Что такое научение и обучение в чем отличие

Научение и обучение. Есть ли разница?

Что такое научение и обучение в чем отличие. Смотреть фото Что такое научение и обучение в чем отличие. Смотреть картинку Что такое научение и обучение в чем отличие. Картинка про Что такое научение и обучение в чем отличие. Фото Что такое научение и обучение в чем отличие

Про наше обучение все понятно. Требования к наличию обучения у работников зафиксировано в Трудовом Кодексе РФ. За отсутствие обучения по охране труда государственный надзор по труду при проверках предприятия штрафует. Про обучение говорят почти на каждой конференции по охране труда. Но так ли все просто в международной терминологии и нашем понимании международных стандартов по обучению?

Если мы посмотрим описание слова «обучение» в Википедии, то поймем, что не так все однозначно, как кажется. Мы увидим 11 высказываний об обучении: как процесса, как деятельности, как вида деятельности, как явления, как взаимодействия между обучающим и обучаемым.

В конце страницы про обучение, очень скромненько, Википедия дает нам ссылку на малопонятное для нас понятие «научение».

Заранее отмечу, что именно это понятие, которое в Википедии почему-то даже не имеет перевода на английский язык, используют психологи и иностранные корпорации. Научение (learning – анг.) также активно прописывается в стандартах ИСО.

Если сравнить с понятием «обучение», то совершенно другой смысл получается.

Это и есть различие. Взаимодействия разные: в нашем понимании обучения прописывается взаимодействие учителя и ученика, а в научении – взаимодействие организма и среды.

На английский язык слово «обучение» переводится как «education», слово «научение» как «learning». А еще популярны и часто используются в корпоративном процессе управления «training» и «development».

В чем же принципиальные смысловые отличия этих терминов?

Kevin Wheeler рассматривает различия между «научением», «образованием», «развитием» и «тренингом», предоставив нам различные научные определения каждого термина. На рисунке к статье – подсказки.

Знания и навыки, полученные в результате инструктажа и тренинга (Webster)
. систематическая инструкция. (Оксфордский справочный словарь, стр.448)
Образование фокусируется на изучении новых навыков, знаний и установок, которые позволят человеку принять новую работу или выполнить другую задачу в определенное время в будущем. (Nadler, стр.6)
Когда поведение в конце опыта научения неизвестно, потому что оно непостижимо, оправдание для обучения состоит в том, чтобы улучшить самочувствие человека, а не обязательно улучшение производительности, которое легко переводится на повышение эффективности организации (хотя что может случиться), предприятие называется образованием. (Учебный план на рабочем месте, стр. 13)

Деятельность по развитию не связана с работой, но ориентирована как на личностный, так и на организационный рост. Основное внимание в таких мероприятиях уделяется расширению концептуальной основы и основы, относящейся к восприятию учащегося в областях, ранее не изученных или не испытанных человеком. (Nadler, стр.7)
РАЗВИТИЕ: Общая передача схожих навыков в совершенно разных условиях в целях улучшения того, как люди чувствуют, думают, ведут себя или сопротивляются обучению. (Dr. Simon Priest)

LEARNING (научение)
Акт приобретения знаний или навыков (Webster)
Знания, полученные в результате исследования (Оксфордский справочный словарь, стр. 814)
Постоянные изменения в человеке, связанные с прошлым опытом и возможностью приобрести навыки и знания.

По этой ссылке https://community.articulate.com/discussions/building-better-courses/difference-between-training-education-and-learning можно найти дискуссию в сети, где специалисты отвечают на такой же вопрос и дают поясняющие различие картинки. Из картинок хорошо видно, что «обучение» и «тренинг» являются составными частями «научения».

Вот один из ответов, который понравился.

Научение как большой зонтик. Процесс научения никогда не останавливается.

Образование – мы узнаем о чем-то. Иногда осознанно, иногда – это история, иногда обоснование.

Тренинг – мы учимся делать что-то. Это может быть жесткий навык, мягкий навык или процесс.

Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного. Я вижу 3 ключевых отличия нашего законодательства от международного по вопросам обучения, которые кажутся проблемами и приводят к непониманию международных стандартов.

1) У нас отсутствует теоретическая основа «научения», в состав которого входит «обучение» на основе научных теорий.

2) У нас не учтена научно – понятийная терминология взаимодействия организма и среды.

3) У нас не учтено понятие «развитие», как передача навыков в организационном управлении предприятиями.

Как я понимаю решать эти проблемные вопросы должны серьезные люди из научно – технического круга, а не специалисты по социальным отношениям.

Источник

Различия между понятиями: «учение», «обучение», «научение», «учебная деятельность».

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.

Кроме того, понятие «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличие от понятия «учение». В зарубежной психологии понятие «научение» употребляется как эквивалент «учения». Если «обучение» и «учение» обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает и сам процесс, и его результат.

Рассматриваемую триаду понятий ученые трактуют по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и Н.Ф. Талызиной таковы.

рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но прежде всего обращает внимание на автоматизированный уровень навыков;

учение представляет как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний (Маркова А.К., 1990; аннотация).

1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2. В «классической» советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

Источник

Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение», «учебная деятельность»

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого его социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Учение рассматривается как разновидность научения.

Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях. Рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.

«Научение» и «обучение« относятся и к человеку и животным, в отличие от понятия «учение». Если «обучение» и «учение» обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то «научение» описывает и сам процесс, и его результат.

Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. Охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление).

Виды научения.

Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).

Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.

При интеллектуальном предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Условнорефлекторноепредполагает возникновение нов.форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, кот.раньше реакции не вызывал.

Оперантноеумения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок. Задача у индивида пораждает комплекс реакций, организм пробует каж.из них. Та реакция, кот.привела к наилучшему резкльтату обеспечивает оптимальное приспособление организма к сложившейся ситуации.

Викарноенаучение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате кот.чел.перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.

Вербальноеприобретение нов.опыта чрез язык. Научение через знак

Источник

Каталог статей

Учение, обучение, научение, учебная деятельность, их сопоставительный анализ и взаимосвязь. Научение как результат учебной деятельности школьника. При помощи каких видов научения возможно усвоение ребенком нового материала на уроках. Проблема выбора наиболее рациональных механизмов научения (от чего зависит выбор механизмов научения).

Науче́ние — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого его социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, рассматривается как разновидность научения. В учебной деятельности участвуют два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим.

Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.

В зарубежной психологии понятие «научение» употребляется как эквивалент «учения». Если «обучение» и «учение» обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает и сам процесс, и его результат.

Рассматриваемую триаду понятий ученые трактуют по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и Н.Ф. Талызиной таковы: (см.рисунок)

Учебная деятельность – деятельность субъекта, направленная на освоение общих способов действия и саморазвития в процессе реализации и контроля, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Можно сделать вывод, что учебная деятельность это процесс усвоения новых знаний умений навыков, опыта, соответственно научение – это результат учебной деятельности.

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным

1. Научение по механизму импринтинга.Представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению.

2. Условно-рефлекторное научение.В его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов.

3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок».

4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения

5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении.

Научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов: формирования ассоциаций (установления связей между отдельными знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области формирования умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования понятий), инсайта («догадки», т. е. непосредственного усмотрения какой-либо новой информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы для создания новых знаний, предметов, умений и навыков).

Источник

Различия между научением, обучением и учением.

Возникает вопрос, почему используются различные понятия?

Дело в том, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения.

Это и послужило основанием и для использования этих понятий отдельно и вместе.

Характеризуя с разных сторон учебную деятельность как процесс учебно-познавательного взаимодействия учителя и учащихся мы будем пользоваться всеми понятиями.

Различия.

Обучение от научения

Является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым (научение может происходить стихийно).

2. Учение также может выступать, как организованный или неорганизованный процесс.

3. Научениеможет явиться побочным итогом любой деятельности, а понятие учение, обучение обычно связаны со специальной учебной деятельностью.

5. Разница между научением, обучением и учениемв том, что готовность к этим видам присвоения информации у детей обнаруживается в разные возрастные периоды

а) к элементарным видам научения (импринтинг, условнорефлекторное, оперантное) ребенок практически готов с первых дней и месяцев жизни.

6. Если в качестве основного мотивадеятельности выступает познавательный интерес, то говорим об учебной деятельности.

Если мотив заключается в удовлетворении каких-либо иных потребностей индивида, то пользуются понятием «научение

4. Механизмы научения.

Формирование ассоциаций.

Этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта.

Подражание.

Выступает в качестве основы для формирования главным образом умений и навыков.

Различение и обобщение.

Связаны преимущественно с формированием понятий.

Инсайт (догатка).

Представляет собой непосредственное усмотрение человеком какой-либо новой информации, или чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту.

Инсайт является базой для развития интеллекта ребенка.

Творчество.

Служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых образцов для подражания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *