Что такое научно технический прогресс в истории
Что собой представляет научно-технический процесс? Краткое описание
Содержание:
Научно-технический прогресс – это экономически, социально значимое явление. Оно основывается на качественном улучшении жизни общества во всех сферах. Говоря о том, что такое НТП, следует отметить, что в его основе лежит интеллектуальная деятельность. Данный процесс является ключевым в развитии человечества. Он стартовал тысячи лет назад, когда появилось первое орудие труда, первое изобретение, труд человека изменялся, стартовала автоматизация. Профессиональные научные работы в таких науках, как биология, химия, физика появились не раньше семнадцатого века. Что такое научно-технический прогресс – примеры:
Что такое научно-технический прогресс — прогресс науки и техники, пример
Что такое технический прогресс? Это совокупность процессов и достижений в различных сферах, таких как техника, энергетика, промышленность, производственный сектор, услуги и товары для населения. В его основе лежат научные исследования, тестирования, расчеты. Задача разработки инноваций – получить:
На сегодняшний день выделяется несколько этапов, входящих в научно-технический прогресс:
Что такое, по вашему мнению, технологический прогресс
Технологический прогресс – это бесконечный процесс, который предусматривает разработку, тестирование и внедрение инновационных решений в повседневную жизнь человечества. Активная разработка технологических новинок способствует развитию производственной организации. В основе – научные открытия, знания, достижения.
Эффективность экономики любой страны зависит от НТП. В последние годы развитые государства уделяют особое внимание единой научной и технической политике. Она включает в себя целенаправленные действия, способствующие комплексному продвижению научной и технической сферы, их взаимодействию. Изначально формируется теория, затем проводятся тесты новых решений, после чего их внедряют в экономическую или другую сферу. Различают два типа научного прогресса:
Научно-технический прогресс обладает определенными признаками:
Научно-технический прогресс и его последствия – примеры НТП
Последствия научно-технического прогресса двоякие. С одной стороны, человечество получило массу возможностей, с другой – меняется окружающая среда. Экология загрязняется, происходят необратимые процессы в природе, вымирают животные и растения. Технический прогресс – это обширное понятие разработки и внедрения инноваций во все сферы жизни людей. Он состоит из следующих этапов:
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Результат (эффект) НТП может быть экономическим (увеличение объёма производства товаров и услуг, снижение их удельной трудоёмкости, материалоёмкости и энергоёмкости, достижение структурного эффекта от перемещения ресурсов в более производительные сферы), социальным (создание новых рабочих мест квалифицированного труда, увеличение свободного времени и его более рациональное использование, сокращение сферы применения тяжёлого, вредного и непривлекательного труда, улучшение качества и условий жизни), экологическим (сбережение невоспроизводимых природных ресурсов, уменьшение выбросов в окружающую среду, предупреждение и смягчение последствий природных и техногенных катастроф), информационным (увеличение объёма научных знаний и их распространение в обществе).
НТП как процесс предполагает следующие этапы: 1) фундаментальные исследования (изучение и систематизация фактов и явлений, выявление закономерностей функционирования и развития природных, технических и общественных систем); 2) поисковые исследования и инновационный маркетинг (анализ возможностей и перспектив практического использования результатов исследований); 3) прикладные исследования (обоснование технической возможности, социально-экономич. целесообразности и путей практич. использования результатов фундам. исследований); 4) конструкторские, технологич., проектные и организац. разработки (создание и опытная проверка технико-экономич. документации и пилотных образцов, необходимых для освоения результатов разработок); 5) технич. и экономич. освоение разработок (создание и освоение производств. мощностей, организация произ-ва конкурентоспособных товаров и услуг); 6) оформление, защита и распространение интеллектуальной собственности, созданной в результате НТП. Таким образом, НТП включает развитие науки (приращение новых знаний) и инновации (превращение новых знаний в рыночный продукт, в объект массового применения).
Основные направления НТП в современных условиях: комплексная автоматизация и роботизация производства и быта; информатизация на базе глобальных информационных сетей и компьютерных устройств для сбора, обработки, передачи и хранения новых знаний; разработка новых синтетических материалов для производства, строительства, медицины и т. д.; освоение новых, в т. ч. возобновляемых и неуглеродных, источников энергии, способов её преобразования и транспортировки; развитие безотходных и экологичных технологий. В России в качестве приоритетных избраны направления НТП, позволяющие использовать имеющийся научный задел и получить наибольший эффект: энергосбережение и энергоэффективность, нано- и биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика, информационные технологии и суперкомпьютеры, ядерная и космическая техника.
Смотрите также Научно-техническая революция.
§ 22. Научно-технический прогресс
§ 22. Научно-технический прогресс
Развитие транспорта. В ХХ столетие человечество вошло уже с пароходами, поездами, трамваями, автомобилями. В 1903 г. в США братья У. и О. Райт совершили первый полёт на самолёте. Новые виды транспорта завоевали мир и связали его в единую сеть путей сообщения. В течение ХХ – начале XXI в. происходило совершенствование транспортных средств. На железной дороге паровозы были вытеснены тепловозами, которые, в свою очередь, уступили место электровозам. Первая в СССР электрифицированная железнодорожная линия Баку – Сабунчи была введена в эксплуатацию в 1924 г. Во второй половине века появились скоростные железные дороги. В Японии они связывают Токио с югом острова Хоккайдо, во Франции – Париж с Марселем. Во многих крупных городах мира действуют линии метро, которые часто выходят в пригородные зоны. Это позволяет миллионам людей быстро перемещаться в пределах мегаполисов. Рост городов в процессе урбанизации требует постоянного совершенствования транспортных связей.
Уже в начале ХХ в. пароходы стали вытесняться теплоходами. Увеличивалась грузоподъёмность судов. К концу столетия комфортабельные океанские лайнеры, гигантские нефтеналивные танкеры, технически оснащённые рыболовные флотилии освоили морские просторы.
Густая сеть автомобильных дорог общей протяжённостью в несколько десятков миллионов километров покрыла планету. После Первой мировой войны автомобиль стал одним из основных транспортных средств. В 1924 г. в СССР на заводе АМО (сейчас – ЗИЛ) были произведены первые полуторатонные грузовики. После Второй мировой войны автомобиль завоевал весь мир, превратился в один из символов XX в.
Японский скоростной поезд Токио – Киото
Авиастроение, как и автомобилестроение, начало бурно развиваться после Первой мировой войны. Создание новых типов самолётов связано с именами талантливых конструкторов: В. Мессершмитта и Э. Хейнкеля в Германии, И. И. Сикорского в США, А. Гриффита в Великобритании, С. В. Ильюшина, А. Н. Туполева и А. С. Яковлева в СССР. Вторая половина столетия характеризовалась быстрым развитием реактивной авиации. В 1947 г. американский самолёт впервые преодолел сверхзвуковой барьер. В 1950-х гг. в небе появились реактивные пассажирские авиалайнеры (американский «Боинг» и советский Ту-104). В 1968 г. состоялся первый демонстрационный полёт сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. На дальних магистралях на смену турбовинтовым пришли реактивные самолёты. Наряду с самолётами, во второй половине ХХ в. широкое применение получили вертолёты. Первый успешный полёт в 1939 г. совершил вертолёт, созданный американским конструктором русского происхождения И. И. Сикорским.
В 1927 г. американский лётчик Ч. Линдберг за 33,5 ч совершил беспосадочный перелёт из Нью-Йорка в Париж, в конце века сверхзвуковой «Конкорд» доставлял пассажиров из Америки в Европу за 3,5 ч.
К началу ХХI в. мир оказался охвачен системой доступных для каждого жителя планеты пассажирских путей. Местные авиарейсы доставляют туда, где горы, пески, пустыни или озёра и болота создают труднопреодолимые преграды для передвижения по суше. Трансконтинентальные и трансокеанские авиарейсы могут не более чем за полсуток доставить человека с одного края Земли на другой.
Музей науки и техники. Валенсия, Испания
Использование атомной энергии в военных целях привело к созданию подводных лодок с атомным реактором. Первая из них, «Наутилус», в 1954 г. была спущена на воду в США, а в 1960 г. американская атомная подводная лодка, не поднимаясь на поверхность, за 84 дня совершила кругосветное плавание. Подобные многодневные плавания, в том числе и подо льдом Северного Ледовитого океана, совершали советские подводные лодки.
Первая атомная подводная лодка «Наутилус». США, 1954 г.
Первая в Великобритании атомная электростанция. Колдер-холл
Благодаря разработке управляемой термоядерной реакции стало возможным применение атомной энергии в мирных целях. В 1954 г. в СССР, в городе Обнинске, начала работать первая в мире экспериментальная атомная электростанция, а в 1956 г. в Англии вступила в действие первая промышленная атомная электростанция. Сейчас в мире работают сотни атомных электростанций.
Ракетостроение и космонавтика. К первым десятилетиям ХХ в. относится теоретическое (физическое, математическое и техническое) обоснование возможности космических полётов. Основоположником научной космонавтики в России стал учитель физики из Калуги К. Э. Циолковский, разработавший инженерные решения конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. К основоположникам ракетостроения и космонавтики можно отнести также работавшего в Германии, Италии и США Г. Оберта, который написал первый в Западной Европе фундаментальный труд, посвящённый космическим полётам.
Самые значительные достижения в ракетостроении связаны с именами С. П. Королёва и В. фон Брауна. Оба проводили успешные испытания ракет ещё в 1930-х гг. Королёв с 1945 г. стал ведущим конструктором и организатором ракетостроения в СССР. Под руководством Королёва, а затем его сподвижников и преемников В. Н. Челомея и М. К. Янгеля создавались ракеты разных типов, выводившие на орбиту Земли искусственные спутники и космические корабли. Браун являлся одним из руководителей германского военно-исследовательского ракетного центра, главным конструктором баллисти-ческой управляемой ракеты «Фау-2», которая запускалась с материка и нанесла немалый урон английским городам. В дальнейшем, с 1945 г. Браун работал в США ведущим конструктором ракетносителей.
4 октября 1957 г. в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли, а спустя месяц – второй, с собакой Лайкой на борту. Осенью 1959 г. «Лунник-3» сфотографировал обратную сторону Луны и передал эти снимки на Землю. Вслед за советскими спутниками на околоземных орбитах появились и американские. Но следующий решающий прорыв в космос также принадлежал советским учёным и конструкторам. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин за 108 мин облетел Землю на космическом корабле «Восток». Вскоре, 5 мая, в США был выведен на околоземную орбиту корабль с астронавтом А. Шепардом. В августе пилотируемый Г. С. Титовым «Восток-2» совершил 17 витков вокруг нашей планеты.
В 1960-х гг. на орбите произошла первая стыковка двух космических кораблей, запускались автоматические межпланетные станции: советская – к Марсу и американская – к Венере. Советский космонавт А. А. Леонов, а затем и американский астронавт Э. Уайт выходили в открытый космос. Космические аппараты сверхдержав совершали посадку на поверхность Луны, брали пробы грунта и сообщали информацию о его составе на Землю. Советский аппарат опускался на поверхность Венеры; американский пилотируемый корабль «Аполлон-8» облетел Луну. Летопись космических достижений 1960-х гг. завершила высадка в 1969 г. американцев Н. Армстронга и Э. Олдрина с корабля «Аполлон-11» на Луну и посадка на неё в 1970 г. советского самодвижущегося аппарата «Луноход-1».
Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась осуществлением международных проектов по освоению космоса, созданием американских кораблей многоразового использования и советских долговременных космических станций. Наибольший срок в околоземном пространстве отработал российский орбитальный научно-исследовательский комплекс «Мир» (1986 – 2001), на котором были установлены все рекорды длительности пребывания человека в космосе.
Информационные и компьютерные технологии. Ещё в последние десятилетия ХIХ в. в жизнь стали входить такие способы передачи информации, как телеграф и телефон. Новым революционным шагом в развитии средств связи стало использование радио. Его изобретателями были русский учёный А. С. Попов и итальянец Г. Маркони. С появлением беспроволочных комнатных радиоприёмников неизмеримо расширилось индивидуальное информационное поле. Теперь можно было, используя различные диапазоны радиоволн, слушать десятки передач, как своих, так и иностранных. В науке, технике, медицине начали возникать новые области применения радиоволн и других электромагнитных колебаний: радиофизика, радиоастрономия, радиобиология, радиология, радиолокация, радионавигация. Возникла радиотелемеханика – область знания, связанная с разработкой управления машинами и механизмами на расстоянии (беспилотные самолёты, дистанционно управляемые исследовательские аппараты, роботы и др.).
В первые десятилетия ХХ в. широкое распространение получили звуко-воспроизводящие устройства – граммофоны и патефоны. Благодаря совершенствованию звукозаписи в 1930-х гг. наступила новая эра в кине-матографе: на смену «немым» фильмам пришли звуковые.
Ещё одним информационным переворотом стало возникновение телевидения. Существенный вклад в разработку визуальных средств передачи информации внёс учёный и изобретатель В. К. Зворыкин, эмигрировавший из России в США. Практическое освоение телевидения началось в 1930-х гг. В СССР регулярное телевещание стало осуществляться после Великой Отечественной войны.
Вторая половина ХХ в. – время рождения и расцвета кибернетики – науки об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации, лежащей в основе создания автоматических регуляторов в технике, систем автоматизации интеллектуального труда (компьютеров), систем управления. Отцом науки об информации является американский учёный Н. Винер, разработавший её основы и давший название «Кибернетика» своей книге, изданной в 1948 г. На рубеже 1940 – 1950-х гг. в США и СССР почти одновременно были изобретены транзисторы. Тем самым создавались теоретические и практические условия для рождения компьютерной техники.
Один из первых радиоприемников. 1923 г.
Первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) появились в послевоенное десятилетие, и с тех пор одно поколение компьютеров периодически сменяет другое. Совершенствование техники привело к созданию в 1970-х гг. персональных компьютеров. Их широкое распространение, а также внедрение роботов и автоматизация производства ознаменовали технологический переворот на основе микроэлектроники, переход сообщества стран Запада в постиндустриальную стадию. Появление на исходе ХХ в. глобальной компьютерной сети Интернет даёт возможность накапливать, хранить и распространять любую информацию (научную, техническую, экономическую, политическую, художественную и др.) по всему миру. Мобильная спутниковая телефонная связь позволяет вести разговор, находясь в любой точке земного шара. В то же время важную роль в человеческом общении продолжает играть более дешёвая кабельная связь. Не случайно в 1990-х гг. был проложен трансокеанский подводный кабель из Англии в Японию протяжённостью в 25 тыс. миль.
В 2000 г. Нобелевскую премию по физике получили американские учёные Г. Кремер и Дж. Килби, а также российский академик Ж. И. Алфёров за исследования, проводившиеся в 1960 – 1970-х гг. и приведшие к созданию интегральных транзисторных схем, солнечных батарей на космических станциях, развитию лазерной техники.
Развитие медицины. За сто с лишним лет медицина претерпела огромные изменения. Ушёл в прошлое образ врача, прослушивающего пациента с помощью приставляемой к его груди трубки. В какой бы специализированный медицинский кабинет сегодня вы ни зашли, везде работают компьютеры и имеется сложное медицинское оборудование. А начиналось всё в самом конце XIX в., когда появились рентгенография лёгких, желудка, костных нарушений. С середины ХХ в. внедрялись ультразвуковые методы диагностики (снимки внутренних органов, выявление нарушений в мозге – эхоэнцефалография). В 1960-х гг. появился компьютерный рентгеновский сканирующий томограф, позволяющий выводить на экран послойные изображения внутренних органов человека. В настоящее время исследования состава крови, результаты изучения внутренних органов с помощью медицинской техники, проведение сложных биохимических анализов дают довольно точную картину состояния здоровья человека.
Не менее значительны, чем в диагностике, достижения и в области хирургии. В годы Великой Отечественной войны благодаря хирургам в строй возвращалось более 72 % раненых красноармейцев. Во второй половине ХХ в. развивалось такое перспективное направление, как трансплантация, т. е. пересадка внутренних органов (почек, печени, сердца, костного мозга) одного человека другому. Особенно сложной операцией стала пересадка сердца, впервые осуществлённая южноафриканским хирургом К. Барнардом в 1967 г. Позже ему удалось трансплантировать пациенту второе сердце и соединить сердца так, что они стали работать вместе. Последние достижения в области трансплантации связаны с выращиванием новых, предназначенных для пересадки органов человека из клеточного материала. В кардиологии стало широко применяться шунтирование сердца. Кардиохирурги научились заменять повреждённые участки сердца здоровой мышечной тканью пациента. В сосудистой хирургии проводится замена закупоренных кровеносных сосудов искусственными. Разработана методика проведения операций по удалению ткани с роговицы глаза с помощью лазера. С помощью металлопластиковых конструкций инвалидам возвращают подвижность конечностей.
К концу ХХ в. местная анестезия и технические усовершенствования в стоматологии избавили пациентов от острой боли при лечении зубов.
Большие успехи достигнуты в лечении многих болезней. Например, жизнь людей, больных диабетом, сохраняет медицинский препарат – инсулин. Излечиваются такие опасные болезни, как проказа и туберкулёз. Здоровье поддерживается благодаря вакцинации от ряда болезней, иммунная защита обеспечивается применением искусственно изготовленных витаминов, гормонов, противовирусных препаратов.
Никогда раньше научные достижения так быстро, так часто и так существенно не вторгались в жизнь людей, как в ХХ в. На протяжении столетия благодаря непрерывным революционным по своему значению открытиям и изобретениям научно-технический прогресс резко изменял облик мира и жизнь людей.
1. Какие новые направления научно-технического прогресса характерны для ХХ – начала XXI в.? Какие факторы способствовали внедрению в жизнь достижений учёных?
2. Каким образом развитие науки в ХХ в. было связано с проблемами мировой политики?
3. Почему показателями государственной мощи в конце ХХ – начале XXI в. являлись не объёмы добываемых природных ресурсов и производства стали, алюминия, различных сплавов, металлообрабатывающих станков и т. д., а развитие и массовое использование новых, высоких технологий, в первую очередь информационных?
4. Как только не называли ХХ век: и «ядерным», поскольку человек овладел энергией атома, и «нейлоновым», имея в виду создание синтетических материалов, и «обществом новых кочевников», учитывая невиданную мобильность человека. Какое их этих названий представляется вам наиболее точным? Попробуйте придумать своё определение. Составьте список десяти наиболее значительных, на ваш взгляд, научно-технических достижений ХХ столетия.
5. Охарактеризуйте достижения НТР, которые позволяют человеку осознавать себя гражданином мира в социокультурном смысле. Несёт ли каждый из нас ответственность за судьбу человечества?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 22. Научно-технический прогресс
§ 22. Научно-технический прогресс Развитие транспорта. В ХХ столетие человечество вошло уже с пароходами, поездами, трамваями, автомобилями. В 1903 г. в США братья У. и О. Райт совершили первый полёт на самолёте. Новые виды транспорта завоевали мир и связали его в единую сеть
Масоны и технический прогресс (21.04.2010)
Масоны и технический прогресс (21.04.2010) Н. АСАДОВА: 0 часов и 10 минут в Москве. В эфире «Эха Москвы» передачи «Братья», передача о масонах. Я, ее ведущая Наргиз Асадова, приветствую вас. А также вас приветствует звукорежиссер Николай Котов и наш вечный гость Леонид Мацих.
Б) Технический вклад варваров
Б) Технический вклад варваров Мы только что видели, что варварский мир дал замечательных ювелиров, способных обновить и видоизменить свое искусство. Историки уже давно осознали этот вклад. Однако совсем недавно целая археологическая школа последователей Э. Салина и А.
Технический фактор
Глава XXIII. Странный технический прогресс
Глава XXIII. Странный технический прогресс Не надо думать, что крупные ученые умы нашего времени появились как следствие и результат научно-технического прогресса, а человеческий интеллект был слабее в иные эпохи. Задержимся на одном любопытном факте.Ламаистская
Технический комментарий к мифу
Технический комментарий к мифу История создания летательных аппаратов тяжелее воздуха без двигателей берет свое начало в конце XIX века, когда немецкий ученый О. Лилиенталь в 1891–1896 годах построил и облегал несколько планеров, а Н. Е. Жуковский в 1892 году в работе «О
Технический фактор
№161 Из доклада начальника Научно-уставного отдела Штаба РККА А.А. Бурова начальнику Штаба РККА М.Н. Тухачевскому о состоянии научно-исследовательской и уставной работы в РККА
№161 Из доклада начальника Научно-уставного отдела Штаба РККА А.А. Бурова начальнику Штаба РККА М.Н. Тухачевскому о состоянии научно-исследовательской и уставной работы в РККА 19 января 1927 г.Сов. секретноПосле двухмесячной работы и изучения считаю необходимым представить
Экономика, технический прогресс и общество
Экономика, технический прогресс и общество 1953— 3–7 сент. Пленум ЦК по аграрным вопросам, на котором Хрущев предстает как главный авторитет в области сельского хозяйства. Критика прошлых недостатков, повышение закупочных цен, уменьшение доли обязательных поставок
Технический прогресс: первая железная дорога и Пулковская обсерватория, 1837 год Франц фон Герстнер, Александр Бенуа, Отто Струве
Технический прогресс: первая железная дорога и Пулковская обсерватория, 1837 год Франц фон Герстнер, Александр Бенуа, Отто Струве Несмотря на стремление императора Николая I «оставить все как есть», Россия медленно, но верно модернизировалась технически. В 1836 году в
1.2. Назначение и технический уровень
1.2. Назначение и технический уровень Детализация сфер назначения проведена нами не только для подтверждения широких возможностей бань и необъятности форм воплощения. Мы ещё хотели подчеркнуть, что бани бывают самыми разнымии даже совсем несопоставимыми, поскольку
2. История и технический прогресс бань
2. История и технический прогресс бань Вот уже в течение многих тысячелетий подряд миллионы любителей бань честно живут, усердно работают и бедно умирают в безвестности. Многие люди ищут прелесть бань только в их прошлом, которое подчас представляется им чем-то
7. Технический прогресс
7. Технический прогресс Каждый день мы находим вокруг себя и будем находить множество вещей, существование которых наши предки посчитали бы невозможным. Сэр Роберт Филмер (1653)[149] Несмотря на мучительно медленный темп развития техники в доиндустриальную эпоху,
Технический язык древних
Технический язык древних Традиция таких «оптических» изображений продержалась вплоть до XV в. н. э. на церковных фресках. Ряд библейских сюжетов изображается практически идентично: на иконах Благовещения, Рождества, Крещения Иисуса мы увидим луч, исходящий и