Что такое наука и научное исследование
Тема 1. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Понятие науки и классификация наук
Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, также включающую системы научной информации, норм и ценностей науки и т. п.
Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины.
Задачи науки:
1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
3) систематизация полученных знаний;
4) объяснение сущности явлений и процессов;
5) прогнозирование событий, явлений и процессов;
6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Науку можно представить как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.
Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:
1) объект (предмет) – то, что исследует конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, история культуры изучает культуру как систему, рассматривая особенности ее функционирования в определенные исторические периоды;
2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;
3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.
Классификация наук
В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:
1) о природе – естественные;
2) об обществе – гуманитарные и социальные;
3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.
В Общероссийском классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования, выделены:
1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);
2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);
3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);
4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).
В обществе существует мнение, что философия не является наукой (только наукой), либо ее ставят в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.
В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о земле.
Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимости от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социальнотехнических проблем.
Эти науки имеют более дробное деление: например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Государствоведению как прикладной науке причастны: политика, управленческое дело, судопроизводство, криминалистика, военное дело, архивное дело. Кроме того, Л. Г. Джахая [5] дает классификацию так называемых «стыковых» наук:
— промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия);
— скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география);
— комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).
В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.
Научное исследование
Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» [6] дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т. д.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования выделяют научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациямизаказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
В нормативно-правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
В указанном Законе даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований (ст. 2).
Фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.
Прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научные исследования зачастую могут представлять собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретикоприкладными.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Наука. Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.
Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.
1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
3) систематизация полученных знаний;
4) объяснение сущности явлений и процессов;
5) прогнозирование событий, явлений и процессов;
6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Структура (система) науки может быть представлена по-разному в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Так, В.П. Кохановский по одному из оснований деления различает: а) науку, которая наряду с истинным включает неистинные результаты (религиозные, магические представления, определенные противоречия и парадоксы, личные пристрастия, антипатии, ошибки и т.д.); б) твердое ядро науки – достоверный, истинный пласт знаний; в) историю науки; г) социологию науки.
Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.
Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:
1) объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание;
2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;
3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.
Научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ.
Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.
Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.
Научные исследования в сфере экономических наук зачастую представляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
Этапы научно-исследовательской работы. Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.
Применительно к работам студентов на экономические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:
2) проведение теоретических и эмпирических исследований;
3) работа над рукописью и её оформление;
4) внедрение результатов научного исследования.
Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека публикаций в периодической печати. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.
Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической информации; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
Исследование любого класса систем есть особый вид мыслительной деятельности, иногда очень сложной, требующей определенных способностей и навыков, специальной подготовки, затраты некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных, природных, технических и т.д. Исследование всегда есть система более или менее мощная, более или менее сложная.
Как система исследование включает три взаимосвязанные подсистемы:
а) объект и предмет исследования;
в) язык исследования.
Объект и предмет исследования может выступать в трех видах:
1) организационные, экономические (материальные) отношения;
2) отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;
3) система, категорий, накопленных знаний.
Исследователь не только сам воздействует на объект, но и испытывает на себе воздействие объекта исследования. Появляется так называемое «сопротивление материала», которое исследователь иногда не может преодолеть.
Всякое исследование должно начинаться с поиска задачи, темы для исследования. На начальных этапах подготовки специалиста в вузе задачи, темы для самостоятельной работы студентами, как общее правило, задаются кафедрами в виде рекомендательных списков тем, докладов, рефератов, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов и т.д.
Поиск и обоснование темы исследования требует понимания сущности и содержания, взаимосвязи и взаимообусловленности общелогических и специфических для теоретического мышления форм: понятий, суждений, умозаключений, законов, теорий, гипотез; знания сущности логических операций с этими формами. В процессе самого исследования основным становится обоснование истинности суждений и умозаключений исследователя. Для этого нужно, прежде всего, освоить основы методологии, т.е. учение о подходах к познанию и методах познания истины, способах структуризации новых знаний, законах логического мышления, путях предотвращения логических ошибок, направлениях и способах доказательства истинности знаний.
Всякое исследование имеет своим исходным пунктом определение целей и формулировку проблем. Под целью понимается мысленный, идеальный образ, предвосхищающий конечный итог работы, результаты.
Вместе с тем двигателем всех поступков является интерес общества, класса, индивидуума. Поэтому предвосхищение результатов в виде целей есть реализация интересов, а цель есть концентрированное выражение интересов. В цели выражается система проблем.
— ограничить известное от неизвестного (инвентаризация неизвестного);
— локализовать неизвестное во времени пространстве;
— сформулировать проблему и определить, что необходимо для ее исследования.
Научная деятельность в области управления персоналом
понятие наука и научня деятельность
1. Понятия «наука» и «научное исследование»
Понятия «наука» и «научное исследование»
Определение науки. Человек, вступающий на путь исследования, обращается к той обширной сфере человеческой деятельности, которая называется наукой. Прежде чем мы перейдем к раз-говору о педагогической науке и научной работе по педагогике, посмотрим, что собой представляет наука вообще.
Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а вы-бор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.
Например, в одной из работ, в которой рассматривались различия между религией и наукой, последняя определялась как «об¬ласть институционализации сомнения». Институционализация означает перевод из области личного в сферу общественного. Защита диссертации, например, есть не что иное, как способ преодоления сомнений научного сообщества относительно компетентности соискателя. И сам соискатель подвергает сомнению некоторые устоявшиеся в науке представления. В этом случае сомнение перестает быть личным достоянием каждого и становится обобщенной характеристикой научного познания. Религия же сомнение исключает. Верующий именно верит, а не сомневается. Автор, таким образом, подчеркнул различие между двумя сферами духовного освоения мира — наукой и верой, выделив главную черту науки: в отличие от религии. Наука ничего не принимает на веру и при этом является одним из социальных институтов.
Мы ставим перед собой другую задачу. Она связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности — в образовании, а для этого приведенное выше, правильное, но слишком узкое, определение не подходит.
Наиболее общим образом наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто сис¬ема знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование, т.е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Наука — это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного процесса, идеальный сгусток познавательных усилий людей. Научная деятельность генерирует знание, точнее — его особый тип — научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий организм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства — производство научного знания.
Существует единство духовной и материальной деятельности, результата и процесса, знания и способов его получения. Главной частью самосознания науки стало представление о характере деятельности, направленной на формирование и развитие научного знания, а научное знание всегда есть результат деятельности познающего человека.
Объект и предмет науки. Принято различать объект и предмет науки. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука, предмет — способ видения объекта с позиций этой науки. Э.Г.Юдин выделяет следующие компоненты содержания понятия «предмет науки»: объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследователя; эмпирическая область, т. е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накопленных наукой к данному времени; задача исследования; познавательные средства.
Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета. Как научная реальность, он создается только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисциплины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом.
Можно сказать проще: предмет науки — это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения.
В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки различаются три понятия: объект действительности, объект науки и предмет науки. Покажем это различие на примерах.
Рентгеновские лучи как объект действительности существовали не только до рождения ученого, чьим именем они были названы, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, возникла необходимость выделить специфические для каждой из них стороны этого объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному, каждый из них выделяет свой предмет. Для медицины они — средство диагностики заболеваний, для физики — один из многих видов излучения. Ясно, что и понятийный состав, и средства изучения и применения этого объекта в разных науках не совпадают.
На урок к учителю физики могут прийти представители многих научных дисциплин. Но каждый из них увидит разное и опишет происходящее иначе, чем его коллега — специалист из другой отрасли знания. Методист будет думать о том, насколько соответствуют содержание и методы, применяемые учителем, целям преподавания данного учебного предмета в школе, физик — о правильности изложения материала своей науки, специалист по дидактике — о соответствии общего хода урока принципам обучения. Психолог преимущественно заинтересуется особенностями усвоения материала учащимися. Для специалиста по кибернетике обучение — это система управления с прямой и обратной связью.
При всем уважении к науке нельзя считать, что она может все. Опрометчиво было бы утверждать, что научная или какая-либо другая форма отражения лучше или «выше» другой. Требовать, чтобы Шекспир выражался формулами, а Эйнштейн сочинял драмы и сонеты, одинаково нелепо. Существуют различия в характере использования места и роли опыта: в науке, с одной стороны, и в художественном творчестве — с другой. Ученый исходит из информации, уже накопленной в данной науке, из общечеловеческого опыта.
Стихийно-эмпирическое познание, как мы уже отмечали, также является формой духовного освоения действительности. Нередко в исследованиях познания — научное и стихийно-эмпирическое (обыденное) — не различают достаточно четко, считают, что педагог-практик, не ставя перед собой специальных научных целей и не используя средств научного познания, может находиться в положении исследователя. Высказывают или подразумевают мысль, что научное знание можно получить в процессе практической деятельности, не утруждая себя научными размышлениями, что педагогическая теория чуть ли не «вырастает» сама собой из практики. Это далеко не так. Научное познание — процесс особый. Он включает в себя познавательную деятельность людей, средства познания, его объекты и знания. Обыденное познание существенно от него отличается. Главные отличия следующие.
Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание — все занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно направлено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирование и т.д.