Что такое научно исследовательская работа в магистратуре

Научно-исследовательская работа

Основной формой НИРМ является научно-исследовательский семинар, проведение которого предусмотрено п. 7.16 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утв. приказом Министерства образования и науки от 14.12.2010 г № 1763.

Целью научно-исследовательского семинара является обеспечение активного взаимодействия на всех этапах НИРМ, оказание методической помощи обучающимся в подготовке выпускной квалификационной работы путем обоснования темы, обсуждения плана и промежуточных результатов исследования, а также формирование у обучающихся навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Обязательным документом, фиксирующим ход НИРМ, является индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта (предусмотрен п. 7.16 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утв. приказом Министерства образования и науки от 14.12.2010 г № 1763).

Индивидуальный план НИРМ составляется магистрантом совместно с научным руководителем в течение всего периода обучения в магистратуре. Успешность выполнение индивидуального плана НИРМ влияет на итоговую оценку за научно-исследовательскую работу.

Индивидуальный план заполняется по установленной форме. Форму индивидуального плана вы можете найти в Программе научно-исследовательской работы.

Источник

Подводные камни научно-исследовательской работы в магистратуре

Современное образование в России все больше становится похожим на западные образцы. Если раньше студентам после окончания 5-летнего курса обучения присваивался диплом специалиста, то теперь их ждет двухступенчатая система высшего образования. Сначала требуется пройти 4 года обучения в бакалавриате, а затем (при желании) – 2 года в магистратуре. Не все студенты еще разобрались с особенностями данных нововведений. Поэтому проанализируем этот вопрос в данной статье.

В чем заключается работа магистранта?

Многие ошибочно думают, что магистратура – это продолжение бакалавриата. Соответственно, обучение в ней предполагает углубление изученного материала и получение нового. Однако это не совсем так. Прежде всего, магистратура требует от студента проведения серьезной научно-исследовательской работы. Здесь мало просто штудировать учебники, конспектировать лекции, решать практические задачки, изредка писать курсовые и контрольные работы. Магистратура учит, прежде всего, формировать собственное мнение и уметь его аргументировать. Для этого потребуется изучить различные статьи в периодических изданиях и учебниках. При этом важно сформировать свою точку зрения на каждую изучаемую проблему.

По окончании магистратуры полагается иметь несколько опубликованных работ. Согласно общим требованиям, хотя бы одна статья должна быть опубликована при прохождении обучения в магистратуре.

В этом плане эта образовательная ступень является подготовкой к возможному поступлению в аспирантуру – следующему этапу при построении карьеры ученого.

Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Смотреть фото Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Смотреть картинку Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Картинка про Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Фото Что такое научно исследовательская работа в магистратуре
Большая часть работы магистранта является самостоятельной. Она заключается в следующем:

В итоге магистрант получает новые знания, основанные на изучении новых компетенций. Он реализует научные проекты как собственной разработки, так и с привлечением соавторов. Это – хорошая подготовка к будущему месту работы. А если за время обучения в бакалавриате студент понял, что это – «не его», то он может изменить направление деятельности уже в магистратуре.

Практической части занятий в магистратуре уделяется больше внимания, чем в бакалавриате. Поэтому предполагается, что основной теоретический базис магистрант получил на предыдущей ступени своего обучения.

Для чего нужна магистратура?

Действительно, казалось бы, процесс получения образования должен закончиться присвоением степени бакалавра. Однако продолжение обучения в магистратуре дает следующие ключевые преимущества:

Организация научно-исследовательской работы

Для успешного обучения в магистратуре важно правильно организовать свою научно-исследовательскую работу. Для этого выделим основные виды НИР магистранта:

Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Смотреть фото Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Смотреть картинку Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Картинка про Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Фото Что такое научно исследовательская работа в магистратуре

Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов является синтезом учебной и внеучебной исследовательских работ, а также научно-организационной работы магистрантов.

Магистерская диссертация

Магистерская диссертация является итогом обучения в магистратуре. Она должна наглядно продемонстрировать, чему научился магистрант за время своего пребывания в ней. Она пишется по результатам пройденного обучения. Таким образом, вся работа, выполненная за этот период, в идеале должна быть отражена в диссертации. Соответственно, все статьи, подготовленные за время прохождения обучения, необходимо писать по теме диссертации. Это облегчит процесс оформления выпускной квалификационной работы магистранта.

Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Смотреть фото Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Смотреть картинку Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Картинка про Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Фото Что такое научно исследовательская работа в магистратуре

Магистерская диссертация – это выпускная исследовательская работа, носящая исследовательский характер и направленная на решение задач, определенных одной общей целью. Она должна иметь актуальную тему и составлять научную новизну. Работу следует писать таким образом, чтобы результаты исследования можно было применить на практике. Диссертация должна быть корректно оформлена. Это – основные критерии, по которым она оценивается. По результатам защиты магистерской работы присуждается степень магистра.

Существует три типа диссертации:

Магистерская диссертация в корне отличается от выпускной квалификационной работы бакалавра. В ней магистрант прорабатывает решаемую проблему под разными углами, исследует ее более глубоко, тем самым, изучая вопрос всесторонне. Также данный вид работы отличается от диплома специалиста тем, что его исследование носит более академический характер.

В целом, структура работы должна быть уже знакома бывшим бакалаврам. Она содержит те же разделы, что и ВКР, с некоторыми дополнениями. Кроме того, больше внимания уделяется практической части.

Структура работы включает в себя следующие элементы:

Выполнение магистерского исследования осуществляется под руководством научного руководителя.

Каждая диссертация должна сопровождаться авторефератом. В нем приводится изложение поставленных задач, сжатая характеристика содержания и результатов проведенного исследования.

Таким образом, магистратура отличается от других этапов обучения повышенным вниманием к исследовательской и практической работе. По итогам обучения будущий магистр должен написать диссертацию и защитить ее.

Источник

Научно-исследовательская работа (НИР) в магистратуре: формы, правила написания отчета и индивидуальный план

В отличие от бакалавриата, обучение в магистратуре в первую очередь направлено на развитие у учащегося самостоятельности. Этому способствует, в том числе, выполнение научно-исследовательских работ (НИР).

В этой статье поясню, какие бывают НИР и как по ним писать отчеты.

Суть написания и формы научно-исследовательских работ (НИР)

Зачем выполнять научно-исследовательские работы

Сама магистерская программа в любом вузе включает образовательную составляющую и научно-исследовательскую. Во втором случае магистрант готовит доклады, делает публикации, пишет отчеты. Вся научно-исследовательская работа завершается подготовкой и написанием магистерской диссертации.

За каждым магистрантом закрепляется план работы, который утверждается заведующим кафедрой. Отчетные работы пишутся в течение всех учебных семестров и распределяются по ним равномерно.

Зачем заниматься научно-исследовательской работой?

Чем больше вы пишете статей и участвуете в конференциях, тем шире ваш кругозор, более развитое ваше аналитическое мышление и лучше подготовка к написанию диссертации. Только там вы учитесь заниматься научными исследованиями самостоятельно.

К слову, подготовка к защите ВКР начинается уже с первого курса магистратуры. Все, что вы напишете в процессе обучения, ляжет в основу будущей работы.

Формы научно-исследовательских работ (НИР)

Научно-исследовательская работа выполняется в строго соответствии с планом, разработанным и утвержденным в начале учебы. За всеми работами следит научный руководитель.

Есть несколько форм, в которых могут быть представлены НИР:

На первом году обучения нужно разобраться с темой будущего диссертационного исследования, а на втором — показать, что план работы над магистерской выполняется.

Как выполнять научно-исследовательскую работу в магистратуре

Итогом проделанной НИР является письменный отчет. Научный руководитель его утверждает и передает на кафедру. За всю работу выставляется оценка, позволяющая говорить о магистранте как о начинающем исследователе. Также стоит отметить, что оценка НИР берется в расчет на защите работы.

Отчет по НИР

Как и любой другой отчет, отчет по НИР нужно писать, соблюдая хронологию. Задачи, поставленные перед магистрантом, формулируются и указываются в соответствии с заданием. Такими задачами могут быть:

Индивидуальный план

Разработкой индивидуального плана магистрант занимается вместе с научным руководителем. Такой план способствует:

С помощью индивидуального плана можно легко оценить успехи магистранта, проверить результат работы, определить направление для дальнейших исследований.

Значение отчета о научно-исследовательской работе (НИР)

По отчету можно судить, насколько магистранта можно считать начинающим ученым и можно ли ему присваивать степень магистра. В отчете же могут быть даны рекомендации — продолжать научную деятельность или нет, поступать в аспирантуру или пока не стоит.

Вообще, научно-исследовательские работы проводятся с целью систематизировать теоретические знания, научиться ставить задачи, связанные с темой исследования, и успешно их решать.

Научно-исследовательская практика подразумевает выполнение ряда действий:

Конкретные действия зависят от направления подготовки.

Структуру отчета определяет сам автор. Оформляется документ согласно требованиям ГОСТа.

Чтобы посмотреть, как выглядит готовый отчет, можете скачать пример отчета по НИР магистранта.

Источник

Научно-исследовательская работа магистранта

Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Смотреть фото Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Смотреть картинку Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Картинка про Что такое научно исследовательская работа в магистратуре. Фото Что такое научно исследовательская работа в магистратуре

В учебном пособии изложены основные организационно-методологические и технологические положения, раскрывающие содержание научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 034300(68) «Физическая культура», с учетом новых требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научно-исследовательская работа магистранта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТА

1.1 Характеристика профессиональной подготовки магистров по направлению 034300 «Физическая культура»

В Российской Федерации по направлению подготовки «Физическая культура» реализуются профессиональные образовательные программы, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «магистр».

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 (68) «Физическая культура» [30] предусматривает подготовку магистров к профессиональной деятельности в следующих областях:

— научно-исследовательская и научно-методическая;

При этом Федеральным государственным стандартом обусловлено, что конкретные профили профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, в каждом высшем учебном заведении определяются самостоятельно совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса по согласованию с заказчиком кадров и вводятся решением Ученого совета вуза.

Перед началом разработки основных образовательных программ вуз должен определить главную цель и составляющие целевые установки, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.

В новых Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования устанавливается, что основные образовательные программы подготовки магистров должны включать два учебных цикла:

профессиональный; и разделы:

практики и научноисследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

При формировании общей образовательной программы подготовки магистров основываются, прежде всего, на том, что в результате ее освоения магистр должен овладеть знаниями, умениями и практическим опытом, а также готовностью мобилизовать их в ситуациях, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий в избранной деятельности. При этом должен быть сформирован уровень компетенции, который заключается не только в способности решения профессиональных задач, но и являться фактором саморазвития — стимулирующий к мотивированному непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческому отношению к делу.

Наука — сфера человеческой деятельности, в ходе которой осуществляется выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности, формируется система научных понятий о явлениях и законах природы и общества, способные служить теоретической основой для практического преобразования в интересах человечества. При этом наука выполняет две основополагающие функции: познавательную — позволяющую проникнуть в сущность вещей, понять их природу, и предметно-действенную — обеспечивающую не только приспособительный, но и творческий, преобразовательный характер деятельности.

Научное познание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий знания, на основе которых возникают цели и мотивы их действий. При этом наука, как форма познания действительности, объективных законов природы и общества, деятельности человека, позволяет сформировать различные стороны компетенции специалистов: познавательную, мировоззренческую, прогностическую, а также нормативно-регулирующую, управленческую, образовательную, материально — производственную и др. Поэтому приобщение магистрантов к творческому процессу на основе научно-исследовательской работы, с целью формирования основ методологической культуры и познавательного интереса к новому, характерно для их подготовки во всех высших учебных заведениях.

Научно-исследовательская работа магистрантов является одной из важнейших форм учебного процесса и должна осуществляться на протяжении всего обучения с использованием разнообразных средств. Рекомендуемые в процессе освоения образовательных программ изучение и анализ специальной литературы и передового практического опыта, а также написание рефератов, курсовых, магистерских диссертаций, разработка проектов, посвященных решению задач организационно-управленческой и культурно-просветительной деятельности невозможны без проведения элементарных исследовательских изысканий.

Более того, рекомендуемые Федеральным государственным стандартом учебные циклы (общенаучный и профессиональный) ориентированы, прежде всего, на формирование системы научных знаний о физической культуре и спорте, методологию научных исследований, стратегию решения научных проблем в отрасли и т.п. В соответствии с новым Федеральным образовательным стандартом по направлению «Физическая культура», формирование знаний и навыков научно-методической деятельности должно осуществляться в процессе освоения образовательной программы всех дисциплин учебного плана и всех видов занятий на их предметной основе, с научным обоснованием содержания и проблем, которые возникают в науке и практике.

Так в результате изучения базовой части общенаучного цикла обучающийся должен знать:

— основные научные школы, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними;

— методологию научных исследований;

— основные особенности научного метода познания;

— классификацию науки и научных исследований;

— основные понятия и категории логики;

— правила определения понятий, классификацию и систематизацию как логические понятия;

— инновационные образовательные технологии в физической культуре;

— современный уровень и тенденции развития информационных технологий, направления их применения в науке и образовании;

— самостоятельно приобретать и определять новые знания, в том числе в смежных областях знаний;

— использовать логические операции классификации и систематизации процессов, систем, явлений, объектов физической культуры и спорта, формулировать новые понятия и термины;

— адаптироваться к изменению профиля деятельности;

— расширять и углублять свое научное мировоззрение;

— выбирать адекватную теорию и технологию для решения научных проблем;

— работать в среде Windows;

— применять прикладные программы специального назначения для отрасли физической культуры и спорта;

— применять методы математического моделирования и статистической обработки при решении исследовательских и профессиональных задач;

— теорией планирования, управления и контроля процессов исследования в своей профессиональной деятельности;

— современными технологиями поиска, обработки и представления информации.

В результате изучения базовой части профессионального цикла обучающийся должен знать:

— систему научного знания о физической культуре и спорте, её структуре;

— междисциплинарную интеграцию комплекса наук, изучающих физическую культуру и спорт: естественнонаучных, психологопедагогических, социально-гуманитарных;

— стратегии разрешения проблем в отрасли;

— оперировать основными теоретическими знаниями о физической культуре и спорте на основе критического осмысления;

— проводить анализ и представлять интегративную информацию по вопросам развития физической культуры и спорта на местном и региональном уровне для принятия управленческих решений по её совершенствованию;

— профессиональной речевой коммуникацией на русском языке;

— актуальными средствами, методами, технологиями профессиональной деятельности, способами определения приоритетных видов профессиональной деятельности в физкультурном образовании, спорте, двигательной рекреации и туризме и использования их для решения задач сохранения и укрепления здоровья и повышения качества жизни населения, подготовки спортсменов высокой квалификации.

Наряду с этим разработчики Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования считают необходимым введение раздела «Практики и научно-исследовательская работа», призванного непосредственно организовывать научно-исследовательскую деятельность магистрантов и формировать их профессиональные компетенции в этой области. Более того, научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, — все это позволяет магистранту приобщиться к творческой деятельности, начать полноценную научную работу, найти единомышленников и партнеров по организации своих исследований.

1.2 Цель и задачи научно исследовательской работы магистранта

Научноисследовательская работа — это деятельность магистрантов, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение научных методов познания, и в результате которой магистранты активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и общей образовательной программой вуза.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Физическая культура» [30] включает научно-исследовательскую работу магистранта в раздел «Практики и научно-исследовательская работа».

Цель научно-исследовательской работы магистранта, обучающегося по направлению подготовки «Физическая культура» — сформировать его научное мировоззрение, развить творческое мышление, активизировать познавательный процесс, а также сформировать творческое отношение к пониманию основных концептуальных положений, составляющих содержание современных теоретических основ физической культуры и спорта, подготовить к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в этой области, научить осуществлять проектирование физкультурно-спортивной деятельности, писать и защищать магистерскую диссертацию.

1. Закрепить и углубить у обучающихся знания и умения проведения научно-исследовательской работы, полученные ими при освоении образовательно-профессиональной программы бакалавриата.

2. Помочь уяснить профессиональное понимание нерешенных проблем в области физической культуры и спорта.

3. Сформулировать научно-исследовательские подходы к изучению основных проблем физической культуры и спорта и показать способы их решения.

4. Воспитать потребность и умение применять теоретические знания в практической деятельности.

5. Раскрыть основные аспекты технологии труда в научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

6. Определить степень готовности магистров для самостоятельной работы по специальности в современных условиях.

Высшее учебное заведение обязано обеспечить гарантию качества подготовки магистров в этой области, в том числе путем:

— разработки стратегии по обеспечению качества проведения научно — исследовательской деятельности;

— разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений организации и проведения научно-исследовательской деятельности, уровня их компетенций;

— обеспечения компетентности преподавательского состава.

Научно — исследовательский раздел общей образовательной программы подготовки магистров должна предусматривать:

— знакомство магистров с методами и методиками, наиболее широко используемыми в исследовательской работе в сфере физической культуры и спорта;

— практическое освоение ими методов исследований, необходимых для решения задач, обусловленных темой выпускной квалификационной работы;

— освоение методов обработки результатов исследований, подбор адекватных методов математической статистики, использования компьютерных технологий;

— изучение и реферирование литературных источников (отечественных и зарубежных) по теме исследования, составление литературного обзора;

— умение описывать и оформлять проведенные исследования, готовить сообщения и доклады по этапам научных и научно-методических исследований;

— участвовать в обсуждениях докладов и сообщений других учащихся, участвовать в научных дискуссиях, конференциях, диспутах.

Эффективное формирование научно-исследовательской деятельности магистрантов возможно в рамках учета комплекса дидактических условий (определение оптимального соотношения репродуктивных и исследовательских процедур; формулирование системы конкретных уточняющих целей учебно-исследовательской деятельности; определении ожидаемого результата; поиск оптимального соотношения функций контроля и самоконтроля в процессе выполнения исследовательских заданий; уточнение и оптимизация функций преподавателя и т.п.), позволяющих повысить уровень качества обучения.

Деятельность, осуществляемая в рамках реализации раздела общей образовательной программы «Практики и научно-исследовательская работа» позволит магистрантам, обучающимся по направлению подготовки «Физическая культура» более полно и целостно понять и освоить основные составляющие научно-исследовательской деятельности. А ее осуществление в рамках освоения этого и других учебных циклов общей образовательной программы и самостоятельной работы, позволит легче осмыслить основные закономерности развития физической культуры и спорта, сформировать профессиональное понимание нерешенных проблем в этой области, предвидеть наиболее вероятные направления научной мысли в области физической культуры и спорта и смежных дисциплинах, сформулировать научно-исследовательские подходы к изучению основных проблем в этой области, показать способы их решения.

1.3 Организация и методическое руководство научно-исследовательской работой

Непосредственную организацию и методическое руководство проведения научно-исследовательской работы магистрантов обеспечивают выпускающие кафедры. Они в соответствии с установленными требованиями определяют основные направления научно-исследовательской работы магистрантов, подбирают состав научных руководителей, а при необходимости и консультантов.

Кафедрами, осуществляющими руководство научно-исследовательской работой магистрантов, должна проявляться необходимая забота и помощь в создании надлежащих условий и материально-технического обеспечения выполнения этой работы. Они обязаны разработать необходимые методические рекомендации, обеспечивая оптимальные условия для проведения научно-исследовательской работы.

Непосредственное руководство научно-исследовательской работой магистрантов осуществляют назначенные распоряжением по кафедре профессора, доценты и ведущие преподаватели кафедр, имеющие ученую степень. Контроль за осуществлением различных разделов научно — исследовательской работы магистранта, наряду с научным руководителем, должен осуществлять ведущий преподаватель учебной группы с проставлением зачетов за выполнение отдельных разделов работы. Наряду с этим на кафедрах должен осуществляться постоянный контроль путем бесед заведующего кафедрой с научными руководителями, ведущим преподавателем учебной группы и магистрантами, а также проводиться обсуждение на заседаниях кафедр отчетов ведущих преподавателей и научных руководителей о ходе выполнения НИР магистрантами. Конечным итогом научно-исследовательской работы магистранта является публичная защита магистерской диссертации на заседании ИГАК.

По регламенту Федерального государственного образовательного стандарта «Физическая культура» содержание основной образовательной программы по разделу «Практики и научно-исследовательская работа» определяется вузом. При этом вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы магистрантов:

— планирование научно-исследовательской работы, включающее в себя ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

— проведение научно-исследовательской работы;

— составление промежуточных отчетов о научно-исследовательской работе;

— корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

— составление отчета о научно-исследовательской работе;

— публичная защита выполненной работы.

В соответствии с этим, для оптимизации освоения программы учебного раздела в нем целесообразно выделить несколько модулей (модуль — это часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания и обучения):

Научноисследовательская работа в семестре;

— Подготовка и защита выпускной квалификационной работы.

Комплексная система освоения учебного цикла «Практики и научно — исследовательской работа» должна обеспечивать непрерывное участие магистранта в научной работе в течение всего периода его обучения.

Основной формой планирования, осуществления и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана исследования и полученных фактических материалов, а также обсуждения промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательской работы в семестре. Вместе с тем практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры, органически связанной с проведением научно-исследовательской работы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально — практическую подготовку обучающихся к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Преподавание учебного раздела «Практики и научно — исследовательская работа» осуществляется на основе двух методических подходов, к которым можно отнести:

— самостоятельную работу магистранта по изучению научно-методической литературы и проведение научно-исследовательской и научно-педагогической работы по определенным направлениям;

— освоение магистрантами теоретико-методических основ научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности и овладение профессионально значимыми умениями и навыками их проведения при индивидуальной работе с преподавателем.

Существенным аспектом эффективной работы по освоению этого раздела подготовки является вовлечение магистрантов в самостоятельную активную работу по изучению разделов научно-исследовательской деятельности, включающую разработку рабочих планов, подготовку рефератов, докладов, статей на основании обзора материалов периодических изданий, Internet, диссертационных и монографических исследований и т.д. В этом смысле важно полное методическое обеспечение самостоятельной работы студентов-магистрантов со стороны преподавателей.

На начальном этапе научно-исследовательской работы, когда необходимо уточнить цель и задачи научного поиска, определить объект и предмет исследования или проекта, непосредственная помощь научного руководителя просто необходима. На последующих этапах самостоятельность магистрантов должна возрастать, а рекомендации научного руководителя касаются в основном вопросов обработки результатов проведенных исследований, составления списка используемой литературы, литературного оформления текста квалификационной работы и расположения в ней материала, формулировки выводов и практических рекомендаций.

Технологический подход к конструированию самостоятельной научно-исследовательской деятельности базируется на формулировании системы конкретных уточняющих целей, которые ставятся перед магистрантом, определении ожидаемого результата, использовании системы оперативной обратной связи, позволяющей корректировать процесс формирования знаний и умений, а также процесс развития творческого потенциала.

При этом основой организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистрантов может служить построение конкретной системы уточняющих целей, достижение которых должно быть гарантировано. Общий прием конкретизации целей — это использование в их формулировке указаний на определенные научно-исследовательское действие: «изучить», «исследовать», «выдвинуть», «поставить вопрос», «классифицировать», «сравнить», «проанализировать», «систематизировать» и т.п., направленных на разработку избранной для исследования научной проблемы.

Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Мониторинг контролирующих и диагностирующих мероприятий, должен предусматривать контроль уровня усвоения отдельных разделов научно-исследовательской деятельности в динамике, а также, при необходимости, вносить корректировку процесса их осуществления.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям для каждого модуля создаются фонды оценочных средств, включающие в себя типовые задания, формы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций магистрантов (оценки за написание планов, научных обзоров, рефератов, подбор методов, организации отдельных этапов исследования, написание отчетов, докладов, статей, тезисов и т.п.). При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Помимо индивидуальных критериев оценок должны использоваться групповые и взаимооценки, включающие: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами рефератов, проектов, научных докладов и публикаций, исследовательских работ и др.

Вместе с тем основной формой руководства научно-исследовательской работой магистранта является консультация. Как правило, консультации носят индивидуальный характер и проводятся в виде собеседования. Вместе с тем на первых этанах работы и при ее завершении возможны и групповые консультации. Количество консультаций и их продолжительность зависит от характера темы проводимого исследования, условий ее выполнения, индивидуальных особенностей магистранта и научного руководителя.

Особое место для организации и проведения научно — исследовательской работы магистранта отводится при освоении программ научно-исследовательской, научно-педагогической и профессионально-ориентированной практик. В этот период магистранты особенно нуждаются в консультации научных руководителей.

В период проведения практик важно не только расширить теоретические представления магистрантов об организации и ведении научно-исследовательской деятельности, но и вооружить их практическими навыками реализации различных технологий организации этой деятельности, а также профессиональной подготовки к научно-исследовательской и научно — педагогической работе в качестве научного сотрудника или преподавателя.

В этих целях рекомендуется активно привлекать магистрантов к стажировке у ведущих специалистов с группами спортсменов разной квалификации и проведению теоретических и практических занятий со студентами вуза и учащимися других учебных заведений, участию в деловых играх, разработке и реализации конкретных планов и проектов, тестовых заданий.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться ее широкое обсуждение в учебных структурах вуза, с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

Итоговая государственная аттестация включает в себя защиту магистерской выпускной квалификационной работы. Федеральный государственный стандарт определяет, что выпускная квалификационная работа магистра в соответствии с программой (профилем) подготовки может быть выполнена в виде магистерской диссертации — которая является самостоятельным и логически завершенным исследованием, связанным с решением научной, научно-практической задач.

Тематика выпускной квалификационной работы магистра должна быть посвящена решению актуальных проблем теории и практики физической культуры и спорта и, как правило, соответствовать направлениям научно-исследовательской работы вуза и профильной кафедры.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) определяются высшим учебным заведением на основании действующего «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений», утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с профилем основной образовательной программой магистратуры.

При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общенаучные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи соответствующие профилю профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Прямой обязанностью научного руководителя по управлению научно-исследовательской работой магистрантов является контроль выполнения отдельных ее разделов, помощь в оценке, полученного фактического материала, аргументации заключений и выводов, тщательная проверка окончательно оформленной выпускной квалификационной работы и подготовки ее к защите, оказание помощи в подготовке доклада на защите, а также составление мотивированного письменного отзыва о научно — исследовательской деятельности магистранта.

1.4 Требования к уровню компетенции в научно-исследовательской деятельности магистра физической культуры

Главный принцип научно-исследовательской работы магистранта — усвоение знаний и овладение ими как инструментом будущей творческой профессиональной деятельности. При этом необходимо учитывать, что внедрение в учебный процесс исследовательской работы представляет собой взаимосвязанный комплекс его функционально соотнесенных компонентов общей образовательной программы, который обеспечивает научно обоснованное управление процессом обучения магистров по физической культуре и спорту.

В результате этой деятельности магистр физической культуры должен быть подготовлен к решению следующих задач:

— постоянно повышать свою профессиональную компетенцию в области выявления научных проблем и способов их решения;

— выявлять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта;

— внедрять инновационные и современные компьютерные технологии в практику научных исследований в области физической культуры и спорта;

— разрабатывать программы научных исследований и методологию их реализации;

— осуществлять оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование физкультурно-спортивной деятельности.

Выпускник по направлению подготовки «Физическая культура» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать определенными компетенциями в научно-исследовательской деятельности. (Компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области).

Для формирования необходимой компетенции, в результате освоения основной образовательной программы и проведения научно — исследовательской работы магистрант должен приобрести навыки: — самостоятельной научно-исследовательской и научно — педагогической деятельности, требующих широкого образования в области теории физической культуры и спорта, а также смежных наук, составляющих основу магистерской подготовки.

— формировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области науки о физической культуре и спорте и организации учебного процесса в различных физкультурно-образовательных учреждениях;

— выбирать адекватные поставленным задачам, методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, связанного с проблематикой магистерской программы;

— математически и графически обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся отечественных и зарубежных литературных данных;

— вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

— представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Магистр физической культуры должен:

— понимать методологические основы и специфику методов научных исследований в области физической культуры и спорта;

— осознавать историческое развитие методологии и теории физической культуры и спорта и понимать современное состояние науки как итог этого развития;

— предвидеть наиболее вероятные направления научной мысли в сфере физической культуры и спорта и смеженных дисциплин;

— определять пути дальнейшего повышения значимости физической культуры и спорта в деле оздоровления и физического совершенствования человека;

— владеть методами анализа существующего положения в науке и практике физической культуры и спорта, а также методами конструирования и проектирования задач теории и практики физической культуры;

— владеть методами самоорганизации и совершенствования личности научного работника и преподавателя, специализирующего в сфере физической культуры и спорта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *