Что такое наука как она возникла и как развивалась
Возникновение науки. Основные этапы её развития
Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области
философия и наука появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ в историческое состояние. Этот переход представляет очень сложное явление духовной, социальной и экономической жизни.
Доисторический период: не было философии и науки, поскольку все находилось во власти традиций, когда человек ориентировался на прошлые культурные образцы и мышление не могло выйти за его пределы, что принципиально ограничивало творческие возможности человеческих сообществ, делало их развитие похожим на течение равнинной реки.
Исторический период: возникновение и развитие философии и науки.
Середина 1 тысячелетия до н.э. считается периодом возникновения философии и науки – 1 этап Античность.
Исторические формы бытия того, что именовалось и именуется «наукой», настолько разнообразны и настолько противоречат друг другу, что не поддаются простому эмпирическому обобщению. (Лебедев С.А. Философия науки)
Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Включает в себя все условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания. Наука – необходимое следствие общественного разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой – сперва очень малочисленной группы людей.
Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.
Диахронное
(историческое) многообразие форм науки (диахронный плюрализм науки):
Восточная преднаука:
Наука появляется в странах Древнего Востока (в осевое время): в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.
Производство идей, представлений, сознания первоначально было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни.
Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.
Античная «наука» (древнегреческая)
Образец «Начала» Евклид
Достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки является объяснительная функция;
её основная задача – познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек.
Для возникновения науки в ее собственном понимании были необходимы определённые социальные условия:
Эти условия сложились к VI в. до н. э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит и др.), объяснявшие действительность через естественные начала. Это было теоретическое знание, в котором на первый план выдвигались его объективность, логическая убедительность.
Древнегреческая наука (Аристотель и др.) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры:
Средневековая европейская «наука»:
астрология, алхимия, религиозная герменевтика.
Огромный вклад в развитие науки внесли учёные арабского Востока и Средней Азии (Ибн Сина 10-11вв, Ибн Рушд 12в, Бируни 10-11вв и др.), сумевшие сохранить и развить древнегреческую традицию, обогатив её в ряде областей знания.
Противоречила древней «преднауке» и античной «науке».
Новоевропейская классическая наука
Отличительные черты от предыдущих этапов:
Отличается от предыдущих этапов:
Парадигмальные образцы: аналитическая геометрия Декарта, механика Галилей и Ньютона, матанализ Ньютона, Лейбниц, Коши.
Гносеологические основания: объективные м-ды исследования, эксперимент, математическая модель объекта,дедуктивно-аксиматический способ построения теории.
Социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений (научные лаборатории, институты и др), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой науки. Осознание ограниченности когнитивных ресурсов классической науки (кон 19 нач 20вв) – начало кризиса основ. Открыты: теория относительности, квантова механика, конструктивная логика и математика и др.
Неклассическая наука
Пик 70-ые годы 20 века.
В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка науки, она уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального производства.
Постнеклассическая наука
начало с конца 70-ых 20 в(описал В.С. Степин)
Лидеры: биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке.
Главный предмет: сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.)
Идеология, философские основания, методология: существенно отличаются и во многом несовместимы с принципами предыдущих этапов новоевропейской науки.
Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон (защитный белок) и т.д.
Синхронный плюрализм науки:
обусловлен существенным различием предметов и методологии разных научных дисциплин. А также реализуемых в них идеалах, норм научного исследования, форм организации деятельности.
Выделяют 4 класса наук:
Объединяющее общее сложно назвать. Проще найти различия по разным основаниям: предмет, способ конструирования знания, способ конструирования знания, критерии истинности, способ организации научных сообществ и их ценностным ориентациям.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ
Тема 2. Наука в эпоху античности и средневековья Преднаука и эволюция смысла научности. Культура античного полиса. Становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Астрология, магия, алхимия.
Тема 3. Наука в эпоху Возрождения Особенности науки в период рождения новой культуры: светский характер, натурализм, антропоморфизм, синтез дисциплин. Революция в познании и новая естественнонаучная картина мира. Великие географические открытия и расширение горизонтов познания. Первые шаги в области систематизации знания (систематика растений, возникновение научной анатомии и др.). Роль механико-математической модели мира и гелиоцентрической космологии Коперника в освобождении науки от влияния теологии.
Тема 4. Возникновение современной науки в Западной Европе Исторические условия и социокультурные предпосылки новоевропейской науки. Концептуальные различия между Средневековой наукой и наукой Нового времени. Ф. Бэкон о значении истории науки. Критический дух, объективность, практическая направленность – характерные черты науки Нового времени.
Вторая половина XIX – начало XX вв. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках (начало XX в.). Неклассическая наука и ее философско-методологические последствия. Создание теории относительности и квантовой механики – начало этапа неклассической науки. Онтология неклассической науки: релятивизм, индетерминизм, нелинейность, массовость, синергетизм, системность, структурность, организованность, эволюционность научных объектов. Гносеология неклассической науки: субъект – объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Научно-техническая интеграция.
Середина XX в.: научно-техническая революция. Создание наукоемкой экономики. Превращение науки в главный источник инноваций и решающую силу общественного прогресса. Наука – важнейший объект государственной научной политики развитых стран. Технократизм и его негативные последствия. Необходимость экологического и гуманитарного контроля над научно-техническим развитием. Биология, экология, глобалистика и науки о человеке – лидеры постнеклассического этапа. Предмет исследования неклассической науки – сверхсложные системы (механические, физические, химические, биологические, экологические, космологические, инженерные, компьютерные, технологические, медицинские, социальные и др.).
Постнеклассическая наука. Принципы онтологии постнеклассической науки: системность, структурность, органицизм, эволюционизм, телеологизм, финализм, антропологизм. Гносеология постнеклассической науки: проблемность, коллективность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, экологическая и гуманистическая направленность научной информации. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм, коммуникативность, консенсуальность, целостность, эффективность и целесообразность научных решений. Компьютерная, телекоммуникативная и биотехнологическая революция в науке. Высокие технологии – основа развития экономики, переход к созданию информационного общества.
Что такое наука как она возникла и как развивалась
Наука и жизнь. История науки
История науки – это история процесса накопления знаний многими поколениями людей, их осмысления и оформления в теориях ученых-одиночек, их пересмотра и применения в практике. Она давно выстроена историками, отшлифована ими и растиражирована в тысячах книг.
Все эти открытия были стартом в поисках научной истины, и эти поиски продолжаются до сих пор. Люди по своей природе очень любознательны, и стремятся знать все об окружающем мире. И люди не просто получают знания, чтобы удовлетворить свое любопытство, они хотят применять полученные знания для своей пользы. Эта врожденная жажда знаний всегда была движущей силой в постоянном поиске научной истины.
Люди, которые делали первые попытки применить научные знания на практике, не назывались учеными. И на протяжении большого периода истории, науки в ее сегодняшнем представлении не существовало. Впервые слово «наука» употребил английский поэт Чосер в XIV веке и то, он подразумевал под этим словом все отрасли знания.
Если наука – это деятельность людей по получению и первичной обработке знаний, то начало этого процесса лежит в доцивилизационном периоде, в каменном веке. Если науку воспринимать как форму общественного сознания, приведшего к появлению доказательного вида знания, то ее история начинается в Древней Греции с VI века до н. э. Наука как социальный институт – Новое время, XVI–XVII века, когда появились работы Иоганна Кеплера, Христиана Гюйгенса, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, когда возникли научные общества.
Что такое наука, как она развивается, какую роль играет в современном обществе – эти вопросы в последнее время обсуждаются не только профессиональными учеными, но и политиками, журналистами, наконец, широкой общественностью. Они связываются с необходимостью реорганизации и повышения эффективности современной российской науки, особенно в связи с появлением новейших технологий, требующих глубоких фундаментальных исследований и огромных финансовых инвестиций.
Известный немецкий философ и социолог Макс Вебер еще в начале ХХ века в своей статье «Наука как призвание и профессия» поставил вопрос: «Каково призвание науки в жизни всего человечества? Какова ее ценность?» Ставить эти вопросы, обсуждать, искать ответы – дело философии науки, развиваемой профессиональными философами вместе с теоретически мыслящими и философски образованными учеными различных специальностей.
История науки, написанная с философской точки зрения, дает целостное представление о том, что такое наука как социокультурный феномен. Без анализа истории науки невозможно понять тенденции ее будущего развития. Именно этот тезис является основой современной мировой философии науки.
К одной из первоочередных проблем истории науки относят проблему периодизации. Обычно выделяют следующие периоды развития науки:
Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.
Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии
Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира
Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея
Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.
Возможно другое деление на периоды:
доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий)
классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки)
неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента)
постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).
В истории науки можно обнаружить периоды, когда происходит радикальное изменение всех компонентов ее оснований – это научные революции. Число научных революций колеблется в зависимости от исходных установок историко-научного анализа.
Таким образом выделяют следующие этапы:
1. наука как элемент философского знания: преднаука, античное и средневековое научно-философское знание.
2. Наука как целостный феномен: классический, неклассический и постнеклассический.
Неклассическая наука (первая половина XX в.), толчком для которой послужила разработка релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, реальность зависит от средств и способов познания, настаивает на связи между знаниями объекта и познавательной деятельностью
Постнеклассическая наука предполагает постоянную включенность субъективной действительности в тело знания, также учитывает соотнесенность характера научных знаний не только с особенностью средств и операций субъекта, но и с его (и общества) ценностно-целевыми структурами.
На нашей виртуальной выставке представлены издания из книжного фонда Библиотечно-информационного комплекса Финансового университета, которые расскажут об истории и философии науки, великих ученых прошлого.
4.3. Наука
Наука — это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и их рациональное осмысление. Наука возникла исторически позже других видов человеческой деятельности. Ее появление было обусловлено расслоением общества и выделением умственного труда в особую сферу деятельности человека. Кроме того, накопление практических знаний неизбежно должно было привести к их осмыслению.
Первые научные знания зародились еще в ранних обществах. Так, в Древнем Египте на основе знаний об анатомическом строении человеческого тела, накопленных в результате практики мумификации, получила развитие медицина. Строительство пирамид и других масштабных сооружений способствовало получению знаний по механике. Развитие мореплавания привело у разных народов к расширению знаний по астрономии. С развитием научно-технического прогресса стали развиваться технические науки, связанные с промышленным производством. В Новое время возрос интерес к человеку как к особому существу. Появились науки, изучающие психику человека, проблемы его отношений с другими людьми. Возник интерес к истории, праву. Расширению научных знаний в XIX—XX вв. способствовало распространение общедоступного образования. Наука из привилегированного занятия немногих превратилась в область деятельности, которой может заниматься любой человек, имеющий определенную базу знаний.
Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет особый объект изучения, особый язык науки, особые методы и орудия исследовательской деятельности, особые цели, обусловленные поиском истины.
Наука выполняет ряд функций:
1) теоретико-познавательную. Она связана с поиском новых знаний, их теоретическим осмыслением и систематизацией, достижением истины;
2) культурно-мировоззренческую. Наука — это часть культуры. По уровню развития науки можно судить о развитии общества. Наука формирует особый тип мировоззрения, отличающийся от мировоззрения обыденного и религиозного;
3) производительную. В доиндустриальный период результаты научных исследований мало применялись на практике. С развитием промышленности научные знания все больше стали внедрять ся в производство. Так, если в XVIII —XIX вв. от момента какого-либо открытия до момента его практического применения проходил не один десяток лет, то в XX в. этот разрыв стал стремительно сокращаться. В настоящее время изобретения практически сразу внедряются в производство;
4) гуманистическую. Наука направлена на решение не только задач производства, но и социальных проблем. Ее результаты должны приносить пользу конкретным людям и всему человечеству в целом. В настоящее время, когда усиливается процесс глобализации, значение этой функции науки выходит за рамки каждой от дельной страны. Сейчас наука призвана способствовать решению глобальных проблем современности;
5) творческую. Наука — это творческая деятельность. Ученый выступает творцом результатов научного познания. При этом он может использовать совершенно новые приемы исследования, нестандартные пути решения поставленных задач.
Ранее наука была уделом немногих. Ученый имел небольшое количество учеников, которым передавал свои знания и опыт. С появлением учебных заведений научные знания стали доступны более широким слоям общества. В настоящее время начальное звено научно-исследовательской деятельности — это высшие учебные заведения (вузы). В них студенты под руководством преподавателей не только учатся, но и приобретают навыки научного познания. Результаты научных исследований студентов обсуждаются на студенческих научных конференциях. Лучшие работы выставляются на межвузовские, региональные и общероссийские конкурсы.
Вузы являются и центрами научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава. Каждый вуз проводит ежегодные научные конференции по итогам научной работы преподавателей и аспирантов. При многих вузах действуют ученые советы, рассматривающие результаты научной деятельности.
В России существует масса специализированных научно-исследовательских институтов (НИИ), где ученые осуществляют исключительно научную деятельность. Они проводят фундаментальные исследования по получению новых научных знаний и занимаются прикладной наукой, т.е. применяют фундаментальные знания к конкретным задачам практической деятельности.
Многие вузы и НИИ России становятся организаторами всероссийских и международных конференций, на которых ученые делятся опытом, результатами своей научной работы, ведут дискуссии по ключевым проблемам исследовательской деятельности. Каждая конференция проводится по определенной тематике, сформулированной в ее названии. Конференция открывается пленарным заседанием, на котором обозначаются цели конференции, ставятся задачи в рамках соответствующей тематики. Затем проводятся заседания секций, на которые выносятся более конкретные вопросы, связанные с тематикой конференции. На секционных заседаниях заслушиваются доклады участников, проходит их обсуждение, а в конце подводятся итоги работы. Конференция заканчивается итоговым пленарным заседанием, обобщающим результаты работы секций. По итогам конференции издаются тезисы докладов.
Главным органом научной деятельности России стала Российская академия наук (РАН). Она ведет свою историю от Академии наук Петра 1, основанной в 1725 г. В ее состав входят исследовательские институты по отраслям научных знаний. Российская академия наук имеет региональные отделения и научные центры в разных частях страны.
Несомненно, заниматься научными исследованиями можно независимо от полученного образования. Но чаще всего человек, решивший профессионально заниматься научной работой, стремится получить послевузовское образование в аспирантуре и защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Следующая ступень — учеба в докторантуре и защита диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Кандидату наук при условии, что он занимается научно-педагогической деятельностью и имеет определенное количество научных и учебно-методических публикаций, может быть присвоено ученое звание доцента, а доктору наук, на тех же условиях и при наличии научного руководства аспирантами, — ученое звание профессора.
В XX в. усилился процесс дифференциации наук.В рамках «старых» наук появлялись знания, которые сначала обосабливались в отдельные области внутри базовой науки, а затем выделялись в новую науку со своим предметом изучения. Современная наука подразделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания. Наука в целом представляет сложную систему, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы. Чем дальше развивается наука, тем больше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.
В настоящее время выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Гуманитарные науки изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества. К ним относятся социология, психология, этнография, философия, история, экономика, политология и т.д. Естественные науки исследуют явления материального мира. В число таких наук входят физика, химия, биология, математика, астрономия и др. Технические науки непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства. Это материаловедение, электроника, информатика и т.д.
Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изучают человека, и те, которые изучают общество. Многие науки рассматривают человека как высшую ступень развития живых организмов на Земле, как субъекта общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек представляет продукт собственной материальной и духовной деятельности.
В социологии человек изучается как представитель общества, народа, социального слоя или класса, социальной группы. В психологии он рассматривается как индивид, обладающий своеобразными психофизическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.
Кроме социологии и психологии человека изучают другие гуманитарные науки: философия, антропология, педагогика. Проблема человека — это одно из главных звеньев, соединяющих все отрасли научных знаний. Каждая из названных наук рассматривает человека по-своему. Так, философия подходит к этой проблеме в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Антропология изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и т.д. Близость антропологического и социологического подходов к человеку проявилась в образовании социальной антропологии — раздела социологии, объектом изучения которого служат примитивные и традиционные системы. Социальная психология, так же как и социология, изучает человека и его сообщества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, как он может реализовать свои личностные качества, вопросы межличностного общения и взаимодействия и т.д. Педагогика рассматривает вопросы воздействия на индивида в процессе воспитания и образования. Огромный вклад в современное понимание человека и личности внес психоанализ, рассматривающий роль и значение в поведении человека инстинктивных влечений и их взаимодействие с его сознанием.
Наук, изучающих общество, тоже довольно много. Их часто называют общественными науками. Социология кроме вопросов формирования личности изучает ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп, общества в целом. Экономика рассматривает производство, обмен, распределение, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства на экономику. Политология изучает политическую систему общества, особенности власти, устройство и функции государства. Юриспруденция занимается юридическими правилами поведения, проблемами правомерного поведения, правонарушения и наказания за них. Культурология изучает мир искусства. История исследует процесс исторического развития человечества и отдельных народов.
В науке взаимоотношения между ее субъектами строятся на основе определенной системы этических норм, определяющих, что допустимо, а что непозволительно для ученого. Эти нормы развиваются вместе с наукой, постоянно пополняясь.
Нормы научной этики включают:
1) общечеловеческие моральные требования и запреты (запрет на фальсификацию, намеренное искажение, незаконное, присвоение чужих научных результатов);
2) специфические, характерные этические нормы науки. Прежде всего это бескорыстный поиск и отстаивание истины. В истории науки есть немало примеров подвижничества ученых, которые не отреклись от своих убеждений даже под угрозой смерти.
Иногда бывает трудно сразу определить истинность полученного знания. Поэтому нормы научной этики требуют, чтобы знание было новым, логичным и экспериментально обоснованным. Чтобы соблюсти эти правила и не впасть в заблуждение, ученый должен постоянно повышать уровень своих знаний, следить за достижениями своих коллег, приводить четкие доказательства в защиту своих выводов.
Английский социолог Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:
— универсализм. Изучаемые наукой явления не зависят от качеств исследователя, поэтому научные результаты, полученные известным ученым, должны быть также досконально проверены, как и результаты исследований молодого ученого;
— общность.Научное знание должно становиться общим достоянием, которым никто не вправе монопольно владеть. Это достигается путем публикации, обнародования результатов исследования;
— бескорыстность. Целью деятельности ученого должен быть поиск истины. Слава и вознаграждение рассматриваются не как стимул научной деятельности, а как следствие научных достижений;
— организованный скептицизм. В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, насколько бы высоким он ни был. Нужно уважать труд ученых прошлого и своих коллег-современников и в то же время критически относиться к деятельности, поскольку даже самые признанные ученые не застрахованы от ошибок. Кроме того, ученый должен не только отстаивать свои убеждения, но и уметь отказываться от них, если неистинность их будет доказана.
Эти нормы нигде не зафиксированы в качестве обязательных. Но если кто-либо будет их игнорировать, то может потерять уважение в научной среде.
Указанные нормы определяют отношения ученых в сфере науки. Однако наука связана с практической деятельностью, поэтому немаловажными являются отношения науки в целом и ученого в частности с обществом. Такие отношения ставят вопрос о социальной ответственности ученого.
Кроме того, вопросы социальной ответственности ученого занимают важнейшее место в таких отраслях науки, как генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. В настоящее время идет острая дискуссия по поводу нравственно-этических сторон клонирования человека. Часть ученых считают, что клонирование поможет многим семьям обрести детей. Другие справедливо указывают на нравственные аспекты этой проблемы и предостерегают, что клонирование может быть использовано для создания биологических роботов, запрограммированных солдат, способных на все. Пока еще не до конца понятно, как будет развиваться клонированный человек, будет ли он физически и психически полноценным.
1. Что такое наука? Как она возникла и развивалась?
2. В чем отличие науки от обыденного познания?
3. Каковы функции науки?
4. В каких учреждениях проводится научная деятельность в современной России? Какие этапы научной карьеры может пройти ученый?
5. Каковы тенденции развития современной науки? Какие области научных знаний существуют?
6. Какие науки изучают человека и общество? Дайте им характеристику.
7. В чем проявляются нормы научной этики?
8. Охарактеризуйте взгляд Р. Мертона на этические ценности науки. Как они реализуются в действительности?
9. Советский биолог Н. И. Вавилов сказал: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся». Что имел в виду ученый? Как в этих словах проявляется научная этика?
10. Проведите дискуссию на тему «Клонирование человека: биологические и нравственные аспекты». Для подготовки используйте материал периодической печати.