Что такое натурализм в философии

Натурализм (философия)

Натурали́зм (фр. naturalisme ; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение XIX века, философия жизни).

По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике — это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). В современной социологии — две противоборствующие концепции натурализма: а) концепция, основанная на идее признания физических или биологических факторов в качестве основных образующих сил в истории, в развитии общества; б) концепция, основанная на идее признания социального природным — так называемой «третьей природой», развившейся из физической природы и биологической природы, но не сводящейся к ним. Первая концепция натурализма в социологии сводит социальные феномены к биологическим или физическим (редукционизм). Вторая концепция натурализма в социологии, будучи развитием идей Эмиля Дюркгейма, положена в основу теории социального натурализма, развиваемой украинским ученым А. Н. Костенко.

Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произведения было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного.

Натуралистический — в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе. Натурализм представляет собой заимствование данных антропологии и естественных наук в философию, используемых для решения таких философских проблем как отношение души и тела, феномена сознания, выяснение природы ментального и др. Чаще всего подобное заимствование происходит из следующих научных дисциплин: нейрофизиологии, психолингвистики, когнитивной психологии, моделирования искусственного интеллекта.

Содержание

Онтологический натурализм

Что такое натурализм в философии. Смотреть фото Что такое натурализм в философии. Смотреть картинку Что такое натурализм в философии. Картинка про Что такое натурализм в философии. Фото Что такое натурализм в философии

Онтологический натурализм, в рамках которого обсуждаются вопросы о том, что существует, или не существует в мире. Центральным тезисом онтологического натурализма является утверждение вида «Все что существует, имеет определенное качество А» о том, что существует (позитивная версия) и утверждение вида «Объекты, обладающие качеством В не существуют», о том чего не существует (негативная версия). К положительным вариантам онтологического натурализма можно отнести многие формы физикализма и материализма.

Эпистемологический натурализм

Что такое натурализм в философии. Смотреть фото Что такое натурализм в философии. Смотреть картинку Что такое натурализм в философии. Картинка про Что такое натурализм в философии. Фото Что такое натурализм в философии

Эпистемологический натурализм обсуждает источник веры, лежащей в основе знания. Эпистемологический натурализм имеет две разновидности — экстернализм и интернализм, которые расходятся в толковании источника ментальных состояний. С точки зрения экстернализма, причиной наших представлений являются внешние по отношению к нам субъекты. Для интерналиста не существует внешних объектов или сущностей, которые лежат вне мозга субъекта и все представления о мире являются следствием ментальных состояний. Обе версии эпистемологического натурализма отрицают возможность априорного знания.

Семантический натурализм

Что такое натурализм в философии. Смотреть фото Что такое натурализм в философии. Смотреть картинку Что такое натурализм в философии. Картинка про Что такое натурализм в философии. Фото Что такое натурализм в философии

Семантический натурализм описывает процесс смыслообразования и признаки, отличающие осмысленные предложения от бессмысленных. Ядром семантического натурализма является утверждение о том, что философские утверждения относительно языка, имеющие познавательную ценность, должны формулироваться в рамках естественных наук. Семантический натурализм имеет сильную и слабую версии. Сильная версия натурализма выставляет требование логической редукции, согласно которому, все осмысленные суждения следует сводить к суждениям естественных наук, особенно физики, что обеспечит терминологическую и методологическую гомогенность и единство. Слабая версия семантического натурализма преследует цель разработать способ провести границу между эмпирической и теоретической областями в научной теории.

Методологический натурализм

Методологический натурализм, в рамках которого обсуждаются допустимые в философии методы. Методологический натурализм имеет слабую и сильную версии. Сильная версия методологического натурализма утверждает, что в философии допустимы исключительно естественно-научные методы, которые используются в естественных науках, поскольку только они ведут надежным путем получения знаний. Эта версия часто формулируется как требование исключить из научного рассмотрения телеологическое объяснение в пользу причинного.

Слабая версия методологического натурализма является вариантом утверждения об отсутствии четких границ между различными естественными науками. Поскольку строгих границ, по мнению методологического натуралиста, не существует, возможно перенесение методов естественных наук в область наук гуманитарных. Обе версии методологического натурализма исключают возможность трансцендентальной философии и исследований в области теории познания, выходящие за рамки материальной области. Ярким примером сциентизма является программа натурализации эпистемологии Куайна: «Эпистемология, или что-то подобное, просто оказывается частью психологии и, следовательно, естественной наукой. Она изучает природные явления, такие как физический человеческий субъект». [1]

Антинатурализм

Онтологический антинатурализм выступает против сведения всех процессов к причинно обусловленным, указывая на акты свободы воли и творческую активность человека.

Эпистемологический антинатурализм защищает право на существование альтернативных (не натуралистических) теорий познания.

Семантический антинатурализм утверждает осмысленность определенного класса высказываний, которые касаются описания психического состояния субъекта, несводимого к физикалистскому языку.

Методологический антинатурализм ставит вопрос о допустимости применения данных естественных наук для решения философских проблем, поскольку естественнонаучные методы не гарантируют достоверного знания.

Критика натурализма

1. Самообращение. Натурализм сам ненаучный и, таким образом, недостаточно обоснован. Аргумент самообращения может быть усложнен дополнительным рассуждением о том, что принципы натурализма не являются априорными и, следовательно, должны оцениваться не как достоверные суждения, а как вероятностные.

2. Возможность альтернативных подходов. Поскольку натурализм не достоверен, постольку натуралистические указания на то, какие области и аспекты человеческой деятельности доступны для изучения, не запрещают альтернативных подходов. Эта брешь в основании натурализма является лазейкой не только для вполне легитимных альтернативных философских методов — спекулятивной метафизики, интроспекции, ментализма, экзистенциализма, но и для эзотерики, мистики, спиритуализма.

3. Нормативность. Согласно натурализму, решение философских проблем возможно только на основе данных естественных наук. Но если эпистемологические проблемы являются научными проблемами, то философы не должны вмешиваться в решение этих проблем.

4. Парадокс Гуссерля. Недостаточное обоснование натурализма ведет к релятивизму: структура нашего мозга определяет вид нашей логики, то есть наш путь построения заключений. Поэтому содержание некоторой пропозиции может быть истинно для одного вида мозга и ложно для другого. Это утверждение известно как парадокс Гуссерля: «натурализованная эпистемология думает, что должна найти основной язык или фундаментальную „схему мышления“ которая получена здесь и сейчас и мы должны принять их перед тем как мы сможем их обосновать» [2]

5. Теоретическая нагруженность языка и наблюдения. Одна из задач натуралиста — дать описание области ментальных явлений в научных терминах, без ссылки на «духовное». В словарь натуралиста входят такие термины, как «информация», «значение», «репрезентация», «признаки». Однако определение этих терминов подразумевает субъекта, его представление и понимание, целевые установки. Информация предполагает наличие канала передачи и декодирующее устройство, в качестве которых, применительно к человеческому субъекту, понимаются органы чувств и сознание. Значение зависит от словоупотребления в речи, репрезентация возможна там, где возможна интерпретация и понимание, признак является признаком для кого-то. Таким образом, натуралисту не удается избежать менталистской терминологии.

Источник

НАТУРАЛИЗМ

Смотреть что такое НАТУРАЛИЗМ в других словарях:

НАТУРАЛИЗМ

современная форма литературного движения, известного под именем реализма (см.). Н. выделяется из общего течения реализма требованием полнейшей объектив. смотреть

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ

натурализм 1. м. Направление в литературе и искусстве, возникшее в последней трети XIX в. и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному изображению действительности. 2. м. Фактографическое, с излишне пристальным вниманием к деталям жизни и быта изображение действительности.

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ в философии, взгляд на мир, согласно к рому природа выступает как единый, исключающий «сверхъестественное», универсальный принцип объяснен. смотреть

НАТУРАЛИЗМ

Натурализм — современная форма литературного движения, известного под именем реализма (см.). Н. выделяется из общего течения реализма требованием полнейшей объективности художника и пристрастием к изображению низшей, эмоциональной стороны человеческой природы. Вопрос об источниках Н., получившего наиболее яркие образы и с особенной силой сформулированного во французской литературе, постоянно усложняется: новые исследования отодвигают его зачатки все далее назад, находя их то в живой струе народного творчества, то в бытовых произведениях сатирических писателей первых времен новой истории. Самыми близкими по духу к современному H. являются испанские писатели Мендоза (см.), с его «Лазарильо из Тормес» (русский перевод, 1897), и Кеведо (см.), имевший особенно большое влияние на французскую литературу, где, параллельно с официальными формами академической условности, всегда жили свободные формы правдивого изображения жизни и где еще в XV веке Ла-Саль, в «Jehan de Saintr é «, дал первый опыт психологического натурализма, а в XVI в. писал Рабле. Талантливейшие выразители этого направления в XVII в. — Шарль Сорель, Скаррон, Фюретьер и Сирано де Бержерак (см.). XVIII век, проникнутый духом классической условности, выставляет, однако, ряд провозвестников новой литературы. В начале века появляется «Жиль Блаз » Лесажа (см.). Оригинальный Ретиф-де-ла-Бретонь, доводя до крайности откровенности грубого реализма, дает правдивые и детальные изображения быта разных слоев общества. Характерно, что в своих произведениях он видит «полезное прибавление к Естественной Истории Бюффона», предвосхищая, таким образом, стремления будущих представителей Н. придать ему научный характер. Призыв Руссо возвратиться к природе, к простоте отражается и на требованиях художественной правды. Дидро (см.), подкрепляя свои теории собственными произведениями, ратует против «жестокости условных формул, а Себастьян Мерсье (см.), в своем «Essai sur l‘art dramatique», исходит из мысли, что «если сценическое искусство ложно само по себе, то тем более должно его приблизить к правде». Первым шагом к современному Н. был в нашем веке французский романтизм. Освобождая творчество от гнета академической традиции и эстетического канона, он с самого начала настаивал на «жизненной правде». Этой правды новаторы романтизма искали, однако, не в наблюдении внешнего мира, но внутри себя; это была чисто субъективная правда, добываемая наитием свыше, каким-то духовным прозрением. Во всяком случае, романтизм пересоздал мертвенно-условный литературный язык, вдохнул новую жизнь в творчество, и потому вполне естественно, что к французским романтикам реставрации относятся не только Гюго и Жорж Санд, но и первый представитель Н. в его современном смысле, Анри Бейль (см.), известный под псевдонимом Стендаль. Воспитанный на философском скептицизме прошлого века, Стендаль примкнул к романтизму именно потому, что это была господствующая форма протеста против условной неправды. Даже его сухой протокольный язык обуславливается стремлением к художественной точности; его наблюдательность в изучении психологических деталей дала Тэну повод назвать его величайшим психологом века. Стендаль не находил достаточного понимания в публике, предсказывая, что его значение выяснится лишь в 60-х или 80-х гг. И действительно, в эти годы имя его является знаменем в борьбе против романтизма; но уже в первой половине века у него появляются продолжатели, в лице Мериме (см.) и, особенно, Бальзака (см.). Бальзак был создан для творчества в духе Н. Его глубокий и грубый материализм, всецело подчинявший духовную сторону человека влияниям внешнего мира, требовал строгой точности в воссоздании элементов этого влияния. Его покладистая мораль позволяла ему изображать мир грязи и порока не с пристрастием бичующего моралиста, но с эстетическим наслаждением истинного художника, этой объективности он не изменял никогда, образы его слагаются из массы внешних деталей, подмененных в натуре. Лишь его кипучая неуравновешенность, необузданность его воображения, иногда доводившая его до невероятных измышлений, помешала ему дать совершенные образцы в духе нового направления. Во второй половине века господство позитивизма и детерминизма повело за собой во всех областях преклонение перед фактом; теория эволюции, став основой не только биологии, но и гуманитарных наук, отразилась на теории искусства, в виде неправильного требования устранить субъективный идеализм. Свобода вымысла ограничивается. Документальная правда полагается в основание самодовлеющего художественного создания, которое стремится стать верным, полным и абсолютно беспристрастным протоколом действительности. Появление «Madame Bovary» Флобера (1857) знаменует собой настоящую литературную революцию. Флобер не дал формулы H., требования художественной правды выставлялись и до него; но такого сухого беспристрастия, такого отсутствия выдумки, такого подчинения психики моментам физическим, такого возведения в перл создания мира по преимуществу не интересного — до тех пор не было. Самая пошлость персонажей Флобера есть реакция против идеалистических преувеличений романтизма. Менее значительным, но все же ярким явлением того же порядка была «Fanny» Фейдо (1858), имевшая большой успех. Решающее влияние на роман и его натуралистическую теорию оказали братья Гонкуры (см.). «Madame Bovary» и «Germinie Lacerteux», по замечанию Жюля Гонкура, «могут быть названы образцами всего, что появлялось впоследствии под именем реализма, натурализма и проч.». В Эмиле Золя натурализм приобрел законодателя. Не внеся по существу ничего нового ни в характер, ни во внешнюю форму романа, он так определенно формулировал доктрину Н., так настойчиво и деятельно пропагандировал ее, так удачно способствовал ей шумным успехом своих романов, что был признан главой школы, став на место ее истинных создателей — Флобера и Гонкуров. Впрочем, настоящей школой Н. не мог стать уже потому, что в формулу его входит полная свобода индивидуальности художника. Художественное произведение, с точки зрения Золя, превращается в протокол; «все его достоинство заключается в точном наблюдении, в более или менее глубокой проницательности анализа, в логическом сцеплении событий». Вторая черта натуралистического романа — объективность. Романист превратился в судебного пристава, «не позволяющего себе судить и произносить приговор. Страстное или чувствительное вмешательство автора придает более мелочной характер роману, нарушая отчетливость линий, вводя посторонний фактам элемент, который лишает их научного значения. Правдивое произведение будет вечно, между тем как чувствительное произведение возбуждает чувствительность одной известной эпохи». Третья черта Н. — исключение «героев»; «нивелирующая черта проводится над всеми головами, потому что редко представляется случай вывести на сцену человека, действительно возвышающегося над уровнем» (см. Экспериментальный роман). Сам Золя далеко не всегда верен своей доктрине; не говоря о его природной склонности к романтической идеализации и преувеличению — хотя бы в обратную сторону, — его справедливо упрекают в кабинетном, книжном воссоздании действительности, идущем вразрез с основным догматом Н. — непосредственным наблюдением. К крупнейшим натуралистам относят также, но без достаточного основания (см.), и Доде. Писатели, группировавшиеся когда-то вокруг Золя и собравшие свои натуралистические рассказы в сборнике «Les soir ées de Mé dan», понемногу отказываются от крайностей его учения. Самый выдающийся из них, Гюи де Мопассан (см.), в предисловии к роману «Пьер и Жан» указывает на невозможность последовательного натурализма; в искусстве нужна не голая правда действительности, но лишь иллюзия правды. «La terre» Золя вызвала протест молодых писателей, из которых Боннетэну принадлежит, быть может, самый грязный и грубый роман во всем современном H. («Charlot s‘amuse»). Новые влияния, знакомство с реальными произведениями северного искусства, свободными от утрированного Н., смягчают его первоначальные крайности в теории и практике. Иностранные подражатели — итальянские «веристы» (Верга, Серао, Фогапдаро), немецкие «Modernen» (Крецер, Йенсен, Ола Ганссон, Товоте, Конрад, Блейбтрей, Альберти) — не вносят в натурализм значительных особенностей. Натуралистическое движение отражается также на лирике, в поэзии символистов и на драме, где пьесы Альфреда Туруда (1839—1875) и Бувье имели в свое время успех, не лишенный значения. «Th éâ tre libre» в Париже и «Freie B ü hne» в Берлине созданы для водворения Н. в сценическом исполнении, но особенных новшеств им внести не удалось. Самыми видными и последовательными из немецких натуралистов в драме следует признать Арно Гольца и Иоанна Шлафа, иногда писавших вместе под псевдонимом Бьярне Гольмсен (» P apa Hamlet» и др.). Гауптман и Зудерман к Н. могут быть отнесены лишь с оговорками: первый — по его склонности к фантастическому элементу и сказочному символизму, второй — по стремлению к условным приемам театрального эффекта, чувствительности и склонности к морализированию. Кроме сочинений, указанных в статьях Бальзака, Золя, Доде и др., ср.: David-Sauvageot, «Le r é alisme et le naturalisme» (перевод, M., 1891); Champfleury, «Le r éalisme» (1857); Merlet, «Les réalistes et fantaisistes dans la littérature» (1861); Desprez, «L‘évolution naturaliste»; Rigot, «L‘esthétique naturaliste» («Revue d. d. M.», 1879, sept.); Rivet, «Zola et le N.» («La jeune France», 1879, III); Zola, «Le roman expé rimental» и «Le N. au th éâtre»; Camille et Albert, «Petit traité de littérature naturaliste» (1880); P. Lindau, «Die naturalistische Schule in Frankreich»; Max Nordau, «Zola und der N.»; H. Bahr, «Studien zur Kritik der Modernen» (1894); Pelissier, «Le mouvement litté raire au XIX s.» (перевод, M., 1895); Басардин, «Новейший натурализм» («Дело», 1880, III и V); Борхсениус, «Представители реального романа во Франции в XVII столетии» («Пантеон Литературы», 1888); Брандес, о Стендале («Русская Мысль», 1887, III), о Бальзаке (там же, 1881, VI), о Жорж Санд (1886, IV); Гауптман и Зудерман («Литературные портреты», СПб., 1896); З. Венгерова, «Литературные характеристики» (1897). Ср. также роман М. Монье, «Un d étraqué » (перевод в «Слове»). А. Горнфельд.

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura — природа) — название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко р. смотреть

НАТУРАЛИЗМ

Как требования «научности» и аполитичности, так и требования точности и объективности в показе реальной действительности несмотря на кажущуюся аполитичность носили у натуралистов весьма политический характер. На «общечеловечной» и «научной политике» базировалась пропаганда реформизма. Это вполне понятно, ибо «ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачам, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений» (Ленин). Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции.

Теоретик и вождь французского Н., Золя причислял к натуральной школе кроме себя Флобера, бр. Гонкур, Додэ и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам Н. Золя относит французских реалистов: Бальзака, «внесшего в роман метод наблюдения и опытных исследований», и Стендаля, проделавшего в своем творчестве «психологические эксперименты» над механизмом души. Но на самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в к-ром понимал это направление Золя-теоретик. К натурализму как стилю ведущего класса приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции Н. Например такого писателя, как Мопассан, идеолога дворянства, полагавшего, что искусство глубоко субъективно, приближает к Н. стремление отобразить темные стороны быта современной буржуазии, которую он ненавидел в качестве идеолога дворянства, а также боязнь возможной революции.

Э. Золя. Из рукописных материалов к роману «Счастье дам»

Основоположниками немецкого Н. (или «физиологического импрессионизма») явились А. Гольц и Ф. Шляф. Основные их принципы изложены в брошюре Гольца «Искусство», где Гольц утверждает, что «искусство имеет тенденцию снова стать природой, и оно становится ею сообразно имеющимся налицо условиям репродукции и практического применения». Отрицается также сложность фабулы. Место богатого событиями романа французов (Золя) занимает рассказ или новелла, чрезвычайно бедная фабулой. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений. На смену роману приходят также драма и стихотворение, к которому французские натуралисты относились крайне отрицательно как к «роду развлекательного искусства». Особое внимание уделяется драме (Ибсен, Гауптман, Гольц, Шляф, Зудерман и др.), в к-рой также отрицается интенсивно развитое действие, даются лишь катастрофа и фиксация переживаний героев («Нора», «Привидения», «Перед восходом солнца», «Мастер Эльце» и др.). В дальнейшем натуралистическая драма перерождается в драму импрессионистическую, символическую.

В пролетарской лит-ой критике термин «Н.» обозначает недостаточное идейно-художественное овладение предметом изображения, сказывающееся в особенности в поверхностном освещении социальных процессов и подмене их изображения биологическими моментами (так наз. «биологизм»). Обилие частностей, заслоняющих синтетическую картину жизни, отсутствие художественных обобщений отмечаются как характерные черты Н. в художественном методе. В качестве примеров натуралистических срывов приводились произведения Панферова, Шолохова в первый период их творчества и др.

Михайловский Н. К., Сочинения, т. VI, СПБ, 1883 (ст. «Экспериментальный роман»); Арсеньев К. К., Критические этюды, т. II, СПБ, 1888; Боборыкин П. Д., Эволюция романа на Западе, СПБ, 1890; Совожо Давид, Реализм и натурализм, Москва, 1891; Маца И., Литература и пролетариат на Западе, М., 1927; Золя Э., Экспериментальный роман, «Вестник Европы», 1879, IX; Его же, Натурализм в театре; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (неск. изд.); Лафарг П., «Деньги» Эмиля Золя, журн. «Литературное наследство», М., 1932, № 2; Меринг Ф., Мировая литература и пролетариат, М., 1924; Фриче В. М., Очерк развития западных литератур, изд. 4-е, Харьков, 1930; Valentin V., Der Naturalismus und seine Stellung in der Kunstentwicklung, Kiel, 1891; Bab J., Der Naturalismus, в кн. «Das deutsche Drama», hrsg. v. R. F. Arnold, Munchen, 1925; Gunther M., Die soziologischen Grundlagen des naturalistisch. Dramas der jungsten deutschen Vergangenheit, Diss., Lpz., 1912; Benoist-Hanappier L., Le drame naturaliste en Allemagne, P., 1905; Brunetiere F., Le roman naturaliste, P., 1883; Leppla R., Naturalismus, в «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», hrsg. v. P. Merker u. W. Stammler, B. II, Berlin, 1926-1928; Konig R., Die naturalistische asthetik in Frankreich und ihre Auflosung, Lpz., 1931.

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИ́ЗМ (франц. naturalisme, лат. natura — природа), литературное направление, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США. Стремилось к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей социально-исторических факторов.

Н. зародился и программно оформился прежде всего во Франции. Огромную роль в формировании Н. сыграли успехи естественных наук, прежде всего физиологии, противопоставившей эксперимент ненаучным методам познания. Его философской основой был позитивизм О. Конта, а эстетической — теории И. Тэна. Литературные предшественники Н. — Шанфлёри, Л. Э. Дюранти, Г. Флобер, братья Э. и Ж. Гонкур. Э. Золя разработал теорию Н. (сборники «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и др.) и попытался применить ее в своем художественном творчестве. В середине 70‑х гг. вокруг Золя сложилась натуралистическая школа (Г. де Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э. де Гонкур, А. Доде и др.), распавшаяся в конце 80‑х гг. С этих пор Н. утрачивает теоретическую четкость и сохраняется как общее назв. различных, но единых по происхождению литературных явлений. У ряда натуралистов усиливаются черты импрессионизма или возникает тяга к символизму, творчество некоторых проникается мотивами декадентства.

Натуралисты ставили перед собой задачу — изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу; для них было характерно уподобление художественного познания научному. Художественное произведение рассматривалось ими как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта. Преимущественно интерес к быту, к физиологическим основам психики, недоверие ко всякого рода идеям вели к ограничению художественных возможностей натуралистической литературы. Однако вторжение жизненной правды в натуралистическое произведение опрокидывало теоретические построения и обусловило глубокое художественное воздействие лучших произведений Н. Изучение материального быта зачастую позволяло натуралистам выявить классовую природу сознания; мотив наследственности отступал в их произведениях перед конкретным исследованием социальных отношений. Так, Золя, описав жизнь семьи Маё («Жерминаль»), вскрыл истоки классовой борьбы, а в романе «Земля» обнажил социальные корни психологии крестьянина-собственника.

Представления о предопределенности судьбы человека его физиологической природой и средой, о заведомой несвободе его воли преодолевались лишь некоторыми писателями Н. Если Золя, веря в науку и социальный прогресс, исследовал механизм взаимодействия среды и человека, чтобы открыть способы воздействия на среду в целях более разумной организации общества, то у других писателей (напр., позднего Мопассана и особенно Гюисманса) преобладали мотивы фатализма.

Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображенная с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что литература, как и наука, не имеет права выбора материала, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем — отсюда расширение тематики натуралистической литературы, интерес к «простым» явлениям жизни («Жермини Ласерте» братья Гонкур, «Западня» Золя). Однако подчинение материалу, стремление записывать «под диктовку жизни» часто приводили к бессюжетности («Прекрасный день» Сеара, «По течению» Гюисманса), а бесстрастность — к общественному индифферентизму.

В 60—80‑х гг. XIX в. Н. сыграл положительную роль: он осваивал новые темы (в т. ч. тему борьбы рабочего класса), поднимал новые пласты действительности, показывал жизнь обездоленных и угнетенных, функционирование «социальных организмов» (шахты, рынка, магазина и т. д.), изучал взаимодействие личности и толпы, роль подсознательного в человеческой психике. Н. ввел в литературу новые приемы и средства художественного изображения жизни. Борясь с ложным официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические, разоблачит, тенденции, Н. содействовал прогрессу общественной мысли и художественного видения.

В других странах Н. стали называть сходные литературные явления, возникшие из национальных общественных и эстетических потребностей, но осмысленные в свете французского опыта.

В Германии прологом Н. была критическая деятельность братьев Г. и Ю. Харт, а его воплощением — творчество А. Хольца и Г. Гауптмана. В Англии он повлиял на Дж. Мура и Дж. Гиссинга; в США приобрел острую социальную окраску у С. Крейна, Ф. Норриса, Х. Гарленда. В Италии аналогичным движением был веризм. В Испании борьба с французским литературным влиянием сочеталась с утверждением натуралистических принципов в творчестве Эмилии Пардо Басан и А. Паласио Вальдеса. В Бельгии его представителем был К. Лемонье; некоторое влияние Н. оказал на А. Стриндберга, Г. Ибсена, К. Гамсуна. В России термин «Н.» не был употребителен. Однако влияние Н. ощутимо в творчестве ряда писателей кон. XIX в., в частности Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. Д. Боборыкина (также в ст. Натуральная школа).

Извлеченное из историко-литературного контекста, понятие «Н.» было перенесено на более общие явления буржуазной культуры и литературы: оно стало обозначать антисоциальный, биологический подход к человеку, свойственный некоторым проявлениям декадентства, модернизма и особенно «массовой культуры». Термином «Н.» обозначают также типологически противопоставленный реализму художественный метод, выражающийся в протокольном описании жизненных явлений без их критического отбора, социально-философского осмысления, художественного обобщения и оценки. В подобном понимании Н. подразумевает пассивную созерцательность общественной позиции художника, взгляд на творческий акт как на простое подражание и бесстрастное копирование жизни, повышенный интерес к отталкивающим подробностям быта и физиологическим, преимущественно низменным, проявлениям человеческой природы. Н. такого рода многократно подвергался критике как явление, чуждое подлинному искусству.

История франц. литературы, т. 3, М.-Л., 1959, с. 106—32; История нем. литературы, т. 4, М., 1968, с. 233—68;

Рус. литература кон. XIX — нач. XX в. Девяностые гг., М., 1968, с. 142—88.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *