Что такое наука в университете
Что такое наука — ее виды и функции, признаки научного подхода
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наука – это добывание истины, процесс трудный, кропотливый и одновременно интересный, захватывающий.
Научная сфера – одна из тех, где творческий потенциал человека раскрывается по максимуму: итогом этой деятельности становится внутреннее развитие самого исследователя и обогащение мира новым открытием.
Посвятивший себя и свою жизнь науке, точно знает, что живет не зря. Поэтому сегодня мы рассмотрим, что это такое, зачем нужно (функции науки), ее виды и то, какой подход можно считать научным.
Наука — что это
Термин «наука» произошел от славянского слова «укъ», что значит учение.
В привычном понимании наука – это человеческая деятельность, направленная на познание окружающего мира, выражающееся в сборе и систематизации полученной информации.
Отсюда следует вывод, что именно знания представляют собой цель, средство и продукт науки. Добываются знания путем выдвижения гипотез и теорий, которые проверяются на предмет их истинности и ложности.
Еще одно определение науки звучит следующим образом:
наука – это постоянно развивающаяся совокупность результатов интеллектуального труда, полученных в рамках отдельных научных направлений или отраслей.
Интересно, что наука в широком смысле сама является предметом для изучения: этим занимается Науковедение.
Первые научные труды появились примерно 5 тысяч лет назад в тот момент, когда люди придумали письменность. То есть получили возможность сохранять знания, анализировать и передавать их другим.
Фактография, в свою очередь, породила историю. Дальнейший интерес человека к звездам, животным, устройству механизмов, явлениям природы способствовал появлению биологии, математики, астрономии и других научных течений, которые стали различать только после XVII века нашей эры.
До этого современные научные отрасли назывались писанием, ремеслом и другими примитивными словами.
Антиподом данного термина является псевдонаука – деятельность, которая только представляется научной, но не является таковой на самом деле. Лженауки возникают из-за недостатка научных знаний, как элемент юмора или как акт протеста официальным видам наук. Примерами здесь могут послужить нумерология, эзотерика (что это?), астрология, гомеопатия и другие.
Если вы готовитесь к ЕГЭ, то вам пригодится этот ролик, где по полочкам разложены все возможные варианты трактовки термина «наука», показано как отличить научные знания от ненаучных, ну и, конечно же, виды и функции науки расписаны:
Видео отлично поможет в подготовке, но все же я бы посоветовал вам прочить эту статью дальше, чтобы все встало на свои места.
Виды наук
Существуют различные виды науки: их первая классификация принадлежит Аристотелю, разделившему их на практические, теоретические и творческие.
В настоящий момент общепринятая классификация по видам выглядит следующим образом:
Функции науки
Функции науки – это определенные проявления, позитивным образом воздействующие на общественность.
В настоящий момент выделяют 5 основных функций:
Три кита науки
Чтобы глубже понять, что такое наука, нужно ознакомиться с ее структурой, представляющей собой 3 основания, без которых наука не является наукой.
Проще говоря, если вы хотите измерить температуру на улице или определить направление ветра, то облизанный палец, поднятый вверх, не будет считаться научным методом.
Шипение и бурление в пробирке воспринимаются ими, с научной точки зрения, как закономерная реакция на взаимодействие двух или нескольких реактивов. А если бы такой «фокус» увидел человек времен неолита, то принял бы происходящее за божественное проявление, так как его картина мира выстроена сквозь призму мифологического сознания.
Научное мировоззрение дает представления об объективной реальности, типах и взаимосвязей объектов, пространственно-временной структуре.
Научно или нет
Отличительной чертой научного подхода в изучении феноменов окружающего мира являются честность и непредвзятость. Без них настоящей науки не бывает, поэтому исследователь должен постоянно взращивать и развивать в себе эти качества.
И все же процент получения субъективных данных остается довольно высоким, так как человеческий фактор никто не отменял. В таком случае истинность добытой опытным путем информации сводится к нулю.
Например, в вашей голове возникло некоторое предположение – это гипотеза, которую хочется проверить. В это время у вас уже имеется мысленное представление результата, который вы желаете получить. После проверки на деле своей задумки выясняется, что итог несколько отличается от того, к которому вы стремились.
Предвзятое отношение в данном случае проявится в том, что вы, как экспериментатор, проигнорируете мелкие несовпадения и возьмете за истинные данные те, которые для вас желанней и удобней. Такая наука – это, по сути, фальсификация знаний.
Говорить о нечестности в выше упомянутом случае можно будет в том случае, если вы начнете подгонять результаты опыта под нужные параметры, изображая полное подтверждение выдвинутой гипотезы.
Пример: совсем недавно группа психологов решила перепроверить научные работы своих коллег, опубликованные в течение последних десятилетий. В случайном порядке были выбраны 100 исследований и несколько независимых специалистов, которые пытались повторить описанные эксперименты, соблюдая прописанную методологию.
Каково же было удивление, когда обнаружилось, что почти 80% вновь полученных результатов не совпадали с теми, что были указаны в проверяемых докладах. Такой поворот событий изрядно подмочил репутации психологии, как науки. Однако, ученые замяли это дело, объяснив обнаруженный факт недостаточным уровнем знаний специалистов тех лет.
Такие действия ученых могут иметь весьма плачевные последствия. Часто бывает, что в итоге малограмотных исследований и притянутых за уши данных, создаются искусственные теории, которые претендуют на звание новой научной отрасли. Но сталкиваясь с критикой профессионалов, несостоятельные построения разлетаются на куски. Благодаря этому современная наука имеет достаточно прочную фундаментальную основу.
Признаки научного подхода
Наука и ее методология меняются со временем вследствие шагающего прогресса и усовершенствования знаний.
Современная структура научного подхода выглядит следующим образом:
Научная методология дает возможность получать максимально объективные, истинные знания и не искажать рациональное представление о мире, не опускаться до мифического и иллюзорного мышления.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Хорошая статья, спасибо!
В широком смысле — то, что направлено на познание окружающей действительности. Без науки общество до сид пор бы не вылезло из пещеры и не знало ни огня, ни каменных орудий труда, так как создание элементарных удобств — тоже наука))
Сейчас очень остро стоит вопрос этики в научной деятельности, а также того, что имеет большую ценность — жизнь и экология, или новые открытия.
Вузы ждут бизнес
Леонид Маркович, могут ли сегодня вузы заработать на научных исследованиях? Если да, то как? И вообще, может ли государственная организация зарабатывать нормальные деньги?
Если мы за 20 последних лет увеличили затраты на науку примерно в четыре раза, подняв их с 10 миллиардов до 42, то Китай за это время нарастил затраты на науку с 33 миллиардов долларов до 500. Германия в 2000 году начинала с 34 миллиардов, а теперь тратит на исследования 132 миллиарда долларов в год. При этом по численности научных кадров мы этим странам (кроме Китая) не уступаем. И получается, что затраты на науку в пересчете на одного исследователя у нас существенно ниже.
А что от этих миллиардов достается вузовской науке?
А как нас вообще можно сравнивать? У нас же абсолютно разные системы высшего образования.
Почему же у нас это не получается?
Леонид Гохберг: До последних лет сказывалась инерционность политики государства в этой сфере. Но примерно с середины 2000-х годов мы пытаемся нарастить потенциал вузовской науки. И если посмотреть на меры поддержки, принятые в отношении ведущих вузов, результаты есть.
Но если на всю вузовскую науку приходится около 10 процентов от этой поддержки, то оставшиеся 90 процентов сосредоточены в других секторах. Мы живем все еще в рамках советской модели развития науки.
Она, скорее всего, проиграет. Выгоднее «купить» человека, чем вести дорогостоящие фундаментальные исследования, на которые требуются сотни миллионов.
Леонид Гохберг: Все зависит от конкурентной среды и стратегии компании на том или ином конкурентном рынке. Чем выше уровень конкуренции, тем выше давление на бизнес, который должен искать новые решения для получения преимуществ. Вот здесь важнейшую роль играют радикальные инновации, которые чаще всего связаны с передовыми исследованиями. В отличие от усовершенствований на базе существующих технологий.
Какие вузы в России могут вести передовые исследования?
Научно-исследовательские институты могут стать конкурентами ведущих университетов?
Однако надо ставить вопрос не столько о конкуренции, сколько об интеграции. И не только с академическими НИИ, но и с отраслевыми. Молодежь концентрируется преимущественно в университетах. И в тех вузах, где созданы сильные научные школы, сформированы механизмы поддержки исследовательской активности студентов и аспирантов, интеграция науки и высшей школы идет позитивно.
А какой интерес институтам объединяться? Ведь у каждого свой бюджет, штат, директор, а тут надо все собрать и снова поделить?
Вы работали заведующим лабораторией статистического изучения научного потенциала в Институте статистики Госкомстата. Скажите, научный потенциал в России остался? Если да, то где? И какой именно?
А какие перспективы у гуманитарных наук? Можно ли на них зарабатывать?
Леонид Гохберг: В ведущих зарубежных странах гуманитарные науки финансируются в рамках государственных программ и благотворительных научных фондов. У нас таких фондов нет. По моему мнению, государство должно существенно увеличить финансирование исследований в этой области, с пониманием того, что гуманитарные науки играют очень большую роль в осмыслении процессов, связанных с жизнедеятельностью человека, его места в обществе, в понимании мира. И это не менее важно, чем новые технологии.
Какие пять самых перспективных направлений вузовской науки можете назвать?
Научные степени и ученые звания — в чем разница?
Научные степени и звания — это формы признания заслуг преподавателя, сотрудника образовательной организации или исследовательского института. Несмотря на схожие названия, порядок получения, присвоения научных степеней и званий кардинальной отличается.
Что такое ученая степень?
Ученая степень — формальный способ признания и ранжирования научных кадров. Научные степени присваиваются за исследовательские заслуги. Порядок присвоения определен законодательно.
Виды
Российская наука позволяет получить степени двух уровней:
Они отличаются сложностью присвоения, требованиями к соискателям, длительностью получения, последующим статусом обладателей.
Кандидат наук
Кандидат наук — первая ступень иерархии исследовательских кадров. Получить ее проще. Есть два варианта становления кандидатом наук:
Как аспиранты, так и соискатели обязаны сдать кандидатский минимум. Экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Испытания проводятся осенью и весной. Сведения о сроках публикуются на стендах института, размещаются на официальном сайте заведения.
Доктор наук
Доктор — высшая ступень иерархии. Получить его сложнее. Рассчитывать на дальнейший рост могут только кандидаты.
Необходимо поступить в докторантуру. Обучение проводится очно. Но даже успешное поступление — не гарантия результата. Не все соискатели становятся докторами. Основная причина — обилие требований к ученым высшего уровня. Необходимо опубликовать 10−15 работ в рецензируемых журналах, подготовить большое фундаментальное исследование, докторскую диссертацию, документы для защиты. И это, не считая организационных мероприятий, которыми занимается сам ученый.
Преимущества получения научных степеней
Получение научных степеней — задача трудозатратная. Однако признанные ученые получают выгоды, привилегии. Среди них:
Получение кандидата, научной степени можно рассматривать как способ избежать обязательной службы в армии. Продолжительность получения полного высшего образования, бытности аспирантом, защиты составляет почти 10 лет. При очной форме обучения студент может рассчитывать на отсрочку. А по достижении 27-и лет новоиспеченный ученый становится непризывным.
Что такое ученые звания?
Если научные степени — это статусы, которые отражают достижения человека в науке, ученые звания говорят о преподавательских успехах.
Виды
Академическая среда РФ выделяет два звания:
Не стоит путать ученые звания и одноименные позиции в ВУЗах. Называются они одинаково. Однако в первом случае заслуги преподавателя признают на высшем уровне, объективно. Вторые же существуют для ранжирования педагогического состава конкретного университета, распределяются руководством ВУЗа по собственному усмотрению. Вопросы подобного уровня рассматривает созданный при заведении совет. Например, преподаватель с ученым статусом профессора вполне может занимать должность доцента учебного заведения.
Доцент
Преподаватель со степенью доктора или кандидата. Звание присваивают педагогам со стажем университетской работы не менее 5-и лет, при занятости от 0.25 ставки. Есть требование к методической, научной деятельности. Соискатель должен опубликовать не менее 20 работ учебного и/или исследовательского характера.
Заявление о присвоении подает сам университет. Решение о признании каждого соискателя принимает Минобрнауки. Статус подтверждается аттестатом, который преподаватель получает на бессрочной основе.
Профессор
Профессора — педагогические кадры высшего уровня. Требования к соискателям выше, чем при получении звания доцента.
Соискатели звания профессора должны быть активны и в науке. Претенденты на академический статус, должны опубликовать минимум 3 методических, учебных материала, 5 исследований за последние 5 лет.
Подобно доцентам, потенциальные профессора выдвигаются от ВУЗов. Заявителей проверяют на каждом этапе: от подачи документов до рассмотрения заявки. Даже авторитетные ученые могут получить отказ без объяснения причин.
О преимуществах
Статусы профессора или доцента, как и степени в науке дают обладателям несколько преимуществ, привилегий:
Регалии, статусные атрибуты играют в ученом сообществе огромную роль. Они сказываются на перспективах карьерного роста, продвижения в науке. Также имеют прикладное значение, поскольку могут стать выгодным конкурентным преимуществом.
Наука в Университете
Основной целью научно – исследовательской деятельности в университете является повышение качества и результативности проводимых исследований, усиление ее влияния на эффективность образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность в университете ориентирована на решение следующих приоритетных задач:
— осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований;
— развитие научных школ и направлений в университете;
— обеспечение выполнения аккредитационных требований по среднегодовому объему финансирования научных исследований, наличию результатов интеллектуальной деятельности в выполненных научных исследованиях, в том числе по количеству научных публикаций в ведущих российских и зарубежных журналах в расчете на численность научно-педагогического состава;
— проведение на базе университета международных и всероссийских научных и научно-практических конференций;
— развитие научно-исследовательской работы со студентами;
— повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава университета;
— развитие системы подготовки кадров высшей квалификации;
— научное обеспечение инновационной деятельности университета, повышение влияния результатов научных исследований на качество образовательного процесса;
— развитие международного научного сотрудничества.
В университете реализуется 5 основных научных направлений, включающих научные школы, которые закреплены за структурными подразделениями.
1) Экономика России: перспективы в условиях глобализации
Менеджмента и маркетинга
Теория и практика управления социально-экономическими системами в условиях трансформации мировой экономики
Бухгалтерского учета и налогообложения
Взаимодействие государственного и коммерческого секторов экономики РФ: механизм повышения эффективности использования финансовых результатов
Современные тенденции развития финансов и кредита в условиях глобализации
Экономика городского хозяйства и сферы обслуживания
Формирование и развитие экономики городского хозяйства в современной России
2) Правовое обеспечение интеграционных процессов в современной России: тенденции и перспективы развития
Уголовного права и процесса
Актуальные проблемы уголовно- правового регулирования интеграционных процессов
Актуальные проблемы возмездного оказания услуг
Теория и история государства и права
Правовое государство: история, теория и актуальные проблемы формирования в Российской Федерации
3) Система управления знаниями в распределенном вузе на основе современной информационно-образовательной среды
Математики и информатики
Система управления знаниями в распределенном вузе на основе современной информационно-образовательной среды
Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
Гуманитарные аспекты информационного обеспечения высшего профессионального образования
4) Психолого-педагогические условия эффективного развития современных образовательных технологий
Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
Гуманитарные аспекты информационного обеспечения высшего профессионального образования
5) Современные проблемы использования потенциала морских акваторий Российской Федерации
Научно-исследовательская лаборатория комплексных исследований водных ресурсов
Современные проблемы использования потенциала морских акваторий Российской Федерации
Менеджмента и маркетинга
Финансов и кредита
Проблематика научных направлений и школ Университета освящается в 3-х периодических научных электронных журналах, которые включены в базу РИНЦ:
— Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление;
— Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки;
— Серия 3: Образовательные ресурсы и технологии.
Все журналы включены в базу системы РИНЦ, являются периодическими изданиями.
За 2014-2015 учебный год утвержденный план редакционно – издательской деятельности по блоку научно – исследовательских изданий (монографий) всеми структурными подразделениями Университета выполнен. Всего издано 43 монографии, в том числе, издано научно – педагогическими работниками (НПР) головного вуза 30 монографий, НПР филиалов 13 монографий. За отчетный период всего издано 45 учебных пособий и учебников, в том числе НПР головного вуза 30 изданий, НПР филиалов 15 изданий.
Основная часть монографий, учебных пособий и учебников издана издательством Московского университета имени С.Ю.Витте.
По результатам проводимых исследований научно – педагогическими работниками университета опубликованы статьи в печатных и электронных научных журналах:
2. Опубликовано 22 научные статьи в зарубежных изданиях, в том числе 3 публикации в системе Agris;
3. Всего опубликовано 110 научных статей в журналах, рекомендованных ВАК, в том числе, НПР головного вуза опубликовано 82 научные статьи; НПР филиалов Университета опубликовано 28 статей;
4. Всего опубликовано 396 научных статей в журналах, включенных в базу РИНЦ, в том числе, НПР головного вуза опубликовано 245 научные статьи, НПР филиалов Университета опубликована 151 статья.
За 2014-2015 учебный год в Университете на высоком уровне проведено 5 международных конференций с изданием сборников научных трудов, в том числе XI Международная научная конференция «Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон». Всего проведено 18 конференций с изданием сборников материалов. Проведено более 40 научных мероприятий с активным участием научно – педагогических работников Университета.
— 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника», направленность «Управление в социальных и экономических системах»;
— 37.06.01 «Психологические науки», направленность «Педагогическая психология»;
— 38.06.01 «Экономика», направленность «Экономическая теория»;
— 38.06.01 «Экономика», направленность «Экономика и управление народным хозяйством»;
— 38.06.01 «Экономика», направленность «Финансы, денежное обращение и кредит»;
— 40.06.01 «Юриспруденция», направленность «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»;
— 40.06.01 «Юриспруденция», направленность «Конституционное право; конституционный и судебный процесс; муниципальное право»;
— 40.06.01 «Юриспруденция», направленность «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»;
— 40.06.01 «Юриспруденция», направленность «Уголовное право и криминология;
— 44.06.01 «Образование и педагогические науки», направленность «Теория и методика профессионального образования».
Также продолжается подготовка кадров в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными требованиями по научным специальностям.
Темы диссертационных исследований и научные руководители аспирантов ежегодно утверждаются Ученым советом Университета.
Аспиранты публикуют результаты научных исследований в рецензируемых научных журналах Университета, в сборниках научных трудов конференций, проводимых на базе Университета, в специальном издании «Сборник научных статей молодых преподавателей и аспирантов». Под руководством научных руководителей аспиранты также публикуют статьи в других российских и зарубежных изданиях, участвуют во всероссийских и международных конференциях и других научных мероприятиях.
Ведется активная научно-исследовательская работа со студентами. Всего за 2014-2015 учебный год студенты Университета приняли участие в 89 научных мероприятиях, более 1300 активных участников НИРС. Всего подготовлено студентами Университета под руководством преподавателей 625 публикаций. Всего на внешних конкурсах и конференциях студенты Университета получили 78 дипломов.