Что такое настроение в музыке
Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние
Музыка занимает важное место в нашем сердце, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах. Некоторые люди усматривают в текстах песен свою личную историю, что сразу находит отклик в их душе.
Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются друг от друга.
Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты – высокий и нежный, а звук тубы – низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории, мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.
Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 60х-70х годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Однако что насчет эмоционального восприятия?
Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про тональность ля мажор он говорил: «Это тональность молодости, весны, – и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, уже весь восток пурпуровый и золотой».
Колорит тональности ми-бемоль мажор – «темный, сумрачный, серо-синеватый; тон городов и крепостей». Фа мажор – «яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок». Ля минор – «бледно-розовый; это как бы отблеск вечерней зари на зимнем, белом, холодном, снежном пейзаже». Си мажор – «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч».
Соль минор – «без определенной окраски, имеет характер элегико-идиллический». Ля-бемоль мажор – «серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный».
Композитор Адам Героу (Adam Gerow) говорит, что для него музыка несет особый смысл: «Ощущение того, что кто-то испытывает те же ощущения, что и ты, при прослушивании одной и той же песни, нельзя описать словами. В такие моменты между музыкантом и слушателем возникает своя особая связь».
«Некоторым не нравятся песни группы Pink Floyd, а я даже не могу прочитать текст «Wish You Were Here» и не расплакаться», – делится Адам.
Так как музыка влияет на нас? Бернд Уиллимэк (Bernd Willimek), музыкальный теоретик, считает, что ответить на данный вопрос достаточно сложно. «Музыка не может передать какие-либо эмоции, – объясняет Уиллимэк, – она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя.
Аннэли Хаке (Anneli Haake) также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное – человек не начнёт радоваться, едва прослушав веселую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные, ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).
Итан Хейн, профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что восприятие музыки целиком и полностью зависит от культурной принадлежности слушателя. Вряд ли найдется такая мелодия, которая на всех произведет одинаковое впечатление. В качестве примера Итан рассказывает свою историю: «Мне очень нравилась еврейская мелодия «Der Gasn Nigun», которая, как я думал, является погребальной песнью. Позже я выяснил, что это – свадебный гимн».
В Западной культуре считается, что, если песня звучит в мажорных тонах – значит она веселая, а если в минорных – грустная. То же самое касается и ритмики. Быстрый темп ассоциируется с некой активностью – бегом, прыжками, восторженными танцами. Медленный темп ассоциируется со сном, отдыхом или усталостью.
Также уровень «эмоциональности» зависит от музыкальных интервалов. «Счастливые» интервалы являются наиболее созвучными и основываются на простых пропорциях – это октавы (2:1), квинты (3:2), мажорные терции (5:4). Однако все это, опять же, зависит от культурной принадлежности слушателя.
Это связано с тем, что, в общем случае, музыкальные вкусы разных народов мира формировались независимо друг от друга. «Для западного слушателя, корейская музыка звучит грустно, хотя для самих корейцев она звучит празднично и красиво», – сказал композитор Майкл Сидни Тимпсон (Michael Sidney Timpson).
Клэр Элизабет Картер (Claire Elizabeth Carter) говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла (J.A. Russell) – это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).
По вертикали – это шкала «интенсивности эмоции», по горизонтали – шкала «валентности»
«Получается, что быстрая музыка обладает высокой интенсивностью, а медленная – низкой. Что касается тональностей, то мажорная тональность – это положительная валентность, а минорные – отрицательная», – объясняет Клэр.
Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать свою собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт.
Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле.
Мы решили обратиться за комментарием к экспертам из самых разных отраслей бизнеса и спросили об их взаимоотношениях с музыкой – о том, как музыка помогает настроится на рабочий лад или отвлечься от дел:
Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания – одной из ведущих компаний-поставщиков решений для домашнего и портативного аудио и видео:
Лично я часто использую музыку для настроя на определённый лад. Часто бывает, что нужно обработать большой объём информации – в этом мне помогает ритмичная современная музыка, обычно в стиле House.
Скорость работы резко возрастает и это сразу ощущается. Если же я пишу какой-то комментарий для прессы или работаю над большими текстами, мне помогает музыка из 80-ых в стиле диско. Но это всё очень индивидуально.
У нас в офисе есть сотрудники контент отдела, которые слушают тяжелую музыку. У меня создаётся ощущение, что она «грузит», но они под такой «запил» работают лучше, во всяком случае, так говорят.
А вот в бухгалтерии у нас всегда тихо. Финансисты говорят, что цифры любят тишину. Я не могу с этим согласиться, но у них – так.
Лилиана Пертенава, директор по маркетинговым коммуникациям в компании «Новые облачные технологии» – разработчика решений в области обработки и хранения электронных документов:
В студенческие и пост-студенческие времена я неплохо разбиралась в электронной музыке – сама иногда диджеила на вечеринках и работала на радиостанции. У меня были собственные техно- и хаус-миксы, составленные по моему вкусу.
Сейчас я просто слушаю то, что бодрит или помогает сосредоточиться. Люблю классическую музыку, она идеальна для концентрации.
В плейлисте есть как оперные арии Паваротти, органные фуги Баха, так и произведения Боуи, Guns and Roses, группы Кино и Боба Марли. Из молодых артистов нравится Игги Азалиа. Daft Punk, как и Jamiroquai, чаще всего помогают поднять настроение.
Олег Анисимов, генеральный продюсер финансового форума нового формата «FinNext» и член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Мне доставляет удовольствие находить малоизвестные группы, которые, однако, играют интересную музыку. Например, через сервис «Яндекс.Музыка» я недавно вышел на группу The Duritti Column, основанную в Манчестере в 1978 году.
Слушая такое, понимаешь, откуда растут ноги, скажем, у любимой нами группы «Кино», которая развила пост-панк традиции получше многих британцев, добавив нашей советско-российской печали и надежды.
С точки зрения разгрузки от работы, я люблю концерты. Из последних, которые мне удалось посетить, это сразу два концерта: A-ha и Messer Chups.
Конспект занятия «Настроение в музыке»
Наталья Зинова
Конспект занятия «Настроение в музыке»
«Настроение в музыке»
Цель: развитие умения детей понимать, чувствовать и передавать в движении настроение в музыке
• упражнять детей передавать в движении настроение музыки («Ветерок и ветер» А. Бетховена);
• упражнять в пружинящем движении ног, чувствовать настроение музыки («Пружинка» Т. Ломовой);
• учить детей определять 3 части в связи со сменой настроения в марше («Марш» Д. Шостаковича);
• самостоятельно высказываться о характере песни, содержании, разучить песню с детьми («Вот какие кочаны» Д. Львова-Компанейца);
• продолжать учить детей правильно, интонационно передавать мелодию песни, настроение, четко произносить слова («Урожайная» А. Филиппенко);
• развивать эмоциональное отношение к игре, выполнять легкий бег под музыку («Осень спросим» Т. Аомовой);
• выполнять движения в соответствии с настроением трехчастного музыкального произведения по словесному указанию и по показу («Приглашение», укр. н. м., обр. Г. Теплицкого).
Пособия, атрибуты,дидактический материал: мольберт, портрет композитора Д. Шостаковича, магнитная доска, кружки для м.доски: 2 желтых, 1 красный; осенний венок.
Ход ЗАНЯТИЯ
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель. Вот и снова мы вместе. Я рада встрече с вами. А вы? И музыка рада. Послушайте, какое у нее веселое настроение.
Звучит музыка к упражнению «Пружинка» Т. Ломовой.
Музыкальный руководитель. А у вас какое настроение? Веселое, радостное. Хорошо! Замечательно! Значит, будем радоваться вместе с музыкой, вот так!
Дети по показу педагога выполняют упражнение «Пружинка» Т. Ломовой.
Музыкальный руководитель. Что такое настроение? От чего оно может зависеть? Настроение — это состояние человека, которое он может испытывать в определенное время. Настроение может зависеть от событий, которые происходят в жизни человека, от его самочувствия, от природных и погодных условий. Может ли настроение меняться? Почему? Может под влиянием определенных событий грустное — на радостное, испуганное — на счастливое, спокойное — на взволнованное. Послушайте.
Исполняет музыку к упражнению «Ветерок и ветер» Л. Бетховена.
Музыкальный руководитель. Осень. Легко поигрывает ветерок листочками, но вот солнце спряталось за тучу, ветерок превратился в ветер и со всей силой закачал деревья. Вот так.
Дети по показу педагога выполняют упражнение «Ветерок и ветер» (музыка Л. Бетховена). Во время выполнения педагог обращает внимание детей на силу звучания музыки.
Музыкальный руководитель. Проходите, садитесь на стульчики. Мы с вами уже познакомились с «Маршем» Д Шостаковича Послушайте и попробуйте определить настроение этой музыки.
Исполняет «Марш» Д. Шостаковича — узнать портрет композитора.
Музыкальный руководитель. Как звучала музыка? Одинаково или по-разному?
Дети отвечают, возможно, с помощью педагога.
Музыкальный руководитель. Да, сначала музыка веселая, а еще можно сказать, легкая, шутливая, потом сердитая, резкая, громкая и снова тихая. Послушайте еще раз, а (МО педагога) поможет вам сосчитать, сколько раз менялась музыка в марше.
Во время исполнения в начале 1 части педагог выкладывает на фланелеграфе кружок желтого цвета, в начале 2 части — красного, в начале 3 части — желтого и по окончании звучания марша предлагает детям сосчитать количество кружков.
Музыкальный руководитель. Настроение можно передать не только музыкой, но и стихами.Послушайте:
Ах, какая здесь капуста!
Листья жмутся густо-густо.
Словно пышные цветы!
В какой знакомой песне можно услышать такое же восхищение, как и в этом стихотворении?
Музыкальный руководитель. Правильно, песня называется «Вот какие кочаны». Послушайте и определите ее характер, настроение.
Беседа о характере, настроении песни, разучивание мелодии, работа над чистотой интонации, звукопроизношением. Разучивание песни «Урожайная» А. Филиппенко, в соответствии с программными задачами.
Музыкальный руководитель. Вспомните, в какую игру мы с вами играли на прошлом музыкальном занятии.
Выходите в круг скорей,
Игра «Осень спросим» Т. Ломовой.
Дети упражняются в пении без аккомпанемента, с помощью взрослого. Детям можно предложить поочередно придумать и спеть мелодию на текст ответа или повторить за педагогом.
Вот и закончилась игра,
А теперь сплясать пора!
При выполнении пляски «Приглашение», укр. н. м., обр. Г. Теплицкого, педагог дает словесные указания, при необходимости исполняет показ.
Вопросы для общения:
Какое настроение вы передали в пляске? Песне?
Меняется ли настроение марша Д. Шостаковича? Сколько раз?
Какое настроение сегодня ближе каждому из вас?
Музыкальное прощание
(в соответствии с настроением).
«Осеннее настроение». Конспект ООД в области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Джалильский детский сад №7 «Ляйсан» общеразвивающего вида Сармановского муниципального.
Дидактическая игра «А какое настроение у тебя?» Очень важно для детей дошкольного возраста уметь разбираться в себе, а палитра эмоций очень многогранна и маленький человечек не всегда.
Консультация для родителей «Какое всё красивое, какое всё прекрасное» Чувство прекрасного знакомо каждому из нас с детства. Когда человек видит вокруг себя что-то красивое: будь то природные пейзажи, полотна.
Музыкально-литературная композиция «Снова и снова рассказ о войне» (подготовительная группа) Музыкально-литературная композиция: «Снова и снова рассказ о войне» (подготовительная группа) Составители: Меновщикова Нина Викторовна,.
Фотоотчет к 9 мая «Мы помним и гордимся вами, наши дорогие и любимые…» Вот и отгремел праздничный салют, посвященный 70-летию Победы в ВОВ. Дети старшей группы показали отчетный концерт, посвященный великой.
Развлечение «Веселое настроение» Цель: Учить детей уметь быть способным видеть веселое в обыденном, смешное в несуразном; закрепить умение устанавливать причинно-следственные.
Сценарий спортивного праздника «Празднику спортивному рада вся семья» Спортивный праздник «Празднику спортивному рада вся семья» Цель: сплотить и приобщить семьи к здоровому образу жизни. Задачи:.
Три года на МAAM, три года вместе с вами! Видео В ноябре будет три года,когда я заглянула на сайт МААМ и осталась и не только осталась, а приобрела многочисленных друзей. Творческое общение.
Конспект музыкального занятия «Настроения и чувства в музыке»
Марина Хорькова
Конспект музыкального занятия «Настроения и чувства в музыке»
НАСТРОЕНИЯ И ЧУВСТВА В МУЗЫКЕ
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель занятия:
Развитие музыкального восприятия, способности чувствовать настроения в музыке, их смену.
1. Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию.
2. Развивать способности детей передавать движениями характер музы-кального произведения.
3.Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем вырази-тельных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе.
4. Закрепить умение детей играть на детских музыкальных инструментах.
Дети спокойно входят в зал, выстраиваются в шеренгу. Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие «Здравствуйте, дети!» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.
Музыкальный руководитель: Мне очень приятно видеть вас на музыкальном занятии, и, чтобы создать вам радостное, приподнятое настроение, я хочу предложить вам поиграть. Наша игра будет называться «Смени пару», и вы уже немного с ней знакомы.
Музыкальный руководитель напоминает условия коррекционной игры, в основе которой лежит развитие коммуникативной сферы ребенка.
1. Все двигаются бодрым шагом, равномерно парами распределившись по залу. С окончанием первой части каждый находит себе новую пару и поворачивается лицом к партнеру.
2. Три раза хлопают по ладоням ребенка из соседней пары, стоящей напротив. Три раза хлопают по ладоням ребенка из другой пары, стоящей по диагонали. Три раза хлопают по ладоням своего партнера. Каждый ребенок берет себе в пару ребенка, стоящего напротив. Таким образом образуются новые пары. Игра повторяется.
Дети занимают места рядом с фортепиано.
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами в начале занятия, какое у меня было настроение? (Дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (Повторяет музыкальное приветствие в миноре. Дети отвечают).
Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, грусть, жалость. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Слеза», сочинил ее великий русский композитор М. П. Мусоргский. Прислушайтесь, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке.
Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано первую часть музыкальной пьесы М. П. Мусоргского «Слеза».
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку? (Дети отвечают). Она на столько выразительна, что мы чувствуем страдание и боль, тяжелые вздохи и как катится по щеке горькая прозрачная капля… Как вы думаете, почему человек плачет? (Дети отвечают). А вы умеете замечать, когда обижаете близких людей? Умеете видеть, когда другому трудно? Чем помогаете? (Дети отвечают). Вы кого – жалеете, оказываете помощь, а значит, дарите свою любовь. Я вас тоже очень люблю, и знаете, порой о чем грущу? О том, что скоро наступит день нашего расставания. Вы стали большими и скоро пойдете в школу.
Исполняется музыкально – хореографическая композиция «Детство» Ю. Шатунова.
Далее музыкальный руководитель проводит беседу о том, какие движения передавали характер музыки. Затем переходят к пению.
1. Выполняется речевое упражнение на текст «Тише едешь – дальше бу-дешь» (громко, тихо, работа над артикуляцией, спеть «грустно» и «весело»).
2. Работа над дыханием в распевке «Болтушки».
3. Ритмическое задание на попевку «По дороге Петя шел».
Музыкальный руководитель:У всех детей чудесные мамы: очень ласковые и заботливые. Но у мамы и папы есть своя мама – это ваша бабушка. Вы, конечно, все любите своих бабушек, но случается, что и они могут захворать.
Дети исполняют песню «Для любимой бабушки», музыка Т. Бокач.
Работа над выразительным напевным характером исполнения. Беседа с детьми о том, чем можно помочь бабушке. Музыкальный руководитель предлагает спеть для бабушки веселую песню и подыграть на музыкальных инструментах.
Дети исполняют песню «Праздник веселый», музыка Д. Кабалевского. Во время проигрыша дети играют на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Я думаю, что такая замечательная песня поднимет настроение любимой бабушке! Обязательно исполните ее каждый для своей бабушки, пусть она порадуется и улыбнется. Наше занятие подходит к концу, пусть у вас всегда будет хорошее настроение. До свидание, ребята.
Конспект занятия-дидактической игры по музыке «Дождик, пуще!» «Дождик пуще»Цели: Развивать эстетическое отношение к миру,развивать чувство ритма; побуждать к плясКе. Учить отзываться на контрастное.
Конспект интегрированного занятия по ИЗО и музыке во второй младшей группе «Петушок» Конспект интегрированного занятия по ИЗО и музыке во второй младшей группе «Петушок» Музыкальный руководитель МАДОУ № 4 г. Пионерский.
Конспект музыкального занятия «Прогулка в лес» Задачи: стимулировать творческую активность детей; развивать певческие данные с помощью специальных творческих заданий; с помощью звукоподражания.
Конспект музыкального занятия «Звуки весны» Конспект музыкального занятия «Звуки весны» Вторая младшая группа. Цель. Развитие музыкальных способностей через музыкально-игровую деятельность.
Конспект занятия по музыке для второй младшей группы «Едем на поезде к игрушкам в гости» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к музыке, стремление выразить эмоциональное отношение к ней в разных видах.
Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка «Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара» ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.
Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.
Отчёт музыкального руководителя по годовому проекту «Сказка в музыке» Отчёт музыкального руководителя по годовому проекту «Сказка в музыке» Тип проекта: долгосрочный, межгрупповой, творческий Участники проекта:.
Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Татьяна Стажкова Конспект занятия по музыке «В мире.