Что такое научный проект

«Что такое научный проект?»
Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта.
Это всегда творческая деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (Е.С. Полат)
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
Этапы работы над проектом
1 этап. Подготовка
Проведение вводной беседы с целью:
– формирования первичного представления об изучаемом объекте;
– формирования интереса к данной теме;
– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
2 этап. Организация проектной и исследовательской работы
Актуализация знаний
1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).
2. Определение количества участников проекта, состава группы
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели
Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей
Плановые работы
1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);
– фильм, макет, сборник и др.;
– конференция, праздник и т.п.
4. Выработка критериев оценки результатов работы.
5. Распределение обязанностей среди членов команды
Выработка плана действий (как можно это сделать?).
• Определение основных методов:
– прочитать в книге;
– понаблюдать;
– посмотреть в компьютере;
– задать вопросы родителям, специалистам;
– подумать самостоятельно;
– посмотреть в книгах;
– посмотреть по телевизору и т.п.

• Формулировка задач
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.
Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.
Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки
Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта
Результаты и выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.
Наблюдение, советы
3 этап. Представление готового продукта (презентация)
Представление результата работы в разнообразных формах
Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника
4 этап. Оценка процессов и результатов работы
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению
Возможная тематика научных проектов в начальной школе
При прохождении курса «Познание мира» в начальной школе предполагается проектная деятельность по следующим темам:
проекты: «История моей улицы»; «Улица моего детства»; «Мое генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я могу сделать с мусором?».

I. Выбор темы исследования (актуальность проблемы)
II. Цель исследования (Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим.)
III. Задачи исследования (см ниже)
IV. Объект, предмет и участники исследования
V. Гипотеза исследования (Мы предполагаем, что…)
VI. Методы исследования (методы исследования: анализ; анкетирование; эксперимент; наблюдение; сравнение; обобщение.)
VII. Исследовательская деятельность
VIII. Результаты исследования. Пути решения проблемы
IX. Используемая литература
 Защита исследования
Собраны сведения, сделаны необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом.
Задачи проектной и исследовательской деятельности
Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
Краткий образец проекта:
ТЕМА ПРОЕКТА («КУРЕНИЕ – ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЗДОРОВЬЯ!»)
«Курение – плохая привычка!», «Курение – медленное самоубийство!» Вот такие фразы мне не раз приходилось слышать от взрослых и по телевизору. В газетах я видел рекламу, которая предлагает помощь в избавлении от табакокурения. «Неужели действительно все так серьезно?» – подумал я. Возникают вопросы: что будет с людьми, которые курят? Как курение влияет на здоровье человека?
II. Цель исследования
Познакомить с правилами здоровьесбережения. Понять и доказать, что курение вредит здоровью.
III. Задачи исследования
– Проанализировать научную информацию по теме;
– описать, как табак влияет на организм окружающих;
– определить, к каким последствиям ведет курение;
– установить, что курение вредит здоровью;
– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
IV. Объект исследования, предмет исследования и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: здоровье человека, влияние на здоровье человека вредной привычки – курения.
База исследования: учащиеся, их родители, независимые участники.
V. Гипотеза исследования
Могу предположить, что курение вредит здоровью.
VI. Методы исследования
– Анализ научной литературы;
– наблюдение;
– анкетирование;
– интервью;
– эксперимент (классный час, разработанный учеником);
– сравнение полученных результатов.
VII. Исследовательская деятельность
VIII. Результаты исследования
IХ. Презентация продукта.

Источник

Как написать исследовательскую работу или проект (рекомендации для учащихся и родителей)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Как написать исследовательскую работу или проект

(рекомендации для учащихся и родителей)

Научно-исследовательская работа работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений.
Проект работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта.
Итак, главной отличительной чертой проекта является наличие заранее известного результата. В проектной работе должны быть описаны конкретные планы, цели и действия для его достижения, т.е. проектный продукт должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения проблемы проекта.
Советы по выбору темы:
— Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
— Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
— Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент необычности, неожиданности.
— Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая тему, надо учитывать сочетание желаний и возможностей.

Основные требования к оформлению исследовательской работы или проекта

Требования к содержанию

Содержит:
— наименование учебного заведения
— фамилию, имя и отчество автора
— тему работы
— фамилия, имя и отчество руководителя
— город и год

Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Д олжно включать в себя:

— актуальность выбранной темы

— объект, предмет исследования

— его практическую значимость

— краткий обзор литературы

Актуальность : почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала, почему эту проблему в настоящее время нужно изучать.

Задачи исследования уточняют цель исследования. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные шаги. Оптимальное количество задач – три-пять. Формулировка задач может начинаться с таких слов: познакомиться, понаблюдать, провести анкетирование (эксперимент), провести анализ, выявить, определить, установить и т.д.
Проблема это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Исследовательская работа подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

В проектной работе гипотеза может быть не всегда. Нет исследования в проекте – нет гипотезы.

Методы исследования – это способы достижения цели исследования. Необходимо учитывать, что и подбор методов исследования, и план работы зависят от того, что вы исследуете.

Также во введении должна присутствовать характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В литературном обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Состоит из глав (разделов), в которых содержится конкретный материал по исследуемой теме.

В первой главе обычно приводится анализ полученной информации из различных источников (литература, интернет-источники, фильмы и др.)

Остальные главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента, материал и методику, описание места и условий исследования, основные результаты. После проведения интервью, опроса, наблюдения, эксперимента, опыта и т.п. приводится описание полученных результатов.

Основная часть работы состоит из 2-3 глав. Каждая глава завершается выводами.

В работе должны быть сделаны ссылки на авторов и источники, из которых заимствуются материалы. Ссылки на литературу указываются цифрами в квадратных скобках.

Включает: подведение итогов работы , краткие выводы (краткие ответы на вопрос «Как решены поставленные исследовательские задачи?»). Расскажите о важности полученных результатов (самостоятельность, новизна, оригинальность, их практическое или теоретическое значение).

Объем заключения не должен превышать 1-2 страницы.

Содержит перечень источников, использованных при написании работы, составленный в алфавитном порядке. Необходимо указать издание, его автора, название издательства, год издания. Укажи интернет-источники, если вы ими пользовались.

Представление всех результатов теоретической и практической деятельности в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, схем и др.; нет ограничения по количеству страниц .

Общие требования к оформлению работы
шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервал; рисунки и таблицы располагаются в тексте произвольным образом.

Защита результатов исследования

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут.

Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы. Необходимо кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.

Требования к презентации:

Первый слайд презентации – титульный. На нем указывается: название презентации, ФИО и место учёбы автора презентации.

Использовать только чёткие картинки и фотографии с высоким разрешением.

Соблюдать авторские права, т.е. если вы используете текст, фотографии и картинки, которые НЕ являются вашими, необходимо указать источники информации и ссылку на оригинал (адрес на сайт в Интернете или название книги, ФИО художника, автора). Указать это нужно на последнем слайде презентации.

Не используйте слишком яркие фоны для слайдов. Картинки и фотографии на таких фонах «теряются», работать с такой презентацией сложно, информационность «сводится к нулю».

Иллюстрации, фон слайда, анимация должны быть выдержаны в едином стиле. Без крайней необходимости не следует применять звук и анимацию.

На слайде не должно быть много текста. Размер шрифта надо выбирать так, чтобы текст могли прочитать в аудитории. Предпочтительнее использовать темный шрифт на светлом фоне.

Презентация должна быть содержательной, иметь не менее 10 слайдов с сопровождающим их текстом, НЕ включая титульный и завершающий листы.

Текст должен соответствовать нормам русского языка, т.е. не содержать грамматических, пунктуационных и лексических ошибок.

Критерии оценки работ:

— соответствие темы проекта возрастным особенностям, глубина исследования

— оригинальность и ценность темы исследования

— практическая направленность работы

— уровень самостоятельности автора при выполнении работы

— структурированность работы, логика изложения, наличие и качество выводов

— оценка презентации к проекту (ее наличие, эстетичность оформления, соблюдение единого стиля, качество изображений, содержательность, правильно выполненное графическое представление результатов )

Источник

Научный проект

Научный проект – это проект, реализуемый структурными подразделениями, а также коллективами или отдельными членами научно-педагогического состава НИУ ВШЭ.

Учебная нагрузка по участию студентов в научном проекте оценивается в зачётных единицах. Объём нагрузки по отдельному проекту определяется Академическим советом и может составлять от 2 до 8 з.е. в год.

Руководитель проекта подаёт заявку на привлечение студентов к участию в научном проекте в учебный офис:
 для видов проектной работы, начинающихся с первого модуля нового учебного года, – до 15 мая текущего учебного года.

 для видов проектной работы, начинающихся со второго модуля нового учебного года, – до 15 сентября текущего учебного года.

 для видов проектной работы, начинающихся с третьего модуля текущего года, – до 15 ноября этого года.

 для видов проектной работы, начинающихся с четвёртого модуля текущего учебного года, – до 15 февраля этого года.

Заявка руководителя на включение научного проекта в учебный процесс должна содержать:

 наименование вида проектной работы;

 данные о руководителе проекта;

 количество часов, отведённых на реализацию проектной работы;

 порядок проведения отбора;

 для проектов, предусматривающих аудиторные занятия: количество аудиторных часов;

 краткое описание содержания проектной работы;

 формулу результирующей оценки;

 виды текущего контроля и порядок проведения промежуточной аттестации;

 планируемое количество зачётных единиц;

 количество мест в группе.

К заявке на включение в учебный план научного проекта, предусматривающего аудиторную нагрузку, должна быть приложена программа, оформленная в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам учебных дисциплин.

Академический совет рассматривает заявку и выносит решение о её одобрении или отклонении в течение одного месяца со времени поступления.

В случае одобрения заявки руководитель проекта проводит для студентов презентациюпроекта, на которой представляет студентам содержание, цели и задачи проектной работы, информирует о содержании и порядке проведения отбора вступительных испытаний, зачётных единицах, содержании и процедурах проведения промежуточной аттестации.

В течение одной недели после презентации научного проекта студенты-кандидаты направляют заявления на участие в проекте. Заявление студента на участие в факультативном виде проектной работы должно содержать:

b) наименование вида проектной работы;

c) указание на порядок учёта зачётных единиц или перезачёта вместо других видов исследовательской и проектной работы.

Руководитель научного проекта рассматривает заявления кандидатов в течение одной недели с момента истечения крайнего срока. Решение руководителя фиксируется на заявлении студента и должно быть передано в учебный офис. Руководитель проекта обязан довести результаты отбора до сведения кандидатов.

Проведение промежуточной аттестации осуществляется руководителем научного проекта в соответствии с Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Проведение текущего контроля и промежуточной аттестации организуется руководителем научного проекта в сроки, предусмотренные для проведения сессий.

Студент имеет право по согласованию с руководителем проекта отказаться от участия в проекте, направив заявление в учебный офис.

В случае неучастия студента в научном проекте в течение 14 дней по неуважительной причине руководитель имеет право исключить студента из проектной группы, письменно уведомив об этом учебный офис. Учебный офис уведомляет студента об исключении научного проекта из его индивидуального учебного плана.

Участие в научном проекте по желанию студента может быть засчитано вместо иных видов проектной и исследовательской работы, предусмотренных базовым и рабочим учебными планами на текущий и последующие годы обучения. Такой перезачёт не допускается в отношении НПС 1 курса, а также подготовки ВКР.

Допускается участие студента одновременно в нескольких научных проектах, которые включаются в индивидуальный учебный план, при условии получения письменного согласия руководителей этих проектов.

Участие студента в научном проекте, включенном в индивидуальный учебный план, не лишает его права на добровольное участие в других научных проектах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *