Что такое национальные финансы
Понятие, принципы и методы осуществления финансовой деятельности государства
Финансовая деятельность обладает своими собственными принципами:
1. Принципы финансовой, налоговой, политики, экономического пространства, защита всех форм собственности.
2. Принципы соблюдения финансовой дисциплины и правил.
3. Принципы целенаправленности в распределение и использование финансов.
4. Принцип полноты, реальности и гласности финансовой деятельности.
5. Принцип финансовой самостоятельности РФ, СРФ и МО.
6. Принцип планированности финансовой деятельности.
Единая система органов государственного управления финансами в Российской Федерации. Компетенция представительных и исполнительных органов государственной власти в сфере финансовой деятельности.
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Представительные (законодательные) органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также муниципальных образований. При этом к полномочиям представительных органов относится прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.
Понятие финансовой системы страны и ее структура. Отличие публичных финансов от частных. Национальные и наднациональные публичные финансы. Распределительный характер публичных финансов.
Финансовая система – 1. Это совокупность финансово-правовых органов, например, центральный банк, налоговые органы, министерство финансов, федеральное казначейство, счетная палата итд. 2. Это совокупность финансовых институтов. Например, институт бюджетной системы, бюджета, кредита, налогов и сборов, обязательного страхования, финансового контроля…
С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений.
Структура финансовой системы РФ состоит из трех крупных блоков:
элементы государственных финансов является государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
— расходная часть определяет доходную
— для обеспечения доходов наднациональных финансов государства-участники союза, в результате которого были созданы наднациональные финансы, могут применять меры принуждения.
Финансы
Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.
Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.
Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку – изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.
Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.
В человеческом понимании, финансы – это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).
Функции финансов
Денежные средства выполняют такие особые функции, как:
Под распределительной функцией понимается расформирование ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.
Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).
Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.
Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.
Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с инфляцией и прочие регрессивные факторы экономики, как стагнация, деноминация и так далее.
Управление финансами
Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.
Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.
Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.
Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.
Государственные финансы
Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.
Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:
В структуру государственной казны (бюджета) входит:
Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.
Распределительная функция финансов
Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные – распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.
Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.
Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, кредиты и займы.
Признаки финансов
Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.
Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.
Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.
В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.
Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.
В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.
Децентрализованные финансы
В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.
Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.
Централизованные финансы
Централизованные финансы – система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.
Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.
Местные финансы
Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая экономика страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.
Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.
Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.
Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.
Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.
Одна из форм местных финансов – налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.
Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют налог на прибыль и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.
Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.
Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.
Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.
Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.
Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.
Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.
В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.
Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.
Органы управления финансами
Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.
Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:
Ключевой орган управления финансами – Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.
Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.
Национальная финансовая система: ее состав и структура
Национальная финансовая система: ее состав и структура
Понятие финансовой системы
Я считаю, что финансы являются неотъемлемой частью общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Если задаться вопросом, можно ли без финансов регулировать отраслевую структуру экономики, обеспечить удовлетворение общественных потребностей, то мы смело можем ответить, что без финансов это не возможно. Все эти потребности вызывают возникновение разнообразных финансовых отношений. Сторонами финансовых отношений являются: физические и юридические лица, а также государство.
Финансовые отношения мы можем объединить в группы по определенному признаку. И эти сгруппированные финансовые отношения образуют финансовую систему.
Финансовая система включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов.
Централизованные финансы включают в себя государственные и муниципальные финансы. Словосочетание «государственные и муниципальные финансы» отражает федеративное устройство РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень; уровень субъектов Федерации; местный уровень (органов местного самоуправления).
На федеральном уровне и уровне субъектов Федерации управление осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации (в совокупности они составляют единую систему органов государственной власти).
На местном уровне управление осуществляет население непосредственно (путем референдумов, выборов) и через выборные органы местного самоуправления (решают вопросы местного значения и не входят в систему органов государственной власти).
Децентрализованные финансы являются финансами хозяйствующих субъектов, в сферу которых включаются такие звенья, как финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих предприятий и организаций, финансы индивидуальных предпринимателей, финансы домашних хозяйств и т.д. Часто в качестве отдельного звена выделяют подразделения государственный кредит, страхования. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.
Страхование
Страхование можно подразделить на:
По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную страховую премию, уплачиваемую страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную страховую сумму. Это происходит в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре застрахованного лица, достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного страхового случая.
Личное страхование включает в себя страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование.
Имущественное страхование представляет собой систему отношений между страхователями и страховщиками по оказанию страховых услуг, когда защита имущественных интересов связана с владением, пользованием или распоряжением имуществом.
По договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную страховую премию при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить страхователю причиненные вследствие события убытки в застрахованном имуществе, в пользу которого заключен договор. Для целей страхования принято классифицировать имущество по видам хозяйствующих субъектов, которым оно принадлежит. Различают имущество промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, имущество граждан.
Перестрахование позволяет страховать компании, принимать риски клиентов, которые были бы слишком велики для одного страховщика, этот вид страхования называется вторичным страхованием или страхованием страховщиков. В настоящее время существует специальные перестраховочные организации.
Рассмотрим статистику поступлений платежей за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также средств в счет погашения недоимки, пений и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (миллиардов рублей по данным ФНС России)
По данным таблицы 3 поступлений платежей в государственные внебюджетные фонды, мы видим, что поступление платежей заметно сократили к 2011 году. Большую часть платежей составляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
государственный финансовый кредитный банковский
Статистика поступлений платежей за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также средств в счет погашения недоимки, пений и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Перераспределение риска между страховыми обществами разных стран, в сущности, является не чем иным, как разновидностью внешней торговли, с той разницей, что объектом обмена служат не потребительные стоимости в натурально-вещественной форме, а страховые гарантии. В этой связи международные перестраховочные сделки относятся к «невидимому» экспорту.
Кредитно-банковская система
Кредитно-банковскую систему можно охарактеризовать в соответствии с тремя аспектами: сущностным,институциональными функциональным.
В сущностном аспекте кредитная система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с предоставлением, использованием и погашением ссуд на условиях возвратности, платности и срочности.
Рис. 3. Структура кредитно-банковской системы
Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности, так называемых небанковских банков, т. е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.
Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет три уровня. (см Рис 4)
Рис. 4. Три уровня банковской системы
Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например, Федеральная резервная система США). За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики.
Второй уровень двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные.
Третий уровень это специальные кредитно-финансовые институты. Они занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Обычно они доминируют в узких секторах рынка ссудных капиталов.
Так же мы можем просмотреть статистику по числу и структуре кредитных организаций (на начало года, по данным Банка России.)
Статистика по числу и структуре кредитных организаций (на начало года, по данным Банка России.)
2001200620082009201020112012Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации2124140912961228117811461112в том числе имеющих право на осуществление банковских операций (действующих)131112531136110810581012978Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций130136202221226220230со 100%-ным иностранным участием22416376828077с иностранным участием от 50 до 100%11112326263136Число филиалов действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации3793329534553470318329262807Сбербанка России15291009809775645574524банков со 100%-ным иностранным участием в уставном капитале729169242241203155Число филиалов действующих кредитных организаций за рубежом3335566Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млрд. руб.207,4444,4731,7881,41244,41186,21214,3на привлечение вкладов населения12391045906886849819797на осуществление операций в иностранной валюте764827754736701677661на генеральные лицензии244301300298291283273на проведение операций с драгоценными металлами163184199203203208207
Из данных таблицы мы видим, что число кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, заметно сократилось к 2012 году по сравнению с 2001г. Также можно отметить, что число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций заметно возросло. Делая вывод по данным таблицы, мы можем сказать, что РФ активно принимает участие в сотрудничестве с иностранными партнерами, тем самым выводя нашу страну на уровень мирового значения.
В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако падение удельного веса коммерческих банков в совокупных активах кредитно-финансовых учреждений не означает, что их роль в экономике уменьшилась. Они продолжают осуществлять важнейшие функции банковской системы: депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование и т.д.
Заключение
В моей курсовой работе было рассмотрено понятие финансовой системы, сущность и структура финансовой системы, а так же я проанализировала перспективы развития финансовой системы Российской Федерации, представила данные статистики, по которым мы можем увидеть развитие финансовой системы. Так же при анализе все данных, можно сказать, что страхование правомерно выделять в отдельное самостоятельное звено, так как оно действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Как звено государственных финансов позиционируется государственный кредит.
Миссия финансовой системы России в обеспечении высоких темпов инновационного экономического роста, поддержании социальной стабильности и высокого уровня жизни населения и сохранении экономического суверенитета страны.
Общая классификация
В зависимости от типов социально-экономических систем и в соответствии с видом соединения объекта и субъекта выделяют две категории: общественную и индивидуальную собственность. Они, в свою очередь, также классифицируются. В экономических изданиях понятия «общая» и «индивидуальная собственность» используются довольно часто. Тем не менее эти термины считаются весьма абстрактными и собирательными. Эти определения предполагают основные характеристики базовых типов в обобщенном виде. Собственность существует в различных социально-экономических системах, начиная от первобытнообщинного строя до современного уклада. Каждая категория отражает свои достоинства и недостатки, методы наиболее эффективного использования.
Личное владение
Эта форма собственности существует на протяжении тысячелетий. Характер присвоения тех или иных объектов с течением времени практически не изменяется. В качестве объекта в данном случае выступают, например, предметы домашнего быта, личного имущества, денежные средства, потребительские товары. Надо полагать, что с течением времени качественные свойства объектов существенно изменяются. Так, например, улучшается одежда, питание, предметы домашнего быта приобретают новые характеристики. Тем не менее суть их присвоения остается неизменной. В современном мире особое значение имеет интеллектуальная собственность. В качестве ее объектов выступают знания, открытия, изобретения, информация и так далее.
Частная собственность
Она отличается от личной тем, что объектом здесь считаются разные ресурсы. В качестве них могут выступать деньги, интеллектуальные способности, недвижимость и прочее, обладающее потенциальными возможностями для формирования благ и имеющее влияние на экономические процессы. Эта форма собственности действует в двух видах. Характер ее зависит в первую очередь от того качества, в котором выступает субъект в рамках общественного производства. Так, он может быть работником или не работником.
В первом случае в виду имеется трудовая форма собственности. При этом субъект непосредственно соединяется с объектом. Другими словами, владелец работает над своей собственностью. Получение дохода либо экономическая реализация объекта осуществляются посредством труда. К данной категории, например, можно отнести собственность ремесленников, фермеров, крестьян, мелких торговцев и так далее. Они все выполняют правовую и экономическую функцию пользования, владения, распоряжения. Эта собственность граждан сопровождает людей на протяжении тысячелетий. Она имеет место во всех современных хозяйственных системах, но никогда не выступала в качестве господствующей. Понятие нетрудовой собственности не имеет четкого отделения.
Минусы
Частная собственность обладает рядом недостатков. К наиболее явному из них относят разъединение объекта и труда. В рамках этой формы собственности материальные и финансовые ресурсы, а также главные производственные факторы принадлежат множеству лиц. Остальные же члены общества отчуждены от объектов. Это, в свою очередь, сопровождается имущественным неравенством. В обществе формируются противоположные классы. Один из них является монополистом и распоряжается производственными факторами и результатами. Другой класс, напротив, этого лишен. Такая ситуация провоцирует определенную напряженность в обществе. Еще одним недостатком является то, что при отсутствии конкуренции на рынке частные собственники могут поднять цены.
Общественное владение
Понятие является абсолютной абстракцией, которая выражает совместное присвоение разных объектов. Эта категория также существовала во все времена. Развитие социума предполагает коллективное присвоение тех или других объектов. В такой форме собственности образуется иная категория интересов, которая соединяет общественное и личное материальное стремление в лучшем применении имущества. Субъекты при этом не персонифицированы, в качестве них выступают группы лиц, коллективы, госорганы и так далее. В ГК термин «общественные объекты» не используется. В юридической литературе принято применять другое определение – «государственная собственность». Рассмотрим эту категорию подробнее.
Групповое обладание
Совместная собственность представляет собой имущество, денежные и производственные средства, ценные бумаги, которые принадлежат первоначально двум и более лицам. Права и ответственность в этом случае устанавливаются посредством соглашения между сторонами. Совместная собственность отличается рядом особенностей. Например, в полных товариществах партнеры несут ответственность всем принадлежащим им имуществом, а в объединениях с ограниченной ответственностью – соразмерно долям в капитале. Кооперативная форма собственности предприятия отличается наличием группы лиц, которые одновременно выступают как владельцы и работники. Но при этом большая часть функций хозяев исполняется ими на равных основаниях.
Акционерная форма собственности предприятия имеет ряд преимуществ в сравнении с прочими категориями. Такая система управления имуществом не только способствует мобилизации ресурсов. Акционерная форма демократизирует экономику, привлекая широкие слои общества к совладению. Эта система, таким образом, обеспечивает участие в распределении дохода и влияние населения на управление. Вместе с этим формируются удобные условия для развития номенклатурно-корпоративных отношений среди лиц, имеющих слабую заинтересованность в эффективной деятельности объекта.
Смешанная категория
В одной системе в качестве владельца материальных и финансовых ресурсов может выступать госорган, а пользователя и распределителя – трудовой коллектив. В другом случае, в связи, например, с выходом РФ на мировой рынок, некоторыми объектами могут владеть зарубежные страны, а пользоваться – граждане России. В рамках таких правоотношений и возникает смешанная собственность. В качестве объектов в данном случае может также выступать имущество общественных организаций.
Функции
Финансами коммерческих организаций и предприятий присущи те же функции, что и общегосударственным финансам — распределительная и контрольная.
Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов.
Объективная основа контрольной функции стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов.
Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление.
Распределительные отношения затрачивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов.
Контроль
Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:
Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами.
И наоборот, отрицательный результат или отсутствие его говорит о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.
Введение.
Построение социально-ориентировочной рыночной экономики предполагает возрастание некоммерческих организация, оказывающих различные виды социальных услуг. Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом [7].
Специфика формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций диктуется особенностью их положения в системе общественно-экономических отношений в ходе создания, распределения и использования общественного продукта [4].
Содержание и функции финансов некоммерческих организаций.
В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют эти целям. Такой деятельностью признается, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации [1].
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций в России крайне разнообразны (табл.1) [2].
Правовое положение некоммерческих организаций определяют следующие основные законы:
Деятельность каждого из видов некоммерческих организаций дополнительно регулируется специальным законодательством [3].
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций.
Формы некоммерческих организаций | Особенности функционирования некоммерческих организаций |
Общественная и религиозная организации | Участники (члены) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы |
Фонд | Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью |
Некоммерческое партнерство | Переданное имущество является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов |
Учреждение | Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник |
Автономная некоммерческая организация | Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность |
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) | Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами |
Общественное объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия) | Имущество формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов |
Государственная корпорация | Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации |
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [1].
Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:
— с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;
— государственное лицензирование и регулирование деятельности;
— с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;
— с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное и социальное страхование;
— со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.).
Исходя из этого финансы некоммерческих организаций – отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления.
Содержание отношений некоммерческих организаций с бюджетами разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему.
Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам.
Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетными ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.
Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяет различные формы предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единую форму финансирования – ассигнования на содержание бюджетных учреждений (БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.
Разные формы финансирования, применяемые в отношении некоммерческих организаций определенных организационно-правовых форм, обусло