Что такое национально патриотический подъем

Новое в блогах

Теория и практика русского национально-патриотического подъёма.

Полное название статьи: «Теория и практика русского национально-патриотического подъёма на современном этапе мировой революции».

Прочитав название статьи сразу же возникает вопрос: «Что автор имеет ввиду?», но что автор любезно отвечает: «Что имею, то и введу!»

Введение.

Теория.

С тем, что на нашей планете реализуют очередную стадию мировой революции, надеюсь, спорить мало кто будет. Главная проблема в том, что конечная цель этих революционных телодвижений тоже не является уже тайной и прообразом её может служить германский фашизм, теория и практика которого не только не уничтожена, а наоборот, взята на вооружение жидами всех национальностей и по сути является базовой для нынешнего мирового революционного преобразования всех государственных и общественных институтов. И проблема ещё в том, что большинство тех, кто не приемлет такую реформацию, либо опускают руки перед кажущейся мощью революционных сил, либо совершают всякого рода героические, но самоубийственные телодвижения, которые может быть и эффектны, но не эффективны по той простой причине, что отсутствуют методологические подсказки, как следует действовать в подобного рода обстоятельствах, чтобы «и капитал приобрести и невинность соблюсти», чтобы «и рыбку съесть и на ежа не сесть» и т.д. (см. русские народные пословицы и поговорки). Но, как на любую хитрую задницу, найдётся проктолог, так и на всякую революцию, даже мировую, найдётся своя контрреволюция, которая по своим масштабам не обязательно должна быть сопоставимой. Если вспомнить библейский миф о Давиде и Голиафе, то главное во всём этом деле, найти и ударить в слабое место противника. Но для этого надо и самому быть хоть и маленьким, но сильным.

«А в чём сила, брат!?»

Как говорил классик мировой революции: «Хреновая та революция, которая не умеет себя защищать!»

Про банальные прутики и веники, как и про пестики и тычинки, многие уже знают или догадываются, поэтому эту тему я опущу, а вот про теорию систем скорее наоборот, многие даже и не слышали, хотя есть немало таких, кто называет себя «системными аналитиками», но я ни от кого не слышал, чтобы он называл себя «системным синтезатором», хотя как анализ, так и синтез, является неотъемлемой частью исследовательской деятельности. Ну да Бог с ними, анализами, тем более что по большей части они у всех хреновые и в прямом и в переносном смыслах.

Короче, в теорию систем без бутылки лучше не влезать, но знать её суть жизненно необходимо, поэтому я попытаюсь её (суть) осветить по мере своих сил и способностей. Я уже неоднократно пытался всё это дело покороче сформулировать, но всякий раз получается по-разному.

«Теория без практики мертва, лишь древо жизни вечно зеленеет».

то имеет смысл осознать те три нити, которые связывают нас как отдельные слабые прутики в единый сильный «букет Абхазии»..

Вера.

Анекдот от Трехлебова: «Черномордин стирает свои трусы и ругается: «Блин! Ну никому нельзя верить! Даже самому себе! Я ведь только пукнуть хотел!»

Хотим мы этого или не хотим, но исторически сложившаяся «Вера», олицетворяемая нынешней РПЦ, является одной из связующих нас нитей, разрыв которой нас только ослабит, поэтому, при всех тех издержках, которые имеет сама церковь и провокационных попытках эту связь разрушить, надо чётко понимать, что этого допускать нельзя и реагировать на подобные попытки следует как на посягательство на святое. В отношении нынешнего состояния РПЦ следует отнестись примерно так же, как сказал известный адвокат в защиту проворовавшегося священника:

«Сорок лет он отпускал грехи ваши, отпустите и вы ему этот один, люди русские».

В отношении нитей духовной и материальной культуры так же следует применить значение святости и вести себя соответственно.

» Против лома нет приёма, окромя другого лома!»

Теперь рассмотрим чисто конкретные мероприятия, которые следует проводить уже сейчас и повсеместно. Поскольку главным приоритетом системы управления любой системы является забота о её защитной системе, то имеет смысл у себя дома, на Руси (можно определиться территориально по карте методом вычленения) начинать работу по оздоровлению территории методом выявления уже имеющихся здоровых точек роста в виде разного уровня производств, сельхозпредприятий и фермерских хозяйств и создавать прежде всего защитные механизмы, а так же оказывать всяческую помощь и поддержку в финансово-юридической сфере.

Что я имею ввиду (ха,ха), когда говорю о защитной системе. Не так давно по зомбоящику показывали сериал «Меч», если не ошибаюсь, где группа типа патриотов решала проблемы зачистки Родины от «плохишей». Сейчас готовится, насколько я понимаю, нечто подобное под названием «Щит». Скорее всего там будет рассматриваться вопрос защиты чего-то там пока неизвестного. В связи с этим имеет смысл напомнить, что защитная система СССР называлась Комитет Государственной Безопасности и эмблемой у них был «Щит и меч». В связи с возрождением защитной системы имеет смысл делать это не на пустом месте, а на базе патриотических кадров, имеющих богатый, в том числе и негативный опыт, что ещё более ценно. Как говорится, «за одного битого двух не битых дают». Имеет смысл возродить и эмблему и ставить её на всех защищаемых объектах. При любых посягательствах на данные объекты следует давать по ушам так, чтобы при виде защитного знака у любого пропадала охота вести себя по отношению к нему непочтительно. Эмблема должна отличатся от подобных и мне она представляется в виде изображения щита на фоне которого два скрещенных меча. Простенько и со вкусом с намёком на то, что бить будем в два раза сильнее.

Резюмируя можно сказать следующее:

1. Выявлять здоровые точки роста и создавать надёжную систему защиты.

2. Расширять сферу такой деятельности по мере освоения.

Если читая эту и вообще любую мою статью включать чувство юмора, то многие недоразумения отпадут сами собой.

Источник

Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры

Что такое национально патриотический подъем. Смотреть фото Что такое национально патриотический подъем. Смотреть картинку Что такое национально патриотический подъем. Картинка про Что такое национально патриотический подъем. Фото Что такое национально патриотический подъем

Приветствую Вас, друзья!

Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.

Что такое патриотизм?

Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.

Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.

В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.

Виды патриотизма

Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:

Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.

Примеры патриотизма в современном мире

Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.

Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.

Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.

Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.

Воспитание патриотизма в современном мире

Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.

Особенности патриотического воспитания в России

Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:

Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.

Негативная сторона патриотизма

Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.

Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.

Заключение

Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.

Источник

Введение

Глубокие перемены в международной ситуации происходили в XV в. Они были связаны с одряхлением Византии, а затем в 1453 г., с её окончательным падением. В этих условиях на Руси, которая к тому времени преодолевала политическую раздробленность, избавляясь от власти ордынских ханов и в конце XV в. превращалась в крупную восточноевропейскую державу, возникала и укреплялась идея византийского наследия. Она предполагала превращение Москвы в Третий Рим, противостоящий как западному, католическому, так и ближневосточному, исламскому, мирам.

Вступление человечества в новое время проходило под знаком все более ясно ощущавшегося превосходства западной цивилизации. В этой связи в общественной мысли России стала формироваться новая, западническая идея, которая в XVII в. стала оказывать довольно заметное влияние на культурную жизнь русского общества. Достижения западноевропейских стран вызывали в правящих кругах России стремление к их усвоению и перенесению на русскую почву. В то же время в XVII в. сложилось традиционное направление общественной мысли. С точки зрения русского традиционализма культурно-исторический опыт русского прошлого имел непреходящую ценность, а всякие новшества, шедшие в церковной сфере от греков, а в культурной – из Западной Европы, решительно отвергались.

Все это отразилось на истории развития страны в XVII в. Противоборство с Западом, неразбериха в правящих династиях привели Россию к так называемому Смутному времени.

1.Смутное время, его причины, сущность и проявления.

Бурные события начала XVII в. в России получили у современников название Смуты, или Смутного времени. Они представляли собой выражение глубокого кризиса русского общества и являлись гражданской войной, осложненной вмешательством со стороны Польши и Швеции.

Одной из важнейших причин Смуты является глубокий хозяйственный кризис, охвативший страну с конца царствования Ивана Грозного. Кризис был вызван распространением в XVI в. поместного землевладения, как наименее эффективной формы средневекового хозяйства. Это было связано с политикой властей, поскольку рост поместного землевладения позволять усилить войско, основу которого составляли служивые люди – помещики. Среди других причин кризиса – рост податного обложения в условиях длительной Ливанской войны, репрессии опричников в отношении населения, а также моровое поветрие – эпидемии, чумы начала 1570-х годов.

Прямым следствием этих причин стало усиление бегства крепостных крестьян и холопов, что привело, в свою очередь, к запустению самых развитых территорий страны – Центра и Северо-Запада. В результате площадь пашни под Москвой уменьшилась в шесть раз, а под Новгородом – в тринадцать. Многие помещики остались без крестьян. Часть из них в таких условиях разорялась и, попадая в кабалу к крупным землевладельцам, оказывалось на положении холопов. Использовались они в качестве вооруженной силы. Из них состояли отряды так называемых боевых холопов, которые принимали активное участие в событиях Смуты.

За счет беглых росло населения на южной окраине страны – в Северской земле. Также усиливалось казачество на Дону и в Тереке. Все эти категории сыграли значительную роль в гражданской войне России начала XVII в. [5;154]

От побегов страны страдали не только помещики, но и государство. Оскудение дворян вело к тому, что в таком состоянии они не могли нести военную службу. С хозяйственным кризисом начал развиваться и кризис поместного войска.

Единственный способ удержания населения от побегов правительства, видело ужесточение крепостнического режима. В 1581 г. были введены «заповедные годы», когда на отдельных территориях и феодальных владениях запрещался в тот или иной год «выход» в Юрьев день. Мера помогла. Тогда в 1592 – 1593 гг., уже при царе Федоре Ивановиче, были составлены писцовые книги, где крестьяне записывались за определенными вотчинами и поместьями или по месту проживания на черных (государственных) землях. Возможно, что в 1592 г. появился указ об отмене «права выхода» в Юрьев день. Однако текст указа до сих пор не найден, хотя обнаружены некоторые судебные дела со ссылками на указ. Наконец, в 1597 г. вышел указ об урочных годах, когда в течение пяти лет могли искать беглого крестьянина по заявлению помещика. В том же 1597 г. появился указ об кабальных холопах, которые теперь должны были служить не до отработки взятого долга, а до смерти господина.

Все эти меры не могли предотвратить бегство населения. Но в то же время они способствовали распространение в народе недовольство политикой властей, направленной на полную ликвидацию старинного права крестьянского «выхода», что становилось одной из причин Смуты в России.

Началом динамического кризиса стало убийство Иваном Грозным своего сына Ивана в 1581 г. Вскоре, в 1584 г., умер сам Иван Грозный. Царем стал Федор, у которого с его женой Ириной Годуновой не было детей. Дмитрий, младший брат Федора, получил в удел город Углич и жил там со своими родственниками, имея собственный двор. При обстоятельствах, ясных не до конца, он в возрасте девяти лет погиб в Угличе. Для расследования «углицкого дела» из Москвы была послана комиссия во главе с боярином князем Василием Ивановичем Шуйским. Проведя следствие, комиссия установила, что царевич действительно погиб, зарезавшись ножом в припадке падучей болезни. Однако выводу комиссии поверили далеко не все. В народе распространились слухи о том, что царевич чудесным образом спасся, а правитель Борис Годунов при слабом царе Федоре, в самом деле, хотел гибели царевича, чтобы самому занять престол. Эти слухи способствовали появлению в начале XVIII века ряда самозванцев, бравших на себя имя царевича. На конец, в 1598 г. умер царь Федор, со смертью которого династия прекратилась.

Возникновение Смуты способствовало моральное состояние русского общества. Современникам, летописцам и писателям, было на столько ясно видно снижение морально-нравственного состояния русского общества в конце XVI – начале XVII века, что они многократно затрагивали эту тему в своих сочинениях. Определялось падение нравов в значительной мере последствиями правления тирана Ивана Грозного. [1;145]

Тирания развращающим образом действовала на сознание и нравственность населения. Во-первых, цена человеческой жизни стала совсем не высока. Во-вторых, укрепилась привычка к насилию. Наконец, общее снижение нравственности способствовало появлению самозванцев, тогда как ранее такого явления русское общество по существу не знало. Такие последствия морального упадка, как разбой, грабежи, убийства, а иногда и предательства ярко проявлялись в годы Смуты.

Через полгода после смерти царя Федора, в 1598 г. Земский собор избрал на престол Бориса Федоровича Годунова. Годунов не принадлежал к знатному роду, он выдвинулся в годы опричнины. В дальнейшей карьере способствовал брак его сестры Ирины с царевичем Федором.

Современники отмечали большой ум царя Бориса. Однако в обществе господствовала уверенность, что он зашел на престол с помощью преступления, связанного с покушением на жизнь царевича Дмитрия. Борис понимал необходимость расширения связей со странами Западной Европы и внесения существенных перемен во внутреннюю жизнь России. В месте с тем он был склонен к преследованию своих политических противников. Так, при нем пострадали бояре Романовы, которые казались ему опасны из-за своих родственных связей с прежней династией через первую жену Ивана Грозного Анастасию и её сына царя Федора.

Положение Бориса было подорвано сильнейшим голодом в стране, который продолжался с 1601 по 1603 гг. Голод привел к гибели множества людей. Царь пытался оказать помощь пострадавшим. Однако он не сумел заставить церковь открыть свои богатые закрома. В условиях голода в 1601 и 1602 гг. он издал указы о временном восстановлении права выхода крестьян, чтобы таким образом они могли искать спасения от голодной смерти. Помещики, особенно в южных уездах, были этим очень не довольны. В 1603 г. силами этих помещиков было подавлено крупное выступление холопов. В благодарность южным помещикам царь не повторил в 1603 г. указ о праве крестьянского выхода

2.Проблемы исторического выбора в период Смуты, возможные альтернативы развития.

Со временем вступления на престол Василия Шульского наступил новый, социальный этап Смуты. На этом этапе по-прежнему сохранялась идея возведения на престол законного царя Дмитрия. Значительная часть общества, особенно население южных уездов отказывалась верить в гибель в Москве Лжедмитрия I и считала, что ему удалось чудесным образом спастись, уже во второй раз, и что скоро он прибудет из Польши. При царе Василии гражданская война приобрела еще более ожесточенный характер, чем при Борисе Годунове. Она превратилась в восстание низших слоев общества против высших.

Сразу же после провозглашения Василия царем в южном городе Путивле подняли восстание бывший холоп князя Телятевского Иван Болотников и местный воевода князь Шаховский. Войско Болотникова двинулось на Москву. В составе его были холопы, низшие слои городского населения, некоторая часть казаков. Оно поддерживалось крестьянами. Отдельно от Болотникова в помощь ему вышли к Москве отряды рязанских и тульских помещиков Ляпунова и Пашкова. Они видели в Василии Шуйском боярского царя, который, как они считали, не будет поддерживать дворян.

В мае 1608 г., разбив силы царя Василия, к Москве подошло войско Лжедмитрия II. Новый самозванец был еще более темной личностью, чем Лжедмитрий I, происхождение его не ясно. Основу его войска составляли польские отряды, а также часть южных помещиков и казаки во главе с атаманом Иваном Заруцким. Не сумев взять Москву, он обосновался лагерем в подмосковном селе Тушино и получил прозвище Тушинского Вора. Марина Мнишек признала в Лжедмитрии II своего мужа. У них вскоре родился сын, названный Иваном.

Помимо царя в Тушино оказалась своя Боярская дума, а некоторые бояре одновременно служили и в Москве, и в Тушино. Патриархом в Тушино стал Филарет Никитич Романов. Самозванцу удалось установить свою власть в части уездов вблизи Москвы. С возникновением Тушинского лагеря начались повальные грабежи населения, поскольку тушинское войску должно было получать содержание. В такой обстановке население стало подниматься на борьбу против самозванца.

Опасаясь вооруженной борьбы населения, царь рассчитывал на помощь шведского короля Карла IX. Для переговоров со шведами он направил в Новгород своего племянника князя М. Скопина-Шуйского. Шведы согласились помочь с условием передачи им города Корелы с уездом. После переговоров Скопин-Шуйский вместе со шведами разбил сторонников Тушинского Вора. В декабре 1609 г. Тушинский лагерь распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Скопин-Шуйский в марте 1610 г. торжественно вступил в Москву, но внезапно умер. Есть версия, что он был отравлен царем, опасавшимся популярности молодого племянника.

Приглашение шведских сил для борьбы с тушинцами дало повод польскому королю Сигизмунду III вторгнуться в Россию. В 1609 г. он осадил Смоленск. Тем самым если прежде вмешательство Польши в русские дела носило скрытый характер, то с выступления короля оно стало открытым.

Бояре оказались в сложном положении. Они начали переговоры с Сигизмундом III и согласились принять на русский престол сына короля, королевича Владислава, на условиях ограничительной (крестоцеловальной) записи, аналогичной той, которую брал на себя еще Василий Шуйский. Кроме того, Владислав должен был перейти из католичества в православие. В сентябре 1610 г. польские войска заняли русскую столицу. Но королевич Владислав так и не прибыл в Москву.

Таким образом, со времени свержения Василия Шуйского в стране продолжался период междуцарствия. Такое положение не имело аналогий в истории России и не соответствовало её политическим традициям.

3.Национально-патриотический подъем в начале XVII века. Земское ополчение.

С начало польской оккупации Москвы Смута вступила в следующий, национальный этап своего развития. Главенствующей общественной идеей стало освобождение страны от иноземных войск – польских, занявших Москву, и шведских, утвердившихся на северо-западе России. Эта идея сочеталась с идеей реставрации порядков, имевших место до Смуты. Такое стремление к возрождению старого не случайно в период Смуты, когда широко распространились убийства, разбои и грабежи. В подобных условиях массовое сознание обращалось к прошлому, когда жизненные устои казались более прочными, а условия существования – более безопасными.

После вступления в Москву польских войск стало развиваться освободительное движение. В Рязани образовалось первое ополчение, поставившее своей целью освобождение столицы. Состояло оно, главным образом, из дворян, а также из казачьих отрядов, находившихся ранее в Тушино с атаманом Заруцким. Ополчение попыталось освободить Москву, но сил было недостаточно. Бои привели лишь к тому, что в городе произошел большой пожар. [2;168]

Неудача привела к распаду ополчения. Это было неизбежно, так как дворяне и казаки не доверяли друг другу: дворяне считали казаков разбойниками, а казаки полагали, что дворяне стремятся отнять то, что они ценили более всего – вольность. После распада ополчения казаки остались под Москвой и разбили там табор.

Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву местного торговца мясом Кузьмы Минина образовалось второе, или Народное, ополчение. Минин призвал пожертвовать свои средства на освобождение русской земли и идти в Ополчение. Командующим силами Ополчения пригласили князя Пожарского, который немедленно прибыл в Нижний Новгород.

Весной 1612 г. Ополчение подошло к Москве. Часть казаков во главе с Заруцким ушла из подмосковных казачьих таборов на юг России, не желая действовать совместно с Мининым и Пожарским. Другая часть казаков осталась под Москвой и оказала помощь ополчению. В августе 1612 г. оно освободило столицу, а в октябре сдался польский гарнизон в Кремле.

На следующий год состоялся избирательный земский собор. На соборе сразу же были отвергнуты кандидаты иностранных принцев – Владислава Польского и Карла Филиппа Шведского. Отвергли и предложение казаков передать престол младенцу, сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Когда же была выдвинута кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова, то её решительно поддержали донские казаки. Ведь казаки знали о родственной связи между Михаилом Романовым и прежней династией; кроме того, они хорошо помнили его отца, Филарета Никитича, по службе в Тушино. Поддержка донцов обеспечила избрание Михаила, что, в свою очередь, предопределило благожелательное отношение правительства царя Михаила к Дону. Избирательный собор 1613 г. был единственным Земским собором, на котором присутствовали донские казаки, что объяснялось их большой ролью в освобождении Москвы. В других земских соборах представители донского казачества не участвовали, поскольку Дон в первой половине XVII в. еще не рассматривался как неотъемлемая часть Русского государства. Так началось царствование в России династии Романовых.

Избрание царем Михаила Романова стало началом конца внутренней Смуты. После 1613 г. еще в течение нескольких лет происходили разбои казаков в центральных и северных уездах России. Но постепенно разбои прекратились, а казачьи отряды ушли на Дон, на другие реки или перешли на службу в гарнизоны разных городов.

В 1617 г. был подписан Столбовский мир со Швецией. По его условиям Россия теряла выход в Балтийское море, а также город Корелу с уездом. В 1618 г. удалось заключить Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Россия теряла западные земли с главными городами Смоленском и Черниговом.

Русская смута начала XVII века была завершена. Государство сохранило свою независимость. Но из гражданской войны оно вышло существенно ослабленным. Очень слабой была власть царя Михаила, который рассматривался как выборный государь. Ослаблено было крепостное право, и беглых крестьян после Смуты не могли искать более 4 – 5 лет. В тяжелом состоянии оставалась экономика страны. Казалось, на первый взгляд, что произошла реставрация порядков, существовавших в стране до Смутного времени. Но на самом деле полной реставрации не произошло. Россия вступила после Смуты в новый период своего бытия, существенно отличавшийся от эпохи Средневековья.

На последующие годы перед страной встал ряд задач во внутренней и внешней политике. Прежде всего, это касалось восстановления хозяйства и укрепления государства. Стояла также задача возвращения отторгнутых Швецией и Речью Посполитой земель, и в первую очередь – захваченных Польшей западных земель со Смоленском, которые находились очень близко к Москве. Все эти задачи решались в XVII – начале XVIII в. [4;125]

Заключение

В отечественной истории XVII в. является своеобразным рубежом между средневековой Московской Русью и Россией Нового времени. Как и для всякой страны в переходную эпоху, для России XVII в. было характерно причудливое переплетение в разных сферах жизни признаков старины и новизны. Войны, а также расширение многосторонних связей с европейскими странами отчетливо выявили отсталость России, прежде всего в военном деле, а также в хозяйстве и культуре. Эта отсталость проявлялась не только в сравнении с наиболее развитыми в то время странами – Нидерландами и Англией, но и с соседними державами – Швецией и Польшей.

В конце концов Россия вступила в новый этап своего исторического развития, наступила эпоха власти новой династии, что не могло ни отразиться на политической обстановке в стране.

Список литературы

1. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история до 1917 г. Учебное пособие для ВУЗов. М: 2002 г. 447ст.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. Учебник для ВУЗов. М: 2004/2005, 557 стр.

3. Кириллов В.В. История России, учебное пособие для ВУЗов., М6 2005 г., 650 стр.

4. История России. Учебник для ВУЗов. Под ред. Зуева М.Н., ЧернобаеваА.А. М: 2001 г. 479 ст.

5. Отечественная история. С древнейших времен до конца ХХ века. Учебное пособие для ВУЗов. Под ред. М.В. Золотовой, М: 2002 г. 559 ст.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *