Что такое настоящий блюз

Блюз — результат смешения различных музыкальных традиций

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Музыка блюз зародилась в южных штатах США на стыке 19-го и 20-го столетия. Основой для данного жанра послужила грустная лирика и ритмы чернокожих афроамериканцев. Появление термина «blues» относят к 1895 году. Трактуется слово сокращением распространенного в английском языке выражения «blue devils», которое понимается как «грусть», «депрессия»,»печаль».

Блюз стал результатом уникального смешения музыкальных традиций чернокожих рабов «Хлопкового пояса» — такое условное название получила дельта американской реки Миссисипи. Основой для блюза послужили традиционные негритянские песни, исполняемые невольниками во время работы на плантациях, своеобразные ритуальные песнопения религиозной направленности из далекой Африки, а также библейские «спиричуэлс». Музыка отличалась ударным битом, зачастую реализуемым путем хлопков в ладоши, полиритмией и фольклорно-религиозным вокалом.

Предпосылки возникновения блюза

Главным толчком для развития блюза можно считать 1863 год. В этот период рабство на территории США было отменено. Чернокожее население, получившее свободу, не имело достаточной материальной базы и было вынуждено трудиться на самых низкооплачиваемых работах, скитаясь по разным штатам. Профессия лесоруба, судостроителя или монтажника на железной дороге стала уделом большинства афроамериканцев в те годы. Сложные условия естественным образом нашли свое отражение в песенном творчестве. Появляются новые музыкальные жанры, которые представляют собой рабочие песни, песни-переклички «холлер».

Темнокожие трудящиеся пели подобные песни в свободные от работы часы. Так и родился стиль блюз, обретая свои неповторимые черты. Эта музыка рассказывала о тяготах и переживаниях негров-рабочих, отражала их жизненный уклад, передавала их чаяния и надежды.

Американский блюз можно было услышать в различных уголках страны: в поездах и рабочих лагерях, на улицах и т. д. Многие негры перемещались по карте, сохраняя и оберегая обретенную независимость. Они перебивались временными заработками днем, но вечером гитара всегда была рядом. Некоторые подрабатывали музыкой в барах, получая еду и выпивку в качестве вознаграждения. Услышать блюз на гитаре стало обычным повсеместным явлением.

Классический блюз

Официальное упоминание стиля блюз относится к марту 1912-го года. В этот период был опубликован блюз «Dallas Blues», который написал Харт Уэнд. Данное произведение стало первой в истории полностью блюзовой композицией.

Dallas Blues

Большинство историков считают 1920-й год конечной датой становления и окончательного формирования блюза. К этому времени можно было наблюдать музыкальные коллективы, исполнявшие классические блюзовые композиции. Блюз того периода уже перестал быть только музыкой «черных для черных». Ему открылась дорога в шоу-бизнес, который охватывал все этнические слои США.

Если рассматривать теорию музыки блюза, то композиционно он имеет классическую схему 12-и тактов. Начальные 4 такта играются на тонической гармонии, разделяя первую пару на субдоминанту и тонику. Следующая пара играется на доминанте и тонике. Подобное чередование принято называть «блюзовой сеткой».

Музыка блюз построена по структуре «вопрос — ответ», представляя собой своеобразный диалог исполнителя, отвечающий на волнующие его темы. Эта «беседа» может быть выражена как голосом и текстовой составляющей, так и музыкально, основываясь на перекличке солирующих инструментов. Это объясняет факт того, что блюз представляет собой жанр импровизации. Прослеживается только «основа» композиции, динамика и экспрессия могут быть выражены ситуативно.

Среди самых популярных исполнителей того времени можно назвать Ма Rainey и Bessie Smith, которые представляли женский классический блюз.

Bessie Smith — St. Louis Blues

Мужскую сторону исполнения представляли: Джимми Рашинг, Джон Слипи Истиз и другие.

Знаковой фигурой классического блюза навеки остается Robert Johnson. Именно ему принадлежат хиты, без которых сегодня невозможно представить классику блюза. Речь идет о культовой композиции «Crossroad», которая стала частью программы многих исполнителей блюза. Американский кинематограф отразил важность этого произведения в одноименном фильме, где в одной из ролей отмечен гитарист-виртуоз Стив Вай.

Ритм-н-блюз

Очередное направление в развитии блюз получил в 40-е годы. Названием ритм-н-блюз заменилась расовая принадлежность блюза. Стиль громко и широко вошел в широкие массы. Наиболее ярко его представили Joe Turner и Джимми Рашинг. К этому периоду можно отнести появление классических ВИА, содержащих электрогитары и бас-гитары.

Блюз 40-х перестает быть зеркалом тяжелой жизни негров. Наблюдается отдаление от «старой школы», переориентировка на коммерцию. Популярные блюз группы с участием Чака Берри, Би Би Кинга, Мадди Уотерса и других становятся хитовыми продуктами шоу-бизнеса.

Muddy Waters — Hoochie Coochie Man

BB King — Sweet Sixteen

Немалое влияние эти коллективы оказали на последующее становление рок-музыки. Важными представителями блюза сегодня можно считать Джеффа Бека, Гарри Мура, Эрика Клэптона и многих других.

Источник

Что такое настоящий блюз

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Из Википедии:
Блю́з (англ. blues от blue devils — меланхолия, грусть) — первоначально — сольная лирическая песня американских негров, впоследствии — направление в музыке.

Блюз появился во второй половине XIX века в США. В начале XX века сформировался так называемый классический, или городской блюз, в основе формы которого лежал 12-тактовый период с общей схемой гармонических последовательностей: первая 4-тактовая фраза — T, вторая — S, третья — D и T. Такой период соответствует трёхстрочной стихотворной строфе. Блюз получил широкое развитие в 50-х годах XX века.

После появления блюза на юге США, он начинает распространяться по всей стране. Таким образом начали появляться местные стили блюза такие как Мемфисский блюз, Дэтройтский блюз, Чикагский блюз, Техасский блюз, Пидмонтский блюз, Луизианский блюз, западный блюз, блюз Атланты, Сэнт-Луисский блюз, Блюз Восточного побережья, Свомп-блюз, Нью-Орлеанский блюз, Дельта-блюз и Канзас-блюз.

Изначально блюз представлял собой исключительно «чёрную» музыку, исполнявшуюся неграми для негров. Он исполнялся в сопровождении банджо, гитары, позже — фортепиано или инструментального ансамбля. Впоследствии блюз объединился с народной музыкой белых поселенцев (стиль «кантри», который, в свою очередь, уходит корнями в кельтскую музыку) и другими стилями, и сам поделился на несколько чётко оформленных ветвей.

Для мелодики блюза характерны вопросно-ответная структура и использование блюзового лада. В лирических текстах множества блюзов нашла отражение тема социального и расового угнетения.

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

БЛЮЗ (Blues), народная музыка афроамериканцев США и одна из базовых форм музыкальной культуры 20 в. Блюз оказал огромное влияние на мировую музыку, став основой таких направлений, как джаз и рок-н-ролл. Можно сказать, что корнем всего того, что сейчас понимается под словом «рок-музыка», был именно блюз.
Блюз – это специфическая песенная форма, появившаяся в результате трансформации африканских музыкальных традиций на американской почве. В течение двух с половиной веков большинство афроамериканцев, живших на территории США, находились в положении лично зависимом, иначе говоря – в рабстве. Белые хозяева чаще всего старались истребить африканские традиции, но многие их элементы все-таки выжили и воплотились, в частности, в блюзе. Импульсом к возникновению собственно блюзовой формы послужила отмена в 1863 рабства в США: миллионы афроамериканцев оказались отвергнутыми белым обществом. Отчаяние и боль этой жизни выразились в песнях, которые получили название блюз, т.е. грустные, печальные песни. Родиной блюза были южные штаты, в которых тогда проживало большинство черного населения США.

Важной особенностью блюза, отличавшей его от такого предшествовавшего ему направления афроамериканской музыки, как рабочие песни, заключалось в том, что блюз был музыкой личной, музыкой одного человека, тогда как ранее были распространены коллективные песни. Такоя ситуация возникла после отмены рабства, когда бывший раб оказался один на один со своей неприкаянной жизнью.

К концу 19 – началу 20 в. сложилась классическая формула блюза, которая представляет собой цепочку 12-тактовых куплетов, гармонически основанных на чередовании тоники, субдоминанты и доминанты. Текст в традиционном варианте строится следующим образом: одна строчка повторяется с небольшими вариациями два раза, а затем подытоживается финальной строкой, часто содержащей комментарий к описанной в предыдущей строке истории.

Блюз был формой выражения жизненного опыта бедного, находящегося в неравноправном положении по отношению к белому большинству США афроамериканца, его тоски, одиночества и неустроенности, но не только. Радостные и жизнеутверждающие мотивы, вопреки довольно распространенному мнению, часто встречались в блюзах, и в целом эта музыка оказывала позитивное, ободряющее воздействие: исполнитель изливал свою душу, а слушатели получали ценный жизненный урок. Неповторимый юмор и ирония также отличали блюзовый текст от схожих по настроению, но страшно унылых песен белых исполнителей. Блюз был музыкой, помогавшей выживать в трудные времена и передавать свой жизненный опыт другим людям. Блюзмен пел о том, что составляло жизнь большинства афроамериканцев США: бедность и одиночество, тяжелый труд и бродяжничество, любовь и тоска по дому, тюремное заключение и надежда на избавление от тягот неприкаянного существования.

Та разновидность блюза, которая была распространена в сельских районах США часто называется «архаической» или «традиционной», иногда «простодушной» (Downhome). Термин «классический блюз» относится к оркестровым интерпретациям этой народной музыки, которые получили большую популярность в первые десятилетия 20 в. благодаря таким профессиональным музыкантам, как Уильям Хенди (W.C.Handy), Гертруда Ма’Рейни (Gerthrude Ma’Rainy) и Бесси Смит (Bessie Smith). В эти десятилетия на основе блюза также происходит зарождение и развитие такого крупного музыкального течения, как джаз (jazz). В Новом Орлеане и других южных городах США возникают сотни оркестров, исполнявших танцевальную музыку, построенную на гармонических и мелодических принципах блюза.

«Классический блюз» распространялся на нотных листах, тогда как играть по нотам сельский блюз не пришло бы в голову никому – настолько он был весь построен на импровизации – свободном, спонтанном самовыражении. Каждый исполнитель, таким образом, являлся носителем своей уникальной формы этой традиции.

Однако первым для массового распространения был записан именно оркестрованный вариант блюза. В 1920 на фонограф была записана песня Сумасшедший блюз (Crazy Blues), в исполнении

Источник

Что такое настоящий блюз

БЛЮЗ (Blues), народная музыка афроамериканцев США и одна из базовых форм музыкальной культуры 20 в. Блюз оказал огромное влияние на мировую музыку, став основой таких направлений, как джаз и рок-н-ролл. Можно сказать, что корнем всего того, что сейчас понимается под словом «рок-музыка», был именно блюз.

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Блюз – это специфическая песенная форма, появившаяся в результате трансформации африканских музыкальных традиций на американской почве. В течение двух с половиной веков большинство афроамериканцев, живших на территории США, находились в положении лично зависимом, иначе говоря – в рабстве. Белые хозяева чаще всего старались истребить африканские традиции, но многие их элементы все-таки выжили и воплотились, в частности, в блюзе. Импульсом к возникновению собственно блюзовой формы послужила отмена в 1863 рабства в США: миллионы афроамериканцев оказались отвергнутыми белым обществом. Отчаяние и боль этой жизни выразились в песнях, которые получили название блюз, т.е. грустные, печальные песни. Родиной блюза были южные штаты, в которых тогда проживало большинство черного населения США.

Важной особенностью блюза, отличавшей его от такого предшествовавшего ему направления афроамериканской музыки, как рабочие песни, заключалось в том, что блюз был музыкой личной, музыкой одного человека, тогда как ранее были распространены коллективные песни. Такая ситуация возникла после отмены рабства, когда бывший раб оказался один на один со своей неприкаянной жизнью.

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

К концу 19 – началу 20 в. сложилась классическая формула блюза, которая представляет собой цепочку 12-тактовых куплетов, гармонически основанных на чередовании тоники, субдоминанты и доминанты. Текст в традиционном варианте строится следующим образом: одна строчка повторяется с небольшими вариациями два раза, а затем подытоживается финальной строкой, часто содержащей комментарий к описанной в предыдущей строке истории.

Блюз был формой выражения жизненного опыта бедного, находящегося в неравноправном положении по отношению к белому большинству США афроамериканца, его тоски, одиночества и неустроенности, но не только. Радостные и жизнеутверждающие мотивы, вопреки довольно распространенному мнению, часто встречались в блюзах, и в целом эта музыка оказывала позитивное, ободряющее воздействие: исполнитель изливал свою душу, а слушатели получали ценный жизненный урок. Неповторимый юмор и ирония также отличали блюзовый текст от схожих по настроению, но страшно унылых песен белых исполнителей. Блюз был музыкой, помогавшей выживать в трудные времена и передавать свой жизненный опыт другим людям. Блюзмен пел о том, что составляло жизнь большинства афроамериканцев США: бедность и одиночество, тяжелый труд и бродяжничество, любовь и тоска по дому, тюремное заключение и надежда на избавление от тягот неприкаянного существования.

Та разновидность блюза, которая была распространена в сельских районах США часто называется «архаической» или «традиционной», иногда «простодушной» (Downhome). Термин «классический блюз» относится к оркестровым интерпретациям этой народной музыки, которые получили большую популярность в первые десятилетия 20 в. благодаря таким профессиональным музыкантам, как Уильям Хенди (W.C.Handy), Гертруда Ма’Рейни (Gerthrude Ma’Rainy) и Бесси Смит (Bessie Smith). В эти десятилетия на основе блюза также происходит зарождение и развитие такого крупного музыкального течения, как джаз (jazz). В Новом Орлеане и других южных городах США возникают сотни оркестров, исполнявших танцевальную музыку, построенную на гармонических и мелодических принципах блюза.

«Классический блюз» распространялся на нотных листах, тогда как играть по нотам сельский блюз не пришло бы в голову никому – настолько он был весь построен на импровизации – свободном, спонтанном самовыражении. Каждый исполнитель, таким образом, являлся носителем своей уникальной формы этой традиции.

Однако первым для массового распространения был записан именно оркестрованный вариант блюза. В 1920 на фонограф была записана песня Сумасшедший блюз (Crazy Blues), в исполнении Мамми Смит (Mammie Smith), и только в середине 1920-х гг. начали появляться записи сельского блюза. Спустя некоторое время диски традиционного, «простодушного» блюза по популярности среди афроамериканцев оттеснили эстрадный блюз на второй план.

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Легендарной фигурой традиционного блюза был и остается Роберт Джонсон (Robert Johnson), гитарист и певец, погибший в 27-летнем возрасте, но успевший в конце 1920-начале 1930-х гг. записать около тридцати песен, и в их числе Перекресток (Crossroad), практически обязательный номер в программе блюзменов последующих поколений. Среди других известных исполнителей этого времени можно назвать Чарли Паттона (Charley Patton), Блайнд Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson), Джона Слипи Истиза (John Sleepy Eastes), Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy). Чаще всего блюзмены брали выразительные прозвища, как например, уже упоминавшиеся имена: «Слепой Лимон» Джефферсон, «Соня» Истиз, «Большой Билл» Брунзи и т.п.

Несмотря на высокий, подчас поистине виртуозный уровень игры, блюзменов нельзя было назвать профессиональными музыкантами в том смысле, что лишь единицы могли зарабатывать себе на жизнь исключительно музыкой.

Большинство исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода низкооплачиваемых работах (на плантациях, на речных дамбах), как и практически все черное население США в первой половине 20 в. Они бродяжничали по стране, перебиваясь случайными заработками, сохраняя при этом личную независимость, готовые в любой момент продолжить свои скитания. Иногда удавалось устроиться играть на вечеринках, где музыканту редко платили деньгами, а чаще – едой и выпивкой. Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза: тяжелый физический труд и скудный заработок. Но гитара была рядом всегда, и можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного поезда.

По мере того, как из сельских районов афроамериканцы переселялись в города, изменялся и блюз: в 1930-х гг. он начал «электрифицироваться», т.е. начала использоваться электрогитара, музыканты в городах часто музицировали вместе, образуя своего рода блюзовые ансамбли. Постепенно к середине 1940-х гг. сформировался стиль, получивший название ритм-н-блюз (Rythm’n’Blues), т.е. ритмический и электрифицированный блюз, игравшийся на вечеринках черных городских кварталов. Это была весьма шумная и неистовая музыка, которую в то время белое большинство населения страны было явно не в состоянии воспринять, так же как традиционный сельский блюз, считавшийся примитивным и однообразным. А вот джаз, возникший в 1910-х гг. на основе блюза, белое население подхватило с большим энтузиазмом. Скоро джаз, в частности свинг (Swing), перестал быть чем-то специфически афроамериканским, чем-то, что белый человек не смог бы сымитировать, и это подвигло черных музыкантов к поиску в других музыкальных направлениях. Одним из них стал именно ритм-н-блюз. Музыканты порой намеренно старались лишить свою музыку каких бы то ни было черт белой традиции, делая упор на «грязное» звучание, жесткий ритм и буйные эмоции. В середине 1950-х гг. на почве ритм-н-блюза вырастет такое примечательное явление музыки 20 в., как рок-н-ролл (Rock’n’Roll).

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

К 1960-м белая публика наконец приходит к пониманию традиционного блюза, и начинается настоящий блюзовый бум в США и Европе. Особенный энтузиазм проявляет английская молодежь. Стараниями таких музыкантов, как Алексис Корнер (Alexis Korner) и Джон Майялл (John Mayall) Лондон начала 1960-х гг.становится столицей «белого блюза». Лондонская блюзовая сцена дает миру таких знаменитых исполнителей, как «Роллинг Стоунз» (Rolling Stones), Эрик Клэптон (Eric Clapton), «Лед Зеппелин» (Led Zeppelin). Именно в Лондоне начинается слава великого американского гитариста Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). В Лондон с концертами и для записи в студии приезжают многие легендарные черные блюзмены: Хаулин Вулф (Howlin’ Wolf), Вилли Диксон (Willie Dixon), Мадди Уотерс (Muddy Waters), Биг Джо Уильямс (Big Joe Williams). Европейские страны часто посещал гитарист и певец Би Би Кинг (B.B.King), на протяжении многих десятилетий остававшийся одной из центральных фигур электрического блюза.

В настоящее время блюз уже перестал быть массовым явлением среди афроамериканцев, и ту социальную роль передачи жизненного опыта и моральной поддержки в тяжелых условиях существования, которую он играл в первой половине 20 в., теперь выполняет хип-хоп (Hip-hop). Однако интерес к этой музыке остается стабильным, старые записи переиздаются, но все это в настоящее время скорее перешло в сферу чистого искусства, чем осталось отражением «грязной» и полной трудностей жизни.

Источник

Что такое настоящий блюз

Блюз сложился из таких её проявлений, как «рабочая песня», холлер (ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. (ring) shout ), спиричуэлс (христианские песнопения), шант и баллады (короткие стихотворные истории).

Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл» «соул».

Преобладающая форма блюза — 12 тактов, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Это чередование также известно как «блюзовая сетка». Метрическая основа в блюзе — 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой — так называемый шаффл.

Характерной особенностью блюза является использование блюзового лада, включающего в себя пониженные III V и VII ступени (т. н. «блюзовые ноты»). Часто музыка строится по структуре «вопрос — ответ», выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты. Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого темнокожего человека.

Содержание

Истоки

Истоки блюза как музыки начались с далёких времён возникновения рабовладельчества на Американском континенте и завоза рабочей силы из Африки. Афроамериканцы работали в те времена на плантациях и как обслуживающий персонал, выполняли всю самую грязную и непритязательную работу. Вся сложность жизненных отношений афроамериканца выливалась, в том числе, и в творчестве в таких этнических жанрах как холлер, рабочая песня и спиричуэлс, берущие, в свою очередь корни из этнической африканской музыки, преимущественно ударных битов и народно-религиозной вокальной составляющей. Большим толчком к возникновению жанра послужила отмена в 1863 году рабства в США. Всё это является истоками того, что мы сейчас называем блюзом. Несомненно блюз нужно считать квинтэссенцией африканской народной культуры с прогрессом развития западной культуры и социализации в ней чёрного человека. Родиной блюза считается дельта реки Миссисипи.

Многие из тех, кто пел трудовые песни, жили в лагерях лесорубов или в палаточных городках строителей железных дорог, где в свободное время заняться было нечем. И естественно, что по вечерам люди пели. Я уже говорил, что многие негритянские песни могли исполняться в самых разных условиях; одни и те же песни звучали на хлопковых плантациях и в церквях, в военных лагерях и на судоверфях. В свободные часы негру в первую очередь вспоминались трудовые песни, и он их пел. И где-то каким-то образом из них родился блюз — новый, более совершенный вид музыки, призванный рассказать о чувствах и чаяниях трудящихся — мужчин или женщин. Трудно сказать, когда это произошло…

— Д. Л. Коллиер «Становление джаза»

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Большинство исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода низкооплачиваемых работах (на плантациях, на речных дамбах), как и практически всё чёрное население США в первой половине XX века. Они бродяжничали по стране, перебиваясь случайными заработками, сохраняя при этом личную независимость, готовые в любой момент продолжить свои скитания. Иногда удавалось устроиться играть на вечеринках, где музыканту редко платили деньгами, а чаще — едой и выпивкой. Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза: тяжёлый физический труд и скудный заработок. Но гитара была рядом всегда, и можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного поезда.

Традиционный блюз также называется архаический и иногда захолустный (англ. Downhome ) и исполняется без аккомпанемента. Является непосредственным наследником народного творчества афроамериканского населения. Этот стиль блюзов продолжает существовать в сельских местностях США и в настоящее время. Наиболее известными его исполнителями считаются Блайнд Лемон Джефферсон и Хадди «Ледбелли» Ледбеттер.

Классический блюз

«Единственное, что мы можем утверждать, — это то, что блюз как особый музыкальный жанр, видимо, сложился на основе некоторых форм негритянского трудового фольклора (и прежде всего уорк-сонга) в 80—90-х годах позапрошлого века и что процесс этот завершился к 1910 г. […] Можно предположить, что [кантри-блюз] относится к более ранней стадии эволюции этого жанра и является промежуточной формой между уорк-сонгом и классическим блюзом, окончательно сформировавшимся около 1920 г.»

Д. Л. Коллиер «Становление джаза»

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Можно сказать, что формирование классического блюза завершилось где-то в 20-х годах XX века с появлением ансамблей, исполнявших блюзы. В нём утвердились характерные особенности, унаследованные от музыки афроамериканских негров, и чётко определилась 12-тактовая форма и гармоническое сопровождение. В этот период блюз постепенно выходит из африканских гетто и переходит в форму шоу-бизнеса. Примечательно, что в этот период было повальное увлечение вокалистками, поющими блюз. В 1920 году Мэми Смит записала на грампластинку свой «Crazy Blues» и, ко всеобщему удивлению, пластинка имела небывалый коммерческий успех. Фирмы грамзаписи, почуяв прибыль, набросились на новую музыку. Именно к 1921 году формируется тенденция и начинается её реализация в последующие 12 лет. Начался блюзовый бум.

«Представители фирм грамзаписи рыскали по Югу, без разбору подписывая контракты с негритянскими певицами, многие из которых работали в водевильных группах и не имели к блюзу никакого отношения. К 1921 г. были записаны по меньшей мере пять-шесть негритянских певиц; в 1923 г. их уже были десятки. Всю страну охватило блюзовое безумие, и американцы в очередной раз открыли для себя негритянскую музыку… В погоне за модой фирмы грамзаписи приглашали в студию практически всех негритянок, которые хоть сколько-нибудь умели петь, и объявляли их исполнительницами блюзов».

Д. Л. Коллиер «Становление джаза»

В этот период, среди всего наплыва «модных» блюзовых исполнительниц принято выделять прежде всего Ма Рэйни (Ма Rainey), которая закончила выступать в 1935 году; Бэсси Смит (Bessie Smith), считавшаяся критиками вехой в эпохе блюза. Независимо от моды на исполнителей и музыку, публика всегда очень любила её, но её упадок произошёл к 30-м годам. В последний раз она записывалась в 1933 г., но, по свидетельству Д. Л. Коллиера, «это была уже скорее дань прошлому». Упадок женского классического блюза приходится на 30-е годы.

Большей популярностью пользовался Джимми Рашинг, который был ведущим вокалистом оркестра Каунта Бейси (Count Basie) с 1935 по 1948 гг. Легендарной фигурой традиционного блюза был и остается Роберт Джонсон (Robert Johnson), гитарист и певец, погибший в 27-летнем возрасте, но успевший в конце 1920-х — начале 1930-х годов записать около тридцати песен, и в их числе «Перекрёсток» («Crossroad»), практически обязательный номер в программе блюзменов последующих поколений. В некоторых песнях: «Walking Blues» («Гуляющий Блюз»), «Crossroad Blues» («Блюз Перекрёстка»), «If I Had Possession Over Judgement Day» («Владей я чем-то во время Судного дня») — Джонсон звучит как настоящий рок-н-ролльный бэнд, так же полновесно, как первые группы Элвиса Пресли или Боба Дилана и мощнее их. «Однако взгляд на него как на первого рок-н-роллера только ещё начинает формироваться», — так характеризует Р. Джонсона американский музыковед Грей Маркус. Творчество Р. Джонсона сильно повлияло на формирование исполнительской манеры таких грандов рока, как Мик Джаггер и особенно Эрик Клэптон, использовавших темы блюзов Джонсона в своем репертуаре.

Среди других известных исполнителей этого времени можно назвать Чарли Паттона (Charley Patton), Джона Слипи Истиза (John Sleepy Estes), Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy). Чаще всего блюзмены брали выразительные прозвища, как например, уже упоминавшиеся имена: «Слепой Лимон» Джефферсон, «Соня» Истиз, «Большой Билл» Брунзи и т. п.

Ритм-н-блюз

Ритм-н-блюз получил широкое распространение в военные времена. Можно отметить двух ведущих исполнителей этого периода Джо Тёрнера (Joe Turner) и Джимми Рашинга (Jimmy Rushing). Джо Тёрнер был знаменит своими быстрыми блюзами, которые он не столько пел, а как бы кричал на фоне энергичного фортепианного аккомпанемента в стиле «буги-вуги». По сути он является коммерческим блюзом, произошедшим во времена его урбанизации и впитавшим в себя нотки жизни города. Особенно важно то, что трансформировался не только характер, но и состав ансамблей. Электрификация и применение новой техники в середине 40-х гг. привело к активному внедрению в качестве музыкальных инструментов электрогитар, электроорганов, а несколько позднее и бас-гитар. Ударные инструменты и голос певца стали усиливаться с помощью микрофона. Тем самым оркестр из четырёх человек обрёл возможность играть громче и мощнее, чем традиционный биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. Электрифицированные ансамбли нового направления, получившего название ритм-энд-блюз, начали вытеснять из дансингов, клубов и прочих мест развлечения большие джазовые и танцевальные оркестры, которые оказались экономически невыгодными и теряли поклонников. Кроме того, ритм-энд-блюз прекрасно прижился в маленьких забегаловках, кафе и барах. Термином «ритм-энд-блюз» музыкальные специалисты заменяют ранее применяемый в отношении развлекательной музыки «черных» термин «Race Music» (расовая музыка).

«К середине 40-х гг. такие исполнители как Чак Берри, Мадди Уотерс, Би Би Кинг и Бо Диддли, оказывавшие сильнейшее влияние на создателей современного рока, уводят блюзы ещё дальше от старого стиля. Они использовали джазовые ритмы, часто удвоенные по размеру с элементами стиля буги-вуги»10. В результате старая традиция практически была вытеснена с массовой сцены. Лишь горстка молодых людей старалась имитировать музыку в традиции кантри-блюза, которую в то время продолжал записывать на пластинки разве что только Джон Ли Хукер. «Но культурная среда, — пишет Д. Л. Коллиер, — породившая блюз, исчезла. Плантации, трудовые лагеря и бараки каторжан уходили в прошлое. Американский негр уже не чувствовал себя совершенно оторванным от основного течения американской культуры. Сосуд, в котором в течение многих поколений хранились африканские традиции, был разбит вдребезги»

Д. Л. Коллиер «Становление Джаза»

Блюз в России

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Влияние

Терминология

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Что такое настоящий блюз. Смотреть фото Что такое настоящий блюз. Смотреть картинку Что такое настоящий блюз. Картинка про Что такое настоящий блюз. Фото Что такое настоящий блюз

Блюзовые понятия

Разновидности

Различают следующие разновидности [7] :

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *