Что такое научная область по истории
История и историки
АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)
I. История как наука. Функции, методы и принципы исторического познания. Характеристика основных исторических источников.
II. Историческое сознание и его роль в развитии общества.
III. Первооткрыватели российской истории (В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский). Основные исторические школы.
I. История является одной из древнейших наук. Греческое слово “historos” означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. История – это наука о процессе развития природы и человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни во всем ее многообразии, противоречивости, конкретности.
Историк В. Ключевский об истории как науке писал: “В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах”.
История как наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии представляет собой совокупность различных действий, поступков отдельных личностей, человеческих коллективов, состоящих в определенной взаимосвязи, составляющих человеческое общество. Поэтому предметом изучения истории являются действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.
По широте изучения объекта история подразделяется: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки, история Австралии), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России, история южных и западных славян).
Историческая наука прошла несколько этапов развития по мере развития общества, обобщая опыт многих человеческих поколений, обогащаясь новыми историческими фактами. Основой ее является собирание, систематизация, обобщение фактов. Отрасли исторических знаний выделяют: гражданскую историю, политическую историю, историю государства и права, историю государственного управления, историю хозяйства, военную историю, историю религии, социальную историю, историю культуры, музыки, языка, литературы.
К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др. и целым комплексам – поселениям, могильникам и т.д.
Вспомогательные исторические дисциплины имеют более узкий предмет исследования, изучают его детально и способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом:
— хронология – изучает системы отсчета времени;
— палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
— дипломатика – исторические акты;
— нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
— геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
— сфрагистика – печати;
— эпиграфия – надписи на камнях, глине, металле;
— генеалогия – происхождение городов и фамилий;
— топонимика – происхождение географических названий;
— краеведение – историю местности, региона, края.
К вспомогательным историческим дисциплинам также относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, философия, социология, политология, юридические науки, литература и др. В отличие от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждая из существующих общественных, экономических, технических наук за время развития человеческого общества прошла свою историю. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как, историческая география, историческая генеалогия и др.
История выполняет несколько социально значимых функций. Первой из них является познавательная, интеллектуально-развивающая. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внутренней и внешней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Познавательная функция состоит в изучении исторического пути нашей страны и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России.
Вторая функция – практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.
В. Ключевский, определяя практическое значение знаний истории, отмечал: “Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своей собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями”. Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как оно прошло свой исторический путь.
Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение, т.е. взгляд на мир, общество, законы его развития может быть научным, если опирается на объективную реальность – исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором основана наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм, показывает роль личности в развитии общества, позволяет познать такие категории, как долг перед обществом, честь, а также увидеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Историческое познание опирается на определенные методы. Метод (способ исследования) показывает, как осуществляется познание, на каких научных принципах. Процесс познания истории состоит из трех компонентов: объекта исторического познания, исследователя и метода познания. К. Тимирязев, отмечая важность метода как инструмента исторического познания, писал, что “правильное его использование порой играет не менее важную роль в развитии знаний, чем какая-либо новая идея или даже теория”.
Наиболее распространенные методы исторического познания – это два основных подхода в исторической мысли, возникшие более двух тысяч лет назад: идеалистическое и материалистическое понимание истории. В методах познания исторических процессов принимаются и общенаучные методы: анализ, синтез, описание, измерение, объяснение и др.
Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Идеалисты считают, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, человеческое общество развивает сам человек, а способности к этому человеку даны Богом.
Сторонники материалистической концепции пришли к противоположному направлению: материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей и экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и отношения между людьми. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, определяющийся объективными закономерностями и находящийся под воздействием субъективного фактора через деятельность масс, политических партий, вождей.
Существуют также специально-исторические методы исследования:
— хронологический – предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности;
— синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
— дихронный – метод периодизации;
— метод исторического моделирования;
— статистический метод.
Только при сочетании и использовании всех методов могут быть соблюдены научность и достоверность при изучении исторического прошлого и настоящего страны.
Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами. Принцип исторического познания – это основное правило, которое необходимо соблюдать при анализе явлений и событий в истории. Основные научные принципы: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности.
Принцип историзма означает, что исторические факты, любое историческое явление и событие следует изучать в соответствии с исторической обстановкой в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Принцип историзма позволяет выяснить мотивы поступков и действия исторических личностей. При этом учитывается расстановка классовых сил, партий, общественных организаций в стране.
Принцип объективности предполагает опору на факты и явления в их многообразии, противоречивости и с учетом как положительных, так и отрицательных сторон. Для объективности изучения исторических явлений и фактов следует помнить, что факты необходимо накапливать и тщательно анализировать. При этом нужно учитывать, что при чтении исторической литературы мы встречаемся с субъективными знаниями. Так, летописцы, находившиеся на службе у князя, приукрашивали в летописях деяния своего князя. Более поздние летописцы при переписывании летописей также вносили свои поправки не всегда объективно. Примером служит “Повесть временных лет”. Поэтому для обеспечения принципа объективности учитывается личность историка, его теоретические и политические взгляды, его методология.
Принцип социального подхода ранее называли принципом классового, партийного подхода. Этот принцип позволяет рассматривать общественные процессы с учетом различных социальных интересов в обществе, а также учитывать субъективный характер в практической деятельности исторических личностей, в деятельности правительств, партий. Таким образом, ни один исследователь не может быть полностью свободным от взглядов, интересов своего окружения.
Принцип альтернативности предполагает степень вероятности осуществления тех или иных событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Рассмотрение возможностей исторической альтернативности дает возможность иначе оценить исторический путь различных стран, выявить неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее, ответить на вопрос: почему произошло именно это явление, событие.
История призвана объективно оценивать события и законы исторического развития. В истории постоянно идет накопление и открытие новых фактов и явлений, которые находятся в исторических источниках.
К историческим источникам относится все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Классификация исторических источников является одним из важнейших аспектов вспомогательной исторической дисциплины – источниковедения.
Многие классики отечественной истории решали вопрос классификации источников самостоятельно и объясняли систему классификации источников во введениях и предисловиях к своим работам. Одну из самых удачных классификаций источников предложил А. С. Лаппо-Данилевский. Он делил источники на остатки и предания. Согласно этой схеме, к остаткам относились остатки культуры и исторические факты, а преданиями считались изображения и интерпретации фактов. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского была распространена в досоветской историографии и повлияла на классификацию советского источниковедения.
В 1930 – 1960-х гг. предлагалось несколько вариантов типологизации источников. М. Н. Тихомиров взял за основу классификацию источников на исторические факты и предания. А. А. Зимин исходил из деления источников на три вида: материалы, отражающие социально-экономическую историю; материалы, отражающие историю внутренней и внешней политики; материалы, отражающие историю общественно-политической мысли и культуры. Кроме этого, в исторической литературе был распространен принцип различия источников по их происхождению в рамках определенной общественно-экономической формации. Однако последняя классификация вызывала затруднения в использовании, поскольку в пяти формациях нужно было еще выделять виды источников, кроме того, количество видов и специфика источников в формациях отличались.
Позднее советские историки предложили еще две классификации, распространенные и в настоящее время. Очень удачной и универсальной признается классификация Л.Н. Пушкарева, А. П. Пронштейна, И. Н. Данилевского. По этой схеме источники делятся на семь типов, групп или категорий:
— письменные источники;
— вещественные источники;
— устные и фольклорные источники;
— этнографические источники;
— лингвистические источники;
— фотокинодокументы;
— фонодокументы.
Удобство этой классификации заключается в ее универсальности, поскольку дает возможность соотнести любой источник к той или другой группе, не меняя при этом классификацию. Другое преимущество схемы заключается в ее логичной структуре.
Другая классификация источников сформулирована в источниковедческих трудах И. Д. Ковальченко, А. А. Курносова, С. М. Каштанова и имеет те же преимущества, что и предыдущая типологизация. Здесь источники делятся на четыре группы, категории или типа:
— вещественные источники;
— письменные источники;
— изобразительные (художественные или графические) источники;
— фонетические источники.
Большинство современных исследователей ориентируются на названные две классификации. В этих классификациях письменные источники являются самым распространенным типом. Письменные источники делятся на виды или типы по содержанию, происхождению, по отношению к группам документов и на остатки и повествования. Вещественные источники (остатки материальной культуры) классифицируются так же, как и письменные. Среди вещественных источников выделяется большая группа археологических источников, а также произведения материального искусства и культуры.
В XX в. большое распространение получили новые методы фото, кино, графического и фонового запечатления действительности. Количество и качество таких источников быстро увеличивается. Считается, что фото и кинодокументы отражают события более достоверно, чем письменные источники, а использование компьютерных технологий делает исторические источники общедоступными.
Поскольку историческое сознание – это осмысление, то можно выделить два его вида: целерациональное и ценностно-рациональное. В первом виде сознания доминирует ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. Целерациональное историческое сознание не только всегда конкретно, оно и теоретично. Ценностно-рациональное сознание, наоборот, ориентируется не на конкретный результат, а прямо на стоящую за ним ценность. Такое сознание в большей степени этично, чем теоретично. В нем доминируют не вопросы – почему, с какой целью, а – каков смысл, кто виноват.
Если исходить из способа осмысления и особенностей фиксации представлений о движении общества во времени, то историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки. Отличительной чертой мифического сознания выступает синкретизм исторических представлений. В них мышление сливается с аффективностью. В мифическом сознании одновременно присутствуют два пласта исторического времени – сакральное и текущее. В сакральном времени происходят события, предполагающие “знание-веру”. В таком знании, например, часто присутствует “легенда о золотом веке” (в прошлом или будущем) как идеале человеческого существования. Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий в сознании эту действительность. Исторические мифы создаются коллективным воображением или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, социально конформное в данных условиях и призванное формировать желаемые образцы социального поведения. Современная публицистика дает немало примеров активизации мифологизированного сознания: разочаровавшись в советской истории, ищут нравственное утешение и вдохновение в историческом прошлом России.
В отличие от мифического хронистическое сознание в значительной мере ориентировано на фиксацию реальных событий прошлого. Однако в таком сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях в истории. Эти связи в хронистическом сознании замещаются изложением исторических событий в хронологической последовательности. Как и мифическое, хронистическое сознание формирует историческую реальность, соответствующую идеалу своего времени. Прошлое изображается не таким, каким оно было, а таким, каким оно должно быть.
Развитие потребности общества в самосознании, в глубоком понимании логики исторического процесса привело к становлению истории как науки о прошлом, что оказало огромное влияние на усиление рефлексивного начала в историческом сознании. Оно обращается прежде всего к реальным фактам истории, стремясь осмыслить причинно-следственные связи и выяснить сущность исторических явлений. Достижением научного сознания стал историзм, требующий рассматривать исторические явления в развитии, в связях с другими историческими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития. Научное историческое сознание имеет специализированный характер, его источником и носителем является научный этнос. Поэтому в массовом историческом сознании его научная компонента причудливо переплетается с художественным вымыслом и историческими мифами. Кроме того, если научное сознание ориентировано на поиск истины, то массовое сознание занято прежде всего поиском исторической “правды” как результата эмоционально-ценностного отношения к действительности.
III. Русская историческая школа складывалась на протяжении длительного времени. Основателем ее по праву считают древнерусского летописца и историка – монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Традиция предписывает ему авторство первой редакции уникального древнерусского памятника “Повести временных лет”, датированного 1113 г.
Образцом для древнерусских составителей исторических трудов служили зарубежные исторические документы, например, византийские. Однако русские летописцы были более историчны. Наиболее значимыми памятниками русской истории, литературы являются “Слово о полку Игореве”, составленное в конце XII или XIII в., и “Задонщина”, датированная концом XIV в.
В XII – XIII вв. получают распространение церковно-исторические документы – агиографы, которые содержали описания жизни святых.
Все исторические документы писались на основе устных преданий, рассказов и содержали важные сведения о быте и нравах людей, истории земледелия и др., но достаточно достоверны они не были исторически. Это послужило основой для работ последующих российских историков. В России становление истории как науки произошло в XVIII в. Основателем российской исторической мысли считают известного государственного деятеля, современника Петра I – В. Татищева, создавшего первый систематизированный свод отечественной истории – пятитомную “Историю Российскую с самых древнейших времен”.
В. Татищев – основоположник вспомогательных исторических дисциплин в России: этнографии, исторической географии. В своем пятитомном труде он первый составил общую периодизацию истории России: 1) господство единовластия началось с княжения Рюрика (862 – 1132); 2) нарушение единовластия – междоусобные войны (1132 – 1462); 3) восстановление единовластия – приход к власти Ивана III (1462).
В. Татищев стремился дать целостную схему русской истории в рамках всемирно-исторического процесса, где наблюдаются периоды подъема и упадка, при этом отметил повторяемость этапов в развитии различных народов.
В. Татищева считают основателем “дворянской” школы. Его последователи: И. Болтин, историк, государственный деятель, автор трудов по древнерусской истории; Н. Новиков, просветитель, издатель сатирических журналов, противник крепостного права; князь М. Щербатов, историк, публицист, автор работ “История России с древнейших времен”, “О повреждении нравов в России”.
На рубеже XVIII – XIX вв. в России развивалось революционно-просветительское понимание истории, ярким представителем которого был А. Радищев. Резко обличая самодержавие и крепостничество, он рассматривал историческое развитие как циклический процесс развивающейся борьбы между свободой и деспотизмом. В главном своем произведении – “Путешествие из Петербурга в Москву” им правдиво изображена жизнь народа, изложен широкий круг идей русского Просвещения.
Исторические труды XVIII в. были написаны труднодоступным языком даже для современников. Новатором русского языка стал историк и публицист Н. Карамзин. Его основное историческое сочинение “История государства российского” написано ярким и образным языком и сочетает высокую художественность с глубокой научностью. Н. Карамзин считал, что история человечества – это история всемирного прогресса, а главную роль в развитии общества играют великие личности. Он отождествлял историю страны с историей государства, с историей самодержавия.
К середине XIX в. в России сформировалось либеральное направление в истории. Наиболее известным представителем его был С. Соловьев. В том же веке сформировалась также государственная историческая школа, представленная Б. Чичериным, К. Кавелиным и др.
По праву наиболее выдающимся историком XIX в. был С. Соловьев. Главное дело его жизни – создание “Истории России с древнейших времен”. В этой работе С. Соловьев изложил свою историческую концепцию, противоположную “официальной” версии истории России. С. Соловьев представлял общество в виде организма, развивающегося “естественно и необходимо”, и он сделал вывод о том, что нужно “не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин”.
Используя сравнительно-исторический метод, С. Соловьев подчеркнул общие черты развития России с Западной Европой, обосновал своеобразие истории Российского государства.
К своеобразию развития он относил: географическое расположение России на стыке Европы и Азии и вследствие этого многовековую борьбу россиян со степными кочевниками. С. Соловьев выдвинул концепцию, что в начале на Русь наступала Азия, а с XVI в. Россия перешла в “контрнаступление”. Этот процесс он объяснял торжеством христианства. С. Соловьев – автор свыше 300 произведений по истории России: истории Новгорода, внешней политики России, историографии.
Заметное событие в исторической науке России – творчество В. Ключевского. Он является крупнейшим представителем русской буржуазной либеральной историографии. Основные фундаментальные его работы: “Курс русской истории”, “Боярская дума Древней Руси”, работы по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Труды В. Ключевского оказали решающее значение на творчество таких ученых, как П. Милюков, С. Платонов, М. Покровский.
Лекция по истории для студентов 1 курса «Введение. История как наука»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Введение. История как наука.
Что такое история. Предмет истории
Зачем следует изучать историю.
Исторические источники. Их классификация.
Периодизация всемирной истории.
Основные концепции исторического процесса.
Особенности российской истории.
Что такое история? Каждый год проживаемый человечеством, оставляет свой неповторимый след в истории. Каждая историческая эпоха по- своему неповторима. Но история имеет свойство повторяться. Еще древние римляне называли историю наставницей жизни.
История это наука о прошлом, настоящем и будущем человеческого общества.
Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.
История подразделяется и по широте изучения объекта : история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).
Зачем следует изучать историю? Во-первых, жизнь человека не ограничивается профессиональной сферой. Нам очень часто приходится действовать в социуме: голосовать на выборах, выражать свою гражданскую позицию по какому-то вопросу, поддерживать ту или иную партию. Чтобы этот выбор не был бессмысленным, надо знать историю такого рода явлений. Согласитесь, например, что человек с хорошим знанием истории религиозных учений меньше подвержен риску быть втянутым в какую-нибудь религиозную секту.
Во-вторых, знание истории – одна из самых резких черт, отличающих жизнь человека от животного существования. Наряду с культурой, историческое знание – накопление духовности, а духовность, в отличие от физиологических особенностей, не наследуется новорожденным человеком от своих предков. Ее надо воспитывать, и историческое образование – один из самых мощных воспитательных факторов.
В-третьих, узнавание о жизни людей в другие эпохи чрезвычайно увлекательно.
К. Ясперс писал: «История непосредственно касается нас. А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека»
В то же время дать цельное представление об историческом пути развития российской цивилизации, выявить воздействие на нее мощных цивилизационно-формирующих потоков Запада и Востока, определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом других народов.
Важнейшими задачами изучения данного курса также являются : активизация познавательной деятельности студентов, обучение их методам рационального объяснения исторических феноменов, способам их понимания, а также выбору личностных ориентаций, сознательного поведения и деятельности.
Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение .
Исторические источники – это все памятники, содержащие свидетельства о прошлом, отражающие факты и события реальной действительности каждой исторической эпохи.
Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).
Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки.
Периодизация всемирной истории. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества.
История первобытного общества охватывает период с момента появления человека 2,5 – 1 млн. лет назад до образования первых государств в Азии и Африке. При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда история первобытного общества разделяется на ряд эпох (ранний ок.100 тыс. лет назад) средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний ( ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс лет назад), неолит (5 тыс. лет назад) в его рамках выделяют так же энеолит. Затем следует бронзовый век (до 1 тыс. до н.э.) и железный век, когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было четко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй.
История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим) с момента возникновения до V века н.э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476г.). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение.
Новой историей ученые считают XVI – кон. XVIII века. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни ученые считают начало Великой французской революции 1789 – 1799гг, другие – окончание первой мировой войны 1914 – 1918гг. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией и Контрреформацией. Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм.
Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 года до окончания второй мировой войны 1939 – 1945гг, а по мнению других – с 1918 года по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами. Господствующей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия. Современная история ведет свой отсчет с окончания Второй мировой войны. Некоторые ученые считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие выделяют в самостоятельный период развития человечества – постиндустриальную цивилизацию. Для нее характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества.
При всех недостатках хронологической периодизации истории она хорошо показывает, как с течением времени ускоряется развитие цивилизаций (каждая последующая эпоха короче предыдущей).Современные ученые связывают этот феномен с особенностями функционирования информации в человеческом обществе.
Основные концепции исторического процесса.
Согласно понятиям исторического материализма, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества. Занимаясь производством материальных благ, люди не только используют, видоизменяют материал природы, но и видоизменяются сами, совершенствуются, формируются как социальные существа. Способ производства материальной жизни, по Марксу, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет сознание.
Особенности русской истории
В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются 4 фактора, определивших особенности (отсталость, самобытность, своеобразие) русской истории:
Природно-климатический фактор во многом определил особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени физических и духовных сил.
Геополитический. Историки отмечают следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику российской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница, оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей, благоприятствующая территориальному единству речная сеть, промежуточное между Европой и Азией положение территории.
Конфессиональный (религиозный ) Принятие христианство в византийском варианте также оказало значительное влияние на историческое развитие нашей страны. Католическая церковь в силу относительной независимости от светских государей представляла собой большую оппозиционную силу, чем православная церковь. И более успешно защищала интересы населения перед светскими властями. Вместе с тем, Православие давало большую свободу внутренней жизни. Православная церковь не знала орденов. Для нее характерно внутреннее единство.
Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.
Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.
Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.
Барг М. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР, 1991, № 5.
Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.
Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
Что такое история? Каковы ее содержательные границы, научно-дисциплинарные рамки?
Связана ли и как история с другими гуманитарными и социальными науками?
Как вы себе представляете периодизацию мировой истории?
В чем сущность христианской интерпретации исторического развития?
Для чего, на ваш взгляд, при изучении истории человеческого общества учеными вводится понятие «цивилизация»?
В рамках формационного подхода основными понятиями являются базис, надстройка, способ производства, класс. Какие понятия являются главными при цивилизационном подходе?
Цивилизация и общественно-экономическая формация: взаимосвязаны ли эти понятия?
В чем сущность, сильные и слабые стороны формационной и цивилизационной концепций исторического познания?