Что такое научная речь 5 класс
Конспект урока в 5 классе по теме «Научный стиль речи. Разговорная речь. Язык художественной литературы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока в 5 классе по теме «Научный стиль речи. Разговорная речь. Язык художественной литературы»
Познакомить учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявить признаки разговорной и книжной речи; показать особенности языковых средств разговорного стиля речи. Воспитывать интерес к русскому языку. Развивать связную устную речь, творческое мышление, внимание, память учащихся, умение работать с текстом, воспринимать его на слух; формировать коммуникативную культуру.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. Вы согласны быть учеными-исследователями? (Да).
— Мы продолжаем изучение раздела «Язык и общение». О чем мы говорили на прошлом уроке? (Общение бывает устное и письменное). Что такое язык? (средство общения)
– Ребята, я предлагаю вам начать урок с небольшого эксперимента. Перед вами три сосуда разной формы. Я наливаю в них воду. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Форму того сосуда, в который налита.
– Вы правы. У воды, ребята, есть удивительное свойство: она принимает форму того сосуда, в который её налили. Одна и та же вода принимает форму бутылки, стакана, …. То же самое и с языком. Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды разной формы, и язык будет видоизменяться. Высказывание может быть образным, живым выразительным, а может быть логичным, доказательным, точным. Вы догадались, о чём я говорю?
Наш урок развития речи мы начнем с поэтической минутки. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать
— Суть стилистики такая.
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Ни к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма,
— Нужно стили речи знать!
Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.
– Сформулируйте тему урока. Открываем тетради и записываем число, классная работа.
— На какое слово в теме урока вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало?
(Ответы учащихся). Слово стиль.
А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.
-Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?
Устная и письменная.
— в зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?
-Отлично! В тетрадях запишем схему:
Что же такое стиль речи?
А что такое цель высказывания?
-объяснение нового материала
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
Вспомним, какими бывают предложения по цели высказывания (повествовательными, Н-р Начался урок русского языка; вопросительными (Тебе интересно?) и побудительными (Откройте тетради)
Вспомнили, молодцы, возвращаемся к теме урока
1) Работа по учебнику.
— Ребята открываем учебник §5 с.12. Внимательно изучите материал учебника о стилях речи. Читают 3 ученика по очереди
-Продолжаем заполнять нашу схему. Запись в тетради:
Научный стиль Художественный стиль
— Прочитайте тексты на с.11 про ветер и определите стиль речи каждого из них. (1- разговорный, 2- научный, художественный)
— Проведем словарную работу. Запишите слово в словарик флюгерь, посмотрите значение на с. 183.
— Сейчас мы попробуем перевести разговорный стиль в книжный, художественный
Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в произведение. Обсуждаем вместе устно
— Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!
— Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?
— Не знаю, а во сколько?
— Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.
Какой стиль речи мы используем, когда даем толкование слову? (Книжный, научный)
У вас в рабочих тетрадях по подготовке к ВПР во второй части 9-ые задания, это задания на значения слова. Давайте потренируемся сейчас и будем стараться, давать словам красивые определения с грамотной насыщенной речью. Слова мы будем брать из текстов для того чтобы правильно понимать их значение. У одного и того же слова их может быть несколько.
Кресло-предмет мебели, мягкий стул с подлокотниками
Плавание- передвижение в воде
Уникальный- редкий, исключительный, неповторимый
Шерсть-волосяной покров на теле у животных
План- продуманный заранее порядок действий
Роща- небольшой лес из деревьев одной породы
Корень- часть растения, которая находится в земле
Великан- человек или животное очень большого размера
Огнетушитель- баллон, наполненный пеной, которой тушат огонь
Шторм-волнение на море
Хищник-живое существо, которое питается мясом
Кольчуга- доспехи из металлических колец
Аквариум- искусственный водоём для разведения или содержания рыб
Избыток-это когда чего-либо больше, чем нужно
Жарить-готовить на сковороде
Блюдце-небольшая тарелочка под чашку
Пенёк-нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломанного дерева вместе с оставшимися корнями.
Игрушка- предмет для детской игры, забавы, развлечения
Колодец-глубокая яма для добывания воды
Комната-помещение в доме или квартире
Окно-отверстие в стене для света и воздуха
Художник-человек, который работает в области искусства, пишет картины
Шкаф-высокий ящик с дверцами для хранения одежды, предмет мебели
Вазочка-небольшая ваза, маленький сосуд для сладостей, фруктов или цветов
Сарай-крытое хозяйственное помещение
Определение этих слов может быть разным, главное, чтобы вы выражались культурно и грамотно. Учитывая, что вы будете писать на ВПР и стиль речи должен быть книжным.
— Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.
Работа с текстом Упр. 17.
— Прочитайте текст. С какой целью он написан? (Чтобы донести информацию о шапке великого князя Владимира Мономаха). Определите стиль данного отрывка (Научный). По какой особенности вы это поняли?
— Давайте подведем итог нашему уроку:
— Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?
— для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.
— Что нового для себя сегодня открыли?
— Чему научились на уроке?
— Каких успехов достигли на уроке?
Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению: конструирование текста.
Упр.18 списать. ответить на вопросы устно. буду спрашивать
Конспект урока развития речи по теме: «Научный стиль речи» 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок развития речи в 5 классе: «Научный стиль речи»
Продолжительность: 2 урока
Цель урока : научить отличать научный стиль речи от других функциональных стилей речи; находить элементы, указывающие на данный стиль
Тип урока : открытия нового знания, урок развития речи
Планируемые образовательные результаты:
Предметные : знать особенности научного стиля речи, понимать отличие книжного и разговорного стилей речи; уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст.
Деятельностные: формировать способности учащихся к анализу текста научного стиля.
Методы и формы обучения : поисковый, эвристический метод, индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование : проектор, компьютер
Наглядно-демонстративный материал : презентация по теме урока
Основные понятия и термины : термин, научный стиль речи
Организационная структура урока :
Мотивация (самоопределение) – эпиграф к уроку
«Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями» (Г. Солганик)
Актуализация и пробное учебное действие ( воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей применение их в новых ситуациях. Орфографическая разминка)
— Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф на слайде1). Какую мысль хотел донести автор в этом высказывании?
Орфографическая разминка (на слайде 2): дробь, уравнение, прямоугольник, сравнение
Выявление места и причины затруднения (эвристическая беседа):
— Как вы понимаете значение выражения «стили речи»?
— Какие стили вам известны?
К какому стилю речи относятся слова и словосочетания нашей орфографической разминки?
— На каком уроке мы могли бы встретить эти слова?
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ).
Учитель вместе с учащимися формирует цель учебной деятельности
— Сегодня на уроке мы с вами поговорим о научном стиле, его жанровых и языковых особенностях. Как и любой стиль речи, он имеет свои признаки (на слайде 3):
Творческая и практическая деятельность по реализации построенного проекта ( раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, выполнение разноуровневых заданий на основе текстов )
Работа учащихся по творческим группам:
1 группа: определите цель высказывания: в каком из текстов главное – обмен информацией, сведениями, в каком – передача научной информации
— Костя! Сколько можно?! Опять рюкзак на полу посреди коридора!
— Видать, сосед снова зарплату пропил. Ишь, соседка его «пилит» еще со вчерашнего дня.
— И куда это наш Максим подевался?
— Ира! Ира! Подожди нас на углу, мы через минуту будем! Да скоро, скоро, подожди!
— Говорил, что в субботу пойдем все вместе в кино, а теперь дал задний ход. Лень, мол, одолела. Хоть бы наскреб денег, пошли бы мороженого поели. Все-таки выходные…
— А я его не люблю, вот не люблю, и все! И не полюблю никогда. И в чем же я виновата?
— Видно, сериал про фей по телевизору начался. Этот ваш, «Винкс». Я смотрю: хоть бы одна девочка во дворе на площадке играла. Только что были, а теперь нет. Всех, как будто корова слизала языком.
2 группа: определите цель высказывания: в каком из текстов главное – обмен информацией, сведениями, в каком – передача научной информации (слайд 4)
Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.
Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.
Создается плакета из металлов – медь, серебро, золото, которые позволяют изображать мелкие детали. Лицевая сторона плакеты называется аверс – на ней изображен какой-либо рисунок. Аверс несет основное художественное наполнение медали. На оборотной стороне – реверсе – ничего не изображают, авторы указывают свое имя и дату изготовления. Это связано с тем, что часто плакеты висят на стенах или хранятся в специальных футлярах, поэтому оборотную сторону никто не видит. Грани плакеты (гурты) – ровные, без каких-либо рифлений.
Размеры плакет бывают разнообразны: от нескольких миллиметров до метров. Большие плакеты выглядят как настоящие картины: на металле вырезают героев, пейзажи, строения. Подобные медали могут весить до нескольких килограмм.
— Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания первого и второго текста. Сделайте вывод, к какому стилю они относятся, почему. Выделите слова, которые характерны для данного стиля речи.
(Учитель контролирует правильность приемов работы с текстами. Организует и сопровождает деятельность детей).
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике).
— В научной речи для связи слов в предложении используют повторы существительных-терминов. Это позволяет выразить мысль более точно и однозначно.
— Объясните письменно, используя термины русского языка (Слайд 6):
— В каждой группе укажите слова, которые в научном стиле обычно не употребляют (слайд 7):
1. Глазницы, очи, глаза, глазища, буркалы
2. Молчать, безмолвствовать, помалкивать
3. Рядом, рядышком, рядком
— Приведите примеры слов, характерных для разговорного стиля и неупотребляющихся в научном.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их в практике. Выполнение разноуровневых заданий на основе текстов учебника, составление рассказов, связных текстов об изученных нормах)
— Ребята, у вас на мониторах ноутбуков есть документ – это статьи из научных книг, но в ней есть ошибки и опечатки. Откройте документ, отредактируйте текст, исправьте ошибки, допущенные составителями источника (ребята выполняют задание на ноутбуках в группах):
Группа 1 : Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой, в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.
Группа 2: Берёза 1. Лиственное деревце с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.) 2. Род деревьев и кустарников семейки березовых. Около 12 видов, в умеренных и зябких поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют березище бородавчатое и берёзка пушком. (Большой энциклопедический словарь.)
Задание для более слабых учащихся: упражнение 134, 143 (учебник «Русская речь»)
Включение в систему знаний и повторение (обобщение полученных сведений на уроке, составление связных рассказов об изученных нормах, оценивание результатов работы)
Подготовьте монологическое высказывание на тему: «Научный стиль речи» по плану (учащиеся друг другу рассказывают теоретическую часть и оценивают друг друга):
Цель научного высказывания?
Где он используется?
Какие слова и предложения характерны для научного стиля?
Рефлексия учебной деятельности (прием «Письмо самому себе»)
Учащимся предлагается написать короткое письмо (5-6 предложений), оценивая свою деятельность на уроке (следует помнить, что письмо начинается с приветствия и заканчивается пожеланиями)
Выписать из научных источников (книг, статей, словарей, энциклопедий) статьи. (2-3 статьи); 2-3 учащимся – подготовить анализ научной статьи, доказать, что данный текст – научный)
Конспект урока по русскому языку на тему «Стили речи» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок №16 Русский язык.5 класс.
Тема: «Стили речи (научный, художественный, разговорный)».
Тип урока : урок изучения нового материала.
— aктуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
— повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
— сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
— воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
— воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
организации учебно-познавательной деятельности : словесные, практические;
по уровню познавательной активности : проблемный, частично-поисковый;
Методы управления управления учением : организация учебной работы учителем, самостоятельная работа учащихся;
методы стимулирования и мотивации к учению : метод познавательных игр;
методы контроля : устный, письменный.
Оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал
Что такое тема текста?
Что такое основная мысль?
Назовите сколько существует типов речи? Перечислите их?
Сейчас я вам зачитаю текст, а вы попробуете определить к какому типу текста он относится:
Тексты для анализа
1. Передо мной игрушка из дерева – конек. Он маленький, вместо ног колесики. Игрушка темно-коричневая, местами темно-зеленая, с ярким орнаментом. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза черные, сверкающие.
2. Из-под обломков бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то.
Первичное введение материала
— Сегодня мы познакомимся со стилями речи, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.
-Существует 5 стилей речи( составление схемы в тетради)
-Чтобы определить стиль, нужно ответить на 2 вопроса: Зачем и где говорим?(составление таблицы совместно в тетради)
Обмен мыслями, впечатлениями, общение
передача научной информации
Точная передача деловой
воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на мысли и чувства
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания
средства массовой информации (телевидение,радио,газеты), в выступлениях
разговорные и просторечные слова; интонация, мимика, жесты
Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей
Мотивация запоминания и актуализация техники запоминания
Распределите слова на две группы по стилям речи:
спать почивать дрыхнуть
КНИЖНЫЙ СТИЛЬ отец батя РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
плестись шествовать тащиться
-Подведём итог: Общаясь друг с другом, мы всегда должны помнить с какой целью и в каких условиях происходит общение, что мы хотим выразить в своей речи, кому она предназначена. И уже исходя из этого подбирать нужные слова, обороты речи, предложения, чтобы наша речь была максимально понятной собеседнику, подходила к данной речевой ситуации.
Первичное закрепление материала под руководством учителя путем повторного повторения, частичных выводов
Задания на определение стилевой принадлежности текста(Распечатаны каждому на парту).Устно выполняется и комментируется
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.
(По И. Тургеневу) (Художественный стиль)
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль)
Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)
Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) ( Официально -деловой стиль)
Контроль результатов первичного запоминания
Пользуясь таблицей, определите стилевую принадлежность каждого текста. В чем их особенность? От чего зависит выбор того или иного стиля речи?
Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Жуть! Я вымок до нитки, как будто в речку свалился. Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несёт, думал проскочу, успею. И влип. Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло. Ладно, в следующий раз умнее буду. __________________________________
· Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем._______________________________
· Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 идо 0,5 мм. При меньшем размере осадки называются моросью. _________________________________
· Тысячи людей эвакуированы в Словакии из-за наводнения, вызванного проливными дождями, сообщил в пятницу наш корреспондент в Словакии. По данным местных властей, жертвами стихии стали по меньшей мере четыре человека. _________________________________________________________________________
от гражданина Иванова А.П.
Довожу до Вашего сведения, что из-за проливных дождей, о которых вы не сообщили своевременно, наша поездка за город была сорвана. Требую в период с 6 по 8 марта обеспечить ясную, солнечную погоду. В противном случае буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции.
Оценка результатов запоминания и применения
Какие стили речи мы с вами изучили?
Загадки в стихотворной форме о стилях речи
— Богат словом, красотой!
Я выразительный, живой!
А потому живу в стихах и прозе я.
Поэты и писатели – семья моя!
— Я объективен и логичен,
Предельно точен и монологичен.
Терминология – моя стезя.
Там, где учебник, там и я.
Мои друзья – профессора, доценты
И их научные эксперименты.
— С экранов телевизора я каждый день вещаю
И в Интернет заглядывать не забываю.
Я главный в мире новостей,
Газет, журналов и других вестей
Я в мире информации помощник ваш.
Такой вот у меня специальный репортаж.
— Привет, ребята! Что у вас?
Да это снова пятый класс!
Вы что, пришли все на урок?
А скоро прозвенит звонок?
Уж очень хочется гулять
И просто с кем-то поболтать.
— Позвольте сделать небольшое объявление!
Я, принимая во внимание все ваши заявления,
Готов любому выдать справку и составить резюме.
Поэтому в конце урока – все ко мне!
Пятерки ваши занесу я в протокол
И положу сей документ учителю на стол.
1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне?
2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?
3. Что было главное?
4. Что у меня получилось лучше всего?
5. На что мне необходимо обратить свое внимание?