Что такое научная закономерность
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Смотреть что такое «ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ» в других словарях:
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ — несмотря на рукотворный характер, наука как система имеет ряд объективных закономерностей развития. Важнейшими из них являются: 1) непрерывно дискретный характер (чередование эволюционных этапов в ее развитии с качественными скачками,… … Философия науки: Словарь основных терминов
ЗАКОНОМЕРНОСТИ — ЗАКОНОМЕРНОСТИ относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. На знании закономерностей соответствующих явлений основываются как объяснения в науке,… … Философская энциклопедия
НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ — введенное Г. Риккертом подразделение наук по их предмету и методу. Это подразделение совпадает с предложенным В. Винделъбандом и подробно разработанным Риккертом противопоставлением номотетической науки и идиографической науки. В последние… … Философская энциклопедия
СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия
СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
СССР. Технические науки — Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909 1914) Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и др. Был построен 4 моторный самолёт… … Большая советская энциклопедия
Философия науки — Имеется викиучебник по теме «Философия науки» Философия науки раздел философии, изучающий понятие, границы и … Википедия
История науки — История науки это исследование феномена науки в его истории. Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом. Поскольку с одной стороны наука… … Википедия
Методы развития творческого воображения — ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году[1] это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия
Горные науки — (a. mining science; н. Bergbauwissenschaften; ф. sciences minieres; и. ciencias mineras) комплекс наук об освоении ресурсов недр и первичной переработке добытых полезных ископаемых. Oбъект, цель и связь co смежными науками. Г. н … Геологическая энциклопедия
Основные закономерности развития науки
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Основные закономерности развития науки
Выполнила: Калатузова Анастасия
Студентка 1 курса
Магистратуры (ОМ16-11)
Описание слайда:
Под закономерностями развития науки понимается:
устойчивые тенденции, проступающие в ее развитии, или существенные связи, прослеживаемые между этапами, стадиями и фазами этого развития. Как законы естествознания, так и закономерности развития науки строятся путем осмысления и обобщения эмпирических данных.
Описание слайда:
Основными закономерностями развития науки считаются следующие:
1. Соцокультурная, цивилизационная обусловленность развития науки потребностями человека, общества и общественно-исторической практики. Практика, в конечном счете, – главная движущая сила, источник развития науки. В истории наблюдается растущая зависимость развития науки от общественных отношений.
2. Относительная самостоятельность развития науки. Практика ставит перед наукой задачи, но решение этих задач может быть обеспечено только тогда, когда само научное познание достигло определенной ступени зрелости. Этот процесс реализации движения научного познания совершается в формах последовательного перехода от познания явлений к познанию сущностей, от сущностей менее глубокого порядка ко все более глубоким уровням.
1. Соцокультурная, цивилизационная обусловленность развития науки потребностями человека, общества и общественно-исторической практики. Практика, в конечном счете, – главная движущая сила, источник развития науки. В истории наблюдается растущая зависимость развития науки от общественных отношений.
2. Относительная самостоятельность развития науки. Практика ставит перед наукой задачи, но решение этих задач может быть обеспечено только тогда, когда само научное познание достигло определенной ступени зрелости. Этот процесс реализации движения научного познания совершается в формах последовательного перехода от познания явлений к познанию сущностей, от сущностей менее глубокого порядка ко все более глубоким уровням.
Описание слайда:
3. Преемственность и новаторство в развитии идей и принципов, теорий, понятий, методов. Преемственность выражается в неразрывности человеческого осознания действительности, в движении научного познания как внутренне единого, целенаправленного процесса. Накопленный потенциал знаний не отбрасывается, а наследуется путем критического переосмысления.
4. Дихотомическое деление и соединение как общенаучный закон. В диалектике и науке существуют дихотомии. Это полярные категории понятия, но известно, что части должны сообразоваться с целым. В науке существует разделение и взаимосвязь всех ее частей. Взаимосвязь частей науки определяет историческую последовательность возникновения ее отдельных отраслей.
Описание слайда:
5. Закон единства эволюции и революции в развитии науки. Наука включена в общий контекст развития цивилизации и культуры, эволюционных и революционных изменений. Постепенное развитие науки чередуется с периодами научных революций. Эволюционное развитие – это экстенсивное движение, накопление знаний и фактов, уточнение уже принятых теорий, понятий и принципов. Революция – это, согласно взглядам Т. Куна, смена научной парадигмы, т.е. совокупности научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенную эпоху. В истории западных наук можно выделить несколько этапов. Переход с одного на другой характеризовался научной революцией. Средневековая наука опиралась на понимание природы как создания Творца (Ф.Аквинский). Наука XVII-XIX веков рассматривала природу как объективную материальную систему (Декарт, Бэкон). Неклассическая наука в начале ХХ в. отбросила все предшествующие установки и включила субъективный элемент в природу познания (деятельность человека). Постнеклассическая наука конца ХХ в. обращается к оценочному, нравственному компоненту мира.
Описание слайда:
6. Интенсивное и экстенсивное как закономерность развития науки.
Углубление познания в сущность отражаемого предмета (интенсивное развитие), и расширение достигнутого объема знания (экстенсивное развитие) выводят на новые фазы достигнутого знания предмета. Экстенсивное развитие подготавливает интенсивное, создает ему почву, является его предпосылкой, из которой возникает возможность нового цикла интенсивного развития знания.
7. Постоянное ускорение темпов развития науки. Сегодня 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, – наши современники. В XX в. мировая научная информация удваивалась каждые 10-15 лет. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век. Компьютеризация науки резко повышает производительность ученого.
Описание слайда:
8. Превращение науки во всеобщую производительную силу.
Наука теперь выполняет ведущую роль в технических преобразованиях, в коренной перестройке производительных сил общества. Наука соединяется с производством.
9. Дифференциация и интеграция наук.
Накопление научных знаний ведет к появлению все новых отраслей научного знания. Современную науку характеризует системная сложность. Она включает в себя около 15 тысяч различных научных дисциплин (во времена Аристотеля их было около 20). Вместе с дифференциацией идет процесс интеграции научных знаний, возникают мегадисциплины, включающие ряд наук. Науки настолько проникли друг в друга, что актуальной стала проблема единой науки. Происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, растет значение междисциплинарных исследований. Сегодня прикладные поиски идут вплотную за лабораторными исследованиями.
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что такое научная закономерность
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ – относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. На знании закономерностей соответствующих явлений основываются как объяснения в науке, так и научные предвидения. Различают закономерности эмпирические и теоретические. Первые представляют собой непосредственное обобщение опытных фактов, вторые характеризуют более глубокое проникновение в основания исследуемых процессов, и их теоретическое воспроизведение опирается на систему понятий высокой степени общности. Ведущей формой выражения законов науки является математика. Познание закономерностей реального мира составляет не только первейшую задачу науки, но и основу целесообразной деятельности человека. В философско-методологическом плане особенно важно развитие представлений о природе закономерности, прежде всего разработка теоретико-вероятностных методов исследования и становление представлений о статистических закономерностях. Ранее наука знала только один класс закономерностей, которые первоначально получили название динамических (ныне их называют закономерностями жесткой детерминации). Представления о классе закономерностей жесткой детерминации сформировались в ходе развития классической физики. Фактически под этими закономерностями понимаются закономерности, в логическом отношении подобные законам механики. В качестве определяющей черты этих Закономерностей рассматривается строго однозначный характер соответствующих связей и зависимостей. Однозначный характер связей означает их концептуальную (качественную) равноценность: любая связь, независимо от природы и структуры рассматриваемых процессов, в равной мере признается необходимой. Соответствующая философская концепция получила название лапласовского (см. П.Лаплас), или классического, мира.
С развитием теоретико-вероятностных методов исследования выявилась ограниченность законов жесткой детерминации. Были выработаны представления о новом классе закономерностей – о статистических закономерностях. В общем случае статистические системы суть системы, образованные из независимых или квазинезависимых сущностей. Структура этих систем характеризуется распределениями вероятностей, а статистические закономерности выражаются на языке вероятностных распределений – как законы взаимосвязи между распределениями различных величин, характеризующих объекты исследования, и как законы изменения этих распределений во времени.
Статистические системы обладают рядом особенностей. Весьма существенно, что наличие устойчивости, единство в поведении независимых сущностей (элементов систем) придают внешние условия, внешние воздействия. Другой важнейшей особенностью статистических систем является идея иерархии и субординации. Основная задача статистических исследований и заключается в раскрытии законов взаимосвязи между миром элементарных сущностей (их свойствами) и целостными характеристиками таких систем. Эти взаимосвязи уже не укладываются в рамки координации, а включают иерархическую компоненту.
Представления о закономерностях жесткой детерминации и о статистических закономерностях фактически представляют собой два «крайних» вида закономерностей, характеризующих некоторые предельные, а значит, простейшие состояния изучаемых явлений и объектов. Для более сложных представлений о закономерности характерен синтез жесткости (однозначности) и независимости (случайности). Так, представители нижегородской школы анализа нелинейности считают фундаментальной проблему «связи динамических и статистических законов физики, прежде противопоставлявшихся друг другу» (Гапонов-Грехов А.В., Рабинович М.И. Нелинейная физика. Стохастичность и структуры. – В кн.: Физика XX века. Развитие и перспективы. М., 1984, с. 228). Об аналогичном подходе говорят И.Пригожин и И.Стенгерс: «Мы должны отыскать узкую тропинку, затерявшуюся где-то между двумя концепциями, каждая из которых приводит к отчуждению: концепцией мира, управляемого законами, не оставляющими места для новации и созидания, и концепцией, символизируемой Богом, играющим в кости, концепцией абсурдного, акаузального мира, в котором ничего нельзя понять» (Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994, с. 261). Раскрытие новых законов – законов функционирования и поведения сложноорганизованных систем – ведет к изменениям в наших представлениях о структурной организации мира.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Полезное
Смотреть что такое «ЗАКОНОМЕРНОСТИ» в других словарях:
Закономерности — 21. Закономерности пространственной изменчивости водопроницаемости трещиноватых оснований гидротехнических сооружений/ Л.А. Аронова, Л.Д. Белый, С.П. Раевский, М.В. Рац и др.// Труды коорд. совещ. по гидротехнике/ ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева. 1970.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку — Закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку ( laws of transition from plan to market economy ) выявленный историческим опытом факт: во всех без исключения странах бывшего СССР и Восточной Европы, совершивщих в конце… … Экономико-математический словарь
Закономерности военно-педагогического процесса — основная форма теоретического знания в военной педагогике. Закономерность понятие, близкое к закону. Помимо необходимых, существенных, устойчивых, повторяющихся отношений она включает и общую тенденцию развития страны. В военно педагогическом… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Закономерности общие функционирования языковых единиц в функциональных стилях — заключаются в строгой количественной (стилостатистической) зависимости употребления языковых единиц определенной семантики от обусловливающих это употребление экстралингвистических факторов. На основе анализа большого объема фактического… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
закономерности обучения — mokymo dėsningumai statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo proceso psichologiniai, pedagoginiai, filosofiniai, ekonominiai, technologiniai pamatai, sudaromi remiantis nustatytais nuolatiniais mokymo tikslų, turinio, priemonių ir metodų… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Закономерности воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания). (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 416) … Педагогический терминологический словарь
ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ — объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения или взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование систем управления … Большой экономический словарь
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ — устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности, а также зависимость уровня развития личности от целей, принципов, методов … Профессиональное образование. Словарь
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. 3. п. п. могут обусловливаться соц. условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях… … Педагогический словарь
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ — – действие объективных законов развития науки как системы, важнейшими из которых являются: 1) чередование эволюционных этапов её развития с качественными скачками, революционными изменениями её содержания, структуры и социально культурных… … Философия науки и техники: тематический словарь
Что такое научная закономерность
Любая нормально функционирующая наука, нормально развивающаяся наука стремится получить целостное знание и в идеале системное знание о своём предмете исследования. Тем не менее всегда относительно упорядоченное знание науки будет располагать белыми пятнами непознанного. А значит сигнализирует об определённой незавершенности знания. Наиболее рельефно эти пятна проступают в процессе пополнения научных знаний новыми фактами, новыми выдвижениями гипотез. Отсюда и происходит понимание проблемы, понимание проблемных ситуаций в науке.
Особенности научной проблемы:
1. Первая особенность вытекает из логической сущности научного познания: беспроблемного познания не бывает.
2. Вторая особенность состоит в том, что в своём полном цикле существования проблема связана с исследовательской деятельностью учёного. Т.е. решение проблемы всегда сопряжено с преодолением познавательных трудностей, а условия для такого преодоления могут быть предоставлены только научным исследованием. Эта особенность связана с тем, чему учёный посвящает свою жизнь, а проблемы есть везде, даже у бомжей. Идёт привязка к определённой стороне профессиональной деятельности.
Результом проведения исследования является выведение науки на качественно новый уровень развития.
Важнейшей формой связей в этом мире является их регулярность или закономерность(!). Закономерности носят фундаментальный характер и придают миру упорядоченность, системную устойчивость. Эта устойчивость проявляется в строении, функционировании и развитии объектов.