Что такое натуральность написанного полотна
Холст для рисования, какие бывают и как выбрать
Для рисования маслом или акриловыми красками наиболее подходящей основой является холст. Естественно, это не единственный вариант у художника, так как создавать шедевры можно и на грунтованном картоне. Тем не менее, именно холсту отдается предпочтение, причем на то есть масса объективных причин.
Две одинаковые картины, сделанные на разных основах, будут выглядеть совершенно по-разному.
Холст добавляет картине презентабельности, передает новые ощущения, дарит собственную фактуру. Выбрать материал не так просто, учитывая то разнообразие, в котором он представлен в продаже.
Этому вопросу следует уделить особое внимание, так как удачно подобранный холст позволяет самому художнику получить удовольствие во время работы, а также дает качественный результат.
Основа для холста
При выборе холста следует помнить о различных видах его классификации, однако в первую очередь потенциальный покупатель обращает внимание на то, в каком виде продается материал.
В зависимости от этого, отличают несколько видов основ, причем основа считается достаточно важной характеристикой любого холста. Холст обычно наклеивают на плиту МДФ, ДВП или же натягивают на подрамник. Реже в качестве основы выбирается толстый картон или оргалит.
Подрамник сделан в виде жесткого каркаса. Он собирается из деревянных, пластиковых или алюминиевых реек. Холст натягивается на конструкцию достаточно плотно, тем не менее, на раме он «дышит», поэтому краска высыхает равномерно и быстро.
По качеству подрамники бывают разными. Хорошие модели оснащены специальными бортиками.
Благодаря им, холст не соприкасается с самой основой.
Это очень важно в процессе рисования, так как незастывшая краска может приклеить полотно к рамке и при этом изменится его натяжение.
У деревянных подрамников рейки сделаны из березы, бука, сосны, дуба и прочих твердых пород древесины. Они отлично переносят перепады температуры и влажности, не деформируясь. Но при выборе подрамника все равно полезно проверить его геометрию, положив каркас на ровную горизонтальную поверхность.
Необходимо, чтобы все четыре угла одновременно касались поверхности.
Алюминиевые подрамники появились относительно недавно. Они обладают необходимой прочностью, а также малой массой, что незаменимо в художественном творчестве.
Но острые алюминиевые углы реек часто прорезают полотно, поэтому такие рамки приходится дорабатывать.
Подрамники из пластика обладают единственным достоинством – малой ценой. В остальном же такие конструкции уступают своим аналогам. Пластик гнется, поэтому полотно не удастся хорошо натянуть.
Отличаются подрамники и по своей конструкции. Различают глухие и модульные подрамники. Рейки глухого подрамника скреплены между собой металлическими скобами и клеем. Они остаются неподвижными друг относительно друга, поэтому отрегулировать натяжение холста в такой конструкции невозможно.
Кстати, достаточно часто возникает необходимость регулировки, так как холст может провисать.
Модульные подрамники собраны при помощи шипового соединения, поэтому есть возможность регулировать натяжение полотна путем установки специальных клиньев в пазы.
Жесткий каркас для холста позволяет избавиться от необходимости использования мольберта. Это очень удобно, особенно в работе на пленэре. Если полотно наклеено на основу, то оно в меньшей степени подвергается различного рода деформациям, уменьшается риск повреждения или провисания холста.
Таким образом, факторы, негативно влияющие на качество красочного покрытия, сводятся к минимуму. Основы из толстого картона востребованы начинающими художниками. Они недорого стоят и позволяют создавать этюды или эскизы небольших форматов. Таким образом, можно познавать различные приемы работы с маслом или акрилом. Готовую работу можно впоследствии вставить в стандартную раму.
Основа из древесно-волокнистой плиты или оргалита применяется в том случае, когда на холст накладывается краска в несколько слоев, а также картина переполнена декоративными элементами. Но у такой основы есть один существенный минус.
Он достаточно тяжелый и даже в центре может прогибаться под действием собственной тяжести.
Для написания картин большого формата удобнее приобретать холсты в рулонах. Художник отрезает кусок полотна нужного размера и фиксирует его на основе или на подрамнике самостоятельно. Минус заключается в том, что без должного опыта и навыка достаточно сложно правильно натянуть холст на подрамник.
Как выбрать ткань для холста
Холсты для рисования могут быть выполнены из разных тканей, причем как из натуральных, так и из синтетических. Но не все ткани схожи по своей применимости, а некоторые из них вовсе не подходят для живописи.
Рассмотрим популярные варианты хлопковых, льняных, синтетических и смесовых тканей.
Зернистость холста
Еще одной важной характеристикой, которую учитывают художники при выборе холста, является его зернистость.
Еще при покупке следует обратить внимание на эту деталь.
Зернистостью как раз и является та фактура, о которой мы постоянно говорим. Она напрямую зависит от толщины нити сотканного материала. Если холст не покрыт грунтовкой, то зернистость с его лицевой и изнаночной стороны должна быть одинаковой. Традиционно различают три степени зернистости холстов:
Мелкозернистые полотна обладают почти идеально гладкой поверхностью. Такие холсты обычно выбирают при работе над портретами, миниатюрами а также в тех жанрах, где необходима точная цветопередача и детальная прорисовка элементов.
Именно мелкозернистые холсты следует выбирать, если в работе планируется применять метод лессировки, то есть, работать с полупрозрачными слоями.
Например, если начинающий художник не знает, какой вариант холста выбрать, то рекомендуется начинать оттачивать свое мастерство на материалах со средней зернистостью. Он подходит для большинства техник и форматов.
Крупнозернистый холст (плотность до 600 г/м 2 ) предназначен для написания больших по размеру картин. Фактура ткани хорошо удерживает густые и тяжелые слои краски.
Не секрет, что при работе с акрилом или маслом используется специальный инструмент – мастихин. Крупнозернистые холсты в наибольшей степени подходят для нанесения краски художественным шпателем.
Классификация по типу плетения
В зависимости от того, как на холсте расположены волокна, различают несколько типов плетения. Этот вид классификации также считается популярным среди художников.
При выборе холста важно помнить, что он по своим свойствам и характеристикам должен, прежде всего, соответствовать той технике письма, которую планируется применять в работе.
К примеру, если предполагается накладывать тонкие слои краски для гладкой живописи (с отсутствием фактуры), то следует выбирать мелкозернистые холсты. Пастозная живопись ведется по фактурным полотнам, то есть используются крупнозернистые холсты с частым плетением, чтобы материя выдержала тяжесть краски.
Выбор грунта
Для более прочного скрепления основы и краски на холст наносится специальный состав – грунт. Параллельно с этим, грунт может выполнять и второстепенные функции, придавая холсту нужную фактуру или фон.
Обычно на полотно наносят несколько слоев грунтовки, но самостоятельно проделывать эту работу не придется, так как в большинстве случаев специальные холсты для рисования продаются предварительно обработанными проклейкой и грунтовкой.
Для новичков такие холсты будут настоящим подарком, хотя и здесь при выборе придется учесть некоторые нюансы.
Художники со стажем предпочитают обрабатывать основу самостоятельно, поэтому приобретают негрунтованный холст в рулонах.
Вид используемого грунта напрямую влияет на прочность красочного слоя.
При выборе готовых холстов приходится проверять качество грунта.
Оцените визуально состояние полотна.
На его поверхности не должно быть никаких ниток, зазубрин, точек. На мелкозернистых холстах фактура сквозь грунт не должна проступать. Целостность покрытия проверяется при помощи живописного льняного масла.
На поверхность полотна наносится слой масла. Если грунтовка качественная, то с основой ничего не произойдет, и она не поменяет своего цвета. Если же через мельчайшие трещины в грунте масло проникло на холст (о чем будет свидетельствовать появление темных пятен), то такая основа для рисования не подойдет.
В результате того, что краска протечет через мелкие трещины грунтовки, на картине будут образовываться затемнения, которые лаком подкорректировать или убрать не получится. Опытные мастера всегда дорабатывают готовые холсты, нанося на полотна слой акрилового грунта или желатинового клея.
Для самостоятельного грунтования холста потребуется определенный навык и сноровка, так что рано или поздно новичку придется начинать экспериментировать. Приведем один из многочисленных примеров алгоритма подготовки холста к работе.
Желатин разводится согласно инструкции, но желательно выбирать более насыщенные виды. Их можно отличить по характерному ярко-желтому цвету. Как только он загустеет, можно приступать к работе. Желатин на холст наносится обычным шпателем.
Необходимо стараться втереть вещество сквозь ячейки плетения.
Слой должен подсохнуть, а затем можно наложить еще один слои и тоже выждать время, чтобы он засох. Дальнейшие действия зависят от того, какой фон хочет получить художник. На слой желатина необходимо положить белую фасадную краску, а для получения фона в краску добавляют краситель.
Краска доводится до сметанообразной консистенции и наносится в два слоя при помощи широкой кисти. На финальной стадии холст покрывается фасадной пропиткой, но некоторые специалисты добавляют в краску мел или цинковые белила. Холст будет готов к работе примерно через 5-7 дней.
Советы для выбора холста
К сожалению, мы не всегда принимаем правильное решение, и цена ошибки может быть очень высокой. При неправильном выборе холста может пойти насмарку работа нескольких недель или даже месяцев.
Чтобы минимизировать риски, нужно уметь выбирать основу еще до ее приобретения. Но некоторые «неприятности» считаются нормальными, так как легко устраняются.
Например, если вы купили холст на деревянном подрамнике, и он провис, то исправить ситуацию поможет регулировка реек.
Для этого достаточно в специальные паза вставить клинья, и рейки разойдутся. При неправильном хранении холста на полотне образуются вмятины. Такое бывает, когда на материал опирается подрамник меньшего размера своим углом.
Усиливать натяжку холста не следует.
Ситуацию можно спасти простым смачиванием холста водой из пульверизатора. Останется только дождаться, когда холст высохнет.
При выборе холста обязательно проверяется качество волокон. На них не должно быть узлов и прочих ткацких дефектов. Такие дефекты даже после грунтовки могут портить слой краски и разрушать его.
Если вы приобретаете грунтованный холст, убедитесь в том, что он прогрунтован равномерно, даже по краям.
Именно от-за отсутствия грунта по краям краска начинает подниматься и быстро отваливается.
Пейзажи лучше рисовать на холсте с натуральным оттенком грунтовки (от бежевого до коричневого). С крупнозернистыми холстами без должного опыта работать сложно. Ячейки необхиомо прогрунтовать так, чтобы все пустоты закрылись.
Определенные требования предъявляются и к подрамнику. Для холстов, ширина которых в большей части не превышает 50 см, должен быть подрамник, состоящий из реек толщиной около 4 см.
При больших размерах полотна ширина рамки должна быть не менее 5,5 см. Работы крупных форматов выполняются на подрамнике, усиленном поперечными рейками. Как можно догадаться из вышесказанного, предпочтение лучше отдать модульному подрамнику. В полный комплект должны входить специальные клинья для регулировки реек.
Как определить вид ткани по внешнему виду и на ощупь
Если в магазине на ценнике написано «лен», то это совсем не значит, что перед вами действительно лен. Вполне возможно, что это чистая синтетика, имитирующая льняное полотно. И надпись «кашемир» не гарантирует наличие шерсти в ткани. Производители ткани научились выдавать синтетику за лен, вискозу за шерсть…Поэтому, как говорится, доверяй, но проверяй.
Проверить вид волокна точнее всего пробой на горение. Но в магазине ткань жечь не будешь, поэтому важно уметь определять волокнистый состав материала по внешнему виду, на ощупь и пробой на смятие.
Рассматривая ткань, обращайте внимание на толщину, гладкость и блеск нитей, на жесткость — пластичность полотна. И прислушивайтесь к тем ощущениям, которые возникают при прикосновении к ткани.
Для пробы на смятие ткань сжать в кулак на 30 сек, затем отпустить и разгладить рукой. Характер складок поможет определить состав ткани.
Ткани из хлопковых волокон
Ткани из хлопковых волокон теплые на ощупь, слегка шероховатые, сухие. Их прикосновение к телу комфортно.
Ткани из длинноволокнистого хлопка (например, хлопчатобумажный батист) тонкие и более гладкие, поэтому может появиться ощущение шелковистости, но эта шелковистость еле уловимая, совсем не такая как у штапельных полотен.
Хлопчатобумажные ткани сильно сминаются, после разглаживая рукой, складки не исчезают. Добавление синтетики уменьшает образование складок.
P.S. Новые хлопчатобумажные ткани часто имеют жесткость, гладкость и даже легкий блеск из-за нанесенного на них аппрета, который во время стирки смывается.
Ткани из льняных волокон
Ткани из льняных волокон по внешнему виду и на ощупь похожи на хлопчатобумажные, но чуть жестче и прохладнее.
Льняные нити часто неравномерные по толщине, т.е. имеют утолщения на отдельных участках. А еще льняная пряжа может иметь небольшой блеск из-за особой граненой формы льняных волокон.
Льняные ткани плохо окрашиваются, поэтому им свойственные неяркие цвета: голубой, светло-зеленый, бледно-желтый… Если льняная ткань яркого цвета, то там добавки других волокон. Возможно даже, что льна нет совсем.
Льняные ткани сильно сминаются, образующиеся складки очень устойчивые, трудно разглаживаются не только рукой, но и утюгом. Поэтому в состав льняных тканей вводят синтетику.
Если ко льну добавлен хлопок или вискоза, ткань мнется также сильно, но разглаживается легче.
Ткани из натурального шелка
Очень приятные и мягкие на ощупь, имеют мягкий глубокий блеск, не похожий на резкий блеск тканей из химических волокон.
Ткани из креповых шелковых нитей (крепдешин) шероховатые за счет особого вида крутки нитей, блеск очень сдержанный, но все равно заметен.
Тонкие ткани из натурального шелка практически невесомые и их можно продеть через обручальное кольцо. Я проверяла, у меня получалось, хотя казалось, что это невозможно.
Неокрашенные ткани приятного кремового оттенка.
Ткани из натурального шелка сминаются не сильно, складки при разглаживании рукой постепенно исчезают.
Ткани из шерстяных волокон
Ткани из шерстяных волокон дают ощущение тепла и колючести. Не всегда можно уловить колючесть ладонью, поэтому можно прикоснуться к ткани более нежным местом, например, щекой или шеей.
Шерстяные ткани шерстистые, т.к. на поверхности торчат кончики шерстяных волокон. Их может больше или меньше в зависимости плотности и переплетения ткани, а также используемого вида волокна (шерсть тонкая, полутонкая, грубая, полугрубая).
За счет пушистости шерстяной пряжи шерстяные ткани матовые без блеска. Блеск появляется при неправильной утюжке и интенсивной носке на местах, которые испытывают постоянное трение (локти, колени..)
На чистошерстяных тканях при смятии образуются мягкие складки, исчезающие при разглаживании рукой.
На шерстяных тканях с добавлением растительных волокон образуются крупные рельефные складки, не исчезающие при разглаживании рукой.
На шерстяных тканях с добавлением синтетики образуются крупные кладки, исчезающие при разглаживании рукой.
Ткани из искусственных волокон
Ткани из искусственных нитей на ощупь жестковатые и холодные. Блеск резкий холодный, синтетический.
Ткани из штапельной пряжи по внешнему виду и на ощупь похожи на хлопчатобумажные, но более гладкие и шелковистые. Очень сильно сминаются, при разглаживании рукой складки не исчезают.
Подробнее про штапель читайте здесь
Ткани из синтетических нитей
Современная текстильная промышленность развивается и постоянно предлагает новые виды волокон, нитей, пряжи, переплетений, отделки полотна, поэтому ткани из синтетических нитей очень разнообразны по внешнему виду. Они могут быть, как явно синтетическими, так и имитировать натуральные.
Блеск у гладких синтетических тканей более резкий, чем у натурального шелка.
Синтетические ткани хорошо сопротивляются смятию. Образующиеся складки хорошо разглаживаются.
На ощупь синтетические полотна как бы «отстраненные», т.е. менее приятные и более холодные, чем натуральные. Но это порой такой трудноуловимый нюанс, который доступен только тем, кто много работает с тканями.
Единственный верный способ определить синтетическая ткань или нет, это провести пробу на горение. При горении синтетики всегда происходит оплавление.
Тренируйте свое умение чувствовать ткани. Это очень полезный навык, особенно для тех, кто шьет, т.к. позволяет предсказать поведение ткани во время шитья и носки, а значит и предупредить возможные неприятности.
СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВАШИМ ДРУЗЬЯМ ЭТО БУДЕТ ПОЛЕЗНО? ПОДЕЛИТЕСЬ С НИМИ В СОЦСЕТЯХ!
Как выбрать холст для рисования. Виды холстов
Качество будущей картины зависит не только от мастерства художника, выбранных кистей и красок, но и от основы для рисования. Именно этот фактор определяет, насколько комфортно вам будет работать и как долго проживет ваше творение.
Холст для живописи – не просто какая-то ткань, это специальный художественный материал, чьи характеристики: основа, ткань, зернистость, плотность, качество грунта, должны соответствовать ряду жестких требований. Далеко не каждое полотно может выдержать вес красок и испытание временем.
Содержание
Подрамник и виды основы для холста
Основа – одна из важнейших характеристик холста. Его либо натягивают на подрамник, либо наклеивают на оргалит (древесноволокнистую плиту, ДВП, МДФ) или толстый картон.
Пример холста в подрамнике
Подрамник представляет собой конструкцию из деревянных, алюминиевых или пластиковых реек, на которую натягивается полотно. Холст на подрамнике «дышит», а красочный слой сохнет быстрее и равномернее. Рейки обязательно имеют бортики, которые предотвращают его соприкосновение с основой. Если это произойдет, то он может приклеиться к рейкам, и тогда натяжение изменится.
Они отличаются и по конструкции.
У глухого подрамника рейки соединены между собой клеем или железными скобами. Отрегулировать натяжение полотна в случае его провисания нельзя.
У модульного подрамника рейки соединяются по принципу «шип-паз», в комплекте идут небольшие клинья (поэтому они также называют клиновыми). Если холст провиснет, то натянуть его можно, забив клинья в специальные пазы.
Плотная основа делает работу с холстом более удобной на пленэре, так как позволяет обойтись без мольберта. Кроме того, наклеенное полотно менее подвержено деформации и повреждениям, нет опасности, что оно провиснет и таким образом, ухудшит качество красочного слоя.
Какую ткань выбрать для холста?
Художники используют для своих работ самые разные ткани из натуральных, искусственных, смесовых волокон, однако они не одинаково пригодны для живописи. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных вариантов.
Хлопковый холст
Хлопковая основа – гарантия приятной работы. Это очень послушный и довольно долговечный материал. Дело в том, что на нем начали писать относительно недавно, и испытание временем он еще не прошел.
Плюсы:
Минусы:
Хлопковые холсты предназначены в основном для ученических и любительских работ.
Льняной холст
Льняные холсты считаются классикой и предназначены для профессиональных работ. Их используют в живописи столетиями. После такого испытания временем они зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Холсты делают из волокон стебля льна, и потому они имеют характерный серый или желтоватый оттенок. Лен – очень прочный материал, устойчивый к деформации и механическим повреждениям, отлично сохраняет фактуру и форму, поэтому качество рисунка никак не страдает.
Плюсы:
Минусы:
Льняные холсты нужно уметь выбирать, и здесь новички могут попасть впросак. Дело в том, что полотно ткут как из длинного волокна, так из отходов обработки пряжи – короткого волокна и очеса.
Суровое и театральное полотно изготавливают как раз из коротких волокон и очеса, они имеют очень низкое качество, поэтому их лучше для живописи не использовать. Это технические ткани.
Синтетический холст
Холсты из искусственного волокна (100% полиэстер) появились не так давно, и о том, насколько они надежны и смогут ли обеспечить картине долгую жизнь, пока говорить рано.
Плюсы:
Минусом синтетических холстов считается их малое использование, то есть они еще не проверены временем, а потому профессиональные художники выбирают их редко.
Смесовые ткани
Это холсты, которые сотканы из нитей разных видов. Наиболее популярна комбинация хлопка и льна. Полотно объединяет плюсы обоих материалов:
Существенным минусом является высокая способность материала впитывать влагу. Холст, состоящий из хлопковых и полиэстеровых (лавсановых) нитей, отличается идеальной ровной и гладкой поверхностью, практически без фактурной зернистости
Плюсы:
Минусы: в различных условиях и хлопок, и синтетика будут вести себя по-разному, кроме того, смесовые ткани используются сравнительно недавно, и как долго картина сохранит свое первоначальное состояние, не скажет никто.
Опытные художники советуют выбирать холсты известных производителей и тщательно изучать состав полотна.
Зернистость холста
Это еще одна важная характеристика живописной основы, на которую нужно обратить внимание при покупке. Зернистость также называют фактурой. Говоря простыми словами, это толщина нити, из которой соткан материал. У негрунтованного качественного холста фактура одинакова с лицевой и изнаночной стороны.
Существуют и специфические виды холстов, например:
Переплетение холста должно быть или полотняным (для льна), или миткалевым (для хлопка). Это означает, что нити утка и основы переплетаются в ткани последовательно, образуя равномерное плетение.
Холст обязан строго соответствовать выбранной технике письма. Так, для гладкой живописи тонкими слоями следует выбирать мелкую или среднюю фактуру. Для пастозной живописи необходимо крупнозернистое полотно. Редкое переплетение не выдержит тяжести красок в любом случае.
Как выбрать правильный грунт? Виды грунта
Грунт – это специальный материал, который наносится на холст для того, чтобы создать прочную связь между основой и краской. Также он необходим для получения какой-то определенной фактуры или фона, которые предполагает задумка художника. Как правило, грунт наносится на основу в несколько слоев.
Многие холсты продаются уже грунтованными, то есть они полностью готовы к живописи, на них нанесены соответствующие проклейка и грунт. Это оптимальное решение для новичков, правда, и здесь есть свои нюансы при выборе, о них мы скажем чуть позже. Также встречаются грунтованный картон и бумага.
Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить основу к работе и приобретают негрунтованные холсты в рулонах или на подрамниках. От вида грунта зависит, насколько прочным будет красочный слой.
Как проверить качество грунтованной основы?
Именно поэтому готовые грунтованные холсты никогда не лишне доработать, то есть покрыть либо готовым акриловым грунтом, либо желатиновым клеем в 1-2 слоя.
Можно ли самостоятельно загрунтовать холст?
Этот вопрос волнует многих новичков. Да, можно, но для этого нужны определенная сноровка, терпение и время. Поделимся самым популярным рецептом.
Некоторые художники добавляют прямо в желатин истолченный мел или сухие цинковые белила, тогда нанесение белой фасадной краски не нужно.
Видео как загрунтовать холст:
Более подробно как загрунтовать холст вы сможете узнать, посмотрев вот это видео:
Решение проблем с холстом
Если вы начинающий художник, обязательно прислушайтесь к советам опытных товарищей. Итак, что делать, если…
Подоткните клинья-колышки в свободные пазы, и полотно выровняется.
Такое случается при неправильном хранении, когда на картину опираются подрамником работы меньшего формата. В этом случае сбрызнете полотно с обратной стороны водой из пульверизатора. При высыхании холст снова натянется без изъянов.
Практические советы при выборе холста
Вот и все, что нужно знать начинающему художнику о холстах. Желаем творческих успехов!