Что такое настоящий выбор
Что такое выбор?
сочинение по тексту ОГЭ
Первый вариант сочинения (по тексту Е.В. Гришковца «Мама, когда я еще учился в школе…»)
Определение понятия
Что же такое выбор? Выбор – это основное правило человеческой жизни, то, что определяет поступки человека, его будущие занятия, его судьбу, наконец. Каждый из нас рано или поздно встает перед проблемой выбора, но самый важный из них – выбор специальности, дальнейшей профессии, который мы вынуждены делать в самом начале жизненного пути.
Аргумент из прочитанного текста
Так автор текста Евгений Валерьевич Гришковец повествует о том, как он пытался в юношестве выбрать учебное заведение, определиться с будущим занятием. Что-то ему казалось скучным, что-то невозможным, но он совершенно не знал, что ему придется по душе. Важным условием для него было, чтобы учеба была интересной, веселой, соответствующей настоящей жизни. По всей видимости, писательский труд стал именно тем занятием, о котором он мечтал в юношестве.
Аргумент из личного опыта
К тому же, очень скоро каждый из нас столкнется с подобным выбором – какую профессию предпочесть, какой
Вид — группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.
Заключение
Итак, выбор – это то, с чем человек сталкивается не один и не два раза в жизни. От того, насколько правильно мы его сделаем зависит наше благополучие и удовлетворенность собственным существованием.
Второй вариант сочинения (по тексту А.И. Деникина «В первый год моей жизни, в день какого-то праздника…»)
Определение понятия
Я думаю, выбор – задача каждого человека. С выбором мы сталкиваемся ежедневно, начиная с того, что выбрать на завтрак и заканчивая образом жизни. Порой на наш выбор влияют суеверия и некие знаки судьбы, которые словно помогают нам избрать правильный путь.
Аргумент из прочитанного текста
Эту точку зрения подтверждает случай, описанный А.И. Деникиным, где герой, будучи годовалым ребенком, из всего, что было в зоне его доступа, выбрал рюмку и саблю. Гадание сбылось частично – свою жизнь в дальнейшем он связал с военной деятельностью, но вот пьяницей не стал. Вполне возможно, что военная карьера стала следствием легенды, часто рассказываемой мальчику с самого детства о том случае из его младенчества.
Аргумент из личного опыта
Суеверия вообще оказывают большое влияние на жизнь многих людей. в древние времена гадания определяли выбор спутника жизни или вид занятости. До сих пор некоторые из нас переходят дорогу, если путь им пресекла черная кошка. Или отказываются от важного намеченного дела, если им встретился человек с пустым ведром.
Заключение
Я считаю, что выбор нужно делать, основываясь только на собственных желаниях или поставленных жизненных целях, но ни в коем случае не на суеверных гаданиях или приметах.
Третий вариант сочинения (на примере текста Алексина А.Г. «Еще в детском саду Олег выучил песенку…»)
Определение понятия
Один из самых главных выборов в нашей жизни – выбор профессии, сферы занятости. Выбор – это решение, которое мы вынуждены принимать в зависимости от окружающих условий и собственных возможностей. На что же следует обращать внимание, когда делаешь важнейший выбор?
Аргумент из прочитанного текста
А.Г. Алексин в своем тексте рассказывает историю о том, насколько влиятельными порой оказываются желания родственников и какова роль предопределения в жизни каждого человека. Иногда родители или другие близкие люди пытаются воплотить в подрастающем отпрыске свои не свершившиеся надежды. Однако то, к чему действительно у ребенка есть талант, все равно непременно проявится. Это всего лишь дело времени. Поэтому не стоит навязывать человеку свои желания, а лучше дать возможность самому выбрать то, что ему ближе всего.
Аргумент из личного опыта
Многие идут по стопам родителей, выбирая будущую профессию. Хорошо, если при этом интересы ребенка и родителей совпадают. Однако некоторые родители не одобряют выбор своего чада, высмеивают его, вынуждают ребенка сделать иной выбор. Но они должны помнить, что подобными действиями можно испортить потомку жизнь навсегда.
Заключение
Самое главное в жизни – заниматься тем, что тебе особенно нравится. Тогда и жизнь покажется проще, и пользы принесешь обществу больше. Чтобы выбрать именно то, к чему у тебя есть призвание, важно никого не слушать, а заниматься тем, что ближе и интереснее всего.
Психология выбора
Известный экзистенциальный психолог С. Мадди отмечает, что всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всегда всего два варианта выбора. Выбор в пользу прошлого — или выбор в пользу будущего.
Выбор в пользу прошлого. Это выбор в пользу привычного и знакомого. В пользу того, что уже было в нашей жизни. Выбирая прошлое, мы выбираем стабильность и знакомые пути, сохраняем уверенность в том, что завтрашний день будет похож на сегодняшний. Не нужно никаких перемен и никаких усилий. Все вершины уже достигнуты, можно почивать на лаврах. Или, как вариант — нам плохо и трудно. Но хотя бы знакомо и привычно. И кто знает, может, в будущем, будет еще хуже…
Выбор в пользу будущего. Выбирая будущее, мы выбираем тревогу. Неизвестность и непредсказуемость. Потому что будущее — настоящее будущее — невозможно предсказать. Будущее невозможно предвидеть и предсказать, но возможно планировать. Однако нередко планирование будущего — это планирование бесконечного повторения настоящего. Нет, настоящее будущее — это неизвестность. Поэтому этот выбор лишает нас покоя, и беспокойство поселяется в душе… Но развитие и рост лежат только в будущем. В прошлом его нет, прошлое уже было и может только повторяться. Другим оно уже не будет.
Итак, всякий раз в ситуации серьезного (а иногда и не очень) выбора перед нами встают фигуры двух ангелов, одного из которых зовут Спокойствие, а другого — Тревога. Спокойствие указывает на хорошо проторенную вами или другими людьми дорогу. Тревога — на тропу, упирающуюся в непролазный бурелом. Вот только первая дорога ведет назад, а вторая — вперед.
Старый еврей Авраам, умирая, подозвал к себе своих детей и говорит им:
— Когда я умру и предстану перед Господом, то он не спросит меня: «Авраам, почему ты не был Моисеем?» И не спросит: «Авраам, почему ты не был Даниилом?» Он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?!».
Как сделать правильный выбор? Если, как уже было сказано, настоящее будущее предсказать нельзя, то как же понять, верен твой выбор, или нет?
В этом — одна из маленьких трагедий нашей жизни. Правильность выбора определяется только результатом. Который — в будущем. А будущего нет… Осознавая эту ситуацию, люди нередко пытаются этот результат запрограммировать, играть наверняка. «Я сделаю это тогда, когда будет совершенно ясно… Когда появится четкая альтернатива…» — и нередко решение откладывается навсегда. Потому что никто и никогда не принимал решения завтра. «Завтра», «потом» и «как-нибудь» не наступят никогда. Решения принимаются сегодня. Здесь и сейчас. И начинают реализоваться тоже в тот же момент. Не завтра. А сейчас.
Тяжесть выбора определяется также и ценой, которую мы должны заплатить за его реализацию. Цена — это то, чем мы готовы пожертвовать ради того, что наш выбор был реализован. Выбор без готовности платить цену — импульсивность и готовность принять роль жертвы. Жертва принимает решения, но, столкнувшись с необходимостью платить по счетам, начинает жаловаться. И искать то, на кого бы свалить ответственность. «Мне плохо, мне тяжело, мне больно» — нет, это не слова жертвы, это просто констатация факта. «Если бы я знал, что будет так трудно…» — жертва может начинаться с этих слов. Когда начинаешь понимать, что, принимая решение, не думал о его цене. Один из важнейших вопросов жизни — «а стоит ли оно того». Цена альтруизма — забвение себя. Цена эгоизма — одиночество. Цена стремления быть всегда для всех хорошим — нередко болезнь и гнев на себя.
Осознав цену выбора, мы можем его изменить. Или оставить все, как есть — но уже не жалуясь на последствия и возлагая на себя всю ответственность.
Ответственность — это готовность принять на себя статус причины того, что произошло — с вами или с кем-нибудь другим (по определению Д.А. Леонтьева). Признание того, что именно вы — причина происходящих событий. Что то, что сейчас есть — это результат вашего свободного выбора.
Одним из тяжелых последствий выбора является то, что на каждое «да» всегда приходится «нет». Выбирая одну альтернативу, мы закрываем перед собой другую. Мы приносим одни возможности в жертву другим. И чем больше возможностей — тем тяжелее нам приходится. Наличие альтернатив нас иногда буквально разрывает на части… «Надо» и «хочу». «Хочу» и «хочу». «Надо» и «надо». Пытаясь разрешить этот конфликт, мы можем прибегнуть к трем уловкам.
Уловка первая: пытаться реализовать сразу две альтернативы. Устроить погоню за двумя зайцами. Чем она заканчивается — известно из той же поговорки. Ни одного не поймаешь. Потому что на самом деле выбор не сделан, и мы остаемся там же, где и были до начала этой погони. Страдают в результате обе альтернативы.
Уловка вторая: сделать выбор наполовину. Принять решение, совершать какие-то действия для его реализации — но мыслями постоянно возвращаться обратно, в точку выбора. «А вдруг та альтернатива лучше?». Нередко это можно наблюдать у моих студентов. Они приняли решение прийти на занятие (потому что надо), но душой они отсутствуют на нем, находясь где-то там, где хочется. В итоге их нет на занятии — есть только их тела. И их нет там, где они хотят быть — там только их мысли. Значит, для этого момента, в данное время их вообще не существует. Они мертвы для жизни здесь и сейчас… Выбрать наполовину — это умереть для реальности… Если уж сделал выбор — закрывай другие альтернативы, и погружайся в дело…
Уловка третья: ждать, когда все само собой образуется. Не принимать никаких решений, надеясь, что какая-то из альтернатив сама собой отпадет. Или что кто-то другой сделает выбор, который мы объявим очевидным… На этот случай есть утешительное выражение «Все, что ни делается — все к лучшему». Не «все, что я делаю», а «все, что делается» — то есть совершается само собой или кем-то другим, но не мной… Еще одна волшебная мантра: «все будет хорошо….». Ее приятно услышать от близкого в трудный момент, и это понятно. Но иногда мы ее шепчем себе сами, уклоняясь от решения. Потому что одолевают страхи: а вдруг решение будет поспешным? Вдруг стоит еще подождать? Хотя бы до завтра (которое, как известно, не наступает никогда)… Когда мы ждем, что все само собой образуется, мы, разумеется, можем оказаться правы. Но чаще происходит иначе — все само собой образуется, но не так, как нам бы хотелось.
А еще бывают максималисты и минималисты, о которых замечательно написал Б.Шварц в книге «Парадоксы выбора». Максималисты стремятся сделать наилучший выбор — не просто свести к минимуму ошибку, но выбрать самую лучшую альтернативу из всех, что есть. Если покупать телефон — то самый лучший по соотношению цена-качество; или самый дорогой; или самый новый и «продвинутый». Главное — чтобы он был «самый». В противовес максималистам выступают минималисты. Они стремятся выбрать тот вариант, который наилучшим образом удовлетворяет их потребности. И телефон тогда нужен не «самый», а чтобы звонил и смс отправлял — и достаточно. Максимализм осложняет выбор, потому что всегда остается шанс, что где-то что-то будет лучше. И эта мысль не дает покоя максималистам.
Выбирать бывает тяжело, но отказ от принятия решения влечет за собой гораздо более тяжелые последствия. Это так называемая экзистенциальная вина. Вина перед самим собой на неиспользованные в прошлом возможности. Сожаление об упущенном времени… Боль от непроизнесенных слов, от невыраженных чувств, возникающая тогда, когда уже поздно… Нерожденные дети… Невыбранная работа… Неиспользованный шанс… Боль, когда уже невозможно отыграть назад. Экзистенциальная вина — ощущение предательства самого себя. И от этой боли мы тоже можем прятаться. Например, громко заявлять, что я никогда ни о чем не жалею. Что все прошлое я отбрасываю назад, без сомнений и оглядки. Но это — иллюзия. Наше прошлое невозможно отцепить и отбросить назад. Можно его игнорировать, вытеснять из сознания, делать вид, что его нет — но отцепить невозможно, разве что ценой полного забвения собственной личности… Куда бы мы не устремились — всюду тащим телегу своего прошлого опыта. «Глупо сожалеть о том, что было». Нет, сожалеть не глупо… Глупо, наверное, будет игнорировать тот факт, что когда-то поступил неверно. И игнорировать возникающие при этом чувства. Мы — люди. И отбрасывать боль не умеем.
Итак, находясь перед необходимостью серьезного жизненного выбора, можно осмыслить следующее:
В пользу прошлого или в пользу будущего мой выбор?
Какова цена моего выбора (чем я готов пожертвовать ради его реализации)?
Мой выбор продиктован максимализмом или минимализмом?
Готов ли я принять всю ответственность за последствия выбора на себя?
Сделав выбор, закрываю ли я все остальные альтернативы?
Делаю ли я выбор целиком, или же только наполовину?
И, наконец, остается вопрос смысла: «Зачем я это выбираю?
Что такое нравственный выбор?
сочинение по тексту ОГЭ
Нравственный выбор — это выбор человека, сделанный на основе его жизненных убеждений. Три варианта сочинений с аргументацией и примерами помогут лучше Вам понять данную тему как для ОГЭ, так и для общего развития.
Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи…»)
Определение понятия
Нравственный выбор – совокупность действий и поступков, слов и мыслей в зависимости от морального и нравственного опыта человека. Другими словами, это правила, которые каждый человек устанавливает сам для себя, и применяет их в различных жизненных ситуациях.
Аргумент из прочитанного текста
В тексте А.Г. Алексина повествуется о становлении характера людей в юные годы, о разном отношении к жизни двух школьников – Вани и Сени Голубкина. На противопоставлении этих образов автор пытается показать, что некоторые люди не постесняются обвинить других во всех своих несчастьях, способны при этом пойти нечестной дорогой. Таков Сенька. Ваня же обладает более глубокой душевной организацией. В порыве сочувствия он берет на себя вину одноклассника, но тот отвечает ему презрением вместо благодарности. Однако вера в людей в душе Ваньки настолько сильна, что он осознает: по одному только человеку нельзя судить о качествах всего человечества.
Аргумент из личного опыта
Все мы знаем, что в одной и той же ситуации люди способны повести себя абсолютно по-разному. Наглядный пример – отношение к бездомным животным. Одни способны приютить грязного, дрожащего на морозе котенка, обогреть его, накормить, вымыть. А другие могут просто не обратить внимания на истошно кричащий серый комочек и пройти мимо.
Заключение
Нельзя думать только о себе, о собственном благополучии. Каждый из нас несет определенную ответственность за все, что происходит с окружающими людьми. Порой одно вовремя сказанное слово способно полностью изменить судьбу человека. В жизни очень важно делать правильный нравственный выбор.
Второй вариант сочинения (по тексту Э.Ю. Шима «Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение…»)
Определение понятия
Нравственный выбор – то, на что способен решиться человек во имя других людей, знакомых или чужих, родных или незнакомцев. Некоторые обладают настолько чуткими сердцами и глубокими душами, что готовы рискнуть собственной жизнью во имя спасения рядом стоящего человека, путь он и ведет себя не позволительно грубо, легкомысленно.
Аргумент из прочитанного текста
Аргумент из личного опыта
Часто люди готовы жертвовать своей жизнью и здоровьем во имя других. Известно множество случаев, когда мужчины или женщины без страха бросались в горящий дом и выносили оттуда детей и животных. В тот момент они с легкостью совершали свой нравственный выбор – лучше рискнуть собой, чем позволить кому-то погибнуть.
Заключение
Думаю, что не все способны на такие подвиги. Очень часто люди стараются оставаться в стороне от происходящих катастроф. Но мы не вправе судить их, у каждого есть свои причины поступать так или иначе. Просто это другой нравственный выбор.
Третий вариант сочинения (на примере текста В.К. Железникова «Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет…»)
Определение понятия
Нравственный выбор – способность человека предпринимать те или иные действия, не взирая на общепринятые нормы и понятия. Тут все зависит только от него самого, от его воспитания, понятий, жизненного опыта, внутреннего самосознания.
Аргумент из прочитанного текста
Так, в рассказе В.К. Железникова описана банальная жизненная ситуация. Папа подарил маме букет цветов на 8 Марта, и мама предложила сыну взять с с собой несколько веточек мимозы, чтобы делать приятное его соседке по парте – Лене Поповой. Когда оказалось так, что он оказался единственным, кто подарил цветы девочке из всего класса, его начали высмеивать. Дети часто жестоки. Витя, став предметом насмешек одноклассников, так расстроился и разозлился на мать, что даже не смог почувствовать, какой поступок он совершил – теперь Лена навсегда запомнит этот день, и эти цветы, и Витю. Возможно, впоследствии он поймет, что делать людям приятное – не стыдно.
Аргумент из личного опыта
Действительно, часто в жизни приходится делать свой нравственный выбор, основываясь на мнении окружающих. К примеру, если коллектив выбрал кого-то для битья, то общаться с ним сможет не каждый. А тот, кто на это решится – сам станет объектом издевательств одноклассников. Вот только если мы будем принимать решения, основываясь на мнении большинства, то это будет уже не наш выбор.
Заключение
Очень важно принимать в жизни правильные решения. Нужно стараться не обращать внимания на тех, кто считает, что проявлении симпатии или просто доброго отношения к окружающим – это постыдно. Нельзя заключать сделки с совестью, ведь с тем нравственным выбором, который мы совершаем, жить только нам.
Что такое настоящий выбор
Те, кто не любит жить по плану и планировать цели, часто спрашивают у меня, зачем мне пробовать планирование, мне и так хорошо?
Также те, кто обожает четкое планирование и огромный список задач на каждый день, тоже вопрошают, зачем мне пробовать «дни расслабления и ничегонеделания», мне такое не нравится?
Подобные вопросы часто задают участники наших тренингов, которым мы даем разнообразные и порой «противоположные» задания. Например, в рамках Клуба «Вдохновение Перемен» в один месяц погрузиться в созерцание своих желаний и делать только то, что хочется, а в другой — жить по четкому распорядку дня и в большой загруженности разными делами.
Люди недоумевают — «только я приучился к тому-то, а тут бац, и все нужно уже делать по-другому. Зачем?».
И тут я объясняю, что такое настоящий выбор. Вы по-настоящему, сознательно выбираете что-то только тогда, когда вы пробовали на своем опыте и другие (противоположные) варианты.
И я часто привожу такой пример: вы — от природы скромный, не скандальный молодой человек/девушка. Вы приходите в магазин, и у вас возникает конфликтная ситуация. Вы вежливо пытаетесь донести свою позицию, но на вас кричат, вас не слышат, и вы уходите ни с чем.
Дома вы можете объяснить близким: я решил не ругаться, нервы дороже, черт с ними, с потерянными деньгами, да и вообще я добрый, пушистый и интеллигентный.
Только это не правда. Если вы по-настоящему скромный и не скандальный внутри, в душе, то значит, вы скандалить и требовать свое попросту не умеете. Не научили вас в детстве/юности, и до сих пор у вас стоит психологический блок на проявление агрессии к другим людям. Это означает, что вы просто физически не способны убедительно скандалить, кричать и требовать, вам это ужасно неприятно, и вы никогда этого не делаете.
И когда вы говорите: я выбрал не скандалить, нервы дороже, то вы обманываете близких и самих себя. Потому что вы не выбирали. У вас нет выбора: скандалить или нет. Вы умеете только быть вежливым, другого варианта поведения в вашем арсенале нет. И это называется отсутствие гибкости поведения.
В каком случае вы могли бы с уверенность и правдиво сказать: я выбрал не скандалить? В том случае, если бы вы одинаково хорошо умели и быть не конфликтным, вежливым, а также отстоять свои права громким голосом, если нужно. Наличие обоих противоположных вариантов поведения в вашем арсенале называется поведенческая гибкость. И только умея и то, и это, имея опыт обоих типов, вы можете честно выбирать в каждой ситуации — скандалить вам или нет.
Почему важно иметь оба выбора, и стараться в самых разных ситуациях иметь поведенческую гибкость (а значит, постоянно развивать себя)?
Потому что в вышеприведенном примере (когда вы боитесь выражать агрессию к другим людям) может возникнуть такая ситуация, где вам понадобится умение быть агрессивным и напористым. Например, вас хотят обмануть мошенники и ваше несопротивление принесет огромные потери. Или обижают вашего ребенка: учитель физкультуры в школе издевается над чадом или же друзья во дворе. Пьяный сосед постоянно портит ваше имущество. Примеров множество, таких, где вежливость и скромность не является лучшим вариантом поведения.
То же самое про деньги. Да, сейчас, например, вы живете согласно вашим доходам и говорите, что сами выбрали эту работу со средней зарплатой, что вас все устраивает. Но вы уверены, что в нужный момент, что если бы вы вдруг захотели (возникла бы необходимость), то вы смогли бы засучить рукава и заработать гораздо больше, повысить свои доходы в несколько раз?
Если вы знаете, что при необходимости сможете (а значит, точно имеете такие навыки и такой опыт), то можете пока что жить спокойно и утверждать: текущую ситуацию с деньгами я выбрал, но могу выбрать и другую, если захочу, я смогу, я уверен в себе.
Да, наличие реально выбора повышает вашу уверенность в себе и завтрашнем дне. Когда вы знаете, что ваша поведенческая гибкость велика, вы можете и так, и эдак, и, значит, вы не пропадете.
Почему еще важно понимать про реальный выбор?
Потому что мы часто обманываем себя:
Получается, что если копнуть глубже, за многими утверждениями «это не мое», «я выбрал жить вот так», «мне это не нравится, а нравится то» стоит жалкий самообман. Это не вы выбирали, просто по-другому вы не умеете, не пробовали, боитесь, привыкли жить так.
Настоящий выбор — это, например, когда человек в бизнесе интенсивно трудился много лет, достиг там успехов, а потом стал жить более простой жизнью, ближе к природе и к семье, но с меньшим количеством внешних успехов и денег. Да, он может утверждать: я пробовал то и это, и однозначно могу сказать, жизнь спокойная и размеренная мне ближе и нравится больше.
А тот, кто просто не умеет хорошо работать, достичь успеха, но говорит — а мне это и не нужно, не обманывает ли он себя? Может просто не получалось никогда, потому и «не нужно»?
Если эта тема вам интересна, хочу дать вам задание для самоанализа
В важных жизненных сферах напишите свои предпочтения и «жизненные выборы».
Напишите про деньги, порядок в доме, вашу внешность, здоровье, воспитание детей, отношения с мужем/женой, работу и другие важные аспекты.
А теперь посмотрите на все свои жизненные утверждения: вы на самом деле это выбираете сознательно и ответственно? Или же это самообман и вы хотели бы другого, просто не умеете, не пробовали этого достичь, боитесь или привыкли к старому?
Пример
«Внешность и одежда для меня не важны, пусть принимают меня такой, какая я есть».
Может, вы все-таки хотите быть красивой, ухоженной и стильной, избавиться от лишних килограммов? Отлично! Хотите — тогда действуйте!
В общем, долой самообман! Даешь поведенческую гибкость и широкие возможности для каждого!
Ну, а если (в вышеприведенном примере) вы на самом деле пробовали жить и в полной красоте и совершенстве, и в полной естественности, и, в итоге, сознательно выбираете второе, тогда все в порядке, вы в гармонии с собой.
Буду рада, если вы напишите о своих открытиях и осознаниях после выполнения этого упражнения. А если решите что-то менять, дарю свой курс «Как стать стратегом своей жизни», который поможет сразу наметить перемены и начать двигаться к желаемым целям. Это аудиоурок, с которого легко начать планомерное движение к лучшей для вас жизни.
P. S. Я не призываю пробовать все — алкоголь, наркотики, измены и другие вредные вещи. Это уже не поведенческая гибкость, а поведенческая глупость. Я говорю о таких навыках и изменениях образа жизни, которые вам пока недоступны, но могли бы понравиться и принести пользу, расширить ваши возможности!