Что такое натурализм в литературе 19 века

Что такое натурализм в литературе 19 века

Для него была характерна установка на фотографически точное и беспристрастное изображение действительности, под которой прежде всего понималось материально-бытовое окружающей среды, а также человеческого характера, что виделся сквозь призму фатальной обусловленности физиологической природой и средой. Натуралисты пытались сделать свои произведения «клинически точными документами» действительности, ее точной фотографией. Они призвали не избегать рисование неприятных деталей окружающего мира, охотно показывать жизнь социального дна, воспроизводить болезненную психику человека, его сексуальные привычки.

На программе этого направления сказалось влияние естественных наук (прежде всего физиологии) и позитивистская философия. Натуралисты пытались перенести в художественном творчестве принципы исследования, присущи науке, настаивали на том, что художник в своей деятельности должно быть подобным ученого.

Натуралистический начало в литературе чаще всего подвергалось критике за недостаток художественности. Например, И. С. Тургенев писал по поводу одного из романов Золя, что «там много копаются в ночных горшках». Критически относился к натурализму и Гюстав Флобер, в котором французские критики сначала видели чуть ли не идейного предводителя новой школы. Золя поддерживал дружеские отношения со многими художниками-импрессионистами, которые пересекались с ним в своем стремлении к предельно точной фиксации реальности.

В конце 1880-х некоторые писатели-натуралисты (прежде всего Гюисманс) перешли на позиции символизма, тогда как Золя продолжал протоколировать социальные реалии современной ему Франции в 20-томной серии романов «Ругон-Маккари». Слава французского писателя гремела далеко за пределами Франции. Дань моде на бытовую описательность отдали немецкие, скандинавские, португальские, чешские и российские писатели.

Натуралистические элементы можно также наблюдать в творчестве Франца Кафки и Джеймса Джойса.

Источник

Натурализм в русской литературе: споры литературоведов, примеры произведений

Натурализм в русской литературе – явление малоизученное. Литературоведы спорят даже о том, можно ли говорить о нем в России как о самостоятельном направлении или методе. Предлагаем разобраться с тем, что представлял собой натурализм в западной и отечественной литературе, каковы его характерные черты, в творчестве каких писателей их можно обнаружить.

Зарождение натурализма, его концепция

Натурализм – направление в литературе и искусстве конца 19 – начала 20 веков. Так же называют художественный метод. Произошло название от слова naturalis, которое с латыни переводится как «естественный, природный».

Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть фото Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть картинку Что такое натурализм в литературе 19 века. Картинка про Что такое натурализм в литературе 19 века. Фото Что такое натурализм в литературе 19 века

Предпосылками зарождения натурализма в искусстве стали достижения в области естественных наук и распространение теории Чарльза Дарвина. Главным его трудом стал научный трактат «Происхождение видов» — эта книга была распродана за несколько дней после выхода в свет.

Не последнюю роль в появлении натурализма как художественного метода сыграло и учение Огюста Конта. Речь идет о позитивизме. Философы-позитивисты утверждали, что истину можно обнаружить только эмпирическим (то есть опытным) путем.

Эмпирический метод исследования писатели-натуралисты решили применить и к изучению человеческого характера. Они считали, что он зависит только от двух факторов: физиологической предрасположенности и влияния среды – бытовых и социальных условий, материального положения. И человеческую натуру, и окружающую его среду они описывали с точностью протоколистов. Особое внимание уделялось физиологическим подробностям, в том числе и половой жизни героев. Во главе угла стали темы, которые ранее считались для литературы запретными: физический труд, плотская любовь, и даже ощущения заболевшего чем-либо героя передавались не менее точно, чем в истории болезни. Для этого писатели даже изучали медицинские справочники, материалы о клиническом опыте.

Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть фото Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть картинку Что такое натурализм в литературе 19 века. Картинка про Что такое натурализм в литературе 19 века. Фото Что такое натурализм в литературе 19 века

Зародился натурализм во Франции в 1860-х годах, когда свет увидели романы «Жермини Ласерте» братьев Гонкуров и «Тереза Ракен» Э. Золя. Тот же натуралистический метод был использован Эмилем Золя при написании романов «Человек-зверь», «Чрево Парижа» и ряда других.

Не избежала влияния французского натурализма и русская литература.

Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть фото Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть картинку Что такое натурализм в литературе 19 века. Картинка про Что такое натурализм в литературе 19 века. Фото Что такое натурализм в литературе 19 векаЛ. Лермит «Выдача жалованья жнецам», Г. де Мопассан, Э. Золя

Натурализм в русской литературе

Ученые-литературоведы не пришли к единому мнению относительно места натурализма в русской литературе.

Натурализм в России имел несколько источников.

Явными представителями натурализма в России были:

Натуралистическими также называют:

Очевидно, что натурализм в русской литературе конца 19 – начала 20 веков все-таки был. Масштабы этого явления оценить сложно. Возможно, натурализм в России и не вылился в отдельное направление, оставшись лишь течением в рамках реализма. Но я все-таки придерживаюсь мнения, что как художественный метод в русской литературе он представлен был достаточно широко и ярко.

Источник

Натурализм (литература)

Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть фото Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть картинку Что такое натурализм в литературе 19 века. Картинка про Что такое натурализм в литературе 19 века. Фото Что такое натурализм в литературе 19 века

Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть фото Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть картинку Что такое натурализм в литературе 19 века. Картинка про Что такое натурализм в литературе 19 века. Фото Что такое натурализм в литературе 19 века

Натурали́зм (фр. naturalisme от лат. naturalis — «природный, естественный») — поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века. Не следует путать натурализм с «натуральной школой» в русской словесности 1840-х годов.

Содержание

Истоки и обоснование

Философским обоснованием натурализма служили теория эволюции Ч. Дарвина, философский позитивизм О. Конта, эстетические построения Ипполита Тэна. Последний ещё в 1864 году заявил, что «порок и добродетель суть те же продукты, что сахар и купорос». Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени. Текст был призван представлять собой столь же точный «сколок» действительности, как и фотография. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято.

Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Писатели-натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов. Естественнонаучное объяснение любых человеческих поступков действием «крови и нервов» (выражение Золя) приводило натуралистов к сомнениям в наличии у человека свободной воли. Детерминизм зачастую переходил у них в фатализм и крайний пессимизм.

Ключевое отличие натурализма от классического реализма в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи натуралистов — беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности, которых двигают по жизни животные инстинкты, удовлетворению же этих инстинктов мешают непреодолимые социально-экономические реалии.

Основные представители

Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть фото Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть картинку Что такое натурализм в литературе 19 века. Картинка про Что такое натурализм в литературе 19 века. Фото Что такое натурализм в литературе 19 века

Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть фото Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть картинку Что такое натурализм в литературе 19 века. Картинка про Что такое натурализм в литературе 19 века. Фото Что такое натурализм в литературе 19 века

Принципы натурализма прослеживаются уже в романах братьев Гонкуров и Джордж Элиот, опубликованных в 1860-е годы. Однако первым термин «натурализм» использовал для обозначения собственного творчества Эмиль Золя — автор теоретических работ «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881) и «Натурализм в театре» (1881). Вокруг Золя группировались такие писатели, как Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюисманс и Поль Алексис. После выхода сборника «Меданские вечера» (1880) с откровенными рассказами о бедствиях франко-прусской войны (включая мопассановскую повесть «Пышка») за ними закрепилось название «меданской группы».

Натуралистическое начало в литературе зачастую подвергалось критике за недостаток художественности. Например, И. С. Тургенев писал по поводу одного из романов Золя, что «там много копаются в ночных горшках». Критически относился к натурализму и Гюстав Флобер, в котором французские критики на первых порах видели чуть ли не идейного предводителя новой школы. Золя поддерживал дружеские отношения со многими художниками-импрессионистами; оба направления пересекались в своём стремлении к предельно точной фиксации реальности.

В конце 1880-х некоторые писатели-натуралисты (в первую очередь, Гюисманс) перешли на позиции символизма, в то время как Золя продолжал протоколировать социальные реалии современной ему Франции в 20-томной серии романов «Ругон-Маккары». Слава французского писателя гремела далеко за пределами Франции. Дань моде на бытописательство отдали писатели немецкие (Герхарт Гауптман), скандинавские (Ю. А. Стриндберг), португальские (Эса де Кейрош), чешские (К. М. Чапек-Ход) и русские (П. Д. Боборыкин). Примерами натуралистической прозы на русском языке могут служить роман Арцыбашева «Санин», повесть Куприна «Яма», «Записки врача» В. В. Вересаева и «Деревня» И. А. Бунина.

В своеобразную школу за пределами Франции натурализм сложился только в Италии (см. веризм) и в США. Американские писатели-натуралисты — Теодор Драйзер, Стивен Крейн, Фрэнк Норрис, Джек Лондон, Джон Стейнбек — беспощадно фиксировали реалии повседневной жизни на задворках общества, на полях боя и в городских трущобах (там, где селились прибывавшие в Америку иммигранты). В целом их произведения ещё более пессимистичны, чем романы Золя.

Источник

Натурализм Происхождение, характеристики, авторы и выдающиеся работы

Naturalismo это течение, вдохновленное адаптацией принципов естествознания к литературе и изобразительному искусству; это основано особенно на дарвиновском видении природы. Это движение стремится отразить общие ценности личности, а не символическое, идеалистическое или даже сверхъестественное обращение..

Натурализм произошел в конце девятнадцатого и начале двадцатого века и был следствием реализма. В свою очередь, реализм начался отчасти как реакция на романтизм, сосредоточив внимание на деталях повседневного существования, а не на внутреннем мире.

Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть фото Что такое натурализм в литературе 19 века. Смотреть картинку Что такое натурализм в литературе 19 века. Картинка про Что такое натурализм в литературе 19 века. Фото Что такое натурализм в литературе 19 века

Однако в литературе и натуралистическом изобразительном искусстве реализм продвигается дальше. Главными героями являются в основном люди скромного происхождения, и в центре внимания находятся несчастья низших классов. Натурализм находился под сильным влиянием марксизма и теории эволюции.

Он пытался применить научную строгость и идеи этих двух теорий о художественном представлении общества. С другой стороны, влияние, которое этот поток оставил в области литературы и изобразительного искусства, огромно. В значительной степени это способствовало развитию современного движения.

Натуралистические работы раскрывают темные аспекты жизни, такие как предрассудки, расизм, бедность и болезни. Это был эффективный способ критиковать общественную организацию конца девятнадцатого века..

Из-за их пессимизма и силы, работы обычно получают критику; Несмотря на пессимизм, натуралисты обычно заботятся об улучшении состояния человека.

источник

В девятнадцатом веке обширные объединяющие системы мыслей, а также объединяющие видения романтизма рухнули в ряд односторонних систем, таких как утилитаризм, позитивизм и социальный дарвинизм..

Затем возникла традиция альтернативной философии, часто пессимистическая. Различные движения социализма, вдохновленные Марксом, Энгельсом и другими, были более политически сильными.

Однако преобладали ценности и идеалы господствующего буржуазного Просвещения. В девятнадцатом веке эти ценности все больше гармонировали с быстрым прогрессом науки и техники..

Наука фактически вытеснила религию и теологию как верховного арбитра знания. Новые экономические и социальные силы привели к институциональному исчезновению религии.

В рамках крупных преобразований естественные науки стали образцом и мерой других дисциплин. Любая гипотеза или вопрос, которые не могли быть сведены к предположительно научному анализу, были отвергнуты.

Кроме того, любая божественная или духовная сила была отвергнута. Его научный и системный подход к получению знаний основывался на природе, опыте, наблюдениях и эмпирической проверке.

Таким образом, и реализм и натурализм появились в конце 19-го века как литературные выражения этой общей тенденции.

Значение термина натурализм

Точное значение термина «натурализм» варьируется в зависимости от дисциплин. Таким образом, в литературе, философии, теологии или политике этот термин используется несколько иначе.

В широком смысле, это доктрина, утверждающая, что физический мир действует в соответствии с законами, различимыми в эмпирической науке. То есть эта наука основана на наблюдениях и экспериментах.

Натуралистический метод, основанный на инновациях 19-го века и экспериментальных науках, предполагает информированное и систематическое наблюдение за материальным миром..

Кроме того, человек воспринимается как часть этого мира, которая, как и все остальное, подчиняется законам физики, химии и биологии. Они управляют своим поведением неумолимо.

Следовательно, он является материалистическим и антиидеалистическим, поскольку не признает существование нематериальных или ненаблюдаемых явлений. Это также антигуманистическое, потому что это не предоставляет исключительное состояние людям.

Согласно строгому натуралистическому видению, каждое человеческое действие имеет причину на физическом плане. Таким образом, его поведение полностью определяется законами причины и следствия в материальном мире..

Теоретическая и наглядная основа

Натурализм в искусстве возник во Франции и имел прямое теоретическое обоснование в критическом подходе Ипполита Тейна. Этот критик и французский историк стремились разработать научный метод анализа литературы.

Теперь основным представителем натурализма был Эмиль Золя, который использовал натуралистическую философию в качестве основы для создания персонажей. Его сочинение Экспериментальный роман (1880) стал литературным манифестом школы.

По словам Золя, писатель уже не был простым наблюдателем, довольствующимся записью явлений. Он должен был стать отдаленным экспериментатором, который подверг свои персонажи и его страсти серии испытаний.

Следуя примеру Золя, стиль натурализма был обобщен и в той или иной степени затронул большинство ведущих писателей того времени..

Развитие натурализма в изобразительном искусстве

В 1887 году в Париже была основана Theatre Libre для представления работ на новые темы натурализма с натуралистической постановкой.

Параллельное развитие произошло в изобразительном искусстве. Живописцы, следуя примеру художника-реалиста Гюстава Курбе, в качестве крестьян и торговцев выбрали темы современной жизни и общие темы..

Несмотря на утверждение объективности, натурализму вредили определенные предрассудки, присущие его детерминистическим теориям. Хотя они верно отражали природу, это всегда была противная природа.

Точно так же натуралисты изображали простых персонажей, в которых доминировали сильные стихийные страсти. Они развивались в гнетущих, однообразных и грустных условиях. Наконец, они не могли подавить элемент романтического протеста против социальных условий, которые они описали.

Как историческое движение, натурализм был эфемерным. Однако он внес свой вклад в искусство как обогащение реализма. На самом деле это движение было ближе к жизни, чем к искусству.

Характеристика литературного натурализма

Натурализм применял в художественной литературе научные идеи и принципы, такие как теория эволюции Дарвина. В рассказах описаны персонажи, которые вели себя в соответствии с побуждениями и инстинктами животных в природе.

Что касается тона, то он обычно объективен и далек, как у ботаника или биолога, делающего заметки или готовящего трактат..

Точно так же писатели-натуралисты полагают, что истина находится в естественном законе, и поскольку природа действует в соответствии с последовательными принципами, закономерностями и законами, тогда истина непротиворечива..

Кроме того, в центре внимания натурализма находится человеческая природа. Поэтому истории в этом движении основаны на характере персонажей, а не на сюжете.

В своей фундаментальной доктрине натурализма Золя утверждает, что писатели-натуралисты подвергают персонажей и достоверные события экспериментальным условиям. То есть писатели берут известное и вводят его в неизвестность.

С другой стороны, другой характеристикой этого течения является детерминизм. Согласно этой теории, судьба человека определяется исключительно факторами и силами, которые выходят за рамки личного контроля человека.

Авторы и выдающиеся произведения в литературном натурализме

Эмиль Золя

Этот французский романист и драматург определяется как генезис натуралистического движения. Его самый известный вклад в натурализм был Les Rougon-Macquart, чье действие развивается во времена правления Наполеона III.

Это обширная коллекция из 20 романов, которые следуют за двумя семьями на протяжении пяти поколений. Одна из семей является привилегированной, а другая обнищала, но каждая сталкивается с упадком и провалом.

Как и в романах, в то время, когда французы испытывали большую неуверенность, в Париже царила атмосфера террора и неуверенности..

Для своего эпоса Золя выпускает более 300 персонажей. Тем не менее, их беспокоит не персонажи, а то, как они реагируют на обстоятельства.

Стивен Крейн

Одним из первых по-настоящему натуралистических литературных произведений была Мэгги, уличная девушка, Стивена Крейна.

Этот американский автор провел много времени в Бауэри в нижнем Манхэттене, собирая материал для своего первого романа.

Таким образом, как ученый, который накапливает данные, Крейн хотел узнать все, что мог, о жизни бедных жителей и, в большинстве своем, иммигрантов..

В романе Крэйн прекрасно воспроизвел якобы вульгарный диалект изображенных людей и описал абсолютное страдание в точности так, как оно было.

Теодор Драйзер

В этом романе персонажи меняют социальный класс и рискуют потеряться в море городского пейзажа. Эти элементы определяют работу и натуралистическое движение в целом.

Фрэнк Норрис

Шедевр Норриса, Осьминог (The Octopus, 1901), посвящен экономическим и социальным силам, вовлеченным в производство, распределение и потребление пшеницы..

Осьминог с жирной символикой изображает посадку пшеницы в Калифорнии и борьбу производителей пшеницы против монополистической железнодорожной корпорации.

Натурализм в живописи

В изобразительном искусстве натурализм описывает стиль, который соответствует действительности. Это включает представление или портрет природы (включая людей) с наименьшим искажением или интерпретацией.

Таким образом, лучшие картины натуралистов отличаются почти фотографическим качеством, которое требует минимального количества визуальных деталей..

В живописи эта текущая датируется началом девятнадцатого века, и была очень под влиянием литературной моды подлинности. Впервые он появился в английской пейзажной живописи, распространился во Францию, а затем в другие части Европы.

Однако нужно учитывать степень этих влияний. Кроме того, ни одна картина не может быть полностью натуралистичной: художник обязан вносить небольшие искажения, чтобы создать свою идею совершенно естественного образа.

В любом случае, если художник намерен точно воспроизвести природу, то наиболее вероятным результатом является натуралистическая живопись.

Авторы и произведения натурализма в живописи

В рамках натурализма были разработаны несколько школ. Ниже описаны два наиболее важных.

Школа Барбизона (ок. 1830-1875)

Французская школа Барбизона была, возможно, самой влиятельной из всех натуралистических групп. Его пейзажи вдохновляли художников из Европы, Америки и Австралии своими спонтанными картинами на свежем воздухе.

Они были направлены Теодором Руссо (1812-67), и его наиболее важными членами были:

— Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875): Память о Мортефонтене (1864), Колокольня Дуэ (1871), Мост Нарни (1825-1828), Кафедральный собор Санса (1874).

— Жан-Франсуа Милле (1814–1875 гг.): «Глинерс» (1857 г.), «Ангелус» (1859 г.), «Человек мотыги» (1862 г.).

— Шарль Добиньи (1817-78): Муассон (1851), Урожай (1852), Ферма (1855), Речной пейзаж (1860).

Импрессионизм (1873-86)

Самым известным натуралистическим движением был импрессионизм. Основным вкладом в натурализм импрессионистов была их способность воспроизводить свет именно так, как они его наблюдали..

Кроме того, они могут воспроизводить преходящее влияние света на цвет и форму. В результате многие работы содержат множество неестественных цветов, таких как розовый стог сена на закате или серая трава в зимний полдень.

Точно так же его мазки и другие живописные техники иногда придают работе атмосферное, даже экспрессионистское, качество, которое не является натуралистическим..

Наиболее представительными художниками импрессионизма на открытом воздухе были:

— Клод Моне (1840–1926): сливовые цветы Ветей (1879), Сена в Ветей (1879), Ивы (1880), Пшеничное поле (1881).

— Пьер Огюст Ренуар (1841-1919): Торс-де-Муджер аль-Соль (1875-1876), Хранилище (1876), Качели (1876), Шар ветряной мельницы Ла Галетт (1876).

— Альфред Сислей (1839-99): Аллея каштанов (1869), Снег в Лувесьене (1874), Пейзаж с инеем (1874), Зима в Лувесьене (1876).

— Камиль Писсарро (1830-1903): Дорога, Лувесьен (1870), Въезд в деревню (1872), Въезд в деревню Войзен (1872), Камино Эрмитаж (1875).

Источник

Натурализм в литературе: предпосылки и особенности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Критики и литературоведы без малого сто лет проявляют интерес к такому явлению, как натурализм в литературе. Возникший в литературе западноевропейских стран в конце XIX века, натурализм всегда сопровождался непримиримой борьбой сторонников разных идейных и эстетических взглядов, представляя собой достаточно сложное, вариативное, неоднородное художественное течение.

Предпосылки возникновения

Предпосылки возникновения художественного течения обусловлены успехами науки в области естествознания:

Писатели-натуралисты пытались в своих произведениях объективно представить реальность методом литературных «протоколов», превращая романы в «документы», характеризующие состояние общества в заданном месте и времени.

В результате, откровенность описаний быта в трущобах, борделях и других местах, которые ранее было неприлично упоминать в текстах, способствовала скандалам при публикации романов.

Готовые работы на аналогичную тему

Натурализм в зарубежной литературе

Обладая особым художественным языком и совокупностью эстетических и идейных принципов, натурализм является основным ненормативным стилем, характеризующим европейскую и американскую литературу XIX-XX веков.

Впервые натурализм в литературе появился во Франции в 1860-х годах, когда были опубликованы романы «Жермини Ласерте» Э. и Ж. Гонкуров и «Тереза Ракен» Э. Золя. К последователям этого направления в литературе относятся выдающиеся авторы:

Натурализм во французской литературе представлялся наиболее последовательным. Он характеризовался не только новой тематикой, образностью и композиционными принципами, но и особой философией языка.

В английских натуралистических романах главными темами выступали протесты социальным и моральным запретам, конфликты между «отцами» и «детьми». При этом английские романы были написаны наивным и старомодным языком, в чем сильно проигрывали французским.

Сатирическим гротеском и фантастическими элементами изобилуют натуралистические произведения Германии XIX-XX веков.

Скандинавским авторам была характерна культивация иррациональной стороны борьбы полов.

На американский натурализм в литературе наложила отпечаток разработка национальной идеи и желание разграничить, отделить в литературе американский язык от британского.

Натурализм в зарубежной литературе повернул читателей к людям низшего сословия, которые к тому времени стали основной рабочей силой индустриального мира. Писатели-натуралисты увидели в них героев своих произведений: трагедий и даже любовных романов.

Натурализм в русской литературе

В русскую литературу художественное течение попало с публикацией очерков Э. Золя «Парижские письма» в журнале «Вестник Европы» в 1872 году.

В России отсутствовали крупные творческие силы литераторов-натуралистов, в это время буржуазная культура и идеология были поглощены нарастающей революционной ситуацией в стране. В то же время, русское натуралистическое движение в литературе делилось на два типа:

Такое деление натурализма в литературе не позволило ему достигнуть своей эстетической завершенности.

Говоря о некоторой близости к натурализму, критики отмечали схожесть повествования произведений «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского и «История одной семейки» З. Золя. Оба автора поднимали вопросы семьи, наследственности и среды обитания. Но у Ф. Достоевского эти понятия несут совершенно иной смыл, чем у французского писателя и публициста. Русский писатель не считает человека неспособным противостоять тяготам жизни, наделяет его высокой нравственной и духовной сущностью.

Отдельные черты натурализм прослеживаются в творчестве И. Тургенева и А. Чехова. А. Чехов сам, будучи врачом, глубоко уважал естественные науки. В то же время он категорически возражал против суждения о том, что поведение человека обусловлено лишь его биологической сущностью. Герои Чехова пытались изменить жизнь к лучшему, характеризовались высокой духовностью и нравственностью.

В общем, русским писателям начала XX века была свойственна невольная полемика с натурализмом. В своих произведениях они признавали индивидуальную волю человека, поднимали вопросы его личной ответственности и обращались к его совести.

Таким образом, натурализм как явление в литературе XIX-XX веков расширил горизонты художественного отображения, опроверг многие традиционные взгляды и моралистические предрассудки, чем способствовал демократизации литературных тем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *