Что такое научное прогнозирование
НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Смотреть что такое «НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ» в других словарях:
прогнозирование — ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (от греч. prognosis предузнавание) рассуждение, направляемое вопросом: «Какое событие (явление, ситуация, свойство, процесс) возможно, если имеет место ситуация q?». Термин «П.» традиционно связывали с терминами… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Прогнозирование политическое — (от греч. prognosis – предвидение) – научное исследование явлений и процессов политики с целью определения конкретных перспектив развития политических событий. Подобное исследование опирается на постоянно развивающуюся методологию политического… … Политология. Словарь.
Прогнозирование — научное предвидение, или исследование перспектив развития, в частности природных явлений. Напр., прогноз изменений внешней среды и экосистем при том или ином воздействии человека; прогноз изменений метеорологических и гидрологических режимов,… … Экологический словарь
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ — научное предвидение вероятного состояния экосистем или биомов, а также окружающей среды, определяемого естественными процессами и воздействием на них человека. Важным моментом экологического прогнозирования должно быть составление кадастров… … Экологический словарь
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — (от греческого prognosis предвидение, предсказание), разработка прогноза; первоначально предсказание хода болезни, затем всякое предсказание, суждение о состоянии какого либо явления в будущем (предсказание погоды, исхода выборов и т.п.); в узком … Современная энциклопедия
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — в узком значении специальное научное исследование перспектив развития какого либо явления. П. в этом значении выступает в качестве формы научного предвидения. По предмету могут быть выделены П. естествоведческое и обществоведческое. Объекты… … Новейший философский словарь
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — англ. forecasting; нем. Prognostizierung. 1. Разработка прогнозов. 2. Научное исследование перспектив развития к. л. явления или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков их изменения.… … Энциклопедия социологии
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО—ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — научное исследование и оценка вероятных перспектив, направлений совершенствования технологий, техники, создания новых направлений. (См. прогноз, проект, инновационная система). Г.В. Бромберг … Философия науки: Словарь основных терминов
Прогнозирование — разработка Прогноза; в узком значении специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого либо явления. П. как одна из форм конкретизации предвидения научного (См. Предвидение научное) в социальной сфере находится во… … Большая советская энциклопедия
Прогнозирование — Прогноз (от греч. πρόγνωσις предвидение, предсказание) предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания. Прогноз это научная модель будущего события, явлений и т.п.). Прогнозирование, разработка прогноза; в узком… … Википедия
Что такое научное Прогнозирование.
Популярные материалы
Today’s:
Что такое научное Прогнозирование.
Прогнозирование. Как метод научного исследования, прогнозирование составляет неотъемлемую функцию любой теоретической науки.
Советскими авторами оно определяется как специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления.
Стремление дать количественную оценку перспектив развития общественного явления или процесса в вероятностной форме составляет отличительную особенность прогнозирования как научного метода.
Его практическая ценность определяется тем, что в процессе познания социальной реальности важно не просто показать, что нечто возможно и при некоторых условиях должно реализоваться, но следует также рассчитать, какие именно условия для этого необходимы и достаточны.
Задача состоит в том, чтобы, имея дело с целым спектром возможностей, найти способ их соизмерения и в дальнейшем от познания качественной стороны возможности перейти к исследованию её количественной стороны и исчислению её меры.
В более широком смысле научное прогнозирование представляет собой выработку обоснованного суждения, предсказания о возможных состояниях объекта в будущем и (или) альтернативных путях и сроках осуществления этих изменений. 1 способы получения информации для прогнозов могут быть различны:
Приведём примеры нескольких относительно новых методов прогнозирования:
— морфологическое исследование (для систематического и непредубежденного отбора возможностей в связи с изыскательским прогнозированием);.
— метод «Дерево Целей» для нормативного прогнозирования и оценки «общих элементов»;.
По объекту исследования различаются естествоведческие, научно-технические и обществоведческие (социальные в широком значении этого термина) прогнозы.
В естествоведческих прогнозах взаимосвязь между предсказанием и предуказанием незначительна, близка или практически равна нулю из-за невозможности управления объектом.
В обществоведческих прогнозах указанная взаимосвязь настолько значительна, что способна давать эффект самоосуществления или, напротив, саморазрушения прогнозов действиями людей на основе целей, планов, программ, проектов, решений (включая принятые с учётом сделанных прогнозов.
В связи с этим здесь необходимо сочетание поисковых и нормативных разработок, т. е. условных предсказаний с ориентацией на повышение эффективности управления.
Примером может являться прогноз результатов выборов для той или иной политической партии.
Научно-технические прогнозы промежуточное место между естествоведческими и обществоведческими прогнозами занимают.
Как правило, они основываются на имеющемся опыте и могут быть поисковыми. Примером такого прогноза являются тенденции в технологиях производства кристаллов для компьютеров, отслеживаемые и прогнозируемые заинтересованными фирмами.
Прогнозирование научно-технического прогресса. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущую роль в ускорении научно-технического прогресса играют научно-технические нововведения. Возникновение инновационных теорий относится к началу XX века, наиболее ранние из них принадлежат немецким экономистам В. Зомбарту и В. Митчерлиху и австрийскому экономисту Й. Шумпетеру. Именно последний ввел в оборот термин «инновация» и классифицировал новшества по критерию новизны. Комплексный прогноз НТП включает четыре этапа: I) предпрогнозный анализ; 2) исследовательский; 3) программный; 4) организационный.
Предпрогнозный анализ необходим для получения детального описания объекта, на этом этапе выделяются наиболее существенные его черты — цели, показатели и факторы развития объекта со значениями в период ретроспекции и структурой их взаимовлияний, критерии эффективности развития объекта. Исследовательский этап прогноза необходим для выявления тенденций развития объекта на основе изучения и моделирования динамики показателей и факторов, определения набора событий, способных оказать влияние на развитие объекта, и ключевых проблем, решение которых позволит сделать желательное развитие возможным. На программном этапе определяются пути решения ключевых проблем, выявленных на предыдущем этапе, их оценка с точки зрения необходимых ресурсов, времени и ожидаемых результатов. Организационный этап предназначен для оценки необходимых организационно-управленческих мероприятий по решению проблем, выявленных на предыдущем этапе. В конце этого этапа формируются варианты решения научно-технических проблем, определяющих наилучшее развитие объекта прогноза в заданном периоде упреждения с точки зрения выбранных критериев эффективности.
Что такое научное Прогнозирование география. Роль географического прогнозирования в географической науке
Перед тем, как обозначить роль географического прогнозирования в системе экологического и природоохранного образования, необходимо дать ему определение, максимально точно отражающее его суть для целей использования его в школьной географии.
В различные периоды развития общества способы изучения окружающей среды изменялись. Одним из важнейших «инструментов» рационального подхода к природопользованию в настоящее время считают применение методов географического прогнозирования. Прогнозные исследования порождены требованиям научно-технического прогресса.
Географический прогноз является научным обоснованием рационального природопользования.
l Установить границы измененной природы;
l Оценить степень и характер ее изменения;
l Определить дальнодействие «эффекта антропогенного изменения» и его направленность;
l Определить во времени ход этих изменений, учитывая взаимосвязь и взаимодействие элементов природных систем и тех процессов, которые осуществляют эту взаимосвязь.
Научное предвидение и Прогнозирование. МЕТОДЫ ПРЕДВИДЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Предвидение новых событий и явлений составляет важнейшую и вместе с тем сложнейшую функцию науки, по которой судят об ее эффективности и практической применимости. Все наше знание в конечном итоге ориентировано именно на предвидение нового в мире. Эту мысль удачно выразил О. Конт в известном афоризме: «знать, чтобы предвидеть», подчеркнув тем самым глубокую связь между знанием и предвидением, объяснением и предсказанием.
Предсказание наряду с прогнозом чаще всего рассматривают как частный случай предвидения. Однако научное предвидение следует четко отличать от разного рода пророчеств, которые так широко были распространены в истории, а также всевозможных гаданий, прорицаний и предсказаний судьбы, в не меньшей степени встречающихся в современной жизни. Чтобы получить ясное представление о характере и возможностях научного предвидения, необходимо рассмотреть их логическую структуру и реальную основу, на которую они опираются.
Логическая структура предсказаний
Связь между объяснением и предсказанием выражается, прежде всего в идентичности их логической структуры. Предсказания, как и объяснения, основываются на дедуктивно-номологической модели. Согласно этой модели, предсказания по своей логической структуре представляют собой дедуктивные умозаключения, посылками которых служат достоверные или гипотетические высказывания, а заключением достоверное или вероятное утверждение. Поскольку дедукция полностью переносит значение посылок на заключение, то надежность предсказаний зависит от обоснованности его посылок. Если посылки предсказания достоверно истинны, то истинным будет и полученное из них заключение, если посылки являются гипотезами, то и предсказание будет вероятным.
Наиболее надежными в науке считаются предсказания, опирающиеся на посылки, являющиеся достоверными универсальными истинами, какими служат научные законы и теории. Но они относятся только к сравнительно простым системам, поведение которых имеет регулярный, устойчивый или циклический характер. Примерами таких систем могут служить солнечная система, некоторые биологические системы, функционирующие в циклическом режиме или технические системы, созданные человеком.
Многие же предсказания основываются на стохастических законах массовых случайных событий, либо всевозможных гипотезах, заключения которых имеют только вероятностный характер. Однако важно при этом учитывать степень этой вероятности: если она значительно меньше половины, то предсказание вряд ли осуществится. Кроме того, надежность предсказания зависит также от точности тех единичных высказываний, которые характеризуют начальные или граничные условия.
В целом, таким образом, структура предсказания будет представлять собой дедуктивное рассуждение, большой посылкой которого служат достоверные или вероятные высказывания, а меньшей посылкой — единичные высказывания, описывающие начальные или граничные условия, а заключением — предсказуемое событие или явление.
Сравнив эту схему с приведенной в гл. 16 схемой дедуктивно- номологического объяснения, легко убедиться в идентичности их структуры. Но тождество структур не исключает различия между ними по содержанию.
С формальной точки зрения различие между объяснением и предсказанием заключается прежде всего в том, что если объяснение относится к событиям и явлениям уже существующим и известным, то предсказания — к событиям неизвестным, существование которых необходимо еще установить.
В содержательном и методологическом отношении предсказание отличается от объяснения, во-первых, своей направленностью во времени, причем не только от настоящего к будущему, но и от настоящего к неизвестному прошлому. В последнем случае его называют ретросказанием.
Во-вторых, предсказания, как правило, относятся к отдельным событиям, тогда как объяснения могут относиться к законам частного типа, полученным путем дедуктивного вывода из общих законов или теорий. Например, с помощью теоретических законов механики Ньютона можно объяснить эмпирические законы Галилея и Кеплера.
В-третьих, характерной чертой многих предсказаний является их вероятностный, или правдоподобный, характер. Действительно, многие предсказания основываются на стохастических, или вероятностно-статистических законах, заключения которых никогда не могут быть достоверно истинными, а только вероятными. Очень часто предсказания имеют в качестве посылки гипотезу или систему гипотез, предсказания которых нередко вероятны еще в меньшей степени.
Наконец, в-четвертых, научные предсказания имеют дело скорее с условными высказываниями, чем с категорическими утверждениями. В самом деле, основная посылка предсказания представляет собой условное высказывание, антецедентом которого является либо гипотеза, либо закон или теория (система законов). Только при их наличии возможно говорить о предсказании некоторого события или явления. Символически это можно представить в виде импликации PdQ, где Р обозначает антецедент, в качестве которого может служить закон или теория (система законов), a Q — консеквент или заключение предсказания. Но для предсказания необходимо, как мы видели, наличие конкретных начальных условий С), С2, …Ск, относящихся к характеристике антецедента. Следовательно, если эти условия действительно существуют и сама импликация истинна, то можно говорить о предсказании. Все это дает основание представить логическую структуру предсказания в форме, напоминающей умозаключение вида условно категорического типа modus ponens’. если Р э Q и Р, то Q.
Научное Прогнозирование это. Методология науки
Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.
Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.
Научное Прогнозирование. Прогнозирование
Как метод научного познания, прогнозирование составляет имманентную функцию любой теоретической науки. Советскими авторами оно определяется как специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления. Стремление дать количественную оценку перспектив развития общественного явления или процесса в вероятностной форме составляет отличительную особенность прогнозирования как научного метода.
Его практическая ценность определяется тем, что в процессе познания социальной реальности важно не просто показать, что нечто возможно и при некоторых условиях должно реализоваться, но следует также рассчитать, какие именно условия для этого необходимы и достаточны. Задача состоит в том, чтобы, имея дело с целым спектром возможностей, найти способ их соизмерения и в дальнейшем от познания качественной стороны возможности перейти к исследованию ее количественной стороны и исчислению ее меры.
В широком смысле научное прогнозирование представляет собой выработку обоснованного суждения, предсказания о возможных состояниях объекта в будущем и (или) альтернативных путях и сроках осуществления этих изменений.
Прогнозирование предположительно характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий. В этой связи ряд авторов считают, что под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как аподиктическое (невероятностное) утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Не трудно заметить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем. Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.
Что такое научное познание. Формы познания — чувственное и рациональное
Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.
Рассмотрим их в отдельности более конкретно:
Познание через чувства включает в себя:
Научное прогнозирование
Методология науки
Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.
Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.
У Дж. Форрестера действительно оказались последователи. Появился первый глобальный прогноз Римского клуба под названием «Пределы роста», авторы которого под руководством Д. Медоуза построили динамичную модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения (фонды), земное пространство, загрязнение, использование природных ресурсов, посчитав эти компоненты основными в динамике изменения мировой системы. Выводы авторов сводились к следующему: если сохранятся существовавшие на конец 1960-х годов тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо должно прийти к глобальной экологической катастрофе. «Апокалипсис» предрекался примерно на 2100 год. А отсюда и рекомендации: немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства. Однако эти предложения авторов модели нереальны, неприемлемы, да и просто утопичными, но дали пищу для развития антинаучных и антигуманных теорий, способствовали резкой вспышке всякого рода неомальтузианских и геополитических рассуждений, уводящих от реальных путей преодоления экокризисных явлений.
Само создание систем автоматизированного прогнозирования, отвечающих современным требованиям методов управления, в свою очередь превратилось в одну из важнейших научно-технических проблем, перспективы решения которой непосредственно связаны с организацией междисциплинарных исследовательских программ.
Это, безусловно, важное достижение экологического прогнозирования должно быть дополнено решительным преодолением отмеченного в публикациях ООН недостатка «методологических инструментов. интегрированного аналитического подхода к. формированию и применению адекватной политики и планирования». Ведь лица, принимающие решения, осмысливая проблемы экологической безопасности глобально, должны иметь в своем распоряжении прогнозы локальных мероприятий. А здесь встают задачи, требующие длительной и кропотливой проработки методов принятия рациональных решений, учитывающих объективные условия иерархичности структуры систем управления, информационную ограниченность и специализацию их органов, национальные и региональные особенности в выработке систем критериев в оценке эффективности, трудно обозримое многообразие целевых установок и задач управления и т.д.
Ведущиеся в настоящее время теоретические и прикладные исследования по созданию автоматизированных систем управления и многовариантных методов обоснования принятия решений обеспечивают такую модификацию информационного сервиса, которая создает наиболее комфортабельные условия не только для численного имитационного эксперимента, но и для логической итеграции вариантов достижения поставленных целей, а также для эффективного включения в циклический процесс прогностического обеспечения оптимизации взаимодействия человека и биосферы, развития ноосферы, междисциплинарных групп экспертов и представителей общественности. В этом будущее футурологии.
Использованная литература
Математические модели в экологии и генетике. М., 1981.
Моисеев Н. Н. Путешествие в одной лодке // Химия и жизнь. 1977. № 9.
Юнг Р. Будущее уже началось // Курьер ЮНЕСКО. 1971. Апр.
Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1959.
Описание предмета: «Методология науки»
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Наука – это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.
Знание – главный продукт научной деятельности, но не единственный. К продуктам науки можно отнести и научный стиль рациональности, который распространяется во все сферы деятельности людей; и различные приборы, установки, методики, применяемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и источником нравственных ценностей.
Хотя наука ориентирована на получение истинных знаний о реальности, наука и истина не тождественны. Истинное знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деятельности людей: в обыденной жизни, экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки, получение знания о реальности не является главной, определяющей целью этих сфер деятельности (в искусстве, например, такой главной целью являются новые художественные ценности, в инженерном деле – технологии, изобретения, в экономике – эффективность и т.д.).
Важно подчеркнуть, что определение «ненаучный» не предполагает негативную оценку. Научная деятельность специфична. Другие сферы деятельности человека – обыденная жизнь, искусство, экономика, политика и др. – имеют каждая свое предназначение, свои цели. Роль науки в жизни общества растет, но научное обоснование не всегда и не везде возможно и уместно.
История науки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие «научный» часто применяется в ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний, особенно когда речь идет о теориях. Многие научные теории были опровергнуты. Иногда утверждают (например, Карл Поппер), что любое теоретическое высказывание всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.
Наука не признает паранаучные концепции – астрологию, парапсихологию, уфологию и т.п. Она не признает эти концепции не потому, что не хочет, а потому, что не может, поскольку, по выражению Т.Гексли, «принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство». А никаких достоверных, точно установленных фактов в таких концепциях нет. Возможны случайные совпадения.
По поводу такого рода проблем Ф.Бэкон писал так: «И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали выставленное в храме изображение спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа, признает ли теперь он могущество богов, спросил в свою очередь: „А где изображение тех, кто погиб после того, как принес обет?» Таково основание почти всех суеверий – в астрологии, в повериях, в предсказаниях и тому подобном. Люди услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще».
Важные черты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она является профессией.
До недавнего времени наука была свободной деятельностью отдельных ученых. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Как правило, ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы в университетах. Однако сегодня ученый – это особая профессия. В XX веке появилось понятие «научный работник». Сейчас в мире около 5 млн. людей профессионально занимаются наукой.
Для развития науки характерны противостояние различных направлений. Новые идеи и теории утверждаются в напряженной борьбе. М.Планк сказал по этому поводу: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу».
Тема и предмет | Тип и объем работы |
Методика прогнозирования преступности и ее совершенствование Криминалистика | Курсовая работа 24 стр. |
Методика прогнозирования преступности и ее совершенствование Правоведение | Курсовая работа 22 стр. |
Методы и методология планирования и прогнозирования Менеджмент | Курсовая работа 24 стр. |
Основные методы прогнозирования Управление | Курсовая работа 20 стр. |
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.