Что такое наука картинки для детей
ООД «Что такое наука?» для детей старшего дошкольного возраста
Елена Абрамова
ООД «Что такое наука?» для детей старшего дошкольного возраста
МБ ДОУ «Детский сад № 31» г. Новокузнецк, Кемеровская область. Воспитатель высшей категории Абрамова Елена Владимировна.
Цель: развитие познавательной активности детей посредством знакомства с научными открытиями людей в разные века.
Образовательные: расширять представление детей об окружающем мире.
Речевые:обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Развивающие: развивать речь, мышление, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе наблюдения.
Воспитательные: воспитывать внимательность, познавательный интерес к открытию нового в знакомом, интерес к экспериментированию.
Необходимое оборудование и материалы: черная мантия, шапка ученого четырехуголка, лавровый венок, белое полотно, указка, видео презентация, юла на широкой ножке, столик, песочные часы, скрипичный ключ.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении слова «наука», просмотр мультфильмов «Сборник серий об изобретениях. Смешарики.»
Ход ООД (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, 8 февраля в нашей стране отмечают День российской науки. Он был учреждён указом президента России Б. Н. Ельциным в1999 году. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук и Академического университета по повелению императора Петра I. Давайте сегодня узнаем с вами, что такое «наука» и нужна ли она нам?
Для России важно развитие науки потому, что она облегчает жизнь людей, их быт. Наука помогает вылечивать людей и животных, кормит их, одевает и развлекает. Люди узнают что-то новое, развиваются, становятся лучше, умнеют.
Как вы думаете, что означает слово «наука»? Как вы понимаете это слово? (Слайд 2)
Ответы детей: Наука – это изучение чего-то нового.
Воспитатель: Наука – это род деятельности человека, так же, как и строитель, учитель, воспитатель. Наука предполагает исследование живой и неживой природы. Какие вы знаете живые и неживые предметы? (Слайд 3)
Ответы детей: исследователи, ученые.
Воспитатель: исследователем, вы можете стать прямо в своем возрасте. Начать свои исследования вы можете с живой или неживой природы. Например, посадим с вами маленькое зернышко и будем наблюдать за ним, как оно растет. На основе этого сделаем свои открытия. Навыки, знания, получаемые человеком, в результате исследования или жизненного опыта приводили к тому, что человек придумывал что – то новое и записывал в свои книги. Вначале это были просто дощечки, камни, потом писали на воске. В дальнейшем, человек придумал бумагу, которой сейчас мы пользуемся. (Слайд 5)
Сегодня мы с вами будем путешествовать во времени. У нас есть «машина времени» (юла) и песочные часы. Когда она будет крутиться, мы будем закрывать глаза и перемещаться во времени,проговаривая волшебные слова: «Раз, два покружи – мир науки покажи». Воспитатель раскручивает юлу, переворачивает часы, просит ребят закрыть глаза и произнести волшебные слова, а себе накидывает белое покрывало через плечо и надевает на голову лавровый венок.
Юла останавливается, и дети открывают глаза.
На экране монитора появляется картинка Древней Греции. (Слайд 6)
Воспитатель: Ребята, мы находимся с вами в Древней Греции. Посмотрите, как одевались люди в древней Греции. Все основные изобретения были сделаны в этой стране. (Слайд 7)
Гиппократ древнегреческий целитель. Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. То есть если человек заболел, это не значит, что он разгневал какого-то бога, а просто простудился или поранился. Так возникла наука медицина, которую стали в дальнейшем совершенствовать. (Слайд 8)
Аристотель древнегреческий философ. (Слайд 9) Он первый доказал, что земля имеет круглую форму. Когда луна бросала тень на землю, он видел ее округлость. После его открытий люди стали интересоваться космосом.
Аристотель создал порядок в мире живого и неживого и разграничил их. Он сказал, что есть мир растений, мир различных видов животных, мир человека и мир неживой природы – камни, воздух, вода.
Воспитатель: давайте с вами посмотрим, что изменилось со времен Древней Греции. Я буду показывать вам картинку изобретения, а вы назовете этот предмет в нашем времени. (Слайд 10)
— Маяк. В Древней Греции на маяке разжигали костер. В настоящее время светит мощный фонарь.
Воспитатель: Для чего служит маяк?
Ответы детей: чтобы корабль находил путь к берегу. (Слайд 11)
— Монеты. В Древней Греции впервые стали изготавливать железные монеты с изображением различных рисунков. В настоящее время денежные монеты и купюры имеют свой номинал.
Воспитатель: для чего нужны деньги?
Ответы детей: деньги необходимы человеку для совершения покупок и оплаты разных вида услуг. (Слайд 12)
— Якорь. В Древней Греции вместо якоря использовали корзины с камнями, либо просто привязывали камень к веревке. В настоящее время это литая форма якоря с якорной металлической цепью.
Воспитатель: Зачем нужен якорь?
Ответы детей: якорь нужен для корабля или лодки, чтобы течением ее не унесло с определенного места. (Слайд 13)
— Часы. В Древней Греции использовали водяные часы В настоящее время используются электронные, механические часы.
Воспитатель: зачем людям нужны часы?
Ответы детей: часы нужны людям для соблюдения режима дня и ночи. (Слайд 14)
— Алфавит. В Древней Греции вместо букв использовали рисунки, символы, потом составили первый алфавит. Мы с вами пользуемся русским алфавитом, который составили Кирилл и Мефодий.
Воспитатель: Зачем человечеству свой алфавит?
Ответы детей: Алфавит нужен общения людей между собой в форме письма или смс.
Воспитатель крутит юлу: Сейчас «машина времени» предлагает сделать разминку.
Динамическая пауза. Скрипичный ключ.
Воспитатель: молодцы, ребята! Предлагаю снова закрыть глаза, перевернуть часы, сказать волшебные слова и переместиться дальше. Интересно, куда теперь переместит нас машина времени.
Воспитатель накидывает черный плащ и квадратную академическую шапку. Дети выполняют действия и открывают глаза. Перед ними слайд «Москва – Кремль – российский флаг» наши дни. (Слайд 16)
Воспитатель: ребята, кто знает, куда мы переместились в прошлое или настоящее? И в какую страну мы попали?
Ответы детей: Мы переместились в настоящее время, в Россию.
Воспитатель: правильно, мы с вами прибыли в Россию в наше настоящее время. Чем же Россия прославилась в научных кругах всего мира в данный момент. Сейчас мы с вами узнаем. (Слайд 17)
Посмотрите на изобретение русского морского офицера Александра Федоровича Можайского. Что он изобрел?
Ответы детей: самолет.
Воспитатель: правильно, самолет. Но, не просто самолет, который летает, а самолет, который может поднять человека. Русский ученый- авиатор Борис Николаевич Юрьев изобрел вертолет, который мог подниматься вертикально на высоту и удерживать человека в полете. (Слайд 18)
Другие ученые доработали их открытия, и сейчас мы видим с вами современные самолеты и вертолеты, которые служат на благо своей Родины. (Слайд 19)
Сергей Павлович Королев ученый, который создал ракетно-космическую технику. В числе его основных достижений – запуск первого искусственного спутника Земли и полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина. При помощи спутника, люди определили, что возможен полет в космос и возврат на землю. Юрий Гагарин первый в мире человек, который полетел в космос и пробыл там 108 минут. Сейчас люди уже летают в космос на длительное время, где живут, питаются и проводят научные исследования космического пространства, передают на землю погодные условия и многое другое. (Слайд 20)
Бори с Льво вич Ро зинг — русский физик, учёный, педагог, изобретатель русского телевидения, автор первых опытов по телевидению. Далее его открытие дорабатывалось другими учеными и благодаря им, мы сегодня смотрим с вами телепередачи на современном телевизоре. (Слайд 21)
Все эти изобретения были сделаны путем наблюдения за определенными предметами или явлениями. Например, почему ветер поднимает листья. Почему яблоко падает вниз, а не вверх. Почему камешек тонет в воде, а лист бумаги нет. Ученые наблюдали и делали открытия каждый в своей сфере. (Слайд 22)
Веселая наука для малышей (и немного живописи)
Гигантская подборка научных роликов, лучшие игрушки для интересующихся физикой и химией, аппликации в духе Мондриана и другие удивительные находки для детей и их родителей
Научные ролики в YouTube
Портал Newtonew выложил огромную подборку научных роликов для детей, которой хватит на много-много вечеров. Тут и посвященные физике и математике клипы от GetAClass, и записи лекций Университета детей Политехнического музея, и эксперименты канала «Простая наука», создатели которого также издают книги опытов и ведут увлекательнейший паблик «Вконтакте» (пользователи выкладывают видео собственных опытов, оторваться невозможно), и французский анимационный сериал про историю науки, и бонусом — ссылка на невероятную (и необъятную) электронную библиотеку «Науки и техники».
Видеоблог Американского музея естественной истории
К вопросу о том, какой должна быть идеальная научная передача: у Американского музея естественной истории с недавних пор есть видеоблог Shelf life, каждый эпизод которого — это целое кино. Научные сотрудники становятся в нем главными героями, а экспонаты определяют развитие сюжета. Всего этих экспонатов в коллекции музея около 32 миллионов, так что нетрудно представить, какой огромный массив информации тут скрывается. Но в фильмах Shelf Life очень важна установка: одно дело — собрать данные, совсем другое — научиться видеть в них смысл. И каждый объект становится поводом для научного открытия: мы не просто любуемся хорошенькой персидской астролябией XVIII века, но и понимаем, какое значение она имела для навигации в прошлые времена и как она родственно связана с современными приборами; не просто смотрим на окаменелости с костями, но узнаем про палеонтологические раскопки в каньоне Гост-Рэнч в Нью-Мексико, которые меняют наше представление о динозаврах — оказывается, далеко не все из первых особей были гигантами. Все это ужасно интересно и существует, конечно, только по-английски, но тут стоит напомнить, что у YouTube, куда все фильмы аккуратно выложены, есть функция субтитров и их автоматического перевода — язык изложения здесь простой и ясный, и перевод получается довольно адекватный.
40 научных игрушек для всех возрастов
Сайт и магазин A Mighty Girl (подписка на который обязательна для всех родителей девочек) собрал 40 лучших игрушек для увлекающихся наукой девочек, да и мальчиков, чего уж там. Пока «Амазон» еще доставляет их в Россию, этот список можно изучить подробно. Настольные игры, развивающие навыки программирования; модель Луны, которую можно настроить так, чтобы она меняла фазы вместе с Луной реальной; огромных размеров пазл в форме скелета; наборы для выращивания кристаллов; кубики с периодической таблицей Менделеева; рассчитанные на трехлеток наборы для опытов — чего только не придумают.
Распечатки раскрасок (не только для детей)
На сайте The Artful Parent выложены ссылки на 16 распечаток со всякими художественными занятиями для детей: от овалов лиц, которые надо дорисовывать, до целых книжек-раскрасок. Не поленитесь походить по ссылкам — тут есть пазл, который помогает освоить цвета и формы, палитры для изучения цветов и основы для пластилиновых картин или лего‑картин в стиле Мондриана.
Матисс для детского творчества
Как говорить с детьми об искусстве
К такому превращению условного «матисса» в материал для детских поделок совсем не легко привыкнуть — на самом-то деле хочется, чтобы дети, рисуя под Матисса или Пикассо, понимали, что искусство — это не только приглашение к развлечению. Но тут, наверное, надо начинать с родителей, и на русском у нас есть для этого замечательная книга — «Как говорить с детьми об искусстве XX века. От модернизма к современному искусству» Франсуазы Барб-Галль. В каком-то роде это введение в искусство ХХ века и для детей, и для взрослых, ведь Барб-Галль в первых же главах пытается объяснить саму суть этого искусства, оторвать его от опыта прошедших времен и победить его профанное понимание. А после предлагает посмотреть и обсудить с детьми тридцать произведений: от Ван Эйка до Ива Клейна.
Презентация для подготовительной группы «Мир науки глазами детей»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
МИР НАУКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Автор воспитатель высшей категории ГБДОУ д/с № 84 Лисютина Н.В Санкт-Петербург
ЦЕЛЬ: Привить ребенку интерес к окружающему миру при помощи занимательные фактов из мира науки.
Что такое наука? Наука – это организованное и последовательное исследование, включающее в себя наблюдение, сбор научных фактов, эксперименты, проверку результатов и объяснение природных и созданных человеком явлений. Это область, которая дает нам возможность лучше понять окружающий мир и создавать хорошие вещи во благо человеку и всем живым существам.
Ты – мой свет! Но знаете ли вы, что если бы вы были светом, то облетели бы вокруг всего земного шара 7,5 раз за секунду! Если бы вы стали звуком, то смогли бы облететь вокруг Земли за 4 часа! Если бы мы жили на Юпитере, наши сутки состояли бы всего из 9-ти часов. Хорошо, что на Земле сутки длятся 24 часа, ведь нам нужно столько всего успеть на протяжении дня!
Научные факты о Земле Земля – наш дом. Чтобы заботиться о ней, мы должны знать о ней важную информацию: Возраст Земли составляет от 5 до 6-ти миллиардов лет. Примерно столько же лет Луне и Солнцу. Наша планета состоит в основном из железа, кремния и относительно небольшого количества магния. Земля – единственная планета в Солнечной системе, на поверхности которой находится вода, а атмосфера на 21 % состоит из кислорода. Поверхность Земли сложена из тектонических плит, размещенных на мантии – слое, расположенном между ядром Земли и поверхностью. Такое строение земной поверхности объясняет землетрясения и извержения вулканов. На Земле живет около 8,7 миллионов видов живых организмов. Из них 2,2 миллиона видов живет в океане, а остальные – на суше. ¾ поверхности Земли покрыто водой. Когда космонавты впервые увидели Землю из космоса, они видели в основном воду. Отсюда и пошло название «голубая планета».
Факты об окружающей среде Почему сменяются времена года? Что происходит с мусором после того, как мы его выбрасываем? Из-за чего погода бывает жаркой или прохладной? Это и многое другое дети учат на уроках природоведения в школе. Рассмотрим некоторые факты, которые убеждают нас в том, на какой прекрасной планете мы живем. Пластик полностью разлагается в земле за 450 лет, а стекло – за 4 000 лет. Ежедневно в мире 27 000 деревьев уходит только на изготовление туалетной бумаги. 97 % всей воды, которая есть на Земле, соленая и не пригодная к употреблению. 2 % воды находится в ледниках. Поэтому к употреблению пригоден только 1 % воды. Мясоперерабатывающая отрасль больше всего способствует глобальному потеплению. На втором месте среди глобальных проблем – вырубка лесов. Около 68 % существующих видов растений, скорее всего, вымрут в ближайшее время. Население Земли – более 7-ми миллиардов людей. Ожидается, что к 2025 году эта цифра составит 8 миллиардов. К сожалению, 99 % существующих видов живых организмов, по прогнозам ученых, вымрут.
Занимательные факты о животных Царство животных прекрасно и удивительно. В нем есть ручные выдры, могущественные угри, поющие киты, хихикающие крысы, устрицы, меняющие пол, и много других, не менее удивительных представителей. Предлагаем несколько фактов о животных, которые, несомненно, понравятся вашему ребенку: У осьминогов три сердца. Еще более странный факт: у омаров мочевыводящие пути находятся на лице, а черепахи дышат с помощью заднего прохода. У морских коньков потомство дают самцы, а не самки. Попугай какапо имеет сильный резкий запах, который привлекает хищников. Именно поэтому какапо находятся под угрозой вымирания. Белка сажает больше деревьев, чем среднестатистический человек в течение жизни. Как такое может быть? Дело в том, что белки прячут под землей желуди и орехи, а потом забывают, где именно спрятали их. У львов охотятся в основном львицы. Львы вмешиваются только в случае необходимости.
Факты о космосе Солнце, звезды, планеты, Млечный путь, созвездия и все, что находится во Вселенной, расположено в вакуумном пространстве. Мы называем его космосом. Предлагаем несколько занимательных фактов о нем: Земля – крошечная по сравнению с Солнцем, размер которого в 300 000 раз больше. Весь космос абсолютно беззвучный, потому что в вакууме звук не распространяется. Венера – самая жаркая планета в Солнечной системе. Температура на поверхности Венеры составляет 450°С. Сила притяжения изменяет вес человека на разных планетах. Например, сила притяжения на Марсе ниже, чем на Земле, поэтому человек весом 80 кг на Марсе будет весить всего 31 кг. Поскольку на Луне нет ни атмосферы, ни воды, ничто не может стереть следы космонавтов, ступивших на ее поверхность. Поэтому следы, вероятно, сохранятся здесь еще сто миллионов лет. Температура ядра Солнца – ближайшей звезды к Земле – составляет 15 миллионов градусов Цельсия.
Факты об известных ученых Долгое время люди думали, что Земля плоская, что смена времен года зависит от настроения богов, а болезни вызывает нечистая сила. Так продолжалось до того, как великие ученые доказали обратное. Без них мы бы до сих пор жили в невежестве. Альберт Эйнштейн был гением, однако его таланты раскрылись достаточно поздно. После смерти ученого его мозг был объектом многочисленных исследований. Николай Коперник опроверг теорию о том, что Земля является центром Вселенной. Он разработал модель Солнечной системы, в центре которой находится Солнце. Леонардо да Винчи был не только художником. Также он был выдающимся математиком, ученым, писателем и даже музыкантом. Архимед изобрел закон вытеснения жидкости, когда принимал ванну. Забавно, что, согласно легенде, он выскочил из ванны с криком «Эврика!» Он был так взволнован, что забыл о том, что на нем нет одежды. Мария Кюри, женщина-химик, которая открыла радий, была первым человеком в мире, дважды получившим Нобелевскую премию.
Научные факты из мира техники Техника – двигатель прогресса. Мы настолько зависимы от техники в повседневной жизни, что это даже пугает. Предлагаем несколько занимательных фактов о технических устройствах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: Первая компьютерная игра появилась в 1967 году. Она назвалась «brown box» (в переводе с английского – «коричневая коробка»), потому что именно так и выглядела. Первый компьютер в мире ЭНИАК весил более 27 тонн и занимал целую комнату. Интернет и Всемирная паутина – это не одно и то же. Робототехника – одна из актуальных сегодня научных сфер. Однако еще в 1495 году Леонардо да Винчи нарисовал первую в мире схему робота. «Камера обскура» – прототип фотоаппарата, повлиявший на развитие фотографии. Она использовалась в Древней Греции и Китае для того, чтобы проектировать изображения на экран. Существует интересная технология, по которой отходы растений используют для выработки метана, который, в свою очередь, можно использовать для выработки электричества.
Научные факты из инженерной отрасли Инженерия помогает создавать прекрасные вещи – от домов и машин до электронных гаджетов. Самый высокий мост в мире – виадук Мийо во Франции. Он находится на высоте 245 м, поддерживается балками, подвешенными на тросах. Острова Пальм в Дубаи можно назвать современным чудом света. Это рукотворные острова, плавающие на воде. Самый большой в мире ускоритель заряженных частиц находится в Женеве. Он был построен, чтобы помочь в исследованиях более 10 000 ученых, и расположен в подземном тоннеле. Космическая обсерватория Чандра – самый большой в мире рентгеновский телескоп. Также это самый большой спутник, запущенный в космос. Сегодня самый грандиозный проект в мире – Новая Долина в Египте. Инженеры пытаются превратить миллионы гектаров пустыни в сельскохозяйственные угодья. Представьте, что было бы, если бы мы могли так же озеленять Землю! Наша планета вернула бы себе первозданную чистоту!
Наука – это прекрасная сфера занятий, вдохновляющая многих людей. Если вам будет это интересно, кто знает, возможно, вы станете великими учеными!