Что такое научный источник
Понятие источника научной информации и его виды
Источник научной информации – это условное обозначение научного документа или издания, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве и времени.
По форме представления источники научной информации можно разделить на документальные (книга, журнал, рукопись и т.д.) и электронные (электронные версии документальных источников, электронные базы, теле,- и аудиопередачи, глобальные информационные сети и др.).
В середине ХХ в. считалось наиболее важным деление научных источников по социальному статусу на опубликованные и неопубликованные, так как идеи и факты признавались введёнными в научный оборот после их опубликования, означавшего широкое распространение и официальную регистрацию соответствующих документов.
Опубликованные документы – это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом.
Неопубликованные документы – это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, описания алгоритмов и программ, проекты, сметы.
По новизне информации научные источники делятся на первичные и вторичные.
Вторичными считаются документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах. Это справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки. Вторичные документы выполняют две основные функции:
оперативно оповещают о появлении первичных документов;
в сжатом виде излагают основное их содержание.
Они так же, как и первичные, могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися.
Основные источники научной информации.
Источник научной информации – это условное обозначение научного документа или издания, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве и времени.
По форме представления источники научной информации можно разделить на документальные (книга, журнал, рукопись и т.д.) и электронные (электронные версии документальных источников.
В середине ХХ в. считалось наиболее важным деление научных источников по социальному статусу на опубликованные и неопубликованные, так как идеи и факты признавались введёнными в научный оборот после их опубликования, означавшего широкое распространение и официальную регистрацию соответствующих документов.
Опубликованные документы – это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом.
Неопубликованные документы – это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, описания алгоритмов и программ, проекты, сметы.
По новизне информации научные источники делятся на первичные и вторичные.
Вторичными считаются документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах. Это справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.
Вторичные документы выполняют две основные функции:
-оперативно оповещают о появлении первичных документов;
-в сжатом виде излагают основное их содержание.
Основные виды источников научной информации.
Виды и назначение основных научных книг:
Раскроем виды и назначение основных учебных книг, в которых также можно найти научную информацию.
Конспект лекций включает основные положения лекционного курса. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. Как правило, в нем рассматривают новые проблемы, раскрывают альтернативные решения, характеризуют оригинальные направления развития отрасли.
Журналом – это периодическое журнальное издание, которое содержит статьи и рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Электронные источники информации и работа с ними
В настоящее время из существующих видов электронных источников можно выделить следующие: электронные версии периодических журналов и газет, электронные книги, компьютерные конференции, базы данных на КОД, глобальные информационные сети, электронные библиотеки, электронные СМИ (телевидение, радио).
Электронная библиотека – цифровая библиотека, вид автоматизированной информационной системы, в которой полнотекстовые и мультимедийные документы хранятся и могут использоваться в электронной форме, причем программными средствами обеспечивается единый интерфейс доступа из одной точки к электронным документам, содержащим тексты и изображения.
37. Виды научных и учебных изданий.
Научным считается издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы91. Научные издания делятся на следующие виды: монография, автореферат диссертации, препринт, сборник научных трудов, материалы научной конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание.
38. Систематизация и анализ научной и учебной информации.
Примерами высокого уровня обобщения больших фрагментов текстов могут служить заголовки и подзаголовки в документах, фразы в аннотациях, тезисы к докладам и т.д. Часто бывает, что та или иная мысль без всякого ущерба может быть передана своими словами. Патентные документы бывают первичными и вторичными.
Информация, содержащаяся в неопубликованных документах новее, чем в любых опубликованных, и всегда более полная, так как еще не подверглась рецензированию, неизбежному при подготовке к печати. Еще на ранней стадии организации научного исследования представляется необходимым выбрать наиболее приемлемую систему хранение первичной документации.
Назначение и краткая характеристика систем поддержки принятия решений. Означенные трудности приводят, в частности, к тому, что при работе с систематическим каталогом пользователь, даже очень хорошо может не найти сведения об определенном документе в том разделе каталога, где пользователь ожидал бы их увидеть. Лишь в этом случае подбор литературных источников может быть целенаправленным, а критический анализ состояния рассматриваемого вопроса достаточно глубоким. Процедура их публичной защиты предполагает предварительное ознакомление с научным вкладом диссертанта широкой научной общественности.
39. Методика чтения научной литературы.
Существенную помощь в первоначальном ознакомлении с содержанием научной книги могут оказать некоторые элементы ее справочно-сопроводительного аппарата, предваряющие основной текст, Это прикнижная аннотация, предисловие и вступительная статья.
В прикнижной аннотации приводятся краткие сведения о содержании и читательском назначении, раскрывается основная идея, показывается научное и практическое значение издания. Из аннотации можно уточнить его основную тему, задачи, поставленные автором, и метод, которым он пользовался, а также принадлежность к определенной научной школе (или научному направлению), общую структуру книги и т.п.
Предисловие к научной книге может даваться в различных вариантах(собственно предисловие, «от автора», «от редактора», «от переводчика», «от редакции» и т.п.). В предисловии чаще всего объясняются мотивы написания книги, особенности ее содержания и построения, степень полноты освещения тех или иных проблем, указывается круг потенциальных читателей, а также лиц, принимавших участие в создании и рецензировании издания.
Вступительная статья (одна из разновидностей предисловия) обычно предваряет труды крупного ученого или научного коллектива, отдельныепроизведенияилисобраниясочиненийклассиковнауки.Вовступительнойстатьедается оценка работ, входящих в состав данного издания, характеризуется мировоззрение ученого, система его научных и общественных взглядов, перечисляются наиболее крупные труды и т.п. При знакомстве с научной книгой особенно внимательно нужно читать ее введение,которое не принадлежит к научно-справочному аппарату такой книги,аявляетсявступительнымразделомкееосновномутексту.
Во введении к большинству научно-теоретических работ дается общая характеристика предмета исследования и краткая история его разработки в научной литературе (т.е. историографическая справка), обосновываетсяактуальностьтемыисообщаетсяобисточникахфактическогоматериала,атакжеформулируются цель и задачи описанного исследования. Эти сведения даютвозможностьполучитьпервоначальноевпечатлениеосодержаниинаучнойкнигисточкизрениясуществапредмета,окоторомвнейидетречь.На первом этапе работы с научной литературой целесообразно также осуществить разметку исходных источников информации.
Закладочныйметолоснованнаприменениисистемызакладок,снабженныхврядеслучаевкраткимипояснительнымизаписями.Система закладок подразумевает рациональное, однообразное использование закладок различного вида. Закладки могут отличаться друг от Друга по ширине, цвету бумаги, из которой они вырезаны, порядковым номером, объединяющим закладки, указывающие на фрагменты содержания, объединенные одной темой. Каждый вид закладок используется по-разному. Например, широкие закладки почти всегда снабжаются пояснительными надписями, цветные- указывают напринадлежностьфрагментасодержанияисходногоисточникаинформациик той или иной части содержания письменной работы, нумерованные – на последовательность изучения фрагментов. Целесообразно снабжать закладки краткими надписями, указывая на них номер страницы источника, ключевое слово для быстрого поиска нужного фрагмента источника, краткие замечания, определяющие суть предстоящей работы сданным фрагментом.
40. Виды чтения специальной литературы.
В зависимости от задач, которые стоят перед вами, книга может читаться по разному. Такие виды чтения, как беглый просмотр текста его проработка находится на крайних полюсах. Промежуточные варианты- многочисленны.Наиболее полная классификация видов чтения представлена ниже:
1)Ориентировочное чтение – связано с единственной задачей: обнаружить, есть ли в тексте информация, представляющая интерес для читателя. Если вывод отрицательный, чтение прекращается.
2)Поисковое- направлено на обнаружение в тесте определенных данных. При этом должно быть заранее известно, что такие данные содержаться в тексте.
3)Обзорное чтение – наделено на выделение идеи текста. Результатом обзорного чтения может явиться составление реферата текста.
4)Реферативное чтение- просмотр источника, направленный на составление общей логико-смысловой схема текстаи, выделение ключевых слов, понятий и т.д.
5)Конспективное чтение-направлено на восприятие логико-фактлогической цепочки текста, на понимание замысла автора и общую оценку позиции автора.
6)Критическое чтение- предусматривает целенаправленное сопоставление собственных мыслей содержащимися в тексте. Это сложный анализ, позволяющий проникнуть в глубинную структуру текста и всесторонее оценить позиции автора
7)Углубленное чтение – характеризуется особым акцентом на неявной информации, всестороннем понимании текста.
Регулярное чтение может естественно развить умение пользоваться всеми перечисленными видами чтения и ускорить процедуру чтения.
представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам (5,266).
В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
41. Формы регистрации научной информации.
42. Виды научно-исследовательских студенческих работ.
1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами.
К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, рефераты, доклады, а так же дипломную работу, выполняемую на пятом курсе.
Реферат – один из начальных видов представления результатов научной работы в письменной форме (рис. 7.2). Основное назначение этого вида научного произведения – показать эрудицию начинающего ученого, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию. Рефераты подобного рода, как правило, не публикуются.
Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: обзорный (обзор литературы по данной теме), методический, информационный, библиографический, полемический и др.
Доклад – это запись устного сообщения на определенную тему. Он предназначен для прочтения на семинарском занятии, научной конференции и др. Нередко студенческие доклады являются зачетными работами. Выступление с докладом (сообщением) на научной конференции может быть зачтено вместо курсовой работы по соответствующей дисциплине.
Если текст доклада должен быть сдан преподавателю, то он оформляется так же, как и текст реферата. В тех случаях, когда сдавать текст не требуется, достаточно его подготовить для себя без соответствующего оформления.
При подготовке доклада необходимо учесть время, отводимое на выступление. Поэтому написанный доклад следует, не торопясь, прочесть вслух. Если вы не уложились в установленное время, то придется доклад сократить, избавляясь от второстепенных положений и оставляя только самое главное, в первую очередь, выводы.
Текст доклада может быть написан полностью либо в виде тезисов. В последнем случае в логической последовательности записываются только основные мысли.
Студенческие доклады, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В первой части обосновываются актуальность, теоретическая и практическая ценность темы, во второй излагаются основные научные положения, в третьей – выводы и предложения.
43. Магистерская диссертация.
Магистерская диссертация является выпускной квалификационной самостоятельно выполненной научно-прикладной работой по актуальной теме в области информационных технологий.
Основная цель магистерской диссертации заключается в проведении самостоятельного научного исследования и разработки решений актуальной проблемы в области информационных технологий с использованием современных методов и средств, а также в обобщении результатов работы и разработке обоснованных рекомендаций и предложений по их практическому использованию.
Магистерская диссертация должна демонстрировать получение магистром углубленных теоретических и практических профессиональных знаний и умений, приобретение необходимых личностных качеств для самореализации в таких видах деятельности, как научно-исследовательская, проектная и производственно-технологическая, организационно-управленческая, а также инновационная деятельность.
Требования к содержанию магистерской диссертации
Магистерская диссертация представляет собой пояснительную записку, включающую следующую последовательность составных частей диссертации в заданном порядке:
• 1. Обзор известных методов и средств решения проблемы
• 2. Исследование и построение решения
• 3. Описание практической части
• Список цитируемой литературы
(*) Примечание. В приведенном выше списке составных частей магистерской диссертации единственной необязательной составляющей является приложение.
При всём многообразии подходов к выполнению магистерского исследования в общем виде она реализуется следующей последовательностью:
• составление рабочего плана подготовки магистерской диссертации;
• обоснование актуальности, определение теоретического и практического значения темы исследования, выдвижение гипотезы исследования;
• формулировка целей и задач исследования, объекта и предмета исследования;
• конкретизация методов и методик исследования;
• изучение и анализ теоретических основ исследования;
• сбор и изучение практической информации;
• подтверждение гипотезы расчетным путём с обработкой научно-практической информации;
• формулировка чётких выводов по работе;
• оформление автореферата диссертации.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источники научной информации
Цель занятия: Закрепить знания и сформировать умение использования источников информации для обоснования актуальности научной проблемы и поиска путей ее решения.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с видами источников научной информации.
2. Ознакомиться с правилами библиографического оформления источников научной информации.
3. Освоить алгоритм поиска научной информации по тематике научно-исследовательской работы студента (выбор тематики осуществляется студентом самостоятельно).
4. Устно подготовиться к ответам на контрольные вопросы.
Отчет должен содержать
1. Схемы классификаций источников научной информации по признакам (форме представления, социальному статусу и новизне информации).
2. Примеры библиографического описания источников научной информации по тематике научно-исследовательской работы студента.
3. Каталог источников научной информации по тематике научно-исследовательской работы студента.
1. Виды источников научной информации
Источник научной информации – это условное обозначение научного документа или издания, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве и времени.
По форме представления источники научной информации можно разделить на документальные (книга, журнал и т.д.) и электронные (электронные версии документальных источников, электронные базы, глобальные информационные сети).
Ранее существовало деление научных источников по социальному статусу на опубликованные и неопубликованные, так как идеи и факты признавались введёнными в научный оборот после их опубликования.
Опубликованные документы – это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания.
Неопубликованные документы – это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, описания программ, проекты, сметы.
По новизне информации научные источники делятся на первичные и вторичные.
Первичными считаются те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов. К первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников); брошюры, периодические издания – журналы, газеты и сериальные издания; описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации. Все разнообразие первичных опубликованных документов зафиксировано в ГОСТе 7.60–2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения.
Вторичными считаются документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах. Это справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки. Вторичные документы выполняют две основные функции: оперативно оповещают о появлении первичных документов; сжато излагают основное их содержание.
1.1. Документальные источники научной информации
Научным документом считается материальный объект, содержащий закрепленную научную информацию, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве и используемый в общественной практике.
Рассмотрим основные виды документальных источников информации.
Непериодическое издание – издание, выходящее однократно, не имеющее продолжения.
Наибольшее распространение среди непериодических изданий в научном мире имеет издание, которое называется книгой. Согласно ГОСТ 7.60-2003 книгой называется книжное издание объемом свыше 48 страниц. Произведение печати, объемом от 5 до 48 страниц называется брошюрой.
По своему назначению книги можно разделить на научные и учебные.
Научная книга – важнейшее средство обобщения научной информации, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, изложения стратегических проблем науки. По некоторым данным ряда стран научные книги составляют примерно от 20 до 25% всех выпускаемых книг.
Виды и назначение основных научных книг.
Монография – это научное издание, состоящее из одного произведения, содержащего полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы, выполненное одним или несколькими авторами (исполнителями).
Сборник научных трудов – научное книжное издание, составленное из произведений, содержащих исследовательские материалы (статьи, сообщения, рефераты), представляющий научный характер содержания.
Диссертация – квалификационная научная работа в определенной области наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Основу диссертации составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или крупные изобретения и др.
Автореферат диссертации включает реферат, составленный автором диссертации – соискателем ученой степени, который содержит краткое изложение работы. Автореферат предназначается для предварительного ознакомления научной общественности с выносимыми на защиту результатами исследований.
Тезисы докладов научной конференции – научное издание в виде сборника, состоящего из материалов предварительного характера (рефератов) и изданного до начала конференции. Содержанием тезисов являются основные положения, идеи, выдвигаемые в докладе. Назначение тезисов – предварительное ознакомление участников конференции с тематикой и основным содержанием докладов.
Материалы конференции – разовый сборник, выпускаемый по итогам конференции (научной, научно-практической, научно-методической и т.п.) и составленный из докладов, выступлений, решений конференции и других материалов. Назначение материалов конференции – закрепление и распространение информации, подытоживающей научные достижения и оповещение научной общественности о перспективных направлениях дальнейших исследований в данной области.
Депонированные рукописи – переданные на хранение в орган-депозитарий научные работы, выполненные индивидуально или в соавторстве и рассчитанные на ограниченный круг потребителей. Сведения о депонированных рукописях отражаются в реферативных журналах (РЖ) и библиографических указателях. Депонирование было введено в 60-х годах ХХ века с целью ознакомления ученых и специалистов с рукописями статей и обзоров узкоспециального характера. Рукописи разных научных направлений депонируются разными органами-депозитариями: по точным наукам и технике – в ВИНИТИ и т.д.
Научный отчет – отчет научной организации о проведенном исследовании.
Учебная книга – это основное средство обучения, элемент учебного процесса, в котором отражены систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания.
Виды и назначение основных учебных книг, содержащих научную информацию.
Учебник – основное учебное издание по дисциплине, которое содержит, прежде всего, базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины. Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком.
Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний.
Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Курс лекций – авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, отражающая собственную позицию автора, его творческое индивидуальное начало и отношение к поставленным проблемам.
Периодическое издание – сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.
Периодические издания могут быть ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежеквартальными, ежегодными. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» выделяет: газета, журнал, бюллетень и др.
Газета – это периодическое издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным научным, производственным и другим вопросам, а также рекламу. В зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода – от 1 до 7 раз в неделю, различные тиражи и форматы.
Журнал – это периодическое журнальное издание, которое содержит статьи и рефераты по различным научным, производственным и другим вопросам, а также рекламу, имеющее постоянную рубрикацию.
Бюллетень – издание, которое выходит оперативно и содержит краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации. Он может быть как периодическим, так и продолжающимся. Периодические бюллетени имеют, как правило, постоянную рубрикацию.
1.2. Электронные источники научной информации
В зависимости от режима доступа электронные источники информации можно разделить на источники локального доступа (с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе, который должен быть помещен пользователем в компьютер) и источники удаленного доступа (с информацией на винчестере либо размещенной в информационных сетях, в Интернете).
В настоящее время из существующих видов электронных источников можно выделить следующие: электронные версии периодических журналов и газет, электронные книги, компьютерные конференции, базы данных на КОД, глобальные информационные сети, электронные библиотеки, электронные СМИ.
Электронные версии периодических журналов и газет. Издательский процесс в большинстве случаев включает в себя использование программного обеспечения для обработки текстов, издательские системы, которые позволяют подготавливать рукописи статей в машиночитаемой форме, что значительно сокращает количество ошибок и делает процесс полиграфического издания более быстрым.
Электронные книги. Несмотря на неудобство чтения книг с экрана компьютера, электронные книги становятся все более привычным делом, особенно если доступ к ним возможен с рабочего места пользователя.
Компьютерные конференции. Это вид электронных коммуникаций и источник информации дает возможность пользоваться информационными материалами по определенной тематике принимать непосредственное участие в информационном обмене – участвовать в дискуссиях, помещать сведения о себе, своих научных трудах и т.д.
Базы данных на КОД. Самым многочисленным видом электронных источников информации являются базы данных. Компакт-дисков могут хранить на едином носителе текстовую, графическую иллюстративную и звуковые информации. Научная информация на КОД представлена в большинстве случаев библиографическими, реферативными и полнотекстовыми базами данных, содержащими информацию из периодических и непериодических изданий.
Электронная библиотека – цифровая библиотека, вид автоматизированной информационной системы, в которой полнотекстовые и мультимедийные документы хранятся и могут использоваться в электронной форме, причем программными средствами обеспечивается единый интерфейс доступа из одной точки к электронным документам, содержащим тексты и изображения.
ГИС Интернет – глобальное информационное пространство, основанное на самых передовых технологиях, обладающее широким спектром информационных и коммуникационных ресурсов, содержащее колоссальные объемы данных. Можно выделить три направления использования Интернета для научной работы: источник информации; средство обмена информацией; место размещения личной информации. Электронные ресурсы «работают» в 50-70 раз активнее, чем печатные. Адрес ресурса называется Uniform Resource Locator (Унифицированный указатель ресурса). Сокращенно его называют URL-адрес.
2. Правила библиографического оформления
источников научной информации
(извлечения из ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка).
2.1. Правила оформления списка
используемой научной литературы
Любая научная работа всегда основывается на результатах предыдущих исследований. Поэтому обязательной структурной частью любого научного произведения является информация об использованных источниках в виде библиографического списка.
В научных произведениях присутствуют различные варианты наполнения библиографического списка: в список включают или всю использованную литературу, или только основную, или только цитированную.
Необходимо отметить, что единого требования к названию библиографического списка нет. На практике применяют несколько вариантов названия списка: Литература, Список использованной литературы, Список использованных источников, Список использованных источников и литературы.
Литература – если в список включаются все документы, изученные исследователем по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет.
Список использованной литературы – если в список включается только то, что анализировалось в обзоре и использовалось в виде заимствований в тексте.
Список использованных источников и литературы – если кроме литературы использовались ещё и источники. Под источниками, как правило, подразумевают: письменные документы, на анализе которых строится научное или учебное исследование; статистические сборники и материалы статистических органов; периодические издания, обследованные за определённый период; архивные документальные материалы.
Варианты построения списка литературы
Наибольшее распространение получили четыре варианта построения библиографического списка: систематическое, алфавитное, алфавитно-хронологическое, в порядке упоминания работ.
Систематическое построение списка литературы. В этом случае документы внутри списка распределяются по видам, порядок которых заранее установлен:
– официальные издания (конституция, указы, кодексы законов, и другие правовые документы государственных организаций России и зарубежных стран);
– источники (перечень давался выше);
– научные документы (монографии, сборники статей, учебные пособия, статьи из сборников и научных журналов);
– cпециальные виды нормативно-технических документов (государственные стандарты, информационные листы, прейскуранты).
Алфавитное построение списка литературы. Библиографические описания в алфавитном списке использованной литературы группируют по алфавиту фамилий авторов или первого слова заглавий книг. Книги на иностранном языке указывают после книг на русском языке в соответствии с латинским алфавитом.
Алфавитно-хронологическое построение списка. Построение списка литературы по годам издания документа применяется, как правило, в исследованиях историографического характера, посвящённых истории науки. В пределах каждого года издания документы указывают в алфавитном порядке.
Построение списка в порядке первого упоминания работ. В этом случае список не систематизирован и включает сведения только о тех изданиях, которые цитируются и упоминаются в тексте.
2.2. Библиографическое описание научного произведения
Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. Требования к библиографическому описанию устанавливает ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
Библиографическое описание является основной частью библиографической записи и может включать заголовок, термины индексирования (классификационные индексы и предметные рубрики), аннотацию (реферат), шифры хранения документа, справки о добавочных библиографических записях, дату завершения обработки документа, сведения служебного характера.
Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях.
Источником информации для составления библиографического описания является документ в целом. Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в источнике информации.
Во всех областях библиографического описания применяют сокращения. Не допускается сокращать любые заглавия в любой области (за исключением случаев, когда сокращение имеется в самом источнике информации) и общее обозначение материала.
Примеры библиографического описания источников информации приводится в приложении 1.
2.3. Библиографические ссылки
Библиографической ссылкой называют совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте данного документа другом документе, необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска.
Библиографические ссылки являются важной неотъемлемой составной частью большинства научных произведений и служат источником библиографической информации о публикациях, показывая связь новой научной работы с предшествующими.
Главное назначение библиографической ссылки – помочь читателю найти дополнительную литературу по интересующему его вопросу, рассматриваемому в научной работе, или узнать источник публикуемого материала.
Библиографические ссылки рекомендуется использовать в следующих случаях:
– при цитировании других произведений;
– при заимствовании таблиц, формул, иллюстраций и т.п. из других произведений не в виде цитаты;
– при проведении в тексте анализа опубликованных трудов;
– при необходимости отослать читателя к другому произведению, в котором рассматриваемый вопрос изложен более полно, чем в данном конкретном тексте.
Требования, предъявляемые к библиографическим ссылкам:
– библиографические ссылки обязательны в научных произведениях;
– библиографические ссылки должны отвечать правилам государственного стандарта;
– библиографическая ссылка должна быть максимально краткой;
– библиографические ссылки должны приводиться в наиболее удобных для читателя местах (внутри текста, внизу текстовой полосы, за текстом);
– библиографические ссылки могут быть даны в разных вариантах.
Общие правила оформления библиографических ссылок:
– при описании произведений одного, двух и трёх авторов обязательно должен быть приведён заголовок;
– при описании книг допускается не указывать количественную характеристику (общее число страниц);
– при описании книги в количественной характеристике может быть указан только номер страницы, на которой напечатано цитируемое, упоминаемое место.
– при ссылках на одни и те же страницы, указание на страницу даётся один раз – в списке литературы.
– ссылочные номера обычно заключаются в круглые или квадратные скобки, например: (13, с. 27) или [13, с. 27].
При включении элементов библиографического описания в синтаксический строй основного текста работы соблюдаются следующие правила:
– имя или инициалы предшествуют фамилии автора;
– если текст цитируется не по первоисточнику, то ссылку следует начинать словами: или «Цит. по:», или «Цит. по кн.:», или «Цит. по ст.:»;
– когда от текста нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, то пользуются начальными словами: «См.», «См. об этом».
Ссылки с начальными словами «См.»; «См.», например; «См. там же»; «См. об этом»; «Ср.» и др. используют для установления или уточнения связи ссылки с основным текстом.
Такие ссылки рекомендуются в следующих случаях:
– если автор научного текста не цитирует дословно мысли другого автора, излагает их своими словами и не употребляет кавычек, а лишь ссылается либо на другое произведение в целом, либо на другого автора или излагает его мысль. В таком случае используется сокращённое начальное слово «См.»;
– если при чтении текста трудно совершить плавный логический переход от него к ссылке, то для установления связи приводят начальные слова «См.», «См. об этом».
– если необходимо указать, что произведение, на которое ссылается автор, всего лишь одно из многих других, в которых высказывается, подтверждается или иллюстрируется положение основного текста, то приводят начальные слова «См., например», или «См. в частности»;
– если необходимо подчеркнуть, что ссылка дана для сравнения («Ср.»), или что ссылка представляет дополнительную литературу («См. также»), или что приведённая в ссылке работа содержит более подробную информацию о рассматриваемом в тексте предмете («Об этом подробнее см.:»);
– если необходимо, перед тем как отослать читателя к произведению, так или иначе, проинструктировать его («См. его работы в кн.:»), («См. о нём:»), («См. замечания в кн.:») и т.д.
Примеры библиографических ссылок на источники информации приводятся в приложении 2.
3. алгоритм поиска научной информации
по тематике научно-исследовательской работы
1. Разбить тему на разделы и подразделы.
2. Определить перечень энциклопедий, словарей и справочников, к помощи которых можно обратиться за толкованием непонятных слов и понятий.
3. Перевести информационный запрос на информационно-поисковый язык (ИПЯ):
– выделить ключевые слова;
– определить индексы в соответствии с ключевыми словами;
– определить языковые рамки поиска;
– определить хронологические рамки поиска.
4. Уточнить, нет ли готовой библиографии по теме или отдельным ее разделам (библиографический список литературы, тематическая картотека, база данных, прикнижные и пристатейные списки литературы, изданной за последние 2-3 года).
5. Если есть готовая библиография, дополнить ее новой литературой, просмотрев новые поступления литературы в библиотеку за последний год, информационные издания центров государственной системы научно-технической информации: Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ), Российской книжной палаты (РКП), Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН).
6. Если нет готовой библиографии, выделить ретроспективный поиск информации по каталогам, картотекам и базам данных библиотеки, получающей обязательный экземпляр литературы в библиотеке вуза, в котором вы учитесь. Затем пополнить составленный по каталогам и картотекам список информацией, включенной в издания вышеперечисленных центров ГСНТИ-ВИНИТИ, ВКП, ИНИОН.
7. Заключительный этап поиска информации заканчивается посещением выставок новых поступлений литературы в библиотеках и книжных магазинов города.
В состав справочно-библиографического аппарата библиотек входят традиционные (карточные) и электронные каталоги, а также проблемно-ориентированные базы данных.
Обращаясь в библиотечный фонд, правильно заполняйте требования на нужные издания, строго придерживаясь следующих правил.
1. При заполнении требования на книгу пишите шифр книги, который указан в левом верхнем углу библиотечной карточки, автора. Название книги и ее выходные данные: место и год издания.
2. При заполнении требования на журнальную и газетную статью указывайте название журнала или газеты, где помещена статья, год и номер издания. Название статьи указывать не следует.
1. Что понимают под источником научной информации?
2. Как можно разделить источники научной информации по форме представления?
3. Как ранее подразделялись научных источников по социальному статусу?
4. Что относиться к опубликованным и неопубликованным документам?
5. Как можно разделить источники научной информации по новизне информации?
6. Что понимают под первичными документами и что относиться к ним?
7. Что понимают под вторичными документами и что относиться к ним?
8. Как подразделяются документальные источники научной информации?
9. Что понимают под непериодическим изданием?
10. Назовите основное отличие книги от брошюры.
11. Как подразделяют книги по назначению?
12. Что такое монография?
13. Что такое сборник научных трудов?
14. Что такое диссертация и автореферат диссертации?
15. Что такое тезисы докладов и материалы научной конференции?
16. Что такое депонированные рукописи и научный отчет?
17. Что такое учебник и учебное пособие?
18. Что такое курс лекций и конспект лекций?
19. Что понимают под периодическим изданием?
20. Что такое газета, журнал и бюллетень?
21. Как подразделяются электронные источники научной информации в зависимости от режима доступа?
22. Перечислите виды электронных источников научной информации.
23. Что такое электронная версия периодического журнала и газеты?
24. Что такое электронная книга и компьютерная конференция?
25. Что такое база данных на компактном оптическом диске (КОД)?
26. Что такое электронная библиотека?
27. Что такое – глобальное информационное пространство (ГИС) Интернет?
28. Назовите направления использования Интернета для научной работы?
29. Какие названия библиографического списка применяют на практике?
30. Когда применяют, то или иное название библиографического списка?
31. Назовите варианты построения библиографического списка?
32. Какой документ предъявляет требования к библиографическому описанию научного произведения?
33. Когда рекомендуется использовать библиографические ссылки?
34. Назовите требования, предъявляемые к библиографическим ссылкам?
35. Назовите общие правила оформления библиографических ссылок?
36. Перечислите пункты алгоритма поиска научной информации по тематике научно-исследовательской работы студента?
1. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. М., ООО Изд. Яуза, 2001.
2. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н.М.: Издательство МГУП, 2002.
3. Новикова Н.В. Электронные источники деловой информации. / http://www-sbras.nsc.ru/win/conferen/bib96/gpntb.052.html.
4. ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
5. ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения.
6. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
7. ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка.
Примеры библиографического описания
более четырех авторов:
Статьи из сборника, имеющего название:
Статьи из продолжающегося сборника:
Крылов, Ю. Д. Адаптивная вычислительная система / Ю. Д. Крылов // Управляемые системы: Межвуз. сб. науч. тр. / МГУ. 1985. Вып. 175. С. 76–81.
Статьи из сборника, не имевшего название:
Иванов, А. И. Название статьи / А. И. Иванов // Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т. 2005. Вып. 18. С. 33-44.
Гусев, А. И. Синтез оптимального измерителя средней частоты протяженного сигнала / А. И. Гусев, С. И. Зиатдинов, Л. А. Осипов // Изв. вузов. Сер. Приборостроение. 2003. Т. 46. № 12. С. 11-16.