Что такое национальное искусство

национальное в искусстве

Смотреть что такое «национальное в искусстве» в других словарях:

Национальное самосознание — результат познания нацией самой себя, результат познавательной рефлексии, объектом которой являются особенности национального сознания и всего образа жизни народа в соответствии с ним. Это процесс осознания специфических черт национального… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ в искусстве — (от лат. па tio народ и inter между) отражение в конкретном произв. иск ва, творчестве к. л. художника и худож. развитии об ва диалектической взаимосвязи особенного, специфически неповторимого, присущего национальной худож. культуре, и общего,… … Эстетика: Словарь

национальное единство — понятие и деятельность, отражающие целостность существования этнических общностей в составе нации. Н.е. обусловлено как природными, так и социальными факторами, внутренними и внешними, оно опосредствовано взаимодействием этнических субъектов в… … Этнопсихологический словарь

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО — понятие и деятельность, отражающие целостность существования этнических общностей в составе нации. Н.е. обусловлено как природными, так и социальными факторами, внутренними и внешними, оно опосредствовано взаимодействием этнических субъектов в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

общечеловеческое в искусстве — отражение в искусстве общечеловеческих явлений, идеалов и ценностей. Рубрика: литература и ее функции в обществе Прочие ассоциативные связи: гуманизм в искусстве, национальное в искусстве, общечеловече … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Школа (в искусстве) — Школа в искусстве, художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей какого либо художника (например, венециановская школа) либо группой художников, близких по творческими принципам и художественной манере… … Большая советская энциклопедия

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ — см. Национальное и интернациональное в искусстве … Эстетика: Словарь

МАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в искусстве — категории социологии искусства, выражающие сложный, противоречивый характер иск ва как общественного явления. Будучи специфической формой отражения действительности, в классово антагонистическом об ве иск во не может носить непосредственно… … Эстетика: Словарь

народность литературы — обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о народности литературы во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Источник

Народное искусство — важнейшая основа огромного разнообразия мировой культуры

Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

Виды народного искусства

Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:

Основными формами фольклора являются:

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

История народного искусства

История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

Более того, в эпоху Возрождения сформировалась концепция изящного искусства, согласно которой высшей его формой были признаны произведения, выполняющие исключительно эстетическую функцию. А творения народных мастеров попали в разряд «низких» и «вульгарных» поделок, недостойных внимания высших кругов цивилизованного общества.

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.

Источник

НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ в искусстве

Полезное

Смотреть что такое «НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ в искусстве» в других словарях:

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ — см. Национальное и интернациональное в искусстве … Эстетика: Словарь

МАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в искусстве — категории социологии искусства, выражающие сложный, противоречивый характер иск ва как общественного явления. Будучи специфической формой отражения действительности, в классово антагонистическом об ве иск во не может носить непосредственно… … Эстетика: Словарь

Слезко, Анатолий Ефимович — род. 15 сент. 1941 в пос. Северный рудник Челябинской обл. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1977); диссертация «Вопросы формообразования в киргизской народной инструментальной музыке». В 1968 окончил теоретико композиторский ф т… … Большая биографическая энциклопедия

Ерзакович Б. Г. — Борис Гиршевич (p. 30 V (12 VI) 1908, Aкмолинск) сов. музыковед и композитор. Засл. деят. иск в Kазах. CCP (1945). Доктор искусствоведения (1966). Чл. корр. AH Kазах. CCP (1967). Чл. КПСС c 1945. B 1930 окончил Oмский муз. техникум по… … Музыкальная энциклопедия

Кю — кирг. нар. инстр. пьесы, исполняемые на комузе, кыяке, сурнае. Наиболее развиты пьесы для комуза. К. обычно программны. В них находят воплощение темы эпич. сказаний, легенд, историч. событий, картин природы Семетей К. (имя эпич. героя),… … Музыкальная энциклопедия

Янковский, Владимир Викторович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Янковский. Владимир Викторович Янковский (9 февраля 1926, Саратов 7 февраля 1980) музыковед и композитор, член Союза композиторов СССР с 1961 года, заслуженный деятель искусств… … Википедия

Владимир Викторович Янковский — (9 февраля 1926, Саратов 7 февраля 1980) музыковед и композитор, член Союза композиторов СССР с 1961 года, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1975). Содержание 1 Биография 2 Основные опубликованные работы … Википедия

Владимир Янковский — Владимир Викторович Янковский (9 февраля 1926, Саратов 7 февраля 1980) музыковед и композитор, член Союза композиторов СССР с 1961 года, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1975). Содержание 1 Биография 2 Основные опубликованные работы … Википедия

Янковский, Владимир — Владимир Викторович Янковский (9 февраля 1926, Саратов 7 февраля 1980) музыковед и композитор, член Союза композиторов СССР с 1961 года, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1975). Содержание 1 Биография 2 Основные опубликованные работы … Википедия

Янковский Владимир Викторович — Владимир Викторович Янковский (9 февраля 1926, Саратов 7 февраля 1980) музыковед и композитор, член Союза композиторов СССР с 1961 года, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1975). Содержание 1 Биография 2 Основные опубликованные работы … Википедия

Источник

Русское искусство, которого нет

Что такое национальное искусство. Смотреть фото Что такое национальное искусство. Смотреть картинку Что такое национальное искусство. Картинка про Что такое национальное искусство. Фото Что такое национальное искусство

О национальном искусстве и его отсутствии

Русского актуального искусства, современного не только в смысле contemporary, но и в смысле закономерного ответа на вопросы и запросы общества, не существует. Явление русского национального искусства как будто испарилось, и последние его выплески были, возможно, в девяностые годы, на излёте советской эпохи, как своеобразный переход от пламенеющей готики к Проторенессансу. Однако ни раннего, ни позднего, ни самого что ни на есть простенького Возрождения в России не случилось.

Почему? В принципе, ответ на этот вопрос довольно сложен: здесь сыграли сразу несколько простых, но весомых факторов, каждый из которых серьёзен и в отдельности, и вместе они создают разрушительный для национальной культуры эффект, а по отдельности — вполне решаемы и могут стать очень мощным и упругим трамплином для дальнейшего развития русской культуры.

Пожалуй, первым фактором является кризис мирового искусства и культуры вообще, вызванный как неомарксистскими философскими заблуждениями середины XX века, так и завершившимся в развитых странах переходом к постмодерну (да, это произошло относительно недавно). Однако, несмотря на общий упадок культуры и постепенный переход к цифровому искусству, а также освоение принципиально новых форм визуальных, выразительных и зрелищных искусств (таких, как видеоигры, мемы и новые формы литературы), и на Западе, и на Востоке существуют национальные искусства. В США, например, всё, что создаётся художниками и артистами относится к американскому национальному искусству, в Японии существует японское современное искусство, в Китае и Индии существуют свои, в Европе также есть свои национальные школы и искусства. Выставки, произведения искусства и продукт, которые производятся национальными школами, во-первых, вызывают резонанс как в отечественном культурном пространстве, так и у зарубежной публики — достаточно вспомнить не только выставки зарубежных современных художников в России, которые в силу специфики больших толп не привлекают, но вызывают отклик, но и выставки американцев в Европе и наоборот. Разумеется, я не говорю о выставках маргинальных художников, которые производят узконаправленный эффект как раз в силу специфики целевой аудитории, поглощённой исключительно своими внутренними субкультурными проблемами.

Почему же так происходит? В принципе, ничего нового и удивительного не случилось. Западные и восточные школы искусств вращаются вокруг своих национальных идей и самосознания, находясь при этом в общемировом дискурсе. То есть, художник может делать всё, что угодно, но это всё равно будет связано с национальной идеей и самосознанием его народа. Американские художники могут делать абсолютно всё, что им заблагорассудится, но они, тем не менее, будут находиться в русле национальной культуры США (с реверансами в сторону глобализации, но это свойственно сейчас для любого развитого общества и культуры).

Но, подождите, скажете Вы, а как же музеи и галереи современного искусства? Ведь их не то, что в Москве и Санкт-Петербурге — их есть везде у нас! Да, действительно, в Российской Федерации очень много музеев и галерей современного искусства. Которые, однако, не демонстрируют публике ничего нового и ничего русского. То есть — да, там регулярно проводятся выставки и биеннале, но там экспонируются либо работы зарубежных художников, либо работы русских и советских авангардистов начала XX века, которые, надо сказать, пользуются большим успехом, либо же работы современных «российских художников», треть из которых себя к русскому искусству относит нехотя, с невероятным скрипом и треском, треть просто копирует зарубежные идеи и находится в позиции никому не нужного арьергарда западного дискурса, оставшееся же творческое общество просто безыдейно, банально и действует в эфемерных рамках такого чудного зверя, как «глобальный дискурс», закономерно, опять же, не вызывая ни малейшего интереса ни у российской, ни у зарубежной публики.

Проблема современного русского искусства, самая глубинная и простая — это отсутствие внятной и логичной национальной идеи, которая была бы адекватна современному ей времени. Это, в свою очередь, проистекает из того факта, что Российская Федерация упорно и бессмысленно продолжает отказываться от формирования политической и синтетической русской нации и ничего, кроме навязанных сверху идеологических штампов, в культурном плане создать не может. Соответственно, у искусственно ещё даже не созданной российской нации не может быть внятной национальной идеи, что и было продемонстрировано несколько дней назад нашим президентом. Следовательно, искусство не может быть национальным и просто не может быть без одной чёткой или нескольких чётких национальных идей, вокруг которых будет строиться культурная идентичность, которая, в свою очередь, будет питать эти самые идеи.

Однако всё не так-то и просто. На одной лишь национальной идее, какой бы супер-пуперской, высоко духовной и прагматичной она бы ни была, искусству и культуре не выехать. Русская идея и русская нация сейчас в каком-никаком виде, но есть, они вполне живы и здоровы, но национальной культуры всё равно не видно. Существует андерграунд, который естественно возник просто как ответ на востребованность и имеет полное право стать национальной культурой через некоторое время, существует лубок, вроде картин Павла Рыженко или ансамблей песни и пляски, который, разумеется, национальной культурой быть не может никак — как минимум потому, что с технической точки зрения это всё безнадёжно устарело ещё сильно до 1917 года. В общем, ничего нету.

Нету и потому, что в России отсутствует как национально ориентированная интеллигенция, так и столь же национальная массовая элита, которая действительно бы чувствовала связь с народом, который она призвана вести. Соответственно, вместо искусства у нас есть пропаганда, которая успешно пользуется художественными приёмами, но говорит об идеях, ныне уже неактуальных. С отсутствием национальных элит связано и отсутствие денег в культурной среде, например — институтов меценатства или культурных фондов. Отсутствие же денег провоцирует и отсутствие интереса у художников, которые хотят, чтобы за их работу платили, и платили хорошо.

Для примера обратимся к двум ушедшим эпохам, имперской и советской, и сравним их. В обоих случаях национальное искусство существовало, и весьма успешно, и — более того — было значимым в мировом культурном пространстве. В Российской Империи артисты действовали в рамках национальной культуры и так или иначе вращались вокруг русских национальных идей, выступая либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Художники, писатели, поэты и все-все-все занимались ответами на вопросы, которые интересовали публику, то есть те, которые были актуальны в условиях русской классической культуры. В Советском Союзе искусство также вращалось вокруг советских национальных идей, революционных и левых. Люди по-разному относятся к советским идеям, но то, что советские искусство и культура вращались вокруг советских же идей, приветствуя, или же, как соц-арт, отрицая их — это факт. Другое дело, что в контексте мировой культуры советское социалистическое искусство (как официальное, так и диссидентское) было востребовано слабо (за исключением ранних, авангардистских работ, которые были созданы в условиях общемирового дискурса и волновали людей по всему миру; кстати сказать, всё то, что было создано до торжества соцреализма, закладывалось ещё до октябрьского переворота). Таким образом, мы видим, что в обоих случаях национальное искусство — русское и советское — по крайней мере было, и в лучших случаях, порой становившихся практикой, волновало весь мир, не говоря уже о России.

Наконец, нельзя забывать и о том, что искусство — это вечный поиск новых форм и идей, которые просто физически не могут возникнуть из ничего. Увы, но сейчас в поле российского искусства мы видим именно ничего.

Узнав о таком чудовищном кризисе, общество непременно захочет что-нибудь предпринять. То, что русская культура является великой мировой культурой, откровением ни для кого быть не должно. Более того, русская культура, будучи культурой европейской, в силу географического и политического фактора, всегда была отличной от культуры западноевропейской, и при этом очень часто становилась в авангарде мирового искусства, создавая невероятные, уникальные, странные и бередящие сознание объекты, что удавалось (и удаётся) очень немногим культурам. Более того, русская культура, находясь в европейском культурном поле, умудрялась удивить своей интенсивностью, а не экзотикой. Сейчас, в двадцать первом веке, это по-прежнему удаётся (за счёт массовой культуры) делать Соединённым Штатам, в в двадцатом веке это удавалось делать России, Франции, Британии, Италии, Испании и США (опять же, за счёт массового искусства; впрочем, в этом нет ничего плохого и это совершенно другой разговор).

Так что России повезло, во-первых, с русской античностью. Во-вторых, не менее интересным фактором, который, впрочем, необходимо грамотно (sic!) использовать, является советское наследие, которое обладает мощнейшей тоталитарной эстетикой и оставило после себя не менее эстетически весомое постсоветское наследие, которое необходимо эксплуатировать, впрочем, не забывая отделять зёрна от плевел. Советская культура и искусство (по крайней мере, официальное, революционное, и эстетика упадка тоталитарной системы) являются русским Средневековьем. Так что, при условии эстетического и этического сочетания идей и объектов, у русских есть феерический, гаргантюазный шанс создать новую культуру, которая, безусловно, произведёт эффект, подобный взрыву водородной бомбы в пространстве культуры мировой.

Однако, государству российскому необходимо всё же, наверное, поменять свою культурную политику, вспомнив, что из ничего не будет ничего, и что культуры и искусства на пустом месте не возникнет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *