Что такое научная речь 5 класс

Конспект урока в 5 классе по теме «Научный стиль речи. Разговорная речь. Язык художественной литературы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока в 5 классе по теме «Научный стиль речи. Разговорная речь. Язык художественной литературы»

Познакомить учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявить признаки разговорной и книжной речи; показать особенности языковых средств разговорного стиля речи. Воспитывать интерес к русскому языку. Развивать связную устную речь, творческое мышление, внимание, память учащихся, умение работать с текстом, воспринимать его на слух; формировать коммуникативную культуру.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. Вы согласны быть учеными-исследователями? (Да).

— Мы продолжаем изучение раздела «Язык и общение». О чем мы говорили на прошлом уроке? (Общение бывает устное и письменное). Что такое язык? (средство общения)

– Ребята, я предлагаю вам начать урок с небольшого эксперимента. Перед вами три сосуда разной формы. Я наливаю в них воду. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Форму того сосуда, в который налита.

– Вы правы. У воды, ребята, есть удивительное свойство: она принимает форму того сосуда, в который её налили. Одна и та же вода принимает форму бутылки, стакана, …. То же самое и с языком. Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды разной формы, и язык будет видоизменяться. Высказывание может быть образным, живым выразительным, а может быть логичным, доказательным, точным. Вы догадались, о чём я говорю?

Наш урок развития речи мы начнем с поэтической минутки. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая.

Мысль словами выражать

— Суть стилистики такая.

Речь, статья или роман?

Заявление на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Ни к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила дилемма,

— Нужно стили речи знать!

Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

– Сформулируйте тему урока. Открываем тетради и записываем число, классная работа.

— На какое слово в теме урока вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало?

(Ответы учащихся). Слово стиль.

А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.

-Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?

Устная и письменная.

— в зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?

-Отлично! В тетрадях запишем схему:

Что же такое стиль речи?

А что такое цель высказывания?

-объяснение нового материала

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

Вспомним, какими бывают предложения по цели высказывания (повествовательными, Н-р Начался урок русского языка; вопросительными (Тебе интересно?) и побудительными (Откройте тетради)

Вспомнили, молодцы, возвращаемся к теме урока

1) Работа по учебнику.

Ребята открываем учебник §5 с.12. Внимательно изучите материал учебника о стилях речи. Читают 3 ученика по очереди

-Продолжаем заполнять нашу схему. Запись в тетради:

Научный стиль Художественный стиль

Прочитайте тексты на с.11 про ветер и определите стиль речи каждого из них. (1- разговорный, 2- научный, художественный)

Проведем словарную работу. Запишите слово в словарик флюгерь, посмотрите значение на с. 183.

— Сейчас мы попробуем перевести разговорный стиль в книжный, художественный

Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в произведение. Обсуждаем вместе устно

— Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!

— Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

— Не знаю, а во сколько?

— Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.

Какой стиль речи мы используем, когда даем толкование слову? (Книжный, научный)

У вас в рабочих тетрадях по подготовке к ВПР во второй части 9-ые задания, это задания на значения слова. Давайте потренируемся сейчас и будем стараться, давать словам красивые определения с грамотной насыщенной речью. Слова мы будем брать из текстов для того чтобы правильно понимать их значение. У одного и того же слова их может быть несколько.

Кресло-предмет мебели, мягкий стул с подлокотниками

Плавание- передвижение в воде

Уникальный- редкий, исключительный, неповторимый

Шерсть-волосяной покров на теле у животных

План- продуманный заранее порядок действий

Роща- небольшой лес из деревьев одной породы

Корень- часть растения, которая находится в земле

Великан- человек или животное очень большого размера

Огнетушитель- баллон, наполненный пеной, которой тушат огонь

Шторм-волнение на море

Хищник-живое существо, которое питается мясом

Кольчуга- доспехи из металлических колец

Аквариум- искусственный водоём для разведения или содержания рыб

Избыток-это когда чего-либо больше, чем нужно

Жарить-готовить на сковороде
Блюдце-небольшая тарелочка под чашку

Пенёк-нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломанного дерева вместе с оставшимися корнями.
Игрушка- предмет для детской игры, забавы, развлечения

Колодец-глубокая яма для добывания воды
Комната-помещение в доме или квартире

Окно-отверстие в стене для света и воздуха

Художник-человек, который работает в области искусства, пишет картины

Шкаф-высокий ящик с дверцами для хранения одежды, предмет мебели

Вазочка-небольшая ваза, маленький сосуд для сладостей, фруктов или цветов

Сарай-крытое хозяйственное помещение

Определение этих слов может быть разным, главное, чтобы вы выражались культурно и грамотно. Учитывая, что вы будете писать на ВПР и стиль речи должен быть книжным.

Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.

Работа с текстом Упр. 17.

Прочитайте текст. С какой целью он написан? (Чтобы донести информацию о шапке великого князя Владимира Мономаха). Определите стиль данного отрывка (Научный). По какой особенности вы это поняли?

Давайте подведем итог нашему уроку:

— Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.

— Что нового для себя сегодня открыли?

— Чему научились на уроке?

— Каких успехов достигли на уроке?

Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению: конструирование текста.

Упр.18 списать. ответить на вопросы устно. буду спрашивать

Источник

Конспект урока развития речи по теме: «Научный стиль речи» 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок развития речи в 5 классе: «Научный стиль речи»

Продолжительность: 2 урока

Цель урока : научить отличать научный стиль речи от других функциональных стилей речи; находить элементы, указывающие на данный стиль

Тип урока : открытия нового знания, урок развития речи

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : знать особенности научного стиля речи, понимать отличие книжного и разговорного стилей речи; уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст.

Деятельностные: формировать способности учащихся к анализу текста научного стиля.

Методы и формы обучения : поисковый, эвристический метод, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование : проектор, компьютер

Наглядно-демонстративный материал : презентация по теме урока

Основные понятия и термины : термин, научный стиль речи

Организационная структура урока :

Мотивация (самоопределение) – эпиграф к уроку

«Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями» (Г. Солганик)

Актуализация и пробное учебное действие ( воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей применение их в новых ситуациях. Орфографическая разминка)

Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф на слайде1). Какую мысль хотел донести автор в этом высказывании?

Орфографическая разминка (на слайде 2): дробь, уравнение, прямоугольник, сравнение

Выявление места и причины затруднения (эвристическая беседа):

Как вы понимаете значение выражения «стили речи»?

— Какие стили вам известны?

К какому стилю речи относятся слова и словосочетания нашей орфографической разминки?

— На каком уроке мы могли бы встретить эти слова?

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ).

Учитель вместе с учащимися формирует цель учебной деятельности

— Сегодня на уроке мы с вами поговорим о научном стиле, его жанровых и языковых особенностях. Как и любой стиль речи, он имеет свои признаки (на слайде 3):

Творческая и практическая деятельность по реализации построенного проекта ( раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, выполнение разноуровневых заданий на основе текстов )

Работа учащихся по творческим группам:

1 группа: определите цель высказывания: в каком из текстов главное – обмен информацией, сведениями, в каком – передача научной информации

— Костя! Сколько можно?! Опять рюкзак на полу посреди коридора!

— Видать, сосед снова зарплату пропил. Ишь, соседка его «пилит» еще со вчерашнего дня.

— И куда это наш Максим подевался?

— Ира! Ира! Подожди нас на углу, мы через минуту будем! Да скоро, скоро, подожди!

— Говорил, что в субботу пойдем все вместе в кино, а теперь дал задний ход. Лень, мол, одолела. Хоть бы наскреб денег, пошли бы мороженого поели. Все-таки выходные…

— А я его не люблю, вот не люблю, и все! И не полюблю никогда. И в чем же я виновата?

— Видно, сериал про фей по телевизору начался. Этот ваш, «Винкс». Я смотрю: хоть бы одна девочка во дворе на площадке играла. Только что были, а теперь нет. Всех, как будто корова слизала языком.

2 группа: определите цель высказывания: в каком из текстов главное – обмен информацией, сведениями, в каком – передача научной информации (слайд 4)

Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.

Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.

Создается плакета из металлов – медь, серебро, золото, которые позволяют изображать мелкие детали. Лицевая сторона плакеты называется аверс – на ней изображен какой-либо рисунок. Аверс несет основное художественное наполнение медали. На оборотной стороне – реверсе – ничего не изображают, авторы указывают свое имя и дату изготовления. Это связано с тем, что часто плакеты висят на стенах или хранятся в специальных футлярах, поэтому оборотную сторону никто не видит. Грани плакеты (гурты) – ровные, без каких-либо рифлений.

Размеры плакет бывают разнообразны: от нескольких миллиметров до метров. Большие плакеты выглядят как настоящие картины: на металле вырезают героев, пейзажи, строения. Подобные медали могут весить до нескольких килограмм.

Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания первого и второго текста. Сделайте вывод, к какому стилю они относятся, почему. Выделите слова, которые характерны для данного стиля речи.

(Учитель контролирует правильность приемов работы с текстами. Организует и сопровождает деятельность детей).

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике).

— В научной речи для связи слов в предложении используют повторы существительных-терминов. Это позволяет выразить мысль более точно и однозначно.

— Объясните письменно, используя термины русского языка (Слайд 6):

— В каждой группе укажите слова, которые в научном стиле обычно не употребляют (слайд 7):

1. Глазницы, очи, глаза, глазища, буркалы

2. Молчать, безмолвствовать, помалкивать

3. Рядом, рядышком, рядком

— Приведите примеры слов, характерных для разговорного стиля и неупотребляющихся в научном.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их в практике. Выполнение разноуровневых заданий на основе текстов учебника, составление рассказов, связных текстов об изученных нормах)

Ребята, у вас на мониторах ноутбуков есть документ – это статьи из научных книг, но в ней есть ошибки и опечатки. Откройте документ, отредактируйте текст, исправьте ошибки, допущенные составителями источника (ребята выполняют задание на ноутбуках в группах):

Группа 1 : Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой, в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.

Группа 2: Берёза 1. Лиственное деревце с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.) 2. Род деревьев и кустарников семейки березовых. Около 12 видов, в умеренных и зябких поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют березище бородавчатое и берёзка пушком. (Большой энциклопедический словарь.)

Задание для более слабых учащихся: упражнение 134, 143 (учебник «Русская речь»)

Включение в систему знаний и повторение (обобщение полученных сведений на уроке, составление связных рассказов об изученных нормах, оценивание результатов работы)

Подготовьте монологическое высказывание на тему: «Научный стиль речи» по плану (учащиеся друг другу рассказывают теоретическую часть и оценивают друг друга):

Цель научного высказывания?

Где он используется?

Какие слова и предложения характерны для научного стиля?

Рефлексия учебной деятельности (прием «Письмо самому себе»)

Учащимся предлагается написать короткое письмо (5-6 предложений), оценивая свою деятельность на уроке (следует помнить, что письмо начинается с приветствия и заканчивается пожеланиями)

Выписать из научных источников (книг, статей, словарей, энциклопедий) статьи. (2-3 статьи); 2-3 учащимся – подготовить анализ научной статьи, доказать, что данный текст – научный)

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Стили речи» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок №16 Русский язык.5 класс.

Тема: «Стили речи (научный, художественный, разговорный)».

Тип урока : урок изучения нового материала.

— aктуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

— повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.

— сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

— воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

— воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

организации учебно-познавательной деятельности : словесные, практические;

по уровню познавательной активности : проблемный, частично-поисковый;

Методы управления управления учением : организация учебной работы учителем, самостоятельная работа учащихся;

методы стимулирования и мотивации к учению : метод познавательных игр;

методы контроля : устный, письменный.

Оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал

Что такое тема текста?

Что такое основная мысль?

Назовите сколько существует типов речи? Перечислите их?

Сейчас я вам зачитаю текст, а вы попробуете определить к какому типу текста он относится:

Тексты для анализа

1. Передо мной игрушка из дерева – конек. Он маленький, вместо ног колесики. Игрушка темно-коричневая, местами темно-зеленая, с ярким орнаментом. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза черные, сверкающие.

2. Из-под обломков бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то.

Первичное введение материала

— Сегодня мы познакомимся со стилями речи, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.

-Существует 5 стилей речи( составление схемы в тетради)

Что такое научная речь 5 класс. Смотреть фото Что такое научная речь 5 класс. Смотреть картинку Что такое научная речь 5 класс. Картинка про Что такое научная речь 5 класс. Фото Что такое научная речь 5 класс

-Чтобы определить стиль, нужно ответить на 2 вопроса: Зачем и где говорим?(составление таблицы совместно в тетради)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

передача научной информации

Точная передача деловой

воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на мысли и чувства

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

средства массовой информации (телевидение,радио,газеты), в выступлениях

разговорные и просторечные слова; интонация, мимика, жесты

Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Мотивация запоминания и актуализация техники запоминания

Распределите слова на две группы по стилям речи:

спать почивать дрыхнуть

КНИЖНЫЙ СТИЛЬ отец батя РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

плестись шествовать тащиться

-Подведём итог: Общаясь друг с другом, мы всегда должны помнить с какой целью и в каких условиях происходит общение, что мы хотим выразить в своей речи, кому она предназначена. И уже исходя из этого подбирать нужные слова, обороты речи, предложения, чтобы наша речь была максимально понятной собеседнику, подходила к данной речевой ситуации.

Первичное закрепление материала под руководством учителя путем повторного повторения, частичных выводов

Задания на определение стилевой принадлежности текста(Распечатаны каждому на парту).Устно выполняется и комментируется

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

(По И. Тургеневу) (Художественный стиль)

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль)

Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)

Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) ( Официально -деловой стиль)

Контроль результатов первичного запоминания

Пользуясь таблицей, определите стилевую принадлежность каждого текста. В чем их особенность? От чего зависит выбор того или иного стиля речи?

Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Жуть! Я вымок до нитки, как будто в речку свалился. Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несёт, думал проскочу, успею. И влип. Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло. Ладно, в следующий раз умнее буду. __________________________________

· Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем._______________________________

· Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 идо 0,5 мм. При меньшем размере осадки называются моросью. _________________________________

· Тысячи людей эвакуированы в Словакии из-за наводнения, вызванного проливными дождями, сообщил в пятницу наш корреспондент в Словакии. По данным местных властей, жертвами стихии стали по меньшей мере четыре человека. _________________________________________________________________________

от гражданина Иванова А.П.

Довожу до Вашего сведения, что из-за проливных дождей, о которых вы не сообщили своевременно, наша поездка за город была сорвана. Требую в период с 6 по 8 марта обеспечить ясную, солнечную погоду. В противном случае буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции.

Оценка результатов запоминания и применения

Какие стили речи мы с вами изучили?

Загадки в стихотворной форме о стилях речи

— Богат словом, красотой!

Я выразительный, живой!

А потому живу в стихах и прозе я.

Поэты и писатели – семья моя!

— Я объективен и логичен,

Предельно точен и монологичен.

Терминология – моя стезя.

Там, где учебник, там и я.

Мои друзья – профессора, доценты

И их научные эксперименты.

— С экранов телевизора я каждый день вещаю

И в Интернет заглядывать не забываю.

Я главный в мире новостей,

Газет, журналов и других вестей

Я в мире информации помощник ваш.

Такой вот у меня специальный репортаж.

— Привет, ребята! Что у вас?

Да это снова пятый класс!

Вы что, пришли все на урок?

А скоро прозвенит звонок?

Уж очень хочется гулять

И просто с кем-то поболтать.

— Позвольте сделать небольшое объявление!

Я, принимая во внимание все ваши заявления,

Готов любому выдать справку и составить резюме.

Поэтому в конце урока – все ко мне!

Пятерки ваши занесу я в протокол

И положу сей документ учителю на стол.

1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне?

2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?

3. Что было главное?

4. Что у меня получилось лучше всего?

5. На что мне необходимо обратить свое внимание?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *