Что такое научное мышление
Научное мышление: значение, особенности и методы
Эмпирический вид мышления можно отнести к повседневному, когда человек воспринимает мир на субъективном уровне. Научный вид мышления представляет другую форму восприятия. В представленной статье вы сможете более подробно узнать о научном мышлении и его особенностях.
Преимущества и особенности научного мышления
Эмпирическое мышление имеет исключительно субъективный характер. Научное же использует объективные суждения и доказательную базу.
Следуя данным особенностям, можно разделить людей на 2 группы. Люди с научным мышлением отличаются активностью, независимостью. Они всегда открыты чему-то новому и неизведанному. Вторая группа на первый план выносит свои чувства.
Преимущества научного мышления:
Люди с научным мышлением:
Основной принцип
В научном мышлении основной принцип — эксперимент. Это объединяет научное мышление с эмпирическим, но в первом случае результаты предназначены для более широкого круга явлений. Эксперимент проводится посредством составления различных теоретических работ.
Научное мышление помогает в восприятии реальности и способствует самосовершенствованию личности. А человек, обладающий таким типом мышления, ориентирован на улучшение жизни и достижение поставленных целей. Натренировать мышление можно, занимаясь всего 15 минут ежедневно на специальных когнитивных тренажерах. Для вас готова персональная тренировка — пройдите ее прямо сейчас!
Просто о научном мышлении
Понятие мышления очень многогранно и включает в себя множество особенностей. При этом способы мышления всегда можно условно разделить на эмпирический и научный.
Если вам кажется, что все это больше для ученых, то вы ошибаетесь: определенные элементы эмпирического мышления каждый из нас знает и применяет в своей жизни. Что же до научного – конечно же, мышление людей, тяготеющих к науке, отличается от мышления «обычных» людей, однако это не мешает нам узнавать о данном типе и замечать его присутствие в жизни.
Сегодня наша статья о научном знании: что это, какие способы, особенности и разновидности этого знания существуют и о других интересных аспектах научного мышления.
👨🔬 3 аспекта проблемы научного знания:
Что составляет сущность динамики науки? Это развитие со своими скачками, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет, революциями, или же это эволюционное изменение в виде расширения содержания и объема научных истин?
Можно ли изменить динамику научного знания только на основе действия внутринаучных факторов, его самоизменением или также существенным влиянием на научное знание ненаучных факторов?
Каковы общие закономерности развития научного знания и специфические закономерности различных областей науки?
Научное знание — это вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению.
🎬 Конкретно и по делу
Наука – сегодня это, пожалуй, то, чему мы можем доверять. У нее хорошая репутация. Однако у научного знания есть много проблем, начиная с тех, что под наукой часто маскируются какие-то ненаучные вещи, заканчивая теми, что научный подход имеет свои фундаментальные ограничения и даже противоречия, о которых важно знать, чтобы не совершать ошибок и не дать никому ввести себя в заблуждение. Об этом Евгений Буянов кратко и по сути рассказывает в данном видео.
🎁 4BRAIN 8 ЛЕТ! РАЗДАЕМ ПОДАРКИ!
31 августа проекту 4BRAIN исполняется 8 лет. В течение трех воскресных статей мы будем прятать в этом блоке части секретного промокода. На картинке — его вторая часть.
Если вы будете внимательны, то соберете промокод, который сможете обменять на самую большую скидку – до 80%! О курсах, на которые распространяется эта скидка, вы узнаете из статьи с последней частью промокода 30 августа.
❗ Воспользоваться промокодом можно будет только 30 и 31 августа.
📚 Полезные материалы
При эмпирическом мышлении человек оперирует своим субъективным опытом и использует самые простые формы анализа, а при мышлении научном он применяет методы объективности, системности и доказательности.
В этом разделе читайте о разных способах и методах научного познания, а также о том, как отделить научное знание от ненаучного:
🙃 Для любознательных

Каким принципам следует философия позитивизма и неопозитивизма (нет, это не умение находить хорошее в каждом дне) и что представляют из себя лженауки – читайте в этом блоке:
📌 Это полезно
На онлайн-программе «Лучшие техники самообразования» за 5 недель вы научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее. Эта программа для вас, если:
Что такое научное мышление?
Не все люди, которые утверждают, что интересуются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые интересуются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые утверждают, что верят в науку, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые верят в науку, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые утверждают, что занимаются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые занимаются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Базовые идеи научного мышления:
Во-первых: Реальность и наши представления о ней это ВСЕГДА разные вещи.
Наши представления о том, как устроен мир это всегда упрощение самого мира. Это можно сравнить с территорией и картой этой территории. Гора на местности и зелёный треугольник на бумаге НИКОГДА не одно и то же! Окружающая нас реальность не знает законов физики, и ей всё равно, что мы о них думаем. Реальность будет работать так же как вчера, даже если мы изменим свои убеждения о ней.
Подробнее я опишу это в одном из следующих постов (здесь будет ссылка).
«По сравнению с реальностью вся наша наука примитивна и ребячлива, но она — самое драгоценное, чем мы обладаем»
Во-вторых: Ценны убеждения ТОЛЬКО о реальности.
Убеждения о том, что нереально, просто потребляют силы, время и внимание. Такие убеждения необходимо регулярно выселять из своей картины мира (ведь собственно к миру отношения они никакого не имеют). Вы не можете взаимодействовать с вымышленным драконом.
«Колесо, которое можно свободно вращать, не задевая других частей, не является частью механизма»
В-третьих: Убеждения о реальности ОБЯЗАНЫ давать конкретные прогнозы будущего.
Убеждения, которые не дают прогнозов о реальности не являются убеждениями о реальности (как с ними поступить, смотри пункт 2).
Убеждения (в том числе научные модели) обязаны не только предполагать, как устроен мир, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО говорить, как мир точно не устроен!
Причем делать это они ОБЯЗАНЫ как можно более конкретно и однозначно (так, чтобы разные люди, использующие одну и ту же модель давали одни и те же прогнозы).
«Наука строится на наблюдениях, а Вера — это отрицание наблюдений для сохранения собственных убеждений»
В-четвёртых: Убеждения, которые дают более точные прогнозы лучше убеждений которые дают менее точные прогнозы.
Все наши убеждения о реальности неточны (подробнее в пункте 5). Но это не значит, что все они одинаково неточны. Одни дают лучшие прогнозы, чем другие, и только поэтому они заслуживают большего внимания.
Здесь есть важная оговорка, насчёт «размера» модели и практической применимости. Но об этом в другой статье (тут будет ссылка).
«Когда люди думали, что Земля плоская, они ошибались. Когда люди думали, что Земля была сферической, они ошибались. Но если вы считаете, что первые и вторые одинаково ошибались, то Вы ошибаетесь больше, чем они все вместе взятые»
В-пятых: Нельзя быть уверенным в чём-то на 100%.
Люди с научным мышлением стремятся построить, как можно более точные убеждения об окружающей реальности. Однако они понимают, что НИКОГДА не смогут построить на 100% точную карту.
Убеждение стоит того, чтобы в него верить, ТОЛЬКО в том случае, когда тебя в принципе можно убедить в него не верить.
«Если Вы почему-то думали, что наука однозначна. Что ж, все ошибаются и Вы ошиблись»
P.S. Возможно, Вы уже спешите сделать вывод: «Автор этого текста не может быть уверен в этой модели на 100% (согласно пункту 5 его же статьи). А уже понатыкал тут и там категоричных: НИКОГДА, ТОЛЬКО, ОБЯЗАНЫ»
Я в свою очередь спешу Вас обрадовать. Всё так и есть. В этой модели я не могу быть уверен на 100% (как и ни в чем другом). А категоричные утверждения стоят в ней не для того, чтобы показать мою 100% уверенность (ведь её и нет), а для того, чтобы Вы смогли опровергнуть мои утверждения. Иными словами я стремился сделать их не «категоричными», а конкретными и однозначными. Надеюсь, Вы сможете найти неточности и слабые места в озвученном мною убеждении, и выстроите ещё более точное убеждение об окружающей реальности благодаря этому. Так же рассчитываю, что я и сам смогу изменить этот текст ещё не раз.
UPD (09/02/2021): В комментариях крайне часто звучала вполне обоснованная критика, что я не указал границы применимости модели. Поправляюсь.
Так же прозвучало важное замечание о том, что более высокая точность не всегда лучше. Добавил фразу: «Здесь есть важная оговорка, насчёт «размера» модели и практической применимости. Подробнее об этом в другой статье. Но этот момент действительно был упущен в изначальном тексте. Упс.
Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире
1. Особенности 2. Научная картина мира 3. Связь научного и обыденного мышлений 4. Научное мышление в современном обществе
Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.
Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:
Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа. Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.
Особенности
Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.
Научная картина мира
Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.
Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.
Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность. Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.
Связь научного и обыденного мышлений
В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.
Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.
Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства. Признаки начального уровня абстрагирования заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни. Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.
Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.
Научное мышление в современном обществе
Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания. С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира. Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:
Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне.
Наука и особенности научного мышления
Наука – одна из сфер человеческой деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мире. Это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. В отличие от других сфер человеческой деятельности, в науке производство знаний является средством, целью и продуктом труда.
Признаки
Науку как явление можно рассматривать с разных позиций. Это область культуры, ее духовной сферы, а также социальный институт – организованная структура, призванная удовлетворять потребность общества в знании. Науку как вид деятельности характеризуют следующие признаки:
Научное познание – сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, складывающихся в целостную, непрерывно развивающуюся систему.
Классификация
Для описания такого разветвленного, многоуровневого, системного явления как наука, существует общепринятая классификация, разделяющая ее виды на основе отличительных признаков. По предмету исследования науки делятся на 3 вида:
Существуют и другие принципы классификации наук. По методам исследования их подразделяют на теоретические, апеллирующие абстрактными понятиями и математическими вычислениями, и эмпирические, использующие в качестве метода познания опыт и эксперимент. По мере практической реализации достижений науки делятся на фундаментальные и прикладные. Первые – оказывают влияние на мышление, вторые – на образ жизни.
Функции
Наука выполняет в обществе ряд важных функций:
В современных условиях все сильнее стала выделяться социальная функция науки. Это проявляется в ситуациях, когда результаты научных изысканий используются в разработке программ социально-экономического развития.
Особенности научного мышления
Научное мышление – это мышление, направленное на познание глубинной сущности материального мира. Противопоставляется обыденному мышлению, базирующемуся на здравом смысле и житейском опыте. Основными особенностями научного мышления являются:
Научное мышление – это способ познания, основанный на естественнонаучной образовательной базе, а также умении творчески переосмысливать предшествующий опыт – свой и других людей.
Методы научного мышления
Научное мышление имеет целью дать наблюдаемым фактам и явлениям рациональное объяснение. Для решения поставленной задачи требуется использование специальных методов – способов достижения конкретной цели. Методы научного мышления делятся на эмпирические, теоретические и универсальные.
Эмпирические:
Теоретические:
Универсальные:
Человеку необходимо воспринимать мир как упорядоченную систему причинно-следственных связей, это необходимо для адаптации к окружающей среде, предвидения событий. Научное мышление отвечает этим потребностям, обеспечивает адекватное объяснение событий и явлений.
Заключение
Наука – одно из важнейших проявлений духовной культуры. Она дает объективное видение картины мира, содействует целостному развитию личности, участвует в решении важнейших проблем общества, реализует себя в качестве непосредственной производительной силы. Уровень развития науки является показателем развития общества и государства.