Что такое научный семинар
Семинар — что это и какие виды семинаров бывают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В студенческие годы все посещают семинары, однако подобные занятия проводятся не только в высших учебных заведениях.
Они охватывают различные сферы деятельности и преследуют определенные цели. Сегодня я постараюсь простыми словами объяснить, что такое семинар, для чего он нужен и каковы его основные разновидности.
Семинар — это.
В переводе с латинского языка слово seminarium переводится как рассадник. Античные философы утверждали, что истина рождается в спорах, а в начале прошлого века было доказано, что значимые достижения в науке невозможны без разногласий и споров.
Как форма обучения, семинары появились в Древней Греции, позже активно применяясь в Древнем Риме и основывались на дискуссии между учеником и преподавателем.
В наши дни семинар — это одна из форм проведения обучающих занятий, основными принципами которых являются обсуждение, споры, конструктивный диалог и взаимоуважение.
Дискуссии, обмен знаниями и опытом очень востребованы в процессе подготовки инженерных и научных кадров, помогают обрести профессию и наладить деловые отношения множеству специалистов.
В высших учебных заведениях семинары проводятся преподавателями с целью определить, насколько хорошо студенты усвоили курс лекций.
В отличие от лекций, к каждому семинару необходимо готовить доклад и быть вовлеченным в обсуждение, чтобы по итогам занятия получить хорошую оценку.
Зачем нужны семинары
Главная цель семинаров состоит в том, чтобы развить дискуссию на определенную тему и дать всем участникам высказать свое мнение по конкретному вопросу.
Вот еще несколько причин, по которым проводятся подобные занятия:
Основные виды семинаров
В зависимости от преследуемой цели, выделяют множество разновидностей семинаров. Основными из них являются:
Наивысшую оценку по итогам занятия получают студенты, которые активно участвуют в дискуссии, умело оперируют фактами и способны отстаивать собственную точку зрения.
Однако авторские семинары проводятся предпочтительно в больших городах, поэтому далеко не каждый может на них попасть.
Темы занятий могут быть самыми разнообразными, начиная здоровым питанием или активным образом жизни и заканчивая искусством селфи или рыбной ловлей. Главным недостатком обучающих семинаров является возможность попасть на непрофессионала.
Аудитория онлайн-занятия может включать людей из различных уголков планеты, а главным преимуществом такого способа обучения является возможность пообщаться с профессионалами в определенной области, не покидая пределов собственной квартиры.
Конструктивная дискуссия между сотрудниками, в ходе которой каждый выражает свое мнение, позволяет найти решение существующей проблемы.
Отличие семинара от лекции и тренинга
Не стоит путать семинары с лекциями и тренингами. От семинаров лекции отличаются тем, что на них лектор лишь излагает материал, в то время как аудитория внимательно его слушает и не задает вопросов. Аудитория получает лишь теоретические знания, не обмениваясь опытом друг с другом, как это часто бывает на семинарах.
И лекции, и семинары являются способом получения теоретических знаний. Тренинг (в переводе с английского training — тренировка) предназначен для приобретения или совершенствования определенного умения путем практики. Хороший тренинг включает в себя 10% теоретического материала, остальное — отработка и доведение до автоматизма полученных навыков.
Вот и все, дорогие читатели. Теперь вы знаете, что такое семинары, с какой целью они проводятся и какие их виды бывают. Надеюсь, что после прочтения этой статьи у вас не останется дополнительных вопросов, но при необходимости воспользуйтесь комментариями, чтобы получить ответ от меня или других читателей.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Да уж, на семинаре не поспишь как на лекции, да и приходилось напрягать извилины в течение всей пары.
Семинар носит либо обучающую функцию, либо презентацию какого-либо материала. А уже в конце обычно можно задавать вопросы или делиться мнениями.
В принципе от обычной лекции отличий по сути то нет, просто название другое.
Научный семинар
форма учебного процесса, построенная на изучении обучающимися отдельных исследовательских вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.
Смотреть что такое «Научный семинар» в других словарях:
семинар — Латинское – seminarium (питомник). Немецкое – Seminar. Слово «семинар» – позднее заимствование в русском языке. В словарях отмечается с 20 х гг. XIX в. (у Левберга: «семинарий» – «практические занятия в высшей школе»). Слово заимствовано из… … Этимологический словарь русского языка Семенова
новосибирский методологический семинар — НОВОСИБИРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР начал работать в ноябре 1963 в Академгородке СО АН СССР ( г. Новосибирск) и существовал с небольшими перерывами до начала 1980 х, объединяя группу людей, в той или иной степени противостоящих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
«ДРЕВНЯЯ РУСЬ. ВОПРОСЫ МЕДИЕВИСТИКИ» — научный ежеквартальный журнал, посвященный проблемам изучения истории России в средние века, создан в 2000 г. группой ученых медиевистов. Постоянные рубрики журнала: «История и источниковедение», «Археология», «Язык и литература», «Фольклор и… … Православная энциклопедия
Замятин, Дмитрий Николаевич — Дмитрий Николаевич Замятин Дмитрий Замятин на 6 м Московском международном открытом книжном фестивале 1 … Википедия
Геобаротермометрия — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011) … Википедия
Четвериков, Сергей Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Четвериков. Сергей Сергеевич Четвериков … Википедия
С. С. Четвериков — Сергей Сергеевич Четвериков Советский учёный генетик Дата рождения: 24 апреля 1880 Место рождения: Москва Дата смерти: 2 июля 1959 Место смерти: г. Горький Гражданство … Википедия
С.С. Четвериков — Сергей Сергеевич Четвериков Советский учёный генетик Дата рождения: 24 апреля 1880 Место рождения: Москва Дата смерти: 2 июля 1959 Место смерти: г. Горький Гражданство … Википедия
Сергей Сергеевич Четвериков — Советский учёный генетик Дата рождения: 24 апреля 1880 Место рождения: Москва Дата смерти: 2 июля 1959 Место смерти: г. Горький Гражданство … Википедия
Сергей Четвериков — Сергей Сергеевич Четвериков Советский учёный генетик Дата рождения: 24 апреля 1880 Место рождения: Москва Дата смерти: 2 июля 1959 Место смерти: г. Горький Гражданство … Википедия
Концепция научно-исследовательского семинара
Научно-исследовательский семинар рассматривается как основной компонент учебного плана магистерской программы, по отношению к которому «традиционные» учебные активности и материалы выполняют пропедевтическую функцию, а также функцию инфраструктуры, – «поставщиков»теоретических ресурсов.
Полученные на лекциях и семинарах знания, усвоенные понятия и концепции должны быть конвертированы в дискурсивные/коммуникативные практики, должны стать инструментом самостоятельной исследовательской деятельности. Существенную поддержку этому процессу конвертации и призван оказать научно-исследовательский семинар программы.
В рамках семинара планируется организовать интенсивное обсуждение актуальных идей, проблем и проектов в области современных визуальных исследований, а также собственных – как индивидуальных так и коллективных – исследовательских проектов студентов.
Семинар нацелен на развитие у студентов навыков совместной исследовательской работы, стимулирование исследовательской и публикационной активности.
Важная цель семинара – поспособствовать переосмыслению, «локализации» (большей адаптации к специфике российской визуальной культуры) и дальнейшему развитию поля визуальных исследований.
Задачи научно-исследовательского семинара :
Тематические направления семинара :
Методическая особенность семинара – его «кумулятивный» характер: результаты прошедших заседаний семинара образуют отправную точку и теоретический ресурс для дальнейшей работы. С этой целью планируется организовать систематическое документирование деятельности семинара в форме ведения протоколов и составления пакетов материалов (портфолио), используемых во время обсуждений. Часть этих материалов и протоколов будет размещаться для свободного доступа на интернет-сайте программы / отделения культурологии.
План работы научно-исследовательского семинара:
Работа семинара распространяется на весь период обучения. Участие в семинаре обязательно для всех студентов.
Деятельность семинара имеет тематические и методологические особенности в зависимости от периода обучения. Исследовательский семинар выполняет роль инфраструктуры, насыщенной дискуссионной среды, способствующей первичной тематической ориентации и динамичной интеграции студентов в современные исследовательские практики и контексты.
В первый год обучения основное внимание уделяется знакомству с актуальными темами, концепциями и текстами в области визуальных исследований. Преимущественными формами работы в этот период являются дискуссии, коллективные исследовательские мини-проекты и совместное интерпретативное чтение ключевых текстов специальности. Студенты конкретизируют свои исследовательские интересы, определяются с тематикой своего диссертационного проекта.
Во второй год обучения акцент ставится на индивидуальных проектах студентов, на подготовке их магистерских диссертаций. В рамках семинара каждый из студентов представляет и защищает свой исследовательский проект и затем, с установленной периодичностью, предоставляет публичный отчет о ходе исследований.
Кроме того, все время работы семинара сопровождается периодическими внеплановыми мероприятиями: мастер-классами, дискуссионными клубами, мини-конференциями.
Циклы приоритетных тематик и форм работы научно-исследовательского семинара:
I модуль | II модуль | III модуль | IV модуль |
---|---|---|---|
Тематика | Знакомство с полем исследований | Представление тем и методологии курсовых проектов | |
Формы работы | Коллективная интерпретация и обсуждение базовых текстов | Доклады, дискуссии, круглы столы | Подготовка к защите/защита курсовых исследовательских проектов Доклады и дискуссии |
I модуль | II модуль | III модуль | IV модуль | |
---|---|---|---|---|
Тематика | Выбор темы и разработка плана магистерской диссертации | Обсуждение хода исследований | Обсуждение хода исследований | Предзащита магистерской диссертации |
Формы работы | Мастер-классы | Доклады и дискуссии, выступления на круглом столе |