Что такое научное исследование определение
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Смотреть что такое «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» в других словарях:
научное исследование — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN scientific research Systematic investigation to establish facts or principles concerning a specific scientific subject. (Source: CEDa)… … Справочник технического переводчика
Научное исследование — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий [24, c. 54; 82, c. 301] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Научное исследование — процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ… … Исследовательская деятельность. Словарь
Научное исследование — это метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях … Социологический словарь Socium
ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру… … Философия науки и техники: тематический словарь
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, направленное на развитие понятийного аппарата науки и связанное с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оно представлено идеальными объектами в виде абстракций или теоретических конструктов.… … Философия науки и техники: тематический словарь
Научное доказательство — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия
Исследование — Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование научный метод (процесс) изучения чего либо[1].… … Википедия
ИССЛЕДОВАНИЕ — научное, процесс выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и… … Философская энциклопедия
Научное исследование
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Виды научных исследований:
Содержание
История
В XVI-ом веке Франсисом Бэконом высказана идея, о том, что наука может и должна организовываться для изучения природы и для развития наций. Утверждая таким образом экономический и политический интерес научного достижения, и необходимость для правителей не недооценивать стоимость их учёных, Бэкон закладывает основы научного исследования, институционализированного, окружённого научной политикой, принимающей участие в организации работ учёных, чтобы использовать лучше экономическое и военное достижение нации.
Но если Бэкон может символизировать значительный момент институционализации поиска, он — тем не менее не единственный учредитель.
В течение XVII-го века и именно XVIII-го века развиваются Академии, которые являются первой настоящей демонстрацией институционализации поиска, организованной по воле меценатов.
Первые исследователи-специалисты появляются в XIX-ом веке.
Исследователи
Исследователь — это специалист, создающий новые знания. В широком смысле этого слова — исследователь это человек, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности. Например, Пржевальский и Д.Кук — в географии, Д. Менделеев — в химии и т. д. Исследователи создают новые знания, накопление которых позволяет выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации. Выдающиеся исследователи — это исследователи, вклад которых в науку получил признание в обществе. Например,А.Эйнштейн, И.Ньютон, Дарвин, Магеллан….
Публикации
Научные исследователи публикуют свои работы в:
Финансирование
Финансирование играет важную роль в научных исследованиях. В основном научные исследования финансирует государство, но этим также занимаются частные лица и организации.
Научно-исследовательские учреждения
Научно-исследовательский институт — учреждение, занимающееся исследованиями в области науки и техники, разработкой НИР и НИОКР, разновидность института. Обычно институты имеют закреплённую за ними аббревиатуру.
Научная этика
Научная этика — совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:
Существуют также ещё два принципа: самоценность истины и ценность новизны.
Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.
Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать четкую селекцию уже известного в науке и новых результатов.
Данный моральный принцип в реальности нарушается. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки.
Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведет к макулатурной науке, идеологизации науки, и к возникновению учёных в средствах массовой информации.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Научное исследование» в других словарях:
научное исследование — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN scientific research Systematic investigation to establish facts or principles concerning a specific scientific subject. (Source: CEDa)… … Справочник технического переводчика
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий [24, c. 54; 82, c. 301] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Научное исследование — процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ… … Исследовательская деятельность. Словарь
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на… … Профессиональное образование. Словарь
Научное исследование — это метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях … Социологический словарь Socium
ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру… … Философия науки и техники: тематический словарь
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, направленное на развитие понятийного аппарата науки и связанное с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оно представлено идеальными объектами в виде абстракций или теоретических конструктов.… … Философия науки и техники: тематический словарь
Научное доказательство — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия
Исследование — Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование научный метод (процесс) изучения чего либо[1].… … Википедия
ИССЛЕДОВАНИЕ — научное, процесс выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и… … Философская энциклопедия
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Смотреть что такое «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» в других словарях:
научное исследование — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN scientific research Systematic investigation to establish facts or principles concerning a specific scientific subject. (Source: CEDa)… … Справочник технического переводчика
Научное исследование — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Научное исследование — процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ… … Исследовательская деятельность. Словарь
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на… … Профессиональное образование. Словарь
Научное исследование — это метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях … Социологический словарь Socium
ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру… … Философия науки и техники: тематический словарь
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, направленное на развитие понятийного аппарата науки и связанное с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оно представлено идеальными объектами в виде абстракций или теоретических конструктов.… … Философия науки и техники: тематический словарь
Научное доказательство — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия
Исследование — Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование научный метод (процесс) изучения чего либо[1].… … Википедия
ИССЛЕДОВАНИЕ — научное, процесс выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и… … Философская энциклопедия
Научное исследование
процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство.
Смотреть что такое «Научное исследование» в других словарях:
научное исследование — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN scientific research Systematic investigation to establish facts or principles concerning a specific scientific subject. (Source: CEDa)… … Справочник технического переводчика
Научное исследование — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий [24, c. 54; 82, c. 301] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на… … Профессиональное образование. Словарь
Научное исследование — это метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях … Социологический словарь Socium
ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру… … Философия науки и техники: тематический словарь
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, направленное на развитие понятийного аппарата науки и связанное с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оно представлено идеальными объектами в виде абстракций или теоретических конструктов.… … Философия науки и техники: тематический словарь
Научное доказательство — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия
Исследование — Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование научный метод (процесс) изучения чего либо[1].… … Википедия
ИССЛЕДОВАНИЕ — научное, процесс выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и… … Философская энциклопедия
Дать определение понятия «научное исследование».
Дать определение понятия «наука».
Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества[1].
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:
разделение и кооперацию научного труда;
научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
методы научно-исследовательской работы;
понятийный и категориальный аппарат;
систему научной информации;
всю сумму накопленных ранее научных знаний.
Дать определение понятия «научное исследование».
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.
Виды научных исследований:
Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.
Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.
Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
Воспроизводящее исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
3. Дать определение понятия «научное знание».
Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основой научной картины мира, поскольку описывает законы его развития. Сущность научного знания[править | править вики-текст]
Научное знание — это:
когнитивная основа человеческой деятельности;
социально обусловленная деятельность;
знание, имеющее разную степень достоверности.
Эмпирический и теоретический уровни[править | править вики-текст]
Научное знание обычно рассматривается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом. Каждый из этих уровней пользуется своими особыми методами исследования и имеет разное значение для научного знания в целом.
Эмпирическое знание[править | править вики-текст]
Эмпирическое знание накапливается в результате непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. Наука опирается на твердо установленные факты, полученные эмпирическим, то есть опытным, путем. На эмпирическом уровне происходит накопление фактов, их первичная систематизация и классификация. Эмпирическое знание делает возможным формулирование эмпирических правил, закономерностей и законов, которые статистически выводятся из наблюдаемых явлений.
Основные методы эмпирического знания это:
Эксперимент — наблюдение за объектами и явлениями в контролируемых или искусственно созданных условиях с целью выявления их существенных характеристик;
Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности без внесения изменений в реальность, что исследуется;
Измерение — выявление количественных характеристик изучаемой реальности. В результате измерения происходит сравнение объектов по определенным свойствам;
Сравнение — одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков;
Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах и явлениях.
Информация, полученная с помощью эмпирических методов, подвергается статистической обработке. После этого учёные могут делать определенные обобщения. Полученная информация должна быть верифицированной, поэтому учёные обязаны подробно описать источники информации и использованные методы.
Теоретическое знание[править | править вики-текст]
Эмпирическое знание само по себе редко может исчерпывающе объяснить определенное явление. Такое знание малоэвристично, то есть оно не открывает новых возможностей научного поиска. Именно поэтому необходим теоретический уровень знания, на котором полученные эмпирические данные вписываются в определенную систему. В то же время без определенных теоретических принципов невозможно начать ни одно эмпирическое исследование.
Таким образом, суть теоретического знания — описание, объяснение и систематизация процессов и закономерностей, выявленных эмпирическим путем, а также попытка целостного охвата действительности.
Основные методы теоретического знания — это:
Формализация — построение абстрактных моделей, которые должны объяснить суть исследуемых явлений;
Аксиоматизация — теоретическое построение на основе аксиом, то есть утверждений, истинность которых доказывать не нужно;
Гипотетико-дедуктивный метод — построение дедуктивно связанных между собой гипотез, объясняющих эмпирические факты.
Основные компоненты теоретического знания — это:
Проблема — форма знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа; проблема включает два основных этапа движения познания — постановку и решение.
Гипотеза — форма знания в виде предположения, сформулированного на основе ряда фактов. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. Одни гипотезы впоследствии превращаются в теории, тогда как другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, а третьи отбрасываются как ложные. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех своих формах, тогда как логический (теоретический) критерий истины играет вспомогательную роль.
Теоретический уровень знания имеет две составляющие — фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности, опираясь на соответствующие фундаментальные теории.
4. Охарактеризуйте этапы развития научных исследований.
5. Что такое научная проблема и проблемная ситуация?
Не следует также смешивать понятия «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема — это определенное состояние научного знания; проблема должна быть осознана и поставлена именно теоретически. Что же касается проблемной ситуации, то данное понятие характеризует текущие научно-технические и практические потребности.Например, в медико-биологических науках говорят о проблемах профилактики того или иного заболевания, но в данном случае речь идет как раз о проблемной ситуации, в которую входит целая совокупность потребностей не только теоретического, но и организационного, социального, повседневно-психологического и прочих планов. Всякая научная проблема окружена собственным научно-практическим контекстом (т.е. проблемной ситуацией), в котором она вызревает. Но обратное неверно: далеко не всякая проблемная ситуация претворяется в осознанную научную проблему.
6. Дайте классификацию наук.
Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности. Так, Аристотель (одна из первых попыток[29]) выделял три большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (даёт руководящие идеи для поведения человека[29], этикаи политика) и творческие[29], поэтические (познание ведётся для достижения чего-либо прекрасного[29], эстетика)[30]. Теоретические знание (познание ведётся ради него самого) он разделил (по его предмету) на: 1) «первая философия» (впоследствии «метафизика» — наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно); 2) математика; 3) физика (изучает различные состояния тел в природе). Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией, считал «органом» (орудием) всякого познания[29].
Классификация римского энциклопедиста Марка Варрона включала в себя следующие науки: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрология, музыка, медицина и архитектура[30].
Мусульманские арабские учёные делили науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностранные науки (астрономия, медицина, математика)[30].
Попытки классификации продолжились в средние века. Гуго Сен-Викторский в Дидаскаликоне делит науки на четыре группы[31]:
Теоретические науки (математика, физика).
Механические науки (навигация, сельское хозяйство, охота, медицина, театр).
Логика, включающая грамматику и риторику.
Ф. Бэкон разделил науки на 3 группы (в зависимости от таких познавательных способностей, как память, рассудок, воображение)
история как описание фактов (в том числе естественная и гражданская);
теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова;
поэзия, литература, искусство вообще[29].
Роджер Бэкон также выделял четыре класса наук: грамматика и логика, математика, натурфилософия, метафизика и этика. При этом основой наук о природе он считал математику[31].
7. Дайте определение «научного исследования.
8. Конкретизируйте цели и задачи научного исследования.
Цель и задачи исследования определяют направления, по которым соискатель раскрывает тему диссертации.
Цель исследования, поставленная в работе, это то, к чему стремится соискатель в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы диссертационного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т.д. Формулировка цели исследований обычно начинается с преамбулы: «разработать..», «установить…», «обосновать…», «выявить…» и т.д.
После формулирования цели формируются задачи исследования (задачи диссертации). Задачи исследования определяют основные этапы исследования для достижения поставленной цели. При формулировании задач исследования необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов диссертации, названия которых созвучно поставленным задачам. При определении задач необходимо разбить научные исследования на основные этапы и в соответствии с их содержанием сформулировать задачи исследования. Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В перечне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные без их дробления на более мелкие задачи. Формулировка задач обычно начинается со слов: «Исследовать сущность», «уточнить определение», «систематизировать», «проанализировать», «уточнить и дополнить», «обосновать» и т.д.
9. Обоснуйте требования предъявляемые к научному исследованию.
К обзорно-аналитическому исследованию предъявляется ряд требований:[15]
• соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной темой;
• полнота списка изученной литературы;
• глубина проработки первичных литературных источников в содержании реферата;
• систематичность изложения имеющихся литературных данных;
• логичность и грамотность текста реферата, аккуратность оформления, соблюдение библиографических требований.
Экспериментальное исследование – наиболее трудоемкий и сложный вид исследования, но вместе с тем оно наиболее точно и полезно в научном плане. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выявляются статистические связи между исследуемым и другими явлениями. Для проведения экспериментального исследования необходимо выполнение следующих требований:
1) четкая формулировка проблемы, темы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез;
2) установление критериев и признаков, по которым можно будет судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы;
3) точное определение объекта и предмета исследования;
4) выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета до и после проведения эксперимента;
5) использование непротиворечивой логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;
6) определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента;
7) характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из приведенного эксперимента.
10. Опишите формы и методы научного исследования.
Эмпир исследование, выявляет все новые даныенаблюд иэксперим, ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед наблюдеием и эксперим все более сложные задачи.
Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.
Но чел не может ограничиться ролью только наьлюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится вопределенным образом заданые условия, отвечающие целям иссследования. В ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед процесс.
В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент, когда уч в уме оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред условия.
Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для н анализа явл не просто еди факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретобобщеия. Из соответственно подобр фактов можно построить любую теорию.
Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она сущ как гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она проходит опред стадии формирования. Сначала это предположеие, догадка, вытекающая из наблюд новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям. В р-теформир сама гипотеза как наиболе вероятное предположение. Гипотеза есть предположеие, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира.
Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установлеными новыми фактами и теми фактами, кот могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснов гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидеии новых.
Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она принципиально носит вероятностныйхаракте. Степень цености гипотезы определяется уровнем ее вероятности. (Фрейд.Ядро Земли из мармелада).
Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину н теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие сущ моменты: исходную эмпирич основу (факты, данные эксперим,); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теор правила лог выводов и док-в; совокупность выведенных утверждеий с их доказательствами; законы наук, а также предвидение.
Различают описательные терии, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.
Поворотными пунктами в истории науки становятся н революци. Рев в науке выражаются вкачеств изменении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий., т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпир и теорет мышления, приобретшие характер убеждеий; способ выбора объекта исследования и объяснения опред системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образ логически непротиворечивую теорию.
11. Опишите этапы научно- исследовательской работы.
Применительно к прикладным научно-исследовательским работам выделяют следующие основные этапы.
1. Формулировка темы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования.
2. Составление концепции, программы и плана исследования.
3. Разработка системы методов исследования и приемов их эффективного применения.
4. Сбор, систематизация и анализ эмпирического материала. Экспериментальные исследования. Проверка и уточнение гипотезы.
5. Анализ и оформление результатов исследования.
6. Внедрение результатов и определение экономической эффективности.
4.1. Формулировка темы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Этот этап научного исследования предполагает:
ü общее ознакомление с проблемой, по которой следует выполнять исследование;
ü предварительное ознакомление с литературой и классификация важнейших направлений;
ü подбор и составление библиографических списков отечественной и зарубежной литературы;
ü изучение научно-технических отчетов по теме различных организаций соответствующего профиля;
ü составление аннотаций источников;
ü составление рефератов по теме;
ü анализ, сопоставление, критику прорабатываемой информации;
ü обобщение, критику, составление собственного суждения по проработанным вопросам;
ü формулировку методических выводов по обзору информации.
Таким образом, основное внимание на первом этапе уделяется изучению и анализу литературных и других источников с целью:
1) обоснования научной проблемы и темы исследования;
2) выявления и накопления научных фактов с помощью анализа и синтеза разнообразных источников знаний, а также научного описания фактов;
3) теоретического обобщения результатов первичного научного исследования (объяснение, сопоставление, выводы);
4) формулирования объекта, предмета, цели и задач исследования.
Определимся с терминологией этого этапа. В научно-исследовательской работе различают направления, проблемы и темы.
Научное направление – сфера научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретико-экспериментальных задач в определенной отрасли науки.
Проблема – сложная научная задача, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение.
Проблема– обнаружившееся несоответствие между желаемым и действительным; спорная ситуация в науке, которая требует своего разрешения.
Проблема это начальный этап исследования, на котором исследователь осознает наличие неизвестного и ставит перед собой цель путем поисковой, познавательной деятельности сделать неизвестное известным. Наличие проблемы выступает в качестве побудительного мотива исследования («спусковой крючок»).
Именно поэтому предварительным этапом исследования любого вида является выявление иформулировка проблемы, определение её актуальности, значимости и масштабов.
Правильная формулировка проблемы – это половина успеха, поскольку это означает умение отделить главное от второстепенного и разделить то, что известно от того, что неизвестно по теме исследования, а это определяет стратегию дальнейшего поиска.
Любая проблема состоит из ряда тем.
Тема – это сложная, требующая решения научная задача, охватывающая определенную область научного исследования.
Темы могут быть теоретическими, практическими, смешанными.
Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей. Тема должна обладать следующими характеристиками:
А) актуальность – ценность темы на данный момент времени для прогресса науки и техники. Это ответ на вопрос, почему данное исследование необходимо проводить именно сейчас, а не потом;
Б) научная новизна – тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и не разрабатывается в настоящее время, т.е. дублирование исключается;
В) экономическая эффективность – предложенные в результате научного исследования решения должны быть эффективнее уже существующих решений;
Г) практическая значимость – возможность использования результатов научного исследования для решения актуальных проблем и задач, как на производстве, так и в смежных или междисциплинарных исследованиях.
Д) соответствие профилю научного коллектива (организации).
Не менее важным является выделение объекта и предмета исследования. Вспомним определение (см. п.2): научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие её элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Объект исследования – это определенные существующие вне и независимо от нашего сознания явления реальной действительности.
Необходимо помнить: объект исследования существует объективно, независимо от воли людей, он не создается и не конструируется ими.
В качестве объекта исследования могут выступать, например:
ü социальные институты и системы (школа, вуз, больница, система образования, система здравоохранения);
ü отдельные элементы социальных институтов и систем (педагогический коллектив, студенчество, содержание высшего медицинского образования);
ü процессы (обучения, воспитания, социализации, рыночного обмена);
ü механизмы функционирования систем и процессов (педагогические технологии формирования компетенций);
ü различные виды деятельности, состояния и свойства личности;
ü зависимости и взаимоотношения (например, личность – группа, конфликты между индивидами) и т.д.
Предмет исследования в отличие от объекта носит субъективный характер, то есть определяется самим исследователем. Объект и предмет исследования, конечно, взаимосвязаны. Но предмет исследования, как правило, охватывает лишь отдельные элементы и взаимосвязи изучаемого объекта.
Предмет исследования – то, на что непосредственно направлено внимание исследователя, по поводу чего требуется новая (недостающая) информация.
Анатомия – живой организм – строение живого организма.
Физиология – живой организм – процессы внутри живого организма.
Обобщающая и частная структуры, и отдельные механизмы жизнедеятельности вещи или явления имеют своих носителей, а именно, сами вещи и явления. Искомую информацию можно «снять» только с вещей и явлений в их цельной жизнедеятельности. В связи с этим информационную базу исследования достаточно часто смешивают с его объектом.
Формой научного предвидения в научном исследовании выступает гипотеза – необходимое связующее звено между теорией и проводимым исследованием на пути получения нового знания. Определение и требования см выше (п. 3.). Иногда научное исследование проводится без гипотезы. Это случается тогда, когда ставится задача, с одной стороны, превратить «всем известное» из обыденного мнения в научно установленный факт, а с другой – дать точную научную характеристику «всем известным» фактам.
Выдвинутые первоначально гипотезы могут корректироваться, дополняться, развиваться в ходе исследования, но по итогам исследования должно быть четко указано, что из первоначальных гипотетических предположений подтвердилось, какие изменения были внесены в их содержание, что вообще не получило должного подтверждения (ибо в науке и отрицательный результат весьма важен).
В структуре научного исследования важное место занимают его цель и задачи.
Подцельюлюбого вида деятельности понимают идеальный образ желаемого результата.
Цель исследования – это планируемый конечный результат, имеющий большое теоретическое и практическое значение для конкретной отрасли научного знания.
Она призвана не проиллюстрировать уже установленные и бесспорные положения, а выявить новые связи и отношения. Универсальной целью любого исследования является получение новых, достоверных знаний о природе и обществе, позволяющих преобразовывать, приспосабливать к потребностям человека саму природу и общество.
Цель оказывает определяющее влияние на организацию, методику и другие структурные компоненты научного исследования, выступает как его доминанта, как маяк, освещающий путь исследователю в сложных противоречиях изучаемой проблемы. Цель научного исследования призвана четко очертить его область и содержание, ответить на вопрос, в чем заключается существо изучаемой проблемы и возможно ли в ходе исследования получить необходимые данные для её всестороннего освещения.
Задачи исследования представляют собой конкретные направления изучения отдельных аспектов исследуемой проблемы, реализация которых ведет к достижению общей цели исследования.
Задачи исследования выступают в основном в двух видах: эмпирическом и теоретическом.
К эмпирическим задачам относятся:
ü установление, уточнение и классификация научных фактов, которые относятся к предмету исследования, характеристика их и наблюдаемых зависимостей;
ü изучение конкретных условий и сферы действия зависимостей, сформулированных в виде тенденций, закономерностей, принципов;
ü эмпирическая проверка истинности закономерностей, теорий, гипотез, моделей;
ü установка реальности предполагаемых гипотетических процессов, явлений;
ü решение конструктивных познавательных задач.
Теоретические задачи включают:
ü выявление и изучение конкретных причин, связей, зависимостей, взаимодействий, процессов, которые позволяют объяснить те или иные факты реальной действительности;
ü построение новых гипотез, которые теоретически объясняют обнаруженные факты, тенденции, процессы, явления, причинно-следственные связи, механизмы деятельности;
ü формулировка теоретического знания в том виде, который позволяет его эмпирически проверить.
Обычно в научных работах выдвигается три – пять исследовательских задач. Это не принципиально. Главное, чтобы при их решении была раскрыта сущность изучаемого явления.
Необходимо подчеркнуть, что все задачи исследования, независимо от их вида, находятся в тесном взаимодействии и неразрывной взаимозависимости. В то же время каждая задача существует в диалектическом единстве в общей целью исследования, его объектом, предметом и гипотезой.
Составление концепции, программы и плана исследования.
На выбор концепции исследования существенное влияние оказывает преобладающая в данном временном интервале в конкретной ветви знаний парадигма.
Научная парадигма – система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных достижений крупных (выдающихся) ученых, определяющих направленность мышления основной массы исследователей.
На основе концепции разрабатывается детализирующая её программа.
Программа исследования – это комплекс положений, определяющий цель и задачи исследования, его предмет, условия проведения исследования, используемые ресурсы и предполагаемый результат.
Программа рассматривается как средство достижения цели исследования, как форма конкретизации концепции.
1) обоснование актуальности выбранной темы;
2) раскрытие степени её разработанности в научной литературе;
3) объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования;
4) теоретико-методологические основы, система методов;
5) научная новизна, теоретическая и практическая значимость;
6) ресурсное обеспечение;
7) как будет проведена апробация и проверка полученных теоретических выводов и практических рекомендаций;
8) показатели эффективности исследования;
9) этапы и объем работы и другие вопросы, решение которых будет способствовать успешному осуществлению рабочего плана.
На основе программы разрабатывается детализирующий её план.
4.3. Разработка системы методов исследования и приемов их эффективного применения.Данный этап имеет исключительно важное значение и будет рассмотрен в следующей лекции.
4.4. Сбор, систематизация и анализ эмпирического материала. Экспериментальные исследования. Проверка и уточнение гипотезы. Этот этап занимает центральное место в научном исследовании. История науки убеждает, что сделать какие-то научные выводы, разработать теоретические положения можно лишь на основе фактов (определение см. п.3).
Требованияк сбору эмпирического материала:
ü подбирать не случайные факты, а только те, которые «измерены» и располагают точными критериями, их характеризующими;
ü брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения;
ü факты имеют ценность лишь тогда, когда они глубоко осмыслены;
ü после сбора и накопления фактического материала необходимо произвести классификацию фактов, проанализировать и обобщить их.
Проведение эксперимента на этом этапе предполагает дополнительные этапы, характерные для экспериментальных исследований:
ü разработка цели и задач эксперимента;
ü планирование эксперимента;
ü разработка методики программы исследования;
ü выбор средств измерений;
ü конструирование приборов, макетов, аппаратов, моделей, стендов, установок и других средств эксперимента;
ü обоснование способов измерений;
ü проведение эксперимента в лаборатории, на опытных участках, на предприятиях;
ü обработка результатов измерений.
Эксперимент – один из этапов исследования. Но этап настолько важный, что его роль часто преувеличивают до самостоятельного исследования. Зачастую эксперименты рассматривают как синоним исследования.
Между тем сам эксперимент представляет собой один из способов, причем самых дорогостоящих, целенаправленного получения информации, необходимой для доказательства (опровержения) выдвинутой при исследовании гипотезы, которую нельзя получить никаким другим способом.
Эксперимент– это «помещение» объекта исследования в специальные условия, наблюдение за его поведением, обусловленным изменением условий, и фиксация информации (показателей), отражающей это поведение. Исходя из результатов эксперимента, выдвинутая гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
Опыт – это единичный эксперимент. В эксперименте ставится, как правило, серия или даже несколько серий однообразных опытов.
Эксперимент осуществляют чаще всего по оригинальным, тщательно продуманным методикам. Например, эксперимент Ивана Петровича Павлова (по доказательству наличия условных рефлексов и сигнальной системы, проводившиеся над собаками).
Особой осторожности требует проведение социального эксперимента, так как в его процессе возможно появление специфического эффекта, получившего название эффект Пигмалиона (открыт Р. Розенталем).
Эффект Пигмалиона – проявление предубежденности экспериментатора, влияющее на результат эксперимента. То есть, сформулировав отношение экспериментатора к испытуемому, можно в ряде случаев предсказать исход эксперимента.
Так, например, когда учителям характеризовали учеников в одном случае как способных, а в другом как неспособных (при их фактически одинаковых способностях), то положительное отношение к ученикам в первом случае отражалось положительно на педагогической ситуации в целом и успехах учащихся, а также их оценках.
12. Понятие методологии научного знания.
ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Методология науки — это научная дисциплина, которая изучает методы научно-познавательной деятельности. Методология в широком смысле (см. Методология) представляет собой рационально-рефлексивную мыслительную деятельность, направленную изучение способов преобразования человеком действительности — методов (рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели — см. Метод). Применение методов осуществляется в любой сфере научно-познавательной деятельности (см. Наука). Методология науки осуществляет исследование, поиск, разработку и систематизацию методов, применяемых в этой деятельности для получения научного знания и тех общих принципов, которыми она направляется (см. Методы научного познания).
Методология науки всегда была органически связана с философией наукии теорией познания (эпистемологией), а также с логикой (см. Логика) в целом и особенно с логикой науки. Все эти виды рационально-рефлексивной деятельности познающего мышления и научно-познавательной деятельности тесно переплетены друг с другом, и какая-либо их искусственная демаркация вряд ли возможна и непродуктивна. Тем не менее, в общем контексте всех этих дисциплин понятие методологии науки ориентировано на максимально возможное приближение к реальной практике научной деятельности, на выявление и артикуляцию конструктивных способов действия по построению научных знаний.
Научное познание представляет собой институционально закреплённый вид деятельности, в котором освоение человеком действительности становится инструментально опосредованным процессом взаимодействия исследователей (учёных). Эффективность подобного взаимодействия, а следовательно воспроизводство и развитие науки как таковой, обеспечивается накоплением и трансляцией когнитивного опыта и знания, что становится возможным за счёт устойчивых познавательных практик, каковыми являются методы осуществления научно-познавательного процесса. Систематическое развитие научных методов оказывается наиболее важным условием становления и развития науки как социальной системы. Использование научных методов делает процесс научного поиска потенциально воспроизводимой процедурой, что имеет принципиальное значение с точки зрения обеспечения достоверности результатов исследования, поскольку последние становятся проверяемыми параметрами. Кроме того, опосредованность научного исследования сформированными и подлежащими преобразованию научными методами обусловливает возможность подготовки учёных и является предпосылкой специализации научно-познавательного процесса, создавая условия становления науки в качестве профессиональной инфраструктуры, обладающей сложной системой разделения труда и за счёт этого способной концентрировать и координировать научно-исследовательские ресурсы.
Современное научное познание представляет собой комплексный процесс взаимодействия исследователей по поводу формирования и использования научных знаний с целью понимания, объяснения, прогнозирования и преобразования действительности. Специализация исследовательской деятельности в современной науке предполагает дифференцированность методов осуществления научно-познавательного процесса. Причём воспроизводимость последних в пределах единой, хотя и нелинейной, структуры деятельности предполагает, что подобные методы — это не разрозненное множество созданных в ходе развития науки инструментов познания, но совокупность функционально взаимосвязанных познавательных практик.
Методологические исследования в современной науке принято разделять на общие, частные и конкретные:
Общая методология науки исследует проблемы обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин оно получено. Центральными её проблемами являются: исследование таких универсальных операций научного познания, как объяснение и понимание, а также способов обоснования научного знания; анализ критериев приемлемости (или адекватности) систем научных утверждений (научных теорий); изучение тех систем категорий, которые используются в качестве координат научного мышления; различия между науками о природе и науками о культуре; проблематика единства научного познания.
Частная методология науки исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп, будучи представленной в познавательных пространствах соответствующих дисциплин. К сфере этой методологии относятся, например, методология физики, методология биологии, методология наук исторического ряда и многих других. Так, и в физике, и в биологии применяется операция объяснения; вместе с тем, многие биологические объяснения используют понятие цели, которое теряет смысл применительно к физическим объектам. Что представляет собой целевое, или телеологическое, биологическое объяснение и почему оно может использоваться только в биологических науках, но не в физике, космологии или химии? Можно ли заменить телеологическое объяснение обычным для других естественных наук объяснением через научный закон? Эти и подобные вопросы относятся к частной методологии. Характерной особенностью всякой частной методологии является то, что она, будучи важной для какой-то отдельной науки или узкой группы наук, почти не представляет интереса для других дисциплин.
Конкретная методология науки, называемая иногда методикой, исследует методологические аспекты, связанные с отдельными операциями в рамках конкретных научных дисциплин. Внутридисциплинарные методы теоретического и эмпирического исследования, включая методологию конкретных исследований, являются по преимуществу узкоспециализированными когнитивными практиками. К сфере этой методологии, меняющейся от науки к науке, относятся, например, методика проведения физического эксперимента, методика эксперимента в биологии, методика опроса в социологии, методика анализа источников в истории и тому подобные.
13. Охарактеризуйте уровни методологии научного знания
Общая схема Уровней Методологии:
1. Высший уровень – Мировоззренческий (философский) уровень;
2. Уровень общенаучных принципов и форм исследования (научное мировоззрение);
3. Конкретно-научная методология;
4. Последний уровень – Методика и техника исследования.
1. Философская методология.
Ее содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Эта сфера методологии представляет собой философское знание, разрабатывается специфическими для философии методами. Она не существует в виде какого-то раздела философии – методологические функции выполняет вся система философского знания.
Философский уровень методологии реально функционирует не в форме жесткой системы норм или технических приемов – (ведет к догматизации научного познания), а в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной деятельности. Сюда входят содержательные предпосылки (мировоззренческие основы научного мышления, философская «картина мира») и формальные, относящиеся к общим формам научного мышления, к его исторически определенному категориальному строю.
Философия играет двоякую методологическую роль:
1) она осуществляет конструктивную критику наличного научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.
2) философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.
Если философская картинка стимулирует внутринаучную рефлексию, способствует постановке новых проблем, поиску новых подходов к объектам научного изучения, то философская интерпретация результатов науки служит отправной точкой всякого серьезного исследования, необходимой содержательной предпосылкой существования и развития теоретического знания и его интерпретации в нечто целостное для каждого этапа развития познания.
необходимым компонентом философской методологии является социально-культурный анализ науки.
Пример: Птолемеевская картина мира, геоцентрический подход. После работ Коперника, Галилея, Бруно=> изменение мировоззрения, гелиоцентрический подход. Переход от монокартины мира к категории разнообразия. Мамардашвили. По системе Птолемея были сделаны столь точные оптич и измерит приборы, напр, астролябии, что по системе Птолемея Колумб открыл Америку. Видение Коперника и Бруно не изменило, не отбросило мир Птолемея.
Любая серьезная философская картина мира конструирует реальность.
Философские картины мира решают:
1) задачу порождения порядка из хаоса
2) критико-конструктивную задачу, понимания культур мышления, к-рые стоят за каждым открытием
3) аксеологическую/ценностную задачу. Идеалополагание.
4) определяет идеальные формы реальности. Отсюда конструктивная функция.
2. Уровень общенаучных принципов и форм исследования.
Эта сфера получила широкое развитие в XX в., что явилось фактором превращения методологических исследований в относительно самостоятельную область научного знания.
3. Конкретно-научная методология.
Уровень применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Конкретно-научная методология – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. методология психологии включает в себя проблемы специфически психологического познания (правила и условия проведения экспериментов, требования к репрезентативности данных и к способам их обработки), и вопросы, выдвигаемые в смежных науках (н., использование в психологии матметодов), либо на более «высоких» уровнях методологии. привлечение методологических средств с вышележащих уровней не может носить характера механического переноса: чтобы дать действительный, а не мнимый эффект, эти средства должны получить соответствующую предметную интерпретацию и разработку.
4. Методика и техника исследования.
Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Это нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы. К нему относятся нормы проведения экспериментальных исследований и классификаций видов экс-та, требования к разработке психодиагностических методов и их классификации. Методологические нормы присутствуют в практической психологии. Он призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению. Это – набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив наличного знания. Имеем дело с высокоспециализированным методологическим знанием, которое в силу присущих ему функций непосредственной регламентации научной деятельности всегда носит четко выраженный нормативный характер.
Каждый из уровней методологического знания выполняет свои функции в научном познании. Все уровни методологии образуют сложную систему. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания. Только на этом уровне формируются познавательные установки исследователя. На нем выявляются исторически конкретные границы каждой научной теории, каждого метода, осмысливаются переломные ситуации в развитии научной дисциплины. Первостепенное методологическое значение имеет также мировоззренческая интерпретация результатов науки, даваемая в рамках этого уровня.
Но философское знание работает в конкретном научном исследовании не само по себе, а в тесной взаимосвязи с другими уровнями. Философско-методологические положения и принципы преломляются, конкретизируются: сначала на уровне общенаучных принципов и концепций, а затем на уровне специально-научной методологии.
Функция разграничения этих уровней заключается в преодолении ошибок:
· Переоценка меры общности знаний более низких уровней, попытка придать им философско – мировоззренческую характеристику.
· Непосредственный перенос положений и закономерностей, конкретизация их на материале частных областей знания.
· Методология позволяет оценить, насколько верным путем получены выводы о человеке и насколько адекватно они переданы в культуре.
14. Дать определение понятий метод, способ и методика
Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
В математике[править | править вики-текст]
Метод в математике — синоним способа, алгоритма решения задачи, достижения цели.
Метод в объектно-ориентированном программировании — процедура или функция, принадлежащая какому-то классу или объекту.
В программной инженерии метод — технический способ построения программного обеспечения. Ср. с методологией.
Метод в информатике — единый обобщённый способ решения задач определённого класса.
Метод решения — ошибочный, если он даёт неправильные результаты для определённых задач.
Метод решения — правильный, если он даёт правильные результаты для всех задач данного класса.
Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от методаконкретизацией приёмов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.
1Понятие «методика» в различных отраслях
2Требования к методике
3Методика обучения физике
3.1План анализа физической величины при обучении физике в основной школе:
3.2План анализа физического явления при обучении физике в основной школе:
3.3План анализа физического прибора при обучении физике в основной школе:
Понятие «методика» в различных отраслях[править | править вики-текст]
Образование[править | править вики-текст]
Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах[1]; «собирание правил воспитательной деятельности»[2].
Методика обучения предмету включает в себя[3]:
общие методы обучения
частные методы обучения
Психодиагностика[править | править вики-текст]
Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.
Требования к методике[править | править вики-текст]
Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному «рецепту», процедуре, являются следующие:
соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;
Методика обучения физике[править | править вики-текст]
План анализа физической величины при обучении физике в основной школе:[править | править вики-текст]
буквенное обозначение; вид;
что характеризует, показывает;
другие способы определения.
Например, физическая величина плотность:
буквенное обозначение ρ(ро), табличная величина;
определяющая формула ρ=m/V;
единицы измерения [кг/м3];
характеризует количество массы вещества, содержащегося в единице объема;
другой способ определения — табличный;
Например, физическая величина мощность:
буквенное обозначение Р(пэ);
определяющая формула Р=А/t;
единицы измерения [Вт];
характеризует процесс совершения работы электрическим током, электроприборы; показывает работу совершенную в единицу времени;
другой способ определения — Р=UI (для электрического тока).
План анализа физического явления при обучении физике в основной школе:[править | править вики-текст]
механизм явления (причина);
средства описания (величины, законы);
предупреждение вредного действия;
15. Сущность и общие принципы общенаучной и философской методологии
Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. (Новиков А.М.)
В структуре методологического знания Э.Г. Юдинвыделяет четыре уровня: 1) философский, 2) общенаучный, 3) конкретно-научный и 4) технологический.
Содержание высшего – философского уровня методологии объединяет в себе общие принципы познания с категориальным аппаратом науки в целом.
Ко второму уровню относится общенаучнаяметодология, представляющая собой теоретические положения, применяемые практически ко всем научным дисциплинам.
На третьем уровне стоит конкретно-научнаяметодология, которая представляет собой совокупность всех принципов и методов, применяемых в какой-либо конкретной науке.
Четвертый уровень занимает технологическаяметодология, которую составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, которые обеспечивают поступление достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. Характер на этом уровне нормативный и четко выраженный.
Его содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Эта сфера методологии представляет собой философское знание, разрабатывается специфическими для философии методами. Она не существует в виде какого-то раздела философии – методологические функции выполняет вся система философского знания.
Философский уровень методологии функционирует не в форме жесткой системы норм или технических приемов (что ведет к догматизации научного познания), а в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной деятельности. Сюда входят
содержательные предпосылки (мировоззренческие основы научного мышления, философская «картина мира») и
формальные, относящиеся к общим формам научного мышления, к его исторически определенному категориальному строю.
Философия играет двоякую методологическую роль:
1) она осуществляет конструктивную критику наличног