Что такое национальное самосознание в литературе
Национальное самосознание
Полезное
Смотреть что такое «Национальное самосознание» в других словарях:
Национальное самосознание — Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. В психологии самосознание понимается как психический… … Википедия
национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной социально этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Н.с. проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и… … Этнопсихологический словарь
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — – один из основных компонентов социализации в условиях многонационального региона. Процесс формирования Н. с. как отдельного индивида, так и национального сознания представителей различных национальностей в целом, включает следующие этапы (Л. С.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Национальное самосознание — результат познания нацией самой себя, результат познавательной рефлексии, объектом которой являются особенности национального сознания и всего образа жизни народа в соответствии с ним. Это процесс осознания специфических черт национального… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Национальное самосознание — самосознание нации; сущностью (в более широком смысле этнического) Н.с. является внутригрупповая идентификация; члены этнического коллектива осознают собственную идентичность, определенную тождественность, одинаковость всех членов этноса и в… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Национальное самосознание — Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций. Н. с. неотъемлемый духовный (идеологический) атрибут национальной жизни и ее наиболее характерное выражение. Проблемы Н.с. требуют повышенного внимания, так как его… … Словарь социолингвистических терминов
национальное самосознание — Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Национальное самосознание — Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — уровень индивидуального и общественного сознания, характеристика национальной общности, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения. Индивидуальное и групповое знание, понимание и… … Социология: Энциклопедия
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей. Включает… … Глоссарий по политической психологии
Национальное самосознание и проблема патриотического воспитания
Предисловие от 06.04.2018
Говоря о национальном самосознании, о нашем менталитете, мы рискуем впасть в иллюзию идеалистического представления о нём. Что это будто бы некий дух, издревле сидящий в нашем народе, неизменный на протяжении веков, ответственный за всё плохое и/или хорошее, что было в нашей истории. Все проблемы и беды объясняются русским разгильдяйством, вековым кумовством и коррупцией. Наши успехи объясняют тем же, например, активно продвигается идея о том, что победа в ВОВ — это исключительно заслуга некого особого героизма и других особых качеств русского народа. Получается, что русский национальный характер оказался сильнее немецкого национального характера — они вон какие были бравые, дисциплинированные и хорошо вооружённые были, но не было у них главного — магической силы широкой русской души, нашего особого менталитета! Потому и победа была за нами — вопреки всему и всем, в первую очередь, вопреки проклятой советской власти и лично Сталину. Знакомо, правда? На деле же менталитет и национальный характер любого народа меняется со временем — как и всё в этом мире. Русский менталитет в 90-ые годы — это не тот менталитет, который был у нас в 40-ых. Менталитет — очень условная вещь, которая, к тому же, постоянно меняется. Пожалуй, стереотипы о нациях более стабильны и устойчивы, чем их менталитеты ! Но, несмотря на всю свою эфемерность, менталитет есть и вносит свою толику в ход истории. Отражением и одновременно мощным фактором формирования менталитета — это искусство и философия народа, его символы, его архетипы. В одной из своих статей я отмечал, что социалистическая революция произошла впервые в России не только из-за экономических и политических предпосылок, но и из-за всей русской классической литературы, всех этих русских идей о всеединстве, всечеловеческом братстве и прочем «глобализме». В то же время чудовищной ошибкой было бы считать, что Октябрь случился исключительно благодаря этому. Ведь миф о благостной царской России, которую погубила кучка искусивших народ большевиков (жидобольшевиков, т.е. не русских, даже антирусских!) уходит корнями в ту же идеалистическую установку о том, что ход истории определяет менталитет, а потому надо его возрождать/искоренять/очищать от скверны — выбирайте в зависимости от политических предпочтений. На деле же ход истории определяется всей совокупностью факторов, в первую очередь экономических, разумеется.
Предисловие от 05.04.2017
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В настоящее время, когда история переписывается в угоду политическим целям, образы стран и их культур могут чудовищно деформироваться. В России наблюдается раскол в обществе: люди диаметрально противоположно оценивают историю своей страны, её культуру, самих себя и своё место в мире. Нет согласия и в среде профессиональных историков – там совершенно по-разному оцениваются различные эпохи в истории нашей страны, её наиболее значимые лидеры: Иван Грозный, Петр Великий, Екатерина Великая, Ленин, Сталин. Культурологи разнятся в мнениях о русской культуре – от варварства, слегка облагороженного Петром, до уникальной цивилизации, не уступающей в своей значимости цивилизациям Западной Европы, Китая, Индии, Арабского мира. Не окончен спор и о том, к какой культурной ветви принадлежит наша страна – европейской или азиатской. К сожалению, СМИ часто постулируют идею, что «русская история – ошибка, патологическое отклонение от «гуманистически ориентированной» истории других народов», «Россия – грязная, ленивая, жестокая, вечно пьяная» [2], и т.д. Критиковать всё отечественное стало своего рода хорошим тоном. Такое было и раньше, это подмечал ещё Грибоедов, но сейчас это приобрело и вовсе гипертрофированные черты. Но разве возможно построить гражданское общество, если все делается для того, чтобы у людей не было чувства собственного достоинства, не было высокой оценки своей страны и её истории?
Очень негативную роль играет ряд стереотипов о русских и России. Эти стереотипы вошли в самосознание россиян и отрицательно действуют на их самооценку. В то же время эти стереотипы не складываются в единую картину. Существует несколько литературных источников для изучения стереотипов: сказки и народные придания, классическая литература, анекдоты. И каждый из этих источников показывает совершенно противоположные образы русских. Анекдоты выдают самые распространённые и самые отрицательные стереотипы о русском хамстве, некультурности, лживости, беспринципности, глупости и лени. Единственными хорошими качествами выступают находчивость и нестандартность. По большому счёту, анекдоты показывают то, что мы сами о себе думаем.
Классическая русская литература, которая внесла огромный вклад в мировую культуру, даёт нам диаметрально противоположный образ. Многими культурологами отмечено, что персонажи русской классики – Печорин, Базаров, Раскольников, Обломов, Онегин, Карамазовы, Мышкин, Чадский, Каренина, Болконский и другие – это самые интеллигентные, интеллектуальные, мятежные, ищущие ответы на вечные вопросы персонажи в мировой литературе. Персонаж же сказок – Иванушка-дурачок – внутренне противоречив и как бы соединяет в себе стереотипы из анекдотов и из классики, т.к. при всей своей простоте и наивности свято верит в справедливость, способен на благородство, проявляет в экстремальных ситуациях удивительную находчивость.
К сожалению, ряд вредных стереотипов присутствует у многих отечественных исследователей. Для большей точности надо обратиться к зарубежному опыту исследований русского менталитета. Исторически мы плотно соприкасались с народами континентальной Западной Европы, в частности с немцами.
Самыми отрицательными качествами они считают нашу безалаберность (-0,37) и бесхозяйственность (-0,2). Сами же русские добавляют сюда и неуважение к властям. Следует отметить, что эмигрантами-«экспертами», которые имеют возможность сравнивать разные народы и культуры, даются значительно более высокие оценки образу «типичного русского», чем петербуржцами. Например, они гораздо выше оценивают профессиональную компетентность русских (1,45 против 0,98), воспитанность (1,05 против 0,34) и трудолюбие (1,08 против 0,26). Это ещё раз доказывает ощущение малоценности, заниженную самооценку, своеобразное «самобичевание» русских (выделено автором). Общие выводы: самооценка и оценка со стороны «типичных немцев» и «типичных русских» представителями обоих народов оказалась совпадающей. Наиболее характерные черты русского: гостеприимство, общительность, дружелюбие. В дефиците у русских законопослушность, педантизм, приверженность к порядку. Обратная картина у типичных немцев. Для них характерны приверженность к порядку, законопослушность, педантизм. При одновременном дефиците бескорыстия, уступчивости, духовных ценностей. На основании результатов опроса можно сделать вывод, что два народа в определенном смысле являются антагонистами и одновременно взаимодополняют друг друга…» [3]
Как видно из этого исследования, немцы отметили целый ряд качеств, наличие которых сегодня мы в силу приниженности и самобичевания не признаём за собой: гордость, самоуважение, идейность, самоотверженность, храбрость, отсутствие шовинизма и высокомерия. А такую нашу черту, как потребность в вере, вере не в религиозном смысле этого слова, наши прошлые враги подчёркивали неоднократно. Потребность в вере надо понимать, как потребность в смысле, убеждённость в высоких целях, ответы на вопросы: для чего? Во имя чего? Ради чего? Мы, россияне, в силу национальных особенностей, особенно требовательны к смысловым ориентирам и потеря их равнозначна порой потере личности, смысла жизни, стимула к жизни. Остаётся апатия, равнодушие, цинизм.
Патриотическое воспитание начинается в семье, продолжается в школе и в других образовательных учреждениях. Патриотическое воспитание надо понимать, как выработку у детей, у молодых людей здоровой самооценки, чувства собственного достоинства, которое необходимо для того, чтобы быть гражданином и морально здоровой личностью. В настоящее время информационных войн, чёрного пиара и переписывания истории человек должен уметь сопротивляться негативным воздействиям, уметь отстаивать своё человеческое достоинство и достоинство родной культуры, истории Отечества. Для этого необходимо чёткое представление о национальном характере своего народа, знать его особенности и достоинства. Только в этом случае гражданин сможет адекватно оценивать историю Отечества, сможет без ложного стыда говорить о достижениях родной культуры. Педагоги, социальные психологи и историки не должны подрывать веру учеников и студентов в себя и в свою страну, т.к. вера как потребность в ценностных и смысловых ориентирах – основа нашего национального характера. Это сделать нелегко, ведь наша вера подрывалась уже много раз: ХХ съезд партии, перестройка, шоковая терапия 90-ых и т.д. Сами педагоги часто не имеют веры, заменив её цинизмом и равнодушием. Цинизм и равнодушие – болезни нашего общества, но их необходимо преодолеть.
Реферат: Национальное самосознание: понятие, виды
Тема: Национальное самосознание: понятие, виды
Тип: Реферат | Размер: 18.10K | Скачано: 273 | Добавлен 10.10.09 в 14:03 | Рейтинг: +22 | Еще Рефераты
Год и город: Барнаул 2009
План работы:
Введение 3
1. Понятие самосознания 4
2. Национальное самосознание, понятие, виды, функции 5
3. Отличие национального сознания и национального самосознания. Развитие национального самосознания. 10
4. Менталитет 11
Заключение 14
Список использованной литературы: 15
Введение
В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным предметом теоретических и эмпирических исследований долгое время было этническое (национальное) самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Традиции исследования этнического (национального) самосознания в отечественной науке имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу. Позднее было выделено более широкое понятие «этническое сознание», которое описывает всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и о других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание – часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как о представителях определенной этнической общности.
Объектом исследования данной работы является самосознание, прежде всего его понятие и сущность. Предметом исследования является национальное (этническое) самосознание, виды национального самосознания и его функции.
1. Понятие самосознания
Важным психологическим условием тождественности личности является ее самосознание. Именно благодаря самосознанию у личности формируется достаточно устойчивое и постоянное понятие о себе, о своей ценности.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».
Самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта [8].
2. Национальное самосознание, понятие, виды, функции
Проблема национального самосознания стала актуальной в отечественной психологии и философии последние 20 лет.
Национальное самосознание – уровень индивидуального и общественного сознания, совокупность представлений, традиций и понятий нации, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Другими словами, национальное самосознание – одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения [7].
Одни считают, что понятие «национальное самосознание» включает в себя осознание людьми принадлежности к данному этносу, согласно другим – оно более глубокого содержания и подразумевает отношение индивидов к этническим ценностям, переживание принадлежности к данному этносу. Оно проявляется в предметных действиях, суждениях, в духовном творчестве людей, их симпатиях и антипатиях, потребностях и установках.
Следует различать этническое самосознание и самосознание этнической общности. Этническое (национальное) самосознание – это не только сознание принадлежности к тому или иному этносу, но и осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, ценностей, мотивов поведения, интересов. Самосознание этнической (национальной) общности – это представления об определенной идентичности ее членов. Она содержит также представления о типичных чертах «своей» общности: ее свойствах и достижениях как целого. В отличие от этнического (национального) самосознания личности, самосознание этнической (национальной) общности (подобно всем формам общественного сознания) существует не только на уровне индивида, но и подличностно, в том числе и в объектированных формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного творчества, профессионального искусства, научной литературе, нормах морали и права [3, с. 41].
Национальное самосознание исторически формируется в процессе образования нации, путем осознания представителями этноса своего происхождения и органической связи со своими культурными и национальными корнями, признания самобытного характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности [7].
Национальное самосознание является отражением общественного сознания конкретной этнической общности. Г.В. Старовойтова определяла этническое самосознание «как определенный слой общественного сознания, который ограничен рамками обыденного опыта, закрепленного в обычаях и традициях, и включает в себя непосредственное отражение практической деятельности, морали и нормы обычного права, этнические нормы и нравы, представления о своей этнической принадлежности, в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими» [3, с. 41].
Разработке проблем национального самосознания на современном этапе большое внимание уделяется в трудах обществоведов, таких как Ю.Бромлей, Л.Дробижева, М.Джунусова, С.Калтачян, К.Хабабулин и др.
С точки зрения Л.Дробижевой, современной понимание национального самосознания связано с развернутым самосознанием, при котором все или большинство членов общности имеют «историческое знание о своем народе, выработанное под влиянием государственной идеологии или лидерствующих групп, определенное отношение к его ценностям, готовы действовать во имя общих целей и интересов, т.е. имеет место сознание интересов своей нации, своего народа» [3, с. 41 – 43].
Итак, национальное самосознание – это осознание принадлежности к определенной этнической общности, формирующееся на уровне обыденного сознания, устойчивость которого определяется общностью происхождения, национальным языком, этническим бытом, особенностями культуры и поведения [3, с. 43].
Одним из устойчивых элементов национального самосознания является национальное чувство. Национальные чувства выражают не только эмоциональное отношение к собственной этнической действительности, но и «характер межнациональных отношений, войны, завоевания, национальная экспансия и т.п.».
В зависимости от глубины развития национальные чувства у различных наций проявляются по-разному и на разном уровне. Они отражают специфические условия жизнедеятельности этноса, его быт и культуру. Устойчивость национальных чувств определяется устойчивостью тех факторов, которыми они вызваны к жизни.
Национальные чувства тесно связаны с обычаями и традициями как наиболее обобщенными нормами и принципами общественных отношений, передаваемых из поколения в поколение и охраняемых силой общественного мнения (А.К. Алиев, Н.С. Сарсенбаев, Н.Д. Джандильдин и т.д.).
Обычаи и традиции взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимопереходящи. Обычай не может существовать без традиций, и наоборот.
В соответствии с национальными установками, люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и национально-своеобразно действуют при общении с представителями других национальностей. Впервые дала определение национальной установке Л.М. Дробижева: национальная установка – готовность представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению в межнациональных контактах.
Таким образом, национальные установки являются составной частью национального самосознания человека, формируют определенный его настрой, вызывают к жизни соответствующие социальным нормам стереотипы поведения и действий.
Природу национального самосознания можно исследовать через познание тех функций, которые оно выполняет.
Феномен национального самосознания связан с процессом выделения этноспецифических элементов материальной, социальной и духовной культуры. Функции национального самосознания – в фиксации специфических, национально-психологических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности другой. Таким образом, национальное самосознание влияет на характер и специфику выполняемой деятельности, на поступки и поведение представителей определенной этнической общности [3, с. 50].
3. Отличие национального сознания и национального самосознания. Развитие национального самосознания.
Отличие национального сознания от национального самосознания
в содержательном плане заключается в формировании представлений, образов, знаний не только о своей общности, но и о других общностях. Другими словами, в отличие от национального самосознания, в национальном сознании происходит формирование представлений, образов, знаний не только о своей общности, как в национальном самосознании, но и о других общностях.
Однако это не означает, что национальное самосознание и национальное сознание соотносятся как часть и целое. Диалектика их взаимодействия
глубже и сложнее. Имея много общего, находясь в единстве, они, тем не менее, не тождественны. Это единство диалектическое, включающее в себя различие как по содержанию, так и по форме.
Отличие по форме состоит в том, что национальное самосознание проявляется как на уровне индивида, так и на уровне нации, тогда как национальное сознание, как правило, на уровне нации, т. е. субъектом национального самосознания является личность и
национальная общность, тогда как субъектом национального сознания выступает нация. Отличие национального самосознания от национального сознания состоит также в том, что в первом большую роль играет эмоциональный фактор. Данное обстоятельство определяет то место, которое занимают обе эти категории в структуре общественного сознания.
Национальное самосознание является структурным элементом национальной психологии, которая входит в состав общественной психологии и проявляется в основном на уровне обыденного сознания. Национальное сознание не входит в состав национальной психологии, оно, как правило, проявляется и функционирует на теоретическом уровне общественного сознания. Естественно, что данные грани в самой структуре общественного сознания условны и подвижны. Важнейшей закономерностью развития национального самосознания является его детерминированность социально-экономическими и историческими условиями жизнедеятельности нации. Рост национального самосознания происходит противоречиво, порой болезненно, что связано с его собственной противоречивой природой. Важной стороной в развитии национальною самосознания является соотношение в нем национального и общечеловеческого, национальных и общечеловеческих ценностей. Важно подчеркнуть также еще один момент, связанный с формированием национального самосознания. Дело в том, что существует специфика формирования национального самосознания, связанная с численностью национальных общностей, т. е. больших и малых
наций. Национальные чувства, а также национальное самосознание малых народов особенно обострены. И этот фактор необходимо самым серьезным образом учитывать при проведении национальной политики. Процесс формирования национального самосознания связан с развитием национальных языков. Язык является важнейшим элементом национальной культуры. Развитие национального языка выступает в качестве предпосылки развития национального самосознания.
4. Менталитет
В последнее время в исторической, социально-психологической и философской литературе получает права гражданства понятие менталитета, определение которого либо вообще не встречается в энциклопедических и учебных изданиях, либо, если, присутствует, является довольно приблизительным.
Менталитет человека характеризуется разнообразием и богатством своих составляющих: факторы общественно-культурологические (общественная жизнь и ее структуры), факторы природные (природная сфера обитания человека и его собственная природа), факторы сознательные (осознаваемые и оцениваемые человеком), факторы бессознательные (подсознательные), факторы рациональные (наука, философия, идеология), факторы эмоционально-психологические (установки, аффекты), факторы общественные (идущие то социума, социальности), факторы индивидуальные (корни которых в интимных глубинах личности).
Менталитет человека характеризуется целостностью, наличием определенного качественного ядра. Все факторы, составляющие менталитет, вливаются в некий сплав, структуру, определяющую предрасположенность индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, определенным образом действовать, предпочитать или отвергать определенные ценности, культурные коды и т.д. Другими словами, менталитет выступает как определенная основа целостного образа жизни человека, детерминирующая как осознанно, так и неосознанно всю линию жизнедеятельности человека.
Менталитет человека складывается длительным путем. История общества, в котором живет человек, традиции, коды культуры, стандарты поведения, стиль мышления – все это складывается веками. И все эти факторы влияют на человека, оседают в нем, превращаются в черты его менталитета.
Менталитет человека носит глубинно-устойчивый характер. Менталитет можно обозначить как стационарную основу человеческого существа, которая позволяет ему бесконечно видоизменять свое поведение, оставаясь при этом одним и тем же.
Менталитет человека, являясь основой его существа, выступает активным фактором человеческой жизнедеятельности. Он подвигает человека на принятие определенных действий, следование определенным ценностям, предпочтение определенной культуры, образа мыслей и чувств. Менталитет выступает основой отталкивания человеком всего того, что ему чуждо, неприятие определенных стандартов поведения, идей и т.д. Менталитет весьма мощно детерминирует всю линию жизненного поведения человека.
Заключение
Национальное самосознание – одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в свое время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание – это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.
Феномен национального самосознания в форме этнической мифологии возникает на ранних ступенях человеческой истории. Его основная функция заключается в создании ментального и социально-политического единства этнических образований. В структуру национального самосознания входят элементы бессознательного, включая разные архетипы и стереотипы.
После распада СССР национальное самосознание России неожиданно для многих политиков получило сверхактуальное значение. Многие национальные образования избрали путь автономии и самоопределения. Практика показала, что подобное самосознание не включает в себя всей социальной целостности, на его основе не удается разрешить социальные противоречия, которые имеются в действительности. В результате вместо национального объединения в целях реформирования бывшей сверхдержавы в реальности усиливается тенденция национального сепаратизма, ведущая к ослаблению всех субъектов национальных отношений и социальной деградации. В особенности недопустимо военное противостояние, которое грозит национальным уничтожением.
Таким образом, исследование национального самосознания имеет теоретическую и практическую значимость для развития общества.
Список использованной литературы:
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы