Что такое научно исследовательская деятельность
Научно-исследовательская
работа студентов
Процесс обучения в вузе предполагает не только прохождение учебных программ. Помимо освоения специальности, студенты еще учатся тайм-менеджменту, завязывают знакомства и устанавливают связи, раскрывают свой творческий потенциал, а главное — пробуют себя на ниве научной деятельности.
Научно-исследовательской работе и посвящена наша статья. В новом материале ЛаЛаЛань определит, что это такое, в чем отличие научно-исследовательской работы от учебно-исследовательской, как к ней подступиться, зачем ей вообще заниматься и с чего начать, если вообще-то не очень хочется быть ученым.
Научно-исследовательская деятельность: что туда входит?
Научно-исследовательская работа в широком значении — это и процесс (деятельность), нацеленный на расширение имеющихся знаний, на получение новых данных, на проверку существующих научных гипотез и на установление новых закономерностей, явлений в природе и социуме, и результат этого процесса.
Выделяют фундаментальные НИР и прикладные НИР. В чем их отличие?
Фундаментальные НИР нацелены на теоретическое и экспериментальное постижение мира и его основополагающих явлений, на поиск закономерностей, ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, за протекание процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и служит расширению теоретических, концептуальных представлений.
Это исследования, которые призваны изучать глубинные процессы и явления, лежащие в основе всего. Такая научная деятельность в целом направлена не на одномоментное решение научной или практической задачи, а на перспективу развития науки в целом.
Отметим, что это деление достаточно условно, поскольку в результате развития фундаментальной науки появляются новые достижения в прикладных исследованиях и наоборот. Однако иметь представление даже об этом условном делении необходимо: ведь как иначе выбрать область научных интересов и подступиться к исследовательской работе?
В целом можно сказать, что НИР как деятельность состоит из нескольких этапов: планирование, построение гипотезы, проведение исследования, написание научной работы. Последний этап представляет собой своеобразный результат проведенной работы.
Также в качестве результата научно-исследовательской деятельности допускается создание макетов, в отличие от опытно-конструкторских работ, где обязательно необходимо представить опытный образец изделия, конструкторскую документацию или разработанную новую технологию.
Однако именно опубликованный научный труд является основным результатом НИР — это своеобразный отчёт о проведении исследования. Такой отчет может быть представлен в разных жанрах: от очерка до ВКР.
Какие формы может принимать отчет по научно-исследовательской работе?
Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность: в чем отличие?
В высших учебных заведениях НИР, безусловно, занимает особое место, поскольку сквозь весь многолетний образовательный процесс красной нитью проходит идея подготовки не просто специалиста в своей области, но и ученого.
Для этого используется как учебно-исследовательская, так и научно-исследовательская работа. В чем их отличие и как они интегрированы в студенческую жизнь?
Учебно-исследовательская работа позволяет студенту приобрести практические и теоретические знания по проведению исследований: так изучаются научные методы познания, на практике осваивается и оттачивается навык поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т. д.).
Учебное исследование направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое. Это процесс самостоятельного поиска — в этой самостоятельности студента и кроется одна из ключевых характеристик учебного исследования.
Научная работа, напротив, предполагает совместную деятельность студента и педагога, его руководителя. В научно-исследовательской работе важен не только результат, но и процесс поиска. Результат научной работы является весомым для всего мирового научного сообщества.
Научная (научно-исследовательская) деятельность
Полезное
Смотреть что такое «Научная (научно-исследовательская) деятельность» в других словарях:
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридический словарь
Научная (научно-исследовательская) деятельность. — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: 1.фундаментальные научные исследования экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Словарь юридических понятий
НАУЧНАЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Энциклопедический словарь экономики и права
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает: фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Война и мир в терминах и определениях
научная (научно-исследовательская) деятельность — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Большой юридический словарь
Наука (научная или научно-исследовательская деятельность) — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включающая в себя: а) фундаментальные научные исследования экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
НАУЧНАЯ — (научно исследовательская) деятельность деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридическая энциклопедия
Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского — Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского … Википедия
Научная деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для: решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как… … Финансовый словарь
научная деятельность — (научно исследовательская) деятельность по определению РФЗ о науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т. ч. фундаментальные научные исследования,… … Большой юридический словарь
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Смотреть что такое «НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
Научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования. Фундаментальные научные исследования это экспериментальная или теоретическая деятельность,… … Административное право. Словарь-справочник
Научная (научно-исследовательская) деятельность. — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: 1.фундаментальные научные исследования экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Словарь юридических понятий
НАУЧНАЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Энциклопедический словарь экономики и права
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает: фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Война и мир в терминах и определениях
научная (научно-исследовательская) деятельность — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Большой юридический словарь
Наука (научная или научно-исследовательская деятельность) — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включающая в себя: а) фундаментальные научные исследования экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
НАУЧНАЯ — (научно исследовательская) деятельность деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридическая энциклопедия
Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского — Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского … Википедия
Научная деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для: решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как… … Финансовый словарь
научная деятельность — (научно исследовательская) деятельность по определению РФЗ о науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т. ч. фундаментальные научные исследования,… … Большой юридический словарь
Все о научно-исследовательской работе: понятие, виды, формы организации и проведения, оформление
Начиная с первых-вторых курсов обучения в высшем образовательном заведении, студентов активно привлекают к участию в различных научных конференциях, секциях, способствуя развитию научной мысли и развитию научно-технического прогресса, решению актуальных проблем, более глубокому погружению в интересную тему или дисциплину.
Начиная с первых-вторых курсов обучения в высшем образовательном заведении, студентов активно привлекают к участию в различных научных конференциях, секциях, способствуя развитию научной мысли и развитию научно-технического прогресса, решению актуальных проблем, более глубокому погружению в интересную тему или дисциплину.
Как правило, при исследовании определённого вопроса автор пользуется трудами своих предшественников, работами иных ученых, исследователей. Научно-исследовательская деятельность сводится к инспектированию текущего состояния вопроса и проблемы, разработке новых рекомендаций с учетом возможностей и перспектив объекта. Весь ход научной мысли оформляется в виде соответствующего проекта.
Научно-исследовательские работы: понятие и виды
Научно-исследовательская работа – это специфический документ, который изучает ключевые тенденции в отношении конкретной проблемы или темы. Данный файл предполагает тотальное погружение в вопрос: от выяснения базовых правил, понятий и определений до последних разработок, развития ситуации с течением времени и научной мысли. Миссия такого проекта – усовершенствовать текущие механизмы и правила, оптимизировать ситуацию, решить проблему.
Как провести научное исследование?
Научно-исследовательская работа может быть связана с проведением теоретического исследования и/или с практическими действиями, которые могут проходить в различных условиях: лаборатории, естественных условиях и пр. Она позволяет определить эффективность действующих постулатов и представить доказательство с научной точки зрения о возможностях их усовершенствования.
НИР позволяет решить следующие задачи:
Каждая разновидность научно-исследовательской работы предполагает соблюдение конкретных правил: использование определенной литературы, необходимость проведения эксперимента, объем и уникальность текста, оформление, защита и публикация и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Организация основных мероприятий при выполнении НИР
Этапы выполнения научно-исследовательской работы напрямую зависят от ее характера. Если проект носит сугубо теоретическую направленность, то его выполнение сводится к следующим действиям:
Фактически здесь автору необходимо изучить проблему со всех возможных сторон, определить основные методы ее решения, выявить их достоинства и недостатки и попытаться усовершенствовать.
Алгоритм выполнения НИР
Практическое исследование предполагает не только теоретические инспектирование темы, но и проведение конкретных мероприятий, действий в реальности. Для этого придется:
В любом случае этапы организации и проведения НИР будут примерно одинаковыми: сбор и обработка информации, анализ текущей ситуации и диагностика проблемы, разработка решений по ее решению или смягчению уровня ее воздействия на объект исследования. При этом автор должен предварительно определиться с основными постулатами проекта: тема, цель и задачи, объект и предмет, методология.
Организация и проведение НИР – это самостоятельная работа специалиста, требующая наличия конкретных знаний и навыков, качеств. В частности, в любом исследовании создателю придется грамотно организовывать каждый этап, анализировать данные, сопоставлять их между собой, выдвигать гипотезу и доказывать (или опровергать) ее, решая тем самым проблему.
Как правильно оформить НИР?
Проведение НИР требует планового подхода. Автор должен тщательно продумать каждый шаг определить продолжительность его реализации, необходимые методы, инструменты, материалы и пр.
Начальный этап написания НИР предполагает:
Далее автор должен четко следовать намеченному плану: искать то, что ему пригодится, проверять все материалы, систематизировать данные. Этот этап предполагает не просто копирование чужих трудов, но и тотальную переработку сведений: перефразирование, пересказ (рерайт), цитирование и пр.
Написание и оформление научного отчета
Последний этап заключается в оформлении НИР с учетом действующих правил. Важно отметить, что каждый вид научно-исследовательской работы специфичен. Проекты могут отличаться по объему, структуре (количество глав и подпунктов), но в любом случае тема должна быть раскрыта полностью.
В основу НИР кладут только проверенные сведения, соответствующие принципам актуальности достоверности и обоснованности. Текст проекта должен быть читабелен и соответствует требования по уникальности. Как правило, доля заимствований и цитирования не должна превосходить 15% (то есть уникальность НИР должна быть от 85%).
В НИР автор должен не просто описывать ситуацию, но и отражать собственную позицию. Притом делать это следует уверенно, аргументированно. Текст должен быть грамотным, с умеренным использованием специализированных (узких) терминов. В основной части работы важно отразить суть проблемы: что она представляет, как проявляется, на что воздействует, а в выводах и заключении продемонстрировать инновационные варианты ее решения, доказав их целесообразность, необходимость и эффективность.
Тенденции расчеты и иные действия автора лучше всего отражать с помощью графиков, схем, таблиц, диаграмм, которые наглядно отразят воздействие на объект исследования. Притом все расчеты и прогнозы должны быть предельно точными, с минимальной погрешностью.
Средний объем НИР достигает: реферат (до 20-25 страниц), эссе (около 1-3 страниц), научная статья (до 12 страниц), НИР (около 60 и более страниц). Притом привычная структура научно-исследовательской работы включает титульник, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.
В тексте обязательно должны присутствовать ссылки, сноски на первоисточники, которые также должны быть отмечены в библиографическом перечне.
Автор должен точно следовать действующим рекомендациям и правилам. Малейшее отступление чревато наказанием: отказ в защите, недопуск к публикации и пр.
Качественно выполнить любое исследование, грамотно его оформить или решить любую проблему, связанную с выполнением студенческих и научно-исследовательских проектов, помогут специалисты Дисхелп. Достаточно оформить электронную заявку, заполнить и подписать договор, чтобы получить достойный результат и гарантии.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа.№2.2007.- с.45).
Понятие «исследовательская деятельность школьников» в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами. Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
В педагогической науке понятие Научно-исследовательская деятельность определяется как 1. индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности; 2. работа педагогов-ученых (теоретиков и методистов), занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Понятие исследовательской деятельности.
В 1904 году лингвист Л.В.Щерба сказал: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть связаны с наблюдениями самих учеников под руководством учителя над собственным языком». Самостоятельные наблюдения, из которых потом следуют другие выводы – это и есть исследование. По сравнению с традиционным обучением, направленным на сообщение информации, исследование кажется революционным. Его достоинство состоит из двух моментов: 1) развивает мышление; 2) даёт возможность самостоятельно искать знания.
В советской школе исследовательский метод стал основным с 1920 года. Но обнаружилась бессистемность полученных знаний, и метод был осужден постановлением ЦК ВКП (б) 1931г. и вытеснен из школьной практики. Психолого-педагогические исследования 60-70г.г. 20 века показали, что интерес к обучению у школьников упал. Главными причинами стали: перегрузка памяти, эмоциональное воспроизведение информации, страх перед оценками и учителем. Поэтому стали вводить в школьную практику движения юношеских научных обществ и малых академий наук.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.
Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами, обозначенными в п. «Исследовательская деятельность учащихся». При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.
Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.