Что такое нац большевизм
Национал-большевизм
Национа́л-большеви́зм (НБ) — политико-философская парадигма, возникшая в среде русской эмигрантской интеллигенции, суть которой заключалась в попытке соединить коммунизм и русский национализм.
Отличается от «национал-коммунизма», под которым понимают соединение коммунизма и национализма нерусских меньшинств.
Содержание
Национал-большевизм в России
Сам термин «национал-большевизм» был введен русским эмигрантом Николаем Устряловым в 1921 году.
В среде русской эмиграции 1920-х годов сторонники национал-большевистского или сменовеховского течения высказывали мысли о возможности примирения советской власти и русской эмиграции. Высказывались идеи о возможности эволюции советской власти к национализму, об изживании «интернациональных» элементов революции 1917 года. Идеи национал-большевизма вскоре потеряли популярность, так как не было никаких реальных признаков эволюции советской власти, и СССР оставался интернационалистским государством до самого его распада в 1991.
Элементы национал-большевизма можно обнаружить в советской пропаганде и массовой культуре сталинского периода. В конце 1930-х советская пропаганда начала использовать известные имена русской истории, такие как Суворов или Александр Невский для мобилизации массовой поддержки перед приближающейся войной. [1]
Некоторые элементы национал-большевизма можно обнаружить и в советской литературе 1970-х годов (Сергей Семанов, Николай Яковлев).
В 1990-е лидирующими практиками и теоретиками национал-большевизма стали Эдуард Лимонов и Александр Дугин. Лимонов возглавил незарегистрированную Национал-большевистскую партию. Национал-большевики участвовали в демонстрациях против проведения саммита Большой восьмёрки в Санкт-Петербурге.
Существуют национал-большевистские группировки в Израиле и в частях бывшего СССР, которые связаны с НБПР. Другие группы, такие как франко-бельгийская Общая национал-европейская партия также показывают национал-большевистское желание создания единой Европы (также как и её многие экономические идеи), и французская политическая фигура Кристиана Буше также получили влияние данной идеи.
Идеология
Национал-большевизм резко антикапиталистичен. Национал-большевики идеализируют время сталинизма. Экономически национал-большевики поддерживают смесь Новой экономической политики Владимира Ленина, и фашистского корпоратизма.
Идеология прямо ссылается на Георга Гегеля и представляет его как отца идеализма. Идеология крайне традиционалистична в манере Юлиуса Эволы. Среди других заявленных предшественников движения находятся Жорж Сорель, Отто Штрассер и Хосе Ортега-и-Гассет (в частности влияние последнего широко из-за неприятия им левых и правых предрассудков, что также является особенностью национал-большевизма).
По отношению к религии: национал-большевики как правило не религиозны, но и не враждебны к религии.
Национал-большевизм в Германии
Движение зародилось вследствие Первой мировой войны, в разрушенной Германии, раздираемой конфликтами между марксистскими спартакистами и партизанскими националистами. Синтез двух новых идеологий — большевизма, проявленного в Октябрьской революции, и нового национализма, модернизированного Великой войной, отныне опирающегося на массы и вкус к технике — сформируется в Германии исходя из двух основных элементов:
Коммунистическое происхождение
В буквальном значении, национал-большевистское движение составляет течение крайнего меньшинства, ограничивающегося малым числом мыслителей и политических групп. Некоторые возводят их рождение, в апреле 1919 года, к мысли Паула Эльцбахера, профессора права в Берлине известного своими трудами по анархизму и депутата-националиста в Рейхстаге в 1919 году. Он предлагает союз Германии и Коммунистической России против Версальского договора. Это предложение отвечает требованиям теории Хартленда, по которой контролирующий Россию и Германию будет контролировать весь мир.
В 1919 году, национал-большевистское движение развивается в Гамбурге вокруг двух лидеров коммунистической революции этого города: Хайнриха Лауфенберга (1872—1932 годы, Председатель Совета рабочих и солдатских депутатов Гамбурга в ноябре 1918 года) (en:) и Фридриха или Фрица Вольффхайма (1888—1942 годы, бывший синдикалист в США, затем в Гамбурге. Еврей, погибший в концентрационном лагере) (en:). Они руководят национал-большевистской тенденцией в Германии и внутри Коминтерна. Будучи изгнанными в октябре 1919 года из официальной компартии (КПГ), они входят Коммунистическую рабочую партию (КПРГ), которая остаётся в Интернационале до 1922 года. В свою очередь, КПРГ выгоняет из своих рядов национал-большевиков. С тех пор, национал-большевизм стал движением индивидуальностей и малых групп.
После прихода к власти нацистов в 1933 году, большинство национал-большевиков высказываются за Сопротивление против нацизма, тем временем как некоторые национал-большевистские группы сотрудничают с режимом, такие как Союз прозрения (нем. Fichte Bund ) (созданный в Гамбурге и подвластный КПРГ), руководимый профессором Кессенмайером (совместно с бельгийцем Жаном Тириаром, тогда ещё молодым рексистом).
Эрнст Никиш и обозреватель «Widerstand»
Самая знаменитая личность национал-большевизма во время Веймарской республики — Эрнст Никиш (1889—1967). Этот социал-демократический преподаватель (с 1919—1922) выгнан из Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в 1926 году из-за своего национализма. Он переходит в маленькую Социалистическую партию Саксонии (СПС), которую он обращает в свои идеи. Он оживляет тогда обозреватель «Widerstand» (нем. Сопротивление ), который будет иметь большое влияние на молодёжь до 1933 года. Движение Никиша объединяет людей пришедших как слева, так и из правого национализма. После 1933 года, он входит в оппозицию нацизму, будет депортирован в концентрационный лагерь (1937—1945). После 1945 года, он будет преподавателем в ГДР. В 1953 год перейдёт на Запад.
Нацбол
более 56 500 [1] (март 2007)
газеты «Лимонка» (центральный печатный орган),
бюллетень «НБП-Инфо» (теоретический печатный орган)
Национа́л-большеви́стская па́ртия (НБП) — российская общественно-политическая организация, не имевшая официального статуса партии и запрещенная в 2007 г.
Члены партии на современном политическом жаргоне именуются «лимоновцами» или «нацболами».
Содержание
Идеология
Как утверждают нацболы: «НБП выступает за социальную справедливость в экономике, имперское доминирование во внешней политике, гражданские и политические свободы во внутренней политике. Национал-большевисткое государство жесткое снаружи, для внешних врагов, и мягкое внутри, для собственных граждан (в отличии от нынешней России, власть которой постоянно сдает национальные интересы на мировой арене, при этом угнетает собственный народ).»[1]
Статус
Национал-большевистская партия с 1998 года по настоящее время несколько раз [уточнить] получала отказ в регистрации в качестве политической партии.
Решением Московского областного суда от 29 июня 2005 года была ликвидирована межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
15 ноября 2005 года Судебной коллегией Верховного суда была рассмотрена кассационная жалоба представителя межрегиональной общественной организации «Национал-большевистская партия». Определением СК ВС РФ от 15.11.2005 N 4-Г05-36 решение Московского областного суда от 29 июня 2005 оставлено без изменения.
История
1994—1997
НБП была создана в 1993 году как партия с идеологией, сочетающей в себе ультралевые и ультраправые идеи. Об этом говорит «Декларация о создании Национал-Большевистской партии»:
«Политическая борьба в России достигла критической точки. Фаза сопротивления исчерпала себя, потому традиционная оппозиция (лишь эмоциональная, лишь протестантская) — исчерпала себя. Период сопротивления закончился, начинается период национального восстания. Новый этап требует новых методов, новых форм и новых инструментов политической борьбы. Посему мы считаем необходимым создание радикальной политической и идеологической структуры нового, небывалого типа, призванной адекватно ответить на вызов Истории. Да будет национал-большевизм! Что такое национал-большевизм? Слияние самых радикальных форм социального сопротивления с самыми радикальными формами национального сопротивления есть национал-большевизм».
«Национал-большевистская партия» была зарегистрирована под № 473 управлением юстиции по Московской области 8 сентября 1993 года, перерегистрирована 23 января 1997 года как межрегиональная общественная организация. 26 марта и 4 июля 1998 года были зарегистрированы изменения и дополнения в устав этой организации.
1998—2006
После ухода Дугина политические позиции партии заметно сместились влево. Среди нацболов преобладали молодые люди 16 — 25 лет самого различного социального положения, от безработных до преподавателей ВУЗа. Главным условием для членства в организации было радикальное несогласие с текущим курсом правительства и президента РФ.
10 марта 1999 года в Центральном доме кинематографистов Егор Горшков и Дмитрий Бахур забросали тухлыми яйцами режиссёра Никиту Михалкова. 28 июня 1999 года Пресненский суд Москвы приговорил обоих к двум с половиной годам условно и амнистировал.
В 1999 году активистами партии была осуществлена акция захвата башни матросского клуба в Севастополе в знак протеста против дискриминации русского населения в Крыму. 15 человек были осуждены за участие в этой акции и провели в тюрьме по 5 месяцев.
В 2000 году нацболами была захвачена площадка башни Св. Петра в Риге — эта акция была проведена в поддержку русскоязычного населения Латвии. Троим были предъявлены обвинения по статье «Терроризм», однако позднее их действия были переквалифицированы как хулиганство.
22 ноября 2002 года на саммите НАТО в Праге на заключительном брифинге нацболы Дмитрий Нечаев и Дмитрий Бахур, скандируя «Нет расширению НАТО!» и «НАТО хуже гестапо», бросили несколько помидоров в генсека альянса Джорджа Робертсона. Обоих участников акции выслали в Россию, запретив въезд в Чехию на пять лет.
7 декабря 2003 года в Москве на избирательном участке № 107 лимоновцы кинули яйцо в премьера Михаила Касьянова. Участников акции Наталью Чернову и Алексея Тонких обвинили в хулиганстве, затем дело прекратили.
В 2004 году на V съезде партии была принята новая программа,
14 декабря 2004 года была проведена ещё одна «акция прямого действия» по захвату приёмной Администрации президента РФ. 39 участникам акции были предъявлены обвинения в незаконном захвате и удержании власти, за что закон предусматривает срок заключения до 20 лет, но в ходе следствия инкриминируемое деяние было переквалифицировано как участие в массовых беспорядках. Так называемое «дело 39 декабристов» вызвало большой ажиотаж в средствах массовой информации. Суд над нацболами был завершен 8 декабря 2005 года, бо́льшая часть участников акции получили от 1 до 3 лет условно, однако 8 национал-большевиков были осуждены на действительные сроки.
В июне 2005 года, после штурма спецназа ГУИН, был закрыт главный штаб партии в Москве. 15 ноября 2005 года, по решению Верховного суда РФ, была ликвидирована Межрегиональная общественная группа «НБП».
4 мая 2006 года Евгений Логовский и Ольга Кудрина вывесили на здании гостиницы «Россия» десятиметровый транспарант «Путин, уйди сам!». 10 мая 2006 года Тверской суд Москвы приговорил Евгения Логовского к трем с половиной годам условного, а Ольгу Кудрину — к трем с половиной годам реального срока.
25 сентября 2006 порядка 50 нацболов захватили здание Министерства Финансов РФ.
7 ноября 2006 более 30 нацболов захватили офис компании «Сургутнефтегаз» выражая тем самым протест против чрезвычайно низкой оплаты труда рабочих-нефтяников и увольнения лидера независимого профсоюза «Профсвобода» Александра Захаркина.
2007—2009
НБП за рубежом
НБП в Белоруссии
Белорусские нацболы выступали за тесный союз с Россией с перспективой вхождения в федерацию по типу Российской империи. По мнению членов организации, русские и белорусы являются одним народом, а разделение было создано искусственно, против воли народов, поэтому неизбежно воссоединение в одном государстве. К белорусской власти относятся нейтрально.
НБП в Латвии
НБП на Украине
НБП в Канаде
Небольшое отделение, состоящее из русских иммигрантов.
НБП в Израиле
Заключенные-члены НБП
Политэмигранты
Съезды
Критика НБП
Национал-большевики, по их мнению, не являются националистами, так как для них не имеет значения этническое происхождение. По их мнению, «русский человек» — это «тот, кто сам считает себя русским, кто говорит на русском языке и признает русскую культуру и историю, кто готов бороться на благо России и никакой другой Родины не мыслит»([6]).
Символика и обвинения в «фашизме»
В данном случае они символизируют «величие и мощь родного советского государства, освободившего мир от фашизма и первым запустившего человека в космос». Во-первых, сочетание этих цветов, красного, белого и чёрного даёт хороший контраст при визуальном восприятии.
В отличие от флага СССР, на флаге нацболов отсутствует красная звезда. Это отсутствие обосновано нежеланием полного повторения советского флага, а также эстетическими соображениями. Флаг СССР активно используется другой политической партией — КПРФ.
Организационная структура
(преобразовать в таблицу, закачать картинку: [7])
Общий съезд Партии — высший орган
ЦКРК/ Ревизионная комиссия
Первая должность — Председатель Партии. Лимонов, временно исполнял обязанности Тишин.
Члены Партсовета, ЦК, ЦКРК, ревизионных комиссий
Делегаты общей конференции, региональных конференций
Гауляйтер/комиссар — глава отделения
Старший бригадир — глава округа в крупный городах
Бригадир — командует первичной организацией от 3-х человек
Активист — человек постоянно участвующий в жизни Партии
Партиец — член списочного состава Партии
Сочувствующий — не состоящий в Партии, но дружественный человек.
Изображение структуры: (вставить картинку)
Структура неоднородна, в регионах не всегда хватает людей для организации полноценной иерархии, тем самым среднее звено (бригадиры и тд.) урезается. В Москве существует по бригаде в каждом административном округе.
Устаревшие лозунги
Завершим «реформы» так:
Сталин, Берия, ГУЛАГ!
Лозунг состоял в том, что приватизация так, как она была проведена в России (по мнению нацболов), — преступление власти против народа, которое должно быть наказано. Теперь же он больше сближает Путина с негативным представлением о Сталине части российского общества.
Лимонов, Сталин, Берия —
Да здравствует Империя!
Решения по членам партии
Раскол
Национал-Большевистская партия
более 56 500 [1] (март 2007)
газеты «Лимонка» (центральный печатный орган),
бюллетень «НБП-Инфо» (теоретический печатный орган)
Национа́л-большеви́стская па́ртия (НБП) — российская общественно-политическая организация, не имевшая официального статуса партии и запрещенная в 2007 г.
Члены партии на современном политическом жаргоне именуются «лимоновцами» или «нацболами».
Содержание
Идеология
Как утверждают нацболы: «НБП выступает за социальную справедливость в экономике, имперское доминирование во внешней политике, гражданские и политические свободы во внутренней политике. Национал-большевисткое государство жесткое снаружи, для внешних врагов, и мягкое внутри, для собственных граждан (в отличии от нынешней России, власть которой постоянно сдает национальные интересы на мировой арене, при этом угнетает собственный народ).»[1]
Статус
Национал-большевистская партия с 1998 года по настоящее время несколько раз [уточнить] получала отказ в регистрации в качестве политической партии.
Решением Московского областного суда от 29 июня 2005 года была ликвидирована межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
15 ноября 2005 года Судебной коллегией Верховного суда была рассмотрена кассационная жалоба представителя межрегиональной общественной организации «Национал-большевистская партия». Определением СК ВС РФ от 15.11.2005 N 4-Г05-36 решение Московского областного суда от 29 июня 2005 оставлено без изменения.
История
1994—1997
НБП была создана в 1993 году как партия с идеологией, сочетающей в себе ультралевые и ультраправые идеи. Об этом говорит «Декларация о создании Национал-Большевистской партии»:
«Политическая борьба в России достигла критической точки. Фаза сопротивления исчерпала себя, потому традиционная оппозиция (лишь эмоциональная, лишь протестантская) — исчерпала себя. Период сопротивления закончился, начинается период национального восстания. Новый этап требует новых методов, новых форм и новых инструментов политической борьбы. Посему мы считаем необходимым создание радикальной политической и идеологической структуры нового, небывалого типа, призванной адекватно ответить на вызов Истории. Да будет национал-большевизм! Что такое национал-большевизм? Слияние самых радикальных форм социального сопротивления с самыми радикальными формами национального сопротивления есть национал-большевизм».
«Национал-большевистская партия» была зарегистрирована под № 473 управлением юстиции по Московской области 8 сентября 1993 года, перерегистрирована 23 января 1997 года как межрегиональная общественная организация. 26 марта и 4 июля 1998 года были зарегистрированы изменения и дополнения в устав этой организации.
1998—2006
После ухода Дугина политические позиции партии заметно сместились влево. Среди нацболов преобладали молодые люди 16 — 25 лет самого различного социального положения, от безработных до преподавателей ВУЗа. Главным условием для членства в организации было радикальное несогласие с текущим курсом правительства и президента РФ.
10 марта 1999 года в Центральном доме кинематографистов Егор Горшков и Дмитрий Бахур забросали тухлыми яйцами режиссёра Никиту Михалкова. 28 июня 1999 года Пресненский суд Москвы приговорил обоих к двум с половиной годам условно и амнистировал.
В 1999 году активистами партии была осуществлена акция захвата башни матросского клуба в Севастополе в знак протеста против дискриминации русского населения в Крыму. 15 человек были осуждены за участие в этой акции и провели в тюрьме по 5 месяцев.
В 2000 году нацболами была захвачена площадка башни Св. Петра в Риге — эта акция была проведена в поддержку русскоязычного населения Латвии. Троим были предъявлены обвинения по статье «Терроризм», однако позднее их действия были переквалифицированы как хулиганство.
22 ноября 2002 года на саммите НАТО в Праге на заключительном брифинге нацболы Дмитрий Нечаев и Дмитрий Бахур, скандируя «Нет расширению НАТО!» и «НАТО хуже гестапо», бросили несколько помидоров в генсека альянса Джорджа Робертсона. Обоих участников акции выслали в Россию, запретив въезд в Чехию на пять лет.
7 декабря 2003 года в Москве на избирательном участке № 107 лимоновцы кинули яйцо в премьера Михаила Касьянова. Участников акции Наталью Чернову и Алексея Тонких обвинили в хулиганстве, затем дело прекратили.
В 2004 году на V съезде партии была принята новая программа,
14 декабря 2004 года была проведена ещё одна «акция прямого действия» по захвату приёмной Администрации президента РФ. 39 участникам акции были предъявлены обвинения в незаконном захвате и удержании власти, за что закон предусматривает срок заключения до 20 лет, но в ходе следствия инкриминируемое деяние было переквалифицировано как участие в массовых беспорядках. Так называемое «дело 39 декабристов» вызвало большой ажиотаж в средствах массовой информации. Суд над нацболами был завершен 8 декабря 2005 года, бо́льшая часть участников акции получили от 1 до 3 лет условно, однако 8 национал-большевиков были осуждены на действительные сроки.
В июне 2005 года, после штурма спецназа ГУИН, был закрыт главный штаб партии в Москве. 15 ноября 2005 года, по решению Верховного суда РФ, была ликвидирована Межрегиональная общественная группа «НБП».
4 мая 2006 года Евгений Логовский и Ольга Кудрина вывесили на здании гостиницы «Россия» десятиметровый транспарант «Путин, уйди сам!». 10 мая 2006 года Тверской суд Москвы приговорил Евгения Логовского к трем с половиной годам условного, а Ольгу Кудрину — к трем с половиной годам реального срока.
25 сентября 2006 порядка 50 нацболов захватили здание Министерства Финансов РФ.
7 ноября 2006 более 30 нацболов захватили офис компании «Сургутнефтегаз» выражая тем самым протест против чрезвычайно низкой оплаты труда рабочих-нефтяников и увольнения лидера независимого профсоюза «Профсвобода» Александра Захаркина.
2007—2009
НБП за рубежом
НБП в Белоруссии
Белорусские нацболы выступали за тесный союз с Россией с перспективой вхождения в федерацию по типу Российской империи. По мнению членов организации, русские и белорусы являются одним народом, а разделение было создано искусственно, против воли народов, поэтому неизбежно воссоединение в одном государстве. К белорусской власти относятся нейтрально.
НБП в Латвии
НБП на Украине
НБП в Канаде
Небольшое отделение, состоящее из русских иммигрантов.
НБП в Израиле
Заключенные-члены НБП
Политэмигранты
Съезды
Критика НБП
Национал-большевики, по их мнению, не являются националистами, так как для них не имеет значения этническое происхождение. По их мнению, «русский человек» — это «тот, кто сам считает себя русским, кто говорит на русском языке и признает русскую культуру и историю, кто готов бороться на благо России и никакой другой Родины не мыслит»([6]).
Символика и обвинения в «фашизме»
В данном случае они символизируют «величие и мощь родного советского государства, освободившего мир от фашизма и первым запустившего человека в космос». Во-первых, сочетание этих цветов, красного, белого и чёрного даёт хороший контраст при визуальном восприятии.
В отличие от флага СССР, на флаге нацболов отсутствует красная звезда. Это отсутствие обосновано нежеланием полного повторения советского флага, а также эстетическими соображениями. Флаг СССР активно используется другой политической партией — КПРФ.
Организационная структура
(преобразовать в таблицу, закачать картинку: [7])
Общий съезд Партии — высший орган
ЦКРК/ Ревизионная комиссия
Первая должность — Председатель Партии. Лимонов, временно исполнял обязанности Тишин.
Члены Партсовета, ЦК, ЦКРК, ревизионных комиссий
Делегаты общей конференции, региональных конференций
Гауляйтер/комиссар — глава отделения
Старший бригадир — глава округа в крупный городах
Бригадир — командует первичной организацией от 3-х человек
Активист — человек постоянно участвующий в жизни Партии
Партиец — член списочного состава Партии
Сочувствующий — не состоящий в Партии, но дружественный человек.
Изображение структуры: (вставить картинку)
Структура неоднородна, в регионах не всегда хватает людей для организации полноценной иерархии, тем самым среднее звено (бригадиры и тд.) урезается. В Москве существует по бригаде в каждом административном округе.
Устаревшие лозунги
Завершим «реформы» так:
Сталин, Берия, ГУЛАГ!
Лозунг состоял в том, что приватизация так, как она была проведена в России (по мнению нацболов), — преступление власти против народа, которое должно быть наказано. Теперь же он больше сближает Путина с негативным представлением о Сталине части российского общества.
Лимонов, Сталин, Берия —
Да здравствует Империя!
Решения по членам партии
Раскол
Национал-большевизм
Основная мысль национал-большевизма формулируется довольно просто. Революция объявляется закономерным явлением русской истории, а большевики — продолжателями державного творчества России, выразителями русской исконной государственной идеи. Поначалу ленинскую РСФСР, а после 1927 года Советский Союз, национал-большевики объявляют новыми формами существования русского национального дома; их русским патриотам должно защищать и поддерживать, поскольку эти государственные образования выражают и защищают интересы русского народа, обеспечивают его существование и процветание.
В различные периоды советской эпохи вышеуказанная стержневая идея иногда видоизменялась и обрастала разнообразными добавлениями, но анализ любой национал-большевицкой концепции обнаруживает присутствие этой основной идеологической схемы.
Отождествление Исторической России с РСФСР/СССР не является исключительным атрибутом национал-большевизма. В этой категорически ложной оценке национал-большевики сходятся в трогательном единении с западными и российскими русофобами (которым необходимо очернить Царскую Россию, и вообще всякое проявление русского национального самосознания, отождествляя русскую державность с СССР и проецируя на нее советские преступления и мерзости), а также с некоторыми нынешними искренними, но наивными патриотами России (на Западе их теперь называют русскими «либерал-националистами»), для которых как Имперская Россия, так и Советский Союз тождественны и потому одинаково неприемлемы — суть выражение единой ущербной державной этики и должны компенсироваться то ли самоупразднением русской государственности через одностороннее «самоограничение» (по сути, историческую капитуляцию) русских, то ли через строительство новой общественной утопии в России, на этот раз «национально-либеральной».
Первые сигналы национал-большевизма заметны уже в 1920 году, в воззвании генерала Брусилова к офицерам и командованию Белых Армий. Знаменитый и талантливый стратег, в то время уже служивший коммунистам, призывал своих бывших коллег и однокашников прекратить сопротивление Коминтерну и встать на защиту РСФСР от поляков, в тот момент решивших военным путем вернуть Польше утраченное при Богдане Хмельницком и царе Алексее Михайловиче обладание колыбелью русской государственности — Малороссией. Призыв генерала Брусилова, возможно не составленный, а только подписанный им лично, был выпущен с одобрения советской власти, сознательно использовавшей призывы к патриотизму в тех случаях, когда это ей было необходимо или выгодно.
Если национал-большевизм брусиловского воззвания был эмбриональным и конъюнктурным, то год спустя, в 1921 году, уже в эмигрантской среде, появилась более развитая мировоззренческая схема, вылившаяся в движение так называемых «сменовеховцев», среди которых выделялся некий Н. В. Устрялов. В этом движении национал-большевизм уже оснащен тем же аппаратом аргументов, что и сегодня, с одной существенной разницей: коммунизм и советчина на русской земле у сменовеховцев представлены как исторически завершенные явления — вероятность крушения советского строя игнорируется полностью, хотя в те годы зыбкость советской власти была очевидна.
Нынешние национал-большевики, после 1991 года, не могут оперировать аргументами неколебимости советской системы: им приходится их замещать теориями о подрыве СССР: то ли через измену внутри КПСС, то ли по проискам внешних противников, в особенности Америки. Они не могут признать, что советский режим был изначально внутренне обречен, они также игнорируют, что Запад на самом деле не был заинтересован в крушении советской системы в самом СССР, а только проводил политику сдерживания коммунистической экспансии в собственную сферу влияния.
Для врагов России и ее соперников коммунизм оказался историческим подарком, орудием геополитического и экономического развала их противника — вспомним кто, когда и зачем заслал Ленина и его команду в Российскую Империю.
Национал-большевики также не желают признать, что КПСС — стержень Советского Союза, встроенный даже в его основной закон (параграф 6 Конституции СССР в последней редакции) и следовательно, вина в преступлениях советской власти против русских полностью разделяется компартией СССР и ее идейными потомками, вроде теперешней КПРФ, сознательно только сменившей «СС» в прежнем обозначении на «РФ».
Сменовеховцев, несомненно, курировали советские органы разведки и идеологической диверсии. У них были деньги, периодика, возможности просоветской агитации. Однако в белой эмиграции они значительного успеха не имели, хотя и раздували свое значение всемерно. Единичное возвращение в СССР таких знаменитостей как Куприн или Вертинский произошло больше по личным мотивам (конец жизненного пути, желание умереть не на чужбине), а потому эти эпизоды невозможно представлять, как массовое осознание «правоты» сотворенного над Россией преступления. «Смена вех» оказалась уделом нескольких десятков активистов и немногих тысяч из среды миллионов Русского Рассеяния.
С течением времени сменовеховство переросло из гибридного русско-советского патриотизма в чисто советский патриотизм, более не затруднявшийся попытками оправдать коммунистический эксперимент над завоеванной «Октябрем» Россией как «продолжение органичного российского развития». Облик СССР в идеологии сменовеховцев вытеснил облик России, и с национал-большевицких позиций они все больше продвигались в сторону чистого пробольшевизма.
Но национал-большевицкая схема не была заброшена. Она возродилась в известном варианте в СССР, когда был завершен акт «политического мародерства»… Офицерам Красной Армии вернули почти все дореволюционные звания и погоны, одновременно оставляя красные звезды на фуражках, и конечно красные флаги компартии. Война с Германией заставила власть возродить, частично и уродливо, русское национальное самосознание, чтобы с его помощью бороться с врагом. С тех пор изуродованный коммунистической идеологией вариант русского национального сознания существовал в качестве постоянно помыкаемого идейного приживальщика в советской храмине. Однако это ущербное прозябание имело на какой-то короткий срок и продолжительное последствие: в тяжких условиях постоянных окриков из ЦК КПСС немногие герои духа все же смогли использовать формальную терпимость советам хотя бы и ограниченной русскости и предпринять восстановление основ национального сознания России. Примером такого духовного подвига является ныне покойный В. А. Солоухин.
Когда же механизм КПСС остановился, пришлось «перестраиваться», то советские державники, как и в 1941 году, взяли на вооружение русские национальные ценности, теперь уже в качестве основного своего инструмента. Национал-большевизм усилился и превратился в центральную доктрину тех остатков коммунистической номенклатуры, которым по разным причинам не нашлось места за «демократическим банкетом» в Российской Федерации.
Но как и прежде, национальное у национал-большевиков не искренне, а притворное — выборочно цитируя И. А. Ильина, они полностью выговорить его идеи не могут, так же как не могут освоить полноты нашего исторического наследия. Приветствуя, например, кадет русского белого зарубежья, национал-большевики не думают хотя бы из вежливости отказаться от коммунистических красных флагов и звезд, а портреты поляка Дзержинского — сознательно считавшего убийство наибольшего числа русских людей своей миссией — так и висят в кабинетах его служебных наследников, в семьях которых, замечу мимоходом, очень вероятно, тоже числятся жертвы «Железного Феликса».
С самого своего зарождения национал-большевизм сталкивается с острым противоречием. Вся идеология коммунизма — западническая, и документированно русофобская — от Маркса до самого Ленина. Финансирование и распространение революционного движения делалось открытыми и безоговорочными врагами России и русского народа, и все революционные вспышки нашего века, включая и «триумф» 1917 года выводят на враждебных Исторической России инспираторов и исполнителей, в подавляющем большинстве иностранцев. Таким образом, сам замысел, что революционное движение и его кульминация в 1917 году суть национальная идея и продолжение русского государственного творчества — бред, диаметрально противоположный историческим фактам.
Поэтому национал-большевики предпочитают трактовать РСФСР/СССР как данность своей исторической программы, а Ленина — как «великого человека», не углубляясь даже слегка в детали этих двух своих кумиров. Если же национал-большевика заставить полемизировать на тему революции и революционеров, то в хаосе повторяемой в качестве заклинаний советской агитки проступит давно затасканная ложь и клевета по адресу Государя и Государыни, дворян и офицеров, Церкви, «буржуазии» и т. п. Неприкосновенными остаются мифический «пролетариат» (батраки, чернорабочие, «социально близкие») и партия коммунистов со своими нерусскими вождями. То есть, коммунистическая революция для национал-большевика категорически священна, и любая его попытка доказать, что 1917 год является не захватом и ломкой, а «продолжением державного строительства Исторической России», сразу раскрывает сущность национал-большевизма — как антирусской идеологии, пытающейся выжить, притворяясь патриотической.
Особенно нагло и кощунственно звучит приравнивание красных к белым (то есть Троцкого и Сталина к Деникину и Колчаку) — дескать красные «тоже воевали за Россию». Где и когда в лозунгах Красной Армии кроме марксизма и классовой ненависти звучали еще и русские патриотические темы, национал-большевики конечно указать не могут. Также как и обсудить национальный состав органов ВЧК, «вклад» латышских стрелков в создание РСФСР, контрактные карательные отряды из китайцев в «рабоче-крестьянской» (не народной, а классовой) армии коммунистов.
«Примирение» красных с белыми, якобы во имя гибнущей России, тоже из набора демагогии национал-большевизма. Нигде в этой лицемерной затее не говорится о раскаянии красных, о том что очевидная возможность гибели России есть следствие именно коммунистического ига. В «примирении» коммунисты не предлагают смиренно трудиться над исправлением причиненного ими зла отечеству, под идейным руководством, например, РОВСа, или Имперского Союза-Ордена; а напротив — «примирение» предполагает, что белые должны включиться в борьбу за Россию (советскую) под общим руководством коммунистов. Так что под видом «примирения» предлагается идейная капитуляция белых (победителей в историческом испытании) перед красными (исторический экзамен провалившими).
Так же лицемерно окрашено в красный цвет требование «не вычеркивать» коммунизм из истории России, причем под «невычеркиванием» подразумевается не вечная память жертвам коммунизма, или необходимость лечить на века изуродованное тело России, а оправдание и восхваление коммунистов и их «достижений» (неужто лагерной системы на Колыме?, а может быть Соловецкого Лагеря Особого Назначения?). О, если можно было бы действительно «вычеркнуть» советчину из истории русского народа, сделать ее «небывшей»! Но не о таком вычеркивании пекутся коммунисты в облике «патриотов». Под «невычеркиванием» они подразумевают хвалу, одобрение, моральное подчинение изначальным ценностям советского коммунизма.
В наборе агитпропа национал-большевиков особое место занимает тема «победа над фашизмом» и «защиты России» во время Второй Мировой войны. Для национал-большевиков желательно свести весь советский период — от Ленина до Черненко (Горбачев не в счет, его уже не считают «советским») — к четырем годам, от июня 1941 до июня 1945. Война с гитлеровской Германией коснулась всех жителей СССР; советский агитпроп прочно оборудовал ее события набором мифов, в котором самым видным является «ключевая роль коммунистов и ВКП(б)» в победе над беспощадным и грозным противником (на самом деле, например, будущий надсмотрщик ЦК КПСС по идеологии М. Суслов удрал из Севастополя при приближении Вермахта).
Конечно, как во всякой мифологии, вымыслы не выдерживают анализа своих настоящих истоков: если бы революция в России не победила, то наверное не было бы вообще Гитлера и гитлеризма, а без гитлеризма не произошла бы и война. Захват коммунистами России спровоцировал появление гитлеризма, дал Гитлеру идеологический заряд; таким образом, советская власть своим собственным существованием вызвала тот дух кровавой бойни, от которого русский народ не оправился до сих пор.
Будучи демагогическим по существу, национал-большевизм боится и избегает логического анализа своих позиций, предпочитая действовать разными вариантами крика площадных эмоций. Так поступал еще первый государственный преступник, вождь коммунистов Ленин.
Особенную проблему для национал-большевизма представляет наличие русской Белой эмиграции, физических и духовных потомков Белых воинов, рассеянных по всему миру, сохранивших в течение нескольких поколений веру и верность России. Они являются живым примером чистого русского патриотизма, не зависящего от советчины, не поющего дифирамбов «вождям», считающего революцию 1917 года величайшей трагедией и злом, а не «продолжением» державного развития России.
Русское Белое зарубежье имеет множество единомышленников в отечестве, его престиж — как наследника Белого Движения — высок и растет далее, и по мере своего прозрения русские патриоты со здоровым гражданским и национальным сознанием получают возможность использовать на благо национального возрождения все то, что с такой любовью и таким усердием собирали и берегли для России ее дети, рассеянные по всему миру.
По сущности своей притворной ориентации национал-большевики вступают в контакт с белыми — как в самой России, так и вне ее. За границей, по целому ряду причин, национал-большевикам легче маскировать свое истинное лицо; часто они это делают, используя показную православную набожность, и елейно рассуждают о духовности (от которой им по сути также далеко, как и до солнца). Делают они это для того, чтобы втереться в доверие белым, по возможности перехватывая в свои руки связь зарубежных русских патриотов с Россией. Заодно национал-большевикам желательно показать, что русское Белое зарубежье как бы санкционирует советский патриотизм: ведь приезжающие в Россию белые, именно как белые, оказываются в залах, где нагло висят красные флаги — знамена концлагерей и расстрельных подвалов ВЧК — получается, что советчина приемлема даже для потомков Белой гвардии, а уж для бывших советских граждан она должна быть тем паче милой, нужной и обязательной.
А острые протесты белых посетителей по этому вопросу национал-большевики вежливо, но неизменно игнорируют.
Вместе с этим ведется тихая, но систематическая дискредитация белых и русской Белой эмиграции внутри самой России. Используются разнообразные способы, например культивирование классовой ненависти к «чужакам», «буржуям», «изменникам родины». Недавно в национал-большевицкой прессе широко распространялись статьи со списками имен из парижского масонского архива 1940-х годов, в которых перечислено несколько тысяч масонов в русскоязычном обществе Франции. В этом перечне малоизвестных и непроверенных фамилий, на добрую треть даже не русских, заметен один-другой десяток более громких имен — это на миллионы русских эмигрантов во всем мире. Пытаются создать впечатление у неискушенного читателя в России, что белая русская эмиграция насыщена вольными каменщиками и, следовательно, ей верить и идейно сочувствовать нельзя. Национал-большевики и пропагандисты не знают, или умалчивают, что их излюбленное большевицкое «товарищ» пришло к социалистам и революционерам как раз из масонских лож, где этим словом обозначают вторую, основную, из трех степеней посвящения: ученик, товарищ, мастер.
Необходимо указать и на особенный нравственный смысл национал-большевизма и всякого оправдания советчины вообще. Оправдание преступной и антинародной системы тем самым является моральным соучастием в коммунистических и советских преступлениях. Оправдывающие СССР национал-большевики становятся моральными соучастниками и убийства Царственных Мучеников, и преступления Павлика Морозова, и разрушения храмов, и гонений на верующих, и раскулачивания, и Гулага, и прочих несметных мерзостей социалистической тирании.
Реальной политической перспективы у национал-большевизма не имеется. Тем, кто надеется как-то под крылом этого мировоззрения «использовать» коммунистов, следует помнить, как Ленин и К° расправились в свое время со своими союзниками эсерами — а между партией эсеров и партией коммунистов было очень много идейной совместимости… Ошибаются и те, кто надеется использовать национал-большевизм как промежуточное идейное состояние от советизма к истинному русскому патриотизму. Настоящие русские патриоты, светлая надежда России, не нуждаются в таком идейном «мостике», а те, кто до сих пор погряз в советчине, не представляют настоящей ценности для отечества: идейно они — люмпен-пролетарии, с которыми все равно создать ничего путного невозможно. Так зачем эти «совки» для России? Пусть и месят свой советский навоз. Все кто умен, кто честен и кто смел — уже сделали свой выбор. Как государственная идея национал-большевизм уже мертв.
Однако до поры до времени еще надо помнить, с чем мы имеем дело. Национал-большевики все еще шипят, кликушествуют, пытаются поправлять СССР, клевещут исподтишка на Белую гвардию, рядятся в ризы патриотов и поборников Исторической России. Перефразируя один гнусный лозунг, они — «дети Чапаева, которые хотят сойти за внуков Суворова», чтобы и в грядущей России по-советски задавать тон, чавкать у редакционных кормушек, безбедно существовать, вещать о «русскости» колхозов и стахановщины. Но грядущая Россия — не СССР и не жалкая Российская Федерация. В истинно патриотическом русском будущем для национал-большевиков места нет, так же как и для «западников», по самой природе вещей. А нам сегодня просто нет нужды пачкаться взаимодействием с вымирающими рептилиями советского агитпропа и с безнадежно умалишенными последователями «советской» (то есть нерусской) России.