Что такое научное наблюдение

НАБЛЮДЕНИЕ

Полезное

Смотреть что такое «НАБЛЮДЕНИЕ» в других словарях:

наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… … Большая психологическая энциклопедия

НАБЛЮДЕНИЕ — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… … Философская энциклопедия

Наблюдение — Наблюдение ♦ Observation Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… … Философский словарь Спонвиля

Наблюдение — Наблюдение восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта. Наблюдение метод проведения исследований в психологии. Наблюдение процедура банкротства. Негласное наблюдение комплекс оперативно… … Википедия

наблюдение — осмотр, обсервация, осматривание; слежка, надзор, разведка; контроль, обследование, проверка; присмотр, радионаблюдение, отслеживание, недреманное око, глаз, присматривание, эмпиричность, эмпиризм, патронаж, надзирание, миксоскопия,… … Словарь синонимов

НАБЛЮДЕНИЕ — НАБЛЮДЕНИЕ, наблюдения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. наблюдать. Наблюдение за точным выполнением постановлений. «Небрежный плод моих забав,… ума холодных наблюдений и сердца горестных замет.» Пушкин. Под наблюдением врача. Взять под… … Толковый словарь Ушакова

НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения объективность,… … Большой Энциклопедический словарь

наблюдение с РБ-47 — Комплексное наблюдение 17 июля 1957 г. НЛО с самолёта РБ 47 ВВС США, оборудованного электронной аппаратурой слежения и радиопротиводействия. Бортовая аппаратура самолёта отметила странный сигнал, а затем его экипаж визуально наблюдал неизвестный… … Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках

наблюдение — состоит из значений переменных, измеренных у одной и той же экспериментальной единицы. Скажем, возраст, температура и давление пациента составляют наблюдение. Значение одной переменной называют измерением. Синоним: observation … Словарь социологической статистики

НАБЛЮДЕНИЕ — 1) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Согласно ФЗ О несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 г. арбитражный суд, принимая… … Юридический словарь

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения… … Словарь терминов антикризисного управления

Источник

Научное наблюдение

Что такое научное наблюдение. Смотреть фото Что такое научное наблюдение. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение. Картинка про Что такое научное наблюдение. Фото Что такое научное наблюдение Что такое научное наблюдение. Смотреть фото Что такое научное наблюдение. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение. Картинка про Что такое научное наблюдение. Фото Что такое научное наблюдение Что такое научное наблюдение. Смотреть фото Что такое научное наблюдение. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение. Картинка про Что такое научное наблюдение. Фото Что такое научное наблюдение Что такое научное наблюдение. Смотреть фото Что такое научное наблюдение. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение. Картинка про Что такое научное наблюдение. Фото Что такое научное наблюдение

Что такое научное наблюдение. Смотреть фото Что такое научное наблюдение. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение. Картинка про Что такое научное наблюдение. Фото Что такое научное наблюдение

Что такое научное наблюдение. Смотреть фото Что такое научное наблюдение. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение. Картинка про Что такое научное наблюдение. Фото Что такое научное наблюдение

Наблюдение – важнейший способ получения научных фактов. Научным наблюдением называется восприятие предметов и явлений с целью их познания. В акте наблюдения выделяют:

-систему знания, исходя из которой, задают цель наблюдения и интерпретируют его результаты.

Все эти компоненты должны соблюдаться неукоснительно, потому что наблюдение должно быть таковым, чтобы его можно было повторить и с одинаковым результатом. Лишь в таком случае результат наблюдения может стать достоянием науки.

Интерсубъективность наблюдения прямо связана с требованием соблюдения хотя бы относительной объективности наблюдения.

К научному наблюдению предъявляются жесткие требования: четкая постановка цели наблюдения, выбор методики и разработка плана наблюдения, обеспечение систематичности и контроля над надежностью результатов наблюдения, обработка, осмысление и адекватное истолкование результатов.

Наблюдения бывают непосредственные и косвенные, систематические и случайные. При непосредственном наблюдении ученый наблюдает сам избранный для наблюдения объект. Однако это далеко не всегда бывает возможным. Например, объекты квантовой механики или многие объекты астрономии невозможно наблюдать непосредственно. О свойствах таких объектов мы можем судить лишь на основе их взаимодействия с другими объектами. Подобного рода наблюдения как раз и называют косвенными, они опираются на предположения о наличии определенной закономерной связи между свойствами непосредственно наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих свойств и содержит логический вывод о свойствах ненаблюдаемого объекта на основе наблюдаемого эффекта его действия. Таковы наблюдения над треками элементарных частиц в камере Вильсона, поведение которых является результатом взаимодействия частиц с молекулами пара, который заполнил камеру.

Наблюдение считается разновидность научной практики. Это обусловлено тем, что наблюдение существенно предполагает материальную деятельность, связанную с самим актом чувственного восприятия, использования прибора. Его специфика по сравнению с другими видами практики состоит в том, что наблюдение не включает непосредственного физического воздействия на объект. Но оно является необходимым элементом других эмпирических методов познания – измерения и эксперимента, которые опираются на практические действия с исследуемыми предметами.

Научные наблюдения всегда целенаправленны и осуществляются как систематические, а в систематических наблюдениях субъект обязатель­но конструирует приборную ситуацию. Эти наблюдения предполагают особое деятельностное отношение субъекта к объекту, которое можно рассматривать как своеобразную квазиэкспериментальную практику. Что же касается случайных наблюдений, то для исследования их явно недостаточно. Случайные наблюдения могут стать импульсом к откры­тию тогда и только тогда, когда они переходят в систематические на­блюдения. А поскольку предполагается, что в любом систематическом наблюдении можно обнаружить деятельность по конструированию приборной ситуации, постольку проблема может быть решена в общем виде. Несмотря на различия между экспериментом и наблюдением, оба предстают как формы практически деятельностного отношения субъ­екта к объекту. Теперь остается доказать, что систематические наблюде­ния предполагают конструирование приборной ситуации. Для этого мы специально рассмотрим такие наблюдения, где заведомо невозмож­но реальное экспериментирование с изучаемыми объектами. К ним от­носятся, например, наблюдения в астрономии.

Рассмотрим один из типичных случаев эмпирического исследова­ния в современной астрономии — наблюдение за поляризацией света звезд в облаках межзвездной пыли, проводившееся с целью изучения магнитного поля Галактики.

Задача состояла в том, чтобы выяснить, каковы величина и на­правление напряженности магнитного поля Галактики. При опреде­лении этих параметров в процессе наблюдения использовалось свой­ство частиц межзвездной пыли, заключающихся в их ориентации магнитными силовыми линиями Галактики. В свою очередь об этой ориентации можно было судить, изучая эффекты поляризации света, проходящего через облако пыли. Тем самым параметры поляризован­ного света, регистрируемые приборами на Земле, позволяли получить сведения об особенностях магнитного поля Галактики.

Что такое научное наблюдение. Смотреть фото Что такое научное наблюдение. Смотреть картинку Что такое научное наблюдение. Картинка про Что такое научное наблюдение. Фото Что такое научное наблюдение

Нетрудно видеть, что сам процесс наблюдения предполагал здесь предварительное конструирование приборной ситуации из естествен­ных объектов природы. Звезда, излучающая свет, функционировала как приготовляющая подсистема, частицы пыли, ориентированные в магнитном поле Галактики, играли роль рабочей подсистемы, и лишь регистрирующая часть была представлена приборами, искусственно созданными в практике. В результате объекты: «звезда как источник излучения», «облако межзвездной пыли», «регистрирующие устрой­ства на Земле» образовывали своего рода гигантскую эксперимен­тальную установку, «работа» которой позволяла изучить характерис­тики магнитного поля Галактики.

В зависимости от типа исследовательских задач в астрономии кон­струируются различные типы приборных ситуаций. Они соответству­ют различным методам наблюдения и во многом определяют специ­фику каждого такого метода. Для некоторых методов приборная ситуация выражена настолько отчетливо, что аналогия между соот­ветствующим классом астрономических наблюдений и эксперимен­тальной деятельностью прослеживается с очевидностью. Так, напри­мер, при определении угловых размеров удаленных космических объектов — источников излучения — широко используется метод по­крытия наблюдаемого объекта Луной. Дифракция излучения на краях Луны позволяет с большой точностью определить координаты соот­ветствующего источника. Таким путем были установлены радиокоор­динаты квазаров, исследован характер рентгеновского излучения Крабовидной туманности. Был получен ответ на вопрос, является ли источником радиоизлучения вся туманность либо внутри ее находит­ся точечный рентгеновский источник. Данный метод широко применя­ется при определении размеров некоторых астрономических объек­тов. Во всех наблюдениях такого типа Луна используется в качестве передвижного экрана и служит своеобразной «рабочей подсистемой» в приборной ситуации соответствующих астрофизических опытов.

Довольно отчетливо обнаруживается приборная ситуация и в на­блюдениях, связанных с определением расстояния до небесных объ­ектов. Например, в задачах по определению расстояния до ближай­ших звезд методом параллакса в функции прибора используется Земля; при установлении расстояний до удаленных галактик методом цефеид этот класс переменных звезд также функционирует в качестве средств наблюдения.

Можно указать и на такие виды систематических наблюде­ний в астрономии, которые на первый взгляд весьма далеки от анало­гии с экспериментом. В частности, при анализе простейших форм ас­трономического наблюдения, свойственных ранним этапам развития астрономии, нелегко установить, как конструировалась в них прибор­ная ситуация. Тем не менее, здесь все происходит аналогично уже рассмотренным случаям. Так, уже простое визуальное наблюдение за пе­ремещением планеты на небесном своде предполагало, что наблюда­тель должен предварительно выделить линию горизонта и метки на небесном своде (например, неподвижные звезды), на фоне которых наблюдается движение планеты. В основе этих операций, по сущест­ву, лежит представление о небесном своде как своеобразной проградуированной шкале, на которой фиксируется движение планеты как светящейся точки (неподвижные же звезды на небесном своде играют здесь роль средств наблюдения). Причем по мере проникновения в астрономическую науку математических методов градуировка небес­ного свода становится все более точной и удобной для проведения из­мерений. Уже в IV столетии до н.э. в египетской и вавилонской астро­номии возникает зодиак, состоящий из 12 участков по 30 градусов, как стандартная шкала для описания движения Солнца и планет. Использование созвездий зодиака в функции шкалы делает их средст­вами наблюдения, своеобразным приборным устройством, позволяю­щим точно фиксировать изменение положения Солнца и планет.

Таким образом, не только в эксперименте, но и в процессе научно­го наблюдения природа дана наблюдателю не в форме созерцания, а в форме практики. Исследователь всегда выделяет в природе (или создает искусственно из ее материалов) некоторый набор объектов, фиксируя каждый из них по строго определенным признакам, и ис­пользует их в качестве средств эксперимента и наблюдения (прибор­ных подсистем).

Отношение последних к изучаемому в наблюдении объекту обра­зует предметную структуру систематического наблюдения и экспери­ментальной деятельности. Эта структура характеризуется переходом от исходного состояния наблюдаемого объекта к конечному состоя­нию после взаимодействия объекта со средствами наблюдения (при­борными подсистемами).

Жесткая фиксация структуры наблюдений позволяет выделить из бесконечного многообразия природных взаимодействий именно те, которые интересуют исследователя.

Конечная цель естественнонаучного исследования состоит в том, чтобы найти законы (существенные связи объектов), которые управ­ляют природными процессами, и на этой основе предсказать будущие возможные состояния этих процессов. Поэтому если исходить из гло­бальных целей познания, то предметом исследования нужно считать существенные связи и отношения природных объектов.

Но на разных уровнях познания такие связи изучаются по-разно­му. На теоретическом уровне они отображаются «в чистом виде» через систему соответствующих абстракций. На эмпирическом уровне они изуча­ются по их проявлению в непосредственно наблюдаемых эффектах. Поэтому глобальная цель познания конкретизируется применительно к каждому из его уровней. В экспериментальном исследовании она выступает в форме специфических задач, которые сводятся к тому, чтобы установить, как некоторое начальное состояние испытуемого фрагмента природы при фиксированных условиях порождает его ко­нечное состояние. По отношению к такой локальной познавательной задаче вводится особый предмет изучения. Им является объект, изме­нение состояний которого прослеживается в опыте. В отличие от предмета познания в глобальном смысле его можно было бы называть предметом эмпирического знания. Между ним и предметом позна­ния, единым как для эмпирического, так и для теоретического уров­ня, имеется глубокая внутренняя связь.

Когда в эксперименте и наблюдении исследователь регистрирует конечное состояние О2 испытуемого объекта, то при наличии фикси­рованной приборной ситуации и начального состояния Oi объекта, это эквивалентно нахождению последнего недостающего звена, кото­рое позволяет охарактеризовать структуру экспериментальной дея­тельности. Определив эту структуру, исследователь тем самым неявно выделяет среди многочисленных связей природного объекта те (зако­номерности), которые управляют изменением состояний объекта эм­пирического знания. Переход объекта из состояния Oi в состояние О2 не произволен, а определен законами природы. Поэтому, многократ­но зарегистрировав в эксперименте и наблюдении изменение состоя­ний объекта, исследователь неявно фиксирует самой структурой дея­тельности и соответствующий закон природы.

Объекты эмпирического знания выступают здесь в качестве свое­образного индикатора предмета исследования, общего, как для эмпи­рического, так и для теоретического уровня.

Фиксация предмета исследования в рамках экспериментальной или квазиэкспериментальной деятельности является тем признаком, по которому можно отличить эксперимент и систематические наблю­дения от случайных наблюдений. Последние суть наблюдения в усло­виях, когда приборная ситуация и изучаемый в опыте объект еще не выявлены. Регистрируется лишь конечный результат взаимодействия, который выступает в форме эффекта, доступного наблюдению. Одна­ко неизвестно, какие именно объекты участвуют во взаимодействии, и что вызывает наблюдаемый эффект. Структура ситуации наблюдения здесь не определена, а поэтому неизвестен и предмет исследования. Вот почему от случайных наблюдений сразу невозможен переход к более высоким уровням познания, минуя стадию систематических наблюдений.

Случайное наблюдение способно обнаружить необыч­ные явления, которые соответствуют новым характеристикам уже от­крытых объектов либо свойствам новых, еще не известных объектов. В этом смысле оно может служить началом научного открытия. Но для этого оно должно перерасти в систематические наблюдения, осу­ществляемые в рамках эксперимента или квазиэкспериментального исследования природы. Такой переход предполагает построение при­борной ситуации и четкую фиксацию объекта, изменение состояний которого изучается в опыте. Так, например, когда К. Янский в опытах по изучению грозовых помех на межконтинентальные радиотелефон­ные передачи случайно натолкнулся на устойчивый радиошум, не связываемый ни с какими земными источниками, то это случайное наблюдение дало импульс серии систематических наблюдений, ко­нечным итогом которых было открытие радиоизлучения области Млечного Пути. Характерным моментом в осуществлении этих на­блюдений было конструирование приборной ситуации.

Главная задача здесь состояла в том, чтобы определить источник устойчивого радиошума. После установления его внеземного проис­хождения решающим моментом явилось доказательство, что таким источником не являются Солнце, Луна и планеты. Наблюдения, поз­волившие сделать этот вывод, были основаны на применении двух ти­пов приборной ситуации.

Во-первых, использовалось вращение Зем­ли, толща которой применялась в наблюдении в функции экрана, перекрывающего в определенное время суток Солнце, Луну и плане­ты (наблюдения показали, что в моменты такого перекрытия радиошум не исчезает).

Во-вторых, в наблюдении исследовалось поведение источника радиошума при перемещении Солнца, Луны и планет на небесном своде относительно линии горизонта и неподвижных звезд. Последние в этой ситуации были использованы в качестве реперных точек (средств наблюдения), по отношению к которым фиксирова­лось возможное перемещение источника радиошума.

Вся эта серия опытов позволила в конечном итоге идентифицировать положение источника с наблюдаемыми в каждый момент времени суток и года положениями на небосводе Млечного Пути.

Характерно, что в последнем шаге исследований К. Янского уже была четко обозначена предметная структура наблюдения, в рамках которой изучаемый эффект (радиошум) был представлен как ра­диоизлучение Млечного Пути. Были выделены начальное состояние объекта эмпирического знания — положение источника радиошума на небесном своде в момент Т1 и конечное состояние — положение источника в момент Т2 и приборная ситуация (в качестве средств ис­следования фиксировались небесный свод с выделенным на нем рас­положением звезд, линия горизонта, Земля, вращение которой обес­печивало изменение положений радиоисточника по отношению к наблюдателю, и, наконец, приборы — регистраторы радиоизлуче­ния). Наблюдения с жестко фиксированной структурой названного типа позволили раскрыть природу случайно обнаруженного эффекта радиоизлучения Млечного Пути.

Таким образом, путь от случайной регистрации нового явления к выяснению основных условий его возникновения и его природы про­ходит через серию наблюдений, которые отчетливо предстают в каче­стве квазиэкспериментальной деятельности.

Важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Осуществление систематических наблюдений предполагает использо­вание теоретических знаний. Они применяются и при определении целей наблюдения, и при конструировании приборной ситуации. В примере с открытием Янского систематические наблюдения были целевым образом направлены теоретическими представлениями о существовании разнообразных космических источников радиоизлучения. В примере с исследованием магнитного поля Галактики при конструировании приборной ситуации в явном виде использовались представления классической теории электромагнитного поля (рассмотрение поля как конфигурации силовых линий, применение законов поляризации света).

Все это означает, что наблюдения не являются чистой эмпирией, а несут на себе отпечаток предшествующего развития теорий.

В еще большей мере это относится к следующему слою эмпириче­ского познания, на котором формируются эмпирические зависимос­ти и факты.

Источник

НАБЛЮДЕНИЕ (научное)

Смотреть что такое «НАБЛЮДЕНИЕ (научное)» в других словарях:

НАБЛЮДЕНИЕ НАУЧНОЕ — – исходный метод научного познания, связанный с преднамеренным, организованным, систематическим, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира с целью решения определенных научных задач. Оно основано на использовании органов… … Философия науки и техники: тематический словарь

НАБЛЮДЕНИЕ — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… … Философская энциклопедия

Наблюдение в психологии — Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Содержание 1 Общие сведения 1.1 Предмет наблюдения 1 … Википедия

наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… … Большая психологическая энциклопедия

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. См. наблюдение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Наблюдение — Наблюдение ♦ Observation Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… … Философский словарь Спонвиля

НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения объективность,… … Большой Энциклопедический словарь

Наблюдение (психологич.) — Наблюдение, преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеческий акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть … Большая советская энциклопедия

Научное доказательство — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия

Источник

Что такое научное наблюдение

Наблюдение есть чувственное (преимущественно-визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира. «Наблюдение — это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта». Это — исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений) характеризуется рядом особенностей:
— целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей );
— планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);
— активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения).

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки. Последнее необходимо для фиксирования тех свойств, сторон изучаемого объекта, которые составляют предмет исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию их по каким-то свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития.

Почти каждая наука проходит указанную первоначальную, «описательную» стадию развития. При этом, как подчеркивается в одной из работ, касающихся этого вопроса, «основные требования, которые предъявляются к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать достоверную и адекватную картину самого объекта, точно отображать изучаемые явления. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, всегда имели четкий и однозначный смысл. При развитии науки, изменении ее основ преобразуются средства описания, часто создается новая система понятий».

При наблюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов познания. Это обусловливается рядом обстоятельств: недоступностью этих объектов для практического воздействия (например, наблюдение удаленных космических объектов), нежелательностью, исходя из целей исследования, вмешательства в наблюдаемый процесс (фенологические, психологические и др. наблюдения), отсутствием технических, энергетических, финансовых и иных возможностей постановки экспериментальных исследований объектов познания.

По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными.

При вепосредствевных наблюдениях те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. Такого рода наблюдения дали немало полезного в истории науки. Известно, например, что наблюдения положения планет и звезд на небе, проводившиеся в течение более двадцати лет Тихо Браге с непревзойденной для невооруженного глаза точностью, явились эмпирической основой для открытия Кеплером его знаменитых законов.

Хотя непосредственное наблюдение продолжает играть немаловажную роль в современной науке, однако чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным, т. е. проводится с использованием тех или иных технических средств. Появление и развитие таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия.

Если, например, до начала XVII в. астрономы наблюдали за небесными телами невооруженным глазом, то изобретение Галилеем в 1608 году оптического телескопа подняло астрономические наблюдения на новую, гораздо более высокую ступень. А создание в наши дни рентгеновских телескопов и вывод их в космическое пространство на борту орбитальной станции (рентгеновские телескопы могут работать только за пределами земной атмосферы) позволило проводить наблюдения за такими объектами Вселенной (пульсары, квазары), которые никаким другим путем изучать было бы невозможно.

Развитие современного естествознания связано с повышением роли так называемых косвенных наблюдений. Так, объекты и явления, изучаемые ядерной физикой, не могут прямо наблюдаться ни с помощью органов чувств человека, ни с помощью самых совершенных приборов. Например, при изучении свойств заряженных частиц с помощью камеры Вильсона эти частицы воспринимаются исследователем косвенно — по таким видимым их проявлениям, как образование треков, состоящих из множества капелек жидкости.

При этом любые научные наблюдения, хотя они опираются в первую очередь на работу органов чувств, требуют в то же время участия и теоретического мышления. Исследователь, опираясь на свои знания, опыт, должен осознать чувственные восприятия и выразить их (описать) либо в понятиях обычного языка, либо — более строго и сокращенно — в определенных научных терминах, в каких-то графиках, таблицах, рисунках и т. п. Например, подчеркивая роль теории в процессе косвенных наблюдений, А. Эйнштейн в разговоре с В. Гейзенбергом заметил: «Можно ли наблюдать данное явление или нет — зависит от вашей теории. Именно теория должна установить, что можно наблюдать, а что нельзя».

Наблюдения могут нередко играть важную эвристическую роль в научном познании. В процессе наблюдений могут быть открыты совершенно новые явления, позволяющие обосновать ту или иную научную гипотезу.

Из всего вышесказанного следует, что наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история науки, при правильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *