Что такое навык в психологии

навык

Полезное

Смотреть что такое «навык» в других словарях:

Навык — Навык деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может … Википедия

навык — См. знание, опытность, привычка приобрести навык. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. навык знание, опытность, привычка; искусство, мастеровитость, мастерство, умение,… … Словарь синонимов

НАВЫК — НАВЫК, навыка, муж. 1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему нибудь, в чем нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.). || преим. мн. Практические уменья (пед.). Школа должна давать… … Толковый словарь Ушакова

НАВЫК — НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Навык — Habit of the work; Skill доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия. Навык вырабатывается упражнением или привычкой. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе навыков лежат условные рефлексы. Различают … Словарь бизнес-терминов

НАВЫК — НАВЫК, а, муж. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему н. Н. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

НАВЫК — доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных … Философская энциклопедия

НАВЫК — англ. habit; нем. Fertigkeit. Доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

НАВЫК — доведенное до автоматизма умение решать те или иные задачи (чаще всего двигательные) … Российская энциклопедия по охране труда

навык — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ability/yhabit … Справочник технического переводчика

Источник

Навык – это, в психологии

Одним из важных элементов сознательной деятельности любого индивида являются навыки. Они относятся к автоматизированным компонентам и имеют сложную классификацию. Мы расскажем, что такое навыки с научной точки зрения и как развить нужный комплекс элементов.

Содержание

О навыках простыми словами

Навык – это, в психологии, действие, возведенное в степень автоматизма. Но здесь важно разделять деятельность в целом и ее отдельные процессы, так как навыками могут быть только элементы, входящие в процесс деятельности.

Рассматривая научное определение навыков, стоит четко понимать, что они не имеют ничего общего с безусловными рефлексами. Последние изначально не контролируются сознанием и автоматизированы. Примеры безусловных рефлексов знакомы каждому: дыхание или сглатывание слюны.

Что такое навык в психологии. Смотреть фото Что такое навык в психологии. Смотреть картинку Что такое навык в психологии. Картинка про Что такое навык в психологии. Фото Что такое навык в психологии

А вот навыки превращаются в автоматизированные только в процессе регулярного повторения или, как еще принято говорить, упражнения. Специалисты часто дают такую характеристику навыкам – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, становящиеся таковыми в процессе деятельности и не контролируемые сознанием.

Хорошим примером в данном случае могут служить люди, потерявшие память. До 98% из них сохраняют элементы деятельности, доведенные в течение жизни до автоматизма. Это могут быть навыки, связанные с работой, ведением домашнего хозяйства или хобби.

Что такое навык в психологии. Смотреть фото Что такое навык в психологии. Смотреть картинку Что такое навык в психологии. Картинка про Что такое навык в психологии. Фото Что такое навык в психологии

Около 10 лет назад в одну из больниц Новосибирска попал мужчина с травмой головы, результатом чего стала потеря памяти – пациент не помнил ничего о себе. Через год память не вернулась, а поиски родственников не увенчались успехом. Мужчине пришлось выстраивать жизнь заново. Как оказалось, он хорошо управлялся с деревом. И не просто мастерил из древесины поделки, а создавал уникальную мебель с особыми отличительными элементами – почерком мастера, который не пропал вместе с памятью. По почерку мужчина абсолютно случайно и опознал партнер по бизнесу.

Если опустить все научные описания навыков и изложить их кратко самым простым языком, то можно сказать следующее – навыком считается тот компонент деятельности, который производится легко, без сознательного контроля и сосредоточенности на происходящем.

Классификация

В психологии существует сложная классификация навыков. В первую очередь они делятся на:

Под первыми понимаются элементарные действия, свойственные каждому человеку: поднести ложку ко рту, расчесать волосы, закрыть дверь ключом.

Также навыки подразделяются на:

Конкретные уместны только в одной ситуации. Часто подобные навыки приобретают люди, которые длительное время занимаются одним и тем же делом. Но вне рамок ситуации автоматизированные действия бесполезны.

В отличие от универсальных навыков. Они уместны в любых обстоятельствах и способны существенно облегчить жизнь индивида (в качестве примера можно взять завязывание шнурков).

Различают навыки и по видам:

Перцептивные навыки представляют собой отображение знакомого объекта через чувственную среду. Причем происходит это автоматически и затрагивает как свойства, так и характеристики объекта.

Интеллектуальные навыки – это применение алгоритма решения уже когда-либо встречавшейся задачи.

Двигательные навыки характеризуются как воздействие на некоторый предмет, производящееся в автоматическом режиме. Нужно отметить, что в эту категорию входят и перечисленные выше навыки.

Но описанные виды нельзя считать единственными. Отдельно выделяют коммуникативные навыки, спортивные, социальные навыки, бытовые. И это далеко не весь список. Практически в каждой сфере деятельности существует возможность довести действия до автоматизма.

Что такое навык в психологии. Смотреть фото Что такое навык в психологии. Смотреть картинку Что такое навык в психологии. Картинка про Что такое навык в психологии. Фото Что такое навык в психологии

Взаимодействие

Каждый индивид владеет группой навыков, и они постоянно взаимодействуют между собой. Тем более, когда речь идет о формировании новых элементов под воздействием сложившихся обстоятельств. Первоначально личность пытается применить уже имеющиеся навыки, что классифицируется как перенос навыков. Он бывает трех видов:

Аллокация навыков наиболее важна в педагогике. В этом ключе можно отметить и такое явление как диффузию – распространение навыков в группе индивидов. Если одна личность владеет необходимыми для всей группы элементами действий, то вскоре и остальные ее участники вырабатывают их у себя.

Нюансы формирования

Обучение навыку происходит в три этапа:

Немаловажную роль в оттачивании навыка играет личность, через которую происходит обучение. Правильно организованный процесс ускоряет формирование и закрепление алгоритма действий, приводя их к автоматизму.

Источник

Понятие и краткая характеристика навыка в общей психологии

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чa­c­тичнуюa­втo­мa­тизирo­вa­ннo­c­ть иc­пo­лнe­ния и рe­гуляции цe­лe­c­o­o­брa­зных движe­ний у чe­лo­вe­кa­ нa­зывa­ют нa­выкo­м.

1. Измe­нe­ниe­ приe­мo­в иc­пo­лнe­ния движe­ний (c­o­вмe­щe­ниe­ нe­c­кo­льких движe­ний в o­дин a­кт, увe­личe­ниe­ тe­мпa­).

2. Измe­нe­ниe­ приe­мo­в c­e­нc­o­рнo­гo­ кo­нтрo­ля нa­д дe­йc­твиe­м (нa­примe­р, o­пытнa­я мa­шиниc­ткa­ нe­ c­мo­трит нa­ клa­виa­туру при нa­бo­рe­ тe­кc­тa­).

3. Измe­нe­ниe­ приe­мo­в цe­нтрa­льнo­гo­ рe­гулирo­вa­ния дe­йc­твия (нa­примe­р, при хo­дьбe­ чe­лo­вe­к нe­ думa­e­т, кудa­ и кa­к c­тa­вить нo­ги).

Труд – этo­ дe­ятe­льнo­c­ть пo­ o­бязa­тe­льнo­му зa­дa­нию, рe­зультa­ты кo­тo­рo­й прe­дc­тa­вляют нe­пo­c­рe­дc­твe­нную цe­ннo­c­ть для других людe­й, o­бщe­c­твa­.

Учe­ниe ­ — этo­ дe­ятe­льнo­c­ть пo­ o­бязa­тe­льнo­му зa­дa­нию, рe­зультa­ты кo­тo­рo­й прe­дc­тa­вляют пe­рc­пe­ктивную цe­ннo­c­ть для других людe­й, o­бщe­c­твa­.

Игрa ­ — этo­ пo­дрa­жa­тe­льнo­-вырa­зитe­льнa­я дe­ятe­льнo­c­ть, нe­ пo­ o­бязa­тe­льнo­му зa­дa­нию, прe­дc­тa­вляющa­я пe­рc­пe­ктивную цe­ннo­c­ть для o­бщe­c­твa­ кa­к c­рe­дc­твo­ пo­дгo­тo­вки рe­бe­нкa­ к учe­нию и труду.

Спo­рт — дe­ятe­льнo­c­ть, нo­c­ящa­я c­o­рe­внo­вa­тe­льный хa­рa­ктe­р, c­вязa­ннa­я c­ рe­a­лизa­циe­й физичe­c­ких и умc­твe­нных c­пo­c­o­бнo­c­тe­й чe­лo­вe­кa­ и нa­прa­влe­ннa­я нa­ дo­c­тижe­ниe­ пo­бe­ды в c­o­рe­внo­вa­нии или дo­c­тижe­ниe­ мa­кc­имa­льнo­ вo­змo­жнo­гo­ рe­зультa­тa­.

Увлe­чe­ниe­ пo­ интe­рe­c­a­м (хo­бби) — дe­ятe­льнo­c­ть нe­ пo­ o­бязa­тe­льнo­му зa­дa­нию, в кo­тo­рo­м примe­рнo­ рa­вную цe­ннo­c­ть прe­дc­тa­вляют кa­к e­e­ рe­зультa­т, тa­к и c­a­м прo­цec­c­.

Что такое навык в психологии. Смотреть фото Что такое навык в психологии. Смотреть картинку Что такое навык в психологии. Картинка про Что такое навык в психологии. Фото Что такое навык в психологии

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Навык — это… Значение психологического термина

Навык пояснение

НАВЫК (действие автоматизированное, автоматизм вторичный) — действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:

1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;

2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей.

В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.

Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.

Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы — самые поздние и сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Движение в одну сторону — это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения. Это свойство компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий автоматических.

Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Сложные навыки в сфере восприятия — это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр. Примером автоматизмов в умственной сфере могут служить навыки быстрого «свертывания» алгебраических выражений в уме и пр.

Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше.

Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания. Полезен практически принцип «повторение без повторения», когда при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках оптимальной «формулы» движения. При этом осознанию принадлежит очень важная роль.

Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки — тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения. Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем.

Итак, выработка навыка — процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма. Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием.

На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:

1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;

2) для уяснения содержания операции — уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь обратная;

3) для овладения операцией — полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.

Источник

Навык

способ выполнения действий, ставший в результате многократного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым. Физиологическая основа Н. динамический стереотип.

* * *
автоматически осуществляемое движение, не требующее ни сознательного контроля, ни специальных волевых усилий для его выполнения.

* * *
действие, доведенное до известной степени совершенства, выполняемое легко, быстро, экономично, с наивысшим результатом и минимальным напряжением, т. е. как бы автоматически. Основным средством формирования Н. является упражнение. Различают три основных вида Н.: перцептивные (Н. восприятия) — автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимаемого ранее предмета; интеллектуальные — автоматизированные приемы и способы решения ранее встречавшихся задач; моторные (двигательные) — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществляющееся ранее. Процесс формирования любого Н. обладает некоторыми характерными чертами, которые наиболее удобно рассмотреть на примере образования двигательного Н. Одной из основных черт этого процесса является образование двигательных или каких-либо иных (напр., умственных) структур, объединяющих отдельные движения в единое целое. На начальных ступенях обучения какому-либо действию человек выполняет отдельные входящие в него движения (или другие трудовые акты) порознь, с большими или меньшими интервалами между ними. В процессе упражнения время выполнения движений и интервалы между ними укорачиваются, происходит их объединение. В действии опытного оператора ряд последовательных частных движений выступает как одно сложное движение. Другая черта процесса формирования Н.— это выявление человеком релевантных сигналов. В процессе овладения Н. человек из всей массы сигналов, поступающих на его анализаторы, выбирает те, которые релевантны задаче. Иначе говоря, формируется не только моторная, но и сенсомоторная структура, являющаяся основой Н. В процессе ее формирования происходит перестройка взаимодействия разных анализаторов. На начальных этапах формирования Н. главную роль в контроле и регуляции движений играют дистантные анализаторы, в основном зрительные. По мере тренировки сенсорная структура перестраивается: возрастает роль осязательных и кинестетических сигналов. Напр., опытные профессионалы могут выполнить довольно сложные координированные движения без зрительного контроля. Третья черта процесса формирования Н.— это изменение соотношения уровней регуляции, их перераспределение — от речемыслительного уровня к сенсорно-перцетивному. При этом изменяется и уровень контроля — от отдельных элементов действия к действию в целом. И, наконец, еще одной чертой формирования Н. является усвоение ритма выполняемых действий. Благодаря ритмичности человек, владеющий Н., может работать длительное время без утомления. Опытный мастер способен также сравнительно легко переходить от одного темпа к другому. При этом высокий темп не снижает, а часто повышает качество работы. Сформированные у человека Н. существуют не изолированно друг от друга, а неизбежно вступают во взаимодействие. Основными его проявлениями являются перенос и интерференция Н.

Полезное

Смотреть что такое «Навык» в других словарях:

навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное… … Большая психологическая энциклопедия

Навык — Навык деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может … Википедия

навык — См. знание, опытность, привычка приобрести навык. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. навык знание, опытность, привычка; искусство, мастеровитость, мастерство, умение,… … Словарь синонимов

НАВЫК — НАВЫК, навыка, муж. 1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему нибудь, в чем нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.). || преим. мн. Практические уменья (пед.). Школа должна давать… … Толковый словарь Ушакова

НАВЫК — НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Навык — Habit of the work; Skill доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия. Навык вырабатывается упражнением или привычкой. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе навыков лежат условные рефлексы. Различают … Словарь бизнес-терминов

НАВЫК — НАВЫК, а, муж. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему н. Н. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

НАВЫК — доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных … Философская энциклопедия

НАВЫК — англ. habit; нем. Fertigkeit. Доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

НАВЫК — доведенное до автоматизма умение решать те или иные задачи (чаще всего двигательные) … Российская энциклопедия по охране труда

навык — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ability/yhabit … Справочник технического переводчика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *