Что такое научно техническая политика

Научно-техническая политика

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Основными целями научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1) признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

2) гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

3) гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

4) интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследования и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а та же научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

5) поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

6) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

7) стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

8) развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

9) стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ и интеграция их научно-технического потенциала;

10) развитие международного научного и научно-технического сотрудничества РФ.

Направления научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом РФ на основе специального доклада Правительства РФ, формируемого с учетом предложений субъектов РФ.

Законодательный орган государственной власти РФ ежегодно в соответствии с посланием Президента РФ определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.

Определение основных направлений научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.

Научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической политики.

Научно-техническая политика субъектов РФ формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 322-323.

Источник

ПОЛИТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ

Смотреть что такое «ПОЛИТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ» в других словарях:

ПОЛИТИКА, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ — составная часть политики государства, совокупность теоретических идей, целей и задач, практических мероприятий развития науки, техники, труда и производства. Основная задача Н. т.п. – осуществление и кардинальное ускорение НТП, превращение науки… … Большой экономический словарь

Научно-техническая политика органов государственной власти города Москвы — совокупность целей и задач города в области научно технической деятельности, а также принципов, критериев и механизмов, на основе и с использованием которых обеспечиваются решение данных задач и достижение указанных целей. Источник: ЗАКОН г.… … Официальная терминология

Научно-техническая политика в области безопасности в чрезвычайных ситуациях — выбор научное обоснование и практическая реализация научно методических, организационных и технических решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и уменьшения масштабов. EdwART. Словарь терминов МЧС … Словарь черезвычайных ситуаций

Политика государственная научно-техническая — инструмент государственного регулирования экономики в области научно технической деятельности. Определяет цели, направления, способы и формы деятельности государства в сфере науки и техники, производственного освоения (реализации) научно… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Научно-техническая политика в области безопасности в чрезвычайных ситуациях — выбор, научное обоснование и практическая реализация научно методических, организационных и технических решений в области защиты населения и территорий от ЧС, предупреждения и смягчения их последствий … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Научно-техническая политика в области гражданской защиты — совокупность научно обоснованных теоретических положении, правовых, экономических, технических и надзорных норм, относящихся к ГЗ населения, объектов экономики и среды обитания от внутренних и внешних угроз … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Государственная научно-техническая политика — в РФ составная часть социально экономической политики, которая: выражает отношение государства к научной и научно технической деятельности; определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки,… … Финансовый словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. составная часть социально экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно технической деятельности, определяет цели,… … Юридический словарь

Государственная научно-техническая политика — составная часть социально экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области… … Официальная терминология

Государственная научно-техническая политика — – составная часть социально экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Источник

Что такое научно техническая политика

Понятие научно-технической политики

В Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике», научно-техническая политика рассматривается как составная часть социально-экономической политики.

Научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Данное определение исходит из понимания любой государственной политики как комплексного направления деятельности государства в использовании государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в целях развития отдельных сфер, видов жизнедеятельности людей, эффективного применения отдельных объективных факторов, в целях решения тактических и стратегических задач неуклонного социально-экономического прогресса.

Научно-техническая политика на каждом этапе развития, естественно, меняется в зависимости от ряда обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Это отражается на всех ее структурных составляющих (целях, задачах, направлениях, механизме реализации, ресурсном обеспечении).

Результативность научно-технической политики в использовании возможностей современных факторов инноваций в решении текущих и перспективных социально-экономических задач во многом зависит от адекватного учета в ней господствующих объективных тенденций в научно-технической, инновационной и производственной деятельности людей, закономерных изменений в целостной совокупности факторов и условий развития экономики.

Выработка и реализация современной результативной государственной научно-технической политики требуют четкого понимания содержания и функций государственной службы в обеспечении эффективного регулирования экономических, научно-технических, инновационных, инвестиционных и др. процессов в народном хозяйстве.

Необходим также оптимальный учет действия объективных законов и закономерностей, обоснованных современной экономической мыслью. В наше время высокого уровня разработки достигли теории общественного воспроизводства, хозяйственных систем, цикличности развития, федерализации смешанной экономики, технологических укладов, инновационного типа развития, экономической устойчивости и безопасности, научно-технологического потенциала и др.

В научно-технической политике проявляется отношение государства к сфере науки, научно-технической деятельности. С экономической точки зрения это отношение государства к человеку, к объединениям людей, занятых научной, научно-технической и инновационной деятельностью, это отношение к результатам научно-технического, инновационного труда, это видение государственными органами роли, значения продуктов научной и научно-технической деятельности в системе общественного производства.

В последние 10—15 лет в развитых странах мира формируются принципиально новый образ науки, обусловленный радикально меняющейся ролью научных изысканий и разработок в экономическом и социальном развитии отдельных трудовых коллективов, регионов, стран.

Результаты научного, научно-технического, инновационного труда, особенно в виде системной техники нового типа и базовых новых технологий стали решающими структурообразующими факторами поэтапного перехода на инновационный тип экономического развития хозяйственных систем различного уровня, обеспечения их высокой эффективности и экономической устойчивости в рыночной среде.

Под хозяйственной системой понимают определенным образом упорядоченную совокупность производительных сил и взаимодействующих с ними организационно-экономических отношений. Такая совокупность способна к автономному функционированию. Она целенаправленно организуется для достижения комплексного хозяйственного результата, связанного с интересами трудового сообщества людей, действующих в данной системе.

Научная и научно-техническая деятельность, являются одним из объектов государственной политики и протекают в условиях и рамках различных хозяйственных систем.

Значит, государственная научно-техническая политика самым тесным образом связана со структурной, промышленной, инновационной, инвестиционной и др. политиками государства. Последнее призвано в соответствии с его основными экономическими функциями заботиться о создании структуры хозяйственных систем и институциональных условий их функционирования и развития.

Компоненты научно-технической политики

В условиях смешанной экономики различные первичные хозяйственные системы находятся в разной степени зависимости от государственных органов (правовой, экономической, ресурсной и пр.).

Поэтому социально-экономическая политика в целом, а следовательно и научно-техническая политика государства, усложняются по задачам, направлениям, но особенно по исходным институциональным условиям, по механизму выработки и реализации. Существенно возрастает роль экономических функций государства, особенно таких, как координирующая, мотивационная, аналитическая, контрольная.

Такие компоненты научно-технической политики государства, как задачи, направления, формы, методы воздействия и пр., предопределяются состоянием хозяйственных систем, пропорционально выстроенных по единому научно-воспроизводственному циклу, совокупностью их свойств. В числе важнейших свойств следует выделить свойство экономической устойчивости, способность к самообеспечению. Речь идет о призвании хозяйственной системы воспроизводить в своих рамках основные факторы-ресурсы для развития или создавать условия, в том числе финансовые, для их эффективного вовлечения извне в свою хозяйственную деятельность.

Экономическая устойчивость — интегрированное свойство, состоящее из совокупности свойств. В их числе финансовая устойчивость, инновационная и инвестиционная активность, конкурентоспособность технологической системы и продукции и др.

Назначение научно-технической политики

Государственная научно-техническая политика, как правило, непосредственно не воздействует на научно-техническую деятельность, интеллектуальный труд.

Назначение научно-технической политики государства в другом — создавать для этого наиболее благоприятные организационные, мотивационные, структурные, ресурсные, правовые предпосылки (условия), содействуя формированию, развитию взаимосвязанных по воспроизводственному принципу хозяйственных систем и развитию их научной, инновационной и в целом деловой активности.

Взаимосвязанность научно-технической и структурной государственных политик проявляется в их взаимопроникновении. Научно-техническая политика — составная часть структурной политики и наоборот.

Федеративное государственное устройство России предполагает разграничение полномочий федеральных и региональных властных органов при выработке и реализации государственной научно-технической политики.

В этой связи уместно говорить о двух составных частях единой государственной политикифедеральной и региональной, но считать эти части абсолютно самостоятельными, независимыми друг от друга, нет оснований. Такое понимание противоречит основным положениям теории федерализации экономики как единого комплексного образования.

Источник

Что такое научно техническая политика

Статья 11. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики

1. Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников и обучающихся образовательных организаций высшего образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, кафедр на базе научных организаций;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О мерах по материальной поддержке ученых России см. Указ Президента РФ от 16.09.1993 N 1372.

стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

(см. текст в предыдущей редакции)

развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

Источник

Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О науке и государственной научно-технической политике

Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года

Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года

(В редакции федеральных законов от 19.07.1998 № 111-ФЗ, от 17.12.1998 № 189-ФЗ, от 03.01.2000 № 41-ФЗ, от 29.12.2000 № 168-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.06.2005 № 76-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 04.12.2006 № 202-ФЗ, от 01.12.2007 № 308-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 10.02.2009 № 18-ФЗ, от 02.08.2009 № 217-ФЗ, от 27.12.2009 № 358-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 27.07.2010 № 198-ФЗ, от 01.03.2011 № 22-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 20.07.2011 № 249-ФЗ, от 21.07.2011 № 254-ФЗ, от 06.11.2011 № 291-ФЗ, от 03.12.2011 № 385-ФЗ, от 28.07.2012 № 135-ФЗ, от 03.12.2012 № 240-ФЗ, от 07.05.2013 № 93-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 27.09.2013 № 253-ФЗ, от 02.11.2013 № 291-ФЗ, от 22.12.2014 № 443-ФЗ, от 20.04.2015 № 100-ФЗ, от 13.07.2015 № 270-ФЗ, от 23.05.2016 № 148-ФЗ, от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ, от 25.05.2020 № 159-ФЗ, от 31.07.2020 № 309-ФЗ, от 08.12.2020 № 399-ФЗ, от 30.12.2020 № 517-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. (В редакции Федерального закона от 21.07.2011 № 254-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-технической политике

1. Законодательство Российской Федерации о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус».

2. Законодательство о науке и государственной научно-технической политике в отношении организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих научную (научно-исследовательскую), научно-техническую и инновационную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

3. Органами публичной власти федеральной территории «Сириус» могут устанавливаться особенности регулирования в федеральной территории «Сириус» деятельности организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую), научно-техническую и инновационную деятельность, а также особенности регулирования отношений в области науки и государственной научно-технической политики, государственной поддержки инновационной деятельности.

(Статья в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-технической деятельности

2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом:

гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

гарантируют подготовку кадров для научных организаций; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников

1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

22. Порядок присвоения ученых званий доцента и профессора, в том числе критерии присвоения ученых званий, требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий, основания и порядок лишения, восстановления ученых званий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Присвоение ученых званий доцента и профессора и утверждение форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

3. Присуждение ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук, присвоение ученого звания подтверждаются соответственно дипломом кандидата наук, дипломом доктора наук, аттестатом о присвоении соответствующего ученого звания. Формы дипломов об ученых степенях, аттестата о присвоении ученого звания, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 23.05.2016 № 148-ФЗ)

31. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, а также научные организации и образовательные организации высшего образования, которые достигли высоких результатов в научно

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *