Что такое наука и научное исследование конспект
Тема 1. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Понятие науки и классификация наук
Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, также включающую системы научной информации, норм и ценностей науки и т. п.
Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины.
Задачи науки:
1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
3) систематизация полученных знаний;
4) объяснение сущности явлений и процессов;
5) прогнозирование событий, явлений и процессов;
6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Науку можно представить как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.
Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:
1) объект (предмет) – то, что исследует конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, история культуры изучает культуру как систему, рассматривая особенности ее функционирования в определенные исторические периоды;
2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;
3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.
Классификация наук
В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:
1) о природе – естественные;
2) об обществе – гуманитарные и социальные;
3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.
В Общероссийском классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования, выделены:
1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);
2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);
3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);
4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).
В обществе существует мнение, что философия не является наукой (только наукой), либо ее ставят в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.
В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о земле.
Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимости от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социальнотехнических проблем.
Эти науки имеют более дробное деление: например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Государствоведению как прикладной науке причастны: политика, управленческое дело, судопроизводство, криминалистика, военное дело, архивное дело. Кроме того, Л. Г. Джахая [5] дает классификацию так называемых «стыковых» наук:
— промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия);
— скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география);
— комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).
В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.
Научное исследование
Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» [6] дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т. д.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования выделяют научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациямизаказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
В нормативно-правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
В указанном Законе даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований (ст. 2).
Фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.
Прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научные исследования зачастую могут представлять собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретикоприкладными.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Наука. Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.
Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.
1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
3) систематизация полученных знаний;
4) объяснение сущности явлений и процессов;
5) прогнозирование событий, явлений и процессов;
6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Структура (система) науки может быть представлена по-разному в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Так, В.П. Кохановский по одному из оснований деления различает: а) науку, которая наряду с истинным включает неистинные результаты (религиозные, магические представления, определенные противоречия и парадоксы, личные пристрастия, антипатии, ошибки и т.д.); б) твердое ядро науки – достоверный, истинный пласт знаний; в) историю науки; г) социологию науки.
Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.
Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:
1) объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание;
2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;
3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.
Научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ.
Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.
Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.
Научные исследования в сфере экономических наук зачастую представляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
Этапы научно-исследовательской работы. Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.
Применительно к работам студентов на экономические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:
2) проведение теоретических и эмпирических исследований;
3) работа над рукописью и её оформление;
4) внедрение результатов научного исследования.
Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека публикаций в периодической печати. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.
Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической информации; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
Исследование любого класса систем есть особый вид мыслительной деятельности, иногда очень сложной, требующей определенных способностей и навыков, специальной подготовки, затраты некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных, природных, технических и т.д. Исследование всегда есть система более или менее мощная, более или менее сложная.
Как система исследование включает три взаимосвязанные подсистемы:
а) объект и предмет исследования;
в) язык исследования.
Объект и предмет исследования может выступать в трех видах:
1) организационные, экономические (материальные) отношения;
2) отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;
3) система, категорий, накопленных знаний.
Исследователь не только сам воздействует на объект, но и испытывает на себе воздействие объекта исследования. Появляется так называемое «сопротивление материала», которое исследователь иногда не может преодолеть.
Всякое исследование должно начинаться с поиска задачи, темы для исследования. На начальных этапах подготовки специалиста в вузе задачи, темы для самостоятельной работы студентами, как общее правило, задаются кафедрами в виде рекомендательных списков тем, докладов, рефератов, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов и т.д.
Поиск и обоснование темы исследования требует понимания сущности и содержания, взаимосвязи и взаимообусловленности общелогических и специфических для теоретического мышления форм: понятий, суждений, умозаключений, законов, теорий, гипотез; знания сущности логических операций с этими формами. В процессе самого исследования основным становится обоснование истинности суждений и умозаключений исследователя. Для этого нужно, прежде всего, освоить основы методологии, т.е. учение о подходах к познанию и методах познания истины, способах структуризации новых знаний, законах логического мышления, путях предотвращения логических ошибок, направлениях и способах доказательства истинности знаний.
Всякое исследование имеет своим исходным пунктом определение целей и формулировку проблем. Под целью понимается мысленный, идеальный образ, предвосхищающий конечный итог работы, результаты.
Вместе с тем двигателем всех поступков является интерес общества, класса, индивидуума. Поэтому предвосхищение результатов в виде целей есть реализация интересов, а цель есть концентрированное выражение интересов. В цели выражается система проблем.
— ограничить известное от неизвестного (инвентаризация неизвестного);
— локализовать неизвестное во времени пространстве;
— сформулировать проблему и определить, что необходимо для ее исследования.
Конспект по обществознанию на тему «Наука»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:
социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
отрасль духовного производства (НИОКР);
особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
2. Классификации наук:
по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
5. Модели развития научного знания:
постепенное развитие науки;
развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
развитие через интеграцию научного знания.
6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
развитость понятийного аппарата (категориальность);
рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
высокий уровень обобщения;
универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
8. Уровни, формы и методы научного познания
— научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;
— эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.
— проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);
— гипотеза – научное предположение;
— теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.
— концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
(строгость и объективность)
Единство исторического и логического
Восхождение от абстрактного к конкретному
9. Универсальные методы научного познания:
анализ – разложение целого на части;
синтез – воссоединение целого из частей;
дедукция – выведение общего положения из фактов;
дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
аналогия – сходство нетождественных объектов;
моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
11. Классификация социальных наук:
Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
12.Социальное и гуманитарное знание:
Обращение к текстам
Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы
13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе
1. Особенности социального познания:
1.1. субъект и объект познания совпадают;
1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
1.4. сложность объекта познания – общества;
1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:
2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;
2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;
2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
3.3. виды социальных фактов:
3.3.1. действия, поступки;
3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
3.3.3. словесные (вербальные) действия.
3.4. Оценка социального факта:
3.4.1. свойства изучаемого объекта;
3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;
3.4.3. познавательные цели исследователя;
3.4.4. личная позиция исследователя;
3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1598931
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.