Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Биология. 5 класс

Конспект урока

Урок 2. Методы изучения биологии

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Биология, научный метод, наблюдение, эксперимент

Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.

Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.

Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.

Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.

Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.

Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.

Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.

Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.

Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.

Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.

Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.

Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.

Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Добавление подписей к изображениям;

Текст вопроса: Подпишите приборы.

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Правильный вариант ответа:

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Выделение цветом;

Текст вопроса: Теоретические методы исследования

Источник

ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 3 Методы исследования в биологии

Стр. 25. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Что такое наука?

Наука – это целая система знаний, получаемых человеком в результате познавательной деятельности, которые непрерывно возрастают и пополняются. Это область человеческой деятельности, которая направлена на выработку и систематизацию полученных объективных знаний о происходящем в окружающем мире.

№ 2. Какие методы исследования вы знаете?

Методами исследования называют способы и приемы, которые используются для изучения объекта. Я знаю несколько методов исследования:

Анализ (выделение отдельных частей явления и их изучение);

Классификация (группировка явлений по каким-то определенным признакам);

Сравнение (сопоставление двух или более объектов исследования по каким-то определенным признакам);

Наблюдение (отслеживание изменений в состоянии объекта, его реакции на происходящее в окружающей среде);

Измерение (определение численных параметров).

№ 3. Какие приборы, используемые в биологических исследованиях, вам известны?

В биологических исследованиях используют такие приборы, как: электронные и оптические томографы, микроскопы, хроматографы; колбы, мерные цилиндры и пробирки; щипцы, скальпель, препаровальная игла; пипетка; бинокль; весы; секундомер.

Стр. 29. Вопросы после параграфа

№ 1. Какова основная цель науки?

Основная цель науки заключается в том, чтобы максимально изучить окружающий мир, познать все его объекты и их взаимодействие между собой и с окружающей средой.

№ 2. Что такое научный метод? В чём его основной принцип?

Научный метод – это совокупность определенных действий и приемов, которые используются для достижения объективного познания действительности в рамках научно-познавательной деятельности. Основным принципом научного метода является его объективность, которая исключает любое произвольное толкование полученных результатов исследования. Важно, что для максимальной точности нельзя верить «на слово». Любые исследования обязательно проверяются, сравниваются и подтверждаются другими видами исследования.

№ 3. Какие методы исследования в биологии вам известны?

Мне известны такие методы исследования в биологии, как:

Описательный (в основе лежит наблюдение);

Моделирование (основан на построении и изучении моделей).

№ 4. Какой факт можно считать научным?

Научным можно считать только тот факт, который прошел проверку на истинность несколькими методами исследования.

№ 5. Что такое научное наблюдение?

Научное наблюдение – это процесс преднамеренного получения специфической информации об объекте или явлении при помощи органов чувств. В процессе наблюдения только фиксируются результаты, а влияние на процесс исключается.

№ 6. Что изучает фенология?

Фенология – это наука, которая занимается изучением влияния сезонных явлений на поведение и жизнедеятельность растений и животных.

Стр. 29. Подумайте

В средствах массовой информации неоднократно сообщалось о так называемом снежном человеке, приводились рассказы очевидцев о встречах с ним, зарисовки и фотографии якобы его следов и даже самого снежного человека. Было организовано несколько экспедиций для поиска снежного человека. Но до сих пор никто не смог представить ни живого снежного человека, ни его останков, ни каких-то других неопровержимых доказательств его существования.

Почему, несмотря на многочисленные свидетельства очевидцев, существование снежного человека не может быть признано научным фактом?

Потому что при изучении объектов живой природы обязательно применяются разные методы научных исследований, начиная от наблюдения, и заканчивая описательным, сравнительным и т.д. Чтобы факт существования снежного человека был признан научным фактом, он должен пройти проверку на истинность несколькими методам исследования. А так как на сегодняшний день никаких данных, предметов или останков снежного человека учеными не было изучено, то и его существование остается под вопросом.

Стр. 29. Задание

Выучите и строго выполняйте правила поведения в кабинете биологии.

К правилам поведения в кабинете биологии относятся:

Запрещено начинать работу без разрешения учителя.

Точно выполнять указания учителя при выполнении практических и лабораторных работ.

Остерегаться падения и опрокидывания приборов и оборудования с рабочего стола.

Использовать специальные приспособления (держатели) при нагревании жидкостей в пробирках.

Соблюдать осторожность при использовании острых предметов и лабораторного оборудования.

Защищать глаза, не вдыхать пары испаряемых веществ.

Следить за чистотой стола и приводить его в порядок после завершения всех работ.

Стр. 30. Задание для любознательных

Проведите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью

1. Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений (рис.14).

2. Выясните, у каких растений листья остаются зелёными до заморозков.

До заморозков остаются зелеными листья у вяза, акации, сирени, черемухи, жимолости. У ольхи они остаются зелеными и начинают чернеть только после заморозков. Интересно, что у осины листья начинают опадать еще с зеленой окраской. Поэтому не редко можно видеть, как начинают желтеть листья только тогда, когда часть дерева уже обнажена.

3. Определите, как долго длится листопад у разных растений.

Согласно моим наблюдениям, продолжительность листопада у разных растений отличается. Например, у тополя этот период занимает 3 недели, а у липы всего 2 недели. У березы период опадения листьев занимает около 2 месяцев, у дуба и клёна – приблизительно 3 – 4 недели.

4. Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений.

5. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.

Результаты моих наблюдений, конечно же, отличаются от результатов наблюдений, которые проводили мои одноклассники. Например, длительность листопада у тополя, за которым наблюдение вел я, составляла 3 недели. А вот длительность листопада у тополя, за которым наблюдал мой одноклассник, составила всего 2,5 недели.

Вывод:

Сравнивая результаты, можно увидеть, что время наступления листопада, а также его длительность у одних и тех же видов растений отличается. Это зависит не только от сорта растений, но и от погодных условий. Значимыми являются также состояние самого растения, степень освещенности территории, на которой оно растет.

Источник

Биология. 5 класс

Конспект урока

Урок 2. Методы изучения биологии

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Биология, научный метод, наблюдение, эксперимент

Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.

Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.

Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.

Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.

Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.

Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.

Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.

Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.

Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.

Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.

Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.

Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.

Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Добавление подписей к изображениям;

Текст вопроса: Подпишите приборы.

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Правильный вариант ответа:

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Выделение цветом;

Текст вопроса: Теоретические методы исследования

Источник

Методы исследования в биологии

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Конспект урока «Методы исследования в биологии»

На прошлом уроке вы познакомились с наукой биологией. И узнали, что, изучая её, можно ответить на многие вопросы. А сегодня вы узнаете, какими методами необходимо воспользоваться, чтобы на них ответить.

В переводе с греческого языка «методос» — означает «способ познания», «путь».

Основными методами исследования в биологии являются: наблюдение, эксперимент,

А с другими методами биологических исследований вы познакомитесь в старших классах.

Первый метод, который мы с вами рассмотрим, ― наблюдение.

Наблюдение ― это восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. Оно является одним из самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо желание, терпение и умение.

Французский энтомолог Жан Анри Фабр пользовался этим методом при изучении окружающих организмов, в частности насекомых.

Фабра часто замечали на природе, когда он неподвижно сидел и что-то рассматривал.

Многим это занятие казалось странным. Проходящие мимо не могли, понять, чем на самом деле занимался этот человек.

Однако то, чем занимался Фабр, внесло большой вклад в науку. Его работы были не только оригинальны, но ещё и соответствовали высочайшим стандартам. Наблюдение за окружающими организмами, на первый взгляд, кажется простой работой. Но иногда для того, чтобы понять те или иные явления, необходимы годы.

Например, некоторые исследования Фабра длились десятилетиями. Он изучал поведение жуков скарабеев почти 40 лет.

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Жан Фабр писал о жуках, о гусеницах бабочек, о кузнечиках, однако его наибольшие симпатии были на стороне ос. Разгадывание их нравов стало делом жизни Фабра. Благодаря своей наблюдательности он стал одним из лучших в мире знатоков насекомых.

Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.

С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности. При этом учёный лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс.

Следующий метод, который мы с вами рассмотрим, — это эксперимент.

Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба».

Эксперимент ― это наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, которое позволяет установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.

Немецкий биолог Густав Крамер экспериментально установил, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам.

Отловленных перелётных птиц Крамер посадил в клетку, стоявшую под открытым небом, и с наступлением прохладных осенних дней установил за ними постоянное наблюдение. Как только наступила пора перелётов, птицы стали вести себя беспокойно. Они безостановочно перепархивали в клетке с места на место, но при этом сохраняли определённое направление. В ненастную погоду такого предпочтительного направления не было, но стоило показаться солнцу, как птицы (а это были дневные мигранты) возобновляли попытки лететь в направлении своих обычных миграций.

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Крамеру удалось убедительно доказать роль солнца и биологических часов в ориентации птиц.

Если солнце закрыть от птиц непрозрачным экраном и с помощью зеркала направить на них солнечные лучи с другой стороны, то менялось и направление полёта.

С помощью опытов изучают поведение животных. Все вы видели, как маленькие утята следуют за мамой уткой, куда бы она ни шла.

Эта связь между мамой уткой и утёнком осуществляется в момент насиживания и вылупления птенца. Такая связь называется запечатлением. Самка во время насиживания яиц издаёт характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать.

Утята запечатляются не только на голос, но и на образ (внешность) матери.

Однако, если в момент вылупления утки нет рядом, утята могут запечатлиться с любым движущимся предметом. Это было доказано экспериментально.

Выведенных из яиц утят помещали вблизи модели утки. Искусственную утку перемещали по кругу. Увидев её, утята начинали следовать за ней.

Запечатление может произойти и с человеком. Если утята первым увидят его, они будут реагировать на него, как на свою мать, и всюду за ним следовать.

Немецкий этолог Карл фон Фpиш изучал способность медоносных пчёл различать цвета.

Приманку (сладкий нектар) он помещал на квадрат определённого цвета, и вскоре насекомые садились на него и без приманки, безошибочно находя среди квадратов других цветов, даже если их меняли местами.

Проводя эти опыты учёный обнаружил, что достаточно одной пчелы «разведчицы», которая появится на цветном блюдечке с сиропом, выставленном на открытом воздухе, чтобы вскоре после её возвращения в улей к этому блюдечку прилетело множество пчёл.

Этот опыт привёл к открытию у пчёл своеобразного языка — «языка танцев», с помощью которого пчелы передают друг другу важную информацию.

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Наблюдение и эксперимент часто переплетаются. Однако, для того что бы результаты, которые были получены в результате наблюдения и эксперимента, считались научными фактами, необходимо, чтобы они были проверены и подтверждены новыми наблюдениями и экспериментами.

При проведении наблюдений и экспериментов всегда проводятся измерения.

Именно анализ и сравнение измерений, полученных при проведении наблюдений и экспериментов, позволяют выявить закономерности.

При помощи весов, к примеру, можно определить массу тела.

Методом измерения было установлено, что лягушки впитывают воду через кожу. Древесную лягушку взвесили на весах и установили, что её вес равняется 95 граммам. После этого лягушку обернули мокрой тряпкой, и через час она весила уже 152 грамма.

Ни одна лягушка не пьёт воды обыкновенным способом, а всасывает её исключительно через кожу. Вот почему для них необходима близость воды или сырость.

Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Картинка про Что такое научное наблюдение биология 5 класс. Фото Что такое научное наблюдение биология 5 класс

Метод измерения также применяют для того, чтобы узнать, например, численность животных.

Учитывают общее количество и плотность зверей или птиц, рыб, обитающих на конкретной территории.

Объектом учёта могут быть сами животные (учёт по встречам), норы и хатки. А также следы животных, заметные на снегу, а в определённых условиях и следы, которые небыли отпечатаны на снегу (чернотроп).

Численность птиц определяют весной по их голосам и гнездовьям.

Для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование. В биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта: увеличительное стекло, лупа.

Микроскопы, позволяющие увидеть объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.

А вот ещё некоторые приборы и инструменты биологической лаборатории.

Спиртовка ― это горелка для жидкого топлива, которая используется в лабораториях для подогрева и плавления материалов, для нагрева небольших лабораторных сосудов (пробирок, колб для химических работ и пр.)

Также на уроках при проведении наблюдений и экспериментов вы будете использовать и другую лабораторную посуду: стаканы, мензурки, воронки и т.д.

Инструменты: пинцеты, препаровальные иглы, пипетки и скальпели. Однако помните, что при этом нужно соблюдать правила техники безопасности.

А вот Чашка Петри — прозрачный лабораторный сосуд. Чашка Петри широко используется для выращивания колоний микроорганизмов. А также для размножения растений в лабораторных условиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *