Что такое национальный костюм башкир
Башкирский национальный костюм эксклюзив
Башкирский костюм является ярким примером того, как проявляются различия в одежде разных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому образу жизни. Здесь население занималось изготовлением тонкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства.
Выделяют целых семь вариаций традиционного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой вариации есть элемент, характерный только для этого региона.
Головные уборы
Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.
Замужние женщины восточного Зауралья наряжались в башкейем (он же кэлэпуш). Этот головной убор представлял собой высокую округлую шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи. Башкейем, как и кашмау, украшался монетами и кораллами, впереди у него была сеточка, спадающая на глаза.
Башкирские девушки до вступления в брачный возраст (до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.
В северной Башкирии взрослые девушки и молодые женщины носили так называемые колпачки, или бэлэкэй калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона или кожи, затем обтягивали тканью, расшивали бисером, жемчугом, металлической нитью, а также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть сдвинутым набок и покрывали платком.
Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.
Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.
Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.
Женский костюм
Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.
Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.
Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.
В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс). Изначально его носили во время выполнения работы по дому, но позже он стал нарядным элементом национального костюма.
На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.
Мужской костюм
Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.
Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов.
Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).
Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.
Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.
Список использованной литературы:
Презентация по краеведению «Башкирский национальный костюм»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ БАШКИР
Башкирский национальный костюм — народная одежда башкир. Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Особенностью у башкир была многочисленность верхних одежд, особенно в праздничных костюмах. Башкиры на нижнюю одежду надевали несколько слоев верхней — несколько халатов один на другой в любое время года и независимо от погоды.
Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян (елән) — костюм с рукавами на подкладе. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам — треугольными нашивками (яурынса).
МУЖСКОЙ ЕЛЯН Мужской елян шили из тёмных хлопчато-бумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом.
ЖЕНСКИЙ ЕЛЯН Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом.
До начала ХХ века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приемами декоративно-художественного оформления. Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (елэн), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп). Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет.
Башкир и башкирка в национальном костюме. Начало ХХ в.
Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан. Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчинны и тулупы (билле тун, тире тун).
Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ БУРЕК
КОЛПАК С ПЛАТКОМ СВЕРХУ
КЭМЭР – ПОЯС МУЖСКОЙ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-760838
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
История башкирского национального костюма
Дата публикации: 04.12.2016 2016-12-04
Статья просмотрена: 4872 раза
Библиографическое описание:
Султанова, А. И. История башкирского национального костюма / А. И. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 773-775. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36072/ (дата обращения: 11.12.2021).
Национальный костюм — это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, важная часть страны, рассказывающая о ее истории, культуре, традициях и укладе местных жителей. Народный костюм — не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Первые письменные упоминания об одежде башкир появились в трудах ученых-путешественников конца XVIII века. Они отмечали, что в своей основе башкирский костюм сложился под влиянием традиций скотоводческого мира, при изготовлении одежды широко использовались материалы животного происхождения. Также изготовляли холсты из растительной пряжи, так описывал производство пряжи в своем труде П.С. Паллас «Толстой холст на одежду ткут они по большей части сами; ибо не токмо прядут нитки из пеньки, но и из большой простой кропивы. При летних жилищах ростут отчасти конопли без сеяния очень высоко, и отчасти их сеют. На тучной земле также много ростет кропивы, и осенью вырывают так как конопли, сушат, потом мочат, былинки ломают руками здирают кожурину, и напоследок толкут в деревянных ступах до тех пор, пока не сделается мяхкою» [1, с.661]. Платья мужские и женские кроились одинаково, покрой одежды XVIII в. характеризовался большими ластовицами, широким воротником, длинным подолом рубах [2, с.374]. В национальной одежде башкир, также учитывались возрастные особенности. Еще одной особенностью была схожесть состава мужского и женского костюма, основу которых, составляли длинные рубахи, холщевые штаны, полусапоги.
До конца XIX в. как мужчины, так и женщины носили нагольные тулупы тире тун. Тире тун шился из белой овчины. Это была очень просторная и длинная (до пят), скроенная с прямой спиной, без пришивного ворота и ничем не покрытая сверху шуба. Овчины для этих шуб выделывались самими башкирами. Запахивался тире тун обычно на правую сторону, имел одну-две пуговицы (вверху и выше пояса) или был совсем без пуговиц; у мужчин всегда повязывался поясом. Эти-то тулупы, носившиеся прежде и мужчинами, и женщинами, являлись если не единственной, то во всяком случае наиболее распространенной меховой одеждой. В рассматриваемое время, за исключением старух, да и то в весьма немногих местностях, женщины тире тун не носили.
Другая плечевая одежда, общая мужчинам и женщинам, — сәкмән, род чекменя или кафтана, сшитого из домотканого валеного сукна. Сәкмән (восточнорусский чапан) по покрою мало отличался от тулупа: он был также длинен и широк, с совершенно прямой спиной, с длинными и широкими рукавами; запахивался по желанию на правую и на левую, чаще на правую, сторону и совсем не имел ни пуговиц, ни застежек. Мужчины, отправляясь в дорогу, повязывали его поясом. Отличие женского сәкмән от мужского заключалось только в том, что первый шился исключительно из белого сукна (ак сәкмән), тогда как мужской бывал и из коричневого (кара сәкмән); кроме того, женский нередко расшивался разноцветным сукном и узорами (у молодых женщин), тогда как мужской не имел никаких украшений и только по краю его борта бывала нашита полоса фабричного сукна или материи [4, с.140].
Башкирский халат (елән) по покрою у мужчин и у женщин был одинаков, типа, общего со среднеазиатскими халатами. Как и сәкмән, халат был длинен и широк, с прямой спиной, широким отложным воротом, запахивался на любую сторону, никогда не подпоясывался и не имел застежек. По материалу между мужским и женским халатом разница также была несущественна. Женские халаты у богатых чаще бывали бархатные или суконные, мужские — из китайки или полушелковой среднеазиатской материи (әҙрәс бишмәт). Самое существенное отличие женских халатов от мужских заключалось в том, что первые всегда, как мы это увидим ниже, были более или менее украшены, тогда как мужские никогда не украшались.
Общей для обоих полов обувью были сарык, кожаные мягкие сапожки ситек. Сарык — древняя и примитивно скроенная башкирская обувь. Она состояла из простой кожаной подошвы с пришитым к ней впереди кожаным носком и суконным голенищем, высотой до колена. Ни подметок, ни каблуков у сарык не было. Мужские сарык от женских отличались только тем, что задники последних обычно были расшиты цветным (чаще красным) сукном. Обыкновенные сапоги (итек) мужские несколько отличались по форме от женских, мягкие же сафьяновые (ситек), столь характерные для татар, были одинаковы у обоих полов, за исключением разве только той особенности, что у женщин они бывали иногда узорчатые. Впрочем, этот род обуви для башкир был не столь характерен, сами они ее не изготовляли и распространилась она среди них сравнительно поздно [4, с.141].
Теперь остановимся на описании мужской и женской одежды.
Мужской традиционный костюм включал длинную рубаху (күлдәк) туникообразного покроя с прямыми рукавами (ең), подмышечными квадратными вставками-ластовицами (кештәк), боковыми клиньями (сабыу), широким отложным воротником (яға), скреплявшимся у нагрудного разреза плетеным шнурком с кистями (иңербау). Рубахи пожилых мужчин были преимущественно из светлых тканей, у молодых — красные, синие, с кумачовыми яркими ластовицами и воротником, обшитым узким позументом. Рубаху носили навыпуск поверх белых или полосатых холщовых, красных или синих хлопчатобумажных штанов (ыштан) с прямоугольной вставкой (төп). В холодное время года надевали более узкие в шаге штаны (салбар) из сукна и других плотных материалов [3, с.129], на голову надевалась тюбетейка (түбәтәй).Обращаясь теперь к головным уборам мужчин, нужно отметить, прежде всего, что все башкиры покрывали свои бритые головы полушаровидными шапочками, тюбетейками (түбәтәй, колаксын, такыя), совершенно такими же, как у казанских татар, да и делать их башкиры сами не умели, а покупали у торговцев, казанских татар. Тюбетейки чаще всего бывали бархатные, черные или красные и нередко были украшены нашитыми мишурными звездочками и блестками, а иногда богато украшены серебряным шитьем.
Рабочую и зимнюю одежду подпоясывали ремнем (кайыш билбау) или мягким шерстяным кушаком (билбау), обернув дважды вокруг пояса и подоткнув его концы на боках. Для дорогих кафтанов у молодых мужчин имелись шелковые и бархатные пояса с нарядной пряжкой (ҡәмәр). Предпочитали подпоясывать приталенную одежду, а верхний широкий халат свободно ниспадал с плеч. Часто носили верхнюю одежду, надевая ее друг на друга и не застегивали [3, с.130].
Башкиры повсюду носили рукавицы (иләсә) и перчатки, чаще всего вязанные из белой овечьей шерсти. Сравнительно редко встречались меховые рукавицы, покрытые сукном, собственного изделия; бывали также и меховые перчатки. Меховые рукавицы иногда вышивались поверх сукна и опушивались по краю мехом, нередко дорогим (бобром).
Что же касается женского традиционного костюма, старинные платья (кулдәк) башкирских женщин в основе кроились так же, как и мужские рубахи. Женские платья имели воротник-строечку. Около нагрудного разреза полукругом прикреплялась цветные полоски в ленты(иҙеү). Женщины преклонного возраста предпочитали платья из неокрашенного холста или из светлых фабричных тканей. Молодые, напротив, любили яркие (красные, зеленые, фиолетовые, синие) цвета. Под платьем носили прямоугольную с загнутыми верхними углами нагрудную повязку (түшелдерек). Ее среднюю часть, видимую в разрезе платья, украшали поперечными полосками и лентами или незатейливой тамбурной вышивкой (предпочтительно в орнаменте отдавали предпочтение в орнаменте отдавали растительным мотивам).
Повседневной (в первую очередь, у пожилых) и праздничной женской одеждой являлся камзол. Появились многообразные варианты их украшения серебряными монетами, вышивкой бисером или стеклярусом [3, с.131].
В праздничном женском костюме традиционной была тканевая одежда на подкладке. Традиционно халат являлся в гардеробе женщины частью свадебной одежды, поэтому его старались сделать нарядным. На бархатные бешметы нашивали позумент. Иногда бешметы шили из среднеазиатского шелка (эҙрәс). На елян чаще покупали хлопчатобумажную или полушерстяную ткань. Нашивки из кораллов, бисера и серебра на темном материале выглядели очень декоративно. Ворот, рукава и полы обшивались полосами красного, зеленого, синего и желтого сукна, узким и широким позументом. Основными сюжетами в вышивке и аппликации на елянах были солнце и звезды. В одних случаях солнце изображали аппликацией из сукна и вышивкой в виде кругов с лучами (мөһөр) или с перламутровым кружочком в центре, нередко используя в вышивке молочный и цветной бисер. В других случаях мусульманские амулеты — бетеу (бетеу) и солярные знаки выкладывали из кораллов, чередуя их с длинными подвесками из монет и серебряных блях.
Меховая женская одежда имелась лишь в состоятельных семьях. Праздничные шубы покрывали среднеазиатской шелковой материей, отделывали мехом лисицы и других пушных зверей. Ценились также шубы из шкурок молодых ягнят (күрпә). В свадебной обрядности до недавних пор фигурировала шуба из лисьих лап (баҫа тун) — свадебный подарок жениха матери невесты. В прошлом бытовали утепленные пальто, простеганные пластами овечьей и верблюжьей шерсти и отделанные мехом (көпө, күпмә). Позднее появилась приталенная теплая одежда на вате (һырма, бишмәт) [3, с.132]. Широко были распространены шерстяные и пуховые шали (дебет шәл).
Башкирский костюм к началу XX века заметно изменился по сравнению с одеждой XVIII века и даже середины XIX века. В нем еще можно было обнаружить глубоко традиционный пласт, связанный с ранними периодами формирования культуры, но более очевидными становились новые явления, вызванные к жизни развивающимися товаро-денежными отношениями. Покупные ткани шли прежде всего на одежду молодых женщин и мужчин. С развитием отходничества заметно унифицировался повседневный мужской костюм в нем появилась одежда и обувь городского образца. Одновременно в определенных слоях общества рос спрос на дорогие восточные товары и изделия местных кустарных производств и художественных промыслов.
Существенные изменения традиционная одежда претерпела в советское время. В 20-е гг. после военной разрухи и неурожайных лет еще наблюдалось некоторое оживление домашнего ткачества и других ремесел, связанных с изготовлением одежды и обуви. Стимулировалось создание производственных артелей по пошиву обуви, верхней одежды и головных уборов, по вязанию шалей и платков. В 50 — 60-е гг. в башкирских деревнях встречалось еще не мало старинной одежды, которая сохранила народный колорит. Платья, безрукавки, иногда верхнюю одежду многие шили по старым образцам. Для торжественных дней берегли старинные украшения и традиционные головные уборы. В 70 — 80-е гг. усиление урбанизации и насаждение в сельских условиях городского образа жизни привели к нивелировке самобытных форм культуры. Небольшая часть, в основном пожилые люди, повседневную одежду фабричного производства дополняют отдельными элементами традиционного костюма: платком, повязанным по-мусульмански, тюбетейками, сапожками с галошами, бархатным камзолом, кольцами и браслетами.
Таким образом, традиционная одежда, особенно высокохудожественные ее образцы, часто сохраняется как культурная реликвия. Поддерживая все возрастающий интерес к истории, в республике предпринимаются усилия к возрождению традиций прошлого. Этому способствуют смотры и фестивали, конкурсы художественной самодеятельности, на которые приезжают творческие коллективы из всех уголков Башкортостана. Кроме того, народная одежда служит источником вдохновения художников и модельеров при создании современных коллекций повседневной и праздничной одежды.
Особенности национального башкирского костюма
Рубрика | Краеведение и этнография |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.08.2010 |
Размер файла | 20,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Особенности национального башкирского костюма
2. Головные уборы башкир
Скотоводство в сочетании с земледелием и охотой характеризовали бытовой уклад многих башкирски деревень. С веками для большей части Башкирии оседлый образ жизни стал определяющим.
В условиях оседлости в северных районах из столетия в столетие совершенствовалось ткачество, в том числе декоративное. Наивысшего расцвета достигли вышивальное, вязальное искусство. В то же время в южных районах широко практиковалось изготовление войлока, домашнего сукна; укоренились декоративные традиции (тамбурная вышивка, аппликация), в корне связанные с кочевым миром.
Все более усиливалась разница между севером и югом и в составе костюма. На юге осталась от кочевников так называемая «многослойность» одежды: ношение нескольких халатов, один поверх другого; надевание верхней одежды поверх платья в будни и праздники в течение всего года.
Для отделки праздничной мужской и женской одежды использовали опушку из меха камчатского бобра, выдры, рыжей лисы. Применялась с начала XX в. узорная машинная строчка. Платье на юге Башкирии украшали скромно: одной-двумя цветными полосами над широкой нижней оборкой.
В северных районах и у башкирского населения Курганского и Челябинского Зауралья, где верхняя одежда в последние века выполняла роль сезонной, оформлению платьев уделяли основное внимание. Здесь шили платья из браного холста с разноцветными полосами и розетками, украшали подол вышивкой, аппликацией. Узор располагали не только на подоле, но и на грудке, рукавах.
Говоря о составе и характере башкирского национального костюма, надо прежде всего отметить, что единого общебашкирского костюма не было и не могло быть.
Этнокультурные особенности влившихся в состав башкирского народа племен обусловили многообразие национальной культуры. Значительные местные (локальные) различия обнаруживаются в народной одежде, особенно женской.
Даже такой головной убор, как каш-мау, который в настоящее время представляется общенациональным, носили не все башкиры. Его не было во многих северных районах республики. Не носили его в Челябинском и Курганском Зауралье, где было принято покрывало кушъяулык. Значительно различались по территории не только головные уборы, но и комплекты украшений, особенно наградных.
В 60-е годы прошлого века на основании собранных в этнографических экспедициях материалов было выделено 7 башкирских территориальных костюмных комплексов: юго-восточный, северо-западный, юго-западный (демский), самаро-иргизский, северо-восточный (айский), восточный (зауральский), центральный (инзерский).
1. Особенности национального башкирского костюма
Из сукна шили женские и мужские чекмени, теплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные уборы. Для уплотнения сукно сваливали, поливая горячей водой и катая в рулоне. На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы.
При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы.
В одежде, шитой из домашних тканей, нередко сохранялся естественный цвет. В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы.
Южные башкиры нередко надевали несколько верхних одежд, каждая из последующих была длиннее и свободнее предыдущей. Ниспадающие полы халатов позволяли продемонстрировать разнообразие и нарядный вид одежд.
Многочисленность верхних одежд, особенно в праздничном костюме, была в обычае древних кочевников. Манера надевать несколько халатов, один на другой, сохранялась до недавнего времени не только у башкир, но и и у полукочевых в прошлом народов Средней Азии: каракалпаков, казахов, киргизов и др. Одевались так в любое время года, независимо от погоды.
В районах горной Башкирии, удаленных от восточных рынков, одежда была более однородна. Распространено было украшение платьев нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле.
В первые десятилетия нашего века распространившийся в северных и центральных районах фартук стал не только рабочей, но и праздничной одеждой. Его пояс стянул свободное платье. Стан перетягивали также поясом нагрудника, приталенной безрукавкой или кафтанчиком.
Верхнюю одежду, как правило, шили на подкладке. Угловатый покрой с боковинами, прямыми рукавами и ластовицами в халатах почти не применялся. В то же время распашные вещи, как и рубахи, зачастую не имели швов в плечах. Покупные ткани, более широкие, чем домашние, позволяли шить халаты из цельного полотнища, без боковин, со слегка выбранными в талии и плавно расширенными книзу боками. В других случаях два полотнища стыковались посередине спинки. Это давало возможность вместе со спинкой выкроить и верхнюю часть рукавов. По тому же признаку вырезали полочки.
Одежда из меха у башкир считалась обязательной в мужском гардеробе. Женщины имели ее не всегда, обходясь стеганым пальто или шалью и тканевым халатом. Случалось, что они надевали шубу мужа. В то же время существовали специально женские шубы, занявшие прочное место в обрядах.
Все это в совокупности отличало башкирский костюм от одежды окружающих народов.
2. Головные уборы башкир
Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. Этническая и художественная специфика костюма наиболее выразительно проявлялась в женских головных уборах.
Чаще других в литературе упоминаются кашмау («кашбов», «кашпау») и кэлэпyш («калябаш»). В деревнях Башкирии в ХIХ в. кашмау встречался относительно часто, особенно в южных районах; о другом уборе помнили только в восточном Зауралье. С кашмау был связан целый набор головных, шейно-нагрудных и наспинных украшений.
На кумачовой основе наспинника выкладывался бисером мозаичный узор из квадратиков, ромбов, треугольников и других фигур. По краю ленты прикреплялись раковинки кортбаш, кортмош; по поверьям, они оберегали от сглаза. Заканчивался наспинник бахромой.
Величественный башкейем (он же кэлэпуш) представляет собой возвышающуюся над головой округлую шапочку и прикрепленную к ней полость, закрывающую не только затылок и уши, но и верх спины. Башкейем, как и кашмау, был готовым убором замужних женщин.
Широко принятым убором в северной Башкирии были так называемые «колпачки». Их носили взрослые девушки и молодые женщины, покрывая небольшим платком.
В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тюбетейка» называется убором знатных батыров.
Не менее необходимым убором до последнего времени оставались меховые шапки (бурек, кэпэс). Особенностью мужских шапок была характерная вытянутая форма.
У южных и восточных башкир характерным головным убором являлись «малахаи», имевшие полость для прикрытия шеи и верхней части туловища от ветра.
Сведения о башкирской обуви в литературных источниках отрывочны. Авторы конца ХVIII и ХIХ веков свидетельствуют о выделке в хозяйствах, занимавшихся скотоводством, лошадиных кож для сапог; сообщается, что шили их размягченными коровьими или конскими «жилами».
В старину делали сапоги из обработанной копчением кожи. Кроме сапог на твердой подошве, принятых и у других скотоводов, существовали различные варианты низкой кожаной обуви: башмаки и глубокие галоши.
При выделке обуви на местах, помимо кожи, использовали сукно, войлок, мех, шкуры, а также материалы растительного происхождения: лыко, бересту. Нередко обувь была комбинированной.
Праздничные сапоги шили из черной или подкрашенной кожи, с мягкими голенищами. На низ шла воловья или коневая кожа, верх могли делать из козлиной или телячьей.
Для башкирских сапог были характерны широкий носок, относительно прямое по всей длине, слегка приподнятое уступом на колене голенище. Шов располагался сзади. Обувь шили по одной колодке, одинаковую для обеих ног. Высота сапога доходила до колена. Носок сапога кроился отдельно, иногда он заходил на голенище спереди мыском. Задник в некоторых случаях вырезался вместе с голенищем.
Праздничные сапоги, особенно женские, могли быть на высоком каблуке. Нередко каблук отсутствовал, но пятка укреплялась несколькими слоями кожи и на это утолщение заходила подошва.
На праздничные сапоги было принято набивать шпунты, подковки. На заднике дратвой или конским волосом обозначался несложный контурный узор; иногда его выкладывали тонкой крученой проволочкой.
Зафиксировали на мужчинах сапоги и несколько иной формы: узкие в щиколотке, с острыми носами. В прошлом в Башкирии, как и в Средней Азии, они имели некоторое распространение в знатных слоях общества; вместе с шелками, драгоценными камнями, ковровыми поясами и другими предметами роскоши, их привозили с Востока.
На значительной территории, включая южные и центральные районы, туфли-ката являлись женской праздничной обувью. Их принято было надевать на белые суконные чулки. Обувь отличала устойчивая форма, невысокий, около 3 см, каблук.
В северо-западных районах, по соседству с Татарией, башмаки с глубокими головками, почти без задников, служили уличной обувью мужчин. Они приземисты, со слегка удлиненным носком, низкими задниками; спереди они прикрывают подъем ступни.
В некоторых северных районах, а также у отдельных групп центральной Башкирии и в Зауралье глубокие кожаные калоши (ката) служили рабочей мужской обувью. Напротив, на юго-западе, в бассейне р. Демы, украшенные подковками, цветной строчкой, тиснением, металлическими накладками, обшитые по краю красным сукном глубокие башмаки, как и мелкие являлись праздничной обувью женщин.
Праздничные фабричные «коты» украшались цветным сукном, сафьяном, декоративными блестками, бусинами, бубенчиками. Возможностью приобрести нарядную женскую обувь фабричного изготовления объясняется ее широкое распространение в ХIХ в. у башкир, особенно в приуральских районах.
Мягкие сапожки ситек были известны во многих башкирских аулах. Эта обувь несла в себе элемент престижности: ее носили пожилые люди (чаще мужчины) из зажиточных семей. Сами шили ее редко, предпочитая покупать на ярмарках изделия казанских, оренбургских, среднеазиатских мастеров. Привозили ичиги также из Дагестана и Закавказья.
Обувь с суконными голенищами представлена у башкир несколькими видами.
На мужских, а также на рабочих женских сарыках на голенище на месте мыска и по бокам нашивались язычки кожи, над ними помещался узор из треугольников-амулетов (бетеу).
В основе рисунка на заднике обуви была арочная композиция. Она подчеркивалась полукругом из треугольников, двусторонних завитков, «гребенки» и других элементов, соединенных в линию. Внутри арки и вокруг нее помещался тонко разработанный орнамент.
Иногда внутреннее поле имело дополнительный цветной фон. Элементами орнамента являлись линии с завитками на концах, составлявшие при пересечении ромбическую сетку, турбулентную розетку и другие комбинации.
Основным украшением детских сарыков стали полосы аппликации у их верхнего края. Использованы зубчатые линии и мотив «бегущей волны»; край нашивок обведен тамбурным швом. В нижней части голенищ нашиты кожаные язычки, ромбы и треугольники-амулеты.
Сапоги с кожаным низом на твердой подошве и высокими суконными голенищами, украшенными четырьмя полуовалами кожи, служили самой распространенной обувью мужчин.
Преимущественно мужскими были башмаки с небольшим холщовым или суконным верхом на вздержке; использовалась не только светлая, но и темная ткань. Эта обувь встречалась на северо-востоке Башкирии и в центральных районах, на юг и восток от Уфы. Она выполняла роль сезонной в период распутья или рабочей : надевалась на лесоразработки, в сенокос.
К обуви, вошедшей в быт башкир в Приуралье, относятся лапти (сабата). Областью распространения обуви из размягченных полос древесной коры издавна являлась зона произрастания лиственных лесов, прежде всего липы.
Вместе с лаптями некоторыми северо-западными башкирами от волжско-камского населения были заимствованы холщовые онучи ыштыр. Носили лапти также с вязаными или суконными чулками.
В заключение вкратце можно остановиться на особенностях башкирских чулок. Существовало несколько их разновидностей: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). У мужчин, кроме того, были портянки. Позже распространились шерстяные вязаные носки. Сравнительно редким видом чулок являлись войлочные.
Как видно, с кочевым бытом были связаны и чулки, сшитые из сукна, хотя появление последних предполагало овладение навыками ткацкого производства и искусством сложного кроя. Как и войлочные, их носили мужчины, реже женщины в южной и восточной Башкирии.
Вывязывались линии зигзагов, ромбическая решетка, сдвоенные и строенные горизонтальные полосы и другие геометрические узоры.
Носили такие чулки с резиновыми галошами, собирая на щиколотке «гармошкой». Узорные чулки были хорошо видны, поскольку подол платья подтыкали на боках за пояс.
Территория, на которой в последние века обитали башкиры, была обширной. Аулы и кочевья простирались от Волги до Тобола, от Камы до Илека. Такая растянутость способствовала разобщенности населения, длительному сохранению этнических (племенных, родовых, локальных) различий в культуре.
В различных природных зонах сложились свои хозяйственные комплексы с преобладанием скотоводства или земледелия. В северных лесах переход к оседлости начался рано, уже с первых веков II тысячелетия. Это стимулировало развитие «оседлых» ремесел, внесло изменения в быт и материальную культуру. На остальной территории оседание кочевников растянулось на столетия.
В условиях оседлости в северной Башкирии население накопило большой опыт по изготовлению тонкой пряжи из растительных волокон: конопли, позже льна; здесь получило развитие узорное ткачество.
Население южных районов, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства, продолжало изготавливать грубое и тонкое сукно, катать обувь, валять головные уборы.
Башкирский национальный костюм складывался в ходе многовековой истории, в нем воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей.
При всем стилевом единстве костюма, одинаковости покроя и декоративных средств у башкир, как и у всякого народа, обнаруживается немало территориальных различий, т. к. было хорошо развито индивидуальное творчество.
3. Традиции башкирского народного искусства в современной одежде.- Уфа,- 1988.
Подобные документы
Древний стиль чувашской одежды. Языческие представления коренных чувашей в орнаменте одежды и утвари. Состав старинного праздничного женского костюма. Головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. Головные уборы хушпу.
реферат [926,7 K], добавлен 30.07.2007
Описание составных частей традиционного украинского костюма. Отличительная особенность национальной женской рубахи и юбки. Верхняя одежда украинцев. Мужские и женские головные уборы. Методика ознакомления дошкольников с украинским народным костюмом.
реферат [24,7 K], добавлен 16.12.2014
Обожествление сил и явлений природы – характерные черты древних верований башкир. Религиозно-мифические представления башкир в начале ХХ в. Особенности духовной культуры башкирского народа. Зависимость жизни этнического общества от состояния природы.
реферат [37,5 K], добавлен 21.06.2010
Этнические и локальные особенности народной одежды различных групп населения Воронежского края: символическое значение цвета, покроя, элементов одежды, характера украшений, манеры ношения костюма, материалов. Поневный комплекс, мужские головные уборы.
реферат [1,9 M], добавлен 18.05.2013
Исторические традиции резьбы по дереву у башкир. Предметы декоративно-прикладного искусства башкир. Декор на дереве рассматривается как органическая часть материальной и духовной культуры башкирского народа. Посуда из дерева. Веретенные изделия.
реферат [55,1 K], добавлен 09.12.2008
Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.
реферат [22,8 K], добавлен 25.04.2011
Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.
курсовая работа [46,5 K], добавлен 13.07.2012