Что такое наука информатика 7 класс
Что такое информатика простыми словами — что изучает, задачи и основные направления
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. У большинства представителей младшего поколения были уроки информатики в школе, колледже или институте.
Старшее поколение могло и не застать этого предмета в учебных заведениях, так как эта наука относительно молодая и как отдельное направление появилась только во второй половине XX века.
В этой статье я постараюсь простыми словами рассказать, что такое информатика, для чего она нужна и какие задачи ставятся перед ней.
Информатика — это
Информатика — это наука, которая занимается вычислением, хранением и обработкой информации. Она развивается вместе с компьютерами и сетью интернет, а потому базируется на компьютерной технике и невозможна без нее.
Слово по звучанию схоже с немецким «Informatik» и французским «Informatique» и сильно отличается от американского и британского аналогов: «computer science» и «computing science» соответственно, что переводится как «компьютерная наука».
Информатика состоит из информации (это что?) и автоматики. Наука способна оперировать информацией без человеческого вмешательства.
В наши дни информатика используется почти во всех сферах жизнедеятельности: магазинах, предприятиях, сельском хозяйстве и многих других.
У этого термина есть еще одно определение. Информатика — это специальная наука, с помощью которой информация обрабатывается в автоматическом режиме.
Несколько фактов из истории
Впервые понятие «информатика» появилось в середине прошлого века во Франции. Использовалось оно для обозначения раздела науки, отвечающего за обработку информации при помощи средств ЭВМ.
Чуть позже, в 70-х годах, термин начал использоваться в качестве синонима английского выражения «computer science», что обозначает «науку о вычислениях».
Информатика в то время стала обозначать дисциплину, которая связана с обработкой данных при помощи ЭВМ.
Сегодня информатика — это не только наука и дисциплина в школе и университете. Она стала одной из наиболее развивающихся отраслей народного хозяйства.
Основные понятия информатики
Информатика как наука держится на трех основных понятиях:
Задачи информатики
Информатика ставит перед собой серьезную задачу — поиск новых знаний при помощи ЭВМ. При этом он должен проходить в различных сферах жизнедеятельности.
Но это не единственная задача науки. Перед информатикой ставятся другие, не менее важные, цели. Вот некоторые из них:
И хотя с помощью компьютера можно решать большое количество задач, в каждом случае принцип его применения остается неизменен. Поступающие в ПК данные обрабатываются для получения нужных результатов.
Направления информатики
Информатика как наука имеет несколько направлений:
Она призвана развивать теории поиска, хранения и переработки данных, обнаружение закономерностей процессов создания и преобразования данных, их использования в разных областях человеческой деятельности и информационные технологии в целом.
Направление также изучает взаимосвязи между людьми и ЭВМ.
Вот и все, дорогие друзья! Я постарался простыми словами объяснить, что значит информатика, для каких целей необходима и на какие виды делится.
Надеюсь, что после прочтения статьи вам станет все понятно. Если нет, вы всегда можете спросить в комментариях, где я или другие читатели блога KtoNaNovenkogo.ru ответят на вопросы.
В завершение предлагаю посмотреть видео по теме:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
В школе был такой предмет, но, честно говоря, мало что о нем помню. Стояли в классе допотопные советские компьютеры, какие-то программы писали на Бейсике, но данный предмет мне казался скучным и слишком абстрактным. Теперь думаю, что надо было идти учиться на программиста, они на рынке труда пользуются стабильно большим спросом, потому и зарплаты соответствующие.
Отлично помню, каким были обучение информатике в школе, когда нужно было рисовать макет окна какой-либо программы в тетради. Жаль, что кроме теоретической базы, которая казалась совершенно бессмысленной мало что еще изучалось.
Как нам преподавали данный предмет, уж лучше бы его вообще не было. Я понимаю, если бы нас программировать учили, а то каким-то непонятным бредом занимались, зря время тратили.
Для меня программу написать было всегда пыткой. На экзамене в вузе, если бы не подруга со шпаргалкой, получила бы двойку.
Почему в век компьютеризации у нас число чиновников только растёт, по логике наоборот уменьшатся должно, ведь компьютеры и информационные базы снижают нагрузку на рабочий персонал.
А ещё эта информатика ставит новые задачи, задачи по контролю за населением, тотальному контролю.
У нас столько программистов талантливых, какие-то даже чемпионаты по программированию выигрывают, а операционку написать не могут. Как долго мы ещё будем зависеть от всяких Биллов Гейтсев?
Информатика – это наука. Что изучает информатика?
В этой статье будет рассмотрена история информатики как науки, также разберемся в том, чем она занимается, и в ее основных направлениях.
Цифровая эпоха
Современный мир очень сложно представить без информационных и цифровых технологий. Все они значительно облегчают жизнь, благодаря им человечество совершило ряд значительных прорывов в науке и промышленности. Рассмотрим более подробно дисциплины информатики и историю ее становления как науки.
Определение
Она включает в себя дисциплины, которые имеют отношение к обработке и расчету информации с применением различного рода вычислительных машин и сетей. Причем как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и конкретные, к примеру, разработка новых методов компрессии данных, протоколов обмена информации и языков программирования.
Теперь же кратко рассмотрим развитие информатики как науки, начиная с ее истоков.
История
Началось же все с середины XIX века, когда разными учеными были созданы механические калькуляторы и «аналитические машины». В 1834 году Чарльз Бэббидж начал разработку программируемого калькулятора, и, кстати, именно он впоследствии сформулировал множество основных черт и принципов современного компьютера. Также именно он предложил использовать перфокарты, которые затем были в употреблении вплоть до конца 80-x годов XX века.
В 1843 году Ада Лавлейс создала алгоритм для вычисления чисел Бернулли, и это считается первой в истории компьютерной программой.
В начале 1950-х годов всем стало ясно, что компьютер можно использовать в различных сферах науки и промышленности, а не только как инструмент для математических расчетов. И что только зарождавшаяся тогда информатика – это наука, за которой будущее. А чуть позже она получила статус официальной науки.
Теперь же кратко рассмотрим ее структуру.
Структура информатики
Структура информатики многогранна. Как дисциплина, она охватывает широкий круг тем. Начиная от теоретического исследования различного рода алгоритмов и заканчивая практическим воплощением в жизнь отдельных программ или же созданием вычислительных и цифровых устройств.
Информатика – это наука, изучающая…
На данный момент различают несколько основных ее направлений, которые, в свою очередь, делятся на множество ответвлений. Рассмотрим самые основные:
Как видим, информатика – это наука, изучающая ряд очень важных теоретических вопросов, к примеру, создание искусственного интеллекта или разработка решений для каких-то математических задач.
Презентация к уроку «Введение в предмет информатики»
Презентация к уроку информатики в 7 классе, урок 1.
Цели урока: предметные – общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики; метапредметные – целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником; личностные – умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Решаемые учебные задачи: знакомство учащихся информатикой как наукой, с её местом в системе наук, с целями изучения курса информатики; обобщение и систематизация знаний учащихся о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; знакомство с особенностями изложения учебного материала в учебнике; повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе со средствами ИКТ; проверка усвоения учебного материала 6 класса.
Содержимое разработки
Информатика- это наука…
Политаева Натадья Владимировна
Основные этапы развития информатики
Политаева Натадья Владимировна
Политаева Натадья Владимировна
Истоки информатики: кибернетика
Первоисточником научной области информатики принято считать кибернетику, рождение которой связывается с выходом в 1948 г. книги Норберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».
Политаева Натадья Владимировна
Истоки информатики: теория информации
К первоисточникам современной информатики относится теория информации, зародившаяся в 1930-х гг. в работах Ральфа Хартли и Клода Шеннона
Политаева Натадья Владимировна
Истоки информатики: теория алгоритмов
К первоисточникам современной информатики относится теория алгоритмов, основоположниками которой являются Алан Тьюринг, Эмиль Пост, Андрей Андреевич Марков.
Политаева Натадья Владимировна
Истоки информатики: архитектура ЭВМ
К первоисточникам современной информатики относится работы Джона фон Неймана по архитектуре ЭВМ.
Политаева Натадья Владимировна
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Политаева Натадья Владимировна
Этапы информационного развития человечества
Политаева Натадья Владимировна
Этапы информационного развития человечества
Политаева Натадья Владимировна
Этапы информационного развития человечества
Конец XIX в. – появление средств связи (телеграф, телефон, радио), позволивших оперативно передавать информацию на любые расстояния.
Политаева Натадья Владимировна
Этапы информационного развития человечества
Политаева Натадья Владимировна
новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Политаева Натадья Владимировна
Информатика в школе
Как самостоятельный предмет изучается в школе с 1985 г.
Андрей Петрович Ершов (1931-1988)
Политаева Натадья Владимировна
Изучение информатики позволит:
Политаева Натадья Владимировна
Изучение информатики позволит:
Политаева Натадья Владимировна
Изучение информатики позволит:
Политаева Натадья Владимировна
Изучение информатики позволит:
Политаева Натадья Владимировна
Политаева Натадья Владимировна
А) теория информатики
Политаева Натадья Владимировна
2. Изобретение письменности, позволившее накапливать и распространять знания относится к
Политаева Натадья Владимировна
Политаева Натадья Владимировна
4. Появление микропроцессорной техники и персональных компьютеров; возникновение компьютерных телекоммуникаций, радикальное изменение систем хранения и поиска информации.
Политаева Натадья Владимировна
5. Автор книги «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».
Конспект урока информатики по теме «Введение в информатику» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по информатике, 7 класс
Тема урока: Информация. Информационные процессы.
Цель урока: Освоить области применения науки информатики, общее и особенное в курсе школьной информатики. Научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. Развитие познавательных интересов
Задачи: Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер, ТБ при работе в компьютерном классе.
Знакомство с классом.
Информатика и информационно-коммуникативные технологии: Учебник для 7 класса. / И. Г. Семакин, Л.А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Теоретический материал урока
Любой учебный предмет посвящен изучению какой-то стороны окружающей нас действительности. Что же изучает информатика?
Мир, окружающий нас, чрезвычайно разнообразен. В повседневной жизни нам приходится сталкиваться с такими понятиями как:
Пространство. (место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности, понятие направления)
Развитие человечества привело к возникновению таких наук, как физика, химия, биология и других – эти науки изучают материальный мир, его вещественные объекты и энергетические процессы.
В середине XX века появляется новая наука – информатика. Толчком к зарождению этой науки послужило внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности.
Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).
В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.
Сегодня информатика является одной из фундаментальных отраслей научного знания, использующей системно-информационный подход к анализу окружающего мира и рассматривающей информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, хранения и обработки информации с использованием технических средств. Это стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, которая расширяет область своего влияния на разные отрасли промышленной и научной сферы.
Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.
Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает.
В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.
Термин «информатика» (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика».
Informatique = information + automatique
Информатика = информация + автоматика
Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – «Computer science», что означает буквально «компьютерная наука».
Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:
Информатика – это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютеров.
Как математика состоит из множества различных математических дисциплин (алгебры, геометрии, теории чисел, теории функций и др.), информатика – это множество различных дисциплин, объединенных общим предметом изучения – информацией. К их числу относятся: теория информации, кибернетика, программирование, математическая лингвистика, теория алгоритмов и др.
Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений XX века – создание электронно-вычислительных машин – ЭВМ. В современной терминологии их чаще называют компьютерами.
У любой науки есть свой объект изучения. Объектом может служить все – дерево, школа, парта, ученик и кошка. Дерево само по себе просто дерево, но если мы обратили внимание на это дерево с целью его изучить, то тогда это уже не дерево, а объект.
Объекты – это все предметы, явления или процессы, на которые обращено наше внимание с целью их изучения.
Объектом изучения информатики является информация, формы ее существования, закономерности ее проявления, особенности функционирования.
Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.
Первые ЭВМ были доступны только специалистам, применялись для решения только научных, производственных и военных задач. Под компьютерной грамотностью понималось умение программировать на ЭВМ. Для того, чтобы пользоваться компьютером, необходимо было знать программирование. С появлением персональных компьютеров эта техника стала общедоступной. Сегодня большинство людей, использующих компьютеры, не программируют. Это пользователи, т.е., люди, работающие по готовым программам, которые были разработаны профессиональными программистами.
В конце XX– начале XXI века бурное развитие получили глобальные компьютерные сети, Интернет.
В курсе «Информатика» вы познакомитесь с рядом научных вопросов информатики, а также освоите наиболее распространенные средства ИКТ.
Правила техники безопасности и санитарные нормы работы за ПК
Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.
Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.
Правильная рабочая поза:
Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.
Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
Необходимо сохранять прямой угол (90°) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
Так же при работе необходимо:
дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.
При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.
При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.
Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.
Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:
Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!
Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.
Не дергайте и вообще не трогайте различные провода.
Не стучите по клавиатуре и мышке.
Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.
Теперь внимательно изучите инструкцию по ТБ для учащихся в кабинете информатики.
(Инструкция находится на каждом рабочем месте.)
Что является предметом изучения информатики?
Информация, информационные процессы, а также способы и средства их автоматизации
Каково основное предназначение компьютера?
Компьютер – универсальное программно-управляемое устройство для работы с информацией
Нарушение каких правил техники безопасности и санитарных норм может повлечь серьёзный вред здоровью человека?
Большое количество времени проведенной за компьютером; ухудшение общего самочувствия; самостоятельное переключение проводов;
Плохая освещенность рабочего места; отсутствие кондиционирования или вентиляции воздуха;
Какая из наук считается «основателем» системно-информационного взгляда на природу?
Какая связь между кибернетикой и информатикой?
В 60-70-е годы двадцатого века информатика выделилась из кибернетики как самостоятельная научная дисциплина
Назовите абстрактные понятия науки
Вещество, энергия, время, пространство, информация
Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведённых ниже профессий?
Архитектор, Врач, Учитель, Бизнесмен,
Бухгалтер, Композитор, Секретарь, Писатель, Художник, Модельер.
Архитектор: проектирование зданий
Врач: запись на прием; определение диагноза
Учитель: подготовка практических заданий;
Бизнесмен: анализ работы фирмы;
Бухгалтер: расчет зарплаты;
Композитор: сочинять музыку
Секретарь: оформление документов
Писатель: набор, редактирование, сохранение текста своего произведения
Художник: редактирование картин, фотоизображений
Модельер: моделирование одежды; создание чертежей одежды
В чём отличие работы программиста от пользователя?
Программист составляет программы для ЭВМ, используя различные языки программирования, пользователь решает свои задачи на компьютере, используя прикладные программы (не прибегая к программированию)
Приведите 3-4 примера профессий людей, чья деятельность, в основном, связана с обработкой полученной информации.
Подведение итогов урока
Какие вопросы мы сегодня рассмотрели? (Познакомились с предметной областью – информатика).
Что нового вы для себя узнали? (Что информатика изучает не только информационные технологии)
Встречались ли вы раньше с понятием «объект»?
Какой новый смысл мы включаем в понятие «объект»? (Объектом называем не просто предмет, явление или процесс, а нечто на что направлено наше внимание с целью его исследования).
Знать основные определения рассмотренных понятий (информатика, объект, информация); подумать, где приходится сталкиваться с информацией в обычной жизни.
§ 1, прочитать, ответить на вопросы; подготовиться к тестированию по ТБ.
3. теория информации
Что повлияло на развитие информатики?
1. Достижения физики
2.Создание электронно-вычислительных машин
3. Достижения математики
Продолжите фразу: «предметом изучения информатики является…»
Продолжите фразу: «В школьной информатике компьютер выступает как…»
1. инструмент для работы с информацией
2.инструмент для работы с информацией и как объект для изучения
3. объект для изучения и совершенствования
Какие абстрактные понятия науки позволили сформировать три точки зрения на изучения окружающего нас мира?
2. Энергия, информация
3.Вещество, энергия и информация
Наука об управлении и связи в живом организме и машине – это …
4. Теория вероятности
В рамках кибернетики рассматриваются следующие взаимодействия между элементами кибернетической системы:
4. информационное и энергетическое
Какие из перечисленных специальностей непосредственно связаны с обработкой информации с помощью компьютера:
А). Водитель; Б).Кондитер; В).Программист; Г).Конструктор; Д).Бухгалтер; Е).Юрист; Ж).Кондуктор; З).Менеджер
Восприятие информации, как сведений, знаний, которые человек получает об окружающем мире – это:
4. Традиционное представление об информации и системно-информационный подход.
Сопоставьте каждое из абстрактных понятий науки с областью производственной деятельности человека:
А). Информация; Б).Вещество; В).Энергия; Г).Производство сельхоз-продукции, промышленной продукции; Д).производство и транспортировка электроэнергии; Е). Связь Ж). Образование, наука.