Что такое национальное хозяйство география 9 класс домогацких
§15 Национальная экономика
§ 15. Национальная экономика
1. Дайте определения терминов
Отрасль хозяйства- совокупность предприятий производящую однотипную продукцию или оказывающих определённые виды услуг.
2. Самостоятельно определите логику представленного перечня предприятий и исключите из него лишнее. Свой выбор обоснуйте
3. Отметьте правильные высказывания словом «Да» неправильные словом «Нет».
Понятия «производственная сфера» и «материальная сфера» являются синонимами
Первичный сектор экономики является важнейшим, так как он обеспечивает переработку ресурсов и получение за счет этого готовой продукции
Предприятия легкой промышленности производят ткани, одежду, обувь и т.п.
Химическая промышленность является частью топливно-энергетического комплекса
4. Проставьте в кружках номера городов от самого западного к самому восточному.
Города от самого западного к самому восточному 3.6.5.1.2.4.
5. Бой с тенью.
Что располагается восточнее: остров Вайгач или город Челябинск?
Где находится устье Амура: на территории Приморского края или Хабаровского?
Город Красноярск располагается восточнее или западнее озера Таймыр?
Какая равнина находится западнее: Восточно-Европейская или Западно-Сибирская?
Выходит Верхоянский хребет на берег Тихого океана или нет?
6. Нанесите на карту границы экономических районов.
Экономические районы: Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский, Поволжский, Центрально-Чернозёмный, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный, Уральский.
География
Хозяйство России
§ 15. Национальная экономика
Вспомните: Что такое присваивающее и производящее хозяйство?
Экономика и отрасли хозяйства. Национальная экономика (хозяйство) — это исторически сложившийся в стране комплекс всех отраслей материальной и нематериальной сферы.
Давайте разберёмся в терминах, которые есть в этом определении.
Отрасль — совокупность предприятий, производящих однотипную продукцию или оказывающих однородные услуги.
С однотипной продукцией разобраться относительно легко. Нельзя объединять в одну группу (отрасль) заводы, производящие, например, бульдозеры и газированную воду. А вот заводы, производящие бульдозеры и мотоциклы, — можно, ведь и то и другое — машины. А что такое «однородные услуги»? Банк оказывает финансовые услуги, адвокатская контора — юридические, поликлиника — медицинские, автобусный парк — транспортные и т.д. Теперь нам становятся понятными слова о материальной и нематериальной сфере. Нередко их называют производственной и непроизводственной сферами. Очевидно, что в отраслях материальной сферы производятся разнообразные товары, а отрасли нематериальной сферы оказывают населению конкретные виды услуг. Важно, что и товары, и услуги можно купить. Но услуги, в отличие от товара, в карман не положишь. Они нематериальны. Но необходимы, подчас даже более, чем материальные блага.
Первичным элементом хозяйства, его ячейкой является предприятие.
Предприятие — это организация, производящая какую-либо продукцию или оказывающая населению какую-либо услугу.
Итак, совокупность однотипных предприятий создаёт отрасль хозяйства. Сумма всех отраслей образует национальную экономику. Таким образом, каждый человек, который трудится на своём рабочем месте, на конкретном предприятии, создаёт некоторую часть товаров и услуг, производимых национальным хозяйством. В свою очередь, он может приобретать любые доступные товары или услуги.
Три сектора народного хозяйства. Давайте вспомним об этапах развития хозяйственной деятельности человека, с которыми мы познакомились в 7 классе.
Немного повторим и двинемся дальше. На ранних стадиях развития общества древний человек обеспечивал свои потребности за счёт присваивающего хозяйства. Такой тип хозяйства основан на том, что человек просто брал и использовал то, что давала ему природа: занимался охотой, рыболовством, собирательством. Эти взаимоотношения древнего человека с природой мало отличаются от отношений между природой и животными. Со временем этот тип хозяйства перестал обеспечивать возрастающие потребности увеличивающегося населения. Возникла необходимость в появлении и развитии производящего хозяйства: сначала в виде сельского хозяйства, а в дальнейшем и промышленности. В результате человек мог получать от природы больше, чем она давала в естественных условиях. Человек уже не собирал растения, которые сами по себе выросли, а выращивал культурные растения, дающие больший урожай. Если раньше для получения орудия труда достаточно было просто поднять с земли камень, то теперь он добывал руду и выплавлял из неё металл, а уже из него делал такие орудия, которые природа ему дать не могла.
По мере усложнения хозяйства отдельному человеку становилось всё труднее одинаково успешно делать разнообразную работу. Постепенно сформировалось разделение труда — люди всё более специализировались на выполнении определённого вида работ. Первым крупным шагом было отделение ремесла от земледелия. Дальнейшее развитие хозяйства привело к возникновению группы людей, обслуживающих не производство, а непосредственно других людей (торговцев, лекарей, ростовщиков и т.д.), а также обслуживающих общество в целом, — появились армия, полиция, управление. Так сформировалась сфера услуг.
В результате развития присваивающего и производящего хозяйства появились три составные части или, как их называют, — сектора хозяйства, которые есть в экономике любой страны. Сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых опираются непосредственно на природные ресурсы. Это первичный сектор хозяйства. В этот сектор, кроме сельского хозяйства и добывающей промышленности, включается разработка лесных ресурсов, а также рыболовство и охота.
Вторичный сектор обеспечивает переработку добытых ресурсов и произведённого сельскохозяйственного сырья для получения из них готовой продукции. Этот сектор образуют отрасли обрабатывающей промышленности и строительства.
И наконец, третичный сектор объединяет предприятия, которые занимаются образованием, лечением населения, организацией отдыха и досуга людей. Наука, «добывающая» новые знания о природе, обществе и их взаимодействии, также относится к третичному сектору хозяйства страны.
В начале параграфа мы говорили о материальной и нематериальной сферах народного хозяйства. Легко увидеть, что материальную сферу образуют первичный и вторичный секторы хозяйства, а нематериальную — третичный (рис. 44).
Рис. 44. Сферы и сектора национальной экономики
Итак, хозяйство можно представить как совокупность отраслей. Это его отраслевая структура. А можно — как совокупность трёх секторов. Это его секторальная структура. Но нельзя не упомянуть и о территориальной структуре хозяйства — важнейшей в экономической географии. Уже известные вам экономические районы — это и есть составные части территориальной хозяйственной структуры. Каждый район также можно разделить на составные территориальные хозяйственные части и т.д.
Структура хозяйства. Отраслевая структура хозяйства — это состав хозяйства страны по формам производственной и непроизводственной деятельности, по видам производимой продукции и услуг.
Отраслевой состав хозяйства такой крупной страны, как Россия, довольно сложен. Сейчас мы остановимся только на структуре производственной сферы, так как именно к её изучению мы и приступаем. В ней выделяется несколько крупных групп отраслей, или межотраслевых комплексов (рис. 45). Об основных отраслях хозяйства речь впереди. Сейчас же давайте обозначим роль, которую играют в хозяйстве страны те или иные группы отраслей.
Рис. 45. Доля занятых в отраслях национальной экономики (%)
Топливно-энергетический комплекс обеспечивает добычу всевозможных видов топлива и производство электроэнергии. Без работы этого комплекса невозможно функционирование ни одного производства в стране, да и повседневная жизнь людей, конечно, будет совсем иной.
Готовая продукция должна быть сделана из определённых материалов. А поскольку готовая продукция очень разнообразна (ведь это и автомобили, и газеты, и дома, и многое другое), то и материалы эти тоже разнообразные. Эти материалы называют конструкционными. Их производят металлургия, химическая и лесная промышленность, промышленность строительных материалов — отрасли, объединяемые в комплекс конструкционных материалов. Продукция этих отраслей — металл, бетон, кирпич, пластик — является полуфабрикатами, т.е. сами по себе они не используются, но именно из них будет произведено всё необходимое.
Есть исключения из этого правила. Например, лесная промышленность выпускает не только строительные материалы, но и вполне готовую продукцию: мебель, спички, бумагу и т.д. Металлургические предприятия могут производить металлическую посуду, трубы и т.д.
Готовая продукция — это то, что можно купить и тут же начать использовать. Это может быть и промышленное оборудование, покупаемое фирмами и предприятиями, и потребительские товары, которые в повседневной жизни используют люди. Машиностроительный комплекс производит самые разные машины и оборудование, в том числе и бытовую технику. Комплекс отраслей лёгкой промышленности производит ткани, одежду, обувь и т.д. Что производят отрасли пищевой промышленности, понятно каждому.
Перечисленные отрасли и образуют промышленный комплекс страны. А если к этому добавить отрасли сельского хозяйства, транспорта и нематериальной сферы, то мы получим хозяйство страны (см. рис. 45).
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
1. Что такое национальное хозяйство? 2. Что называется отраслью хозяйства? 3. Какие сферы выделяют в экономике страны? 4. Какие отрасли входят в материальную сферу экономики?
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чём черты сходства и различия между предприятиями материальной и нематериальной сферы? 2. Каким образом развитие хозяйственной деятельности привело к формированию трёх секторов экономики? 3. Приведите примеры предприятий материальной и нематериальной сферы в вашем городе или местности.
Конспект урока по географии «Национальная экономика»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дзюбенко Валентина Юрьевна
учитель географии МОБУ
общеобразовательная школа №1 »
УМК: География Население и хозяйство России. 9 класс/ под редакцией Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев,- М. «Русское слово», 2014 – 343с.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Национальная экономика»
Общее количество часов – 1 час
Место урока в системе уроков по теме 1
Образовательная: создать условия для осознания и осмысления обучающимися знаний по теме «Национальная экономика»; познакомить с понятиями: хозяйство страны, сектора народного хозяйства.
Воспитательная: воспитывать организованность и самостоятельность, интерес к географии страны, её экономике.
Метапредметные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, свои мысли и выводы в устной и письменной форме.
Предметные: знать особенности структуры хозяйства; особенности отраслей хозяйства; взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга; географию отраслей хозяйства; роль отраслей хозяйства в жизни государства; применять приобретённые знания и умения для описания отраслей хозяйства.
Личностные: развивать готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала; понимать смысл своей деятельности, уметь ориентироваться в окружающем мире.
Планируемые результаты: делать необходимые выводы по полученным знаниям на уроке и применять их на практике.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.
Мотивация к усвоению нового материала:
— Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Отрасли хозяйства России».
— Скажите что такое хозяйство?
— В какой последовательности и почему возникали различные виды хозяйствования?
Постановка проблемного вопроса
— Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить и что изучать? Давайте сформулируем тему и цели урока.
Организация рабочего места
Национальная экономика
Содержимое разработки
Главные вопросы экономики
Что производить (какие товары и услуги, в каких количествах)
Как производить (с помощью каких технологий и каких ресурсов производить эти товары и услуги)
Для кого производить (как эти товары и услуги будут распределены, кому они предназначены )
Хозяйство (экономика) страны
хозяйство (экономику) страны .
Состав народного хозяйства России
Отрасли производственной сферы
Отрасли непроизводственной сферы (нематериальной)
Первичный элемент хозяйства
Предприятие- это организация, производящая
какую-либо продукцию или оказывающая населению
Отрасли, непосредственно использующие или добывающие природные ресурсы
Сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство, охота и добывающая промышленность
Отрасли, которые перерабатывают природные ресурсы
Обрабатывающая промышленность и строительство
Отрасли, занятые предоставлением и оказанием разнообразных услуг
Сфера услуг: образование, здравоохранение, культура, туризм, банковские и финансовые услуги
Отрасли, занимающиеся производством и обработкой информации
Информационные технологии, образование, научные исследования, банковские и финансовые услуги и др.
Уровень развития хозяйства любой страны определяется с помощью различных экономических показателей.
Основными показателями развития хозяйства являются показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и валового регионального продукта (ВРП).
Они отражают особенности экономической структуры государства, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это суммарная стоимость товаров и услуг, произведённых на территории данной страны за год.
Валовой региональный продукт (ВРП) — это суммарная стоимость товаров и услуг, произведённых на территории отдельных субъектов федерации за год .
Презентация по географии на тему: «Национальная экономика» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ганиева Р.А. – учитель МБОУ «СОШ №8»
Что объединяет и различает эти понятия: «хозяйство» и «экономика»?
Совокупность природных и созданных руками человека богатств, которые используются людьми для обеспечения жизни и улучшения условий ее существования Взаимодействие людей (рабочей силы) и средств производства: средств труда (то, чем работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает
Дайте свое определение этим понятиям
Какие вопросы у вас возникают по данному определению?
План урока: Что такое хозяйство страны? Что такое отрасль? Что такое материальная и нематериальная сфера? Что такое предприятие? Что такое три сектора хозяйства? Какова структура хозяйства?
Что является первичным элементом хозяйства? предприятие
Вывод: совокупность однотипных предприятий – это… сумма всех отраслей – это…
Что вы помните про присваивающее и производящее хозяйство? Как возникла сфера услуг?
В результате развития присваивающего и производящего хозяйства появились три сектора (части) хозяйства
Отрасли, деятельность которых связана с эксплуатацией природы
Отрасли, перерабатывающие сырье, получаемое из 1 сектора
Вывод: хозяйство страны – это совокупность отраслей; хозяйство страны – это совокупность трех секторов.
Что такое отраслевая структура хозяйства?
группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга
Д/З Приведите примеры отраслей (всех трех секторов хозяйства), имеющихся в нашем городе
Повторение: Совокупность предприятий – это… Комплекс всех отраслей – это … Добывающая промышленность входит в …. сектор хозяйства Здравоохранение входит в …. сектор хозяйства Машиностроение входит в …. сектор хозяйства
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Что такое «Национальная экономика» и «хозяйство» страны?
2. Что такое «отрасль»?
3. Что такое материальная и нематериальная сферы хозяйства7
4. Что такое «предпричтие»?
5. Что такое три сектора хозяйства?
6. Какова структура хозяйства?
Есть несколько определений понятия «хозяйство страны»:
Какое определение вы дадите?
Номер материала: 360076
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.