Что такое научное наблюдение 5 класс
Биология. 5 класс
Конспект урока
Урок 2. Методы изучения биологии
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Биология, научный метод, наблюдение, эксперимент
Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).
Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.
Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.
Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.
Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.
Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.
Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.
Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.
Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.
Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.
Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.
Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.
Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.
Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Добавление подписей к изображениям;
Текст вопроса: Подпишите приборы.
Правильный вариант ответа:
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Выделение цветом;
Текст вопроса: Теоретические методы исследования
Наблюдение — метод географической науки. 5 класс. План-конспект урока
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум
Оборудование: учебник
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
1. Организационно-мотивационный этап урока
Определение темы урока
– На прошлом уроке вы познакомились с одним из способов изучения Земли – ее измерение.
Сегодня нам предстоит освоить один из самых доступных способов изучения Земли – наблюдение.
Какие наблюдения вам приходилось делать?
Высказывают предположение о наблюдениях за растениями, животными
Формулирование задач урока
– Сегодня нам предстоит научиться правильно организовывать и проводить наблюдения, и на их основе делать выводы.
– Что значить организовать наблюдение?
– Выделяют в ней составные части:
Создание мотивационной установки
Можно ли без подготовки провести наблюдение?
Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы
2. Процессуально-содержательный этап урока
Актуализация полученных знаний
Какие знания о методах изучения местности вы получили на уроках естествознания и окружающего мира?
– Вспоминают и дают ответы на вопросы с.10 учебника
Изучение нового материала
1. Наблюдение – как самый доступный способ познания мира
Найти в тексте учебника с.10–11 аргументы иллюстрирующие описание метода наблюдений.
– Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные (факты):
2. Метеорологические наблюдения
Чем научные метеорологические наблюдения отличаются от бытового восприятия атмосферы? Перечислите их.
Находят в тексте 4 позиции отличия и дают формулировку в обобщенном виде:
3. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом
Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12–13 учебника
– Изготавливают модель гномона.
– Проводят необходимые действия и измерения.
– На основании проведенных несколько раз изменений в течение дня и делают выводы.
3. Этап закрепления
1.Вопросы для беседы:
– Почему метод наблюдения самый древний?
– Назовите отличия научного наблюдения от обывательского?
– Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом?
– При каком положении Солнца (высоком или низком) тени от объектов будут длиннее?
Отвечают на вопросы.
Формулируют заслуги Эратосфена.
Описывают способ Эратосфена.
Выбирают 1-в
2-б и 3-а и объясняют причину выбора.
Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)
Сегодня мы изучили один из простейших научных методов изучения Земли. Какие еще методы вы хотели бы освоить?
– Высказывают свое пожелание об изучении картографического и космического методов
Составьте план самостоятельного знакомства с другими методами
4. Рефлексивный этап урока
– Прием «Закончи фразу»
«Работа на уроке позволила мне…»
– Заполняют предложенные листочки с началом предложения
– Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме
5. Объяснение домашнего задания
– Найти в тексте (параграф 2 с. 10–11) ответ на вопрос: Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»?
метода, например.
– Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта –
Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
Составь в тетради описание метода наблюдений (или любого другого), используя прием сравнения с другими методами (исторический, картографический, сравнительно-описательный, математический, космический, моделирования)
– Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы.
– Выбирают необходимый материал и составляют сообщение
Подготовка и презентация сообщения на тему «Особенности …. метода географической науки»
Методы исследования в биологии
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Методы исследования в биологии»
На прошлом уроке вы познакомились с наукой биологией. И узнали, что, изучая её, можно ответить на многие вопросы. А сегодня вы узнаете, какими методами необходимо воспользоваться, чтобы на них ответить.
В переводе с греческого языка «методос» — означает «способ познания», «путь».
Основными методами исследования в биологии являются: наблюдение, эксперимент,
А с другими методами биологических исследований вы познакомитесь в старших классах.
Первый метод, который мы с вами рассмотрим, ― наблюдение.
Наблюдение ― это восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. Оно является одним из самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо желание, терпение и умение.
Французский энтомолог Жан Анри Фабр пользовался этим методом при изучении окружающих организмов, в частности насекомых.
Фабра часто замечали на природе, когда он неподвижно сидел и что-то рассматривал.
Многим это занятие казалось странным. Проходящие мимо не могли, понять, чем на самом деле занимался этот человек.
Однако то, чем занимался Фабр, внесло большой вклад в науку. Его работы были не только оригинальны, но ещё и соответствовали высочайшим стандартам. Наблюдение за окружающими организмами, на первый взгляд, кажется простой работой. Но иногда для того, чтобы понять те или иные явления, необходимы годы.
Например, некоторые исследования Фабра длились десятилетиями. Он изучал поведение жуков скарабеев почти 40 лет.
Жан Фабр писал о жуках, о гусеницах бабочек, о кузнечиках, однако его наибольшие симпатии были на стороне ос. Разгадывание их нравов стало делом жизни Фабра. Благодаря своей наблюдательности он стал одним из лучших в мире знатоков насекомых.
Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности. При этом учёный лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс.
Следующий метод, который мы с вами рассмотрим, — это эксперимент.
Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба».
Эксперимент ― это наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, которое позволяет установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.
Немецкий биолог Густав Крамер экспериментально установил, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам.
Отловленных перелётных птиц Крамер посадил в клетку, стоявшую под открытым небом, и с наступлением прохладных осенних дней установил за ними постоянное наблюдение. Как только наступила пора перелётов, птицы стали вести себя беспокойно. Они безостановочно перепархивали в клетке с места на место, но при этом сохраняли определённое направление. В ненастную погоду такого предпочтительного направления не было, но стоило показаться солнцу, как птицы (а это были дневные мигранты) возобновляли попытки лететь в направлении своих обычных миграций.
Крамеру удалось убедительно доказать роль солнца и биологических часов в ориентации птиц.
Если солнце закрыть от птиц непрозрачным экраном и с помощью зеркала направить на них солнечные лучи с другой стороны, то менялось и направление полёта.
С помощью опытов изучают поведение животных. Все вы видели, как маленькие утята следуют за мамой уткой, куда бы она ни шла.
Эта связь между мамой уткой и утёнком осуществляется в момент насиживания и вылупления птенца. Такая связь называется запечатлением. Самка во время насиживания яиц издаёт характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать.
Утята запечатляются не только на голос, но и на образ (внешность) матери.
Однако, если в момент вылупления утки нет рядом, утята могут запечатлиться с любым движущимся предметом. Это было доказано экспериментально.
Выведенных из яиц утят помещали вблизи модели утки. Искусственную утку перемещали по кругу. Увидев её, утята начинали следовать за ней.
Запечатление может произойти и с человеком. Если утята первым увидят его, они будут реагировать на него, как на свою мать, и всюду за ним следовать.
Немецкий этолог Карл фон Фpиш изучал способность медоносных пчёл различать цвета.
Приманку (сладкий нектар) он помещал на квадрат определённого цвета, и вскоре насекомые садились на него и без приманки, безошибочно находя среди квадратов других цветов, даже если их меняли местами.
Проводя эти опыты учёный обнаружил, что достаточно одной пчелы «разведчицы», которая появится на цветном блюдечке с сиропом, выставленном на открытом воздухе, чтобы вскоре после её возвращения в улей к этому блюдечку прилетело множество пчёл.
Этот опыт привёл к открытию у пчёл своеобразного языка — «языка танцев», с помощью которого пчелы передают друг другу важную информацию.
Наблюдение и эксперимент часто переплетаются. Однако, для того что бы результаты, которые были получены в результате наблюдения и эксперимента, считались научными фактами, необходимо, чтобы они были проверены и подтверждены новыми наблюдениями и экспериментами.
При проведении наблюдений и экспериментов всегда проводятся измерения.
Именно анализ и сравнение измерений, полученных при проведении наблюдений и экспериментов, позволяют выявить закономерности.
При помощи весов, к примеру, можно определить массу тела.
Методом измерения было установлено, что лягушки впитывают воду через кожу. Древесную лягушку взвесили на весах и установили, что её вес равняется 95 граммам. После этого лягушку обернули мокрой тряпкой, и через час она весила уже 152 грамма.
Ни одна лягушка не пьёт воды обыкновенным способом, а всасывает её исключительно через кожу. Вот почему для них необходима близость воды или сырость.
Метод измерения также применяют для того, чтобы узнать, например, численность животных.
Учитывают общее количество и плотность зверей или птиц, рыб, обитающих на конкретной территории.
Объектом учёта могут быть сами животные (учёт по встречам), норы и хатки. А также следы животных, заметные на снегу, а в определённых условиях и следы, которые небыли отпечатаны на снегу (чернотроп).
Численность птиц определяют весной по их голосам и гнездовьям.
Для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование. В биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта: увеличительное стекло, лупа.
Микроскопы, позволяющие увидеть объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.
С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.
А вот ещё некоторые приборы и инструменты биологической лаборатории.
Спиртовка ― это горелка для жидкого топлива, которая используется в лабораториях для подогрева и плавления материалов, для нагрева небольших лабораторных сосудов (пробирок, колб для химических работ и пр.)
Также на уроках при проведении наблюдений и экспериментов вы будете использовать и другую лабораторную посуду: стаканы, мензурки, воронки и т.д.
Инструменты: пинцеты, препаровальные иглы, пипетки и скальпели. Однако помните, что при этом нужно соблюдать правила техники безопасности.
А вот Чашка Петри — прозрачный лабораторный сосуд. Чашка Петри широко используется для выращивания колоний микроорганизмов. А также для размножения растений в лабораторных условиях.
Урок по географии в 5 классе «Наблюдение как метод географической науки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум
Оборудование: учебник, рабочая терадь географа- следопыта, атлас, презентация.
Учитель: Васильева Надежда Константиновна, учитель 1 категории МБОО «Заводская СОШ»
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
Определение темы урока
-На прошлом уроке вы познакомились с одним из способов изучения Земли – ее измерение.
Сегодня нам предстоит освоить один из самых доступных способов изучения Земли – наблюдение.
Какие наблюдения вам приходилось делать?
Высказывают предположение о наблюдениях за растениями, животными
Формулирование задач урока
-Сегодня нам предстоит научиться правильно организовывать и проводить наблюдения, и на их основе делать выводы.
— Что значить организовать наблюдение?
-Выделяют в ней составные части:
Подготовка к наблюдению
Обобщение полученных данных (Стрекаловский Р
Шилова В, Казанцев Д)
Создание мотивационной установки
Можно ли без подготовки провести наблюдение?
Алексеева Д, Кольцов И.
Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы
Актуализация полученных знаний
Какие знания о методах изучения местности вы получили на уроках естествознания и окружающего мира?
— Вспоминают и дают ответы на вопросы с.10 учебника. Родионов Н, Емельянова НКольцов И
Изучение нового материала
1.Наблюдение – как самый доступный способ познания мира
Найти в тексте учебника с.10-11 аргументы иллюстрирующие описание метода наблюдений.
— Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные (факты):
2. распознание увиденного.
3.сравнение с другими
Цыренов Ц, Минеев Д, Стрекаловский Р, Емельянова Н, Кольцов И
2. Метеорологические наблюдения
Чем научные метеорологические наблюдения отличаются от бытового восприятия атмосферы? Перечислите их.
Находят в тексте 4 позиции отличия и дают формулировку в обобщенном виде:
1.Активность наблюдателя и фиксация наблюдаемого
Родионов Н, Алексеева Д, Нечаева А, Казанцев Д, Емельянова Н
1.Вопросы для беседы:
— Почему метод наблюдения самый древний?
— Назовите отличия научного наблюдения от обывательского?
— Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом?
— При каком положении Солнца (высоком или низком) тени от объектов будут длиннее?
Отвечают на вопросы.
Кольцов И, Алексеева Д, Родионов Н, Казанцев Д, Ванхенова М, Семёнов М,
— Описывают способ Эратосфена. Емельянова Н,
1.Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым?
А) метеорологический инструмент
Б) астрономический инструмент
В) картографический инструмент
3. Чем выше Солнце над горизонтом тем:
А) короче тень от предметов
Б) длиннее тем от предметов
В) шире тень от предметов
2-б и 3-а и объясняют причину выбора
Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)
Все учащиеся класса
Сегодня мы изучили один из простейших научных методов изучения Земли. Какие еще методы вы хотели бы освоить?
Составьте план самостоятельного знакомства с другими методами
4.Рефлексивный этап урока
— Прием «Закончи фразу»
«Работа на уроке позволила мне ……»
— Заполняют предложенные листочки с началом предложения
выполняют все учащиеся
— Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме
5. Объяснение домашнего задания
— Найти в тексте (параграф 2 с.10-11) ответ на вопрос: Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»?
— Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта –
4. Подмечают и распознают существенные свойства предметов и явлений
. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом
Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12-13 учебника.
— Изготавливают модель гномона
— Проводят необходимые действия и измерения.
— На основании проведенных несколько раз изменений в течение дня и делают выводы.
Оценка «4»-ВанхеноваМ,Кольцов, Родионов, Минеев, Тимухин А Шилова В,
Оценка «3»-Цыренов, Семёнов,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-470031
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.