Что такое научная техника

Научно-техническая деятельность

Научно-техническая деятельность включает в себя весь процесс создания инновационной продукции, от возникновения идеи или оформления заказа (заключения контракта) до получения научно-технического результата и внедрения его в производство или продажи заказчику.

Содержание

Виды НТД

Научно-техническая деятельность осуществляется путем выполнения научных исследований и разработок, а также сопутствующей деятельности. В процессе научно-технических работ наиболее активно применяются эвристические методы, в т.ч. методы изобретательного творчества.

Деятельность, классифицируемая как научные исследования и разработки, включает [2] :

Исследования и разработки, в свою очередь, могут быть осуществлены в виде НИОКР, а также мероприятий, относящихся к изобретательству:

Сопутствующая исследованиям и разработкам деятельность представляет собой научно-технические услуги, способствующие получению, распространению и применению новых научных знаний. К научно – техническим услугам относятся услуги, осуществляемые организацией в целях освоения в производстве или иного практического применения результатов исследований и разработок, а также услуги по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности или научно-технической информации. В состав научно-технических услуг включаются:

Результаты НТД

Продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания и решения, является результатом научно-технической деятельности (РНТД). В его состав включаются:

Если в результате осуществленной деятельности не получены новые знания, не созданы новые технологии, виды сырья, материалы или не произошло усовершенствование их свойств, данные работы носят промышленный характер и не относятся к научно-технической деятельности.

РНТД, предназначенный для реализации, является научно-технической продукцией (НТП). Основной формой создания НТП является выполнение НИОКР. Выручка от реализации научно-технической продукции учитывается в составе доходов по обычным видам деятельности или представляет собой прочий доход организации.

Источник

Техника науки и технические науки

Техника науки и технические науки

Согласно третьей, указанной выше, точке зрения, наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.

Германский философ Гернот Беме приводит в качестве примера теорию магнита английского учёного Вильяма Гильберта, которая базировалась на использовании компаса. Аналогичным образом можно рассмотреть и возникновение термодинамики на основе технического развития парового двигателя. Другими примерами являются открытие Галилея и Торричелли, к которым они были приведены практикой инженеров, строивших водяные насосы. По мнению Беме, техника ни в коем случае не является применением научных законов, скорее, в технике идёт речь о моделировании природы сообразно социальным функциям. «И если говорят, что наука является базисом технологии, то можно точно также сказать, что технология даёт основу науке. Существует исходное единство науки и технологии Нового времени, которое имеет свой источник в эпохе Ренессанса. Тогда механика впервые выступила как наука, как исследование природы в технических условиях (эксперимента) и с помощью технических моделей (например, часов и т. п.)».

Это утверждение отчасти верно, поскольку прогресс науки зависел в значительной степени от изобретения соответствующих научных инструментов. Причём многие технические изобретения были сделаны до возникновения экспериментального естествознания, например, телескоп и микроскоп, а также можно утверждать, что без всякой помощи науки были реализованы крупные архитектурные проекты. Без сомнения, прогресс техники сильно ускоряется наукой; верно также и то, что «чистая» наука пользуется техникой, т. е. инструментами, а наука была дальнейшим расширением техники. Но это ещё не означает, что развитие науки определяется развитием техники. К современной науке, скорее, применимо противоположное утверждение.

Четвёртая точка зрения оспаривает предыдущую, утверждая, что техника науки, т. е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни.

Этой точки зрения придерживался, например, А. Койре, который оспаривал тезис, что наука Галилея представляет собой не что иное, как продукт деятельности ремесленника или инженера. Он подчёркивал, что Галилей и Декарт никогда не были людьми ремесленных или механических искусств и не создали ничего, кроме мыслительных конструкций. Не Галилей учился у ремесленников на венецианских верфях, напротив, он научил их многому. Он был первым, кто создал первые действительно точные научные инструменты – телескоп и маятник, которые были результатом физической теории. При создании своего собственного телескопа Галилей не просто усовершенствовал голландскую подзорную трубу, а исходил из оптической теории, стремясь сделать невидимое наблюдаемым, из математического расчёта, стремясь достичь точности в наблюдениях и измерениях. Измерительные инструменты, которыми пользовались его предшественники, были по сравнению с приборами Галилея ещё ремесленными орудиями. Новая наука заменила расплывчатые и качественные понятия аристотелевской физики системой надёжных и строго количественных понятий. Заслуга великого учёного в том, что он заменил обыкновенный опыт основанным на математике и технически совершенным экспериментом. Декартовская и галилеевская наука имела огромное значение для техников и инженеров. То, что на смену миру «приблизительности» и «почти» в создании ремесленниками различных технических сооружений и машин приходит мир новой науки – мир точности и расчёта, – заслуга не инженеров и техников, а теоретиков и философов. Примерно такую же точку зрения высказывал Луис Мэмфорд: «Сначала инициатива исходила не от инженеров-изобретателей, а от учёных. Телеграф, в сущности, открыл Генри, а не Морзе; динамо – Фарадей, а не Сименс; электромотор – Эрстед, а не Якоби; радиотелеграф – Максвелл и Герц, а не Маркони и Де Форест. » Преобразование научных знаний в практические инструменты, с точки зрения Мэмфорда, было простым эпизодом в процессе открытия. Из этого выросло новое явление: обдуманное и систематическое изобретение. Например, телефон на большие дистанции стал возможен только благодаря систематическим исследованиям в лабораториях Белла.

Эта точка зрения также является односторонней. Хорошо известно, что ни Максвелл, ни Герц не имели в виду технических приложений развитой ими электромагнитной теории. Герц ставил естественнонаучные эксперименты, подтвердившие теорию Максвелла, а не конструировал радиоприёмную или радиопередающую аппаратуру, изобретённую позже. Потребовались ещё значительные усилия многих учёных и инженеров, прежде чем подобная аппаратура приобрела современный вид. Верно, однако, что эта работа была связана с серьёзными систематическими научными (точнее, научно-техническими) исследованиями. В то же время технологические инновации вовсе не обязательно являются результатом движения, начинающегося с научного открытия.

По нашему мнению, наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения является та, которая утверждает, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня. В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентификацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной модификацией. Другими словами, «сциентизация техники» сопровождалась «технизацией науки».

Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой «автономии» наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические.

Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.) происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук. Этот процесс в новых областях практики и науки происходит, конечно, и сегодня, однако, первые образцы такого способа формирования научно-технических знаний относятся именно к данному периоду.

Третий период – классический (до середины XIX века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.

Наконец, для четвёртого этапа (настоящее время) характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных.

Однако для проведения методологического анализа технического знания недостаточна простая эмпирическая констатация определённых исторических этапов. Необходимо дать теоретическое описание функционирования и генезиса технических наук. А для этого важно определить их специфику.

Источник

ТЕ́ХНИКА

Том 32. Москва, 2016, стр. 106-109

Скопировать библиографическую ссылку:

ТЕ́ХНИКА (от греч. τέχνη – ис­кус­ст­во, мас­тер­ст­во, ре­мес­ло, нау­ка), со­во­куп­ность средств че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, со­зда­вае­мых для осу­ще­ст­в­ле­ния про­цес­сов про­из­вод­ст­ва, а так­же об­слу­жи­ва­ния не­про­из­вод­ст­вен­ных по­треб­но­стей об­ще­ст­ва. В Т. ма­те­риа­ли­зо­ва­ны зна­ния и опыт, на­ко­п­лен­ные че­ло­ве­че­ст­вом в хо­де эво­лю­ции об­ществ. про­из-ва и про­ве­де­ния на­уч. ис­сле­до­ва­ний, ос­но­ван­ных на ис­поль­зо­ва­нии тех­ни­че­ских на­ук (инж. на­ук), в ко­то­рых опи­сы­ва­ют­ся и изу­ча­ют­ся за­ко­но­мер­но­сти «вто­рой при­ро­ды», т. е. тех­нич. ми­ра. Тех­нич. нау­ки обес­пе­чи­ва­ют пе­ре­нос зна­ний че­ло­ве­ка в фи­зич. сре­ду по­сред­ст­вом соз­да­ния Т., ко­то­рая со­став­ля­ет ис­кус­ст­вен­ную, соз­на­тель­но соз­дан­ную сре­ду оби­та­ния для че­ло­ве­ка – тех­но­сфе­р у. Осн. на­зна­че­ние Т. – по ме­ре раз­ви­тия тех­нич. на­ук и соз­да­ния но­вых ору­дий тру­да ос­во­бо­дить че­ло­ве­ка от вы­пол­не­ния разл. функ­ций, свя­зан­ных как с фи­зи­че­ски тя­жё­лой, так и с ру­тин­ной (од­но­об­раз­ной) ра­бо­той, пре­до­ста­вить ему боль­ше вре­ме­ни для творч. за­ня­тий, об­лег­чить его по­все­днев­ную жизнь, что­бы по­вы­сить ре­зуль­та­тив­ность тру­да. Объ­ек­ты изу­че­ния Т. не толь­ко ма­те­ри­аль­ные, су­ще­ст­вую­щие объ­ек­ты, но и объ­ек­ты ещё не су­ще­ст­вую­щей Т., ко­то­рые тре­бу­ет­ся соз­дать. По­это­му осн. ме­то­да­ми тех­нич. на­ук яв­ля­ют­ся мо­де­ли­ро­ва­ние (см. так­же Ком­пь­ю­тер­ное мо­де­ли­ро­ва­ние ) и про­ек­ти­ро­ва­ние. Т. по­зво­ля­ет на ос­но­ве по­зна­ния за­ко­нов при­ро­ды су­ще­ст­вен­но по­вы­сить эф­фек­тив­ность тру­до­вых уси­лий че­ло­ве­ка, рас­ши­рить его воз­мож­но­сти в про­цес­се це­ле­со­об­раз­ной тру­до­вой дея­тель­но­сти; ра­цио­наль­но ис­поль­зо­вать при­род­ные ре­сур­сы, ос­ваи­вать и ис­сле­до­вать не­дра Зем­ли (в т. ч. для раз­ви­тия гор­ной пром-сти), Ми­ро­вой оке­ан, возд. и кос­мич. про­стран­ст­во, соз­да­вать ин­фор­мац.-ком­му­ни­кац. сред­ст­ва, под­дер­жи­вать и раз­ви­вать обо­ро­но­спо­соб­ность го­су­дар­ст­ва и др. Не­ред­ко тер­мин «Т.» при­ме­ня­ют так­же для со­во­куп­ной ха­рак­те­ри­сти­ки на­вы­ков и приё­мов, ис­поль­зуе­мых в к.-л. де­ле или в ис­кус­ст­ве (напр., Т. вла­де­ния мя­чом, Т. тан­ца, Т. иг­ры на фор­те­пиа­но и т. п.).

Источник

НАУКА И ТЕХНИКА

Полезное

Смотреть что такое «НАУКА И ТЕХНИКА» в других словарях:

Наука и техника — Наука и техника: Наука и техника (журнал, Ленинград) государственный популярный научно технический журнал, издавался в Петрограде (Ленинграде) областным издательством в 1922 1941 годах. Наука и техника (журнал, Рига) популярный научно … Википедия

Наука и техника (значения) — Наука и техника (советский журнал, Ленинград) государственный популярный научно технический журнал, издавался в Петрограде (затем Ленинграде) областным издательством с 1922 по 1941(?) год. Наука и техника (советский журнал, Рига) … … Википедия

Наука и техника (журнал) — Наука и Техника обложка журнала Наука и техника Специализация: научно популярный, технический Периодичность выхода: ежемесячно Сокращенное название: НиТ Язык: русский Адрес … Википедия

Наука и техника (украинский журнал) — Наука и Техника обложка журнала Наука и техника Специализация: научно популярный, технический Периодичность выхода: ежемесячно Сокращенное название: НиТ Язык: русский Адрес … Википедия

Наука и техника в газовой промышленности (журнал) — Наука и техника в газовой промышленности Специализация … Википедия

Наука и техника (журнал, Харьков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). Наука и Техника … Википедия

Наука и техника (современный журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). Наука и Техника обложка журнала … Википедия

Наука и техника (журнал, Рига) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). «Наука и техника» Специализация: научно популярный Периодичность: ежемесячно Сокращённое название: НиТ Язык: латышский, русский … Википедия

Наука и техника Третьего рейха — Основная статья: Третий рейх … Википедия

Вавилоно-ассирийская наука и техника — наука и техника народов, населявших в теч. 4 1 го тыс. до н.э. терр. древ. Месопотамии (Двуречья). Уже с 5 4 го тыс. до н.э., в связи с потребностями ирригац. земледелия, прорываются каналы, возводятся дамбы и плотины. В это время были… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Источник

Что собой представляет научно-технический процесс? Краткое описание

Содержание:

Научно-технический прогресс – это экономически, социально значимое явление. Оно основывается на качественном улучшении жизни общества во всех сферах. Говоря о том, что такое НТП, следует отметить, что в его основе лежит интеллектуальная деятельность. Данный процесс является ключевым в развитии человечества. Он стартовал тысячи лет назад, когда появилось первое орудие труда, первое изобретение, труд человека изменялся, стартовала автоматизация. Профессиональные научные работы в таких науках, как биология, химия, физика появились не раньше семнадцатого века. Что такое научно-технический прогресс – примеры:

Что такое научно-технический прогресс — прогресс науки и техники, пример

Что такое технический прогресс? Это совокупность процессов и достижений в различных сферах, таких как техника, энергетика, промышленность, производственный сектор, услуги и товары для населения. В его основе лежат научные исследования, тестирования, расчеты. Задача разработки инноваций – получить:

На сегодняшний день выделяется несколько этапов, входящих в научно-технический прогресс:

Что такое научная техника. Смотреть фото Что такое научная техника. Смотреть картинку Что такое научная техника. Картинка про Что такое научная техника. Фото Что такое научная техника

Что такое, по вашему мнению, технологический прогресс

Технологический прогресс – это бесконечный процесс, который предусматривает разработку, тестирование и внедрение инновационных решений в повседневную жизнь человечества. Активная разработка технологических новинок способствует развитию производственной организации. В основе – научные открытия, знания, достижения.

Эффективность экономики любой страны зависит от НТП. В последние годы развитые государства уделяют особое внимание единой научной и технической политике. Она включает в себя целенаправленные действия, способствующие комплексному продвижению научной и технической сферы, их взаимодействию. Изначально формируется теория, затем проводятся тесты новых решений, после чего их внедряют в экономическую или другую сферу. Различают два типа научного прогресса:

Научно-технический прогресс обладает определенными признаками:

Научно-технический прогресс и его последствия – примеры НТП

Последствия научно-технического прогресса двоякие. С одной стороны, человечество получило массу возможностей, с другой – меняется окружающая среда. Экология загрязняется, происходят необратимые процессы в природе, вымирают животные и растения. Технический прогресс – это обширное понятие разработки и внедрения инноваций во все сферы жизни людей. Он состоит из следующих этапов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *