Что такое научный стиль 5 класс

Особенности, характерные черты, жанры и примеры научного стиля речи

10.04.2021 No Comments Posted in

Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть фото Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть картинку Что такое научный стиль 5 класс. Картинка про Что такое научный стиль 5 класс. Фото Что такое научный стиль 5 класс

В современном русском литературном языке выделяют 5 функциональных стилей речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный и научный стиль речи.

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Как и другие стили речи, научный стиль редко встречается в «чистом» виде. В научных текстах могут встречаться элементы и публицистического, и официально-делового стиля речи.

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

Название подстиляЦельЖанры
Собственно-научный Определение и описание новых явлений, фактов, закономерностей.диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления,научная статья.
Учебно-научныйПередача научной информации учащимся, обучение, описание фактов, необходимых для освоения и овладения материалом.учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад, конспект, устный ответ.
Научно-популярныйОзнакомление с фактами и явлениями.научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии, статья.
Научно-информативныйПередача научной информации с описанием научных фактов.рефераты, обзоры, тезисы.
Научно-справочныйОбеспечение читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.энциклопедии, словари, справочники.
Научно-техническийПрименение достижений науки в практике.патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия.

Подстили (разновидности) научного стиля речи и примеры жанров

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Выделяют устные и письменные жанры учебно-научного подстиля. К устным относятся: сообщение и ответ.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

«Смерч — силь­ный мел­ко­мас­штаб­ный вихрь, воз­ни­каю­щий в гро­зо­вом (ку­че­во-до­ж­де­вом) об­ла­ке и рас­про­стра­няю­щий­ся в ви­де тём­но­го «хо­бо­та» по на­прав­ле­нию к вод­ной или зем­ной по­верх­но­сти.

Ско­ро­сть вра­ще­ния воз­ду­ха мо­жет дос­ти­гать 50–100 м/c при силь­ной вос­хо­дя­щей со­став­ляю­щей и вы­зы­вать ка­та­ст­ро­фич. раз­ру­ше­ния, ино­гда со­про­во­ж­дае­мые че­ло­ве­че­ски­ми жер­т­ва­ми. В то же вре­мя по­бли­зо­сти от его пу­ти мо­жет на­блю­дать­ся пол­ный штиль. Внут­ри смерча дав­ле­ние воз­ду­ха умень­ша­ет­ся, там про­ис­хо­дит кон­ден­са­ция во­дя­но­го па­ра, что со­вме­ст­но с вы­тя­ну­той ча­стью об­ла­ка, пы­лью, во­дой и разл. об­лом­ка­ми де­ла­ет смер ви­ди­мым. Его ось вер­ти­каль­на, но за­час­тую име­ет изо­гну­тый вид.»

» Существующие территориально-планировочные схемы природопользования не способствуют созданию экологически-ориентированной хозяйственной деятельности, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами как внутри Калининградской области, так и вне ее. Анализ особенностей социально-экономического развития и экологической политики позволил выявить ряд существенных методических и методологических недостатков территориального планирования и развития. В частности, развитие Калининградской области осуществляется на основе плохо скоординированных между собой и экологически слабо ориентированных ведомственных планов: градостроительного, сельскохозяйственного, мелиоративного, водного, лесоустроительного, рекреационного и других.

Помочь в решении проблем территориального развития может экологически-ориентированное ландшафтное планирование. Ландшафтная программа Калининградской области — документ стратегического планирования использования территории, формирующий информационно-справочное поле для широкого круга организаций и чиновников, отвечающих за разработку и принятие управленческих территориально-планировочных решений, а также государственных и негосударственных природоохранных и экологических фондов, международных организаций в области экологического контроля и управления.

Одной из важнейших задач реализации программы является разработка интегральной карты экологически-ориентированного использования территории и карты конфликтов природопользования. Решение этих задач без применения геоинформационных технологий сильно осложнено, а иногда и невозможно.»

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Источник

Научный стиль: примеры из литературы, особенности

Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть фото Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть картинку Что такое научный стиль 5 класс. Картинка про Что такое научный стиль 5 класс. Фото Что такое научный стиль 5 класс

Научный стиль: Freepick

Учитель или научный руководитель снова вернули доклад на доработку из-за стиля изложения? Рефераты и курсовые работы, дипломные проекты — все это школьники и студенты пишут, используя научный стиль. Примеры из статей, монографий, учебников и пособий помогут понять, чем отличается текст научного стиля от обычного и как его создавать.

Научный стиль: подстили, признаки

Стили вырабатываются вместе с функционированием языков. В современном мире пользуются такими стилями, как:

Чтобы составить представление и понять признаки научного стиля, сравните, как описывается одно и то же природное явление — гроза.

У Антона Чехова находим такое описание:

Налево, как будто кто чиркнул спичкой по небу, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше.

Небольшой текст научного стиля о грозе заметно отличается:

Гроза относится к атмосферным явлениям, в процессе которого между дождевыми облаками и землей появляются электрические разряды (молнии), которые сопровождает гром и ливни.

Примеры показывают, насколько разительными могут быть описания в этих двух стилях. Научный стиль речи является сухим изложением фактического материала, его сопровождают специальные термины и научные понятия.

Особенности научного стиля такие:

Обнуление личности автора

Авторы, излагая в научных текстах результаты исследований, описывая факты, которые наблюдали, делая выводы, скрываются за обобщением «мы». Эти тексты допускают только обороты, в которых мнение выражает третье лицо множественного числа: мы думаем, по нашим сведениям и т. д.

Специальная терминология

Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть фото Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть картинку Что такое научный стиль 5 класс. Картинка про Что такое научный стиль 5 класс. Фото Что такое научный стиль 5 класс

Научная конференция: Freepick

Лексика научного стиля состоит из специальных терминов, которые применяются в определенных дисциплинах или наделены общефилософским значением. Кроме того, часто пользуются стандартными сочетаниями слов и конструкциями: «актуальная тема. », «из всего сказанного следует…» и пр.

Кроме того, акцент на существительных исключает эмоциональную составляющую изложения.

Точность и логика

Для научного стиля характерен выбор в пользу однозначных слов или использование слов в прямом значении. Он предполагает, что в каждом последующем абзаце явление будет раскрываться полнее.

Прямой порядок слов в предложениях

При формулировании предложений не пользуются инверсией — нарушением порядка слов. Этот прием характерен для художественной литературы, так как помогает передавать эмоции.

Отдают предпочтение сложным синтаксическим конструкциям

В научных текстах допускаются сложные предложения средней длины, вводные и вставные конструкции, однородные и обособленные члены предложения. Они необходимы для реализации пояснительной функции этого стиля.

Применение пассивных конструкций

Например: «Реакцию контролировали с помощью нагревания и применения катализаторов». Или: «Эту функцию обозначают как КС».

Доказательность

В научных работах приводятся примеры, факты, подтверждающие мнение автора.

Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть фото Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть картинку Что такое научный стиль 5 класс. Картинка про Что такое научный стиль 5 класс. Фото Что такое научный стиль 5 класс

Однако есть отличия и в текстах научного характера. Они обусловлены:

В зависимости от этих факторов различают такие подстили научного стиля:

Научный стиль встречается нам каждый день при обращении к справочникам или энциклопедиям, словарям. С ним часто сталкиваются учащиеся и студенты.

Научный стиль: примеры из литературы

Понимание тех или иных явлений лучше всего дает наглядное рассмотрение. По этой причине предлагаем обратить внимание на примеры научного стиля, с которыми его особенности усвоятся легче.

Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть фото Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть картинку Что такое научный стиль 5 класс. Картинка про Что такое научный стиль 5 класс. Фото Что такое научный стиль 5 класс

АЙСБЕРГАМИ являются глыбы пресного льда, которые были частью ледников, отломились и дрейфуют по морям и озерам (обычные плавучие и паковые льды формируются на морской поверхности при замерзании). Их основные источники располагаются в ледниках Гренландии и Антарктиды. В длину антарктические айсберги могут достигать 80 км. Некоторые из них видны над водой больше чем на 60 м. Под водой остается часть, до 10 раз превышающая надводную.

Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются всё новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений», и вы, конечно же, составляли уравнения реакций для их осуществления. Вспомним, в чём заключается суть этих превращений.

Как справедливо отмечает К.А. Абульханова-Славская, развивая мысль Б.Г. Ананьева, проблема современной психологии состоит в том, что при достаточной изученности различных личностных характеристик, подтверждающих наличие у человека активности, не существует теории или концепции, объединяющей эти явления и процессы в единую и наиболее общую систему, позволяющую описать не отдельные стороны человеческой личности, а человека в целом. Действительно, характеристики движущих сил человеческой активности, таких как побуждение к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы и т. д. изучены достаточно глубоко, но в большинстве своем эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, часто вне жизненного применения, в искусственных условиях и в отрыве от понимания глубокого единства, целостности и системности человеческой личности.

В 1838 году французы вторглись в Мексику предположительно для того, чтобы собрать просроченные долги. Собственно, конфликт, как это часто случается, завязался десятью годами ранее, в 1828 году, когда мексиканские войска якобы разрушили французскую кондитерскую, принадлежавшую джентльмену по имени Ремонтель, в районе Такубайя недалеко от центра Мехико. Существует две альтернативные версии события: первая рассказывает о двух работавших в кондитерской французах, которых убили солдаты мексиканской армии под предводительством генерала Антонио Лопеса де Санта-Анны (1794–1876); вторая — о том, что мексиканцы похитили из кондитерской все пирожные до единого.

Далее история гласит: господин Ремонтель после продолжительных и неудачных переговоров с мексиканским правительством о возмещении ущерба пожаловался французам и потребовал компенсацию в диковинном размере — 60 000 песо, что по подсчетам примерно в шестьдесят раз превышало стоимость кондитерской. Французы долго размышляли и в конце концов решили увеличить сумму мексиканского долга до 600 000 франков.

Любые предположения, почему этот эпизод стал поводом для Кондитерской войны, не выдерживают ни малейшей критики: убийство, вандализм, воровство, долг выглядят неправдоподобно, и ничего проверить, разумеется, нельзя. Заявление господина Ремонтеля о возмещении ущерба, равно как и сама история, не упоминаются ни в одном дипломатическом документе, которыми в то время обменивались Франция и Мексика. Но один факт не вызывает сомнений — мексиканцы настойчиво называют войну Кондитерской и никогда не называли ее как-либо иначе.

Представленные примеры позволяют составить представление о научно-справочном, учебно-научном, академическом и научно-популярном подстилях научного стиля.

В современном мире наука становится составляющей жизни человека. Мы учимся, познаем мир. Поэтому не сможем избежать использования научной литературы.

Кроме того, приходится обращаться к научному стилю, когда готовим научные работы: доклады, рефераты, курсовые работы. Изучите его особенности, то, как строится текст, в котором преобладает научный стиль, примеры и будьте во всеоружии.

Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть фото Что такое научный стиль 5 класс. Смотреть картинку Что такое научный стиль 5 класс. Картинка про Что такое научный стиль 5 класс. Фото Что такое научный стиль 5 класс

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Конспект урока в 5 классе по теме «Научный стиль речи. Разговорная речь. Язык художественной литературы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока в 5 классе по теме «Научный стиль речи. Разговорная речь. Язык художественной литературы»

Познакомить учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявить признаки разговорной и книжной речи; показать особенности языковых средств разговорного стиля речи. Воспитывать интерес к русскому языку. Развивать связную устную речь, творческое мышление, внимание, память учащихся, умение работать с текстом, воспринимать его на слух; формировать коммуникативную культуру.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. Вы согласны быть учеными-исследователями? (Да).

— Мы продолжаем изучение раздела «Язык и общение». О чем мы говорили на прошлом уроке? (Общение бывает устное и письменное). Что такое язык? (средство общения)

– Ребята, я предлагаю вам начать урок с небольшого эксперимента. Перед вами три сосуда разной формы. Я наливаю в них воду. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Форму того сосуда, в который налита.

– Вы правы. У воды, ребята, есть удивительное свойство: она принимает форму того сосуда, в который её налили. Одна и та же вода принимает форму бутылки, стакана, …. То же самое и с языком. Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды разной формы, и язык будет видоизменяться. Высказывание может быть образным, живым выразительным, а может быть логичным, доказательным, точным. Вы догадались, о чём я говорю?

Наш урок развития речи мы начнем с поэтической минутки. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая.

Мысль словами выражать

— Суть стилистики такая.

Речь, статья или роман?

Заявление на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Ни к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила дилемма,

— Нужно стили речи знать!

Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

– Сформулируйте тему урока. Открываем тетради и записываем число, классная работа.

— На какое слово в теме урока вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало?

(Ответы учащихся). Слово стиль.

А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.

-Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?

Устная и письменная.

— в зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?

-Отлично! В тетрадях запишем схему:

Что же такое стиль речи?

А что такое цель высказывания?

-объяснение нового материала

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

Вспомним, какими бывают предложения по цели высказывания (повествовательными, Н-р Начался урок русского языка; вопросительными (Тебе интересно?) и побудительными (Откройте тетради)

Вспомнили, молодцы, возвращаемся к теме урока

1) Работа по учебнику.

Ребята открываем учебник §5 с.12. Внимательно изучите материал учебника о стилях речи. Читают 3 ученика по очереди

-Продолжаем заполнять нашу схему. Запись в тетради:

Научный стиль Художественный стиль

Прочитайте тексты на с.11 про ветер и определите стиль речи каждого из них. (1- разговорный, 2- научный, художественный)

Проведем словарную работу. Запишите слово в словарик флюгерь, посмотрите значение на с. 183.

— Сейчас мы попробуем перевести разговорный стиль в книжный, художественный

Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в произведение. Обсуждаем вместе устно

— Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!

— Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

— Не знаю, а во сколько?

— Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.

Какой стиль речи мы используем, когда даем толкование слову? (Книжный, научный)

У вас в рабочих тетрадях по подготовке к ВПР во второй части 9-ые задания, это задания на значения слова. Давайте потренируемся сейчас и будем стараться, давать словам красивые определения с грамотной насыщенной речью. Слова мы будем брать из текстов для того чтобы правильно понимать их значение. У одного и того же слова их может быть несколько.

Кресло-предмет мебели, мягкий стул с подлокотниками

Плавание- передвижение в воде

Уникальный- редкий, исключительный, неповторимый

Шерсть-волосяной покров на теле у животных

План- продуманный заранее порядок действий

Роща- небольшой лес из деревьев одной породы

Корень- часть растения, которая находится в земле

Великан- человек или животное очень большого размера

Огнетушитель- баллон, наполненный пеной, которой тушат огонь

Шторм-волнение на море

Хищник-живое существо, которое питается мясом

Кольчуга- доспехи из металлических колец

Аквариум- искусственный водоём для разведения или содержания рыб

Избыток-это когда чего-либо больше, чем нужно

Жарить-готовить на сковороде
Блюдце-небольшая тарелочка под чашку

Пенёк-нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломанного дерева вместе с оставшимися корнями.
Игрушка- предмет для детской игры, забавы, развлечения

Колодец-глубокая яма для добывания воды
Комната-помещение в доме или квартире

Окно-отверстие в стене для света и воздуха

Художник-человек, который работает в области искусства, пишет картины

Шкаф-высокий ящик с дверцами для хранения одежды, предмет мебели

Вазочка-небольшая ваза, маленький сосуд для сладостей, фруктов или цветов

Сарай-крытое хозяйственное помещение

Определение этих слов может быть разным, главное, чтобы вы выражались культурно и грамотно. Учитывая, что вы будете писать на ВПР и стиль речи должен быть книжным.

Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.

Работа с текстом Упр. 17.

Прочитайте текст. С какой целью он написан? (Чтобы донести информацию о шапке великого князя Владимира Мономаха). Определите стиль данного отрывка (Научный). По какой особенности вы это поняли?

Давайте подведем итог нашему уроку:

— Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.

— Что нового для себя сегодня открыли?

— Чему научились на уроке?

— Каких успехов достигли на уроке?

Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению: конструирование текста.

Упр.18 списать. ответить на вопросы устно. буду спрашивать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *