Что такое научное подразделение

Что такое научное подразделение

58. Структура научных организаций

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Структура научной организации определяется характером возложенных на нее задач, а также ее реальными кадровыми и материально-финансовыми возможностями.

Структурные подразделения научно-исследовательских учреждений делятся на основные (научные) и вспомогательные (научно-вспомогательные и производствено-вспомогательные).

Основные структурные подразделения – отраслевые, тематические и смешанные.

Отраслевые структурные подразделения, как правило, призваны разрабатывать главные научные проблемы, решение которых постоянно возложено на данный научный коллектив. Такие подразделения – отделы и секторы (лаборатории) – имеют относительно стабильный состав научных и вспомогательных сотрудников, а также арсенал материальных исследовательских средств. Для решения конкретных научных задач в институте могут организовываться временные целевые комплексные тематические или проблемные группы, временные творческие коллективы.

Главная задача научно-вспомогательных и научно-производственных структурных подразделений состоит в обеспечении условий для нормальной основной деятельности научно-исследовательского учреждения.

К числу таких подразделений относятся, например:

· научная библиотека,
· музей,
· информационно-справочный отдел,
· компьютерный центр,
· экспериментальные мастерские,

Источник

Что такое научное подразделение

Статья 5. Научная организация и ее структурные подразделения

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Научная организация вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Научная организация может осуществлять сотрудничество с образовательными организациями высшего образования и координацию своей деятельности и деятельности таких образовательных организаций, в том числе на основе договоров, путем создания объединений научных организаций и образовательных организаций высшего образования в форме ассоциаций или союзов.

Научная организация в соответствии с договором, заключенным с образовательной организацией высшего образования, может создать структурное подразделение (лабораторию), осуществляющее научную и (или) научно-техническую деятельность в такой образовательной организации с учетом реализуемых ею образовательных программ и тематики научных исследований, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По вопросу, касающемуся порядка присвоения статуса государственного научного центра, см. Указ Президента РФ от 22.06.1993 N 939.

Научной организации, которая имеет уникальную научную установку, уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного центра.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 202-ФЗ, от 27.12.2009 N 358-ФЗ, от 13.07.2015 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации определяется законодательством Российской Федерации.

Государственные научные организации, учрежденные Российской Федерацией, имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.1998 N 111-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 01.03.2011 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Научная организация в соответствии с договором, заключенным с образовательной организацией высшего образования, предоставляет такой образовательной организации в пользование движимое и недвижимое имущество, а также использует движимое и недвижимое имущество, принадлежащее такой образовательной организации на праве собственности или оперативного управления. Между данными организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетных научных учреждений и автономных научных учреждений, могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.

Бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения вправе распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, владельцами которых данные научные учреждения являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Данные научные учреждения осуществляют управление долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств в качестве участников. Права участников хозяйственных обществ и участников хозяйственных партнерств от имени бюджетных научных учреждений и автономных научных учреждений осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения, поступают в их самостоятельное распоряжение.

(п. 3.1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды.

4.1. Научные организации вправе создавать центры коллективного пользования научным оборудованием, уникальные научные установки.

Требования к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств, и порядок их функционирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 270-ФЗ)

5. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

6. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Руководитель научной организации назначается (избирается) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном ее уставом, и несет ответственность за руководство научной, научно-технической, организационно-хозяйственной деятельностью научной организации, а также за реализацию программы или плана развития научной организации.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

8. В государственной или муниципальной научной организации могут учреждаться должность руководителя научного направления и (или) должность научного руководителя научной организации в порядке, определяемом ее уставом. Лица, замещающие указанные должности, не вправе осуществлять полномочия руководителя научной организации, его заместителей.

Руководитель научного направления обеспечивает формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований в научной организации.

Полномочия научного руководителя научной организации, в том числе связанные с его участием в определении программы или плана развития научной организации, в деятельности коллегиальных органов управления научной организации, в решении вопросов совершенствования научной, научно-технической, организационной и управленческой деятельности научной организации, а также связанные с представлением научной организации в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом научной организации.

Научный руководитель научной организации по решению ее ученого (научного, научно-технического) совета может быть председателем ученого (научного, научно-технического) совета научной организации.

Порядок замещения должности руководителя научного направления, должности научного руководителя научной организации, а также полномочия руководителя научного направления определяются уставом научной организации.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Ученые (научные, научно-технические) советы государственных и муниципальных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ, программы или планы развития государственных и муниципальных научных организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных и муниципальных научных организаций, их научных и экономических интересов.

(п. 9 введен Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

Источник

Что такое научное подразделение

Научная организация — организация (учреждение, предприятие), выполняющая научные исследования и разработки (ИР) в качестве основной деятельности либо имеющая в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение ИР, независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности.

В России в практике статистического наблюдения за выполнением ИР в качестве отчетной единицы всегда выступает организация (учреждение, предприятие), находящаяся на самостоятельном балансе и пользующаяся правами юридического лица. Если выполнение ИР — основная деятельность отчитывающейся организации, то она является как отчетной единицей, так и единицей наблюдения. В ином случае единицами наблюдения выступают входящие в состав организации специализированные подразделения, основная функция которых— проведение ИР.

В соответствии с рекомендациями «Руководства Фраскати», в отечественной статистике принята классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций.

В государственном секторе работают организации федеральных министерств и ведомств (включая Российскую академию наук (РАН) и отраслевые академии), организации органов управления республик, краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и организации местных (муниципальных) органов управления.

В предпринимательском секторе — отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, проектные и проектно-изыскательские организации, промышленные предприятия, опытные базы и т. д.

В секторе высшего образования — университеты и другие высшие учебные заведения (вузы), НИИ (Центры), конструкторские, проектно-конструкторские организации, опытные (экспериментальные) предприятия, подведомственные вузам и/или Госкомвузу России, клиники, госпитали, другие медицинские учреждения при вузах и т. д.

В частном (некоммерческом) секторе— добровольные научные и профессиональные бесприбыльные общества и ассоциации, общественные организации, благотворительные фонды и т. п.

В законодательстве РФ (Федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике от 23.08.96№127-Ф3) научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и/или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские и научные организации, образовательные учреждения высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и/или научно-техническую деятельность.

Для того чтобы называться научной организацией, необходимо пройти государственную аккредитацию, осуществляемую Правительством РФ и Министерством науки и технологий Российской Федерации.

Численность организаций, выполняющих ИР

В 2001 году в России ИР выполняло 4134 организации, большая часть из которых — научно-исследовательские. Это фактически докризисный уровень. Хотя за период 1992–2001 годов существенно сократилось число проектных и проектно-изыскательских организаций (в 1992 году — 856, в 2001 году — 80), но в то же время выросло число научно-исследовательских учреждений (с 2077 до 2 729) и опытных заводов (с29до 34)[2].

Распределение организаций, выполняющих ИР, по секторам[3]

Большая часть организаций, выполняющих ИР, работает в предпринимательском секторе — 55,6 процентов; к государственному сектору относится чуть более 30 процентов; около 13 процентов — к сектору высшего образования.

За период 1995–2001 годов число организаций, осуществляющих ИР, в государственном секторе с некоторыми колебаниями растет, в предпринимательском секторе прослеживается устойчивая тенденция к снижению, как и в секторе высшего образования (с поправкой на небольшой рост в 1996 году).

Почти в пять раз по сравнению с1992 годом выросло число организаций, осуществляющих ИР в частном (бесприбыльном) секторе, — с 10 до 48 организаций.

Соотношение численности ИР по регионам[4]

В Центральном федеральном округе расположено примерно 40 процентов всех организаций, осуществляющих ИР, чуть более 15 процентов находится в Северо-Западном и Приволжском округах и чуть более 11 процентов — в Сибирском округе.

Доля организаций Центрального округа за период 1995–2000 годов чуть выросла, как и доля организаций Приволжского, Сибирского и Дальневосточного округов.

В Московской области число организаций за период 1995–2000 годов выросло почти в полтора раза и составилов 2000 году 239 учреждений. В Москве в 2000 году насчитывалось 907 организаций, выполнявших исследования и разработки, что немногим превышает показатели 1995 года — 881.

Из регионов Сибирского округа только в Иркутской и Кемеровской областях за период 1995–2000 годов перестало существовать несколько организаций, в остальных регионах число организаций либо сохранилось, либо выросло. Такая же обстановка наблюдается и в Дальневосточном округе: лишь в Приморском крае и Магаданской области число организаций сократилось на семь и одну соответственно.

Организации с особым статусом

Некоторые организации России наделены особым статусом. Это Российская академия наук и отраслевые академии наук, Государственные научные центры РФ (ГНЦ РФ) и Федеральные научно-производственные центры (ФНПЦ).

Российская академия наук (РАН)

Главный научный центр страны. В Академии — 500 академиков и 700 членов-корреспондентов (2002 год). Она объединяет 18 отраслевых отделений и 454 организации, осуществляющие ИР (данные на 2000 год). Число таких организаций в РАН год от года возрастает.

Уральское отделение РАН включает 42 организации, Сибирское — 98, а Дальневосточное — 39.

Отраслевые академии наук, так же как и РАН, имеют государственный статус, учреждаются федеральными органами государственной власти, финансируются за счет средств федерального бюджета, наделяются правами управления своей деятельностью и имуществом.

К отраслевым академиям наук относятся: Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств.

Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСН)

Учреждена в 1992 году в Москве на базе одноименной академии (основанной в1990 году) и ВАСХНИЛ (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им.В.И. Ленина, основана в 1929 году). В академии свыше 150 действительных членов, около 130 членов-корреспондентов, около 80 иностранных членов. Объединяет три региональных отделения: Нечерноземной зоны, Сибирское, Дальневосточное. Включает около230научных учреждений, в том числе195 НИИ.

Российская академия медицинских наук (РАМН)

Создана в 1991 году на базе реорганизованной Академии медицинских наук СССР (основана в 1944 году) в Москве.180 действительных членов, 234 члена-корреспондента и 55 иностранных членов. К академии относится Восточно-Сибирское отделение.Объединяет свыше 70 научных учреждений, в том числе 9 научных центров и свыше 50 НИИ.

Российская академия образования (РАО)

Учреждена в 1991 году в Москве на базе Академии педагогических наук СССР. Объединяет пять региональных отделений. В ее составе 110 действительных членов (академиков) и 139 членов-корреспондентов. В нее входят 21 научно-исследовательскоеучреждение, библиотека, 17 образовательных учреждений.

Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН)

Создана в 1992 году. 60 академиков, 115 членов-корреспондентов, 70 почетных членов и 75 иностранных членов из 25 стран. Включает в себя пять региональных отделений, пять НИИ и научно-творческие центры и мастерские.

Российская академия художеств (РАХ)

Высшее творческое научное учреждение РФ в области изобразительного искусства. Образована в 1992 году на основе Академии художеств СССР (созданной в1947 году). Имеет отделение Урал — Сибирь — Дальний Восток. 68 действительных членов и 80 членов-корреспондентов.

Общественные академии наук

Согласно ст. 4 п. 7 Федерального закона о науке и государственной научно-технической политике от 23.08.96 № 127-Ф3, научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные академии наук (ОАН) в порядке, предусмотренном законодательством РФ об общественных объединениях. Общественные академии наук участвуют в координации научной и/или научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством РФ.

Известнейшие из них: Российская академия естественных наук, Российская академия технологических наук, Международная академия информатизации. Общее число ОАН составляло более 60 на 1997 год.

Для подготовки кандидатов и докторов наук и присвоения ученых степеней ОАН должны быть научными организациями, обладать лицензией Министерства образования РФ на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования и получить разрешение специально уполномоченного органа Министерства образования РФ — Высшей аттестационной комиссии РФ — создавать диссертационные советы.

Государственный научный центр РФ

Этим статусом наделяется организация, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание. Статус государственного научного центра (ГНЦ) присваивается Правительством РФ. Для ГНЦ устанавливаются льготы по налогообложению, тарифам на электро- и теплоэнергию, воду, услуги связи и др., они освобождаются от уплаты НДС при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета, а также от импортных таможенных пошлин и т. п.

Численность ГНЦ РФ сократилась за период 1994–2000 годов на три единицы. В 2000 году в России существовало 58 ГНЦ РФ.

Федеральный
научно-производственный центр

Государственное унитарное предприятие (ГУП) или акционерное общество, при эмиссии акций которого контрольный пакет акций либо «Золотая акция» закреплены в федеральной собственности или в собственности акционерного общества, являющегося участником реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Статус Федерального научно-производственного центра (ФНПЦ) присваивается предприятиям и организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, осуществляющим разработку, изготовление, испытания, ремонт и утилизацию важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также основных комплектующих изделий к ним в соответствии с государственным оборонным заказом. Целевое финансирование работ и программ ФНПЦ осуществляется в основном за счет бюджетных средств, выделяемых министерствам и ведомствам, а также из внебюджетных источников.

[1] Определения и терминология взяты из кн.: Руководство Фраскати 1993. М., 1995. Россия в цифрах 2002: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002; Наука в России 2001: Статистический сборник. М.: Госкомстат — ЦИСН, 2001.

[2] Данные представлены и рассчитаны по изданиям: Россия в цифрах 2002; Наука в России 2001.

[3] Используемые здесь данные представлены и рассчитаны по кн.: Наука в России 2001.

[4] Данные представлены и рассчитаны по кн.: Наука в России 2001.

Источник

Схема создания научных структурных подразделений и структурных единиц

ДИСКЛЕЙМЕР

Процедуры создания, переименования, перемещения, реорганизации и ликвидации структурного подразделения или структурной единицы раскрыты в локальных нормативных актах НИУ ВШЭ.

NB! Схема, представленная на данной странице, является упрощенным иллюстративным материалом, ее применение не заменяет собой необходимости соблюдения положений соответствующих документов.

При возникновении вопросов по процедуре рекомендуется направлять их в ЕЛК в адрес коллег из Управления делами и Дирекции по правовым вопросам.

Термины

Структурное подразделение – официально выделенная часть Университета/филиала с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных задач и функций, указанных в положении о структурных подразделениях определённого вида/организационной формы и/или о конкретном структурном подразделении.

Структурная единица структурного подразделения – часть структурного подразделения, реализующая отдельные задачи и функции соответствующего структурного подразделения.

Шаг 1: Оформление служебной записки

Создание структурного подразделения (СП)

К служебной записке на имя ректора (ссылка на шаблон) прилагаются:

Создание структурной единицы СП

К служебной записке на имя ректора (ссылка на шаблон) прилагаются:

Шаг 2: Согласование и рассмотрение служебной записки

Создание СП

Служебная записка загружается в СДОУ, направляется на имя ректора с предварительным согласованием с:

Рекомендуемый срок согласования в СДОУ составляет 48 часов.

Создание структурной единицы СП

Служебная записка загружается в СДОУ, направляется на имя ректора с предварительным согласованием с:

Рекомендуемый срок согласования в СДОУ составляет 48 часов.

Шаг 3: Принятие решения ректором, вынесение вопроса на заседание ученого совета НИУ ВШЭ

Создание СП

Ректор рассматривает служебную записку и принимает соответствующее решение.

При положительном решении вопрос создания СП выносится на заседание ученого совета. Ученый совет рассматривает служебную записку и принимает соответствующее решение.

Создание структурной единицы СП

Ректор рассматривает служебную записку и принимает соответствующее решение.

Для создания структурной единицы СП рассмотрение документов на заседании ученого совета НИУ ВШЭ не требуется.

Управление делами оформляет и обеспечивает издание приказа о создании структурной единицы СП.

Шаг 4: Принятие решения ученым советом

Создание СП

Ученый секретарь оповещает по СДОУ о принятом решении Управление делами и Планово-финансовое управление.

Управление делами оформляет и обеспечивает издание приказа об изменении структуры НИУ ВШЭ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *