Что такое научная проблема и научная ситуация

Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

В переводе с древнегреческого проблема воспринимается как преграда, трудность, задача. Проблема – это совокупность суждений, включающая в себя как ранее установленные факты, так и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между языком наблюдения и языком теории, эмпирическим фактом и теоретическим описанием.

Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) – ее постановку и решение. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему – необходимая предпосылка ее успешного решения. «Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке».

Но и сама проблема определяется неоднозначно – то, как содержание, которое не имеется в накопленном знании, то, как реконструкция имеющейся исходной теории. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы.

В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее:

а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены;

б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем;

в) опора на научные традиции, поскольку, по мнению Гейзенберга, «в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль», хотя, конечно, определенное значение имеют интересы и наклонности самого ученого.

Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению:

1) либо как следствие противоречия в отдельной теории,

2) либо при столкновении двух различных теорий,

3) либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

Однако научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем) – например, проблема создания вечного двигателя.

Симптоматикой проблемных ситуаций в науке является возникновение множества контрпримеров, которые влекут за собой множество вопросов и рождают ощущения сомнения, неуверенности и неудовлетворенности наличным знанием.

Проблема же является результатом отображения субъектом проблемной ситуации, т.е. осознание недостаточности наличного знания, потребности узнать, понять, объяснить то, чего мы не знаем, не понимаем. Другими словами, такая ситуация порождает новую цель познания, формирует новый объект познания. Осознание этого объекта имеет вопросительную форму, в которой как раз и выражается установленный факт недостаточности наличного знания. Таким образом, определяется то, чего мы не знаем, но должны познать, т.е. определяется наше незнание чего-то вполне конкретного. Это и есть то, что именуется знанием о незнании.

Обычно проблемная ситуация предполагает наличие трех компонентов:

1) искомую цель (новые теоретические принципы или теории);

2) совокупность исходных эмпирических итеоретических знаний (старые факты итеории);

3) систему материальных (экспериментальных) иидеальных (гипотетических, языковых, логических, математических ит.п.) действий иопераций, выступающих способом разрешения ситуации.

Каждый из компонентов ситуации получает понятийное выражение всоответствующих высказываниях:

1) отом, что требуется найти или доказать;

2) об исходных знаниях;

3) оспособе разрешения ситуации.

Часто случается так, что проблемная ситуация выступает специфической формой выражения противоречий между эмпирией итеорией иимеет объективные основания. Это наиболее часто встречающийся вид проблемных ситуаций, но внаучном познании могут возникать идругие ситуации (разновидности первого), особенности которых зависят от того, счем они связаны:

— сэкспериментальным открытием новых явлений,

— сполучением новых теоретических результатов (формул, уравнений ит.п.)

— или споявлением новых эмпирических итеоретических методов исредств познания.

Противоречивая природа открытых наблюдением фактов обусловливает своеобразную тенденцию, проявляющуюся ввосхождении от эмпирии ктеории. Вфакте отражается бытие предмета во всем богатстве его свойств ипроявлений, но формулируется факт спомощью абстрактных понятий, вкоторых аккумулированы накопленные человечеством знания. Вназревающей проблемной ситуации, прежде всего, всесторонне рассматриваются вновь открытые научные факты, они уточняются, соотносятся как снакопленным эмпирическим материалом наблюдений иэкспериментов, так ис имеющимися теоретическими представлениями оданном предмете исследования.

По мере складывания проблемной ситуации процесс переработки эмпирического материала становится все более необратимым ипретерпевает качественные преобразования. Сначала противоречия между новыми фактами истарыми теориями непосредственны инеразвиты. Но ив таком виде они оказывают стимулирующее воздействие на прогресс теоретического знания, их обнаружение иразрешение сопровождаются модификацией теории.

Проблемная ситуация окончательно вызревает тогда, когда противоречия между эмпирией итеорией оказываются принципиально неразрешимыми. Вэтих условиях субъект познания вынужден искать выход из создавшегося кризисного положения, и, удовлетворяя запросы науки, вырабатывать новую научную теорию. Развитое противоречие между новым эмпирическим истарым теоретическим знанием является основой для появления целого ряда гипотез, спомощью которых предполагается решить проблемную ситуацию. Стремясь получить необходимые сведения для подтверждения гипотез (обоснований, проверки их ит.п.), субъект сталкивается снедостаточностью имеющихся вего распоряжении знаний, вследствие чего возникает неопределенность проблемной ситуаций. Это обстоятельство всвою очередь побуждает квыбору из всех предложенных гипотез именно той, которая наиболее правдоподобна ив тоже время адекватна искомой цели. Вобосновании выбора гипотезы изаключается постановка научной проблемы.

Каждая гипотеза, выступая вкачестве теоретической альтернативы, может выполнять функцию средства достижения искомой цели. Для уточнения ее соответствия объективной реальности (а не просто ее правдоподобия) необходимо соотнести ее как сновыми фактами, так исо старой теорией, атакже сфундаментальными общенаучными, социальными ифилософскими предпосылками. Отказ субъекта от старой теории еще не означает его перехода на позиции новых теоретических взглядов. Напротив, свозрастанием числа альтернативных гипотез неопределенность ситуации увеличивается.

Кроме того, проблемные ситуации возникают, когда трудно установить специфику функционирования теории в соотношении с ее эмпирическим базисом. В этом случае поиск причинно-следственных отношений является основополагающим условием разрешения данной проблемной ситуации. Принцип причинности всегда занимает доминирующее положение в научном исследовании. Вместе с тем проблемные ситуации могут возникать в силу того, что изучение современной наукой более сложных объектов (статистические, кибернетические, саморазвивающиеся системы) фиксирует помимо причинных связей иные: функциональные, структурные, коррелятивные, целевые и пр. В связи с этим современна философия науки осознает в качестве глобальной проблемную ситуацию, связанную с заменой представлений о линейном детерминизме нелинейной парадигмой, предполагающей квантово-механические эффекты, «неслучайность», т.е. неэлиминируемость случая, стохастические взаимодействия. Вселенная, понимаемая в контексте механистического мировоззрения как «точный часовой механизм», как «гигантская заводная игрушка», перестала восприниматься удовлетворительно. Современный мир нестабилен, связан с неопределенностью и неоднозначностью будущего, но он также требует своего научного изучения.

Другой, не менее масштабной проблемной ситуацией, считается напряжение между рациональностью и сопровождающими ее внерациональными формами постижения действительности. Слепая вера в рациональность осталась в прошлом, как образец классического естествознания. Сейчас для ученых актуальны дискуссии по поводу открытой рациональности, впускающей в себя интуицию, ассоциацию, метафору, многоальтернативность и пр.

Проблемные ситуации в науке свидетельствуют о том, что имеет смысл различать «знает что-либо» и «знает, что». Знание необходимо рассматривать как отношение между человеком и суждением. Первое названо перцептуальным знанием, а второе – сужденческим. С учетом историко-философской традиции, первый тип знания может быть отнесен к Локку, второй – к Декарту. Проблемность науки и стремление к истинности разворачивались в пространстве, стремящемся, с одной стороны, отгородиться от мира явлений, с другой, избегнуть завесы идей.

Важную роль для преодоления проблемных ситуаций имеет точность репрезентации – т.е представления объекта понятийным образом. Репрезентация может быть формальной, а может быть репрезентативной. В последнем случае схватываются основные характеристики, особенности поведения и закономерности объектов, не проводя дополнительных или предварительных логических процедур. Процесс освоения материала сжат в точку, в мгновение всплеска осознавания. Формальная репрезентация требует тщательно проведенных процедур обоснования и уточнения понятий, их смыслового и терминологического совпадения. Оба вида репрезентации предлагают универсально исторический контекст, т.е. связывают проблемы, волновавших древнейших античных и современных мыслителей.

В поле проблемных ситуаций и столь прочный способ эмпирического исследования, как эксперимент. Он считается наиболее характерной чертой классической науки, однако он не может быть применен в языкознании, истории, астрономии и (по этическим соображениям) в медицине. Мысленный эксперимент предполагает работу с абстрактными объектами, а, следовательно, он уже не столько приписан к области эмпирического, сколько является средством теоретического уровня движения мысли.

Проблемные ситуации выступают предпосылками научной революции. Перестройка оснований научной дисциплины в результате ее внутреннего развития обычно начинается с накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира. Такие факты выражают характеристики новых типов объектов, которые наука втягивает в орбиту исследования в процессе решения специальных эмпирических и теоретических задач. К обнаружению указанных объектов может привести совершенствование средств и методов исследования. Накопление знание о новых объектах, не получивших обоснование в рамках принятой картины мира и противоречащих ей, в конечном итоге приводит к радикальной перестройке ранее сложившихся оснований науки.

Источник

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

Основные понятия предмета

В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.

Главные вопросы

Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.

Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».

Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.

Цели и виды исследования

Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.

При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.

Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.

Анализ и противоречия

Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса. В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики». От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.

Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.

Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.

Примеры составления формулировки

Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».

Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.

Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.

Источник

Постановка проблемы исследования

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

Цель научной работы – формирование нового знания. Начало исследовательской работы заключается в признании факта, что текущее положение или ситуация в определенной сфере отличаются от желаемого. Четкая и правильная постановка исследовательской проблемы во многом определяет конечный результат деятельности ученого.

Что такое проблема?

Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:

Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.

Например, изучим уровень безработицы в регионе:

Основные критерии научной проблемы

Научную проблему принято отличать по таким критериям:

Для авторов качественная публикация научной статьи согласно всем требованиям залог успеха. Специалисты СибАК знают, как напечатать статью в выбранном издании.

Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть фото Что такое научная проблема и научная ситуация. Смотреть картинку Что такое научная проблема и научная ситуация. Картинка про Что такое научная проблема и научная ситуация. Фото Что такое научная проблема и научная ситуация

Этапы постановки проблемы исследования

Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.

Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.

Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи. Можно разделить процедуру на ряд последовательных этапов.

При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.

Формулировка постановки проблемы

Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.

Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:

Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.

Источник

Проблема научная

Проблема научная (научно-техническая)

— поставленная наукой, актуальная и не решенная задача является научной проблемой. Если решения научной задачи связаны с технической областью (материалы, машины, технологии), то данный класс не решенных задач может быть назван научно-технической проблемой.

Смотреть что такое «Проблема научная» в других словарях:

ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ — (от греч. преграда, трудность, задача) – форма научного знания, в которой фиксируется некое реальное или мнимое противоречие в структуре знания (например, между предсказанием теории и фактическим материалом) или наличным научным знанием и целями … Философия науки и техники: тематический словарь

Проблема научная — совокупность тем, охватывающих всю научно исследовательскую работу или ее часть: предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли … Исследовательская деятельность. Словарь

проблема — (проблема научная) осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как… … Большая психологическая энциклопедия

ПРОБЛЕМА — существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна. (См. научная проблема, научная деятельность, научное… … Философия науки: Словарь основных терминов

Научная модель мира — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия

Научная модель мироздания — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия

проблема — ПРОБЛЕМА (греч. problema задача, задание) понятие, существенным образом характеризующее научную и в особенности философскую рефлексию. Убедительное различие П. и задач сформулировал Б.С. Грязнов. Он предложил называть П. вопрос, ответом… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Проблема демаркации — (лат. demarcatio разграничение) проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук… … Википедия

проблема — Актуальная, большая, важная, великая, вечная, волнующая, всепланетная, главная, глобальная, жгучая, животрепещущая, запутанная, злободневная, интересная, исходная, кардинальная, ключевая, комплексная, конкретная, коренная, крупная, мировая,… … Словарь эпитетов

ПРОБЛЕМА — атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги и Гассета, главным в феномене Жизнь является ее туманный характер, ее существенная… … Современный философский словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *