Что такое национальное государство в 18 веке
НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Понятие «национальное государство» относится к числу дискуссионных, его единого толкования не существует. В качестве синонима этого понятия часто применяют термин «государство-нация» (английский nation-state, франц. ́etat-nation), однако такой подход подчас подвергается критике. Под национальным государством нередко понимается моноэтничное, мононациональное государство, которое противопоставляется многонациональному государству. Противники такой точки зрения указывают на сложность выделения критериев нации, а также на возможность политического манипулирования при разделении государств на национальные и многонациональные. По мнению ряда учёных, понятие «национальное государство» является синонимом термина «правовое государство».
Последнее, пришедшее на смену сословному государству, отличает правовое равенство людей независимо от их этнической, сословной и иной принадлежности, одинаковое обращение со всеми членами нации. Национальное государство в этом случае противопоставляется и конкретно-историческим феодально-абсолютистским образованиям (например, империи Габсбургов), и империи как особому типу государства, строящемуся на политическом неравенстве между сообществами и индивидами. Специалисты по теории международных отношений считают характерным признаком национального государства «национальный суверенитет», под которым понимают монополию на власть внутри государства и независимость по отношению к др. акторам, действующим на международной арене. В научных кругах высказывается также мнение, что термин «национальное государство» является непродуктивным и от него следует отказаться, поскольку понятие «национальное» не отражает некое новое качество государства, а лишь характеризует его успех в формировании «единой нации».
Расходясь в интерпретации сущности национального государства, учёные придерживаются также различных взглядов на его генезис и эволюцию. Одни относят становление национального государства к XV веку и связывают его со складыванием централизованных государств и формированием национального самосознания (классическим примером, по их мнению, является Франция конца XV-XVI веков). Исследователи, стоящие на марксистских позициях, и учёные, разделяющие взгляды М. Вебера, считают возникновение национальных государств и складывание наций продуктом капиталистических отношений. Появление национального государства рассматривается ими как «нормальное» и закономерное явление стадии капиталистических развития. Историки и политологи, делающие акцент на понятии «национальный суверенитет», считают, что национальное государство возникло в середине XVI века как результат функционирования Вестфальской системы международных отношений (от названия Вестфальского мира 1648 года), закрепившей в отношениях между государствами принцип территориального суверенитета. Согласно ещё одной точке зрения, национальное государство, в котором понятия «нация» и «государство» слиты воедино, в строгом смысле слова сложилось лишь после Французской революции XVIII века.
В конце XX века в связи с окончанием «холодной войны» и развитием процессов интеграции и глобализации в научной литературе стало высказываться мнение о «размывании» национального суверенитета и «конце национального государства», начали звучать предложения рассматривать национальное государство как «исторически пройденный этап» развития человечества. Такая позиция подверглась критике со стороны приверженцев т. н. реалистической традиции в теории международных отношений, считающих, что национальное государство продолжает оставаться главным актором на международной арене. В то время как «функционалисты» и «институционалисты» (смотрите Най Дж.) рассматривают международные организации и интеграционные структуры как качественно новый феномен, пришедший на смену национального государства, «реалисты» полагают, что эти организации и структуры являются лишь формой объединения национальных государств под эгидой сильнейших из них, которым и принадлежит реальная власть как в интеграционных объединениях, так и в мире в целом.
Дополнительная литература:
Mearsheimer J.J. The False Promise of International Institutions // International Security. Winter 1994/95. Vol. 19. № 3;
Национальное государство: что это такое? // Свободное слово: интеллектуальная хроника десятилетия, 1985–1995 / Ред.-сост. А. А. Гусейнов и др. М., 1996;
Яковенко И.Г. От империи к национальному государству: (попытка концептуализации процесса) // Полис. 1996. № 6;
Evans G., Newnham R. The Penguin dictionary of international relations. L., 1998.
ruskom
Русский коммунист
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы
Рассмотрение вопроса о противоречии классических принципов формирования национальных государств и сегодняшнего их состояния не может не адресовать к истокам их зарождения. Кроме важности самого вопроса, время зарождения национальных государств настолько исторически интересно, что пропустить этот период нельзя ни по рациональным, ни по эстетическим причинам. Как не может пропустить каждый мальчишка в своей юности время, когда он увлекался парусниками, мечтал о великих морских походах, и, чего скрывать, мечтал быть великим пиратом (или охотником на пиратов).
Предпосылки для формирования национальных государств в Европе были и политическими, и экономическими и социальными. О политических мы поговорим сейчас, экономические и социальные пойдут отдельными постами. Конечно, нельзя выделить главную предпосылку, как и тяжело выделить «в чистую» каждую из этих предпосылок. Но, для классификации мы будем определять предпосылки по этим трем группам, напомнив, что они работали смешано и нет смысла выделять ведущую предпосылку.
Европу до XIII века принято называть Европой феодальной, историческую эпоху с XIII по XVII века называют эпохой Возрождения. Эпоха Возрождения содержала в себе не только расцвет интеллектуальный, художественный и культурный. Так уж исторически получилось, что именно эпоха Возрождения своим отрицанием предыдущего феодального этапа подготовила основательную почву для построения в последующие века национальных государств. Парадоксально то, что эпоха Возрождения со своим универсализмом привела к новому времени, Модерну, одним из столпов которого является специализация.
Именно в течение эпохи Возрождения в Европе вместо разрозненных, часто конфликтующих между собой феодов произошло формирование крупных, сильных, централизованных государств. Как это происходило? Главными политическими субъектами того времени были империя, церковь, вольные города и крупные протонациональные феодалы, на основании которых впоследствие сформировались национальные государства Англия, Франция, Испания, Португалия. Между этими силами находилась масса мелких феодалов, за которых и шла политическая борьба.
В политической (и отчасти, экономической) плоскости появление Лютера и Реформация была выгодна феодалам, которые могли в этом процессе изъять у церкви огромные земельные и денежные богатства. Именно поэтому германские княжества массово переходили в лютеранство. Протонациональные государства не остались в стороне от процесса, например Англия вообще конфисковала все церковное имущество в пользу короны, Франция поступила тоньше, и реквизировала многое у церкви под предлогом ее защиты от Реформации.
В результате этого процесса протонациональные государства с помощью своей военной силы, своих финансов и финансов вольных городов (читай, денег зародившейся уже тогда торговой буржуазии), процессов церковной реформации решили вопрос с феодальной раздробленностью и образовали государства с абсолютной властью монарха. Впоследствии, однако, эти государства стали национальными, урезав или уничтожив власть монарха вообще. Парадокс? Посмотрим. Читайте следующие посты.
Национальное государство
Положение о национальном характере государства закреплено в конституциях некоторых государств, как, например, в статье 1-й Конституции Румынии. В идеале такое государство предполагает, что все его граждане (или подданные) имеют общий язык, культуру и ценности, а также что все они являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами.
Стран, отвечающих всей строгости данного определения, менее 10 %, однако большинство современных государств включают многие его элементы.
Современные государства управляют множеством городов и соприкасающихся регионов посредством централизованных, дифференцированных и автономных структур. Они обладают монополией на формулирование обязательных к исполнению правил и на применение силы в пределах своей территории. Таким образом они распространяют своё прямое правление на всё население на своей территории и стремятся организовать жизнь всех людей определённым образом для экономического развития или обороны. Этим они отличаются от городов-государств, которые не стремятся к интеграции глубинки, и от империй, которые не пытаются надзирать над повседневными делами всех жителей. Кроме того, национальное государство стремится к добровольной интеграции народов, и этим также отличается от империи, которая ставит целью захват новых территорий, их удержание и колонизацию.
Национальное государство ассоциируется с его гражданами, однако на внутренней и международной арене его обычно представляет один государственный лидер. Так, Шарль де Голль утверждал, что глава французского государства должен олицетворять «некую идею о Франции» (фр. une certaine idée de la France).
Несмотря на схожесть понятий «нация» и «национальное государство», национализм делает между ними некоторое различие. Понятия «нация», «государство» и «общество» относятся к различным уровням: культурному, политическому и социальному. Например, принято считать, что армия защищает не государство, а народ.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Большинство политических и культурных явлений до нового времени имело универсальный, а не национальный характер. Громко заявив о себе в конце XVIII века в связи с революциями в Америке и Франции и приведя к распаду европейские империи и колониальные системы в XIX и XX веках, национализм по сей день остаётся одной из ведущих мировых идеологий.
Понятие национального государства
Национальное государство — это государство, образованное этносом (нацией) на базе этнической территории и воплощающее политическую независимость и самостоятельность народа. Теоретической и идеологической основой такого государства стал принцип национальности, под флагом которого экономически и политически окрепшая буржуазия боролась с отжившим феодализмом. Стремление к созданию национального государства в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (или в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Образование национального государства более всего удовлетворяет этим требованиям общественного развития и поэтому является тенденцией всякого национального движения.
Национальные государства обычно складывались в условиях, когда формирование наций и образование государства происходило одновременно, в связи с чем политические границы чаще всего совпадали с этническими. Таким образом возникли государства Западной Европы, Латинской Америки. Это было типичным, нормальным для капиталистического периода развития. Так как в странах Западной Европы, где впервые в истории началось формирование наций, этот процесс совпал с возникновением и централизацией государств, сложившихся на территориях с преимущественно этнически однородным населением, сам термин «нация» приобрел здесь политический смысл — принадлежность людей к одному, «национальному», государству. Принцип «одна нация — одно государство» начал пропагандироваться в Европе еще во времена Французской революции. В Европе долгое время существовала точка зрения, что национальное государство является оптимальной моделью организации общества. Национальные государства
сложились здесь в форме монархии, парламентских и президентских республик.
После Первой мировой войны по инициативе президента США Вудро Вильсона принцип «одна нация — одно государство» применяется в Центральной и Восточной Европе. Границы новых стран нарезаются по национальному признаку. Это помогло снять многие прежние противоречия, но породило новые. Фундаментальная трудность успешного применения такого подхода проявляется в том, что даже при попытке объективного определения разграничительных линий между нациями сделать это последовательно невозможно. Почти не существует этнически гомогенных массивов, которые бы не смешивались на значительной части своих пограничных или глубинных территорий и иными национальными границами, которые, оказавшись заключенными в границы иного национального государства, не превращались бы в национальные меньшинства. Так, раздел Османской империи и распад империи Габсбургов в Европе прошли под знаком создания небольших государств, процесс дробления на которые получил название «балканизации», причем с отрицательным смыслом.
Государства Европы и других континентов в тех границах, которые мы знаем, формировались на протяжении нескольких веков. Большинство из них стали мононациональными. В связи с этим сам термин «нация» приобрел политический смысл — принадлежность людей к одному «национальному» государству. В данном случае термин «нация» используется в этатистском значении и относится к государствам, возникшим по принципу «одна нация — одно государство». Следовательно, понятие «нация — государство» справедливо лишь для мононациональных государств.
Национальное государство создает необходимые условия для экономического, социального, культурного прогресса народа, для сохранения национального языка, традиций, обычаев и т. п. Поэтому создание своей государственности является желанной целью каждого этноса. Однако реализовать эту цель все этносы не могут. Для этого необходимы, по меньшей мере, два условия: компактность проживания и немалочисленность.
В связи с этим не раз в научной литературе обсуждался вопрос о том, является ли государственность обязательным, необходимым признаком нации. Большинство исследователей считают, что нет. На практике же при отнесении той или иной этнической общности к нации нередко особое значение придается наличию у нее своего государства. Это в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (и в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Однако «свое» государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций. В состав Австро-Венгерской, Османской, Российской империй входили различные нации, не имеющие своей государственности. Известно также, что польская нация надолго была лишена своей государственности, однако не перестала быть нацией.
В современных условиях понятие «национальное государство» используется в двух значениях. Во-первых, для обозначения государств с абсолютным большинством этнически однородного состава населения. К таким национальным государствам относятся Япония, Италия, ФРГ, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Польша, Венгрия, Франция, большинство арабских и латиноамериканских стран, где представители титульной нации составляют 90 и более процентов населения этих государств. Во-вторых, понятие национальное государство употребляется и в отношении тех государств, где кроме титульной нации, проживают значительные группы других этнических образований. Однако исторически на данной территории образовалось государство, носящее наименование самого крупного этноса, расселенного на этой территории. В числе таких государств — Румыния, Швеция, Финляндия, Сирия, Ирак, Чехия, Словакия, Болгария, Македония и др. В связи с ростом межгосударственных миграций и полиэтничности населения число таких национальных государств будет постепенно увеличиваться.
Необходимо отметить, что, хотя в Российской Федерации государствообразующая нация — русские — составляет 82% состава населения, она не относится к категории национальных государств, а является многонациональным государством. Это связано с тем, что на территории России, кроме русских, проживают десятки коренных народов, многие из которых здесь же сформировались в нации и имеют свою национальную государственность, находясь в составе Российской Федерации. Поэтому Россия является этнической территорией многих нерусских народов, составляющих вместе с русскими многонациональный народ.
После Октябрьской революции большинство народов, живущих на территории Российской империи, создали различные формы национально-государственных образований и национальные государства. Причем избранные этносами формы национальной государственности не оставались неизменными: они совершенствовались, развивались. Большинство народов перешло от первоначальной низшей формы к более высокой форме национальной государственности. Например, киргизский этнос за короткий период прошел путь от автономной области к союзной республике в составе СССР.
По Конституции 1977 г. в СССР было 53 национальных государства и национально-государственных образования: 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. в составе Российской Федерации находится 21 республика (национальное государство), некоторые из них являются двунациональными, например, Кабардино-Балкария, и даже многонациональными (Дагестан); одна автономная область и 10 автономных округов. Фактически все республики и национально-государственные образования являются полиэтничными. Поэтому республики в составе РФ являются государственностью не только «титульной» нации, а всего полиэтничного народа данной республики, граждан всех национальностей, живущик на их территории.
В этой статье в основном обсуждается более конкретное определение национального государства как типично суверенной страны, в которой доминирует определенная этническая принадлежность.
СОДЕРЖАНИЕ
Сложность
Уокер Коннор обсуждает впечатления от персонажей « нация », « (суверенное) государство », «национальное государство» и « национализм ». Коннор, широко использовавший термин « этнонационализм », также обсуждает тенденцию смешивать нацию и государство и отношение ко всем государствам как к национальным государствам.
История и происхождение
По словам Андреаса Виммера и Юваля Файнштейна, национальные государства имели тенденцию возникать, когда смена власти позволяла националистам свергать существующие режимы или поглощать существующие административные единицы. Сюэ Ли и Александр Хикс связывают частоту создания национальных государств с процессами распространения, исходящими от международных организаций.
Перед национальным государством
Характеристики
«Законные государства, которые управляют эффективно и динамично развивающейся индустриальной экономикой, сегодня широко рассматриваются как определяющие характеристики современного национального государства».
Наиболее заметной характеристикой является степень, в которой национальные государства используют государство как инструмент национального единства в экономической, социальной и культурной жизни.
На практике
В некоторых случаях географические границы этнического населения и политического государства во многом совпадают. В этих случаях иммиграция или эмиграция незначительны, мало представителей этнических меньшинств и мало представителей «домашней» этнической принадлежности, проживающих в других странах.
Национальные государства, в которых одна этническая группа составляет более 85% населения, включают следующее:
Бесчисленные конфликты возникают там, где политические границы не совпадают с этническими или культурными границами.