнозом.
Для того чтобы медицинская сестра могла определить и сформулировать проблемы больного, источники их возникновения она должна, прежде всего:
1. Знать основные потребности человека, семьи, признаки их нарушений.
2. Знать основные проблемы пациента, семьи, их проявления.
3. Владеть методами выявления признаков нарушения потребностей и проблем больного, семьи.
4. Уметь сформулировать название распознанных проблем.
5. Уметь определять причины нарушения потребностей и возникновения проблем пациента, семьи.
6. Уметь определять приоритетность, выявленных проблем.
7. Учитывать индивидуальные особенности пациента и семьи.
8. Использовать принцип целостного подхода.
Задачи врачебной диагностики— выявление конкретной болезни или патологического синдрома (лечение этой болезни или устранение синдрома).
Задачи сестринской диагностики определить все настоящие и возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния. Установить то, что наиболее тяготит больного, семью в настоящий момент, является для них главным и попытаться, в рамках своей компетенции, скорректировать эти отклонения.
Проблемы и причины проблем в сестринской диагностике, в отличии от врачебной относятся не только к конкретному человеку, но и к семье(не знает как помочь члену семьи, заболевшему сахарным диабетом),коллективу ( который не понимает проблем их больного коллеги),обществу и даже администрации разного уровня
Важной особенностью сестринской диагностики является то, что одна проблема (один сестринский диагноз) может быть при разных врачебных диагнозах.
Например, проблема, которую диагностирует медицинская сестра: «недостаточное питание, не соответствующее потребностям организма» может относится к ребенку из неблагополучной семьи, к больному со злокачественной опухолью, к беременной женщине.
Это не означает, что у всех пациентов план оказания сестринской помощи будет одинаковым. Так как причины возникновения проблем и условия в которых они возникают у всех пациентов разные, то и план их решения будет индивидуальным, применимым к каждой конкретной ситуации.
В случаях экстренной медицинской помощи во многом отмечается частичное совпадение обязанностей врача и медсестры. В таких ситуациях процесс принятия решений у врачей и медицинских сестер проходит одинаково, и они выполняют одинаковые лечебно-диагностические действия. В этих случаях диагнозы медицинской сестры будут соответствовать врачебным (Приступ почечной колики, острый живот, внематочная беременность, алкогольный психоз).
Источники проблем пациента.
Д.Джонсонс Источниками проблем являются болезнь, стресс, изменения образа жизни и поведения пациента, которые обусловлены установками, основанными на его прошлом и настоящем опыте, связанном с окружающей средой. Все это может разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление их равновесия
К. Рой. Источниками проблем являются настоящие и предстоящие изменения в жизни человека, особенно в критические периоды, которые оказывают негативное влияние на здоровье вследствие недостатка возможностей адаптации.
Д.Орэм К потребности в сестринской помощи приводит дефицит в самопомощи и самообслуживании — неспособность осуществлять заботу о себе.
М.Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицательное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведения, которая соответствует его образу жизни и ценностям.
В.Хендерсон Согласно модели источником проблем пациента являются обстоятельства, условия, перемены в жизни, когда человек не может осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Банк проблем пациента» Специальность 060101 «Лечебное дело» 060109 «Сестринское дело»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
по производственной практике
«Банк проблем пациента»
Специальность 060101 «Лечебное дело»
060109 «Сестринское дело»
№ п/п Наименование приоритетной проблемы пациента № страницы
Неадекватное отношение к состоянию своего 4
здоровья
Носовое кровотечение 8
Отеки на лице и ногах 9
Нарушение питания (аппетита) 10
Частое мочеиспускание 11
Нарушение комфортного состояния (отрыжка, 12
тошнота, рвота)
Задержка жидкости (отеки, асцит) 14
Головная боль, связанная с повышением 17
артериального давления
Боль в суставах 19
Частое, болезненное мочеиспускание (дизурия) 22
Боль в правом подреберье 23
Боль в эпигастральной области 24
Кашель с обильной зловонной мокротой 25
Недержание мочи 27
Отказ от инъекций 28
Риск развития инфекционных осложнений 29
Кожный зуд, вызванный педикулезом 30
Снижение аппетита 31
Тревога о своем состоянии 33
Избыточное питание, превышающее потребность 34
организма
Дефицит знаний по технике измерения АД 35
Цель: наличие банка сестринских вмешательств, определенных на основе выявленных приоритетных проблемах пациента, позволит эффективно планировать сестринскую помощь и качественный уход за пациентом.
Рекомендации медицинской сестре по ведению сестринского процесса
1. Получите четкое представление о пациенте до начала планирования ухода.
Попытайтесь определить, что нормально для пациента, как он видит свое
нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам.
Определите неудовлетворенные потребности пациента в уходе.
Установите эффективное общение с пациентом и привлеките его к
сотрудничеству.
Обсудите с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты в
уходе.
Определите степень независимости пациента в уходе (независим, частично
зависим, полностью зависим, с помощью кого).
Проявите заботу и внимание к пациенту.
Планируйте сестринскую помощь на основе нарушения удовлетворения
потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, то есть
заболевания.
10. Заполните документацию с целью ее использования в качестве основы для сравнения в дальнейшем.
11. Не допускайте возникновения новых проблем у пациента.
Проблемы пациента делятся на настоящие, потенциальные, приоритетные. Опираясь на знания о потребностях человека, медицинская сестра должна уметь определить нарушенные потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения потребности в порядке первоочередности, используя сестринский процесс.
Приоритетная проблема пациента:
Риск развития пролежней из-за дефицита самоухода и нарушения трофики тканей.
Краткосрочная цель: у пациента исчезнет покраснение кожи через неделю.
Долгосрочная цель: пациент и родственники будут демонстрировать знания по мерам правильного ухода за кожей к концу госпитализации.
М/с будет оценивать состояние кожи каждый день.
М/с будет менять положение в постели каждые 3 часа.
М/с использует противопролежневый матрас или подкладные
круги.
М/с обеспечит смену постельного и нательного белья по мере
загрязнения.
М/с обеспечит разглаживание простыни и одежды 2 раза в день.
М/с обеспечит тщательную гигиену кожи и слизистых.
М/с обеспечит пациента индивидуальными средствами ухода и
отгородит ширмой.
М/с проведёт беседу с родственниками об обеспечении
дополнительного питания.
М/с обучит пациента и его родственников правилам ухода за кожей
в домашних условиях.
10. М/с будет выполнять назначения врача.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение слабости к концу первой недели.
Долгосрочная цель: при сохраняющейся слабости пациент будет адаптирован к жизни в домашних условиях к моменту выписки из стационара.
1. М/с обеспечит физический и психический покой.
2. М/с обеспечит соблюдение строгого постельного режима.
З.М/с полноценное, легкоусвояемое питание с ограничением соли и жидкости в соответствии с диетой №7.
М/с обеспечит определение водного баланса.
М/с обеспечит индивидуальными средствами ухода (судно, утка)
М/с обеспечит уход за кожей, слизистыми (обтирание, подмывание,
смена нательного белья.)
М/с обеспечит помощь пациенту в удовлетворении основных
жизненных потребностей.
М/с будет наблюдать за физиологическими отправлениями,
регулярностью стула, кол-вом и цветом мочи.
М/с обеспечит наблюдение за состоянием пациента (пульсом,
давлением, частотой дыхательных движений).
10. М/с обеспечит приём лекарственных препаратов по назначению врача.
11. М/с проведёт беседу с пациентом о рациональном образе жизни при данном заболевании.
Краткосрочная цель: изжога перестанет появляться через 3 дня.
Долгосрочная цель: у пациента не будет возникать изжоги до выписки из стационара.
М/с рекомендует пациенту строго соблюдать диету №1.
М/с рекомендует пациенту отказаться от продуктов, вызывающих
изжогу( сладкие соки, кисели, варенье, ягоды).
При появлении изжоги м/с обеспечит пациента приёмом стакана
тёплого молока или щелочной минеральной водой без газа.
М/с побеседует с родственниками о характере передач.
М/с будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Проблема взаимоотношений между врачом и пациентом в настоящее время
Белая Е.А., Гутуева Ч.Г.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Катрунов В.А.
Резюме
Отношения между врачом и пациентом являются основой медицины, платформой, на основе которой строится процесс лечения. Умение врача установить необходимый психологический контакт с пациентом является показателем врачебного профессионализма. От его умения зависит, будет ли пациент выполнять предложенные рекомендации, осуществлять регулярный прием лекарственных препаратов. Только врач может настроить больного на положительный исход, заставить его поверить в свои силы и возможности. Профессиональные качества врача проявляются в умении выстраивать наиболее приемлемые отношения с пациентом на основе этических, моральных, клинических аспектов деятельности врача.
Ключевые слова
Статья
В каждой цивилизации и общественности на протяжении многих веков формировались различные взаимоотношения между врачом и пациентом. Проанализировав их, американский ученый и биоэтик Роберт Вич создал классификацию, согласно которой выделил следующие модели взаимоотношения врач-пациент:
1.Инженерная, для которой характерно восприятие пациента врачом как безличный механизм. Главная цель врача при этом – изменение повреждений в данном механизме. Для этого он использует различные лабораторные и инструментальные методы диагностики. Главный минус данного вида взаимоотношений – это технократический подход к больному, при котором не учитываются индивидуальные особенности болезни и права человека. Больной никак не принимает участие в излечении.
2. Патерналистская или пастерская модель, для которой характерно взаимоотношение врача к больному как священнослужителя к прихожанину либо как отношения между отцом и ребенком, при этом основой отношения к больному является любовь, сострадание, справедливость и внимательность, согласно клятве Гиппократа. Пастерская модель главенствовала в европейской общественности в течении многих веков. В современном обществе данная модель остается наиболее преимущественной и распространенной, особенно в отношении к психически больным, детям и старым людям. Единственный минус патернализма – это вероятность того, что взаимоотношения врач-пациент могут превратиться в отношения руководителя с подчиненным.
3. Коллегиальная модель, для которой характерно равноправие между врачом и пациентом. При этом доктор рассказывает больному все данные о диагнозе, способах терапии, вероятных осложнениях и исходов болезни, а больной принимает участие в анализе данных, таким образом больной имеет свободу выбора. Данная модель наиболее эффективна при лечении больных с хроническими заболеваниями. Такая гармония между врачом и пациентом в современной медицине встречается редко. Недостаток коллегиальной модели – отрицательное влияние неграмотности пациента и характерных черт его психики на процесс лечения.
4. Контрактная модель. Пациенты составляют договор на медицинское обслуживание с ЛПУ либо посредством компаний страхования. И пациент, и врач при этом имеют свои обязательства и собственную выгоду. Данная форма взаимоотношения между врачом и пациентом защищает нравственные ценности каждой личности, но, к сожалению, мало распространена в обществе.
Перечисленные модели отношения между врачом и пациентом это совершенные системы. В реальности модель взаимоотношений обусловливается отличительными чертами врача, состоянием пациента и характером медицинской помощи.
1. В острый период болезни больные, как правило, пассивны в диалоге с врачом, главная цель которого как можно быстрее вылечить больного и вернуть к привычному образу жизни.
2. При взаимоотношении с больными, имеющими хронические заболевания, врач должен придерживаться принципа равноправия, компетентности и организовывать группы взаимопомощи.
3. Во время работы с инвалидами врач должен приспособить больных к условиям инвалидности, однако никак не оставлять прикованными лишь к собственной койке или палате.
Взаимопонимание между врачом и пациентом влияет на эффективность лечения так же, как и верно поставленный диагноз, и оказываемая в полном объеме медицинская помощь. При общении с пациентом, особенно при первом контакте, врачу следует быть доброжелательным, с пониманием относится к переживаниям пациента. Больному, который испытывает физический и психологический дискомфорт от своего состояния, имеет недостаточное количество медицинских знаний, бывает трудно найти в себе силы для построения отношений с врачом, сотрудничества, концентрации на главном, способности отделять главное и второстепенное. В связи с этим именно врачу следует быть инициатором установления доверительных отношений, уметь выслушать больного, выразить понимание сказанного.
К пациенту следует относиться уважительно, не обращаться к пациенту на «ты», тем самым также утверждая свой авторитет в глазах больного. Также необходимо помочь больному обрести уверенность в своих силах, развить внутреннюю самодисциплину. Этого можно добиться, в том числе, уважительным отношением больного к медицинскому персоналу, к больничному распорядку, чтобы больной покидал прием или стационар с уверенностью в своих силах и благодарностью тем, кто ему оказал помощь.
Не подобает обсуждать профессиональные и организационные вопросы в присутствии больного, ставить под сомнение профессионализм коллег, даже если в предыдущей формулировке диагноза была допущена ошибка, чтобы не потерять доверие больного к вам, вашим коллегам и медицинской системе в целом.
Больной не должен управлять врачом, навязывать ему свои мысли и идеи, заставлять менять диагноз, лечение.
Также не стоит стараться объяснить больному этиологию, механизмы возникновения и течения тех или иных симптомов и заболеваний. Больной не сможет адекватно понять объяснения, это приведет к тому, что в его сознании сформируются заблуждения, которые будет трудно искоренить.
При сборе анамнеза, вопросы необходимо задавать в отрицательной форме: «Не было ли у вас тошноты и рвоты?», чтобы не внушить пациенту отсутствующие у него симптомы.
Принципы биоэтики были сформулированы для того, чтобы врачу было на чем основывать свои действия. Они не требуют слепого подчинения, могут толковаться по-разному, но являются опорой для дальнейших суждений.
Принцип справедливости необходим в ситуации, когда наши действия и решения принимаются касательно людей разных наций, социальных групп, профессий. Данный принцип раскрывается в ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан» в статье 71 приводится Клятва врача: «… торжественно клянусь … внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»[1].
Принцип правдивости заключается в необходимости сообщать пациенту всю информацию, которой владеет врач, и также обеспечить ее понимание. Это является обязательным условием при получении согласия на медицинское вмешательство. Данный принцип также регламентируется ФЗ РФ №323 «Об основах охраны здоровья граждан» в статье 22: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи»[1].
Врач должен признать пациента, как равноправного партнера, не утаивать от него результаты обследования, диагноз, в частности диагноз онкологического заболевания. Атмосфера лжи, в которой оказывается больной, негативно влияет на его самочувствие. Больной должен узнать, понять и принять правду, какой бы он ни была. Это окажет положительное воздействие, как на самого больного, так и на его близких. В то же время, не следует отказывать больному в надежде, медицина не является точной наукой и предсказать течение всех процессов не является возможным. Поэтому всегда следует оставлять место вере и надежде. Следует сообщать такой объем информации, который пациент будет способен понять и принять.
Пациент, в свою очередь, также должен соблюдать принцип правдивости, особенно это касается случаев заболевания ВИЧ, ИППП и другими заболевания, когда при сокрытии правды, возникает угроза распространения инфекционного заболевания в обществе.
Гарантия конфиденциальности провозглашается в ФЗ РФ №323 «Об основах охраны здоровья граждан». В статье 73 говорится, что медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну. Врачебная тайна защищает социальные, экономические, психологические интересы пациента, способствует установлению доверительных отношений между ним и врачом. Передача сведений, содержащих врачебную тайну, допускается только в случаях, указанных в ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан».
Вопреки всем вышеуказанным принципам, рекомендациям и критериям, взаимоотношения между врачом и пациентом при каждой новом обращении будут особыми и неповторимыми. И даже когда диагноз и оказываемая помощь технически правильны, эффективность контакта будет преимущественно зависеть от личностных особенностей врача и его отношения к больному, что очень важно для успешного излечения.
Литература
1. ФЗ РФ №323 «Об основах охраны здоровья граждан».