Что такое нация и народность
Разница между народом и нацией
Между понятиями «народ» и «нация» нередко ставят знак равенства. Многие словари считают их синонимами. Но народ и нация – совсем не одно и то же: это явления, относящиеся к различным социальным сферам. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться в этом запутанном вопросе.
Определение
Народ – совокупность людей с общим происхождением, едиными традициями, языком, культурой.
Нация – связанная политическими, экономическими интересами общность людей, которая уже входит в государство или же стремится к его созданию.
Сравнение
Народ возникает при переходе от первобытного общества к классовому. Нация формируется с приходом капитализма в Западной Европе.
Понятие «народ» появилось в России намного раньше понятия «нация» и употреблялось в основном применительно к жителям нашей страны. Слово «нация» было заимствовано предположительно из Польши в петровскую эпоху и служило для обсуждения отношений с зарубежными державами. Явный оттенок чужеродности, «иностранности» был присущ ему вплоть до конца XIX столетия. Нация в то время обозначала дворянское сословие, затем – суверенное государство, державу, империю.
Сущность понятия народ кроется в стихийных этнических процессах, которые не всегда зависят от сознания и воли людей. Нация же тесно связана с национальными движениями, имеющими определенную программу, с деятельностью группы индивидуумов, направленной к достижению неких целей (чаще всего политических). Нация в этом случае выступает как общественная (политическая) сила, с которой необходимо считаться.
Народ – это совокупность людей, общность которых зиждется на едином, кровном происхождении, особых традициях и обычаях, жизненном укладе. Нация основана на общих рыночных, экономических связях, следует одним гражданским законам. Общий язык, общая культура – достояние народа, а общая территория и единство экономической жизни ближе к понятию нация. Нация проявляется через систему общественных институтов, в частности через государство.
Получается, что народ создает государство, а затем государство, укрепившись и расширившись, искусственным образом формирует нацию (аналог народа). В основе нации – принцип гражданства. Народ – органическое целое, нация – выстроенный искусственно рационалистический механизм. Нация сводит на нет все изначальное, этническое, традиционное. Народ, строящий государство и являющийся ядром нации, утрачивает свою этничность, потому что живые процессы языковой эволюции, традиций, обычаев в государстве приобретают одну фиксированную форму. В составе нации могут находиться далеко не все представители того самого народа, который послужил основой для создания национального государства. Частая плата за образование нации – раскол и противостояние внутри народа.
Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешения
Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий, опасность их смешения. Народ как основа евразийской интеграции
Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.
В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.
Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.
Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.
Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.
В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.
Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.
Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.
Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.
Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.
Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования.
В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть только одна нация. Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия. Нациями можно считать, например, население Франции и США. В данных государствах целенаправленно в течение веков проводится политика стирания этнических различий. Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, другие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.
Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.
Будущее России: единый народ или нация? Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.
Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи. Многие социологи, понимают под «империей» сочетание стратегического единства с полиэтничностью. Возможно, наиболее оптимальный или даже единственно возможный вариант существования российского общества – это как раз империя. Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Россия имеет. Причем этот опыт можно считать удачным при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, заканчивая коммунистической империей СССР.
Нация, народ, народность: краткое пояснение понятий
Основная причина такой путаницы одна. Вместо учения Христова у них в головах до сих пор крепко сидит марксистко-ленинская теория, созданная бионегативными основоположниками человеконенавистнического скопища христоборцев. Поэтому, анализируя основы идеологии Союза Русского Народа, мы хотели бы обратить внимание Союзников, как и всех, кому дорого наше Отечество, на то, каким образом некоторые научные понятия превращаются в орудия идейного и политического оболванивания народов России.
Как мы видим из приведенных пояснений, никакого особого различия с точки зрения научной между понятием «народ» и «нация» русские ученые П.И.Ковалевский и Л.А. Тихомиров не делают, но «историческое целое» и «историческую судьбу» при определении обоих понятий подчеркивают. В свою очередь, митрополит Иоанн, не показывая, что из Русского народа благодаря Православной вере родилась Русская нация, особо подчеркивает ее роль в становлении на «исторической сцене» Русского народа как соборного, державного и духовного понятия.
Что касается понятия народность, которое употребляет проф. П. И. Ковалевский в данном случае, то оно имеет несколько значений. Два из них наиболее распространены и применимы практически. Во-первых, слово народность употребляется как полный синоним слову народ, либо как народ на ранней стадии его развития. Во-вторых, как совокупность ряда качественных характеристик, отличающих тот или иной народ. Когда мы говорим «Народность» относительно употребления этого слова как третьей составляющей в формуле основ русской государственности: «Православие. Самодержавие. Народность», а также относительно ее связи с двумя другими ее составляющими, то, в широком смысле имеем в виду второе ее значение. То есть Русскую народность с присущими только Русскому народу физическими и духовными качествами, которые отличают и выделяют его как народ державный, православного вероисповедания, расово однородный, культурно единый, имеющий древние корни и историческое право на свою родную землю и свою собственную русскую государственность. При этом мы выделяем для наших более узких задач из всей разнообразной гаммы чувственных, духовных, деловых, культурных и физических характеристик Русского народа только те, которые имеют конкретное приложение к интересующему нас вопросу: отношение народа к вере, к государственному и национальному устройству России.
Мы обратили внимание на то, каким образом понимают перечисленные авторы момент и способ формирования нации, а также какие существенные характеристики они выделяют для ее определения, не случайно. Такой подход позволяет глубже уяснить и утвердить, что в идею нации должна быть заложена центростремительная, объединяющая ее государственная идея с одновременным сохранением на-циональной самобытности, непохожести на другие нации. Именно эта объединяющая идея и должна находить отражение в добросовестном определении нации. Если же мы проанализируем другие источники: марксистско-ленинского и постперестроечного, демократического периода, то убедимся, что в понимании определения нации произошли существенные идеологические перемены. «Наука по-заказу» выработала иные критерии и другой подход. Поскольку цель была иная.
Поэтому в словарях советского периода относительно понятия нация мы не находим серьезного акцента на самоопределение вплоть до отделения.
В «Словаре русского языка» И.Ожегова находим: «Нация исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика». (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.1991).
«Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова определяет понятие нации следующим образом: «Нация (латин. natio). 1. Исторически сложившаяся устойчивая группа людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, а также на основе специфической для данного этноса добровольно и естественно принимаемой всеми национальной культуры и формируемого на ее основании национального интереса. 2. Государство, страна».
Для того, чтобы этого не произошло, для того, чтобы угнетенный дух Русского народа не оживотворился, в идеологической сфере делается большая антирусская многовариантная работа по проектированию нерусского будущего для русских.
Такой «сверхнациональный выкрутас» выдает авторов доктрины и иных проектов как ловких жонглеров словесного жанра, но никак не делает им чести как ученым. Складывается отчетливое ощущение, что семьдесят разработчиков антирусской и антинародной доктрины, обремененные научными званиями, сильно прогуливали уроки в общеобразовательной средней школе и в институте. В результате они, по всей видимости, не сумели познакомиться с работами русских ученых, русских литературных классиков, русских историков, русских святых, имена которых известны во всем цивилизованном мире.
Вполне понятно, что простые обыватели, не занимающиеся специально вопросами государственного развития России, не знающие историю Отечества профессионально, доверчиво воспринимающие демагогию за желание вывести их родину из кризиса, неспособны разобраться во всем этом злонамеренно созданном идеологическом хаосе. Угадать в нем мечту скрытого космополита о полном развале национального государства, которое до сих пор по инстинктивному к нему отношению русских людей и духу народа остается русским, крайне трудно. Зато у врагов России на это есть время, деньги и страстная одержимость, переданная им от нерусских богоборческих предков уничтожить национальную Россию и Русский народ, который сильно мешает в их планах по покорению мира.
Все эти псевдонаучные, соборно-доктринерские изыскания имеют поддержку не только высших государственных чиновников, выступающих за превращение Русской нации в «российскую нацию XXI века», но и среди заказных ученых и энциклопедистов(24). Это, применяя хорошо освоенную новыми нерусскими учеными марксистско-ленинскую терминологию, тот самый базис, над которым возвышаются все эти надстроечные проекты для будущей России не по-русски.
Вот, например, что мы читаем в Большой энциклопедии русского народа по интересующему нас вопросу.
«Нация, народ, объединенный в государство с общей верой или идеологией, говорящий на одном языке, обладающий общей территорией, экономикой, культурой, психологией и мировоззрением. Нация возникает на основе главного, государствообразующего народа, вокруг которого происходит консолидация др.родственных и неродственных племен, рас, народов и народностей, со временем образующих вместе с главным народом общий монолит. Главный и сплотившиеся вокруг него народы и племена создают государство и культуру. Русская нация сложилась на основе Русского народа. Но в процессе исторического развития в нее влилось немало элементов из окружающих ее западных и южных славян, германских, финно-угорских и тюркоязычных народностей. Духовной основой русской нации, преобразившей культуру Русского народа, стало Православие» (с.482). И более краткое определение, которое помещено в статье «Народ»: Народ, объединенный в государство с общей верой или идеологией, называется нацией (с.469).
Поскольку такие подходы получили сегодня широкое распространение, в том числе в упомянутых ранее нацпроектах, на этом определении следует кратко остановиться, чтобы поучиться различать современные, многоуровневые и многослойные методы ненаучных дефиниций.
Связывая задачи реальной политики со становлением нации, Л.А. Тихомиров, как и многие русские ученые, особо подчеркивал ее исторический аспект, передачу исторического опыта нации от поколения к поколению ради развития самой нации. «Истинно полезным для настоящего может быть только то, что полезно для исторических судеб нации и, наоборот, все полезное для исторических судеб нации непременно, так или иначе, полезно для текущего дня. Иногда в интересах будущего какому-нибудь поколению приходится приносить в настоящем большие жертвы. Но если это составляет для него жертву в смысле материальном, то в нравственном это не жертва, а приобретение, ибо на этой жертве народ развивает силу духа. Солидарность отдельных поколений в целостной жизни нации есть основа политики, потому что чувство это есть душа нации. Пока этого чувства солидарности целого с отдельными поколениями не существует в людях, они еще не народ, не нация»(29).
Завершая краткий анализ остается добавить, что, даже расширяя источниковедческую базу и увеличивая объем обзора интересующего нас предмета, ничего принципиально нового мы не найдем. Остается только сожалеть, что появившиеся на свет в последние годы источники, даже позиционирующие себя как научные, русские и патриотические и, более того, заявленные как энциклопедические по своей сути не отличаются от определений, которые мы имели в период господства марксистско-ленинской идеологии. Разве только слова обновили.
Все внеисторические определения понятий «нация» и «народ», в разной степени и с различных сторон, объединяет одно: их завуалированная проглобалистская характеристика нации как категории неестественного возникновения. Ведь тогда якобы можно создать нацию или народ искусственным образом, собрав воедино расы, народы, национальности, племена и этносы. Чей это заказ нам вполне понятно.
История национализма
Что такое народ, этнос и национальность
Народ, этнос, национальность — кажется, что эти понятия все об одном и том же. Границы между ними незаметны, но есть. Разберемся с этими и другими важными терминами.
Такое определение как нация появилось в 15-16 веках и в первую очередь связано с европейской культурой.
🗺 Сейчас мы употребляем этот термин и в отношении других культур и государств — все это влияние европейцев на остальной мир.
🔎 Для начала разберемся с терминами: этнос, национальность, народ, народность, государство и нация. Они близки, но имеют разное значение.
☝️ Мы будем придерживаться мнения, что этнос — это группа людей, которые объединены лингвистически и фенотипически.⠀
✅ Национальность — это советское изобретение, которое должно было помочь определить различные полиэтничные и полиязыковые группы на территории СССР. Тогда появилась графа и термин — национальность.
✅ С понятием народ сложнее. Народ — некоторая абстракция, совокупность населения, но при этом оно отделено от тех, кто управляет (государь и народ, интеллигенция и народ, бюрократия и народ). Историки стараются этим термином не оперировать, потому что не до конца понимают, что это.
✅ Народность — этническая группа, которая является частью большей этнической группы, но отделена какими-то этническими признаками. Так, на территории современного Дагестана живут несколько народностей, говорящих на разных языках.
✅ Наконец, государство, страна, княжество, земля, империя — это термины, которые обозначают совокупность территорий со всем проживающим на них населением. Для самих людей используют термин подданные или граждане.
Этнические общности
В рамках курса истории рассматриваются разные формы сплочения людей, такие как род, племя, народность, нация. Отсюда можно сделать вывод, что формы внутриэтнических и межэтнических объединений людей могут меняться. Так, исторически сложившиеся первые формы объединения — род и племя — являются присущими для примитивных, доиндустриальных общественных систем, а именно — первобытнообщинных.
В будущем с постепенным развитием торговых связей, общественного разделения труда стали сложнее и социальные взаимосвязи людей, которые относились к разным племенам. Здесь на первый план выходят уже не родовые, а социальные и территориальные связи. На новой социально-территориальной основе начинают формироваться новые формы единства людей — народности или народы.
Под этносом традиционно понимают большую группу людей, объединённую общностью происхождения, имеющую свой язык и культуру и проживающую длительное время на конкретной территории.
Характерными признаками этноса являются:
Этническое самосознание характерно для человека, ощущающего свою принадлежность к определённому этносу, а также понимающего свою особенность и отличия от других этнических групп. На развитие этнического самосознания оказывают существенное влияние происхождение людей, их история, традиции, обычаи, то есть культурные элементы, которые могут передаваться из поколения в поколение и формируют специальную этническую культуру.
В процессе исторического развития человечества постепенно сформировались такие главные формы этнических общностей, как род, племя, народность и нации, которые отличаются между собой по уровню развития культуры, знаний и т. д.
Племя подразумевает специфический тип общности этнического характера, которая основывалась на кровном родстве и была преобладающей в период первобытнообщинного строя. В состав племени входили несколько родов и кланов, которые вели совместное происхождение от одного предка. Люди объединялись в племена на основе общих примитивных религиозных верований, таких как фетишизм, тотемизм, магия, а также благодаря существованию единого разговорного диалекта. Основной формой хозяйственно-экономической деятельности в то время были охота и собирательство. В дальнейшем племя заменила следующая, более высокая форма этноса, — народность.
Народность представляет собой особый тип общности, который характеризуется не кровным родством, а территориальным единством и который присущ периоду распада родоплеменного устройства. Определяющую роль в трансформации союза племён в народность сыграло зарождение государства. Благодаря образованию государств стали объединяться разные территории, а также установилась тесная связь между людьми и этническими группами. Главным отличием народности от племенной организации было наличие более высокого уровня развития экономики и фольклорной (народной) культуры, которая проявлялась в виде мифов, легенд, сказаний и т. д. Кроме того, для народности является характерным наличие сложившегося письменного языка, религиозного сознания, институтов власти.
Нацию следует охарактеризовать в качестве наивысшей формы процесса развития определённого этноса, которая проходит стадию окончательного формирования в период создания государственности. В это время создаётся внутренний рынок, развивается экономика, возникает собственная литература, искусство. Именно на основе единых территорий, языка и экономики возникает совместный национальный характер и зарождается сильное чувство солидарности со своей нацией. Основополагающими признаками нации являются стойкая государственность, развитая экономика, сложившаяся социальная структура.
Существует несколько трактовок понятия нации. Согласно одному из этих определений нация — это исторически сложившееся объединение людей на базе единой территории, экономического развития, системы политических связей, языка, культуры и психологического состояния, которые проявляются в общегражданском сознании и самосознании. Конкретно в этом случае выделяется общегражданская суть новой формы сплочения людей. В таком определении нации отсутствует этнический элемент. Стоит отметить, что в зарубежной социологии понятие «нация», как правило, трактуется как согражданство, базирующееся на индустриально развитой социально ориентированной демократии. В подавляющем большинстве современных демократических стран термин «нация» достаточно давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность граждан государства». Однако не менее реальный современный мир остается полиэтничным — 90 % народов живут в многонациональных государствах. Понятие «народ» не только не утратило своей актуальности, но и, наоборот, получило принципиальное значение в нынешних национальных отношениях. Известным остаётся тот факт, что государство будет стабильным только до тех пор, пока межнациональные отношения проживающих в нём людей остаются стабильными. Межэтнические конфликты могут вспыхивать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации — в странах Южной Азии и Тропической Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии. Такие конфликты являются очень опасными: они вполне могут разрушить даже самые мощные и крупные государства.
Согласно другому определению нация — это особая историческая общность людей, основными чертами которой являются общее происхождение её самой, её языка, территории, определённый уровень экономического развития, а также психическое состояние и культура, которые проявляются в объединении её этнического сознания и самосознания. То есть понятие «нация» соответствует новой форме внутриэтнического сплочения людей — этнос.
В итоге в одном из определений нация означает согражданство, в другом — этнос. Такая неоднозначность наталкивает многих учёных на мысль, что понятие «нация» нельзя воспринимать как строго научную категорию. Что касается определения национальности, то она означает отношение индивида к конкретному этносу или государству в зависимости от того, как он себя идентифицирует. Например, гражданин России на вопрос о национальности, скорее всего, ответит, что он русский или татарин и т. п., то есть укажет свою этническую принадлежность. В свою очередь гражданин США или Франции на идентичный вопрос ответит, вероятно, что он американец или француз. Если же говорить об этнической самоидентификации, то во многих демократических странах национальность определяют не государственные органы, а сами граждане в зависимости от отождествления себя с культурой конкретного этноса. На современном этапе развития на земле становится всё больше людей, которые родились от смешанных браков, им предоставляется право выбора национальности одного из родителей. Право выбора национальности — это обязательное право человека, необходимое условие личной свободы. Эту возможность имеют и граждане России. Для того чтобы охарактеризовать национальные особенности разных народов, их культур, используется понятие национальный менталитет (от лат. «mentalis» — умственный, духовный). Однако стоит сказать, что не существует единого представления по поводу этого понятия, часто вместо него используют понятие «национальный характер». Если особенно не вникать в научные дискуссии, то национальный менталитет обычно характеризуют как определённый образ мышления, духовную настроенность, присущая данной этнической общности.
Национальный менталитет выражается во множестве взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, которые нашли своё отражение в укоренившихся коллективных особенностях характера, что позволяет отличить данную этническую общность от остальных. Такие черты связаны с многовековой культурой народа и очень часто проявляются спонтанно.
Учёные отмечают, что национальный менталитет выступает отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном понимании, в культуре, в чётких образцах поведения. Национальный менталитет — это своего рода память о прошлом, которая осуществляет влияние на поведение людей и помогает им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям и традициям; он является устойчивым, но не закрепившимся. При сохранении фундаментальных ценностей он отчётливо демонстрирует изменения, которые происходят со страной на каждом этапе её истории. Современная наука призывает общество и правящие элиты с особым вниманием относиться к особенностям национального менталитета, а также учитывать их при проведении реформ. Кроме того, на характер ментальности большое влияние оказывают национальные традиции и ценности. Традиции — это компоненты культуры, которые могут передаваться из поколения в поколение и имеют двойственную природу. Следует упомянуть, что большое количество традиционных правил поведения закрепляются подсознательно, на уровне подражания. Поначалу они вводятся людьми в повседневной жизни сознательно. Но впоследствии следующие поколения теряют представление о том, зачем и для чего принималось конкретное правило. Остаётся только малоосознанное, но привычное действие. Кроме того, у разных стран и народов существуют свои традиции. К примеру, в Европе цвет траура чёрный, а в Китае — белый. Считается, что англичанин — раб традиции, американец — раб стандарта. Для русских характерно «долго запрягать, да быстро ехать». В подавляющем большинстве люди очень чувствительны к своим традициям, и невнимание или неуважение к ним способно спровоцировать не только обиду, но и конфликт.
Если проанализировать общие признаки этноса и нации, можно отметить, что по мере того как этнос эволюционирует от племени и народности к нации, биологические признаки в нём отходят на второй план, а на первый выходят социально-политические. Сегодня существует свыше 2500 этносов, и только несколько сотен из них являются нациями.