Что такое натюрморт обманка
Жанр Trompe loeil: 3D рисунки и обманки в живописи
Сегодня проведу небольшой экскурс в жанр 3D, «trompe l’oeil» и «обманоки» в изобразительном искусстве. В изобразительном искусстве жанр Trompe l’oeil (тромплеи, обманки) применяется со времен Древней Греции. По легенде, на изображение виноградной грозди руки художника Зевксиса, слетались птицы ее клевать.
В европейской живописи тромплеи нашли свое отражение в натюрмортах. Это необычные классические натюрморты. Мастера обманок применяют много технических приемов, чтобы ввести в заблуждение зрителя. Они вызывают у зрителя неподдельный интерес к изображению, желание прикоснуться к изображению. Художник заставляет зрителя задуматься, реальные ли это предметы или двухмерное изображение. Но как только это сближение происходит, обманка растворяется, представляя взгляду зрителя всего лишь изображение.
Нужно заметить, что речь идет не о гиперреалистичном искусстве. А о куда более тонкой грани между условностью изображения и созданием иллюзии, имитации, игры, в которую втянуты чувства зрителя.
Толстой Федор Петрович, «Ягоды красной и белой смородины», 1818г. В этой работе художник сталкивает разные типы условности: нарисованные ягоды с тенью, и капли воды как бы настоящие. Иллюзия основана на игре ощущений: ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка.
Георг Хинц «Шкафы для украшений» (1666г.).
Корнелис Норбертус Гисбрехтс (1630-1683).
Frederic Edwin Church (1826 – 1900).
Антони Леманс Йоханнес (1633 – 1688).
Samuel van Hoogstraten (1627–1678).
Сергей Судаков (н/в) — еще один тип trompe l’oeil: предметы как бы выходят за рамки картины.
Теплов Георгий Николаевич, Натюрморт с нотами и попугаем, 1737г.
Свое развитие жанр trompe l’oeil получил в монументальной и интерьерной живописи. Обманка в интерьере позволяет визуально расширить пространство, обогатить его приумноженной трехмерностью и очень богатой игрой чувств для присутствующего человека. Такая живопись вызывает желание не только потрогать, но и шагнуть за грани иллюзорного пространства.
На этом фото: роспись стен входа в аллею в виде стеллажей и предметов на них.
На этом фото: в круглой комнате прописана стена с иллюзией галереи.
Еще фото жанра trompe l’oeil в интерьере.
В настоящее время жанр trompe l’oeil развился в другое направление — 3D рисунки. 3D рисунки не только продолжают свое развитие на холсте и бумаги. Они вышли далеко за пределы холстов и помещений.
В Стрит-арт, пожалуй, самым известным художником является Курт Веннер. Он рисует свои шедевры мелом на асфальте. Нужно заметить, что для такого рода обманок уже недостаточно знаний только перспективы и свето-тени. Важно мастерское применение техники проекции (анаморфоза).
Несколько фото Курта и других художников.
А вот примеры trompe l’oeil на стенах домов.
Обманки на улицах Uskadar в Стамбуле. Испанский уличный художник Pejac.
И на последок, предлагаю посмотреть 3D рисунки, сделанные карандашом.
«Ах, обмануть меня не трудно.
Я сам обманываться рад!»
А. Пушкин «Признание»
В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманка», или «тромплей» (фр. trompe-l’;il, «обман зрения»).
История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.
Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине.
Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее.
Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком.
Мастера умело использовали светотень, передавали блеск стекла, металла, тщательно выписывали фактуру предметов, стараясь сделать их, осязаемо реальными.
Поскольку тромплеи в принципе делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, они иногда не вставлялись в раму, чтобы выглядеть как можно более естественными.
Внимательно рассматривая эти картины, зритель был часто «. сам обманываться рад», восхищаясь мастерством и изяществом их исполнения.
Жанр живописной обманки XVII века оказался тесно связан с искусством самых разных уровней, эмоционально объединяя виртуозные, но всего лишь любопытные обманки Хоогстратена и Гейсбрехта, например, с высочайшим искусством Питера де Хоха и Вермеера Дельфтского.
В России самым знаменитым мастером тромплеи был художник начала XIX века граф Федор Толстой. Он был почетным членом многих европейских Академий художеств.
Сложно даже сказать, какие произведения в первую очередь приходят на ум любителю искусства при упоминании его имени, но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны.
И в этом искусстве Федору Толстому трудно найти равных.
Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818) он повторял столь многократно, что сам художник говорил: «. можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной».
Обманка в живописи – от античности до наших дней
Э тот приём в искусстве называют ещё «тромплёй», что в переводе с французского означает «обман зрения». Обманка в живописи – это создание такого изображения, когда у зрителя возникает ощущение реальности объекта. Кажется, что нарисованные предметы, животные или люди находятся в трёхмерном, а не в двухмерном пространстве. Своего рода 3D, история которого насчитывает столетия.
Обманка в живописи родилась в античности
Уже во времена Древнего Рима этот приём активно использовали в архитектуре. Чтобы создать иллюзию просторного помещения, на стене комнаты живописцы могли нарисовать дополнительные окна или атриум. В Древней Греции известный художник Зевксис рисовал фрукты, которые трудно было отличить от живых. Даже пернатые слетались, чтобы их поклевать.
Зевксис считал себя непревзойдённым мастером обманки, пока не увидел работу другого художника – Парразия. Вернее, он попросил разрешения сбросить изорванную штору, скрывавшую новую картину Парразия. И тут оказалось, что дырявая ткань нарисована. Зевксис признал себя побеждённым – сопернику удалось обмануть искушённый взгляд художника.
В эпоху Ренессанса приём обманки широко применялся в Италии. Живописцы Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли рисовали фрески, используя законы перспективы, чтобы увеличить пространство. Очень интересные работы, в которых использован тромплёй, создали французские мастера. Жан-Франсуа де Ле Мотт и Антуан Фор-Бра рисовали натюрморты-обманки. Позже появляются фигуры-обманки и сразу завоёвывают большую популярность.
Людей или животных в натуральную величину рисуют на тонких деревянных панелях, а затем вырезают. Такие фигуры украшают экраны каминов, устанавливаются в комнатах, скверах. Порой гости не решались входить в зал, видя, что там «горничная подметает пол». В России примеры обманки в живописи можно увидеть в Галерее Гонзаго, впечатление производит также роспись столовой Павловского дворца – это ещё одна работа Пьетро Гонзаго.
Работы в технике обманки – подробнее о самых известных
На картине Жана-Франсуа де Ле Мотта, которая неофициально называется «Обманка в отеле Санделин», изображена деревянная рама. На ней закреплены на ремнях письма, тетради, записки. Создаётся впечатление, что они размещены в беспорядке. Зрители могут прочитать лишь часть надписей, остальной текст скрывается под другими бумагами.
Мастерское исполнение создаёт иллюзию реальности. Кажется, стоит лишь протянуть руку, и можно взять любое из писем. Автором знаменитого полотна «Мольберт художника» называют Антуана Фор-Бра (некоторые искусствоведы и это полотно приписывают де Ле Мотту). Зрители видят мольберт, на нём – незавершённую картину, рядом прикреплены эскизы, тут же – палитра, кисти…На самом деле – всё это одна картина, нарисованная маслом. Люди, приходившие в мастерскую Фор-Бра, сначала не обращали на эту работу никакого внимания. Но, разглядев её, приходили в восторг и готовы были заплатить за полотно большие деньги.
Автором фигур-обманок, получивших впоследствии огромную популярность, называют голландца Корнелиса Бисхопа, жившего в 17-ом веке. А российская художница, профессор Татьяна Назаренко представила на суд зрителей обманки, изображающие наших соотечественников в 90-х годах. Тут и бандиты, и нищие, и обычные люди, из тех, что на кухне обсуждают политические новости.
Тромплёй в наши дни
До недавнего времени тромплёй использовали в кино. Часть сцены изображали на стекле и помещали его перед камерой. Это позволяло создать нужный эффект по время съёмки. Один из наиболее известных фильмов, который можно привести в пример – «Звёздные войны». С тех пор как широкое применение в кинематографе нашли компьютерные технологии, обманка применяется редко. Зато этот приём востребован при создании трёхмерных татуировок, и выполнении реалистических картин на асфальте или стенах зданий.
Сегодня обманки украшают фасад театра Сен-Жорж по Франции, полки с книгами нарисованы на стене дома во французском городе Леоне. Дома, расписанные обманками, есть в Германии, и даже в столице Кубы – Гаване. А известный художник Курт Веннер и его последователи рисуют свои шедевры мелом на асфальте. То, что они делают, кажется фантастикой. На эти изображения невозможно наступить, настолько они «реальны».
Читайте также:
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Голландский натюрморт
Большой популярностью в XVIII столетии пользовался пришедший из Европы жанр натюрморта-“обманки”. Подобные произведения в русской живописи показывали полки с книгами и различные предметы, развешанные на деревянной стенке. Распространены были также натюрморты типа vanitas (“суета cует”). Натюрморты-“обманки” делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. Подобные натюрморты не вставлялись в раму — они должны были выглядеть как можно более естественными.
Чтобы у зрителя появилось желание дотронуться до предметов, представленных на “обманке”, художники писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги. Фрагменты надписей побуждали человека протянуть руку и отдернуть иллюзорную занавеску, чтобы прочитать фразу целиком. Мастера умело использовали светотень, тщательно выписывали фактуру предметов на таких натюрмортах, стараясь сделать их осязаемо реальными. С помощью световых бликов передавался блеск стекла, металла.
Курс предназначен для людей, имеющих базовые знания и навыки живописи.
Стоимость курса из 7-х занятий 9450 руб. В стоимость входят краски, кисти, разбавители, лаки. Холст приобретается за дополнительную плату. Продолжительность занятия в курсе 3 часа. По мере необходимости (при необходимости более тщательно дописать картину) возможна доплата еще 2-3 занятий для полного завершения работ. Онлайн-конференция«Современная профориентация педагогов |